ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.463.33:330.34(470.1-17), ББК 65.32-18(2Рос.Ком)
© Иванов В.А.
Аграрный сектор Печоро-Уральского Севера*
Валентин Александрович ИВАНОВ
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории экономики природопользования, Институт социальноэкономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26, [email protected])
Аннотация. Раскрыта роль сельского хозяйства в продовольственном обеспечении населения арктических и приарктических территорий Республики Коми (Печоро-Уральский Север). Рассмотрены условия, дан анализ обеспеченности ресурсами, организационно-правовых форм хозяйствования в аграрном производстве. Показано состояние сельского хозяйства в дореформенный период (1960—1980 гг.) и в условиях рыночных преобразований (с 1992 г.). Определено влияние реформ на социально-экономические процессы в отрасли. Исследованы ограничения развития аграрного сектора. Предложены направления развития оленеводства и скотоводства. Рекомендуется ускорить разработку и принятие закона «Об оленеводстве в Российской Федерации», федеральной целевой программы по развитию северного оленеводства; совершенствовать межрегиональные связи в области совместных систем контроля за состоянием пастбищ. Показана необходимость укрепления материально-технической базы молочно-мясного скотоводства, усиления финансовой поддержки традиционных северных отраслей.
Ключевые слова: сельское хозяйство, природные условия, ресурсный потенциал, специализация, рыночные преобразования, направления развития, Печоро-Уральский Север.
В настоящее время возрастает роль Арктического субрегиона как ресурсной кладовой экономики. Среди факторов, определяющих комплексное развитие северных и арктических территорий, важное значение имеет сельское и промысловое хозяйство, обеспечивающее население
этой зоны свежими биологическими полноценными продуктами питания: мясом, рыбой, молоком, яйцом и овощами. Экономически оправданное производство продукции, главным образом экологически безопасной, малотранспортабельной и скоропортящейся, для которой имеются
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Коми, научный проект № 13-12-11001 а/Си программ фундаментальных исследований УрО РАН, проекты № 12-У-7-1013; № 12-7-8-006.
благоприятные условия, высвобождает народное хозяйство других регионов России от необходимости заготавливать, перерабатывать и транспортировать ее эквивалентное количество. При этом достигается экономия инвестиций в транспорт, уменьшаются потери продукции, улучшается ее качество.
В традиционных видах хозяйствования заняты преимущественно коренные народы Севера. В предреформенный период свыше 62% представителей малочисленных народов было занято в сельском и промысловом хозяйстве. Данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. показали, что в крупных и средних сель-хозорганизациях северным оленеводством, табунным коневодством и рыболовством было занято 15% представителей малочисленных народностей, охотой — 10%, переработкой продукции традиционных и других отраслей — 15%. В малых сельхозпредприятиях эти показатели составили соответственно 16, 35 и 20% [5].
В качестве объекта исследования выступают хозяйствующие субъекты аграрной сферы арктических и приарктических территорий Республики Коми (Печоро-Уральский Север) в составе таких городских округов, как Воркута, Инта, Усинск, и муниципальных районов — Печоры, Усть-Цилемского и Ижемского. Рассматриваемый субрегион характеризуется высоким потенциалом минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Здесь сконцентрированы значительные запасы угля, нефти, газа, хрома, марганца, алмазов, вермикулита, никеля, меди и других редких металлов. Индустриальный характер функционирования Арктического субрегиона позволяет значительную часть финансовых ресурсов выделять на развитие агропродовольственного сектора и сельской местности.
В начале XX в. возможность северного земледелия доказал основатель сельскохозяйственной науки на Европейском Севере России А.В. Журавский. В 1911 г., по распоряжению Департамента земледелия России, в Усть-Цильме была открыта Печорская сельскохозяйственная опытная станция. Основателем и первым директором стал А.В. Журавский. Он убедительно доказал, что «не климат удерживал Печорское сельскохозяйственное развитие, а условия, ничего общего с климатом не имеющие. И недалеко, надеемся, то время, когда приполярное изобилие света будет использовано на благополучие России...» [3, с. 64]. Целесообразность «осеверения» земледелия обосновывали Н.И. Вавилов, Д.Н. Прянишников и другие ученые.
Практическим рекомендациям продовольственного обеспечения населения арктических территорий Евро-Северо-Востока, развитию оленеводства, кормопроизводства путем залужения тундры посвящены работы [1, 4, 6, 7].
Особенности функционирования аграрного сектора
Агроклиматические условия субрегиона сдерживают эффективное развитие сельскохозяйственного производства. Особенно неблагоприятны условия для земледелия в городских округах Воркута и Инта, где преобладают тундровые почвы и крайне ограничены тепловые ресурсы. Большую часть территории занимает зона вечной мерзлоты. Развитие кормопроизводства в арктической зоне возможно путем за-лужения тундры [6]. Вместе с тем следует отметить, что в бассейне реки Печора имеются благоприятные условия для развития скотоводства (достаточное количество осадков, что обеспечивает сравнительно высокую эффективность удобрений; длинный световой день, что способствует быстрому росту растений; наличие крупных массивов пойменных лугов).
