УДК 301.085
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МИГРАНТОФОБИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Т.Л. Золотова
В статье по материалам прикладного социологического исследования «Отношение студентов к мигрантам» проведен анализ мнений студентов и иммигрантов о проблемах их взаимоотношений. Выявлены некоторые особенности молодежного сознания, дана оценка степени развития толерантности в студенческой среде. Описаны факторы роста мигрантофобии в молодежной среде и негативные последствия мигрантофобии как для местных жителей, так и для мигрантов.
Ключевые слова: толерантность, мигрантофобия, молодежное сознание, этнические стереотипы, межэтническое взаимодействие.
Реальностью сегодняшнего дня является рост межэтнической и межрелигиозной напряженности. Усиливающиеся миграционные потоки меняют облик современных государств. Возникает серьезная проблема, связанная с интеграцией мигрантов в стране их пребывания, с обеспечением бесконфликтного их взаимодействия с коренным населением. Брянская область имеет сложный этнический состав. По данным УФМС по Брянской области 96,3%. населения Брянской области русские. Численность граждан РФ составляет 99% всех жителей области, остальные являются лицами без гражданства, имеют гражданство других государств или двойное гражданство. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в Брянской области, наиболее многочисленны выходцы из Украины, Беларуси, Молдовы, Азербайджана, Армении. Численность армян и азербайджанцев ежегодно увеличивается, главным образом, за счет миграционного прироста. Увеличился приток мигрантов из центрально-азиатских государств [1].
Социологической лабораторией Брянского государственного университета проведено исследование, целью которого явилось изучение взаимоотношений местной молодежи и иммигрантов, проживающих на территории Брянской области. Основу эмпирической части исследования составляют данные, полученные в ходе анкетного опроса и фокусированного группового интервью. По целевой выборке проведен анкетный опрос студентов Брянского государственного университета всех факультетов и всех курсов. Объем выборки 600 человек. Также проведен анкетный опрос иммигрантов, зарегистрированных в службах УФМС по Брянской области. Объем выборки 400 человек. Наряду с количественным методом исследования мы использовали качественный метод - фокусированное групповое интервью с применением модифицированной шкалы социальной дистанции Богардуса. Результаты исследования позволяют судить о распространенности качеств этнической толерантности и мигрантофобии в студенческой среде, а также о проблемах взаимоотношений иммигрантов с местным населением.
Многолетние исследования трансформации российского общества показывают, что антимигрантские настроения достаточно распространены, причем молодежь демонстрирует сегодня более высокий уровень интолерантности, чем пожилые люди [2].
Рост ксенофобских и мигрантофобских настроений не может быть объяснен однозначно. Фобии производны от страхов утраты «ресурсов», утраты собственной идентичности, потери чувства безопасности. Этнически маркируемыми - как извне, так и изнутри - могут оказаться генетические, культурные, конфессиональные, региональные, языковые, регистрируемые и другие групповые признаки. Такая маркировка, по мнению Ю.Левада, помогает определить «своих» по отношению к «чужим» и задает иерархию ролевых и престижных позиций, социальных барьеров и дистанций [3].
В отечественной литературе мигрантофобия исследуется как социальное и социальнопсихологическое явление с точки зрения теории этнической идентификации, психологической теории фобии, концепций психоанализа и фрустрации. [4, 5, 6, 7].
«Мигрантофобия с точки зрения теории этнической идентификации является результатом стремления индивидов принадлежать к этнической группе, с которой они себя отождествляют, чтобы удовлетворить потребности в социальной, экономической и психологической защищенности. Мигрантофобия имеет глубинное психологическое происхождение, которое вызывает в человеческом сознании интолерантные переживания и реакции, связанные с мигрантами, из-за потенциальной угрозы безопасности, из-за неспособности индивидов овладеть средой, а также в состоянии фрустрации» [7, с. 5].
В обществе формируются негативные стереотипы в отношении мигрантов и тех угроз,
которые они с собой приносят. Лишь 55% студентов знают, что рядом с ними в брянских вузах учатся студенты-иностранные граждане, не имеющие гражданства РФ. Больше ориентированы на информацию об этничности и гражданстве окружающих людей старшекурсники, мужчины, студенты с материальным положением выше среднего и верующие.
