Научная статья на тему 'Стратегическое управление территориально-производственными системами как ответ на глобальные и локальные вызовы'

Стратегическое управление территориально-производственными системами как ответ на глобальные и локальные вызовы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление территориально-производственными системами как ответ на глобальные и локальные вызовы»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Стратегическое управление территориальными социально-экономическими системами как ответ на глобальные и локальные вызовы

Л.С. Воронцова

Эффективность экономики, качество управления, характер и содержание социальных коммуникаций, уровень развития человеческого потенциала находятся в сложной взаимозависимости. Особенно ярко это проявляется на уровне местного самоуправления, где данная взаимозависимость наиболее очевидна и сказывается на эффективности данного института публичной власти в целом. Это, в свою очередь, требует от органов муниципального управления повышенной ответственности за принимаемые решения.

Существуют различные методики управления, применимые к местному самоуправлению, основанные на возрождении планирования как текущего, так и средне- и долгосрочного, позволяющего не просто проводить анализ происходящих процессов, но и адекватно реагировать на изменения в социуме. С появлением большого количества самостоятельных хозяйствующих субъектов управление сверху директивными методами просто невозможно.

Реформа местного самоуправления и становление новых форм реализации социальной политики вносят значительные изменения в механизм территориального управления на муниципальном уровне. В условиях многоукладной экономики здесь изменяются цели, задачи, методы и инструменты осуществления управления. На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в качестве эффективного инструмента управления локальной территорией все чаще выступает стратегическое планирование.

Стратегическое планирование является достаточно новым явлением в жизни российских регионов, городов и муниципальных образований, так как оно в некотором роде противоречит идеологии полной рыночной свободы и до

сего времени не имеет своей законодательной базы. Но при этом города и муниципалитеты, их руководители и наиболее ответственные категории населения начинают понимать, что рыночная свобода, с одной стороны, и хозяйственная и социальная анархия, с другой стороны, ничего общего не имеют, и что устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований само по себе не может происходить. Оно требует организующих действий местных властей, которые бы объединили деятельность и самой власти, и населения, и бизнеса в рамках одной крупной цели.

Концепция устойчивого развития является основой развертывания стратегического управления на местном уровне, особенно для тех местных сообществ, которые выбирают наступательную, стратегическую модель муниципального управления. На повестку дня поставлена задача обоснования современной модели стратегического муниципального управления, органически соче-

Воронцова Лариса Сергеевна - канд. экон. наук, начальник отдела экономического анализа и территориального развития управления экономического развития администрации г. Хабаровска, старший преподаватель кафедры государственного управления Дальневосточной академии государственной службы (г. Хабаровск)

тающего традиционный и инновационный факторы. Такой методологический подход, на наш взгляд, наиболее приемлем для совершенствования системы муниципального управления сегодня.

Мы, как любое городское сообщество, желающее не просто выжить в условиях динамично меняющегося мира, но и устойчиво развиваться, пришли к пониманию того, что эффективное развитие города Хабаровска невозможно без четкого видения и понимания долгосрочных целей и задач и выбора оптимальных путей достижения целей.

2006 год ознаменован принятием Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, в котором сформировано желаемое видение будущего, выявлены проблемные аспекты и приоритеты развития. В разработке этого важнейшего для местного сообщества документа принимали участие лучшие, прогрессивные представители бизнеса, власти, общества, включая рядовых хабаровчан.

В Стратегическом плане проанализированы место и роль Хабаровска в социохозяйствен-ной системе российского Дальнего Востока в контексте складывающихся тенденций развития региона, имеющего геостратегическое значение для России, что позволило сделать вывод о существенных изменениях системы расселения на Дальнем Востоке в будущем.

Исходной гипотезой о главном предназначении г. Хабаровска является формирование здесь крупного селитебного социально-политического центра российского Дальнего Востока, обусловленного его географическим положением, историей формирования, складывающимися в стране тенденциями совершенствования государственного управления. Открывается возможность превращения г. Хабаровска в связующее звено между Востоком и Западом, но для этого ключевым направлением развития должно стать формирование постоянного населения в столице Дальневосточного федерального округа.

