Научная статья на тему 'Генеральная цель "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. ": концепция или декларация?'

Генеральная цель "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. ": концепция или декларация? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СОКРАЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заусаев В. К.

В статье оценивается ситуация, сложившаяся на российском Дальнем Востоке, а также рассматривается основная цель «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генеральная цель "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. ": концепция или декларация?»

В.К. ЗАУСАЕВ

В статье оценивается ситуация, сложившаяся на российском Дальнем Востоке, а также рассматривается основная цель «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.».

Ключевые слова: Дальний Восток, сокращение населения, стратегия развития, ресурсодобывающий сектор

Генеральная цель «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.»: концепция или декларация?

В.К. ЗАУСАЕВ, доктор экономических наук, Дальневосточный НИИ рынка при Минрегионе России, Хабаровск

На запад?

Слова П.А. Столыпина сегодня как нельзя более актуальны: «...Оставлять этот край (Дальний Восток - В.З.) без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности. Край этот нельзя огородить каменной стеной. Восток проснулся и, если мы не воспользуемся этими богатствами, то возьмут их, хотя бы путем мирного проникновения, другие»1.

Рыночные преобразования обернулись отказом от ключевых принципов освоения Дальнего Востока, обеспечивавших его устойчивый социально-экономический рост: опережающий уровень развития производительных сил, непрерывность строительства новых объектов, превалирование геостратегических целей над коммерческими, сочетание экономических, политических, военных, социальных и других интересов при реализации крупных проектов; сохранение надежных, органичных связей с другими регионами. В результате реформ Восток России столкнулся с исчерпанием экономически доступных природных ресурсов, падением конкурентоспособности дальневосточной продукции, экспансией товаров и услуг сопредельных стран, ухудшением экологической ситуации, снижением качества жизни населения. Не ответив на эти вызовы, он будет продолжать терять главный ресурс экономического развития - население.

1 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия / Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911 гг. - М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 127.

За последние 20 лет регион потерял 1,7 млн чел. Сегодня здесь, на 1/3 территории страны, проживает всего 6,4 млн чел. Такого сокращения не знает ни один регион страны! Подобные тенденции «смерти подобны» для региона, граничащего с быстро развивающимися Китаем, Республикой Корея и Японией, которые нуждаются не только в традиционных лесных, рыбных, углеводородных и других природных ресурсах, но ив расширении своего жизненного пространства.

Наши исследования показали, что дальневосточники не хотят жить на этой территории, причем желание уехать тем сильнее, чем севернее место их проживания (табл. 1).

Таблица 1. Настроения на выезд населения Дальнего Востока по мере расселения с юга на север, % опрошенных

Территория Собираюсь переезжать Скорее «да», но не сейчас Переехал бы, но для этого нет средств Общая сумма ответов, характеризующих склонность к отъезду

Вяземский район 2,7 7,9 11,8 22,4

Хабаровск 7,6 8,3 11,9 27,8

Южно-Сахалинск 7,6 8,3 11,9 27,8

Kомсомольск-на-Амуре 4,3 6,5 2,5 13,3

Бурейский район 4,6 12,6 16,1 33,3

Николаевск-на-Амуре 2,0 10,0 29,0 41,0

Охинский район 5,9 15,1 38,9 59,9

Верхнебуреинский район 7,2 17,7 57,7 82,6

Даже в Хабаровске только 72,2% населения можно отнести к укоренившимуся, то есть не предполагающему менять место жительства. У молодежи отношение менее оптимистичное: только 53,9% школьников старших классов собираются остаться жить в Хабаровске.

Виной всему - ухудшение качества жизни дальневосточников. Так, реальные денежные доходы жителя Хабаровского края в 2008 г. составили 81,8% от среднероссийских и 50,4% -от доходов жителя Москвы. Еще хуже ситуация в других субъектах Дальнего Востока: на Камчатке - 75,2% и 46,4%, в Амурской области - 72,9% и 45%, Приморском крае - 69,6% и 42,9% соответственно. До начала рыночных преобразований соотношения были обратные (впрочем, за последнее время

отставание дальневосточных регионов хоть очень медленно, но сокращается). Численность населения региона продолжает уменьшаться: в 2006 г. - на 38 тыс. чел.; в 2007 г. - на 22; в 2008 г. - на 27 тыс. чел. По России в целом в 2008 г. сокращение составило 105 тыс. чел.

Сложность ситуации в северных районах Хабаровского края (Охотском, Тугуро-Чумиканском и др.) состоит в том, что те, кто связал судьбу с новой родиной, в подавляющем большинстве не готовы к интенсификации своего труда, включению в индустриальную экономику для повышения уровня жизни.

