Научная статья на тему 'Потребительский кооператив как перспективный инструмент развития сельских территорий'

Потребительский кооператив как перспективный инструмент развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА / ДИКОРОСЫ / ПРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ORGANIZATION OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVE / WILD PLANTS / CROP PRODUCTION / RURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симакова Евгения Юрьевна

В данной статье рассматривается актуальность и необходимость развития сельских территорий по средствам организации сельскохозяйственного потребительского кооператива. Деятельность кооператива ограничена сбором, сортировкой, хранением и реализацией продукции растениеводства и дикоросов в одном из районов Тверской области. Тенденции развития и необходимость данного предложения обосновывается соответствующими расчетами и критериями эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER COOPERATIVE AS A PROMISING TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

This article discusses the relevance and need for the development of rural areas by means of the organization of agricultural consumer cooperative. The activities of the cooperative are limited to the collection, sorting, storage and sale of crop and wild products in one of the districts of the Tver region. Development trends and the need for this proposal is justified by the relevant calculations and performance criteria.

Текст научной работы на тему «Потребительский кооператив как перспективный инструмент развития сельских территорий»

Симакова Е.Ю.

потребительский кооператив как перспективный инструмент развития сельских территорий

Наша страна с обширной территорией и разнообразными природно - климатическими зонами, богата огромными естественными ресурсами. Это не только энергоносители, но и так называемые восполняемые дары природы - дикорастущие плоды и ягоды, грибы и орехи, лекарственно - техническое сырье и

др.[10]

Тверская область богата лесными массивами, болотистыми и иными местностями, одаренными питательным потенциалом оздоровительного характера. Так, на территории Тверской области произрастают черника, клюква, морошка, брусника, грибы, лесные орехи и несчетное количество лечебных и полезных трав и растений. Зачастую такие заготовки ведут не отдельные семьи, а значительная по численности, не имеющая работы, трудоспособная часть населения целых деревень.

В настоящее время для развития сельских территорий существует ряд проблем, таких как сокращение численности населения, снижение уровня дохода, разрушение системы сбыта продукции и другие.

В связи с этим актуальность приобретает механизм возмещения части государственных функций в сфере социально-бытового обслуживания сельских территорий за счет организации и развития обслуживающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые являются институтом развития бизнеса, так и фактором улучшения условий жизни на селе.

В сельской местности Тверской области осуществляют деятельность малые формы предпринимательства и личные подсобные хозяйства. На землях сельскохозяйственного назначения и приусадебных участках осуществляется выращивание и сбор продукции растениеводства, а именно картофеля, овощей открытого и закрытого грунта, плодов.

В настоящее время нет системного подхода для реализации излишков продукции растениеводства и собираемых дикоросов. Поэтому возникает необходимость оказания помощи населению в реализации выращенной и собранной продукции. Это можно осуществить путем организации сельскохозяйственного потребительского кооператива, а именно заготовительной конторы.

Актуальность данного вопроса подтверждается также и тем, что 14 сентября 2018 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания по

вопросу «Проблемы и перспективы законодательного урегулирования многоцелевого использования лесных ресурсов», были озвучены предложения развития новых направлений использования пищевых и не древесных лесных ресурсов России (дикоросы) [10].

Положительным примером в сфере организации заготовительных кооперативов является Томская область, тогда, как заготовительная деятельность Тверской области охарактеризована с негативной тенденцией уменьшения объемов заготовок [5].

Создание кооператива по сбору продукции растениеводства и дикорастущей растительности сыграет важную социально - экономическую и общественную роль в развитии сельских территорий. Это сбор и реализация свежей витаминной продукции, увеличение и расширение ассортимента продуктов питания, произведенных на местах из экологически чистого сырья. Важное место занимает создание дополнительных рабочих мест по закупке и переработке даров природы и растениеводческой продукции, обеспечение занятости сельского населения, некоторый рост их доходов.

В советское время была хорошо развита система заготовительных контор по сбору не только овощей, фруктов, но и дикоросов [9].

Статистические данные приведенных ниже таблиц характеризуют динамику снижения объема закупок в системе потребительской кооперации по Тверской области и в целом по всей Российской Федерации. Проведенный анализ данных подтверждает актуальность данной темы и необходимость возрождения потребительских кооперативов (табл.1).

