Научная статья на тему 'Развитие аграрного сектора северного региона'

Развитие аграрного сектора северного региона Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КОМИ / ТHE KOMI REPUBLIC / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRARIAN SECTOR / УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Иванов В. А., Лаженцев В. Н., Пономарева А. С., Терентьев В. В.

В статье раскрыты роль и особенности функционирования аграрного сектора Северного региона на примере Республики Коми. Рассмотрено состояние сельского хозяйства в годы относительно стабильного развития (1960–1980) и в условиях рыночных преобразований (с 1992 г.), выявлены современные социально-экономические проблемы отрасли, решение которых связано с обеспечением населения качественными продуктами питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Иванов В. А., Лаженцев В. Н., Пономарева А. С., Терентьев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity, Trends and Problems of Development of Agrarian Sector of the Northern region

The role and features of performance of agrarian sector of the northern region on the example of the Komi Republic is opened in the article. The condition of agriculture in the years of rather stable development (1960–1980) and in the conditions of market transformations (since 1991) is considered. The analytical material allowed to reveal the modern social and economic problems of the branch. The decision of the problems is connected with providing the population with qualitative food.

Текст научной работы на тему «Развитие аграрного сектора северного региона»

Развитие аграрного сектора Северного региона*

В.А. ИВАНОВ, доктор экономических наук, В.Н. ЛАЖЕНЦЕВ, член-корр. РАН,

A.С. ПОНОМАРЕВА. E-mail: [email protected]

B.В. ТЕРЕНТЬЕВ, кандидат экономических наук, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар

В статье раскрыты роль и особенности функционирования аграрного сектора Северного региона на примере Республики Коми. Рассмотрено состояние сельского хозяйства в годы относительно стабильного развития (1960-1980) и в условиях рыночных преобразований (с 1992 г.), выявлены современные социально-экономические проблемы отрасли, решение которых связано с обеспечением населения качественными продуктами питания. Ключевые слова: Республика Коми, аграрный сектор, условия, тенденции развития, социально-экономические проблемы

Особенности сельского хозяйства Республики Коми

Сельское и промысловое хозяйство региона имеет многовековую историю. Оно является образом жизни коми и других укорененных здесь народов. В его продвижении с юга на север республики немаловажную роль сыграла наука.

В 1911 г. распоряжением департамента земледелия правительства России в Усть-Цильме была открыта Печорская сельскохозяйственная опытная станция. Её основателем и первым директором стал А.В. Журавский. Он убедительно доказал, что «не климат удерживал Печорское сельскохозяйственное развитие, а условия, ничего общего с климатом не имеющие. И не далеко, надеемся, то время, когда приполярное изобилие света будет использовано на благополучие России...»1. Целесообразность «осеверения» земледелия обосновывали также Н.И. Вавилов, Д.Н. Прянишников и другие ученые.

Республика Коми занимает 2,4% территории России. При такой площади лишь относительно небольшая часть территории

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и правительства Республики Коми, научный проект № 13-12-11001 а/С и научного проекта УрО РАН № 12-У-7-1013.

1 Журавский А.В. Избранные работы по вопросам сельскохозяйственного освоения Печорского Севера. - Сыктывкар, 2007. - С. 64.

ЭКО. - 2013. - №12

ИВАНОВ В.А., ЛАЖЕНЦЕВ В.Н., ПОНОМАРЕВА АС... ТЕРЕНТЬЕВ В.В.

используется для сельскохозяйственных целей - 0,96%. Доля пашни составляет 0,3% площади, в то время как по стране этот показатель равен 7,9%. Распаханность достигает 25% против 60% в среднем по Российской Федерации. Низкая освоенность территории республики объясняется неблагоприятными для сельского хозяйства природными условиями, огромными площадями, занятыми лесом, и малой ее населенностью.

В составе сельскохозяйственных угодий преобладают естественные сенокосы и пастбища. На гектар пахотных земель приходится 2,7 га лугов. Для республики характерна не только низкая сельскохозяйственная освоенность территории, но и неравномерность ее размещения по сельскохозяйственным зонам и муниципальным образованиям. Основные площади сельхозугодий сосредоточены в южной и центральной части региона. В отраслевой структуре преобладают молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство и оленеводство. Растениеводство специализируется на производстве картофеля и овощей, а также обеспечивает сочными и грубыми кормами животноводство.

