Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности как стратегическое направление геоэкономической политики стран Европейского союза'

Повышение конкурентоспособности как стратегическое направление геоэкономической политики стран Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЛИССАБОНСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЕВРОПА-2020 / УМНЫЙ РОСТ / УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ РОСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошун Никита Дмитриевич

Глубокий экономический спад, вызванный последствиями глобального кризиса, поставил перед странами ЕС необходимость выработки новой стратегии, призванной обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность европейской экономики. Целью данной статьи является системный обзор разработок в области устойчивого роста и оценка конкурентоспособности экономики стран ЕС в посткризисный период. Изучение концептуальных документов позволило сделать вывод, что в основу новой стратегии развития стран ЕС положен открытый метод координации, в рамках которого должны составляться национальные программы. Обобщение и систематизация статистических данных, изучение официальных публикаций позволило выявить динамику и тенденции развития экономики стран ЕС, ее конкурентоспособность относительно других стран. В настоящее время экономика стран ЕС демонстрирует умеренный, но неравномерный рост. Однако, несмотря на рост, экономика ЕС недостаточно конкурентоспособна и отстает от Соединенных Штатов и других странах с развитой экономикой во всех четырех «умных» областях, которые определены в стратегии «Европа 2020». Существует значительный разрыв в уровне жизни стран ЕС и США, который постоянно увеличивается и еще более резко после финансового и экономического кризиса последних лет. В то время как ЕС по-прежнему превосходит США в обеспечении более широкого и устойчивого роста, более доступны медицинские услуги, общее неравенство доходов ниже, а правительство является более эффективным в решении проблем нищеты и неравенства. Существенный разрыв в конкурентоспособности наблюдается и между странами-членами ЕС. Северная и Северо-Западная Европы имеют очень высокие показатели по сравнению с отстающими странами Южной Европы, Центральной и Восточной Европы. Этот разрыв особенно заметен в инновационной деятельности - одной из ключевых факторов конкурентоспособности для Европы. Сокращение разрыва в конкурентоспособности стран ЕС потребует дифференцированных стратегий, которые учитывают национальные и региональные особенности. В целях дальнейшего повышения инновационного потенциала стран ЕС необходимо создать благоприятные условия для формирования новых инновационных идей, обеспечить поддержку новых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing competitiveness as a strategic area of geo-economic policy of the European Union

Deep recession caused by the effects of the global crisis, the EU has set to develop a new strategy to ensure sustainable development and competitiveness of the European economy. The purpose of this paper is a systematic review of developments in the field of sustainable growth and competitiveness assessment of the economy of the EU countries in the post-crisis period. A study of conceptual documents led to the conclusion that a new development strategy of the EU laid open method of coordination, in which shall be drawn up national programs. Generalization and systematization of statistical data, the study revealed the official publications of the dynamics and trends of development of the EU economy and its competitiveness relative to other countries. At present, the economies of the EU demonstrates moderate but uneven growth. However, despite the growth, the EU economy is not competitive and lags behind the United States and other advanced economies in all four "smart" areas identified in the strategy "Europe 2020". There is a significant gap in living standards between the EU and the US, which is constantly increasing and even more sharply after the financial and economic crisis of recent years. While the EU is still superior to the United States to provide a broader and more sustainable growth, more accessible health services, the overall income inequality is lower, and the government is more effective in addressing the problems of poverty and inequality. Significant gap in competitiveness between the observed and the EU member states. North and North-West Europe have very high compared to the lagging countries of Southern Europe, Central and Eastern Europe. This gap is particularly noticeable in innovation one of the key factors of competitiveness for Europe. Bridging the gap in competitiveness of the EU countries require differentiated strategies that take into account national and regional characteristics. In order to further enhance the innovative capacity of the EU need to create favorable conditions for the formation of new and innovative ideas to support new innovative enterprises

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности как стратегическое направление геоэкономической политики стран Европейского союза»

Бизнес в законе

6’2014

11.8. повышение

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Хорошун Никита Дмитриевич, аспирант

Место учебы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Аннотация: Гпубокий экономический спад, вызванный последствиями глобального кризиса, поставил перед странами ЕС необходимость выработки новой стратегии, призванной обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность европейской экономики. Целью данной статьи является системный обзор разработок в области устойчивого роста и оценка конкурентоспособности экономики стран ЕС в посткризисный период.

