УДК 631.15.[338.439:636.294(1-17)]
Ольга Вячеславовна Лобанова
(аспирант, младший научный сотрудник лаборатории социально-экономического развития НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики, Норильск) E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА ТЕРРИТОРИИ КРАЙНЕГО СЕВЕРА: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ
Эффективность организации мясопродуктового подкомплекса Крайнего Севера представляет собой тот уровень его развития, при котором достигается полное удовлетворение потребности населения в качественных и доступных мясопродуктах, обеспечение продовольственной независимости с помощью системы агропромышленного производства. Эффективность производства всей продукции подкомплекса представляет собой соотношение между полученной продукцией, с одной стороны, и затратами труда и средств производства -с другой. Общая эффективность функционирования подкомплекса складывается также из сумм эффективности функционирования всех предприятий, входящих в подкомплекс. На уровень эффективности влияют различные условия. К основным факторам повышения эффективности организации мясопродуктового подкомплекса данной территории следует отнести следующие: организационные, рыночные, экономические, производственно-технологические, природно-экологические, социальные.
Ключевые слова: мясопродуктовый подкомплекс, Крайний Север, Таймыр, домашнее северное оленеводство.
Olga V. Lobanova
(Postgraduate Student, Junior Researcher of the Laboratory of Social and Economic Development,
Federal State Budget Scientific Institution "Scientific Research Institute of Agriculture and Ecology
of the Arctic", Norilsk) E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF MEAT PRODUCING SUBCOMPLEX ORGANIZATION AT THE FAR NORTH TERRITORIES: MAJOR FACTORS AND MECHANISMS
The organization efficiency of the meat-product complex of the far North is the level of development in which achieved full satisfaction of needs of the population in qualitative and affordable meat products, ensuring food sovereignty through a system of agro-industrial production. In turn, the production efficiency of all products is a complex of the ratio between the obtained products, on the one hand, and the cost of labour and means of production, on the other. The overall effectiveness of the functioning of the complex is folded from also the efficiency of all the companies belonging to the complex. The level of effectiveness is influenced by various conditions. Major factors enhancing the organization of the territory should be a subset of the meat-product include: organizational, market, economic, industrial, technological, natural-ecological, social.
Keywords: meat producing subcomplex, Far North, Taimyr, domestic reindeer herding.
Таймырский полуостров располагается в арктической и субарктической зонах, что определяет крайнюю суровость местного климата. Для Таймыра характерны продолжительная холодная зима с температурами до -62 °C и короткое прохладное лето. Частым явлением бывает пурга, продолжающаяся иногда до нескольких недель (http:// taimur-karaul.ru/).
Практически всегда дуют сильные ветра. На всей территории полуострова присутствует вечная мерзлота, что делает невозможным открытое земледелие; выращивание
свиней, птицы и крупного рогатого скота является затратным и низкорентабельным. Но именно эти территории являются благоприятными для домашнего северного оленеводства - отрасли животноводства Крайнего Севера. Поголовье домашних северных оленей полуострова в настоящее время превысило 100 тыс. голов, основная их масса сосредоточена в Усть-Енисейском районе - около 90 тыс. голов. Усть-Енисейский район считается традиционно оленеводческим. Большую долю населения составляют коренные малочисленные народы Севера - ненцы, для кото-
рых оленеводство является укладом жизни. Оленеводы-пастухи в составе бригад, состоящих из бригадира, пастухов и чумработниц (как правило, это семьи) ведут кочевой образ жизни, перемещаясь в меридиальном направлении летом на север, зимой на юг, проходя более тысячи километров в год.
Несомненно, оленина - основа пищевого рациона оленеводов-кочевников. Кроме мяса домашнего оленя они добывают рыбу, охотятся на дикого северного оленя. Это дает им дополнительный доход и разнообразие рациона. При выезде в поселок оленеводы также закупают муку, сахар, масло другие продукты и товары первой необходимости. Передвигаются бригады не только на упряжках, но и используют снегоходы.
В настоящее время оленеводы получают от государства субсидии на каждую голову оленя, а также выплаты для лиц, ведущих традиционный образ жизни. Оленеводы также продают населению поселков или сдают перекупщикам мясо домашнего оленя. Закупочная цена за 1 кг мяса — 100-120 руб., что не покрывает полностью расходы оленеводов и вынуждает существовать на доходы 6-15 тыс. руб. в месяц.