В настоящее время на долю сельского хозяйства приходится всего 2,4% валового регионального продукта Республики Коми, 0,5% - основных фондов, 0,3% - инвестиций в основной капитал, 1,4% - среднегодовой численности занятых в экономике. Но при этом сельское хозяйство не только обеспечивает население свежими биологически полноценными продуктами питания, но и является базой развития пищевой промышленности, стабилизирует занятость, препятствует монополизации локальных продовольственных рынков, сдерживает цены на продовольствие, завозимое из-за пределов региона, сохраняет традиционный уклад жизни села, способствует сохранению коренными народами своей духовности, культуры, традиций, нравственности, улучшению демографической ситуации, сохранению окружающей среды и природного ландшафта, развитию туризма.

Республика Коми имеет низкую долю продовольственного обеспечения за счет собственных ресурсов: по мясу и мясопродуктам - 26%, молоку и молокопродуктам - 25, яйцу и яйцепродуктам - 64, картофелю - 84, овощам - 25%. Вполне естественно, когда в северную республику завозятся

теплолюбивая продукция (бахчевые, фрукты) и большинство видов продуктов питания промышленной переработки (сахар, чай, растительное масло, мука, крупы, овощные консервы), но противоестественно, когда завозится и основная часть мясомолочной и овощной продукции. Производство на месте этих видов продуктов питания - объективная необходимость.

Приоритетные направления развития аграрного и промыслового хозяйства Республики Коми - производство социально значимых продуктов питания - картофеля, овощей местного ассортимента, цельного молока, парного мяса, диетического яйца; сохранение и развитие традиционных отраслей, а также сбор дикорастущих грибов и ягод и их переработка.

Выработка научно обоснованной аграрной политики применительно к условиям европейского Севера требует учета региональных особенностей, в частности, следующих:

• сельское хозяйство специализируется на производстве малотранспортабельных и скоропортящихся продуктов и продукции традиционных отраслей;

• агроприродный (достаточное количество осадков, длинный световой день в период вегетации, значительные массивы природных кормовых угодий, в том числе пойменных лугов) и экономический (исторически освоенные территории, дороги, трудовые ресурсы) потенциал позволяют вести эффективное картофелеводство, скотоводство, оленеводство, птицеводство;

• продукция традиционных отраслей (оленеводство, рыболовство, охотничьи промыслы, сбор дикорастущих грибов и ягод) конкурентоспособна не только на региональном, но и национальном и международном рынках;

• исторически в среде северного крестьянства сформировалась собственная культура хозяйствования с характерными традициями общности и артельности в укладе жизнедеятельности, неразвитостью отношений частной собственности на землю. Коллективистский менталитет северного крестьянства и сегодня во многом объясняет его приверженность общественным формам хозяйствования;

• республика располагает возможностями для производства органической (экологически чистой) продукции. От

реализации экологически безопасной продукции можно получать своего рода рентный доход. Приведем как пример Финляндию, где до 90% фермеров включены в экологические программы; полностью заняты производством экологической продукции 7% хозяйств2. Финляндия объявила сельское хозяйство всей страны экологической отраслью, производящей только экологическую продукцию по стандартам ЕС. На ее производство Централизованный фонд ЕС выделяет повышенные субсидии3. Отметим и условия, сдерживающие развитие сельского хозяйства:

• эффективность производства животноводческой продукции сильно зависит от поставок и конъюнктуры рынка концентрированных, а в приарктических и арктических районах - и грубых кормов;

• завоз горючесмазочных материалов, семян, удобрений, техники, кормов, строительных материалов в места с ограниченным периодом транспортной доступности (пять-семь месяцев в году) требует единовременного привлечения больших сумм кредитов банка;

• ведение сельскохозяйственного производства в условиях Севера связано не только с большими затратами, но и сопряжено с высокой долей риска, что сдерживает частных предпринимателей инвестировать капитал в его развитие.

