Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОСИСТЕМЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОСИСТЕМЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысоченко А.А.

Стратегическое управление в экологической экосистеме в условиях цифровой трансформации представляет собой развитие системы мониторинга состояния окружающей среды и внедрения цифровых платформ в отрасль природопользования. В сфере экологии определены проблемы, решаемые при цифровой трансформации: сбор и оборот информации на бумажных носителях, низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды, использование бумажных носителей в рамках оказания государственных услуг, отсутствие единых платформенных решений. Утвержденные в 2021 году Правительством Российской Федерации стратегические направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования нашли отражение в разработанных на региональном уровне стратегиях в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. На примере Ростовской области показано, что такая стратегия включает в себя крупный блок по экологии и природопользованию, и предполагается участие региона в 8 федеральных проектах. Практика участия в проекте Федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная система лицензирования недропользования», работа по цифровой модернизации государственного охотхозяйственного реестра и единого реестра видов регионального государственного контроля (надзора); цифровизация услуги приема лесных деклараций и отчетов об использовании лесов позволят достичь долгосрочный баланс между техносферой и природной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT IN AN ECOLOGICAL ECOSYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Strategic management in the ecological ecosystem in the context of digital transformation is the development of a system for monitoring the state of the environment and the introduction of digital platforms in the environmental management industry. In the field of ecology, the problems solved during digital transformation are identified: the collection and circulation of information on paper, low awareness of citizens regarding environmental monitoring, the use of paper media in the provision of public services, the lack of unified platform solutions. The strategic directions approved in 2021 by the Government of the Russian Federation in the field of digital transformation of the ecology and nature management industry are reflected in the strategies developed at the regional level in the field of digital transformation of economic, social and public administration sectors. Using the example of the Rostov region, it is shown that such a strategy includes a large block on ecology and nature management, and the region is expected to participate in 8 federal projects. The practice of participating in the project of the Federal State Information System "Automated system of licensing of subsurface use", work on digital modernization of the state hunting register and the unified register of types of regional state control (supervision); digitalization of the service of receiving forest declarations and reports on the use of forests will allow achieving a long-term balance between the technosphere and the natural environment.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОСИСТЕМЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКОСИСТЕМЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

А.А. Лысоченко, д-р экон. наук, доцент Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-230-235

Аннотация. Стратегическое управление в экологической экосистеме в условиях цифровой трансформации представляет собой развитие системы мониторинга состояния окружающей среды и внедрения цифровых платформ в отрасль природопользования. В сфере экологии определены проблемы, решаемые при цифровой трансформации: сбор и оборот информации на бумажных носителях, низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды, использование бумажных носителей в рамках оказания государственных услуг, отсутствие единых платформенных решений. Утвержденные в 2021 году Правительством Российской Федерации стратегические направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования нашли отражение в разработанных на региональном уровне стратегиях в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. На примере Ростовской области показано, что такая стратегия включает в себя крупный блок по экологии и природопользованию, и предполагается участие региона в 8 федеральных проектах. Практика участия в проекте Федеральной государственной информационной системы «Автоматизированная система лицензирования недропользования», работа по цифровой модернизации государственного охотхозяйственного реестра и единого реестра видов регионального государственного контроля (надзора); цифровизация услуги приема лесных деклараций и отчетов об использовании лесов позволят достичь долгосрочный баланс между техносферой и природной средой.

Ключевые слова: стратегическое управление, цифровая трансформация, цифровые технологии, экологическая экосистема, региональные проекты в сфере экологии.

Формирование устойчивой и эффективной системы природопользования, мониторинга и охраны окружающей среды, обеспечение биоразнообразия и создания системы особо охраняемых природных территорий - все это стратегические направления развития в сфере экологии [4].

Современное управление в большей степени представляет собой программно-целевое планирование и содержит комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач стратегий социально-экономического развития регионов в экологической экосистеме, конкретных федеральных и региональных государственных программ развития, федеральных и региональных проектов национального проекта «Экология» [5].

В рамках стратегического управления в сфере экологии и природопользования необходимо создавать «управляемую» цифровую экологическую систему, направленную на формирование у населения ответственного отношения к природе, оптимизацию производственной деятельности с точки зрения экологической безопасности, рационализацию водопользования, защиту и охрану лесов, модернизацию системы управления отходами.

Результаты исследования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 одной из национальных целей развития страны является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере [1]. Кроме того, реализуется национальный проект «Цифровая экономика», который взаимосвязан со всеми другими национальными

проектами, в том числе национальным проектом «Экология» в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий».

Цифровая экология нацелена на понимание производства, распространения, хранения, доступности, владения, отбора и использования информации в технологи-зированных средах.