Социологические опросы жителей Хабаровска выявили и другие «болевые точки»: низкую доступность жилья, неудовлетворенность здравоохранением и образованием, острые экологические проблемы (табл. 2).

Таблица 2. Оценка основных факторов, угнетающих жизнь в Хабаровске, Южно-Сахалинске и Комсомольске-на-Амуре, % опрошенных

Негативный фактор Хабаровск Южно-Сахалинск ^мсомольск-на-Амуре

Неблагоприятная экологическая обстановка 81,8 89,5 80,8

Невозможность улучшить жилищные условия 71,6 62,9 25

Низкий уровень здравоохранения 71,5 76,4 52,5

Низкий уровень жизни 66,1 63,5 41,5

Неудовлетворенность школьным образованием 51,2 43,1 18,5

Низкий уровень развития сферы культуры и спорта 34,2 46,5 23

Новая стратегия развития региона

Траектория, по которой развивается Дальний Восток, вкупе с усилением либерально-компрадорских тенденций в умах российской бизнес-элиты, ведет к формированию сценария концессионного типа: привлечение к освоению природных ресурсов иностранной рабочей силы и капитала (прежде всего, китайских) с последующей передачей месторождений и перспективных участков территории Китаю, США и Японии в долгосрочную аренду. Это сугубо коммерческий, наименее затратный для госбюджета и наиболее эффективный по

соотношению доходов и затрат сценарий. Его можно рассматривать как первый шаг к экономической утрате Дальнего Востока. Результатом может стать стягивание (переселение) значительной части населения на историческую родину (в европейские регионы России) и формирование нового компактного, защищенного от территориальных притязаний государства Московии - составной части Евросоюза.

Понимая пагубность подобных тенденций, правительство России в декабре 2009 г. приняло «Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.». В качестве генеральной цели провозглашается закрепление населения. На первое место поставлен человек-дальневосточник с его интересами, чаяниями, ценностями. Экономика - вторична и является инструментом достижения этих целей, что кардинально меняет сформировавшуюся за годы рыночных преобразований концепцию развития восточных регионов России и означает переход от сугубо коммерческих к геостратегическим принципам развития.

Утвержден План реализации Стратегии, включающий 69 мероприятий, касающихся развития социальной сферы и косвенно влияющих на качество жизни местного населения. Но, к сожалению, непосредственно повышающих уровень жизни дальневосточников проектов здесь нет. Не прописаны механизмы роста конкурентоспособности региональной экономики. План базируется на традиционном технократическом подходе, и осуществлять его можно без укорененного населения, вахтовыми и экспедиционными методами.

Опыт рыночных преобразований на Дальнем Востоке показал, что конкурентоспособными здесь являются транспорт и ресурсодобывающие отрасли. Чем больше перерабатывающих переделов с низкой производительностью труда добавляется к последним, тем интенсивнее «съедается» природная рента и тем менее конкурентоспособна выпускаемая продукция.

Но ресурсодобывающий сектор требует специфической рабочей силы, не позволяющей сформировать оптимальную половозрастную структуру для расширенного воспроизводства населения. К тому же китайская рабочая сила на таком рынке труда представляет сильную конкуренцию. Следовательно, необходимы сферы приложения труда, отвечающие потребностям и адекватные социокультурному уровню местного населения.

Развитие перерабатывающих отраслей на инновационной основе обозначено в Стратегии и в Плане мероприятий. Но оно требует значительных инвестиций и высокого качества трудовых ресурсов. Последние должны быть обеспечены соответствующей заработной платой, перекрывающей повышенные издержки на ее воспроизводство. Ответа на вопрос: «Как это сделать, выпуская востребованную, а значит, и конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках дальневосточную продукцию и в то же время увеличивая реальные доходы населения?», нет.

Остается неясным: как быть с теми, кто не хочет жить на северных территориях Дальнего Востока? Необходимо переселение настроенных на выезд жителей на юг региона (без Республики Саха (Якутия) это - порядка 500 тыс. чел.), предоставление им благоприятных возможностей для обустройства, чтобы они рано или поздно не уехали на запад страны. Здесь, в местах наиболее благоприятного для человека проживания, целесообразно формировать постоянное население в больших и малых селитебных центрах, обеспечивающих качественные условия жизни дальневосточника, приложение высококвалифицированного труда в перерабатывающих производствах. Взаимоотношения дальневосточных субъектов должны строиться на принципах комплексирования и дополняемости.