Изучение концептуальных документов позволило сделать вывод, что в основу новой стратегии развития стран ЕС положен открытый метод координации, в рамках которого должны составляться национальные программы. Обобщение и систематизация статистических данных, изучение официальных публикаций позволило выявить динамику и тенденции развития экономики стран ЕС, ее конкурентоспособность относительно других стран.

В настоящее время экономика стран ЕС демонстрирует умеренный, но неравномерный рост. Однако, несмотря на рост, экономика ЕС недостаточно конкурентоспособна и отстает от Соединенных Штатов и других странах с развитой экономикой во всех четырех «умных» областях, которые определены в стратегии «Европа 2020». Существует значительный разрыв в уровне жизни стран ЕС и США, который постоянно увеличивается и еще более резко после финансового и экономического кризиса последних лет. В то время как ЕС по-прежнему превосходит США в обеспечении более широкого и устойчивого роста, более доступны медицинские услуги, общее неравенство доходов ниже, а правительство является более эффективным в решении проблем нищеты и неравенства.

Существенный разрыв в конкурентоспособности наблюдается и между странами-членами ЕС. Северная и СевероЗападная Европы имеют очень высокие показатели по сравнению с отстающими странами Южной Европы, Центральной и Восточной Европы. Этот разрыв особенно заметен в инновационной деятельности - одной из ключевых факторов конкурентоспособности для Европы.

Сокращение разрыва в конкурентоспособности стран ЕС потребует дифференцированных стратегий, которые учитывают национальные и региональные особенности. В целях дальнейшего повышения инновационного потенциала стран ЕС необходимо создать благоприятные условия для формирования новых инновационных идей, обеспечить поддержку новых инновационных предприятий.

Ключевые слова: Европейский Союз, Лиссабонская стратегия, Европа-2020, умный рост, устойчивый рост, инклюзивный рост, конкурентоспособность, инновации

increasing competitiveness as a strategic area of geoeconomic policy of the European union

Khoroshun Nikita D., postgraduate

Study place: Plekhanov Russian University of Economics

[email protected]

Annotation: Deep recession caused by the effects of the global crisis, the EU has set to develop a new strategy to ensure sustainable development and competitiveness of the European economy. The purpose of this paper is a systematic review of developments in the field of sustainable growth and competitiveness assessment of the economy of the EU countries in the postcrisis period.

A study of conceptual documents led to the conclusion that a new development strategy of the EU laid open method of coordination, in which shall be drawn up national programs. Generalization and systematization of statistical data, the study revealed the official publications of the dynamics and trends of development of the EU economy and its competitiveness relative to other countries.

At present, the economies of the EU demonstrates moderate but uneven growth. However, despite the growth, the EU economy is not competitive and lags behind the United States and other advanced economies in all four "smart" areas identified in the strategy "Europe 2020". There is a significant gap in living standards between the EU and the US, which is constantly increasing and even more sharply after the financial and economic crisis of recent years. While the EU is still superior to the United States to provide a broader and more sustainable growth, more accessible health services, the overall income inequality is lower, and the government is more effective in addressing the problems of poverty and inequality.

Significant gap in competitiveness between the observed and the EU member states. North and North-West Europe have very high compared to the lagging countries of Southern Europe, Central and Eastern Europe. This gap is particularly noticeable in innovation - one of the key factors of competitiveness for Europe.

Bridging the gap in competitiveness of the EU countries require differentiated strategies that take into account national and regional characteristics. In order to further enhance the innovative capacity of the EU need to create favorable conditions for the formation of new and innovative ideas to support new innovative enterprises

Keywords: European Union, the Lisbon Strategy, Europe 2020, smart growth, sustainable growth, inclusive growth, competitiveness, innovation

Задача сохранения своих позиций в качестве одного из главных центров современного мира, способного адекватно реагировать на вызовы глобализации возникла перед Европейский Союзом в начале 21-го века [1]. С этой целью в 2000 году была принята Лиссабонская стратегия [2], ориентированная на преобразование ЕС в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономику мира, основанную на знаниях, способную к устойчивому экономическому росту с большим количеством и более качественными рабочими местами и большей социальной сплочённостью. Стратегия была принята на период до 2010 года.