Таблица 1

Объемы закупок дикоросов по системе потребительской кооперации Центросоюза РФ за 1990-2016 годы (тонн)

Годы Плоды и ягоды Клюква и брусника Грибы сухие Грибы свежие, маринованные, соленые (в переводе на свежие) Орехи Лектехсырье

1990 15417 8002 - 3705 - 4401

2000 1052 1768 - 1174 - 1246

2010 275 213 7,8 210 99 1405

2011 516 420 11,0 247 149 1333

2012 507 448 11,4 231 95 1337

2013 477 409 4,8 184 64 1374

2014 427 293 7,3 175 64 1208

2015 331 491 8,0 136 64 1153

2016 238 296 6,8 186 193 1132

Статистические данные потребсоюзов, входящих в систему Центросоюза

РФ

*

Из данных таблицы 1 видно, что система потребительской кооперации Центросоюза РФ на протяжении многих десятилетий была основным заготовителем продукции растениеводства из личных подворий и фермерских хозяйств, и дикоросов (лекарственных растений, свежих и сушеных грибов и ягод). Но постепенно объемы заготовительной деятельности снижаются, а во многих регионах РФ и вовсе сведены к нулю.

При анализе заготовки дикорастущей продукции следует, что номинальные объемы пищевых, лекарственных и технических лесных ресурсов не снижаются, но фактический заготовительный оборот снизился за 26 лет по заготовке грибов - на 95%; лектехсырья - на 74,3%; клюквы и брусники - на 96,3%.

Естественно, нужно учитывать, что в условиях рыночной экономики осуществляют указанную деятельность другие организации и индивидуальные предприниматели. Анализ рынка дикоросов по Тверской области показал, что организаций, основным видом деятельности которых, является «Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений» на территории области не зарегистрировано.

Из всего вышесказанного следует, что сегмент рынка в сфере деятельности заготовителей дикорастущих лесных ресурсов и продукции растениеводства не заполнен. Поэтому, развитие потребительской кооперации целесообразно, например, в одном из районов Тверской области, что подтверждают данные таблицы 2.

Таблица 2

Объемы закупок основных видов сельхозпродуктов и сырья по системе потребительской кооперации Тверского областного союза потребительских обществ за 1990-2017 гг.*

Годы 1990 2001 2008 2017

Виды продукции тонн тонн тонн тонн

Плоды то** 3071,0 то** 373,8 то** 45,5 то** -

БР*** 169,3 БР*** 30,0 БР*** 2,1 БР*** 0

Клюква и брусника, тонн то** 786,0 то** 412,0 то** 98,0 то** -

БР*** 59,0 БР*** 22,0 БР*** 7,2 БР*** 0,5

Мясо, тонн то** 6638,5 то** 1043,5 то** 171,0 то** -

БР*** 531,4 БР*** 98,0 БР*** 24,0 БР*** 2,0

Картофель, тонн то** 31444,4 то** 1684,5 то** 284,6 то** -

БР*** 1151,5 БР*** 154,2 БР*** 63,2 БР*** 5,0

Овощи, тонн то** 15061,9 то** 1631,7 то** 186,5 то** -

БР*** 778,1 БР*** 108,1 БР*** 8,2 БР*** 0,4

Лектехсырье, кг то** 78537 то** 27847 то** 8520 то** -

1772 БР*** 1000 БР*** 652 БР*** 0

* Статистические данные потребсоюзов, входящих в систему Центросоюза

РФ

**ТО - данные по Тверской области

***БР - данные по Бежецкому району

В соответствии с данными таблицы 2, Тверской областной потребительский союз в 1990 году показывал высокие темпы заготовительной деятельности. Удельный вес заготовительного оборота Бежецкого РАЙПО варьируется от 2 до 7% по видам закупаемого сырья, что говорит о наличии на территории Бежецкого района потенциальных видов продукции для открытия сельскохозяйственного потребительского кооператива.

В настоящее время в Бежецком районе Тверской области имеется около четырех тысяч личных подсобных хозяйств, в которых производится 42,6 тонн овощей открытого грунта и 3,3 тонны плодов.

Объем плодово-ягодной продукции, продукции растениеводства и картофеля в Бежецком районе составляет 11,1% от общего объема всех категорий продукции по Тверской области.

Сокращение системы закупок связано и с убылью населения. По данным всесоюзных и всероссийских переписей, в том числе Тверьстата, численность населения в Тверской области неуклонно уменьшается с 20-х годов ХХ века. В Тверской области значится самое большое количество сельских населенных пунктов среди регионов России (9 532) и самое большое количество, в которых никто не проживает (2 234), или каждый четвертый пункт без населения. Преобладают пункты с численностью населения до 10 человек, таких учтено 3662 единицы, или 38%.

В Бежецком районе также наблюдается устойчивая тенденция снижения численности населения. На 01.01.2018 г. сельское население - 11153 человека, то есть 34,5% от общего числа проживающих в районе. В 1989 году удельный вес сельского населения составлял 38,2%. Но в то же время по данным статистической отчетности хозяйства населения Бежецкого района собрали в 2017 году 57520 центнеров картофеля, 46573 центнера овощей и 3307 центнеров плодов.