Земля и земельные отношения на Севере

Обеспеченность сельскохозяйственными угодьями в расчете на душу населения в Республике Коми в пять раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации, а пашней - в 11 раз. При этом более чем за полувековой период наблюдается устойчивая тенденция сокращения обрабатываемых земель. За 19562011 гг. площадь сельхозугодий сократилась на 148,1 тыс. га

2 Казарезов В.В., Беляков С.Л. Опыт фермеров скандинавских стран - на российскую землю. - М.: ФГНУ Росинформагротех, 2004. - С. 79.

3 ПошкусБ.И. Что нового в системе поддержки сельского хозяйства в странах Европейского союза // Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: Энциклопедия российских деревень, 2011.- С.198.

(с 338,5 до 190,4 тыс. га). Вблизи мест разведки и добычи полезных ископаемых происходит техногенное разрушение почвенного покрова в тундре - до 8 тыс. га в год. При значительных резервах пахотнопригодных земель (более 1,5 млн га) их вовлечение в хозяйство требует на треть больше затрат, чем в других регионах Нечерноземной зоны. Поэтому в районах Севера особенно актуальна проблема бережного отношения к земле. Тем не менее в последние 20 лет площадь пашни в республике сократилась в 2,5 раза. Если в 1990 г. здесь в среднем засевалось 97% пашни, то в 2011 г. - лишь 39%, причем в Троицко-Печорском муниципальном районе -26%, а на территории городских округов Инты и Сосногорс-ка - 22, Вуктыла - 24, Печоры - 26%. В Воркуте пашня с 2008 г. не засевается.

Основные причины выбытия сельхозугодий - отмирание мелких сельских населенных пунктов и свертывание в них сельскохозяйственного производства, зарастание пашни и лугов лесом и кустарником, заболачивание, отсутствие полной механизации для обработки и содержания в удовлетворительном состоянии кормовых угодий, бездорожье, изъятие земель под производственное и жилищное строительство. Для строительства промышленных предприятий и иных сельскохозяйственных нужд следует предоставлять земли несельскохозяйственного назначения: или непригодные для сельского хозяйства, или (как исключение) сельхозугодья худшего качества. Целесообразнее выделять для указанных целей участки из земель лесного фонда. Убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков для государственных или частных организаций, должны возмещаться в полном объеме (включая упущенную выгоду) пострадавшим землевладельцам и пользователям.

В настоящее время сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства ведут товарное производство в большинстве случаев без юридического оформления земель. Из 75 действующих сельхозорганизаций в 2011 г. оформили документы на землю только пять, а три владеют землей на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Остальные находятся на разных этапах оформления землепользования. Большинство земельных

участков, используемых сельхозпроизводителями, юридически не оформлены и не поставлены на государственный кадастровый учет, не выделены на местности, не имеют границ и точно установленных размеров.

Напомним, что ключевым элементом аграрной реформы была приватизация сельхозугодий. В этой связи интерес представляет следующий факт: в республике на 1 января 2013 г. только 26% всех земель сельскохозяйственного назначения были переданы в частную собственность, остальные по-прежнему государственные. Основная часть приватизированных земель находится в общей долевой собственности, крестьяне в большинстве своем не получили конкретные земельные участки. Выдача свидетельств на право собственности на землю затянулась. В некоторых муниципальных образованиях приватизация земель вообще не проводилась. Да и право владения земельными долями оказалось уязвимым и слабо защищенным. Лишенные средств производства владельцы земельных паев были вынуждены сдавать их в аренду на невыгодных условиях или вовсе расстаться с ними. В удаленных населенных пунктах граждане не проявили особой заинтересованности в приобретении земельных участков в собственность.

Вялотекущий процесс приватизации земельных участков с целью производства сельскохозяйственной продукции - яркий признак региональных особенностей какого-либо серьезного реформирования экономики. Разнарядка на приватизацию земли ради ускорения формирования рыночных отношений в их аграрной части на Севере оказалась бесполезной. Вместе с тем даже в северных условиях, когда речь идет о сугубо личных интересах, наблюдается настоящая борьба за выделение земельных долей, особенно в пригороде Сыктывкара. Здесь стоимость 20 соток земли для строительства жилья и ведения подсобного хозяйства на «черном» рынке оценивается в 1-2 млн руб.