Возможности вывоза продукции в крупные города - Норильск и Дудинку - затруднено из-за дороговизны транспортных расходов. Кроме того, на территории полуострова находится крупное стадо дикого северного оленя - себестоимость мяса которого на порядок ниже. Наиболее оптимальным вариантом представляется организация переработки на местах, что позволит получить продукцию с более высоким сроком хранения и высокой добавленной стоимостью. Необходимо, чтобы весь технологический процесс - от сельскохозяйственного производства до сбыта переработанной продукции осуществлялся в единой системе - мясопро-дуктовом подкомплексе.
На территории Енисейского Севера мя-сопродуктовый подкомплекс представляет собой систему, состоящую из сельскохозяйственной отрасли домашнего оленеводства. При убое оленей, помимо основного продукта подкомплекса - мяса, образуется много побочной, не менее ценной продукции. Это панты, шкуры, кровь, рога, эндокринно-фер-ментное сырье, пух и шерсть-линька. Для данной территории, где невозможно открытое земледелие, мясопродуктовый подкомплекс играет исключительно важную роль в жизнеобеспечении полуострова. Вместе с тем отсутствие организационно-экономических механизмов взаимодействия отраслей, слабая
законодательная база регулирования сельскохозяйственной отрасли и неразвитость инфраструктуры позволяют говорить о том, что мясопродуктовый подкомплекс не выполняет свою основную функцию - продовольственное обеспечение данной территории.
Эффективность организации мясопро-дуктового подкомплекса представляет собой тот уровень его развития, при котором достигается полное удовлетворение потребности населения в качественных и доступных мясопродуктах, обеспечение продовольственной независимости с помощью системы агропромышленного производства. В свою очередь, эффективность производства всей продукции подкомплекса представляет собой соотношение между полученной продукцией, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой.
Общая эффективность функционирования подкомплекса складывается также из сумм эффективности функционирования всех предприятий, входящих в подкомплекс. На уровень эффективности организации мясопродуктового подкомплекса данной территории влияют различные факторы. К основным из них следует отнести организационно-экономические, производственно-технологические, непроизводственные (природно-экологические, социальные).
Организационные факторы представляют собой совокупность взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, промысловиками, перерабатывающими и торговыми предприятиями на основе кооперации и агропромышленной интеграции, которые предполагают объединение материальных, трудовых, финансовых ресурсов с целью повышения эффективности производства.
В настоящее время оленеводческие бригады, выпасающие оленей, объединены в кооперативы, но их сотрудничество касается лишь раздела пастбищ и обмена оленей. Кооператив, объединивший хозяйства, фактически выполняет функцию координатора распределения государственных субсидий. При налаживании переработки оленеводческой продукции и увеличения убоя для реализации перерабатывающему предприятию, кооператив должен обладать большими функциями.
Очень важно, чтобы интеграция производства охватывала весь технологический цикл - от выращивания или отстрела оленей до реализации готовой переработанной продукции, т.е. как отрасль, так и региональный аграрный рынок как систему взаимодей-
ствующих субъектов различных организационно-правовых форм, обеспечивающих эффективный товарообмен между производителями, переработчиками и потребителями.
Система взаимодействия субъектов в мясопродуктовом подкомплексе может быть в зависимости от подхода «тянущей» и «толкающей [1]. Толкающая система, когда
Прошлое, настоящие мясопродуктового подкомплек
инициатива исходит от начального производителя сырья, уже доказала свою несостоятельность. Система, основанная на учете спроса потребителей на конечную продукцию, является тянущей. Этот подход, когда учет спроса потребителей является основой для определения объемов производства готовой продукции, получил название стратегического подхода.
Таблица 1
будущее подсистемы территории Крайнего Севера
Прошлое Настоящее Будущее
Народное хозяйство СССР АПК — надсистема АПК — надсистема
Мясная отрасль — система, состоящая из отрасли «домашнее оленеводство», промысла дикого северного оленя, заготовительных организаций, переработки мясопродукции, факторий, изготовления сувениров, выращивание оленей на убой. Выход — продукты убоя. Мясо (оленина) — основной продукт. Шкуры, панты - побочные. Мясопродуктовый подкомплекс — система, состоящая в настоящий момент из отрасли «домашнее оленеводство». Выращивание оленей на убой. Выход — продукты убоя. Мясо (оленина) — основной продукт. Шкуры, панты - побочные. Мясопродуктовый подкомплекс — система, состоящая из отрасли «домашнее оленеводство», первичной и глубокой переработки и доведения до потребителя, переработки побочной продукции. Выращивание оленей на убой. Выход — продукты убоя. Мясо (оленина) — основной продукт. Шкуры, панты - побочные.