Однако, ни одна из намеченных целей не была достигнута, а спустя десятилетие Евросоюз вместо того, чтобы усилить свою международную позицию, стал все менее заметен на карте мира. Он все еще сохраняет экономическое могущество, но фундамент этого могущества подвергся эрозии, поскольку конкурентоспособность европейской экономики падает. В гло-

142

Хорошун Н. Д,

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕС

бальной гонке в важнейших дисциплинах, имеющих решающее значение для будущего, страны ЕС все слабее справляются с развитием науки и новых технологий.

В 2010 году Европейская комиссия (ЕК) предложила стратегию «Европа 2020»[3] как средство фокусирования Европейского Союза (ЕС) и его государств-членов на важную задачу повышения конкурентоспособности ЕС. Согласно стратегии, ее цель - превратить ЕС в умную, устойчивую и инклюзивную экономику, обеспечивающей высокий уровень занятости, производительность труда и социальной сплоченности.

По мере того, как Европа постепенно выходит из тяжелого финансового и экономического кризиса, задача реализации долгосрочных стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности экономики стран ЕС, приобретает особую актуальность.

Конкурентными экономиками являются те, которые способны поддерживать достаточный уровень продуктивности экономики и обеспечивать рост качества жизни населения. Для дальнейшего повышения конкурентоспособности и потенциала устойчивого роста экономики, политика государств-членов Евросоюза должна быть направлена на долгосрочные реформы в рамках новой стратегии.

В начале XXI в. Европейскому союзу предстояло сохранить за собой роль одного из главных центров современного мира, достойно отвечающего вызовам глобализации [4]. При этом отсутствие на уровне ЕС необходимых механизмов стратегического управления не позволяло эффективно решать соответствующую задачу. В этой связи в 2000 г. была принята рассчитанная на 10 лет Лиссабонская стратегия ЕС. Достижение главной цели Лиссабонской стратегии было обусловлено реализацией ряда реформ. В экономической сфере это были реформы, направленные на повышение производительности, конкурентоспособности и инноваций. Целью социальных реформ должнабыла стать модернизация европейской социальной модели, борьба с безработицей и социальной изоляцией.

Для реализации поставленных в 2000 г. целей был установлен список приоритетных задач. Принимая в расчет тот факт, что затрагиваемые сферы политики почти полностью находятся в пределах исключительных полномочий государств ЕС, был введен открытый метод координации, в рамках которого должны составляться национальные программы.

Открытый метод координации (ОМК), является альтернативой традиционному иерархическому управлению. Это своеобразная делиберация в целях европеизации, вообще не предполагающая выработки обязательных наднациональных норм или принуждения к их внедрению [5]. Его целью является направление национальных политик на реализацию определенных совместных целей.

В рамках этой формы межправительственного сотрудничества действия одних государств-участников оцениваются другими государствами ЕС («Peer pressure»); роль Комиссии ограничивается наблюдением за этим процессом. Европейский Парламент и Суд в Открытом методе координации никакого участия не принимают. Открытый метод координации практикуется в сферах, входящих в рамки компетенций государств-участников, например, в сферах социальной

защиты, социальной интеграции, образования, молодежи и профессионального обучения [6].

В зависимости от сферы Открытый метод координации включает так называемые мягкие законодательные меры («soft-law»), то есть меры, являющиеся более или менее обязательными для государств ЕС [7]. При европеизации через мягкую координацию главная цель институтов ЕС состоит в том, чтобы убедить национальные правительства изменить свое поведение в желательном, с точки зрения наднациональной власти, направлении. Для этого практикуется обращение к общим нормам, ценностям и верованиям, имеют место попытки изменить восприятие проблем отдельными национальными партнерами. В качестве инструментов используются руководящие указания, стратегии, создаются постоянные межправительственные комитеты, проводятся конференции экспертов, но средства принуждения отсутствуют.

