Научная статья на тему 'Стратегии адаптации к этнической интолерантности (на примере студентов-иностранцев)'

Стратегии адаптации к этнической интолерантности (на примере студентов-иностранцев) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толстикова А. А.

Рассмотрены результаты пилотажного исследования, посвященного изучению проблемы этнической интолерантности в Санкт-Петербурге. Автор попробовал взглянуть на проблему с точки зрения объекта интолерантности. Объектом исследования выступили иностранные студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии адаптации к этнической интолерантности (на примере студентов-иностранцев)»

СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ К ЭТНИЧЕСКОЙ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ)

А.А. Толстикова

Рассмотрены результаты пилотажного исследования, посвященного изучению проблемы этнической ин-толерантности в Санкт-Петербурге. Автор попробовал взглянуть на проблему с точки зрения объекта интолерантности. Объектом исследования выступили иностранные студенты.

Проблема толерантности/интолерантности в наши дни является особенно важной. Современное общество, отличающееся большой мобильностью (как физической, так и социальной), ростом урбанизации, вынуждено решать вопросы совместного сосуществования часто совершенно различающихся между собой групп людей. Такое сосуществование на ограниченном пространстве влечет за собой как положительный опыт взаимодействия, так и отрицательный - конфликты, вражду, неприязнь, которые появляются из-за недостаточного понимания, ложных предубеждений на счет другого. Поэтому очевидна необходимость изучения такого феномена как этническая интолерантность. Эта тема представляется особенно актуальной в связи с участившимися нападениями на иностранцев, в частности на студентов, отличающихся внешне по этническим параметрам. Как сообщают РИА «Новости» [1] в ГУВД Петербурга и Ленобласти, в 2005 г. было совершено 1073 преступления в отношении иностранных граждан. Статистика 2004-2006 гг.: 08.02.2004 - Хуршеда Султанова (Азербайджан), 13.10.2004 - Ву Ань Туан (Вьетнам), 09.09.2005 - Эспассак Франз (Конго), 26.12.2005 - Канхем Леон (Камерун), 22.02.2006 - Дезире Да Леко (Республика Кот-д'Ивуар) [2].

Участившиеся случаи проявления нетерпимости и ксенофобии к иностранным студентам (другой расы, имеющие иной цвет кожи и т. д.) как со стороны молодежных экстремистских группировок, так и со стороны некоторых отдельных российских студентов представляют тенденцию, опасную для российского общества, особенно для Санкт-Петербурга, где сосредоточено большое количество вузов с обучающимися в них иностранцами. В настоящее время в нашем городе обучаются, по официальным данным Комитета по вешним связям и туризму Администрации Санкт-Петербурга, более 10 тысяч иностранных студентов. В связи с этой проблемой было принято решение провести пилотажное исследование. Целью исследования было изучить проблему этнической интолерантности с позиции иностранных студентов, а именно выявить образы социальной опасности, способы адаптации к социальной угрозе (в виде различных форм нетерпимости) и ее избежания.

Данные были получены в ходе глубинных интервью со студентами-иностранцами Санкт-Петербургских вузов (СПбГУ, СПбГУ ИТМО). Всего было проведено 6 глубинных интервью. При отборе респондентов среди студентов-иностранцев основным критерием было субъективное отнесение студента по внешним данным к группе людей, которым потенциально угрожает опасность стать объектом нападения на национальной почве. Среди интервьюируемых были студентка из Тайваня, 2 студента из Китая и Японии, 3 студента из Вьетнама, Латинской Америки и Турции.

Иностранные студенты констатировали факт социальной опасности для иностранцев, отличающихся по цвету кожи, внешности. Однако мнения по поводу реальной угрозы у респондентов разделялись: некоторые респонденты отмечали, что из-за страха стать жертвой нападения на националистической почве они не хотят продолжать обучение или оставаться работать в России; некоторые отмечали, что, несмотря на это, хотели бы продолжить здесь обучение. Но, так или иначе, все респонденты говорят о чувстве страха, которое порождает высокую эмоциональную напряженность. Так, один респондент, студент из Латинской Америки, говорит о том, что в Воронеже, где он учился до поступления в петербургский вуз, у него была паранойя. Постоянное ощу-

щение опасности заставляло его быть всегда начеку - следить, чтобы никто не шел за спиной. Такой тактики поведения он придерживался некоторое время и в Петербурге.

Одной из задач исследования было выявить образ носителя опасности. Было выделено 2 группы таких носителей опасности, субъектов этнической интолерантности. К первой группе были отнесены представители правопорядка, милиционеры. Как это ни парадоксально, но большую угрозу для иностранных студентов представляет именно милиция. По словам респондентов, студенты подвергаются изъятию денег за отсутствие документов регистрации или якобы просроченного паспорта. Отмечается вседозволенность, беспорядок и уход от выполнения обязательств со стороны правоохранительных органов (в случае нападения, избиения иностранца на почве этнической неприязни).

Отдельно говорилось о скинхедах и хулиганах. В нарративах респондентов очень часто эти образы перемешивались и объединялись в одну группу. Выявить обобщенный внешний образ скинхеда из интервью не удалось: во-первых, назывались стереотипные суждения (такие как бритоголовые, кожаные куртки, символы свастики на одежде); во-вторых, по словам респондентов, они их никогда не видели, не встречали в Петербурге. На основании этого было сделано предположение, что образ скинхеда был сконструирован на основании ранее полученной информации. Были выделены следующие возможные каналы трансляции информации о скинхедах: СМИ; слухи, порождаемые рассказами друзей, однокурсников, студентов-иностранцев, имеющих опыт нападения со стороны скинхедов; иностранный отдел вуза, отделы, занимающиеся курированием иностранных студентов, преподаватели; земляческие организации и представительства посольств.