Колхозы, совхозы и заготконторы. Оленеводческие хозяйства, объединенные в кооперативы, а также отдельные индивидуальные предприятия — подсистема (компоненты). Агропромышленный кластер территории.
Вся оленина, представленная на местных рынках, т.е. прежде всего Норильска и Дудинки, является мясом дикого северного оленя. Мясо домашнего оленя в настоящий момент на рынки не поступает, его незначительная реализация ограничивается продажей частным лицам в небольшом объеме до 30 т в год. Мясо дикого оленя поступает в замороженном виде и продается тушами, полутушами, а также в распиленном виде. Отстрел происходит с ноября по март, но после глубокой заморозки оленина круглогодично присутствует на местных рынках. Цена на данный вид мяса сравнительно невысока, ввиду высокой конкуренции и составляет приблизительно 150 руб. опт, 200-300 руб. -розница, в зависимости от качества сырья, которое существенно различается. Низкое качество сырого оленьего мяса из-за несоблюдения технологий убоя, разделки и хранения туш приводит к тому, что у населения спрос на этот вид мяса нестабилен, а предпочтение отдается товарам-конкурентам: свинине, говядине, птице. Грамотная социальная реклама могла бы исправить положе-
ние, донеся до всех слоев населения Таймыра преимущество употребления оленины как полноценного источника белка, витаминов и микроэлементов, особенно в рационе детей и диетическом питании.
Для полуострова Таймыр, если исходить из специфики территории, основную ставку в сбыте продукции следует сделать на инновационные продукты, т.е. те, которые основаны на высоких технологиях и переработке экологически чистого сырья и производства жизненно необходимых продуктов. Исходя из того, что такие продукты малоизвестны и имеют аналоги на рынке, необходима очень эффективная реклама, которая при этом должна быть малозатратной, но проникать во все уголки мира. Учитывая специфику территории (транспортная доступность в течение летних месяцев), продукция должна быть длительного хранения.
Как известно, в настоящее время по-прежнему остро стоит проблема продовольственной безопасности, а также потребление основных продуктов питания жителями России в соответствии с рекомендуемыми
нормами. Для жителей Севера расход калорий, особенно в зимние месяцы, несколько выше, чем в среднем по России. Общая калорийность рациона, рекомендуемая для разных половозрастных групп населения, колеблется от 1800 до 3000 килокалорий, здесь необходимо учитывать и состав рациона, который должен быть сбалансированным не только по соотношению белков, жиров и углеводов, но и количеству витаминов, макро- и микроэлементов. Соответственно, потребление мяса в достаточном количестве - до 80 кг в год на человека - является залогом сбалансированного питания.
При изучении российского рынка оленины мы, опираясь на мнения экспертов и статистические данные, а также проведя исследование покупательского спроса на Таймыре методом анкетирования, выделили несколько тенденций в потребительском спросе, применимом к нашему региону. По предварительной оценке было выяснено, что качество мяса - наиболее значимый фактор, влияющий на покупательский выбор. Основные претензии к качеству: ненадлежащий внешний вид и цвет, специфический запах. Также респондентам не нравилась упаковка (точнее, ее отсутствие). Исходя из этого можно сделать вывод, что современно оборудованные комплексы для убоя и переработки позволят повысить качество мясопродукции.
Относительно ассортимента продукции было выявлено, что несколько направлений пользуются повышенным спросом:
1 )деликатесная продукция (сырокопченые и сыровяленые колбасы);
2 ) функциональные продукты для детей и спортсменов;
3 )блюда для здорового и диетического питания;
4 )снеки;
5 )блюда национальной кухни быстрого приготовления (полуфабрикаты).
В нашем опросе респонденты указывали, что готовы покупать данные продукты. Это, в свою очередь, позволяет считать, что локальный рынок Таймыра имеет потенциал развития.