Благодаря длинному световому дню травы в арктической зоне растут с повышенной интенсивностью, что позволяет за 70—80 вегетационных дней накапливать такое количество зеленой массы, какое в южных районах образуется в течение 180 дней. Среднесуточный прирост трав в начале весны в благоприятные дни составляет от 3 до 9 см [2]. Потенциальная возможность сбора кормов с пойменных лугов субрегиона превышает 17 тыс. т корм. ед.
Трудовые ресурсы. В аграрном секторе Печоро-Уральского Севера сегодня занято всего 1,8 тыс. чел., тогда как в 1989 г. — свыше 8 тыс. чел. На долю муниципальных унитарных предприятий по производству сельхозпродукции приходится 12,4% общего количества работников аграрного сектора, обществ с ограниченной ответственностью — 46,9%, кооперативов — 19,1%, крестьянских (фермерских) хозяйств — 10,2%, акционерных обществ — 11,3%.
В отрасли ощущается недостаток специалистов, руководителей среднего звена, механизаторов, операторов машинного доения, оленеводов. Наблюдается высокая текучесть кадров, невысокий уровень
образования работников, занимающих должности руководителей и специалистов.
Земельные ресурсы. Общая земельная площадь составляет 15,7 млн. га, в том числе 9,5 млн. га оленьих пастбищ, 44% которых расположено в Ненецком автономном округе. Лишь небольшая часть земельного фонда используется для сельскохозяйственных целей — 0,8%, а доля пашни составляет только 0,08% земельной площади. Более высокая освоенность территории для выращивания сельхозкультур характерна для Ижемского района (0,2%). На каждого жителя рассматриваемой территории приходится 0,5 га сельхозугодий и 0,05 га пашни. В составе сельхозугодий преобладают кормовые угодья — сенокосы и пастбища. Так, на гектар пахотных земель приходится 7,8 га лугов.
Анализ сельскохозяйственных ресурсов показал, что в рассматриваемых арктических территориях по сравнению с остальными муниципальными образованиями и республикой в целом ниже обеспеченность на душу населения биологическими ресурсами, за исключением природных кормовых угодий и поголовья оленей (табл. 1).
Таблица 1. Наличие сельскохозяйственных ресурсов (на 100 чел.) в 2012 г.
Муниципальное образование, регион С-х. угодья,га В том числе пашня Крупный рогатый скот, голов В том числе коровы Олени, голов Свиньи, голов Овцы и козы, голов Птица, голов*
Воркута 10,9 6,1 0,01 0,005 23,6 0,8 0,2 -
Инта 33,3 3,3 2,3 1,0 103,8 0,08 0,6 488
Усинск 27,3 2,9 3,7 1,5 57,0 0,4 0,7 -
Печорский район 34,5 2,9 1,8 0,7 - 0,3 0,4 -
Усть-Цилемский район 355,6 11,2 25,6 11,1 6,6 0,03 11,1 -
Ижемский район 144,7 16,3 16,9 9,9 46,0 0,03 4,1 -
Печоро-Уральский Север 48,4 5,4 3,8 1,8 35,6 0,4 1,1 67,6
Остальные территории Республики Коми 47,1 13,8 4,5 2,0 - 3,4 2,1 242
Республика Коми 47,5 11,6 4,3 1,9 10,2 2,5 1,9 192
* Данные по сельхозорганизациям. Рассчитано по: 1. Сельское хозяйство в Республике Коми. 2013: стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2013. 2. Города и районы Республики Коми. 2013: стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2013.
Причем, при сокращении населения за 1990—2012 гг. в 2 раза, обеспеченность посевными площадями на душу населения уменьшилась в 3,2 раза, крупным рогатым скотом — в 6,1 раза, птицей — в 5,6 раза; поголовье оленей увеличилось в 1,9 раза (рис. 1).
Низкая обеспеченность ресурсами сдерживает самообеспеченность населения Арктического субрегиона местными продуктами питания. Учитывая особенности ведения аграрного производства в арктической зоне, в перспективе необходимо делать упор на муниципальные образования южных и центральных районов с более благоприятными условиями функционирования сельского хозяйства.
Специализация и организационно-правовая структура сельского хозяйства
Специализация сельского хозяйства рассматриваемых территорий на произ-
водстве продукции оленеводства, птицеводства и скотоводства сформировалась под влиянием природных условий, географического положения, естественноисторических и социально-экономических факторов и общественных потребностей. На долю животноводства в арктической и приарктической зоне Республики Коми в 2012 г. приходится 71% валовой продукции сельского хозяйства, на долю растениеводства — 29%.
Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 28 коллективных организаций, 23,4 тыс. хозяйств населения и 119 крестьянских (фермерских) хозяйств. В его общем объеме на долю сельскохозяйственных производственных кооперативов приходится 28,6%, обществ с ограниченной ответственностью — 60,7%, акционерных обществ — 7,1% и государственных унитарных предприятий — 3,6%.