Вопрос реализации проекта цифровой экономики требует комплексного подхода. И экология не может оставаться на вторых ролях, так как от благополучия окружающей среды во многом зависит осуществление основной экономической деятельности.

Сегодня основными проблемами текущего состояния отраслей экологии и природопользования, решаемых при цифрови-зации, являются: ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях, а также отсутствие единых стандартов сбора и обмена информацией в сфере экологии; использование бумажных носителей информации в рамках оказания государственных услуг и недостаточная цифровизация оказания госуслуг; низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых органами исполнительной власти мер по снижению негативного воздействия; отсутствие единых платформенных решений.

В конце 2021 года распоряжением Правительства Российской Федерации были утверждены стратегические направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования.

В соответствии с указанным распоряжением целями цифровой трансформации являются:

- формирование и развитие цифровой платформы услуг мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;

- создание, внедрение и развитие в сферах отрасли эффективных цифровых решений (платформ), в том числе на основе новых цифровых технологий;

- повышение доли российских цифровых решений и доступности российских критических цифровых технологий;

- достижение заданного уровня «цифровой зрелости» отрасли [3].

В соответствие с этими целями определены конкретные задачи по внедрению цифровой трансформации в сферу экологии.

Кроме того, реализация стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидации накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, предусматривает решение следующих задач:

- повышение качества взаимодействия с гражданами и организациями путем расширения возможностей доступа к информации в области охраны окружающей среды;

- снижение текущих издержек администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих органам управления экологического надзора;

- совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- обеспечение контроля деятельности природопользователей путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному лицу, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки недобросовестности исполнения законов и нормативных правовых актов;

- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного экологического надзора, в том числе повышение эффективности выявления и пресечения правонарушений в сфере охраны окружающей среды при по-

мощи цифровой платформы «Госконтроль»;

- повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и присоединения внешних источников информации природопользователей;

- снижение затрат территориальных органов и подведомственных учреждений на сбор, ввод, обработку и контроль форм отчетности;

- снижение затрат на обеспечение межведомственного обмена информацией [2].

В Ростовской области разработана и утверждена Губернатором области 19.08.2021 Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.

В рамках реализации стратегии запланированы мероприятия по модернизации системы государственного управления, упрощения процедуры получения сбора и анализа статистической отраслевой информации, а также переход на новый стандарт предоставления электронных услуг, отказ от бумажного получения результата по услугам.

Стратегия включает в себя крупный блок по экологии и природопользованию, предполагается участие Ростовской области в 8 федеральных проектах:

1. «Моя Вода» (цель проекта: автоматизация взаимодействия органов государственной власти и водопользователей, в том числе обеспечение автоматического согласования и заключения договора водопользования, его регистрации в Государственном водном реестре; обеспечение возможности автоматизированных расчетов водопользователей);

2. «Вода региона» (цель проекта: снижение издержек государственного управления, предоставление оперативной информации о качестве окружающей среды для принятия управленческих решений);

3. ФГИС «Единый фонд геологической информации о недрах» (цель проекта: Обеспечение приема геологической информации и отчетности в электронном виде, формирования государственного баланса полезных ископаемых в электрон-

ном виде; обеспечение доступности геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр);

4. Федеральная государственная информационная система «Автоматизированная система лицензирования недропользования» (ФГИС «АСЛН») (цель проекта: ГИС создана в целях обеспечения планирования, анализа и мониторинга состояния лицензирования пользования недрами. Обеспечить внесение в ФГИС «АСЛН» сведений об объектах распределенного и нераспределенного фонда недр в отношении участков недр местного значения, в соответствии с Законом «О недрах», приказом Минприроды России от 29 октября 2020 года № 865 и в целях автоматизированной реализации государственной услуги ведомства);

5. Система управления лесным комплексом (цель проекта: обеспечение прозрачности осуществления заключаемых договоров и сделок в области лесных отношений, включая охрану, защиту, воспроизводство лесов; обеспечение возможности учета и процессуального сопровождения административных правонарушений в области лесных отношений; обеспечение предоставления государственных услуг в области лесных отношений дистанционно в электронной форме для граждан, хозяйствующих субъектов, государственных и общественных организаций по государственным услугам; обеспечение ведения государственного лесного реестра в электронной форме и другое);

6. Система управления ООПТ (цель проекта: повышение эффективности управления ООПТ, развитие экологического туризма);

7. Внедрение платформы региональной контрольно-надзорной деятельности в сфере экологии на базе ТОР КНД (цель проекта: повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области экологии и природопользования);

8. Федеральная Государственная информационная система «Государственный охотхозяйственный реестр» (цель проекта: оптимизация, автоматизация и совершенствование процессов и процедур при осу-

ществлении полномочий Минприроды России и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов).