Нашим студентам известны случаи, когда в некоторых вузах России были совершены нападения на иностранных студентов, несколько студентов были убиты. 70% опрошенных считают, что нападавшие действовали из неприязни к иностранцам, остальные считают, что нападавшие действовали из хулиганских побуждений, им было все равно, на кого нападать. О хулиганских побуждениях чаще говорили мужчины и неверующие.
По мнению опрошенных, только половина брянских студентов осудила действия нападавших на иностранных студентов, 39% к этой проблеме безразличны, одобрили действия нападавших 13%. Половина молодых людей считает возможным повторение подобных событий в Брянске. Возможность нападений на иностранцев в своем городе больше прогнозируют верующие, с самооценкой материального положения как среднее или ниже среднего.
43% респондентов говорят о необходимости преимуществ при получении образования в российских вузах для русских студентов. Требование привилегий для одного из народов в полиэтничном обществе, в Конституции которого закреплено равноправие всех граждан, независимо от их национальности, вероисповедания и т.д. требует своего объяснения. Немаловажным фактором, на наш взгляд, являются публичные лозунги ряда парламентских партий, требующих защиты русского населения в России и привилегий для них. Подобные идеи часто популяризируются через СМИ.
Половина студентов считает, что в Брянской области есть национальные группы, вызывающие раздражение, неприязнь у большинства местных жителей. Из названных групп преобладают иммигранты из кавказских государств (23%), далее следуют цыгане (7%) и иммигранты из среднеазиатских государств (6%). По отношению к ним сформированы устойчивые негативные этнические стереотипы. Представители других народов практически не были названы. О неприязни к иностранцам-кавказцам чаще высказывались женщины (35%), чем мужчины (19%).
Изучены причины, порождающие раздражение и неприязнь к представителям указанных народов. На первом месте оказался культурный фактор. 23% опрошенных считают, что мигранты не хотят считаться с обычаями и нормами поведения в России. Далее указываются следующие причины: эти люди не обладают элементарной культурой, не умеют себя вести (10%), не нравится их внешность, манеры поведения (10%), не хотят учить русский язык (2%). В целом на культурный фактор указали 45% студентов.
На втором месте оказался правовой фактор: они нарушают законы РФ, осложняют
криминальную ситуацию (17%), и местные жители опасаются их в связи с угрозой терроризма (16%). Правовой фактор назвали 33% студентов. Остальные указали экономический фактор: не нравится, что они контролируют определенные сферы бизнеса (5%) и отнимают рабочие места у местного населения (6%). Всего экономический фактор назвали 11% студентов. Анализ мнений студентов показывает, что наибольшую неприязнь к указанным группам мигрантов вызывают культурные различия. Это нежелание мигрантов считаться с культурой страны пребывания, с одной стороны, и отсутствие культурной толерантности местных жителей, с другой стороны. Влияние правового и экономического фактора, названного студентами, менее всего связано с личным опытом молодых людей, а указывается под влиянием СМИ и этнических стереотипов в общественном сознании.
82% молодых людей считают возможными в той или иной степени столкновения на национальной почве в своем городе. Молодые люди дали достаточно низкую оценку деятельности местных властей в сфере межнациональных отношений. Учитывая то, что большинство молодых людей прогнозируют возможность столкновений в нашем городе на межнациональной почве, они полагают, что власть не сможет их защитить. Значит, в конфликтной ситуации на национальной почве они могут надеяться только на себя. Описанная ситуация не способствует формированию качеств этнической толерантности у местной молодежи.
Студенты готовы одобрить миграционную политику государства, направленную на поддержание законности и правопорядка, а также на привлечение в страну русскоязычных граждан бывшего СССР и квалифицированных работников, а не малоквалифицированной рабочей силы, не знающей русского языка.
Несмотря на некоторые высказывания политиков в СМИ в пользу привлечения мигрантов
в страну, молодые люди опасаются присутствия большого количества мигрантов в России. Они связывают с ними осложнение криминальной ситуации и возможные конфликты на национальной почве. Возможности решения демографической проблемы и проблемы трудовых ресурсов с помощью мигрантов опрошенных молодых людей не убеждают.