Рисунок 1. Динамика биологических ресурсов (на 100 чел.) в Печоро-Уральском Севере
за 1990-2012 гг. (1995 г. = 100%)
Сельхозорганизации доминируют в производстве яиц (Интинская птицефабрика — 99%), мяса оленей и говядины (56%), а хозяйства населения — в производстве картофеля (96%) и овощей (99%). В общем объёме производства молока доля сельхозорганизаций составляет 40%, хозяйств населения — 48%; крестьянские (фермерские) хозяйства не играют существенной роли в производстве аграрной продукции. На их долю приходится 12% молока; 4% мяса; 2,9% картофеля и 0,2% овощей (рис. 2).
При решении вопроса о перспективных формах хозяйствования в северных и арктических территориях важно учитывать более выраженную склонность сельских тружеников к коллективному труду. Здесь они рассчитывают на поддержку коллектива в трудную минуту, на его помощь в ведении личного подсобного хозяйства; видят гарантированное место работы. К тому же советский период внес свою лепту
в формирование сельского уклада жизни, основанного на работе крестьян в коллективных хозяйствах. Поэтому необходимо восстановить средне- и крупнотоварное сельскохозяйственное производство, которое интегрировано с перерабатывающей промышленностью и которое должно составить основу аграрной экономики.
В силу сокращения сельских домохозяйств, ухудшения демографической ситуации на селе, старения сельского населения и снижения в нем доли дееспособных лиц, низкой эффективности производства, базирующегося на ручном, малоквалифицированном физическом труде, не следует в качестве базы формирования продовольственного фонда основной упор делать на личные хозяйства граждан. В настоящее время абсолютное их большинство относится к потребительскому типу. К тому же, начиная с 1995 г., в хозяйствах населения сокращаются посевные площади, поголовье скота и производство продукции.
Рисунок 2. Доля различных типов хозяйств арктической и приарктической зоны Республики Коми в производстве продукции в 2012 г., %
120,0 и
100,0 -
80,0 -
60,0 -
40,0 -
20,0
0,0
48,0
40,0
12,0
Молоко
56,0
4,0
40,0
Мясо
99,0
1,0
Яйцо
96,4
2,9
0,7
99,4
0,2 0,2
Картофель
Овощи
□ Фермерские хозяйства ПСельхозорганизации ПХозяйстванаселения
Фермерский уклад в среднесрочной перспективе не получит существенного развития. Становление крестьянско-фермерского хозяйства требует больших инвестиций для создания материальной базы и инфраструктуры, много времени, компетентных работников, адаптированных к условиям рынка.
Сельское хозяйство в дореформенный период
В предреформенный период в сельском хозяйстве Печоро-Уральского Севера происходили прогрессивные изменения технико-технологического, экономического, социального и организационного характера. Стратегия развития сельского хозяйства в эти годы определялась интенсификацией производства на основе укрепления материально технической базы. За 1985—1990 гг. объём капиталовложений в отрасли увеличился в 3,3 раза, фондооснащённость (основные производственные фонды на 100 га сельхозугодий) аграрных предприятий возросла в 1,4 раза.
Всё это способствовало улучшению основных производственных показателей сельского хозяйства, и прежде всего его ведущей отрасли — животноводства. Производство мяса в хозяйствах всех категорий Арктического субрегиона в 1990 г. по сравнению с 1965 г. увеличилось в 4,3 раза, молока — 1,7 раза (рис. 3).
В общем производстве мяса по Республике Коми доля рассматриваемого субрегиона возросла с 14% в 1965 г. до 26% в 1990 г., молока — с 28 до 37%, яйца — с 5 до 36%. В городах Воркуте и Инте в начале в 1970-х гг. были построены птицефабрики по производству яиц, в результате чего была решена задача обеспечения потребности населения субрегиона диетическим яйцом. Для создания продовольственной базы широкое развитие получили подсобные сельские хозяйства, представленные крупными совхозами, функционирующие за счёт финансовых, материальных и трудовых ресурсов добывающих предприятий. В 1988 г. на долю подсобных хозяйств в
Рисунок 3. Производство мяса и молока в хозяйствах всех категорий арктических и приарктических территорий Республики Коми, тыс. т
90.0 и
80.0 -
70.0 -
60.0 -
50.0 -
40.0 -
30.0 -
20.0 -10,0 -
0,0
45,
3,3
52,9
3,5
67,0
8,1
Л
74,1
12,6
76,7
15,0
_
76,6
15,0
Е
1965
1970
1975
1980
1985
1990
□ Мясо □ Молоко
Воркуте и Инте приходилось 100% производства овощей и молока, мяса — соответственно 76 и 70%. Доля подсобных сельских хозяйств в целом по республике составила по мясу 23%, молоку 27%, картофелю 10% и овощам 15%.