Важнейшими компонентами Открытого метода координации являются:

- определение и формулирование совместных целей (с одобрения Совета);

- совместно установленные инструменты оценки (методы статистики, индикаторы, руководства);

- установление точек отсчета или «бенчмаркинг» (от англ. benchmarking), то есть сравнение характеристик государств-участников, а также обмен опытом (под наблюдением Комиссии).

По итогам 10-летнего периода реализации Лиссабонской стратегии, в полной мере поставленные цели так не были достигнуты. ЕС-27 с оценкой 4,81 баллов из семи возможных оказался позади не только США (оценка 5,27), но и Восточной Азии, которая стала мировым лидером с общей оценкой конкурентоспособности 5,28 (рисунок 1).____'_______________________

■ ЕС-27среднее ■ США ■ Восточная Азия

Рис. 1. Сопоставление ЕС-27, США и Восточной Азии по «Лиссабонским критериям» (2010 г.) [8]

За исключением показателя «устойчивое развитие» Европейский союз проигрывал другим регионам по остальным восьми «Лиссабонским критериям». Ситуацию усугубили вырвавшиеся из-под контроля дефициты бюджетов и внешние долги.

Для преодоления глубокого экономического спада вследствие финансового кризиса возникла необходимость в разработке новой экономической стратегии, адекватной уровню достигнутой интеграции и меняющейся роли ЕС в мире. Весной 2010-го года была принята стратегия «Европа 2020», отражающая европейскую социально-экономическую концепцию 21-го века.

Официальная стратегия ЕС определяет видение следующего десятилетия на основе трёх взаимодополняющихся приоритетов [9]:

143

Бизнес в законе

6’2014

- «Умный» рост - развивать экономику, основанную на знаниях и инновациях

- Устойчивый рост - поддерживать более ресурсоэффективную, зеленую и конкурентоспособную экономику

- Инклюзивный рост - стимулировать экономику с высокой занятостью для социальной и территориальной сплоченности

Стратегия дальнейшего идентифицирует семь флагманских инициатив ЕС, которые должны быть предприняты для стимулирования экономического роста и рабочих мест:

1) Промышленная политика в эпоху глобализации: улучшение бизнес-среды, в частности для малых и средних предприятий, поддержка развития сильной и устойчивой промышленной базы, способной конкурировать в глобальном масштабе;

2) Цифровые технологии: чтобы ускорить развертывание высокоскоростной доступ в Интернет и воспользоваться преимуществами цифрового единого рынка для домашних хозяйств и фирм;

3) Инновационный союз: для улучшения рамочных условий и доступа к финансированию исследований и инноваций, которые обеспечивают превращение инновационных идей в продукты и услуги, способствуют росту и созданию рабочих мест;

4) Поддержка молодежи: для повышения производительности образовательных систем и облегчения выхода молодых людей на рынок труда;

5) Занятость и рынок труда: для модернизации рынков труда и расширению возможностей людей, развитие их навыков на протяжении всего жизненного цикла, с целью увеличения трудового участия и лучшего соответствия спроса и предложения рабочей силы, в том числе посредством трудовой мобильности;

6) Противодействие бедности: обеспечение социальной и территориальной сплоченности для получения от экономического роста и создания рабочих;

7) Ресурсосбережение: помочь разорвать связь между экономическим ростом и использованием ресурсов, переход к низкоуглеродной экономике, увеличить использование возобновляемых источников энергии.

В рамках наднационального регулирования используются меры наблюдения, принуждения, мониторинга, происходит выявление целевых групп, на которые и распространяются вырабатываемые правила. Каждая страна-член ЕС подготовила свою страновую программу для достижения целей, определенных в стратегии Европа 2020. Для каждой страны были определены целевые индикаторы, по которым ведется регулярный мониторинг и отчетность.

Благодаря принятию смелой денежно-кредитной политики, проведению процессов реструктуризации в банковской системе и реформ по сокращению государственных расходов в определенных странах, Европа пережила финансовые потрясения.