При убое, как уже упоминалось, кроме мяса получают побочную продукцию: панты, шкуры, кровь, эндокринно-ферментное сырье и др.
Рынок пантов северного оленя в настоящий момент ориентирован в большей степени на экспорт. Кроме того, он не регулируется никакими законодательными актами и существует полулегально. На рынок пантов северного оленя огромное влияние оказыва-
ет рынок пантов алтайского марала, на который, в свою очередь, оказывают влияние другие участники мирового пантового рынка, прежде всего Новая Зеландия, а также США, Канада, Китай и Австралия. Курс доллара и состояние экономики Южной Кореи также играют немаловажную роль в ценообразовании. Если панты марала издавна были признаны в китайской медицине лекарственным средством наряду с женьшенем, левзеей и т.д., а впоследствии сибирские панты были признаны тибетскими монахами-лекарями как наилучшие, наиболее качественные и целебные по сравнению с новозеландскими, канадскими и другими, то панты северного оленя, даже имея лучший «целебный» состав, будут проигрывать алтайским пантам из-за консервативности восточной медицины.
В последние десятилетия рынок пантов марала оказался насыщен пусть не очень качественными, но дешевыми новозеландскими пантами, и алтайские мараловоды сталкиваются с проблемой ежегодного падения закупочной цены на сырье, тогда как перерабатывать для внутреннего рынка получается лишь 5% произведенных пантов. Что касается пантов северного оленя, то их изучение относится к 1970-м гг., когда проводились эксперименты по изучению адаптогенных, тонизирующих и гипотензивных свойств пантов, их состав, проводилось комплексное сравнение пантового сырья алтайского марала и северного оленя. Полученные данные помогли сделать вывод о том, что панты северных оленей не только не уступают, а даже в чем-то превосходят панты алтайского марала по содержанию аминокислот, биологически активных веществ и адаптогенному и тонизирующему воздействию. Но, как известно, пантовая медицина — это сугубо восточная медицина, построенная на восточной философии и традициях, имеющих тысячелетнюю историю. И панты северного оленя для восточного рынка, скорее всего, никогда не станут достойным аналогом алтайским пантам. В то же время китайские перекупщики проявляют большой интерес к пантам северного оленя из-за их низкой стоимости. На территории полуострова владельцы оленей срезают панты и сдают их сырыми по цене 300-500 руб. за килограмм. Переработка пантов на территории в настоящий момент не осуществляется.
Рынок эндокринного и специального сырья на Таймыре неразвит. Это связано с особенностью сырья, предъявляющему высокие требования к сбору, обработке и хранению, к наличию специально оборудованных
помещений - эндокринных цехов в местах убоя, которых на территории попросту нет. Российские фармацевтические предприятия перерабатывают эндокринно-ферментное сырье и изготавливают различные медицинские препараты, и спрос на данное сырье у предприятий высок. Поэтому рынок эндо-кринно-ферментного сырья на Таймыре имеет перспективу развития в связи с наличием рынков сбыта, но необходимы финансовые ресурсы для постройки цехов, закупки оборудования и привлечения специалистов.
В настоящее время в России имеется ряд предприятий, перерабатывающих кожевенное сырье и изготавливающих кожу и замшу различной выделки и сортов в зависимости от дальнейшего назначения: для мебельной, обувной, галантерейной промышленности и т.д. Как правило, эти предприятия работают на местном сырье, перерабатывают шкуры свиней, КРС. Оленьи шкуры также можно было бы консервировать и вывозить водным транспортом за пределы Таймыра, в таком случае массовый забой оленей необходимо делать до середины-конца сентября, потому что в сентябре пороки шкур (поражение оленьих особей личинками) минимальные, с каждым месяцем число увеличиваются, а в декабре практически все шкуры имеют пороки. Также существует возможность переработки шкуры на территории Таймыра.