В связи с необходимостью упорядочения земельных отношений остро стоит проблема проведения землеустроительных и кадастровых работ, осуществления кадастрового учета используемых сельхозпроизводителями земельных участков. В первую очередь необходимо решить задачи юридического закрепления земельных участков за землепользователями,

арендаторами, собственниками земли и установления их границ и размеров. Особо актуален вопрос о регулировании межрегиональных связей в сфере закрепления и совместных систем контроля за состоянием оленьих пастбищ. Это стало предметом договорных отношений между Республикой Коми и Ненецким автономным округом.

Аграрный сектор в дореформенный период

Наращивание продукции местного производства осуществлялось за счет как укрепления совхозов и колхозов, так и создания подсобных хозяйств промышленных предприятий. В середине 1980-х гг. на долю подсобных сельских хозяйств в Республике Коми в производстве продукции общественным сектором приходилось 26,7% молока, 20,6% мяса, 13,9% овощей, 7,9% картофеля, по РСФСР - соответственно только 1,3; 3,1; 2,7 и 2,0%.

Анализ динамики показателей эффективности сельскохозяйственного производства за 1960-1980-е годы с помощью регрессивных уравнений показал, что среднегодовое производство продукции на душу населения в республике соответствовало аналогичному показателю в целом по Северному экономическому району, а показатели урожайности сельскохозяйственных культур, надоя молока, среднесуточного прироста живой массы свиней превышали среднерайонные4.

Наиболее высокими были темпы наращивания производства яиц и мяса. Только в 1970-1990 гг. производство мяса увеличилось вдвое, а яиц - в 2,9 раза. В республике было создано промышленное производство яиц, мяса птицы, свинины и овощей защищенного грунта.

В 1991 г. потребление мяса жителями республики составляло 86% от рациональных норм питания, молока и молочных продуктов - 79, рыбы - 60, яиц - 104, овощей - 75, сахара - 97%. Доля местных ресурсов достигла по картофелю -94%, овощам - 21, молоку - 48, мясу - 40, яйцу - 91%. Показатели потребления жителями республики животноводческой продукции приблизились к среднероссийскому уровню.

4 ИвановВ.А. Аграрный сектор Севера России: трансформационные процессы, перспективы и механизмы устойчивого развития. - Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2012. - С. 35-36.

Стратегия развития сельского хозяйства в предреформен-ный период определялась интенсификацией на основе укрепления его материально-технической базы, следствием чего стали значительное снижение затрат труда на производство единицы основных видов продукции сельского хозяйства и рост производительности труда, составивший в 1965-1990 гг. от 1,2 раза в производстве крупного рогатого скота до 4,47в свиноводстве (по приросту живой массы).

В 1990 г. уровень рентабельности сельскохозяйственного производства достигал 44%, что позволяло осуществлять процесс расширенного воспроизводства.

В 1989 г. совокупный доход на сельскую семью составлял 82,5% к уровню городской семьи, а среднедушевой совокупный доход сельского жителя к уровню горожанина - 72,4%. Росла обеспеченность сельского населения различными видами услуг, велась комплексная застройка центральных усадеб хозяйств как опорных пунктов сельских территорий.

Все это способствовало улучшению основных производственных показателей сельского хозяйства. В начале 1990-х гг. в республике производился нормативный минимальный объем продовольствия, необходимый для устойчивого жизнеобеспечения.

Вместе с тем в развитии сельского хозяйства было много и нерешенных проблем: низкая урожайность культур, недостаточная продуктивность скота, существенное отставание в производительности труда от северных зарубежных стран, неэффективное использование ресурсов и высокий уровень потерь произведенной продукции, отставание производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, отток трудоспособного населения в города и т.д. Более того, в 1970-1980-е гг. происходят снижение темпов роста производства и производительности труда, увеличение темпов прироста фондоемкости и материалоемкости. В этих условиях наращивание производства требовало все возрастающего объема финансовых ресурсов от государства.