Однако, наследие докризисного бума и последующего кризиса (включая высокие уровни частного и государственного долга) все еще препятствует процессу восстановления в странах ЕС [10].

Как результат, мрачные прогнозы относительно распада еврозоны исчезли, рост государственного долга стран, особенно пострадавших от кризиса, замедлился, и в большинстве экономик начинает складываться бюджетная консолидация.

Сегодня, когда острая фаза экономического и финансового кризиса пройдена, экономика стран ЕС демонстрирует признаки умеренного, но неравномерного роста и восстановления рабочих мест.

Как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком наблюдается оживление роста. Согласно прогнозу, опубликованному Международным Валютным Фондом в октябре 2014 года, в текущем году рост мировой экономики составит 3,3% [11], в 2015 году ожидается рост на уровне 3,8% (рисунок 2)._______________________________________

6 ------J----------------------------

2003 20 2010 2011 20JE? 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019

год ГС год год гоЩ год год год год год год год

Рис. 2. Процентное изменение ВВП (в постоянных ценах)

В 2014 году повысились риски ухудшения ситуации. Краткосрочные риски включают обострение геополитической напряженности и разворот недавнего сокращения спреда по риску и волатильности на финансовых рынках. Среднесрочные риски включают стагнацию и низкий потенциальный рост в странах с развитой экономикой и снижение потенциального роста в странах с формирующимся рынком.

Расходящиеся структуры доходов между Европой и другими странами сигнализируют о необходимости повысить конкурентоспособность Европы. Несмотря на то, что в странах ЕС наблюдается рост реального ВВП на душу населения, он все еще не достиг уровня США. Более того, с середины 1990-х годов разрыв между ЕС и США по показателю производительности труда увеличивается. Еще более резко данный разрыв увеличился после финансового и экономического кри-

ЕС продолжает стагнировать в сравнении с США и других развитых экономик с точки зрения построения умной, инновационной экономики, основанной на знаниях. ЕС отстает от Соединенных Штатов и других странах с развитой экономикой во всех четырех «умных» областях, которые определены в стратегии «Европа 2020». Европейские условия далеки от идеальных для предпринимателей и быстрорастущих компа-

144

Хорошун Н. Д,

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЕС

ний, и фрагментация затрудняет доступ на рынки, источники капитала и поддержку инициатив.

Еще более убедительное отставание ЕС в создании цифровой инфраструктуры и инновационного потенциала, который позволил бы своей экономики разблокировать новые источники роста [13].

Несмотря на существенные усилия по восстановлению динамики стран с развитой экономикой и в еврозоне с помощью макроэкономических мер и структурных реформ, ожидаемого роста не происходит, а уровень безработицы остается высоким.

Европа продолжает борьбу за увеличение ее конкурентоспособности и становление своей экономики на более прочную основу. Это связано, в частности в отношении разделов Европейской финансовой системы, недостаточного уровня конкуренции в секторе услуг и фрагментация рынков в ключевых стратегических отраслях.

В то время как ЕС по-прежнему превосходит США в обеспечении более широкого и устойчивого роста, более доступны медицинские услуги, общее неравенство доходов ниже, а правительство является более эффективным в решении проблем нищеты и неравенства.

Между странами-членами ЕС существует значительный разрыв между «инновационно богатыми» и «инновационно бедными» странами. В целом, важные национальные и региональные различия существуют в создании благоприятных условий для предпринимательства и инновационной среды в Европе. Северная и Северо-Западная Европы имеют очень высокие показатели по сравнению с отстающими странами Южной Европы, Центральной и Восточной Европы. На высококонкурентных рынках, хорошо развитые кластеры и предпринимательская среда служит краеугольным камнем бизнес-среды северных и северо-западных европейских стран. Ряд стран ЕС даже превзошли Соединенные Штаты в создании гармоничного роста. Такой разрыв является проблематичным не только для тех государств-членов ЕС, которые являются менее инновационными, но и для региона в целом.