Идея «стягивания» северного населения на юг региона, а также масштабного привлечения населения из стран СНГ позволяет создать здесь в будущем миллионный город с современной социальной инфраструктурой. Естественное развитие получат жилищное строительство и промышленность стройматериалов, коммунальное хозяйство, энергетика, связь, городской транспорт, пищевая промышленность, торговля, бытовое обслуживание, финансово-кредитная система, в частности ипотечные институты. Мощный импульс ощутят гостиничный бизнес, сфе-

ра туризма, отдыха и развлечений. Став местом комфортного и безопасного проживания дальневосточников, г. Хабаровск начнет выполнять важную геостратегическую задачу России на Дальнем Востоке - укоренение населения и повышение демографического потенциала региона в приграничных зонах с Китаем, вытекающую из истории освоения Дальнего Востока.

Исторический экскурс в прошлое дает объективную характеристику коренному населению этой окраины России. Помимо немногочисленных жителей - аборигенов - все население региона является пришлым. В стране, где колонизация, а следовательно, и миграция населения выступают основным историческим фактом (В.О. Ключевский), отмеченное может показаться заурядностью. Это не так. Колонизация Дальнего Востока есть «колонизация правительственная» (Н.М. Пржевальский). Отличие принципиальное, определяющее особенности менталитета дальневосточников. Если Сибирь по преимуществу заселяли середняк или крепкий крестьянин, способные «жить своим загадом», то на Дальний Восток «шли бедняки», переселялись лица благодаря «казенной приманке» (П.А. Столыпин), те, которые «без казенной похлебки сюда и дойти не могли» (В.К. Арсень-ев). В последующем (не только во время репрессий) в регион ежегодно направлялись осужденные десятками тысяч из других районов страны и практически никто - в обратном направлении. В силу высокой интенсивности миграции у многих жителей утратились родственные связи, нарушился привычный жизненный уклад. Конечно, такая социальная среда не способствовала формированию так называемых, эффективных собственников и даже среднего класса1.

С началом освоения россиянами Дальнего Востока он постоянно находился в поле интересов сопредельных государств. На рубеже XX века давление сопредельных стран и их населения в различных формах являлось столь мощным, что вопрос «мирного завоевания края чужестранцами» стал делом времени. «При наличии государства густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее просочится чужестранец, если туда не придет русский, и это просачивание уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может оказаться русским только по названию»2.

Государство несло громадные расходы на поддержку переселенцев, развитие инфраструктуры, строительство оборонных объектов. Складывался дотационный тип хозяйства. Дальний Вое-

ток до начала рыночных преобразований на протяжении последних полутора веков, за исключением небольших пауз, являл собою огромную непрерывную стройку. Страна осваивала природные богатства, реализовыва-ла масштабные оборонно-промышленные и транспортные проекты, заселяя регион. И это было тоже стратегическим решением.

В период рыночных преобразований утрачено государственное влияние в сфере распределительных отношений, гипертрофированно вырос теневой сектор. Наблюдается профессиональная и нравственная деградация трудового потенциала. Ухудшение экономических условий жизнедеятельности вызывает большую убыль населения за счет как миграции, так и превышения смертности над рождаемостью. За период 1990 - 2005 гг. население Дальнего Востока сократилось с 8,1 до 6,5 млн. чел., или на 19,8%. Таких потерь не знает ни один регион страны. Социологические исследования, проведенные ДальНИИ рынка Минэкономразвития РФ в2003 2005гг.3 в различных населенных пунктах Дальнего Востока, зарегистрировали настроения временности проживания населения (рис. 1).

Востоке показывают, что характерное для хозяйствования в регионе истощительное природопользование распространилось и на социально-производственный потенциал. Сокращаются и без того ограниченные возможности для устойчивого развития. Складывающиеся угрозы, дополняя и стимулируя друг друга, создают отрицательную мультипликативную среду, реальную угрозу коренным интересам и безопасности России.