Рыночные преобразования в аграрной сфере

В настоящее время производством сельскохозпродукции в республике занимаются 170 сельхозорганизаций, из них 24 крупных и средних; свыше 91 тыс. личных подсобных

хозяйств, 500 крестьянских (фермерских) хозяйств, 76 тыс. семей садоводов и 30 тыс. семей огородников. В объеме валового производства сельхозпродукции на долю сельхозоргани-заций приходится - 54%, хозяйств населения - 42%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 4%. Сельхозорганизации доминируют в производстве яиц, мяса и молока, а хозяйства населения - картофеля и овощей, фермерские хозяйства не играют существенной роли в производстве аграрной продукции (рис. 1).

Валовая Картофель Овощи

Яйцо

Молоко Мясо

продукция (убойный

вес)

щ Фермерские хозяйства □ Хозяйства населения □ Сельхозорганизации

Рис. 1. Доля различных типов хозяйств Республики Коми в производстве аграрной продукции в 2011 г., %

Рыночные преобразования сопровождались спадом агро-производства. За 1990-2011 гг. производство молока во всех категориях хозяйств сократилось в 3,3 раза, мяса (в убойном весе) - 1,9, яиц - в 2,5 раза. Особенно сильное падение производства продукции наблюдалось в коллективных хозяйствах: производство молока снизилось в 5,1 раза, мяса - 1,8, картофеля - 9,6, овощей - в 3,2 раза. В хозяйствах населения рост производства молока наблюдался до 2000 г., а мяса - до 1995 г.

Падение производства молока наблюдалось во всех муниципальных образованиях, а мяса - кроме Сыктывдинского района (пригородного по отношению к Сыктывкару). В этом муниципальном образовании производство мяса увеличилось на 31%. Это - результат устойчивого развития мясного птицеводства в ОАО «Птицефабрика Зеленецкая» с середины

1990-х гг. Сейчас на долю предприятия приходится более 70% производимого в республике мяса.

Очень серьезно пострадало сельскохозяйственное производство городского округа Воркута. За 1990-2011 гг. производство молока здесь сократилось в 174 раза. В 1990 г. в городе функционировало семь сельхозпредприятий и более 20 подсобных хозяйств. В них содержалось 9,5 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 4,8 тыс. коров. Имелось более 7 тыс. голов свиней. К 2012 г. осталось только два сельхозпредприятия. Поголовье коров сократилось до 11, свиней - до 574 голов.

В республике наблюдалось устойчивое падение производства говядины и телятины, доля мяса крупного рогатого скота снизилась с 52% в 1970 г. до 37% в 1990 г. и 15% в 2011г., а мяса птицы - увеличилась с 5% до 24 и 65%.

В общем производстве скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий в 2011 г. доля оленей составила 4%, свиней - 15, в то время как в 1970 г. эти показатели составляли соответственно 14 и 19%, в 1990 г. - 4 и 33%.

Спад производства продукции растениеводства и животноводства обусловлен сокращением посевных площадей и поголовья животных, особенно в сельхозорганизациях, где за 1990-2011 г. посевные площади сельхозкультур уменьшились в 3,2 раза, картофеля - 12, овощей - 8, кормовых культур -в 3 раза. Рост посевных площадей у населения наблюдался до 2000 г.

Поголовье крупного рогатого скота в сельхозорганизаци-ях сократилось со 155,2 тыс. в 1990 г. до 20,4 тыс. в 2011 г., в том числе коров - с 61 до 9,5, свиней - с 86,4 до 16, оленей - со 102,3 до 68,1, птицы - с 3608,1 до 1832,4 тыс. голов.

Наблюдается также сокращение производства продукции скотоводства и яичного птицеводства на душу населения (рис. 2). За 1990-2011 гг., при уменьшении численности населения более чем на треть, производство молока на одного жителя снизилось со 166 до 70 кг, говядины - с 11,2 до 3,3 кг, яиц - со 194 до 165 шт. Производство мяса птицы за этот период возросло с 7,4 до 14,8 кг.

