Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ РАЗВИТИЕМ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ РАЗВИТИЕМ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития / сельское развитие / сельское хозяйство / проблемы / тенденции и риски развития / целевые ориентиры / приоритеты и механизмы реализации стратегии / Республика Коми / Евро-СевероВосток / development strategy / rural development / agricultural industry / problems / trends and risks of development / targets / priorities and mechanisms for implementing the strategy / Komi Republic / Euro-North-East
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ РАЗВИТИЕМ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА»

Иванов В.А.

д.э.н., профессор, гл. н.с. Института социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми

НЦ УрО РАН

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИМ РАЗВИТИЕМ

СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Ключевые слова: стратегия развития, сельское развитие, сельское хозяйство, проблемы, тенденции и риски развития, целевые ориентиры, приоритеты и механизмы реализации стратегии, Республика Коми, Евро-Северо-Восток.

Keywords: development strategy, rural development, agricultural industry, problems, trends and risks of development, targets, priorities and mechanisms for implementing the strategy, Komi Republic, Euro-North-East.

Анализ сложившейся ситуации на северных и арктических сельских территориях России показал наличие многочисленных проблем. Связано это во многом с тем, что сельское развитие отошло на второй план в силу приоритетности топливно-сырьевого сектора, а также сложившейся практики решения текущих отраслевых задач в ущерб долгосрочному стратегическому управлению развитием сельской местности. Для северного села и ведущей отрасли сельской экономики - аграрного сектора - характерны следующие социально-экономические проблемы: неполная реализация природно-ресурсного и трудового потенциала; низкий уровень инвестиций в инфраструктуру и в аграрную отрасль; узость сферы приложения труда из-за неразвитости несельскохозяйственных видов деятельности; обезлюдива-ние сельских территорий; ухудшение демографической ситуации; сокращение трудового потенциала села; значительная дифференциация в доходах и качестве жизни сельского населения; неразвитость и деградация объектов сельской инфраструктуры; прекращение в годы рыночных реформ строительства сельских дорог и медицинских учреждений; ограниченный доступ сельских жителей к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов; недостаточный уровень и нестабильность финансирования программ развития сельских территорий; ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями; слабость местного самоуправления; разрушение материально-технической базы и сокращение аграрного производства; дефицит и низкий качественный состав руководителей, специалистов и кадров массовых профессий в сельском хозяйстве1.

В условиях Нечерноземной зоны и Севера России село неспособно выполнять ряд важных народнохозяйственных функций. Нынешнее социально-экономическое состояние сельских территорий представляет угрозу национальной безопасности и территориальной целостности страны и сохранению русской цивилизации2.

Возрождение сельской жизни требует перехода от решения текущих задач к долговременному стратегическому управлению развитием сельских территорий и аграрного сектора. Долгосрочное стратегическое планирование и управление является эффективным способом изменения негативной ситуации в сельской местности.

Методические основы стратегического управления сельским развитием

Применительно к сельским территориям стратегия представляет собой процесс научного обоснования и выбора долгосрочных целей и задач, приоритетов и механизмов, обеспечивающих эффективное использование потенциала, адаптацию субъектов сельской экономики к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическое управление сельским развитием осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Для каждого уровня определяются стратегические приоритеты, цели, направления и механизмы развития. При этом региональный орган власти выступает одновременно в качестве объекта и субъекта федеральной политики территориального и отраслевого развития и жизнедеятельности сельского населения.

Стратегическое управление применительно к сельскому развитию охватывает как саму сельскую местность, так и аграрный сектор. На федеральном уровне разработана и действует «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства России от 2.02.2015 г. № 115-р. В ряде субъектов федерации имеются свои стратегии развития сельских территорий и стратегии

1 Иванов В.А. Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона // Проблемы развития территории. 2019. - Вып. 4 (102). - С. 55-70; Иванов В.А., Иванова Е.В., Мальцева И.С. Аграрный сектор северного региона в условиях рыночной трансформации. - Сыктывкар, 2019. - 250 с.; Фомина В.Ф., Фомин А.В. Оценка комфортности жилищно-коммунальных условий в сельских районах Республики Коми // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. -№ 2. - С. 88-105.