Достойный ответ на вызовы XXI века требует новой концепции экономического роста и социально-экономического развития Дальнего Востока на основе формирования нескольких стратегических идей. Основной из них является формирование крупного ядра постоянного населения на юге Дальнего Востока как главного элемента противостояния экономической экспансии сопредельных стран на Востоке России.

Юг Дальнего Востока сохраняет привлекательность для жителей региона. Это касается и г. Хабаровска. Последние годы здесь сохраняется положительное сальдо мигра-

Охинский район Сахалинской области

3 ерхнебуреинский район

юг - север

■ да

■ скорее да ,но не сейчас

□ переехал бы, но нет для этого средств

Iобщая сумма ответов, характеризующих склонность к отъезду

Рис. 1. Настроения населения отдельных районов проживания Дальнего Востока на

выезд, % от числа опрошенных

По различным оценкам, 2/3 жителей северной зоны и 1/3 жителей южных районов ориентируются на выезд. Сегодня миграционный поток направлен в западном направлении, что снижает социально-экономический потенциал региона.

Следовательно, Дальний Восток стоит перед системой вызовов (рис. 2).

Рыночные преобразования на Дальнем

ции, но из-за отрицательного естественного движения населения численность его снижается.

В экономике г. Хабаровска происходят кардинальные структурные изменения. Растет его социально-экономическая и торго-во-управленческая специализация. В производственном секторе сохраняют конкурентос-

Снижение конкурентоспособности дальневосточной продукции

Исчерпание экономически доступных воспроизводимых природных ресурсов

Снижение качества

жизни *

Снижение демографического потенциала российского Дальнего Востока—

Ухудшение экологической ситуации

Экспансия товаров и услуг сопредельных стран

Рис. 2. Система вызовов Российскому Дальнего Востоку

в XXI веке

пособность отрасли жизнеобеспечения, работающие не только на город, но и регион. Существенно сократилась научно-техническая сфера, что предопределяет уровень инновационного развития.

Условия жизнедеятельности формируют в г. Хабаровске сравнительно спокойную социально-психологическую обстановку. Наиболее сильное угнетающее воздействие на жителей оказывает неудовлетворенность материальным благосостоянием. Для обеспечения привлекательности и комфортности проживания, повышения конкурентных преимуществ города необходимо формирование «новой экономики города», то есть того, что позволяет решать личные проблемы материального характера большинству населения через обеспечение роста заработной платы, привлекает в город бизнес для получения высоких прибылей, наполняет бюджетную систему, увеличивает финансирование социальной и общественной сфер города. Эта экономика соответствует прогрессивным тенденциям технологического развития производства и обеспечивает конкурентоспособность города в системе национального и мирового разделения труда.

Помимо этого, необходимы улучшение экологической среды, повышение доступности жилья, качества медицинского обслуживания и образования, безопасности жизни.

Наиболее общей целью Стратегического плана развития г. Хабаровска до 2020 г. являются создание и поддержка устойчиво-

сти России на Дальнем Востоке. Это, в свою очередь, требует формирования качественных условий жизни дальневосточников. Реализация миссии города должна это обеспечивать с помощью достижения системы подцелей. В совокупности они формируют «дерево целей» (рис. 3), дающее системное представление о приоритетах социохозяйствен-ного развития г. Хабаровска.

Сущностными элементами новой стратегии экономического развития города являются инновационное развитие и инновационный бизнес. В настоящее время в г. Хабаровске этот процесс только набирает обороты. Преимущественным является освоение продуктовых и технологических инноваций. К следующим по распространенности относится налаживание внешних контактов: новые внутренние и внешние партнеры, формы и каналы сбыта. На третьем месте - работа по отбору персонала, внедрению новых систем оплаты труда и премирования, а также приобретение контрольных систем, направленных на повышение качества продукции, автоматизации производственных и управленческих систем. Особенно активно инновационные процессы идут в машиностроении и металлообработке, топливной и пищевой промышленности, электроэнергетике и промышленности строительных материалов.