Студенческая среда весьма разнородна по проявлениям качеств этнической толерантности, сформированности толерантных этнических установок. Анализ мнений студентов по проблеме отношения к мигрантам позволяет выделить три группы опрошенных, различающихся по проявлениям качеств этнической толерантности. В первую группу мы включили молодых людей, чьи высказывания говорят об их толерантности. Под толерантностью мы имеем в виду терпимость к иному образу жизни, культуре, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. К этой группе мы отнесли тех, кто считает, что большинство брянских студентов к нападению на иностранцев в других вузах отнеслись с осуждением. У русских студентов, по их мнению, не должно быть преимущества при получении образования в российских вузах. Они считают, что в Брянской области нет национальных групп, которые вызывают раздражение, неприязнь у большинства населения области. Для них не имеет значения этничность продавца на рынке. Рассматривая просьбу мигранта о въезде в Россию для постоянного проживания, представители этой группы обращали бы внимание, прежде всего, на образование, профессию, специальность человека, знание русского языка, а не на его этничность, вероисповедание. В вопросах миграционной политики они требуют соблюдения законов РФ. Они разделяют мнение о том, иммигранты делают Россию более открытой новым идеям и культурам. Обычно они не чувствуют враждебность к себе со стороны людей других национальностей, в этнических конфликтах винят в равной мере и местных жителей и иммигрантов, не поддерживают радикальные националистические лозунги. Численность этой группы примерно от 40% до 50% всех опрошенных.
Ко второй группе «интолерантные» мы отнесли тех молодых людей, которые высказывали националистические, радикальные взгляды, проявляли национальную нетерпимость, мигрантофобию. Они постоянно говорили о неприязни к иностранцам, об одобрении действий нападавших на иностранных студентов в других вузах, для них этничность и вероисповедание очень значимые характеристики человека, они готовы принять участие в конфликтах на национальной почве и разделяют радикальный националистический лозунг. Таких в нашей выборке примерно 20-30%.
Третья группа - «неопределившиеся», которые разделяют взгляды то первой группы, то второй группы студентов в зависимости от заданного им вопроса. У них нет четкой ориентации по изучаемой проблеме, часто они выбирали варианты ответов: «не задумывался об этом», « затрудняюсь ответить», «меня это не интересует». Их в среднем от 30% до 40% от всех опрошенных. Они при определенных обстоятельствах могут поддержать радикально настроенные группы молодежи, в других же ситуациях могут повести себя вполне толерантно. Однако уровень толерантности, как свойства личности, у них низкий, толерантные межэтнические установки не сформированы, поэтому они могут скатываться к интолерантному поведению. С кем пойдут эти молодые люди зависит от факторов социальной среды, от поведения референтных групп, от обстановки в стране в целом, от того, кого будет одобрять или осуждать общественное мнение.
Примерно половина опрошенных чувствует враждебность к себе со стороны людей других национальностей. Они отмечают рост числа россиян, которые разделяют крайне националистические взгляды. Большинство студентов не одобряют разжигание межнациональной розни в современной России и считают необходимым уголовное наказание за эти действия.
Изучение мнений иммигрантов позволяет нам предполагать, что условия для межэтнических конфликтов в данной местности есть. Мигранты осознают неприязнь к себе определенной части местных жителей (молодежных, националистических, экстремистских групп, хулиганов на улице), осознают нарушение своих прав. Активно готовы защищать свои права в случае межэтнических конфликтов армяне и азербайджанцы. Они же могут провоцировать конфликты. Представители этих народов имеют довольно многочисленную диаспору в городе, их дети учатся в местных школах и вузах, они имеют здесь свой бизнес. Они смелее высказывают свое мнение и признаются в неприязни к другим народам.
Другую позицию занимают выходцы из государств Средней Азии. В межэтнических конфликтах они, скорее всего, будут в роли жертвы. Сами провоцировать конфликты с местными жителями они не намерены. В своих осторожных высказываниях они демонстрируют толерантность и готовы не замечать неприязни к ним некоторой части местных жителей ради
возможности жить в России.