В предреформенный период все аграрные предприятия и все виды продукции были доходными. Уровень рентабельности колебался от 35% в сельхозорганизациях г. Воркуты до 51% в Усть-Цилемском районе (табл. 2). Высокой рентабельностью отличалась продукция животноводства, особенно мясо оленей, а также молоко и молочные продукты. В 1990 г. уровень рентабельности мяса оленей составил 324%.
Таким образом, оценка развития сельского хозяйства в дореформенный период характеризовалась хорошей динамикой производства продукции. Все сельскохозяйственные предприятия были рентабельны. Уровень рентабельности позволял осуществлять процесс расширенного воспроизводства. Происходили положительные изменения в сближении условий и уровня жизни сельского и городского населения.
Рыночные преобразования в аграрной сфере
Реформирование аграрного сектора сопровождалось резким сокращением его
господдержки, объёмов инвестиций, ускоренной либерализацией цен на материально-технические ресурсы, приведшей к диспаритету цен. Это затруднило техникотехнологическое переоснащение сельскохозяйственного производства, проведение социальных преобразований на селе. За годы реформ резко сократилась оснащенность аграрного производства техникой и энергетическими мощностями (табл. 3). Катастрофически стареет имеющаяся у предприятий техника при значительном сокращении технических средств.
Внесение органических и минеральных удобрений уменьшилось в десятки раз: если в 1990 г. органики вносилось 198,3 тыс. т, то в 2012 г. — только 6,6 тыс. т; минеральных удобрений — соответственно 23 272 и 538 центнеров. Это ведет к тому, что вынос питательных веществ из почвы превышает их поступление с удобрениями.
Рыночные преобразования сопровождались спадом агропроизводства. За 1990—2012 гг. производство мяса (в основном говядины) во всех категориях хозяйств по Арктическому субрегиону сократилось в 3,5 раза, молока — 5,3, яиц — в 4,7 раза (рис. 4). В остальных муниципальных образованиях сокращение производства мяса составило 1,5 раза, молока — 2,8, яйца — 2,2 раза.
Таблица 2. Прибыль и рентабельность производства продукции в сельхозорганизациях арктических и приарктических районов Республики Коми за 1989 г.
Показатель Город Район
Воркута Инта Усинский Печорский Усть-Цилемский Ижемский
Прибыль, тыс. руб. 464 1601 3213 3556 6145 6109
Рентабельность всей деятельности, % 34,8 40,1 54,4 50,5 51,1 46,0
Растениеводство - - 56,1 12,7 29,8
Животноводство 34,8 40,1 54,4 60,2 51,4 46,3
Молоко и молочная продукция 77,2 70,7 66,0 64,3
Мясо всех видов 38,4 21,1 33,5 30,2
Говядина 10,1 22,1 34,3 29,4
Источник: Основные показатели хозяйственной деятельности совхозов за 1989 г. / Коми республиканское управление статистики. - Сыктывкар, 1990.
Таблица 3. Наличие основных видов техники и энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Печоро-Уральского Севера на конец года, шт.
Виды техники 1991 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Тракторы всех марок 1629 886 441 211 201 200
Тракторные прицепы 979 387 166 83 75 75
Плуги 191 63 30 14 14 14
Культиваторы 92 11 4 3 3 2
Машины для посева 136 59 25 8 8 8
Косилки 690 362 222 95 95 97
Грабли тракторные 427 137 78 29 32 34
Пресс-подборщики 182 95 70 34 37 35
Комбайны: кормоуборочные 84 30 16 2 1 1
картофелеуборочные 11 10 - - - -
Машины для внесения удобрений: твёрдых 405 101 42 9 11 11
жидких 74 17 3 - - -
Доильные установки и агрегаты 411 175 83 20 20 23
В том числе с молокопроводом 4 4 5
Энергетические мощности, тыс. л.с. 363,0 188,3 105,5 54,2 50,1 51,2
Источник: данные Комистата.
При уменьшении населения в субарктическом регионе в 2 раза производство мяса на одного человека снизилось в 1,8 раза, молока — 2,7, яиц — в 2,4 раза. В остальных районах и городах при уменьшении населения на 18% производство продукции на душу населения сократилось, соответственно, в 1,3; 2,3 и 1,8 раза.
Темпы сокращения производства продукции в арктических и приарктических районах были значительно выше, чем в остальных территориях республики. За анализируемый период доля субрегиона в производстве всех видов аграрной продукции уменьшилась, а доля остальных территорий — увеличилась (рис. 5).
Сокращение производства продукции сельского хозяйства обусловило постоянное снижение обеспеченности населения местными продуктами питания. Основные продовольственные ресурсы здесь формируются за счёт ввоза из других регионов страны и импорта.
Спад производства местной продукции обусловлен сокращением посевных площадей и поголовья животных. Наиболее высокими темпами сокращались эти показатели в сельхозорганизациях. За 1990—2012 гг. их посевные площади уменьшились в 11,2 раза, поголовье крупного рогатого скота — 12,3, птицы — в 5,6 раза.
