СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ЛИВИИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI В.
УДК 338
Омран Мохамед Махмуд,
аспирант кафедры Менеджмента, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Эл. почта: [email protected]
Алексей Николаевич Боков,
заместитель начальника управления по работе с иностранными учащимися, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Эл. почта: [email protected]
Необходимость обеспечения экономического роста и реализации нефтегазового потенциала Ливии ставит задачу реорганизации и либерализации ее экономики. В статье рассматриваются основные аспекты экономической и финансовой реформ с целью развития экономики и модернизации промышленности на основе приватизации и привлечения иностранных инвестиций.
Ключевые слова: либерализация экономики, соглашение о разработке и долевом участии в производстве, либерализация банковского сектора, модернизация промышленности.
Omran Mohamed Mahmoud,
Post-graduate student, the Department of Management,
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, E-mail: [email protected]
Alexey N. Bokov,
Deputy Head of Department for Foreign Students,
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, E-mail: [email protected]
STRATEGIC MANAGEMENT OF ECONOMIC LIFE REORGANIZATION AND LIBERALIZATION IN LIBYA IN THE LATE XX - EARLY XXI CENT
The need for economic growth and implementation of oil and gas potential of Libya poses the problem of restructuring and liberalization of its economy. The article discusses the main aspects of economic and financial reforms for the economic development and modernization of the industry through privatization and attracting foreign investments.
Keywords: economic liberalization, development agreement and equity participation in production, liberalization of banking sector, modernization of industry.
1. Введение
Ливия владеет крупнейшими запасами нефти в Африке и, без сомнения, обладает огромным нефтяным потенциалом для того, чтобы стать нефтяной сверхдержавой. Кроме того, основным источником дохода (80%) государства являются поступления от экспорта нефти.
Однако промышленность в Ливии никогда не реализовывала свой потенциал в полной мере в силу политического режима, который не позволял это сделать.
По окончании правления Муаммара Каддафи возникло три вопроса: 1) каков настоящий экономический потенциал Ливии, 2) сколько времени понадобится для возврата объемов добычи нефти и газа к довоенному уровню, 3) как восстановить экономику Ливии и продолжить курс ее модернизации.
2. История реформирования экономики Ливии в дореволюционный период
В конце 90-х годов Ливия начала проводить экономическую и финансовую реформы с целью либерализации экономики. Предполагались преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.
Как известно, в ливийской экономике долгое время преобладал государственный сектор (за исключением сельского хозяйства). Но в середине 80-х годов в условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового нефтяного рынка и введения экономических санкций против Ливии ее руководство было вынуждено вновь разрешить деятельность частного национального капитала.
В этот период в несколько раз снизились поступления от экспорта нефти. Особенно негативно на развитие экономики сказалось введение дополнительных санкций против Ливии в 1992 и 1993 гг., предполагающих запрет на импорт технологического оборудования для нефтеперерабатывающих заводов, нефтегазопроводов в соответствии с утвержденным перечнем. В сложившихся тяжелых финансово-экономических условиях ливийское руководство взяло курс на осуществление рыночных реформ, создание условий для привлечения в страну иностранных инвестиций и возвращения американских нефтяных компаний.
В декабре 2003 г. Ливия согласилась допустить инспекторов ООН по вооружениям, сделала доступной международной общественности всю информацию относительно оружия массового поражения (ОМП) и прекратила программу по созданию ядерного оружия.
В ответ на ливийские инициативы США в апреле 2004 г. объявили о снятии запрета американским компаниям торговать с Ливией. Фирмы США начали участвовать в тендерах на получение нефтяных контрактов. В июне Триполи и Вашингтон возобновили прямые дипломатические отношения, прерванные в 1980 г.
В конце 2004 г. в Триполи состоялась конференция, организованная Middle East Assosiation (Англия) и Compass Rose International, на которой официальные ливийские лица представили иностранным предпринимателям список проектов для инвестирования во всех секторах ливийской экономики. На конференции была предложена новая экономическая политика, которая предусматривала сокращение расходов на военные цели и развитие экономики на основе приватизации и привлечения иностранных инвестиций.
3. Стратегия экономического развития
Что касается стратегии экономического развития, то на Арабском стратегическом форуме, проходившем в Дубае в декабре 2004 г., премьер-министр Ливии Шукри Ганем заявил, что «доходы от продажи нефти не должны под-
Экономика, Статистика и Информатика
se
№6, 2012
держивать развитие всей экономики, нефть должна использоваться в качестве мотора для развития. Осознавая, что нефти не хватит надолго, Ливия ищет альтернативные источники доходов и развивает новые отрасли промышленности».
С целью привлечения новых финансовых средств Ливия разрешила некоторым иностранным банкам осуществлять инвестиции в ее экономику. Ливия встала на путь либерализации своего банковского сектора, прежде всего путем открытия его для арабских инвесторов и приватизации главных государственных банков.