В настоящее время в бригадах количество оленей с каждым годом увеличивается благодаря государственной поддержке оленеводов. Начиная с 20-х гг. прошлого столетия (с этого момента велась статистика по оленеводству) оленеводство испытывало спады и подъемы в силу различных причин. С начала 1990-х гг. на территории Таймырского муниципального района (ТМР) проходил ряд институциональных преобразований: часть совхозов, существующих на территории, трансформировались в государственные и муниципальные предприятия, большинство из которых позже были приватизированы, а остальные совхозы и колхозы стали хозяйствами с частной и кол-
Динамика поголовья домаш
лективной формой собственности. Следует отметить, что не было острой необходимости реорганизовывать в тот период колхозы и совхозы, так как оленеводческо-промысло-вые хозяйства Крайнего Севера не подпадали под действие постановления Правительства РФ «О реорганизации колхозов и совхозов» от 29.12.91 №86, но администрация округа поторопилась изменить существующий порядок, не предусмотрев возможные негативные последствия.
Таким образом, непродуманная политика администрации округа, развал снаб-женческо-заготовительной системы и прекращение дотаций со стороны государства в постсоветский период привели к тому, что в 2000 г. поголовье оленей достигло 40,6 тыс. голов по сравнению 1991 г., когда их число составляло 77,1 тыс. голов. Для решения такой критической ситуации были приняты постановления на уровне Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа: Постановление от 23.04.2003 №135 «О первоочередных мерах по созданию условий для возрождения и дальнейшего развития традиционных отраслей хозяйствования в поселках округа, поддержке населения, ведущего кочевой образ жизни, артелей, крестьянско-фер-мерских, общинно-родовых и семейно-родо-вых хозяйств, расположенных на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» и Постановление от 17.02.2004 №72 «О создании условий для восстановления и дальнейшего развития отраслей традиционного природопользования коренных малочисленных народов Таймыра в 2004 году», в рамках которых осуществлялась выплата субсидий за каждого домашнего оленя в размере 155 руб. в год из окружного бюджета. Начиная с 2004 г. субсидия выплачивается ежегодно, и за 2013 г. выплачивалась в общей сумме 260 руб. из районного и из федерального бюджетов. Данная государственная поддержка достигла своей цели, и в 2011 г. поголовье животных было восстановлено и вышло на уровень 1991 г.
Таблица 2
северных оленей по годам
Показатель 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015
Поголовье оленей, гол. 72391 78842 85146 95379 103404
Абсолютный цепной прирост (+,-), гол. - +6451 +6304 +10233 +8025
Прирост цепной, % - 108,91 108,00 112,02 108,41
Абсолютный базовый прирост (+,-), гол. - +6451 +12755 +22988 +31013
Прирост базовый, % - 108,91 117,62 131,76 142,84
Как мы видим, наблюдается дальнейший стабильный прирост поголовья оленей. По оценкам геоботаников НИИ сельского хозяйства и экологии Арктики, оленеем-кость пастбищ составляет 95-100 тыс. голов. Следовательно, дальнейший прирост оленей без интенсификации производства нецелесообразен. И государственная поддержка, на-
правленная на выплату компенсации на голову оленя в настоящий момент, неэффективна для дальнейшего развития оленеводческих хозяйств. Вместе с тем выручка от реализации продукции, т.е. мяса, незначительна, поэтому только государственные дотации позволяют хозяйствам существовать и получать незначительную прибыль.
Таблица 3
Основные показатели сводного отчета о прибылях и убытках сельскохозяйственных организаций Таймыра, тыс. руб.
Показатель 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015
Выручка от продаж товаров 12631,0 4331,0 7595,0 10379,0
Себестоимость продаж товаров -34426,0 -30548,0 -33323,0 31067,0
Прибыль (убыток) от продаж -26880,0 -31698,0 -31641,0 -20688,0
Прочие доходы (субсидии и подарки) 37356,0 37578,0 37892,0 30517,0
Чистая прибыль (за минусом прочих расходов) +5322,0 +930,0 +2606,0 +2629,0
Принятие ФЗ «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае» не стало новым этапом в развитии оленеводства в ТМР, но позволило внести порядок в существующее законодательство, так как произошли преобразования на уровне края в 2006 г., и Таймырский автономный округ вошел в состав Красноярского края, став Таймырским муниципальным районом, и этот закон стал основным регламентирующим документом для оленеводческих хозяйств Красноярского края. Новым в законе явилось то, что была освещена проблема формирования системы факторий.