В сельхозорганизациях нарушен принцип самоокупаемости и самофинансирования. Доля убыточных организаций составляет 42%. Более половины аграрных предприятий находятся в кризисном состоянии.
Главными факторами, сдерживающими развитие аграрного сектора, остаются крайне неудовлетворительное состояние материально-технической базы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, ограниченность собственных финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, недостаточные размеры и неэффективные механизмы господдержки аграрной сферы,
Рисунок 5. Доля Печоро-Уральского Севера в общереспубликанском производстве продукции животноводства, %
п I п I
63 ,3 К 3 со го 6
| 75,2 73,1 76,5 78,7 |
76,5
[2М 26,1 13,6 37 23,5 62,7 36,2 21,3
1975 1990 2012 1975 1990 2012 1975 1990 2012
Мясо Молоко Яйца
□ Арктический субрегион □ Остальная территория
нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы, слабое развитие производственной и рыночной инфраструктуры, ухудшение социальной сферы села. Ограничения развития отрасли показаны на рисунке 6.
К арктическим и приарктическим территориям, ведущим сельское и промысловое хозяйство в экстремальных условиях, нельзя подходить с позиции получения прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства. Аграрная отрасль в силу ее особенностей тяготеет к социальной сфере и может развиваться лишь при господдержке. Субсидии сельхозпроизводителям позволяют получить доходы дополнительно к выручке от реализации продукции, не влияя на рост цен на продовольствие. Рост доходов увеличивает инвестиционные возможности для модернизации и инновационного развития аграрного производства.
Основные направления развития аграрного сектора
Среди отраслей сельского хозяйства исследуемого региона относительно стабильно выглядит ситуация в оленеводстве. В последние годы, с принятием закона «Об оленеводстве в Республике Коми» и целевой программы «Развитие оленеводства в Республике Коми (2011—2015 гг.)», в отрасли происходят позитивные перемены. В 2012 г. по сравнению с 2010 г. поголовье оленей во всех категориях хозяйств увеличилось на 9,3%. В сельхозорганизациях наблюдается рост производства и реализации мяса, улучшение показателей сохранности поголовья и делового выхода телят.
На финансовое обеспечение программы из бюджета Республики Коми направлено 80,8 млн., а из федерального бюджета — 37,6 млн. руб. Это позволило оленеводческим хозяйствам построить три новых
Рисунок б. Ограничения развития аграрного сектора
Диспаритет цен на сельхозпродукцию и промышленные средства производства, поставляемые селу
Монополизм I и III сфер АПК
Неустойчивый сбыт продукции
Неблагоприятные условия и низкий уровень жизни
Дефицит и отток квалифицированных кадров
J
Ограничения
Разрушение материально-технической базы
Низкая инвестиционная привлекательность
Неотлаженность экономического механизма
Ограниченность собственных источников инвестиций
Недостаточный уровень и неэффективные механизмы финансовой поддержки
кораля (в ПСК «Оленевод», ООО «Северный» и ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная»), завершить строительство третьего в республике современного убойного пункта в Инте, приобрести снегоходы, лодки, лодочные моторы, дизельные электростанции, спутниковые телефоны. В 2011 г. в ПСК «Оленевод», в 2012 г. в ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» проведены геоботанические обследования территорий оленьих пастбищ. На эти цели из республиканского бюджета направлено 12,2 млн. руб. К настоящему времени геоботаническое обследование оленьих пастбищ проведено во всех пяти оленеводческих хозяйствах республики. Наличие современных убойных пунктов в ПСК «Оленевод», ООО «Северный» и ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» делает возможным создание базы по заготовке и переработке желез внутренней секреции (эндокринно-ферментного сырья), а также крови и ее компонентов.
Благодаря целевой программе улучшилось социальное обслуживание и материальное благосостояние оленеводов и членов их семей. В рамках мероприятий по организации вывоза детей оленеводов из мест кочевий к месту учебы и обратно на время летних каникул в 2012 г. перевезено 127 детей из тундры и 77 детей — в тундру. Среднемесячная заработная плата работников оленеводства увеличилась на 69% (с 10,5 тыс. в 2010 г. до 17,7 тыс. руб. в 2012 г.).
Хотя ситуация в оленеводстве Республики Коми по сравнению с рядом других субъектов Севера выглядит относительно стабильной, в отрасли накопилось немало проблем. Их истоки можно увидеть как на федеральном, так и на региональном (межрегиональном) уровне. Отсутствие специального закона РФ «Об оленеводстве» создает неопределенность положения оленеводства в системе государственного контроля и подчинения.
Жесткая денежно-кредитная политика приводит к невозможности получения долгосрочных кредитов для модернизации производства и к установлению непомерно высоких процентов по краткосрочным кредитам.
На региональном и межрегиональном уровне остаются неотрегулированными межрегиональные связи в области совместных систем контроля за состоянием пастбищ.