Растет инвестиционная привлекательность города Хабаровска. Инвестиционная активность определяется не только системой объективных условий и факторов, ее обус-

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАБИЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И ЕГО УСПЕШНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО, СОЦИОХОЗЯЙСТВЕННОГО И АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА И РЕГИОНА

ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛИТЕБНОГО СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Создание условий для комфортного и безопасного проживания дальневосточников

Экономическое развитие - основа

повышения благосостояния

Улучшение миграционных процессов

Духовно-нравственное развитие

Оздоровление экологии

Интенсификация жилищного строительства

Сохранение и укрепление здоровья

Рост образовательного уровня

Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства

Улучшение криминогенной обстановки

Совершенствование пространственной организации

Формирование регионального

научно-технического (инновационного) центра

Восстановление и развитие научного потенциала

Развитие инновационных производств

Формирование благоприятного инвестиционного климата

Развитие предпринимательства

Формирование региональных медицинских центров

Формирование региональных научно-образовательных центров

Инновации в гражданском обществе

Создание административно-политического центра России на Дальнем Востоке

Развитие культуры

Информатизация

Расширение региональных, федеральных и международных

связей

Формирование

имиджа преуспевающего административно-политического центра

Развитие туризма

Формирование регионального

торгово-транспортного логистического центра

Формирование Хабаровского мультимодального транспортного узла

Развитие дорожной сети, городского и пригородного транспорта

Создание логистического торгового центра

Рис. 3. Иерархия стратегических целей развития г. Хабаровска

ловливающих, но и экономической политикой центральных и местных органов власти. Располагаясь на окраине России, Дальний Восток находится в тесном соприкосновении с динамично развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это оказывает существенное воздействие на про-

исходящие на Дальнем Востоке социально-экономические процессы. Слабая инвестиционная активность местных предприятий -реакция на макро- и микроусловия региона. Необходимость оживления инвестиционной деятельности требует решения наиболее острых проблем в этой области хозяйствен-

ной деятельности.

Доля Хабаровска в инвестиционном процессе края увеличивается. За 2000 -2005 гг. она выросла с 51,1% до 55,1%. Экспертный опрос руководителей предприятий производственной сферы города показал положительную динамику инвестиций. Особенно это касается промышленности, транспорта и строительства. Инвестиции использовались преимущественно для приобретения и модернизации оборудования (76,9% и 41,0%), развития рекламной деятельности (39,7%), информационного обеспечения предприятия (30,8%), создания и расширения новых производственных площадей (29,5%), покупки программных продуктов (28,2%) и др. Важно, что в числе объектов инвестирования растет значимость рекламы и информационных продуктов.

Основной целью городской инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, на основе которых возможен рост инвестиционного потенциала города. Для этого необходимо: привлечение внебюджетных инвестиций в экономику города, обеспечение условий реализации инвестиционных проектов, привлечение в экономику города инвестиций малых и средних предприятий, создание общегородской системы мониторинга реализации инвестиционных проектов, развитие инвестиционного потенциала и систем привлечения в экономику средств населения.

Реализация Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска - многоаспектная и многоуровневая задача. Сложность решения ее заключается в необходимости выбора главного звена, которое соединит в систему все разрозненные и, без сомнения, важные цели и подцели. Таковым является, следует повториться, формирование постоянного населения на юге Дальнего Востока. Являясь по сути масштабной и комплексной задачей, она включает не только закрепление имеющегося населения, но и направление миграционного потока с северных регионов на юг, укоренение его здесь, создание условий адаптации на новом месте (рис. 4).

Значительным резервом роста населения г. Хабаровска являются жители северных регионов Дальнего Востока. Здесь настрой на выезд очень высок и составляет порядка 400 -450 тыс. чел.1. Если направить миграцион-

ный поток на юг Дальнего Востока, то создаются хорошие предпосылки для формирования на границе с Китаем мощного социохо-зяйственного пояса с несколькими крупными селитебными комплексами. И здесь особую важность приобретает задача обеспечения населения доступным и качественным жильем, которая должна получить поддержку Правительства России, а именно - создание условий комфортного и безопасного проживания здесь дальневосточников и возможных переселенцев из других регионов страны, соотечественников из зарубежья (рис. 5).