Сокращение разрыва в конкурентоспособности стран ЕС потребует дифференцированных стратегий, которые учитывают национальные и региональные особенности. Хотя для улучшения экономики Европы, основанной на знаниях, согласованных и объединенных усилий требуется от всех государств-членов ЕС.

Для всех европейских стран, инвестиции в знания -генерирующие активы и драйверы для дальнейшего роста производительности труда. Создание институциональной основы для благоприятной предпринимательской среды, а также инвестирование в инновации и, прежде всего, в образование для молодых европейцев, обеспечит необходимые основы для интеллектуального роста и, следовательно, для создания выгодного трудоустройства.

В целях дальнейшего повышения инновационного потенциала стран ЕС необходимо создать благоприятные условия для формирования новых инновационных идей, обеспечить поддержку новых инновационных предприятий. Повышение прозрачности системы поддержки, создание соединений и партнерств для повышения эффективности должны быть среди ключевых целей для разработчиков политики и других субъектов, заинтересованных в улучшении предпринимательской среды.

С учетом этих возросших рисков повышение фактических и потенциальных темпов роста должно оста-

ваться приоритетной задачей. В странах с развитой экономикой это потребует дальнейших поддерживающих мер денежно-кредитной политики и бюджетной корректировки, соответствующих по темпам и структуре задачам поддержки, как экономического восстановления, так и долгосрочного роста.

В ряде стран повышение уровня государственных инвестиций в развитие инфраструктуры также может обеспечить поддержку спроса в краткосрочной перспективе и помочь увеличить потенциальный объем производства в средне-срочной перспективе.

Повышение потенциального объема производства, не говоря уже о потенциальном росте, - трудная задача, и ожидания должны оставаться реалистическими. Тем не менее, в большинстве стран структурные реформы с учетом конкретных особенностей могут сыграть полезную роль.

Преобразования, которые влияют на конкурентоспособность и производительность требуют комбинированной поддержки правительства, бизнеса и гражданского общества. Формирование общего видения различными заинтересованными сторонами, приверженность конкурентоспособности национальных и европейских программ и мобилизация поддержки со стороны лидеров во всех секторах поможет реализовать амбиции повестки дня Европы-2020 года.

Список литературы:

1. Гонда В. Перспективы реализации стратегии «Европа-2020». - Южно-Российский форум. экономика, социология, политология, социально-экономическая география.2014. № 1(8) - с. 23-28

2. Presidency Conclusions, Lisbon European Council, 23-24

March, 2000, URL:

http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressda ta/en/ec/00100-r1.en0.htm

3. EUROPE 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth [Electronic resource] - Mode for access : http://eunec.vlor.

be/detail_bestanden/doc014%20Europe%202020.pdf

4. Бордяшов E.C. Перспективы реализации новой стратегии развития Европейского союза - «Европа-2020». - Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 3(24) с. 108-112

5. Стержнева М.В., Прохоренко И.Л. Управление экономикой в Европейском Союзе: институциональные и политические аспекты. - М.:ИМЭМО РАН. 2013. - 155 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мельник М.С. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики в условиях мирового финансовоэкономического кризиса. Бизнес в законе. 2013. № 6. С. 242-249

7. Овчар О.М. Использование открытого метода координирования политики для социальной интеграции в контексте стратегии Европа 2020. - Международное научное сотрудничество, образование и культура. 2013. № 1(1). С. 12-14

8. The Lisbon Review 2010: Towards a More Competitive Europe? [Electronic resource] / World Economic Forum. - 2010. -C. 9. - Mode for access : https://members.weforum.org /pdf/Gcr/LisbonReview/ TheLisbonReview2010.pdf

9. Центр экономических исследований. Заглядывая за гори-

зонт. Концепции и опыт формулирования национальных стратегий// Официальный сайг ООН [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.so.undp.org/content/dam/azerbaijan/docs/

Govemance/AZ_Primer_Russian.pdf, свободный

10. Дудова Т.В. Аспект неопределенности и нелинейности в современных теориях международных отношений. Бизнес с законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 2. - С. 97100

11. World Economic Outlook. Legacies, Clouds, Uncertainties. - International Monetary Fund. October 2014

145

Бизнес в законе

6’2014

12. Реальный ВВП на душу населения, темпы роста и ито-ги.//Евростат

http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do?tab=tab le&plugin=1&pcode=tsdec100&language=en

13. Дубровский В. В. Развитие инновационной инфраструктуры как фактор устойчивого экономического развития страны. - Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.