К числу основных проблем развития оленеводства относятся тяжелые условия труда и быта, низкий уровень заработной платы оленеводов. По этой причине молодежь после армии не идет в оленеводство. В хозяйствах ощущается постоянная нехватка зоотехнических и ветеринарных специалистов. Отсутствие ветеринарной помощи влечет за собой значительное увеличение падежа оленей от заболеваний и травм. В среднем оленеводческие хозяйства недополучают 8 кг живой массы с одного взрослого оленя.
В соответствии с действующим лесным законодательством, оленеводческие хозяйства, как арендаторы лесных участков, обязаны проводить комплекс мер по осуществлению пожарной безопасности в течение всего года. Лесные пастбища используются только в зимний период (5—6 месяцев в году). Тушение пожаров в лесах силами оленеводческих хозяйств требует от них дополнительных финансовых затрат.
В последние годы в результате промышленного освоения минеральных и лесных ресурсов продолжается сокращение площади и загрязнение оленьих пастбищ, отмечается ухудшение качественного состояния и уменьшение запасов кормов. Вблизи мест разведки, добычи и транспорта полезных ископаемых в тундре и лесотундре, в районах освоения лесных ресурсов в тайге происходит техногенное разрушение покрова, снижение качества
кормовых угодий, объема кормовых запасов и их доступности. Вследствие этого, а также в результате изменений, происшедших в организации выпаса (перераспределение пастбищ между хозяйствами различных категорий, изменение путей прогона, задержки стад в районах коралей и т.п.), на оленьих пастбищах сформировались локальные очаги с неблагополучной экологической ситуацией, в пределах которых выпас оленей становится невозможным, а на прилегающих к ним участках может производиться лишь с ограничениями. Это привело к эскалации нагрузки на остающиеся в распоряжении оленеводов пастбища и к снижению их оленеемкости, нарушению баланса кормов на сезонных пастбищах в целом. Характерно, что при этом ландшафты с наиболее ценными кормовыми ресурсами (тундровые и лесные урочища) нарушаются наиболее часто.
Геоботанические исследования тундровых и лесотундровых пастбищ оленеводческих хозяйств городских муниципальных округов Инта и Воркута показали значительное уменьшение доли основных кормовых растений, отсутствие ягельного корма. Отмечено увеличение кустарников и непригодных в пищу трав.
В качестве одного из альтернативных решений, направленных на сохранение истощенных тундровых и лесотундровых пастбищ от необратимой деградации, а крайнесеверных лесов — от уничтожения, целесообразно освоение территорий в северной тайге для развития лесного оленеводства. Здесь имеются крупные массивы земель общей площадью 400 тыс. га.
В республике сделан первый шаг на пути к созданию лесного оленеводства. В Княжпогостском районе строится изгородь, закуплены олени. Эта работа поможет выяснить условия создания лесных стад на основе адаптации тундровых оленей. Есть второй путь.
В 2010 году на территории ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» проведены проектно-изыскательские, геоботаниче-ские работы, составлен план землеустройства по созданию опытного лесного стада. Для этого предполагается закупить оленей в Ханты-Мансийском АО, уже адаптированных к круглогодичному содержанию в лесах. Это позволит сократить расходы на строительство полномасштабных изгородей, удешевит само содержание. Есть даже потенциальные инвесторы данного проекта.
Для успешной работы по созданию таёжного оленеводства необходимо привлечь региональную науку, специалистов-землеустроителей. Их участие в работе по созданию опытных стад лесных оленей позволит подготовить реальные рекомендации, найти в тайге места, пригодные для содержания больших оленьих стад. При активной работе Республика Коми сможет за 5—7 лет воссоздать былые лесные стада оленей в Ижемском, Удорском и Усть-Куломском районах, а в дальнейшем создать таёжное оленеводство во всех северных и в ряде центральных районов республики. Это откроет большие возможности для развития туризма, связанного с оленеводством.
Карто-схема перспективных территорий лесного оленеводства приведена на рисунке 7.
Дальнейшее развитие оленеводства возможно при активной поддержке Правительства Республики Коми по следующим направлениям:
• инициирование принятия федерального закона «Об оленеводстве в Российской Федерации», а также разработки федеральной целевой программы по развитию северного оленеводства;
• расширение республиканской целевой программы «Развитие оленеводства в
Республике Коми» за счет включения мероприятий по поддержке создания лесного оленеводства, начиная с проектно-изыскательных работ;
• закрепление лесных пастбищ в долгосрочную аренду оленеводческим хозяйствам;
• стимулирование создания базы переработки продукции оленеводства совместно с другими оленеводческими регионами. Привлекательными для потенциальных инвесторов являются проекты в городском округе Инта по переработке шкур оленей, а также по производству
ценного и высокодоходного эндокринноферментного сырья, пользующегося огромным спросом за рубежом;
• поддержка структур, желающих организовать туризм, связанный с оленеводством;
• создание специализированного структурного подразделения по тушению пожаров в северных лесах с освобождением от этих обязанностей оленеводческих хозяйств;
• введение ежемесячной доплаты зооветеринарным специалистам, работающим непосредственно в оленеводстве.