Однако для реализации проектов в сфере экологии и природопользования существуют определенные стратегические риски, такие как отсутствие единых стандартов сбора и обмена цифровой информацией в рамках отрасли; отсутствие финансирования для реализации задач по достижению цифровой зрелости; низкие темп модернизации имеющегося компьютерно-гооборудования и оргтехники.

С 2022 года Ростовская область участвует в проекте Федеральная государственная информационная система «Автоматизированная система лицензирования недропользования». Так же в области активно занимаются обучением всех государственных служащих в рамках реализации проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по программам цифровой трансформации государственного управления.

Реализация Стратегии окажет значительный социально-экономический эффект и позволит повысить уровень удовлетворённости граждан и организаций цифровыми услугами и сервисами, сократить временные трудозатраты на доступ к информации, необходимой для принятия управленческих решений при осуществлении государственных функций, снизить непроизводственные издержки, вызванные дублированием информации в различных компонентах федеральных и региональных и безопасности отечественных технологий и информационных систем, сократить временные затраты работы с документами в ходе предоставления государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время в сфере экологии и природопользования на региональном уровне предоставляется 31 государствен-

ная услуга, из которых только 2 услуги не вошли в перечень услуг, предоставление которых возможно в электронном виде.

Наиболее актуален для Ростовской опыт применения цифровизации в системе мониторинга состояния окружающей среды.

Начата работа по цифровой модернизации государственного охотхозяйственного реестра, как общедоступного источника актуальной информации и его соответствия идеям цифровой экономики. На базе платформы планируется создать сервис геолокации, оцифровать территории охотничьих хозяйств и создать аналитические платформы, которые позволят участникам рынка собирать бизнес-аналитику для планирования деятельности и привлечения инвестиций.

Региональный государственный экологический надзор - также один из приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора), подлежащих автоматизации в целях внедрения риск-ориентированного подхода. В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) ведется работа по цифровизации единого реестра видов регионального государственного контроля (надзора); единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.

Проводится работа по цифровизации услуги приема лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, и юридических лиц. Планируется что услуга будет предоставляться только в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.

В сфере лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах необходимы:

1. установка дополнительных камер видеонаблюдения в целях повышения мониторинга пожарной опасности в лесах путем увеличения площади земель лесного фонда, охваченных системой видеонаблюдения.

2. средства автоматической фото- и видеофиксации (фотоловушек) для фиксации нарушений лесного законодательства.

Однако внедрение существующих ин- допользования в Ростовской области поз-формационных систем и программных волят:

комплексов является дорогостоящим, тре- - внедрить цифровые сервисы и реше-

бует дополнительных затрат. ния по контролю за качеством окружаю-

Заключение. щей среды;

Развитие цифровой системы монито- - перейти на цифровые способы хране-

ринга экологической экосистемы и внед- ния и обработки данных в сфере природо-рение цифровых платформ в сфере приро- пользования.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html.

2. Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/111285/

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 №3496-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования».

4. Лысоченко А.А. Проблемы и перспективы стратегического развития пространственной политики региона в сфере экологии (на материалах Ростовской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. - №1 (65). Номер статьи: 6513. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eee-region/ru/article/6513/.

5. Лысоченко А.А. Экологическая экосистема региона: стратегическое управление и развитие. Монография. - Ростов-на-Дону: Содействия - XXI век, 2021.

STRATEGIC MANAGEMENT IN AN ECOLOGICAL ECOSYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

A.A. Lysochenko, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. Strategic management in the ecological ecosystem in the context of digital transformation is the development of a system for monitoring the state of the environment and the introduction of digital platforms in the environmental management industry. In the field of ecology, the problems solved during digital transformation are identified: the collection and circulation of information on paper, low awareness of citizens regarding environmental monitoring, the use ofpaper media in the provision ofpublic services, the lack of unified platform solutions. The strategic directions approved in 2021 by the Government of the Russian Federation in the field of digital transformation of the ecology and nature management industry are reflected in the strategies developed at the regional level in the field of digital transformation of economic, social and public administration sectors. Using the example of the Rostov region, it is shown that such a strategy includes a large block on ecology and nature management, and the region is expected to participate in 8 federal projects. The practice ofparticipating in the project of the Federal State Information System "Automated system of licensing of subsurface use ", work on digital modernization of the state hunting register and the unified register of types of regional state control (supervision); digitalization of the service of receiving forest declarations and reports on the use of forests will allow achieving a long-term balance between the technosphere and the natural environment.

Keywords: strategic management, digital transformation, digital technologies, ecological ecosystem, regional projects in the field of ecology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.