2 Петриков А. В. Политика сельского развития в России: направления и механизмы // Сельские территории в пространственном развитии страны: потенциал, проблемы, перспективы. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2019. - С. 3-10; Савченко Е. Особая миссия сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2018. - № 1. - С. 4-10.

социально-экономического развития муниципальных образований. Что касается отраслевых стратегий, то сейчас как в России, так и регионах они отсутствуют.

Процесс разработки стратегий развития сельских территорий и аграрного сектора включает несколько последовательных этапов. На первом этапе производится оценка человеческого и ресурсного потенциала (трудовых, земельных, лесных, промысловых, водных и минерально-сырьевых ресурсов) сельской местности. Исследуются тенденции, анализируется современное состояние, выявляются ключевые социально-экономические проблемы и риски развития сельских территорий и аграрной отрасли.

На втором - проводится стратегический (SWOT) анализ, базирующийся на исследовании внешней и внутренней среды, оцениваются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития.

На третьем этапе определяются стратегические цели и задачи развития сельских территорий аграрного производства и несельскохозяйственных видов деятельности. Главная стратегическая цель развития сельских территорий -максимальное использование всех имеющихся ресурсов, обеспечение перехода от экзогенного к эндогенному и неоэндогенному пути развития. Развитие альтернативных видов производств в регионах Севера может происходить по следующим направлениям: организация местной промышленности; интеграция сельского и лесного хозяйства; комплексная переработка сырья оленей (выделка шкур, глубокая переработка эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленей); заготовка и переработка дикорастущих грибов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья; сельский туризм, сельский гостиничный бизнес; жилищно-коммунальное, торговое, бытовое, социально-культурное обслуживание сельского населения; уход за ландшафтом; охрана окружающей среды.

Средствами достижения целей стратегии сельского развития являются две программы: 1. Комплексное развитие сельских территорий; 2. Развитие агропродовольственного сектора. Программы содержат конкретные мероприятия для достижения определенных целей и решения постановленных задач, обеспеченные необходимыми ресурсами с указанием источников и направлений расходования средств.

На четвертом этапе с учетом различных методов прогностики делается долгосрочный прогноз результатов на основе сценарных вариантов развития. При стратегическом прогнозировании необходимо учитывать сильные и слабые стороны, возможные негативные воздействия (макроэкономические и кризисные явления, эпидемии и др.), оказывающие на сельское развитие. На пятом - обосновываются приоритеты долгосрочного развития сельских территорий и аграрного сектора.

На заключительном этапе для достижения намеченных целей разрабатываются механизмы реализации стратегий развития сельских территорий и аграрной сферы. Для каждой стратегии необходим свой набор механизмов и инструментов.

Последовательность этапов стратегического управления социально-экономическим развитием сельских территорий и аграрного сектора представлена на рис. 1.

Рисунок 1.

Этапы стратегического управления сельским развитием

В основе подхода к формированию стратегического управления должны быть следующие положения:

• правовое и организационное обеспечение и мониторинг Стратегий;

• определение финансовых источников и порядка их эффективного использования;

• организация сотрудничества между государственными структурами и местным самоуправлением в разработке Стратегий социально-экономического развития сельских территорий и аграрной сферы;

• участие хозяйствующих субъектов сельской экономики, граждан, общественных организаций, экспертов и научного сообщества в разработке Стратегий;

Очень важно Стратегии адаптировать к природным, экономическим и социальным особенностям сельских районов, муниципальных образований. Разные подходы к стратегическому развитию должны быть использованы для удаленных сельских поселений и пригородных территорий.

Стратегическое управление позволит выбрать приоритетные направления развития сельских территорий и агро-продовольственного сектора, способствующие устойчивому и сбалансированному территориальному развитию, максимальному использованию природного и трудового потенциала, сокращению существенных различий в социально-эконо-

мическом развитии муниципальных образований, повышению уровня и качества жизни сельского населения, выполнению селом многочисленных народнохозяйственных функций, обеспечению продовольственной независимости страны.