При проведении мониторинга ярмарки в г. Бежецк установлено, что многие ЛПХ и КФХ имеют излишки картофеля, овощей. Так же активно ведется торговля дикорастущим сырьем: грибами, ягодами.

Сегодня становится очевидным, что эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает конкретные черты и характер.

Реализация потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, сельхозпродукции

требует создание новых и модернизацию существующих приемно-заготовитель-ных пунктов потребительской кооперации с применением современных технологий.

Поэтому предложением по решению данных проблем является - создание сельскохозяйственного потребительского кооператива «Заготовительная контора» по сбору, сортировке, хранению и реализации продукции растениеводства и дикоросов с обеспечением самозанятости населения [9].

Исследования местности и опрос респондентов позволили сделать выводы о том, что население готово сдавать излишки произведенной продукции растениеводства в сельскохозяйственный потребительский кооператив.

Период для реализации данного предложения можно обозначить до 2021

года.

Объектом реализации данного предложения является Бежецкий район Тверской области.

В соответствии с обозначенной проблемой и для воплощения данного предложения в жизнь необходимо:

1. Осуществить сбор информации об актуальности данного предложения, проведение анализа для определения видов продукции растениеводства и дикоросов;

2. Подобрать земельный участок и/ или помещение для приема, сортировки, хранения собираемой продукции;

3. Разработать проект учредительных документов, необходимых для создания кооператива (устав, решение о создании и другие);

4. Обозначить условия для вступление в муниципальную программу, порядок предоставления гранта на создание и развитие сельскохозяйственного потребительского кооператива;

5. Привлечь владельцев ЛПХ И КФХ, заинтересованных в создании потребительского кооператива;

6. Провести рекламную кампанию (СМИ, сайты органов местного самоуправления);

7. Регулярно проводить круглые столы, форумы, семинары.

Для того, чтобы в полном объеме провести исследование рыночной конъюнктуры продукции растениеводства и дикоросов в Бежецком районе и определить мероприятия, необходимо провести SWOT - анализ и рассмотреть более детально сильные и слабые стороны, возможности и угрозы реализации данного предложения.

Сильные стороны:

1. Заинтересованность Администрации Бежецкого района в осуществлении данного предложения;

2. Возможность выделения финансовых средств в 2020 году из бюджета

района для реализации предложения;

3. Наличие земельных участков и помещений для размещения потребительского кооператива;

4. Наличие опыта в создании потребительской кооперации в Бежецком районе.

Слабые стороны:

1. Недостаточное количество финансовых средств местного бюджета;

2. Слабо отлаженные каналы реализации продукции;

3. Отсутствие нормативных документов (муниципальных программ).

Возможности:

1. Востребованность существования потребительского кооператива у населения;

2. Наличие продукции растениеводства и дикоросов;

3. Наличие пищевых производств в Тверской области;

4. Наличие областной программы по поддержке потребительской кооперации;

5. Наличие трудовых ресурсов, необходимых для реализации данного предложения;

6. Отсутствие конкуренции в потребкооперации на территории Бежецкого района.

Угрозы (риски):

1. Сезонность продукции;

2. Отсутствие хранилища для продукции;

3. Неурегулированность проблемы сбора дикоросов федеральным законодательством;

4. Влияние теневого бизнеса.

Благодаря реализации данного предложения на территории Бежецкого района будет создана система сбора и переработки дикоросов, сельхозпродукции, появятся линейки экологически чистых пищевых продуктов, укрепится сфера услуг на местах, сформируется благоприятная социальная среда, будут созданы новые рабочие места на селе.

Бюджет для осуществления данного предложения составляет относительно небольшую сумму 1086,5 тыс. рублей. Большая доля денежных средств будет направлена на предоставление гранта для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Денежные средства так же необходимы на проведение рекламной кампании, организацию круглых столов, форумов и семинаров. В таблице 3 более подробно расписаны ресурсы и сформирован бюджет реализации данного предложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Определение ресурсов и формирование бюджета организации сельскохозяйственного потребительского кооператива

Работы Что необходимо Объем Источник Стоимость, тыс.руб.

проекта (ресурсы) ресурсов Финансирования

1. Сбор информации об Временные 4 х х

актуальности данного пред- (мес.)