В муниципальном районе Печора для обеспечения населения цельномолочной и кисломолочной продукцией потребуется строительство молочного комплекса на 400 коров. В небольших сельских поселениях целесообразно строить молочные фермы на 100—200 голов коров с высоким уровнем продуктивности (5—5,5 тыс. кг), отвечающие принципам производства органической продукции. В них тоже можно применять современные высокоэффективные средства механизации и автоматизации для выполнения технологических процессов. Там же возможна переработка части молока на сливочное масло и сыр.
В активизации процесса модернизации и инновационного развития аграрной экономики арктических и приарктических территорий важная роль отводится высококвалифицированным кадрам рабочих, руководителей и специалистов. Для кадрового обеспечения модернизационных процессов требуется осуществить комплекс мер, предложенных В.В. Терентьевым [8].
Потребуется усилить господдержку традиционных отраслей коренных народов Арктики и Субарктики из федерального бюджета.
Такую поддержку целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
• финансирование программ развития оленеводства, направленных на стабилизацию и увеличение поголовья животных, комплексную переработку продукции и сырья оленей, пользующихся огромным спросом как на внутреннем, так и на международном рынке;
• выделение субсидий на ликвидацию бедности коренного сельского населения;
• компенсация части стоимости приобретаемой сельхозтоваропроизводителями современной техники и высокопроизводительного оборудования, минеральных удобрений, горючего, запасных частей, комбикормов;
• компенсация тарифов в размере 50% при транспортировке железнодорожным и водным транспортом материально-технических ресурсов; компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ, используемые для технологических нужд;
• субсидирование процентных ставок по кредитам;
• помощь сельской кооперации (по производству, сбыту, переработке, снабжению, кредитованию и страхованию сельхозтоваропроизводителей);
• финансирование научных исследований в области сельского и промыслового хозяйства.
На региональном уровне предлагается сохранить для организаций агропродоволь-ственного сектора субсидирование процентных ставок по кредитам, освободить сельхозтоваропроизводителей от уплаты налога на имущество и транспортного налога.
Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) потребует внести коррективы, исходя из ограничений ВТО в области господдержки сельского хозяйства районов Севера и Арктики. Для сельского хозяйства, функционирующего в экстремальных условиях, необходимо снять ограничения по «желтой корзине».
Целесообразно в условиях членства в ВТО освободить крестьян от всех налогов на 5 лет, как это сделано в ряде районов Китая, а также повысить роль долгосрочного кредита. Льготный кредит на строительство и модернизацию животноводческих помещений в условиях Севера и Арктики следует предоставлять на 20—25 лет, а на приобретение техники и оборудования — на 6—8 лет.
Изучение условий и проблем развития аграрного сектора арктических и приаркти-ческих территорий Республики Коми позволяет сделать следующие выводы.
1. Аграрный сектор обеспечивает население свежими полноценными продуктами питания, а также занятость и выполняет функции традиционного уклада жизни коренных народов.
2. Для развития аграрной сферы имеются предпосылки: наличие трудовых ресурсов, естественной кормовой базы (крупных массивов пойменных лугов), возможность производства органической продукции, спрос на местные продукты.
3. Оценка развития сельского хозяйства свидетельствует, что наивысшие показатели в отрасли были достигнуты в дореформенный период; трансформационные процессы 1990-2000-х гг. привели к спаду производства продукции, деградации ресурсного потенциала и снижению уровня и качества жизни крестьян. Сохранение нынешней ситуации сделает тенденцию разрушения сельского хозяйства необратимой.
4. Барьерами для развития аграрного сектора остаются крайне неудовлетворительное состояние материально-технической базы сельхозорганизаций и кре-
стьянско-фермерских хозяйств, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, ограниченность собственных финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, недостаточные размеры господдержки аграрной сферы и недоступность льготного кредита, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень менеджмента и неустойчивый сбыт аграрной продукции.
5. Важнейшими направлениями развития местного аграрного производства являются: модернизация производства с использованием инновационных технологий; совершенствование законодательной базы и программно-целевого управления; создание условий для ликвидации дефицита и оттока квалифицированных кадров из отрасли; увеличение объёмов прямой господдержки аграрной сферы; обеспечение устойчивого сбыта агропромысловой продукции; участие ресурсных предприятий в финансировании производства пищевых продуктов. В ближайшей перспективе в агропромышленном хозяйстве предстоит решать модернизационные и социальные задачи.
Литература
1. Гагиев, Г.И. Научные основы молочного скотоводства на Севере / Г.И. Гагиев. — М., 1998. — 448 с.
2. Гагиев, Г.И. Пути интенсификации кормопроизводства на севере Коми АССР / Г.И. Гагиев, Б.А. Чернов // Кормопроизводство на Крайнем Севере. — М., 1981. — С. 23-32.
3. Журавский, А.В. Избранные работы по вопросам сельскохозяйственного освоения печорского Севера / А.В. Журавский. — Сыктывкар, 2007. — 107 с.