В июле 2007 года крупнейший французский банк BMP Paribas инвестировал в Sahara Bank, а иорданский банк Arab Bank выиграл тендер на покупку Wahda Bank. Оба инвестора приобрели по 19% миноритарного пакета банков с правом увеличения своей доли до 51% в среднесрочной перспективе.
Модернизацию экономики Ливия предполагалось начать с металлургической и цементной промышленности, затем перейти к сельскому хозяйству, и на последнем месте - к сфере услуг.
Сразу после отмены Советом безопасности ООН 12 сентября 2003 международных санкций против Ливии западные компании получили свободный доступ в энергетический сектор Ливии.
Национальная нефтяная корпорация (ННК) подписала первый контракт на добычу нефти и газа стоимостью 100 млн. долл. с международным консорциумом Вуд Энерджи, в который входят нефтяные компании Греции и Испании, и впервые за 18 лет заключила сделку по продаже нефти с американской нефтяной компанией.
Следует отметить, что задача уменьшения зависимости экономики Ливии от нефти выдвигалась ливийским руководством и ранее. Разработанный в конце 90-х годов план социально-экономического развития на 2001-2005 гг. предусматривал строительство более 9 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности и создание 80,6 тыс. рабочих мест. Источники финансирования пятилетнего плана распределялись следующим образом: самофинансирование - 47%, кредиты - 12%, иностранные инвестиции - 19%, государственный бюджет - 22%. Из
государственной казны должно было финансироваться также развитие базовых отраслей промышленности, создание промышленных зон, проведение научно-исследовательских работ, сооружение объектов с участием иностранного капитала.
Тем не менее, несмотря на большое внимание, уделенное в плане обрабатывающей промышленности, приоритетной отраслью для инвестирования является прежде всего нефтегазовая.
Были получены заявки на осуществление проектов в рамках EPSA-4 (соглашение о разработке и долевом участии в производстве) и получение лицензий на разработку нефтяных и газовых месторождений. В августе 2004 г. Ливия объявила открытый международный тендер по концессионной разработке шельфовых и материковых контрактных нефтегазовых площадей.
В ноябре 2005 года российская «Татнефть» выиграла аукцион на изыскание и разработку блока площадью 2,3 тыс. кв. км в провинции Гадамес, к юго-западу от Триполи. Соответствующий контракт на условии раздела продукции был подписан Татнефтью и ННК в декабре 2005 года.
Российский «Газпром» стал победителем тендера на развитие береговых 64 блоков (блоки 1, 2 и 3), расположенных в бассейне Гадамес Ливийской.
С компаниями, выигравшими тендер, были подписаны контракты на условиях Соглашения о разработке и долевом участии в производстве EPSA-4.
Нужно отметить, что условия соглашения EPSA-4 явились более привлекательными для иностранных компаний, чем предыдущего EPSA-3. По каждой концессии были проведены индивидуальные переговоры с ННК, доля которой во вновь открытом месторождении была уменьшена до 50% по сравнению с 85% по прежнему соглашению. Кроме того, был введен мультипликатор добычи - «М» как первый фактор оценки предложенной компанией стоимости разработки месторождения. Для каждого блока был установлен бонус, производственный налог, который обязаны платить компании. При этом налоги и роялти также были уменьшены, а расходы на обустройство месторождения поделили между собой ННК и иностранная компания.
В 2005 году американские компании Oasis Group (Maratón Oil, Conoco Philips и Amerada Hess) и Occidental Petroleum вернулись на территорию своих концессий Вафа и Зуетин.
Возобновил в Ливии работу консорциум, возглавляемый австрийской компанией OMV и включающий испанскую Repsol и германскую Wintershall. Германская Wintershall за время своего присутствия в Ливии с 1958 г. пробурила 120 скважин и инвестировала в разведку и добычу нефти около 1 млрд. Евро.
Компания Joaannou & Paraskevides (J & P Overseas) выиграла тендер на проведение второй очереди работ на месторождении Мабрук (запасы оцениваются в 1,3 млрд. барр.).
В 2008 году компания Petroleum Canada подписала шесть новых соглашений о разработке и долевом участии в производстве с ННК для восьми ранее эксплуатируемых нефтяных и газовых блоков. Эта компания действует в Ливии уже свыше 40 лет. Она эксплуатирует более 20 месторождений через компанию Veba Oil Operations, совместное предприятие с ННК, акции которых распределяются в соотношении 49:51%.
Возобновил свои работы в Ливии англо-голландский нефтяной концерн Shell, действовавший в стране с 1950 г., подписав соглашение о долгосрочном сотрудничестве с ННК в области разведки газовых месторождений. В последнее время в Великобритании резко увеличился спрос на газ в связи с ростом его использования на электростанциях, а запасы в Северном море резко истощились.