Стратегия развития сельского хозяйства

Анализ тенденций развития сельского хозяйства Республики Коми показал, что особенно благоприятными были 1960-1980-е гг. Производство продукции животноводства за этот период характеризовалось положительной динамикой. Наиболее высокими были темпы наращивания объемов мяса птицы и свинины. Это было результатом реализации программы промышленного развития птицеводства и свиноводства. Среднегодовые темпы роста валовой продукции в республике были выше, чем на Северо-Западе России.

Рыночная трансформация аграрной экономики сопровождалась резким сокращением в 1990-е гг. производства продукции животноводства. В 2000 г. по отношению к 1990 г. уровень производства свинины составил 23%, мяса птицы - 42, говядины и телятины - 47%. Наиболее высокие темпы сокращения производства мяса, молока и яиц были в периферийных районах. Здесь в 2018 г. к 1990 г. уровень объемов мяса составил 16%, молока - 20%.

К ключевым рискам сельского хозяйства, обусловленным как внешними, так и внутренними условиями, относятся:

• влияние неблагоприятных внешних условий (вступление России в ВТО, санкции, рост инфляции, эпидемии);

• сохранение диспаритета цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию;

• низкий уровень финансовой поддержки, недоступность льготного кредита;

• риски высокой концентрации крупных аграрных предприятий в городских и пригородных зонах, что связано с невозможностью производить органическую продукцию, появлением негативных эффектов воздействия на окружающую среду и на здоровье потребителей пищевых продуктов;

• тенденция оттока квалифицированных кадров из аграрной сферы;

• риск уменьшения трудового потенциала, связанного с сокращением численности и со старением сельского населения. Сохранение данной тенденции в перспективе станет фактором, ограничивающим развитие аграрного сектора и других отраслей сельской экономики;

• неравномерное развитие сельских муниципальных районов, приведшее к значительному разрыву в показателях производства продукции, производительности труда, уровня доходов населения. С целью недопущения усиления резких колебаний потребуется дифференциация инструментов и механизмов развития.

С помощью SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы сельского хозяйства. Для развития аграрной сферы и повышения коэффициента самообеспечения продуктами питания имеются благоприятные условия: наличие достаточного количества кадровых ресурсов, сельхозугодий, пойменных лугов, оленьих пастбищ, рыбохозяйственных водных объектов, недревесных ресурсов леса (ягод, грибов, березового сока). Республика располагает возможностями для производства органической продукции, высоким генетическим потенциалом и уровнем селекционно-племенной работы в животноводстве, развитым потенциалом аграрной науки.

Слабыми сторонами и угрозами развития сельского хозяйства являются: неблагоприятная внутренняя и внешняя среда; неудовлетворительное состояние материально-технической базы; дефицит и низкий профессионально-квалифицированный уровень специалистов; низкая доступность финансовых ресурсов; неразвитость инфраструктуры; низкий уровень доходов жителей села.

В ходе разработки стратегии определены цели и сделан сценарный прогноз результатов долгосрочного развития отрасли. Основными стратегическими целями социально-экономического развития сельского хозяйства Республики Коми являются:

• обеспечение устойчивых темпов роста производства аграрной продукции;

• полное самообеспечение населения картофелем и овощами открытого грунта местного ассортимента (кроме ранней продукции), существенное повышение самообеспеченности мясными и молочными продуктами и яйцом;

• приближение уровня и качества жизни крестьян к городскому населению.

Ожидаемые результаты реализации пессимистического, базового и оптимистического сценариев на период до 2030 г. в сравнении с текущим состоянием охарактеризованы в табл. 1-2.

Таблица 1

Среднегодовые темпы прироста целевых показателей при разных сценариях развития сельского

хозяйства Республики Коми, %

20142018 гг. Пессимистический Базовый Оптимистический

Показатель 2021- 2026- 2021- 2026- 2021- 2026-

2025 гг. 2030 гг. 2025 гг. 2030 гг. 2025 гг. 2030 гг.

Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах) 1 1 1 1,5 2 4 6

Валовая продукция (в сопоставимых ценах) 0,1 0,1 0,2 0,5 1,2 2,5 3,2

Картофель -2,7 0 0,1 0,7 1,1 2,0 2,1

Овощи -0,6 0,1 0,3 0,6 0,9 2,1 2,3

Мясо (уб. вес) 1,4 0,5 0,7 0,8 1,2 2,6 3,4

Молоко 1,9 0,6 0,8 1,5 2,0 2,4 2,8

Яйцо 2,3 1,0 1,0 1,0 1,5 2,0 2,5

Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к средней по экономике республики 59 60 62 64 66 78 80

Таблица 2

Показатели прогноза уровня самообеспечения населения Республики Коми продукцией

растениеводства и животноводства, %

Продукция 2018 г. Пессимистический Базовый Оптимистический

2025 г. 2030 г. 2025 г. 2030 г. 2025 г. 2030 г.

Картофель 83 85 87 88 92 95 100

Овощи 25 26 26 28 30 38 42

Мясо и мясопродукты 36 36 36 38 40 43 46

Молоко и молокопродукты 25 25 26 27 29 31 34

Яйца и яйцепродукты 51 51 52 55 58 67 72

Наиболее приемлемым является оптимистический сценарий для развития аграрной отрасли. Этот вариант предполагает высокую реализацию аграрного потенциала, среднегодовой рост валовой продукции не менее 3%, достижение уровня самообеспечения населения региона продукций растениеводства и животноводства, который существовал в дореформенный период. Оптимистический сценарий основан на использовании инноваций, эффективных инструментов и механизмов стратегического развития, на привлечении в отрасль квалифицированных кадров, совершенствовании размещения, специализации, кооперации и интеграции в агропродовольственном секторе, на развитии всех видов сельской инфраструктуры, на существенном улучшении социально-бытовых условий, качества и уровня жизни крестьян, на проведении активной протекционистской политики государства.

Обеспечение стратегических целей достигается с помощью нормативно-правового, организационно и финансового механизмов (рис. 2).

Рисунок 2.

Механизм стратегического управления сельским хозяйством

Правовой механизм предусматривает подготовку Министерством экономического развития и Министерством сельского хозяйства Республики Коми предложений по совершенствованию, изменению и разработке новых нормативно-правовых документов в аграрной сфере.

Организационный механизм обеспечивает методическую, консультационную и информационную поддержку, реализацию и мониторинг Стратегии, связь концепций, государственных программ социально-экономического развития сельских территорий и аграрного сектора в рамках стратегического управления отраслью. Госорганы республики осуществляют индикативное планирование производства и закупок сельхозпродукции, принимают решение об организации оптовых и розничных рынков, лизинговых и страховых компаний, различных кооперативов, осуществляют госзакупки, залоговые операции, закупочные и товарные интервенции, устанавливают регулируемые цены. Важным направлением организационного механизма является отбор, господдержка и реализация социально значимых инвестиционных и инфраструктурных проектов. С учетом изменения внешних и внутренних условий Стратегия периодически должна корректироваться.

В качестве основных финансовых инструментов реализации устойчивого социально-экономического развития аграрного сектора выступают: финансовые средства федерального и республиканского бюджетов; укрепление и участие муниципальных бюджетов в поддержке развития села; целевое софинансирование приоритетных инфраструктурных и инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета; финансовые ресурсы промышленных предприятий региона; собственные средства субъектов хозяйствования аграрной отрасли; доступные льготные кредиты банков. Активное участие в реализации социально значимых инвестиционных проектов отводится государственно-частному партнерству.

Формирование стратегии развития оленеводства

Разработка стратегии развития оленеводства осуществлена на примере Арктического субрегиона Европейского Северо-Востока в составе Ненецкого автономного округа, городских округов Воркуты, Инты, Усинска и муниципальных районов - Ижемского и Усть-Цилемского Республики Коми. Для рассматриваемых территорий характерны общие проблемы, угрозы и приоритеты развития отрасли.

Оленеводство - отрасль, наиболее соответствующая природе Севера и Арктики, трудовым навыкам коренного населения и имеющая высокую эффективность. Вследствие отсутствия затрат на заготовку кормов и строительство

помещений производство оленины здесь высокодоходно. Например, себестоимость мяса в оленеводческих хозяйствах Республики Коми почти в 2 раза ниже по сравнению с производством говядины. Оленеводство является не только высокоэффективной и перспективной отраслью, но и является этнообразующей отраслью, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных народов.