Фактория — это звено в системе товарообмена при осуществлении традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера посредством обеспечения, с одной стороны, завоза, накопления и доставки продовольствия и товаров производственно-технического назначения в места потребления, с другой стороны, организацию производства, заготовок, переработки и реализации продукции оленеводства. В местах деятельности достаточно крупных факторий возможно создание производственных мощностей по переработке, закупленной у оленеводов и промысловиков продукции в готовые товарные формы или полуфабрикаты. Таким образом, формирование системы факторий может стать основным фактором обеспечения комплексного подхода к использованию производительных сил и биологических ресурсов на конкретной территории, что в совокупности с мерами, направленными на социальную защиту коренного населения, должно обеспечить создание условий для повышения
его жизненного уровня и этнокультурного развития. К сожалению, до настоящего момента ни одна фактория в ТМР не была создана.
При администрации ТМР создано Управление по делам коренных малочисленных народов Таймыра и вопросам сельского и промыслового хозяйства, обеспечивающим на территории муниципального района в пределах своей компетенции проведение мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Таймыра, поддержку и развитие сельскохозяйственного производства и промыслов, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, обеспечение предоставления гарантий прав коренных малочисленных народов Севера. В 2013 г. была разработана муниципальная программа: «Развитие сельского хозяйства в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе» на 2014-2016 гг., где рассматривалась поддержка оленеводства в части зоотехнического и племенного учета, создания племенного репродуктора, позволяющая увеличить деловой выход телят и сохранность маточного поголовья.
Государственная поддержка в настоящий момент носит социальную направленность, влияющую только на сохранение и рост поголовья оленей, не учитывающую структуру стада и товарный выпуск продукции. В то же время от состояния отрасли напрямую зависит благосостояние владельцев оленей, поэтому меры, направленные на развитие сельскохозяйственного производства — оле-
неводства, по умолчанию являются этносо-храняющими. Сейчас дальнейший рост стада нецелесообразен, необходимо изменить принципы господдержки, таким образом, чтобы она стимулировала максимальный выход товарной продукции. Муниципальная программа, направленная на улучшение структуры стада, ведение зоотехнического учета, на наш взгляд, необходима и своевременна, но эта мера, конечно же, не может решить всех проблем, стоящих перед оленеводством. Система госзакупок оленины для государственных учреждений, а также реальная помощь, оказанная в организации факторий с переработкой оленеводческой продукции на местах, могли бы повысить выручку от реализации продукции, а соответственно и чистую прибыль.
Для развития мясопродуктового подкомплекса необходима господдержка и отладка взаимоотношений между сельскохозяйственным производством и мясоперерабатывающей промышленностью. На долю производителя приходится не более 20 % цены на оленину. Необходимо также производить государственные закупки оленины для государственных предприятий территории, осуществляемых через администрацию ТМР. Таким образом, будет решаться проблема продовольственной безопасности региона, что очень актуально в условиях Крайнего Севера, где оленина является главным источником высокобелковой пищи местного производства.
К производственным факторам относят интенсификацию, ресурсосбережение, организация переработки продукции и расширение ассортимента, диверсификацию, увеличение товарности, снижение себестоимости и др. Примером интенсификация производства для рассматриваемой территории служит зоотехнический учет, создание племенного стада. В муниципальной программе «Развитие сельского хозяйства в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе» на 2014-2016 гг. предусматривается предоставление субсидий для организации в хозяйствах зоотехнического учета и племенного репродуктора, что должно обеспечить улучшение качества животных. Оптимизация структуры стада и сроки убоя оленей также являются элементами интенсификации. По данным А.Б. Смирнова, снованным на анализе производственных показателей оленеводческих хозяйств Магаданской области с 1966 по 1970 г., гораздо эффективнее содержать в стаде больше маток и отправлять на убой 5-6 месячных телят, чем молодняк 1,5-2 лет, соответственно, доля маток должна быть на уровне 60 %. С ростом удельного веса
маточного поголовья в структуре стада увеличивается выход продукции оленеводства и снижаются затраты труда работников.
В последнее время получила развитие концепция целесообразности создания мясоперерабатывающих предприятий малой мощности, расположенных в непосредственной близости от животноводческих хозяйств. В развитых зарубежных странах наметилась тенденция к переводу предприятий на разделку и переработку мяса только в парном состоянии. По расчетам специалистов мясоперерабатывающей промышленности США, при этом способе на 35% сокращаются расходы на охлаждение мяса, на 50% увеличиваются сроки оборота продукта и на 80% уменьшается потребность в холодильных камерах.