Спад производства в животноводстве отрицательно сказался на состоянии перерабатывающей промышленности.

Рис. 2. Производство продукции животноводства на душу населения за 1990-2011 гг. (1990 = 100)

За 1990-2011 гг. производство цельномолочной продукции в перерасчете на молоко уменьшилось в 6,6, масла - в 2,6 раза. Что касается мяса и мясопродуктов, то максимальное падение их в этой отрасли наблюдалось до 2000 г., после за счет наращивания производства мяса птицы начались стабилизация и рост выпуска мясных продуктов. В 2011 г. выработка мяса по сравнению с 2000 г. увеличилась в 2,7, колбасных изделий - 2,4, мясных полуфабрикатов - в 3,8 раза.

Современные проблемы сельского хозяйства

Главной экономической проблемой аграрного сектора остается крайне неудовлетворительное состояние его материально-технической базы из-за резкого спада строительства и реконструкции мощностей. Основные производственные фонды в скотоводстве изношены на 70%. Парк тракторов в сельхозорганизациях за 1990-2011 гг. сократился в 7,2 раза, машин для посева - в 8,6, пресс-подборщиков - в 11,1, машин для внесения твердых органических удобрений - в 24,4, машин для внесения жидких органических удобрений - в 10,6, доильных установок - в 10,9, объем энергетических мощностей - в 5,4 раза.

Многократное сокращение приобретения технических средств отрицательно сказалось на их обновлении. Коэффициенты выбытия техники превышают коэффициенты обновления, техника катастрофически стареет. В сельскохозяйственных организациях лишь 4% тракторов - в возрасте до трех лет, доля техники в возрасте девяти и более лет - 81%, в фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей -соответственно 84 и 75%.

Резко сократились показатели по вводу в действие отдельных производственных мощностей. Если в 1990 г. вводилось для крупного рогатого скота 2,8 тыс. скотомест, то в последние годы - по 0,4, а культуртехнические работы прекратились с начала 2000-х годов, осушение земель не ведется с 2007 г.

Ухудшаются агрохимические и водно-физические свойства почвы, увеличиваются площади заболоченных и закустарен-ных земель в связи с разрушением осушительных систем и прекращением мелиоративных работ. За 1990-2011 гг. внесение минеральных удобрений в перерасчете на 100% питательных веществ на 1 га посева упало со 135 до 22 кг, органических - с 18 до 4,2 т. В 2011г. удобрено минеральными удобрениями 30%, а органическими удобрениями - 10% посевов сельхозкультур, в 1990 г. эти показатели составили 81 и 26% соответственно. Особенно резко сократились удобренные минеральными удобрениями площади лугов и пастбищ. Если площади посевов сельхозкультур, удобренные минеральными удобрениями, в сельхозорганизациях республики за 19902011 гг. уменьшились в 6,7 раза, то удобренные площади естественных кормовых угодий - в 31,3 раза. В результате вынос питательных веществ с урожаем из почвы превышает их внесение.

Для аграрного сектора республики характерен низкий уровень инновационной активности при значительном научном потенциале. Доля сельскохозяйственных и агропродоволь-ственных предприятий, являющихся наиболее динамичными потребителями новшеств, составляет лишь 10%. В большинстве аграрных предприятий и крестьянских хозяйств преобладают примитивные методы и технологии, применяются устаревшие сорта и породы скота, несовершенные формы организации труда и управления.

Сельская периферия

С целью изучения ограничений инновационной деятельности в аграрном производстве проведен опрос руководителей и специалистов сельхозорганизаций и хозяйств периферийных районов. Результаты анкетирования показали, что только 2% хозяйств населения используют новые сорта

картофеля, 25 - новые сорта овощей, более устойчивых к болезням и вредителям, и 18% - приобретают новые породы скота. Лишь 25% аграрных предприятий и фермерских хозяйств используют минеральные удобрения, а 16% не вносят на поля и луга никаких удобрений. Не строили и не проводили реконструкцию животноводческих помещений за последние три года 96% сельхозорганизаций. Ограничение использования нововведений, по мнению респондентов, связано с неустойчивым финансовым состоянием, недостатком квалифицированных менеджеров, специалистов и кадров массовых профессий, недостаточностью господдержки и невозможностью получить кредиты, отсутствием государственной инновационной политики и инновационной инфраструктуры.