Большинство опрошенных мигрантов согласны с суждением о том, что мигранты должны уважать обычаи и культуру страны, в которую они приехали, должны изучать язык и культуру страны пребывания. Довольно большая доля мигрантов готова «раствориться» среди местного населения и не выделяться своим внешним видом, манерами поведения. Зная о том, что 66% опрошенных иммигрантов хочет получить российское гражданство, их желание быть похожими на россиян понятно.
Взаимоотношения мигрантов с коренным населением - процесс двусторонний. И та, и другая сторона высказывают претензии друг к другу, чувствуют взаимную неприязнь, готовы защищать свои интересы. Сравнение мнений мигрантов и студентов о межэтнических конфликтах показывает, что
готовность участвовать в конфликтах выше у местной молодежи, чем у мигрантов. Доля студентов, готовых поддержать в конфликте только своих, почти в 2 раза больше, чем иммигрантов, сразу вставших на сторону своих в конфликте. Однако 11% местной молодежи высказали желание защищать в возможных конфликтах мигрантов, а у мигрантов защищать местных жителей желания нет.
Рост мигрантофобии в молодежной среде вызван многими факторами: восприятием миграции большей частью молодежи как явления скорее вредного и опасного, чем приносящего какие-либо выгоды России; неодобрением миграционной политики государства; низкой оценкой действий власти в сфере межнациональных отношений; распространением националистических взглядов в обществе, активизацией экстремистских радикальных молодежных организаций.
Мигрантофобия имеет негативные последствия, как для местных жителей, так и для иммигрантов. Местные жители могут испытывать дискомфорт, скрытое ощущение опасности и тревоги, а иммигранты в условиях мигрантофобии не могут нормально адаптироваться и стать социально значимыми и полноценными гражданами. Адаптация и интеграция мигрантов в принимающем обществе становится успешной только при позитивном отношении местного населения к мигрантам как к равноправным членам общества. Поэтому преодоление мигрантофобии, снижение факторов, влияющих на её формирование и проявление, имеет важное значение для стабилизации межэтнических отношений и для общества в целом.
Риск межнациональных столкновений и рост социальной напряжённости - это неизбежный процесс, порожденный миграцией и увеличением этнокультурного разнообразия социума. Негативные последствия могут быть сведены к минимуму при должной работе правоохранительных органов по соблюдению законности в миграционной сфере и межнациональном взаимодействии, а также при эффективной деятельности государственных и общественных организаций по интеграции мигрантов в местные сообщества. Необходим перевод межэтнического взаимодействия в правовые рамки, внедрение идей взаимной толерантности и уважения во все слои общества, особенно в молодежную среду.
By the founded sociological research the paper offers analysis student’s and migrant’s opinion of the interrelation’s problems. Determinated some specialties of youth consciousness, proposed estimate of degree development’s tolerance in the student community. Descripted factors growth of migrantphobia in youth surroundings and negative consequences migrantphobia as for residents as for migrants.
The key words: tolerance, migrantphobia, youth consciousness, ethnic stereotypes, ethnic mutual relations.
Список литературы
1. Демографическая характеристика Брянской области [Электронный ресурс] www. ufms-bryansk.ru.
2. Общественное мнение - 2011. М.: Левада-Центр, 2012. C.181-183.
3. Левада Ю.А. От мнений к пониманию: социологические очерки 1993-2000. М.: Московская школа политических исследований, 2000, с. 167.
4. Мукомель В.И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии) // Социологические исследования, 2005, № 2.
5. Титов В.Н. О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы) // Социологические исследования, 2003, № 11.
6. Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодежной среде: диагностика и перспективы преодоления // Мир России, 2011, № 1.
7. Нос Н.М. Мигрантофобия как социальное явление в структуре межэтнических отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических
наук. Краснодар, 2007.
Об авторе
Золотова Татьяна Лукинична - доцент кафедры истории, политологии, социологии Брянского государственного университета, кандидат философских наук. г. Брянск, ул. Ромашина, д.35, кв. 69. ta-nic@yandex.ru 41-24-51
Zolotova T.L.
Ethnic tolerance and migrantphobia in the student community