Тогда сложившийся вектор миграции в западном направлении будет переориентирован на юг региона, а живущие здесь люди будут работать не только на местных предприятиях, но и вахтовыми и экспедиционными методами трудиться по всей территории Дальнего Востока. Одновременно на границе с Китаем будет формироваться мощный социохозяйственный пояс - опора всей региональной экономики.

Как закрепить население?

По сути, Стратегия должна заложить основу формирования нового сценария развития Дальнего Востока с высокой степенью государственного участия. Тогда и План по ее реализации должен быть дополнен мероприятиями, позволяющими устранить «болевые точки» и кардинально изменить демографическую ситуацию на Дальнем Востоке.

Прежде всего, это касается увеличения размеров дальневосточных (северных) надбавок и выплату их из государственного

бюджета. Сегодня в коммерческой сфере они не выполняют стимулирующую роль. Предприниматель устанавливает такое базовое значение заработной платы, чтобы с повышающими коэффициентами уложиться в рыночную цену своей продукции. Заработная плата в коммерческом секторе может быть повышена, только если государство возьмет на себя роль плательщика этих надбавок. А значит, будет устранена одна из главных причин негативных демографических процессов на Дальнем Востоке. Но это - наиболее затратная составляющая государственной поддержки.

Вторая, не менее актуальная проблема - повышение доступности жилья. Здесь общественный фактор - это стремление сделать российский Дальний Восток местом, достойным проживания сильного и культурного народа, а личностный -желание каждого человека создать на этой земле свой Дом, родовое (фамильное) гнездо.

Проект «Дом дальневосточника» должен предусматривать всестороннюю государственную поддержку индивидуального строительства усадебного типа, со значительным расширением земельных участков для использования под жильё, хозяйственные постройки и производство сельхозпродукции. Необходимы нормативные документы для долгосрочного кредитования индивидуального строительства, критерии отбора участников проекта, специальные фонды финансирования. В конечном счете, государство должно взять на себя 50% затрат на его строительство. Главное направление реализации проекта - малоэтажное домостроение на основе строительных конструкций из древесины. Это даст импульс развитию переработки древесины и промышленности строительных материалов.

Тяжелым бременем на бюджет дальневосточника ложатся жилищно-коммунальные услуги, индексы цен на которые выше, чем в среднем по России. В результате удельный вес расходов домашних хозяйств по оплате жилищно-коммунальных услуг в общей сумме потребительских расходов составлял здесь в 2007 г. 9,9% против 8,2% в среднем по России и 7,5% - по Москве. Поэтому необходимо компенсировать не менее 50% расходов дальневосточников на эти виды услуг.

Значительный отток молодежи с Дальнего Востока связан с поступлением на учебу в вузы западных регионов России. В последующем мало кто из них возвращается в регион.

В определенной степени этот процесс закономерен. Но сдержать его можно с помощью введения бесплатного высшего образования в университетах Дальнего Востока.

Система мероприятий Плана по улучшению ситуации достаточно разнообразная. Необходимый первый шаг - введение бесплатного медицинского обслуживания дальневосточников, так как медицинское обслуживание даже жителей административных центров Дальнего Востока оставляет желать лучшего.

Удаленность от Центра порождает ряд трудностей: невозможность поддерживать устойчивые связи с родственниками, проживающими в европейских регионах страны, молодежь удалена от культурных центров России. Первый шаг в этом направлении сделан: введены льготные авиабилеты для некоторых возрастных групп. Но этого мало. Необходим бесплатный проезд один раз в год в западные регионы страны (либо приезд на Дальний Восток родственников).

Цена подобных мероприятий измеряется суммой более 1 трлн руб. в год и, вероятно, должна реализовываться постепенно. Тогда жители Дальнего Востока смогут с учетом перспективы строить свою жизнь, реализовывать геостратегические преимущества региона, сохранять пространство, которое будет самым дефицитным ресурсом в мире уже в этом столетии.

Принятие подобных непростых решений на государственном уровне можно подкрепить словами известного на Дальнем Востоке экономиста М.И. Леденева: Россия без Дальнего Востока - богатырь, ноги которого в мешке, Дальний Восток без России - ноль. Значимость Дальнего Востока во многом зависит от позиции сегодняшней российской элиты. Если ее устремления таковы, как в те времена, когда его осваивали русские первопроходцы, которые шли встречь солнцу и приращивали богатство России, - это одно. Если же высказываются откровенные мнения о ненужности и обременительности для России Дальнего Востока - это другое.

От выбора политики России на Дальнем Востоке зависит, сбудутся ли опасения П.А. Столыпина, который говорил: «Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками и, когда мы проснемся, может оказаться русским только по названию». Хочется, чтобы этого не случилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.