Отрасль играет важную роль в снабжении населения диетическим мясом, а шкуры оленей являются ценным сырьем для производства товаров народного потребления и используются при постройке жилищ. Особую ценность представляют рога и кровь оленей, широко применяются для пищевых и кормовых целей субпродукты. Рога северного оленя и панты пользуются огромным спросом на рынках Азии и Нового Света. В силу отсутствия у оленеводческих хозяйств современных технологий панты не являются товарным продуктом. Сейчас доходы отрасли формируются более чем на 90% от реализации мяса.

В развитии оленеводства в зоне Севера и Арктики наиболее благоприятными были 1940-1980-е годы. Динамика поголовья оленей в Арктической зоне Российской Федерации и на северных территориях была положительной. Наивысшие показатели поголовья оленей в Арктическом субрегионе были достигнуты в 1950 г. (404,7 тыс. гол.) и в 1970 г. (340,3 тыс.), в Коми - в 1917 г. (298 тыс.) и в середине ХХ столетия (211 тыс. гол.).

Для развития оленеводства многое было сделано в 1960-1980 гг. Активно практиковалось авиационное обслуживание оленеводческих бригад, усилилась борьба с болезнями оленей, улучшилось культурно-бытовое и торговое обслуживание оленеводов, совершенствовались внутрихозяйственные отношения. В дореформенный период оленеводство за счет дотирования являлось высокодоходной отраслью. Уровень рентабельности в 1990 г. в Ненецком АО составил 423%, в Коми - 274%. За счет доходов оленеводства финансировалось содержание социальной сферы и других отраслей хозяйственной деятельности сельхозпредприятий.

Проведение рыночных реформ без учета специфики отрасли привело к снижению поголовья оленей. Особенно сильное сокращение поголовья животных наблюдалось в Магаданской обл. - в 15,8 раза, на Камчатке - 4,0 и Чукотском АО - в 3,5, Республике Саха (Якутия) - в 2,5 раза. В Арктическом субрегионе Европейского Северо-Востока поголовье оленей за этот период сократилось на 12%.

Несмотря на то, что ситуация в оленеводстве Евро-Северо-Востока по сравнению с другими северными и арктическими регионами выглядит стабильной, в отрасли накопилось немало проблем. Отсутствие специального закона РФ об оленеводстве делает неопределенным положение оленеводства в системе государственного контроля и подчинения. Отметим, что в Норвегии в 1978 г. принят закон об оленеводстве, в США земельные отношения аборигенов Аляски регулируются государственными законами.

При переходе к рыночным отношениям существенно сократилась господдержка оленеводства, субсидирование отрасли возложено на регионы. Многократно увеличилась стоимость авиационного обслуживания оленеводства. Из-за жесткой денежно-кредитной политики становится невозможным получение долгосрочных кредитов для модернизации производства, устанавливаются непомерно высокие проценты по краткосрочным кредитам. Значительно сократился рынок сбыта продукции, уменьшились доля маток в стаде, деловой выход телят и сохранность взрослого поголовья.

Острые проблемы у оленеводческих хозяйств возникают с налоговыми службами по уплате налогов. Забой оленей проводится один раз в конце года и лишь после получения дохода оленеводческие хозяйства рассчитываются по долгам. За несвоевременную уплату налогов региональные управления федеральной налоговой службы обращаются в арбитражные суды на банкротство предприятий.

Остаются неотрегулированными межрегиональные связи в области совместного контроля за состоянием пастбищ.

К числу основных социальных проблем в развитии оленеводства относятся тяжелые условия труда и быта, низкий уровень заработной платы оленеводов. По этим причинам молодежь не идет в оленеводство. В хозяйствах ощущается постоянная нехватка зоотехнических и ветеринарных специалистов. Отсутствие ветеринарной помощи влечет за собой значительное увеличение падежа оленей от заболеваний и травм. В среднем оленеводческие хозяйства недополучают 8 кг живой массы с одного взрослого оленя.

Несмотря на то что лесные пастбища используются только в зимний период, в соответствии с действующим лесным законодательством оленеводческие хозяйства как арендаторы лесных участков обязаны проводить комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности в течение всего года. Тушение пожаров в лесах силами оленеводческих хозяйств требует от них дополнительных финансовых затрат.