4. Иванов, В.А. Оленеводство Севера / В.А. Иванов, Л.В. Безумов // Регион. — 2013. — № 7. — С. 36-39.
5. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: в 9 т. — Т. 7. Сельское хозяйство районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей / Федеральная служба государственной статистики. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2008. — 391 с.
6. Котелина, Н.С. Производство кормов в условиях Крайнего Севера / Н.С. Котелина, И.Б. Арчегова, В.А. Иванов // Вестник сельскохозяйственной науки. — 1985. — № 7. — С. 37-44.
7. Рочев, П.А. Опыт создания собственной продовольственной базы в районе Печорского угольного бассейна / П.А. Рочев, Ф.П. Торлопов, А.Ф. Шехунов // Сельскохозяйственное освоение Севера СССР. — Т. 1. — Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1973. — С. 72-86.
8. Терентьев, В.В. Кадровое обеспечение модернизации сельского хозяйства северных и арктических территорий (на примере Республики Коми) / В.В. Терентьев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2013. — № 4 (28). — С. 151-165.
Ivanov V.A.
The agricultural sector of the Pechora-Ural North
Valentin Aleksandrovich Ivanov — Doctor of Economics, Professor, Chief Research Associate at the Laboratory of Natural Resources Management, Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North Komi Scientific Centre, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (26, Kommunisticheskaya Street, Syktyvkar, 167982, Russia, [email protected])
Abstract. The article reveals the rural sector’s role in food supply of the population of the Komi Republic arctic and subarctic territories (the Pechora-Ural North). It considers conditions, analyses resources, organizational-legal management forms in agricultural production. The study indicates the agriculture status in the pre-reform (1960—1980) and market upgrade periods (since 1992) and the reforms’ impact on socio-economic processes in the industry. The article investigates obstacles to the agricultural sector development. It proposes development directions of reindeer and cattle breeding. It recommends to accelerate the development and adoption of the law “On reindeer breeding in the Russian Federation”, a federal target program for the reindeer breeding development, and it also proposes to enhance interregional relations in the field ofjoint systems of pastures control. The research highlights the necessity to strengthen the material and technological base of the dual purpose cattle breeding, to increase financial support of traditional Northern branches.
Key words: Agriculture, natural conditions, resource potential, specialization, market upgrade, development directions, the Pechora-Ural North.
References
1. Gagiev G.I. Nauchnye osnovy molochnogo skotovodstva na Severe [Scientific Bases of Dairy Cattle Breeding in the North]. Moscow, 1998. 448 p.
2. Gagiev G.I., Chernov B.A. Puti intensifikatsii kormoproizvodstva na severe Komi ASSR [The Ways of Fodder Production Intensification in the North of the Komi ASSR]. Kormoproizvodstvo na Krainem Severe [Fodder Production in the Far North], 1981, pp. 23-32.
3. Zhuravskii A.V. Izbrannye raboty po voprosam sel’skokhozyaistvennogo osvoeniya pechorskogo Severa [Selected Works on the Issues of the Pechora North Agricultural Development]. Syktyvkar, 2007. 107 p.
4. Ivanov V.A., Bezumov L.V. Olenevodstvo Severa [Reindeer Breeding in the North]. Region [The Region], 2013, no.7, pp. 36-39.
5. Itogi Vserossiiskoi sel’skokhozyaistvennoi perepisi 2006 goda: v 9 t. — T. 7. Sel’skoe khozyaistvo raionov Krainego Severa i priravnennykh k nim mestnostei [The Results of the 2006 All-Russian Agricultural Census: in 9 Volumes. Volume 7. Agriculture of the Extreme North and Localities]. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service], Moscow: IITs “Statistika Rossii”, 2008. 391 p.
6. Kotelina N.S., Archegova I.B., Ivanov V.A. Proizvodstvo kormov v usloviyakh Krainego Severa [Fodder Production in the Far North Conditions]. Vestniksel’skokhozyaistvennoinauki [Bulletin of Agricultural Science], 1985, no.7, pp. 37-44.
7. Rochev P.A., Torlopov F.P., Shekhunov A.F. Opyt sozdaniya sobstvennoi prodovol’stvennoi bazy v raione Pechorskogo ugol’nogo basseina [The Experience of Creating Own Food Base in the Area of the Pechora Coal Basin]. Sel’skokhozyaistvennoe osvoenie Severa SSSR [Agricultural Development in the North of the USSR]. Novosibirsk: Zapadno-Sibirskoe kn. izd-vo, 1973. Vol. 1. Pp. 72-86.
8. Terent’ev V.V. Kadrovoe obespechenie modernizatsii sel’skogo khozyaistva severnykh i arkticheskikh territorii (na primere Respubliki Komi) [Staffing for the Modernization of Agriculture in the Northern and Arctic Territories (Case Study of the Komi Republic)]. Ekonomicheskie i sotsial’nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2013, no. 4(28), pp. 151-165.