Для ведущей отрасли сельского хозяйства - скотоводства -характерна низкая инвестиционная привлекательность. Экономическая оценка инновационно-инвестиционных проектов по строительству молочных ферм на 100 и 200 коров в удаленных сельских районах, с использованием новейших технологий, а также при достижении высокой продуктивности коров (5500 кг) и соответствии принципам производства органической продукции, показала следующее. При существующей господдержке указанные проекты окупятся через 12,5 и 11,3 года при сроке кредита на восемь лет. Только при достижении сельхозорганизациями оптимального уровня рентабельности и сохранении нынешней господдержки на инновационные цели срок окупаемости проекта будет ниже периода предоставляемого кредита - 7,1 и 7,4 года5.

Барьером модернизации и инновационного развития сельской периферии являются отсутствие собственных источников инвестиций из-за низкой доходности отрасли и удаленность ее потенциальных центров финансирования. Уровень рентабельности животноводства даже с учетом субсидий в три раза ниже нормы, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства. Доходность производства молока крайне недостаточна, а говядины - убыточно.

5 Иванов В.А., Пономарева А.С. Оценка инновационно-инвестиционных проектов развития муниципального образования северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2012. - № 3 (21). - С.155-166.

Одна из нерешенных проблем - неэффективные механизмы территориального распределения финансовой поддержки. Существующая господдержка доходов сельхозпроизводителей направлена в основном сельхозорганизациям, наиболее обеспеченным ресурсами и приближенным к городским поселениям. Сейчас периферийным районам выделяется только около 10% от общей суммы субсидий при их доле в объеме валовой продукции 19%. В целом для перехода сельского хозяйства периферийных районов к устойчивому развитию прямую поддержку, по нашим оценкам, следует увеличить в 3-4 раза6. При этом привлечение бюджетных ресурсов должно опираться на разработку и реализацию конкретных инвестиционных проектов, содержащих инновации.

Острой проблемой аграрной сферы остается неустойчивый сбыт аграрной продукции, вытеснение местных сельхозпроизводителей с продовольственных рынков. В целях повышения конкурентоспособности сельхозорганизаций и крестьянс-ко-фермерских хозяйств региональным и муниципальным органам власти, руководству аграрных хозяйствующих субъектов следует активизировать внутренний спрос, в частности обеспечить приоритет при закупках в региональный и муниципальные фонды местной продукции, используемой для бесплатного питания детей и школьников и отоваривания продовольственных талонов малоимущим. Потребуется также ликвидация монополии заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур путем перевода на кооперативную основу цикла переработки и реализации продукции.

Кадры

За годы реформ численность занятых в сельском хозяйстве сократилась в 2,2 раза (с 36,5 тыс. в 1990 г. до 16,6 тыс. чел. в 2011г.), а в сельхозорганизациях - в 5,6 раза (с 30,2 до 5,4 тыс. чел.) В процессе аграрных преобразований резко уменьшилась численность специалистов сельского хозяйства, ухудшились социально-профессиональные характеристики

6 Пономарева А.С. Условия устойчивого развития сельского хозяйства Республики Коми (на примере периферийных районов) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 5 (23). -С. 206-216.