Организация переработки оленеводческой продукции в оленеводческих поселках может производиться мобильными передвижными комплексами. Данные комплексы, зарекомендовавшие себя в Финляндии, представляют собой передвижной мини-цех по первичной разделке туш. Туша оленя после убоя поступает в цех, где проходит все стадии первичной переработки, с соблюдением технологии убоя. Процесс является частично механизированным, что позволяет разделать больше туш в смену с меньшими затратами ручного труда. Далее проводится обязательный ветеринарный контроль, затем мясо отправляется на созревание и сортовую разделку. Убой и первичную переработку можно осуществлять на территории расположения бригад либо вблизи поселков. Также могут быть смешанные варианты, когда убой и слив крови будут производить непосредственно в месте нахождения бригад. Далее туши могут доставляться в рефрижераторах к модульному комплексу вблизи поселков, и там будет происходить съем шкуры, обвалка и т.д. Сортовой раздел, упаковка, вакуумная упаковка продукции, переработка побочной продукции вблизи поселков в модульных комплексах зависит от решения проблем с удешевлением электроэнергии. Вопрос изготовления сырокопченой и сыровяленой продукции, снеков, полуфабрикатов местной кухни, детского, диетического питания и подобного, возможно, более рационально производить в Дудинке, т.е. ближе к месту потребления. В том и другом случае имеются свои преимущества и недостатки, что связано со спецификой оленеводства (потеря веса, проблема с оленеемкостью пастбищ в местах прогона стада для убоя) и пространственного размещения бригад.
Для мясопродуктового подкомплекса рассматриваемой территории, кроме обще-
принятых, необходимо учитывать возможности биологического ресурса. В оленеводческой отрасли, как в никакой другой, высока нагрузка на природные ресурсы, которые воспроизводятся без вмешательства человека. Поэтому особое значение имеют природно-климатические и биологические факторы эффективности производства. Основным средством производства является земля, на которой расположены пастбища. Точный просчет продуктивности пастбищ практически невозможен, и такой показатель, как «урожайность кормовых угодьев», носит приблизительный характер. Следует отметить, что на урожайность пастбищ, их оленеемкость, влияет природ-но-экологический фактор, очень актуальный для территории Таймыра. В экологической доктрине Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 №1225-р, отражена основная цель государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Эколого-экономический ущерб от деградации окружающей среды - «денежная оценка негативных изменений в окружающей среде в результате ее загрязнения, в качестве и количестве природных ресурсов, а также последствий таких изменений» [1]. Промышленные предприятия являются источником экологических проблем: происходит нарушение земель, изменяется водный баланс территории, происходит загрязнение поверхностных вод, выбросы вредных веществ в атмосферу, прежде всего ангидрита и диоксида серы, губительно действуют на пастбища, прежде всего зимние ягельники, и снижают общую олене-емкость пастбищ. И, к сожалению, Норильский промышленный район отнесен к регионам Российской Федерации с наиболее острой экологической ситуацией. В настоящее время промышленные предприятия, находящиеся на территории, платят в бюджет налоги, а также штрафы за загрязнение окружающей среды, в том числе за выбросы в атмосферу вредных веществ. Но актуальных исследований, непосредственно просчитывающих меру ущерба пастбищам от выбросов, а также размер средств, необходимых для проведения рекультивации в связи с этим, не проводилось.
В северном оленеводстве под эффективностью следует понимать не только соотношение результатов и затрат, как общепринято, но и степень использования природного, климатического и производственного потенциала оленеводческого хозяйства [2].
Роль взаимного влияния непроизводственной инфраструктуры на развитие
сельского хозяйства не вызывает сомнений. Наряду с инженерной и отраслевой инфраструктурой, состояние которых непосредственно влияет на себестоимость продукции, объемы продаж, непроизводственная инфраструктура влияет опосредованно, делая менее привлекательной территорию для инвестиций, квалифицированной рабочей силы. В свою очередь слабое развитие сельского хозяйства способствует обеднению населения.
Все это приводит к выводу, что первоочередной стратегией развития для данной территории должно являться решение государством социальных задач на селе. Необходимо учесть особенности данной территории, а также этно-культурный и экономический потенциалы. Развитие сельского и промыслового хозяйства должно осуществляться в комплексе с развитием непроизводственной инфраструктуры сельского поселения, в связи с особенностями условий Крайнего Севера, их удаленностью и труднодоступностью, экстремальными условиями жизни. Только так могут быть в полной мере созданы условия для устойчивого развития сельских территорий Таймыра.