ложения, проведение ана- Трудовые (чел.) 2

лиза для определения видов

продукции растениеводства и

дикоросов

2. Подбор земельных участ- Материальные Не менее 5 Бюджет 8,0

ков и/ или помещений для Финансовые участков МО «Бежецкий

приема, сортировки, хранения собираемой продукции Трудовые (чел.) Временные (мес.) 1 6 район»

3. Разработка проектов Трудовые (чел.) 2 х х

учредительных документов необходимых для создания Временные (мес.) 7

кооператива (устав, решение

о создании и другие)

4. Разработка и утверждение Трудовые (чел.) 3 Бюджет 1000,0

муниципальной программы, Временные 6 МО «Бежецкий

порядка предоставления (мес.) район»

гранта на создание и разви- Финансовые

тие сельскохозяйственного

заготовительного коопера-

тива

5. Привлечение владельцев Трудовые (чел.) 3 х х

ЛПХ И КФХ, заинтересован- Временные 14

ных в организации потреби- (мес.)

телького кооператива

б.Проведение рекламной Трудовые (чел.) 3 х 23,5

кампании (СМИ, сайты Временные 5

органов местного самоуправления) (мес.) Финансовые

7. Регулярное проведение Трудовые (чел.) 3 Бюджет 55,0

круглых столов, форумов, Временные 24 МО «Бежецкий

семинаров. (мес.) Финансовые район»

Итого: 1086,5

Ожидаемые результаты от реализации данного предложения:

1. Создание сельскохозяйственного потребительского кооператива «Заготовительная контора» по сбору, сортировке, хранению и реализации продукции растениеводства и дикоросов.

2. Подбор не менее 2 - х земельных участков и / или не менее двух помещений для приема, сортировки, хранения собираемой продукции;

3. Наличие пакета методических рекомендаций, в т.ч. проектов учредительных документов, необходимых для создания потребительского кооператива.

4. Утверждение муниципальной программы, порядка предоставления гранта на создание и развитие сельскохозяйственного заготовительного кооператива;

5. Определение наиболее активных владельцев ЛПХ И КФХ, заинтересованных в работе потребительского кооператива;

6. Популяризация идеи создания потребительского кооператива на территории Бежецкого района Тверской области;

7. Проведение межрегионального форума заготовителей в г. Бежецк.

При осуществлении данного предложения в перспективе после 2020 года возможно получение экономических и социальных эффектов по показателям, приведенным в таблице 4.

Таблица 4

Перспективы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Тверской области

Социальный эффект Экономический эффект

Создание сельскохозяйственного потребительского кооператива (объединение не менее 10 субъектов) Создание дополнительных рабочих мест (не менее 7)

Развитие малых форм хозяйствования на селе Увеличение доходной базы бюджета муниципального образования (не менее 100 тыс. руб. ежегодно)

Вовлечение ЛПХ в деятельность сельскохозяйственного потребительского кооператива (не менее 100), обеспечение возможности получения дополнительных доходов для населения Вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот

Деятельность по заготовке продукции сельского хозяйства, в том числе произведенной личными подсобными хозяйствами, фермерскими хозяйствами и организациями малых форм, а также собранной дикорастущей продукции (лекарственных растений, грибов, ягод, плодов и др.), является важнейшим направлением деятельности организаций сельскохозяйственной потребительской кооперации.

С точки зрения муниципального управления намного эффективнее поддерживать и развивать не множество мелких подсобных хозяйств, а их организован-

ные кооперативы. С помощью многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации можно реализовывать муниципальные сельскохозяйственные программы и решать задачи, в частности продовольственной безопасности, закупок для муниципальных и государственных нужд, импортозаме-щения.

Поэтому развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации обусловлено необходимостью защиты социально-экономических интересов личных подсобных хозяйств, что способствует повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, уровню занятости, увеличению доходов, и соответственно развитию сельской территории в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс РФ от 30.10.1994 № 51 -ФЗ; (части первая и вторая) официальный текст (с изменениями и дополнениями от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 1997-2018.

2. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс, 19972018.

3. Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы/ Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 06.09.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 1997-2018.

4. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на гранто-вую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы/ Постановление Правительства РФ от 24.06.2015 N 623 (ред. от 25.05.2016) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 1997-2018.

5. Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений/ Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.04.2007 N 83 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.05.2007 N 9526) [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс, 1997-2018.

6. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 1990 г., 2000 г., - 2016 г. - М: Центросоюз России.

7. Потребительский кооператив в Российском законодательстве // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// LAPLambertAkademic Pulishinq-2001 (Дата и время обращения 10.06.2019 г).

8. Современные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в России. ФГБНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова// Международный научно-производственный журнал «Экономика АПК» - 2011. - №3 - с. 153-159.

9. Симакова, Е.Ю. Развитие и регулирование рынка картофеля на основе проблемно-ориентированного подхода: дис. ... канд. эк. наук: 08.00.05 / Симакова Евгения Юрьевна. - М., 2010. - 171 с.

10. Фридман А.М. Закупки дикорастущих даров природы - важная социально-экономическая миссия потребительской кооперации страны // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики - 2017.-№4 - с.31-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.