Риски и угрозы развития оленеводства во многом связаны с сокращением кормовой базы животных. В результате перераспределения пастбищ между хозяйствами различных категорий, изменения путей прогона, задержки стад в районах коралей на оленьих пастбищах сформировались локальные очаги с неблагополучной экологической ситуацией. Вблизи мест разведки, добычи и транспорта полезных ископаемых в тундре, лесотундре и тайге происходит техногенное разрушение покрова, снижается качество кормовых угодий, сокращается объем кормовых запасов и ухудшается их доступность. По оценке специалистов, вокруг скважины площадью 1 га для выпаса оленей невозможно использовать территории в 25 га. Значительные площади тундры зарастают мхами, лишайниками и кустарниковой растительностью, идет ускоренный процесс заболачивания. Это приводит к снижению оленеемкости пастбищ.

С целью разработки Стратегии выявлены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития оленеводства (табл. 3).

Основными стратегическими целями социально-экономического развития оленеводства Европейского Северо-Востока являются:

• развитие оленеводства как этнообразующей отрасли, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных народов Севера и Арктики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• модернизация отрасли;

• приближение уровня жизни оленеводов к среднерегиональным показателям.

Таблица 3

SWOT - анализ развития оленеводства Арктического субрегиона

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие достаточного количества энергетических ресурсов. Высокий спрос, конкурентоспособность продукции оленеводства. Наличие достаточного количества оленьих пастбищ. Высокий экспортный потенциал продукции оленеводства. Наличие трудовых ресурсов для развития отрасли. Большая зависимость оленеводства от бюджетной поддержки. Низкая оснащенность оленеводческих хозяйств сооружениями, оборудованием, средствами связи, транспортом. Нерациональная структура стада. Несвоевременный убой оленей. Отсутствие глубокой переработки сырья оленей. Недостаточный уровень менеджмента. Отсутствие четко выраженной стратегии развития. Низкий уровень жизни оленеводов. Неразвитость инфраструктуры, логистики. Неразвитый туризм в отраслях традиционного природопользования.

Возможности Угрозы (опасности)

Расширение рынка продукции оленеводства. Переход на международные стандарты качества и безопасности продукции. Глубокая переработка пантового, ферментно-эндокринного сырья и крови оленей. Наличие бюджетных средств для модернизации отрасли. Участие предприятий нефтегазового сектора в финансировании оленеводства и социальном развитии коренных этносов. Сокращение оленьих пастбищ, ухудшение экологической ситуации. Отсутствие Федерального закона «Об оленеводстве», нестабильность законодательной базы. Неотрегулированность границ пастбищ между НАО и Коми. Незавершенность геоботанических обследований территорий оленьих пастбищ. Дефицит квалифицированных кадров. Вероятность банкротства оленеводческих хозяйств из-за несвоевременной уплаты налогов.

В качестве долгосрочного прогноза развития оленеводства выбраны два сценария: инерционный и оптимистический. Прогнозная оценка результатов на период до 2030 г. приведена в табл. 4.

Таблица 4

Прогноз целевых показателей на 2030 г. развития оленеводства Европейского Северо-Востока

Показатель 2018 г. Ожидаемые результаты в 2030 г.

Инерционный Оптимистический

Поголовье домашних оленей, тыс. гол. 275,5 291 335

Производство оленины, тыс. т 2,0 2,2 3,1

Производство мяса оленей на душу населения, кг 9,2 12,1 17,2

Доля производства оленины от рациональных корм потребления мяса и мясопродуктов на душу населения, % 13 17 24

Среднемесячная заработная плата оленеводов, тыс. руб. 29,6 58 75

Инерционный сценарий предполагает некоторый рост численности оленей и производства продукции отрасли. Наиболее приемлемым являются оптимистический сценарий развития оленеводства. Этот вариант основан на модернизации материально-технической базы, глубокой переработке продукции отрасли, активной протекционистской политике государства, на формировании эффективных инструментов и механизмов стратегического развития, привлечении в отрасль квалифицированных специалистов, на развитии всех видов сельской инфраструктуры, на существенном улучшение социально-бытовых условий, качества и уровня жизни оленеводов.