руководителей и специалистов по уровню образования, возрасту, стажу управленческой деятельности. Более трети работников АПК не имеет профессионального образования. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельскохозяйственных организациях вдвое ниже средней по экономике республики. По нашим расчетам, состояние социально-трудовой сферы села в 1,6 раза хуже, чем в городе. В качестве основных направлений развития кадрового потенциала отрасли необходимо:

• восстановить систему повышения квалификации кадров не реже одного раза в 3-5 лет;

• перейти на целевую адресную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

• создать систему непрерывного аграрного образования сельской молодежи, состоящей из нескольких образовательных уровней: первый - школьное образование, второй - начальное профессиональное, третий - среднее профессиональное, четвертый - высшее профессионально образование, пятый - Институт переподготовки и повышения квалификации работников АПК;

• раз в 3-5 лет давать оценку деятельности руководителей и специалистов;

• предусмотреть повышение доходов работников сельского хозяйства, доведение размера зарплаты в отрасли до среднего уровня по экономике республики. Определяющим источником при этом должно быть усиление господдержки;

• кардинально улучшить социальную среду обитания;

• предусмотреть выплату единовременных пособий за счет средств бюджета Республики Коми выпускникам вузов, направленным на работу в аграрный сектор сельской местности, в размере до 500 тыс. руб., техникумов - до 300 тыс. руб. В свою очередь, молодой специалист должен отработать на предприятии не менее пяти лет;

• разработать целевые программы кадрового обеспечения АПК на уровне республики, муниципальных образований и хозяйствующих аграрных субъектов.

Необходим переход от политики развития агропродоволь-ственного сектора к политике устойчивого развития сельских территорий. То есть стратегии и программы развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аграрной сферы и сельских муниципальных образований должны быть взаимоувязаны и интегрироваться в общереспубликанские.

Ведущая роль в аграрном и сельском развитии принадлежит Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами и муниципальными органами управления. Проблема развития сельских районов и базовой отрасли - аграрного сектора - является комплексной и требует исследования различных аспектов пространственной организации сельской экономики, производственной, рыночной и социальной инфраструктуры. Нужен социальный заказ науке на концептуальную разработку различных сценариев возможного устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.

* * *

Изучение условий и современных проблем в аграрном секторе Республики Коми позволяет сделать следующие выводы.

✓ В республике для развития аграрной сферы имеются предпосылки: наличие трудовых ресурсов, естественной кормовой базы (крупных массивов пойменных лугов), возможность производства органической продукции, спрос на местные продукты.

✓ Оценка развития аграрного сектора свидетельствует, что наивысшие показатели в отрасли были достигнуты в дореформенный период; трансформационные процессы 19902000-х гг. привели к спаду производства продукции, деградации ресурсного потенциала и снижению уровня и качества жизни крестьян.

✓ Главными проблемами аграрного сектора остаются крайне неудовлетворительное состояние материально-технической базы сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств, низкая инвестиционная привлекательность отрасли, ограниченность собственных финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, недостаточные размеры господдержки аграрной сферы и недоступность льготного кредита, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень менеджмента и неустойчивый сбыт аграрной продукции.

✓ Для предотвращения развития кризисного сценария нужен переход от управления сельским хозяйством в целом по республике к адресному целевому управлению аграрным сектором каждого муниципального образования. Ведущая роль в устойчивом развитии аграрного производства принадлежит Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами, муниципальными органами управления. Необходимо также широко вовлекать науку и заинтересованные группы сельского населения в этот процесс.

✓ Ключевой проблемой развития сельского хозяйства северных регионов становится продовольственная безопасность, понимаемая как снятие угроз здоровью людей, проживающих на Севере и в Арктике, со стороны поставщиков недоброкачественных (химически вредных) продуктов. Производство экологически чистой продукции является крайней необходимостью и может быть организовано именно на сельскохозяйственных землях таежных территорий. Более того, по-видимому, целесообразно пересмотреть корпоративную политику ресурсных компаний с их стремлением вывести непрофильные активы за баланс своего бизнеса. Подсобное сельское хозяйство и пищевое производство внутри промышленных комбинатов желательно восстановить, хотя бы в минимальных размерах и с ориентацией на благополучие собственного персонала.

✓ Необходимо учитывать особенности сельскохозяйственных зон в республике, делая упор на зоны с более благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, где значительное развитие могут получить семеноводство зерновых и многолетних трав, производство зерна, картофеля, овощей, молока и мяса крупного рогатого скота. Производимая продукция будет направляться на улучшение обеспечения населения Арктического субрегиона республики, а при определенных условиях - и Ненецкого автономного округа.

5 ЭКО №12, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.