В оленеводстве отсутствуют затраты на заготовку кормов, строительство помещений, и это увеличивает шансы стать отрасли высокорентабельной. Кроме мяса, побочные продукты отрасли (панты, кровь, эндокринно-ферментное сырье и др.) могут дать существенный дополнительный доход, а при наладке успешной переработки и сбыта побочной продукции, превысить доход по реализации мяса. В настоящее время 95% дохода отрасли формируется от реализации мяса оленей. Вместе с тем, на территории не реализуется политика в части регулирования и контроля отрасли, отсутствуют организационно-экономические механизмы, не развита инфраструктура. Основная продукция оленеводства — мясо, а также побочные продукты — шкуры, панты, кровь и подобное не перерабатываются на местах, т.е. у производителей, в местах убоя. В результате чего субпродукты, кровь, являющиеся скоропортящимися, не находят применения, а мясо, которое в дальнейшем реализуется по закупочной цене, часто не имеет надлежащего качества, вследствие чего снижается закупочная цена, а хозяйствам становится невыгодно производить убой.
Для повышения конкурентоспособности продукции, производимой на территории, государственное регулирование необходимо. Особенно это касается финансирования приобретения дорогостоящих убойных ком-
плексов, строительство энергогенерирующих установок, устройство факторий, покупка новой техники и др. Также необходимы дотации на зоотехнические мероприятия, компенсацию затрат на энергоносители, льготное налогообложение, страхование, кредитование, стандартизацию и сертификацию.
Мясопродуктовый подкомплекс играет ведущую роль в агропромышленном комплексе региона, имеется резерв для дальнейшего увеличения выпуска основной товарной продукции, чтобы компенсировать импор-тозамещение, и имеются все предпосылки для выпуска побочной продукции не только для внутрирегионального использования, но и для нужд других регионов страны. Но традиционный уклад жизни и ведения хозяйства коренных народов Крайнего Севера, играет сдерживающую роль в развитии всего мясопродуктового подкомплекса. Экстенсивный характер производства, высокие транспортные издержки предопределяют низкую
рентабельность отрасли даже с учетом господдержки, а ограниченность биоресурса ставит в жесткие рамки развитие отрасли по экстенсивному пути. Отсутствие общих экономических интересов у производителей и переработчиков продукции, а также межотраслевых связей, превращает мясопро-дуктовый подкомплекс территории в отдельно функционирующие звенья [3].
Изменить ситуацию в лучшую сторону было бы возможно за счет разработки системы организационно-экономических мер, создания условий для интеграции производителей и переработчиков продукции с сохранением масштаба господдержки, но изменения ее характера. При условии, если господдержка будет довольствоваться не только целью сохранения этноса, но и развития традиционного сельскохозяйственного производства, мясопродукто-вый подкомплекс Таймыра из совокупности разрозненных отраслей мог бы превратиться в самоокупаемую систему.
Библиографический список 1.Экология и экономика природопользования : учебник для вузов / под ред. Э.В. Гирусова. — М., 1998.
2.Донченко А.С., Шелепов В.Г., Неустроев М.П. и др. Технология производства продукции северного оленеводства. — М., 2008.
3.Литвиненко Т.В. Локальная специфика и общие тенденции трансформации оленеводства в восточных регионах России и факторы, их обуславливающие // Вестник СВФУ. - 2014. - Т. 11. - №6.
References
1.Girusov E. V. and others. Ekologiya i ekonomika prirodopol'zovaniya: Student's Book for Universities/ Edited by prof. E. V. Girusov; Introduction by PhD (Econ) V. I. Danilov-Danilyan. — M., 1998.
2.Donchenko A.S., Shelepov V.G., Neustroev M.P. and others. Tekhnologiya proizvodstva produktsii severnogo olenevodstva. — M., 2008.
3.Litvinenko T.V. Lokal'naya spetsifika i obshchie tendentsii transformatsii olenevodstva v vostochnykh regionakh Rossii i faktory, ikh obuslavlivayushchie. // Vestnik SVFU. - 2014. - Vol 11. - №6.