- 2012. № 3. - с. 177-180

Reference list:

1. Gonda V. Prospects for implementation of the strategy "Europe 2020". - South-Russian Forum. ekonomika, sociology, political science, sotsialno-ekonomicheskaya geografiya.2014. Number 1 (8) -

p. 23-28

2. Presidency Conclusions, Lisbon European Council, 23-24

March, 2000, URL:

http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/e n/ec/00100-r1.en0.htm

3. EUROPE 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth [Electronic resource] - Mode for access: http: //eunec.vlor.be / detail_bestanden / doc014% 20Europe% 202020.pdf

4. Bordyashov E.S. Prospects for the implementation of the new development strategy of the European Union - "Europe 2020". -Journal of MGIMO-University. 2012. № 3 (24). 108-112

5. The Sterzhneva M.V., Prokhorenko I.L. Management of the economy in the European Union: institutional and political aspects.

- Moscow: IMEMO. 2013. - 155 p.

6. Melnik, M.S. Financial and monetary methods of regulating the economy amid the global financial and economic crisis. Business-in-law. 2013. № 6. p. 242-249

7. Ovchar O.M. Using the open method of coordination of policies for social integration in the context of the Europe 2020 strategy -International scientific cooperation, education and culture. 2013. № 1 (1). p. 12-14

8. The Lisbon Review 2010: Towards a More Competitive Europe?

[Electronic resource] / World Economic Forum. - 2010. - P. 9. -Mode for access: https://members.weforum.org/

pdf/Gcr/LisbonReview/ TheLisbonReview2010.pdf

9. Center for Economic Research. Looking beyond the horizon. Concept and experience of formulating national strategies // Official site of the UN Elektronny resurs Access http://www.so.undp.org/content/dam/azerbaijan/docs/Governance/ AZ_Primer_Russian.pdf, free

10. Dudova T.V. Aspect of uncertainty and nonlinearity in modern theories of international relations. Business with the law. Economics and Law Journal. 2014. № 2. - p. 97-100

11. World Economic Outlook. Legacies, Clouds, Uncertainties. -International Monetary Fund. October 2014

12. Real GDP per capita growth rates and the results .// Eurostat http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/refreshTableAction.do? tab=table&plugin=1&pcode=tsdec100&language=en

13. V.V. Dubrovsky Development of innovation infrastructure as a factor of sustainable economic development. - Business with the law. Economics and Law Journal. - 2012. № 3. - p. 177-180

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Хорошуна Никиты Дмитриевича «Повышение конкурентоспособности как стратегическое направление геоэкономической политики стран Европейского Союза»

Статья посвящена рассмотрению системных разработок в области устойчивого роста и результаты проводимых реформ, направленных на повышение конкурентоспособности экономики стран ЕС.

В статье подробно рассматривается открытый метод координации, на основе которой реализуется новая стратегия развития стран ЕС и составляются национальные программы устойчивого роста.

К сильным сторонам статьи можно отнести аналитические исследования текущего состояния и тенденций развития экономики стран ЕС, ее конкурентоспособность относительно других стран, в частности США.

Немаловажным является и то, что автор отмечает необходимость создания институциональной основы для благоприятной предпринимательской среды, повышения инновационного потенциала, повышения прозрачности системы поддержки новых инновационных предприятий.

К недостатку статьи можно отнести отсутствие конкретных рекомендаций по стимулированию экономического роста и инвестиций в рамках ЕС, а также по усилению поддержки инноваций в рамках социальной политики. Заметно усилил бы значимость работы обзор лучших знаний и опыта, существующих на уровне ЕС в этой области.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Рецензент:

к.э.н., зав. кафедрой «Менеджмент»

НОУ ВПО Тульский институт управления

и бизнеса им. Н.Д. Демидова

В.В. Яровова

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.