Развитие жилищного строительства в г. Хабаровске необходимо рассматривать в контексте геостратегических интересов Россини на Дальнем Востоке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. И хотя конкретные дела, способствующие повышению качества жизни россиян, реализуются на уровне муниципальных образований, от государства зависит создание на институциональном уровне благоприятных условий для этой деятельности органов местного самоуправления. Именно государство решает конкретные задачи, воплощая в жизнь идеи государственной важности в рамках четырех приоритетных направлений - образования, здравоохранения, строительства жилья и сельского хозяйства.

Реализация национальных проектов - это возможность формирования новой социально-экономической ситуации, которая позволит коренным образом не только улучшить жизнь россиян, но и увеличит степень понимания населением действий органов власти, уровень доверия им населения и внесет вклад в повышение информированности граждан о таких делах государственной власти.

Необходимо повысить влияние федеральных целевых программ, равно как и других элементов системы стратегического планирования на конкретные действия государственной власти, закрепив их роль в бюджетном процессе соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами, исключив возможность неполного финансирования утвержденных концепций и программ, соответственно повысив ответственность за их качество и достижение заявленных результатов.

Особую важность при этом приобретает практика раскрытия жизненных сил человека через местные сообщества, которые как субъекты управления вынуждены будут внедрять методы прогнозирования и программно-целевого управления как приоритетные в деятельности орга-

Переселение северян

Формирование на юге

Дальнего Востока постоянного населения

Переселение соотечественников из ближнего зарубежья

Здравоохранение

Доступное жилье

Экономика инновационного спооса

Духовно-нравственное развитие

Образование

Правопорядок

ЖКХ :

1

О

я я

и <и

® К н-

X Я

£ п а я

о о.

е

<и 3 1 н ; ж \ и 1 ! 1 1 I 1 5 1 Л , (- о с : \ \ « 5 С | В ^ 1 5 5 1 г? ! и *сэ § О ! Н ; Я ! <и ; Я : 1 с ! с , а : н > и —

X 3 ] ! £ 8 ж , X О ? £ !

»4 5 X о ; к ^ ЬЙ ; о Я ! К \ я ; Я 1 > ! я г 2 1 ГП 5 : С я ; в ; С 8 X : о с; ; 5 ^ ? 1 о ; 5 3 Н* ! ГС > 11 £ 1 га I 5 ! Л 5 л 3 \ 2 ; ц 1 (- 1 х С; с ; О ' С ! ЬЙ

о X и и I ! > н € ! £ 5 2 ; 2 ; и С ! ^ ' 5 ! С ! С * С ! с < о к и и н ; га I ю > ■ Ьг ! и ' I : га ^

Рн к ! с г ; х ! Он с > * га

ч < С ¡и 1 с а 1

2 ! с I | О 1 ю 1 о : 1 С и ;

Рис. 4. Система приоритетов Стратегического плана развития г. Хабаровска

нов местного самоуправления.

Применение программно-целевого подхода в практике территориального управления связано с наличием проблем, которые не могут быть решены в инерционном режиме функционирования социохозяйственных систем макроуровней.

Применение в 2004 - 2006 гг. программно-целевого метода в г. Хабаровске при разработке Программ социально-экономического развития позволило, на наш взгляд, сформировать целостную политику социально-экономического развития, в которой были определены и обоснованы цели, задачи, методы решения задач, а также необходимые ресурсы.

Разработка и реализация программно-целевого управления и в дальнейшем должны стать эффективным способом решения актуальных проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации воздействий, целевой ориентации используемых средств и согласованности воздействий.

Следует подчеркнуть, что Стратегический план Хабаровска согласуется с позицией российского правительства в отношении Дальнего Востока, с основными идеями, заложенными при разработке Концепции регионального развития России, целью которой является формирование и развитие опорного каркаса пространственной органи-

зации страны.