Для оптимистического сценария к 2030 г. намечены следующие целевые ориентиры: рост среднегодовых темпов роста производства мяса оленей должен составить не менее 3%; увеличение заработной платы в сельском хозяйстве в 2,6 раза и доведение ее размера до 75 тыс. руб.; доведение доли самообеспечения мясом в рациональных нормах потребления до 24%.

Ключевым стратегическим приоритетом развития является модернизация оленеводства, связанная со строительством убойных пунктов и холодильников с учетом стандартов Евросоюза, с глубокой переработкой пантов, фер-ментно-эндокринного сырья и крови оленей, оснащением оленеводческих хозяйств средствами связи, транспортом, созданием вдоль маршрутов выпаса оленей сети факторий, в которых разместятся электростанции, склады для хранения и подготовки к транспортировке продукции, магазины, фельдшерско-акушерские и ветеринарные пункты.

Важнейшим направлением достижения намеченных результатов является интенсивное развитие отрасли:

• оптимизация структуры стада, установление оптимальных размеров оленьих стад, улучшение племенной работы;

• сокращение непроизводительных отходов животных, усиление борьбы с болезнями оленей;

• организация своевременного убоя оленей и рациональное использование субпродуктов;

• совершенствование организации труда и быта оленеводов;

• повышение материальной заинтересованности, привлечение, закрепление кадров и повышение их квалификации.

Сохранению истощенных тундровых и лесотундровых пастбищ от необратимой деградации будет способствовать развитие в северной тайге Республики Коми лесного оленеводства. Возможности для развития лесного оленеводства имеются на территории, включающей Усть-Цилемский, Ижемский, Печорский, Вуктыльский, Сосногорский, Ухтинский, Троицко-Печорский районы и север Усть-Куломского, Княжпогостского и Удорского районов. Здесь в течение года только на заболоченных участках может выпасаться более 5000 оленей, принадлежащих как крупным оленеводческим хозяйствам, так и фермерам-оленеводам. Применяя известные приемы ведения лесного оленеводства (управляемый выпас зимой и регулируемый выпас на огороженных пастбищах в другие сезоны), можно создать для оленей наиболее благоприятные условия, при которых они достигают высокой упитанности и большого веса. Предлагаемая технология содержания оленей в таежной зоне позволяет получить от каждых 100 январских оленей 28-30 ц мяса, а также решить многие социально-экономические проблемы. Одним из преимуществ в этом случае является расположение оленеводческих бригад вблизи от рынка сбыта продукции.

Для создания эффективного механизма стратегического управления устойчивым социально-экономическим развитием оленеводства необходимо:

• инициировать региональными правительствами принятие федерального закона об оленеводстве. В нем для коренного населения следует предусмотреть получение части платежей об эксплуатации недр в районах их постоянного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности;

• передать лесные пастбища в долгосрочную аренду оленеводческим хозяйствам, создать специализированное структурное подразделение по тушению пожаров на лесных пастбищах, освобождая от этих обязанностей оленеводческие хозяйства;

• сформировать эффективные каналы сбыта оленеводческой продукции;

• субсидировать рост поголовья оленей, производство оленины, строительство факторий, современных убойных пунктов по переработке оленины, шкур, пантов, крови, биологических добавок, медицинских препаратов;

• обеспечить поддержку инвестиционной деятельности путем увеличения прямых государственных инвестиций и расширения доступа к льготному кредитованию;

• стимулировать направление финансовых ресурсов нефтегазовых предприятий в оленеводческую отрасль и в развитие сельской инфраструктуры;

• ввести адресное субсидирование коренных этносов с низким уровнем доходов, ежемесячные доплаты для зооветеринарных специалистов, работающих непосредственно в оленеводстве;

• разработать и реализовать госпрограммы развития оленеводства в субъектах региона.

Успех реализации Стратегии будет зависеть от повышения ответственности и способности органов власти Республики Коми и Ненецкого АО решать проблемы отрасли оленеводства и существенно улучшать уровень и качество жизни оленеводов.

Методы научного обоснования Стратегий социально-экономического развития аграрного сектора и оленеводства могут быть использованы для разработки подобных стратегий в других регионах Севера и Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.