Как и следовало ожидать, в ответах респондентов говорится о проблемах общего характера (дистанцирование контактеров от иностранцев; трудности первоначального вхождения/вживания в российскую среду на бытовом уровне) и частного характера (общение с преподавателями; ограничение межличностного общения, проблематичность вербальных контактов, связанная с языковыми трудностями). Эти трудности, естественно, создают неблагоприятный психологический фон жизни. Но все эти проблемы нельзя считать чем-то принципиально новым для респондентов. Некоторые респонденты считают, что к ограничению своих потребностей они уже привыкли. Однако, наряду с привычными проблемами, ситуация в городе и стране создает ряд новых, сама новизна которых становится дополнительным фактором, вызывающим напряжение.

Так, рост правонарушений, преступлений, нападений на национальной и этнической почве, транслируемых средствами массовой информации, сопровождается ощущением большого масштаба происходящих событий, непрогнозируемости в целом нестабильной ситуации. Остро ощущается респондентами и правовая неупорядоченность, наиболее бросающаяся в глаза в различных видах преступности, в частности, в чиновничьем произволе, особенно для тех, кто пытается активно искать пути решения возникающих проблем. Но и те, кто непосредственно не сталкиваются с этим, отмечают атмосферу вседозволенности и беспорядка. Все эти проблемы влияют на человеческие взаимоотношения, вызывают иногда раздражение или даже озлобленность респондентов. Некоторые респонденты отмечают, что из-за этого не хочется лишний раз выходить из дома.

Но, с другой стороны, респонденты обладают некоторыми, более или менее эффективными рычагами решения проблем, спровоцированных интолерантным фоном. В условиях социальной угрозы вырабатывается определенная стратегия выживания, включающая различные приемы избегания опасности. Суть пассивной тактики заключается в том, чтобы «стать незаметным», неузнаваемым на улице. Это проявляется, например, в изменении манеры одеваться. Так, как рассказывает один из респондентов, студенты-африканцы закрывают лицо в общественном транспорте капюшоном или кепкой, чтобы не бросаться в глаза. Другой респондент, студент из Латинской Америки, подтверждает, что на какое-то время тоже изменил стиль одежды. Также используется имитация движения, походки и

манеры поведения именно тех людей, которые представляют опасность («гопники», хулиганы). Об изменениях в манерах поведения говорят и другие респонденты. Например, не стоит говорить громко на улице, особенно на родном языке. Один из респондентов говорит, что в чужой стране целесообразно говорить на местном языке, тем более, если приехал учиться. Он считает, что чужая речь в общественных местах провоцирует раздражение граждан России и привлекает к иностранцу внимание.

Респонденты отмечают, что для избежания угрозы нападения надо ходить в больших компаниях. Так, респондент говорит, что старается не выходить на улицу один. Другой респондент отмечает, что предпочитает ходить в ночные клубы только с русскими друзьями. Одна респондентка, наоборот, считает, что безопаснее ходить одной. Иностранный акцент привлекает к себе внимание. В любом случае можно говорить о стремлении иностранцев остаться незамеченными и неузнанными. Это может проявляться и в стремлении слиться в толпе с местным населением, и в желании остаться незамеченным теми людьми, которые рассматриваются ими как источники опасности.

Необходимо выделить веру в предназначение как отдельный способ психологического приспособления к условиям социальной опасности.

Следующая тактика связана с изменением своей жизни с тем, чтобы не только стабилизировать ситуацию опасности, но и снизить уровень самой опасности. Это выражается, во-первых, в смене места жительства: респонденты говорят, что одной из причин их переезда из общежития в квартиру был именно тот факт, что нападения часто совершаются недалеко от общежитий, где живут иностранные студенты. Во-вторых, это выражается в выстраивании определенных социальных сетей, направленных на выполнение функций поддержки и защиты. Предположение о значимой роли этнических сетей в формировании стратегии адаптации к ситуации интолерантности не подтвердилось. Как оказалось, к этому ресурсу прибегают не так часто. Как отмечали некоторые респонденты, моральная поддержка осуществляется по этническим сетям только в первое время пребывания в чужой стране.

Была четко определена роль социальных сетей. Как оказалось, социальные сети активно привлекаются в решении различных проблем. В случае студентов-иностранцев - в основном через студенческие сети. Социальные сети оказывают информационную и моральную поддержки. Можно предположить, что выбор постоянных знакомых внутри социальных сетей связывается с минимизацией риска, а именно обеспечением социальной безопасности. Как рассказывает один из респондентов, если он идет в ночной клуб на дискотеку, то предпочитает идти в компании русских. Говорится также о поддержке со стороны людей, имеющих сферы влияния в той или иной сфере. Например, одному иностранному студенту помогает милиционер, с которым респондент жил по соседству, когда снимал квартиру. У иностранных студентов в Петербурге, как правило, нет семейных сетей, в отличие от российских студентов. Формированию социальных сетей студентов-иностранцев призваны способствовать консульства и посольства. Они должны помогать с решением проблем возникающих у студентов. Однако, как отмечают респонденты, это не всегда происходит.

Таким образом, исследование показало, что все опрошенные респонденты воспринимают ситуацию в городе как этнически интолерантную, интерпретируя и объясняя ее по-разному. Для снижения риска стать жертвой вырабатываются определенные стратегии приспособления к ситуации опасности, инициированной этнической нетерпимостью в городе.

Литература

1. http://www.rian.ru/review/20060408/45469080.html. 18.10.2006

2. По материалам Пресс-службы ГУВД Петербурга и Ленинградской области-

http://www.hro.org/actions/nazi/2004/05/20.php. 18.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.