В целях контроля над ходом выполнения Стратегического плана разработана система мониторинга реализации, которая включает комплекс отслеживаемых показателей количественного и качественного характеров. Ежегодный мониторинг хода реализации Стратегического плана позволит реально оценивать происходящие изменения, при необходимости корректировать план, адаптировать его к новым условиям. Результаты мониторинга будут ежегодно представляться городскому сообществу.

Мониторинг и оценка программ и проектов -это важный логический шаг в городском управлении, который неизбежен в случае перехода муниципалитетов к программному методу управления. Более того, это эффективный и широко применяемый в развитых странах инструмент управления и важная часть проектной культуры, осваивать которую стоит и российским муниципалитетам, причем чем скорее, тем лучше.

В систематизированном виде методические подходы к мониторингу реализации Стратегического плана развития г. Хабаровска до 2020 г. приведены на рис. 6.

Накопленный к настоящему времени в Муниципальном образовании городской округ «Город Хабаровск» опыт стратегического планиро-

Рис. 5. Основные направления повышения доступности жилья в г. Хабаровске

вания социально-экономического развития города и новые идеи получили высокую оценку 14 экспертов - профессионалов стратегического планирования.

При всей сложности разработки и реализации Стратегического плана развития г. Хабаровска (что определяется, прежде всего, неразвитостью гражданского общества, ориентацией его на решение задач первого порядка) подобная работа позволяет строить ориентиры на долгосрочную перспективу, увязывая их с геостратегическими задачами России на Дальнем Востоке, рассматривая социохозяйственный комплекс города в системе экономических взаимоотношений не только собственно региона, но и сопредельных стран. Стратегический план выступает и консолидирующим инструментом населения г. Хабаровска, вовлекая его в трудный и длительный процесс формирования и развития гражданского общества.

Хочется отметить, что с принятием Стратегического плана работа только начинается. В г. Хабаровске разработаны мероприятия по реализации Стратегического плана на 2007 -2009 гг., сформирован Координационный Совет, который коллегиально будет принимать наиболее важные управленческие решения, реализуя идеи Стратегического плана.

Масштабность задач, определенных Стратегическим планом развития города, предъявляет жесткие требования к результативности деятельности всех структурных подразделений администрации по организации и управлению процессами социально-экономического развития города.

Уже сейчас есть положительные результаты. В 2006 году город Хабаровск удостоен рядом наград: в октябре, во время Всемирного дня ООН-Хабитат вручен диплом «За обеспечение устойчивого развития города»; го-

род признан победителем V Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям развития» категории «Региональный центр субъекта РФ»; получен Почетный диплом Федерального агентства по строительству и ЖКХ за хорошую работу в развитии городского хозяйства по итогам всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город РФ за 2005 год». Город Хабаровск занял

плоскость практических решений, в том числе через призму стратегического планирования.

Литература и источники:

1. Леденев, МЛ. Дальний Восток России в XXI веке: как жить и хозяйствовать / МЛ". Леденев, С.П. Быстрицкий, В.К. Зау-саев // Наука и природа Дальнего Востока. -2004. - №1.-С. 6.

2. Столыпин, ПЛ. Нам нужна Великая

Рис. 6. Система методических подходов к оценке реализации Стратегического плана развития г. Хабаровска до 2020 г.

первое место в I Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование».

Хотелось бы отметить, что дальневосточные города, и в первую очередь города-конкуренты - Хабаровск и Владивосток - могут сегодня выстраивать свои стратегии развития, дополняя конкурентные преимущества друг друга, объединяя усилия для формирования секторов устойчивого роста и самодостаточного развития регионов.

И наша задача перевести это понимание в

Россия...: Полнхобр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906 -1911 гг. / ПЛ. Столыпин. - М.: Молодая гвардия, 1991.- С. 122.

3. Заусаев BJC. Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования / BJC. Заусаев, Л.С. Воронцова, СЛ. Быстрицкий, A.C. Ани-симов. - Москва: МОНФ, 2007.

4. Социологические исследования Даль-НИИ рынка Минэкономразвития РФ в 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.