4. Развитие различных отраслей промышленности Ливии
Разработка газовых месторождений является одним из первостепенных направлений экономической политики Ливии. ННК планирует вложить 7 млрд. долл. в строительство сети газопроводов и увеличение мощностей по производству сжиженного газа.
Китайская компания China National Petroleum Company выиграла контракт стоимостью 320 млн. долл. на строительство двойного трубопровода (для перекачки одновременно нефти и газа) от месторождения Вафа до г. Мелита, вблизи Триполи.
В марте 2004 г. Royal Dutch Shell Group одобрила ряд соглашений с ННК, которые включают осуществле-
№6, 2012
60
ние нескольких проектов по сжижению газа. Единственный завод такого рода в Марса эль-Брега существует уже 35 лет, его оборудование устарело и не обновлялось из-за введения эмбарго. Его годовая производительность составляет 600 тыс. тонн в год. Предполагается увеличить мощности по переработке газа до 2,9 млн. тонн в год. В течение ближайших 10 лет Ливия намерена экспортировать ежегодно 40-50 млрд. куб. м природного газа. Реализации этих планов будет способствовать состоявшееся 7 октября 2004 года открытие газопровода протяженностью 540 км между Ливией и Италией в городе Мелита.
Большие средства предполагается направить в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность. Нефтеперегонные заводы были построены еще в 70-80-х годах. Их производственные мощности не превышают 400 тыс. барр. в сутки. Запрет на поставку оборудования и запасных частей для нефтеперерабатывающей промышленности во время санкций не позволил осуществить намеченную на вторую половину 90-х годов модернизацию заводов, и сейчас эта задача - в числе первоочередных.
В области электроэнергетики еще в 2000 г. началось осуществление десятилетнего плана развития с общей суммой капиталовложений в 3,5 млрд. долл., предусматривающего строительство восьми новых электростанций. Из них пять уже построены,
В декабре 2006 г. южнокорейская компания «Daewoo Engineering and Construction» получила контракт стоимостью 787 млн.долл. на строительство в Ливии двух электростанций мощностью по 750 мвт. каждая в районе городов Мисурата и Бенгази.
Генеральная компания электроэнергетики Ливии (Gecol) сдала несколько подрядов на производство работ в области электроэнергетики, в том числе индийской компании Bharat Heavy Electricus Ltd. (BHEL) на строительство электростанции Западная гора (Western Mountain) мощностью 625 МВт стоимостью 300 млн. долл. и южнокорейской компании Hyundai на расширение электростанции в Эз-Завия мощностью 800 МВт. Стоимость последнего проекта оценивается в 280 млн. долл.
Как известно, Ливия испытывает большие трудности со снабжением
водой (95% земли Ливии - пустыня). Она намерена и дальше разрабатывать имеющиеся на ее территории подземные источники пресной воды (они уже используются путем создания Великой искусственной реки - ВИР). Всё что необходимо для проекта было произведено в самой Ливии. Ничего не закупалось в странах "первого мира".
Планируется также строительство завода по опреснению морской воды мощностью 900 тыс. куб. м воды в день.
В Ливии остро стоит жилищная проблема. В ближайшие 10 лет понадобится 250 тысяч единиц жилья. Для этого необходимо строить до 35 тыс. домов ежегодно. Но решение жилищной проблемы упирается в нехватку стройматериалов, особенно цемента в размере около 3 млн. т в год.
5. Создание законодательной базы для стимулирования иностранных инвестиций в Ливию
С целью привлечения иностранных инвестиций был издан новый закон. Он предоставил много различных льгот и преимуществ иностранным инвесторам, в том числе: освобождение от налогов в течение первых пяти лет, снижение корпоративного налога, создание зоны свободной торговли в Мисурате и открытие государственных компаний для иностранных инвестиций. Существенным фактором является устранение бюрократических препятствий. Процесс проведения торгов часто длится годами, и даже когда контракт заключен, окончательное оформление его зачастую затягивается, и он может быть аннулирован.
Однако действующие в Ливии правила регулирования деятельности и налогообложения иностранных компаний тормозят приток иностранных инвестиций. Сравнительный анализ существующей здесь системы налогообложения со странами других регионов показывает, что она увеличивает долю нефти, идущей в пользу ливийского государства. Детали нового Соглашения о разработке и долевом участии в производстве - EPSA-4, касающиеся числа блоков и условий, предлагаемых иностранным фирмам, пока до конца не разработаны.
6. Заключение
В настоящее время на пути становления Ливии стоят серьезные
препятствия, которые не позволяют ей обеспечивать экономический рост и оказывать существенной влияние на мировой нефтяной рынок.
До того как в 1969 году Каддафи захватил власть, Ливия добывала приблизительно 3 млн баррелей в день - почти вдвое больше, чем до революции. Возврат к этому уровню добычи нефти мог бы иметь значительное влияние на мировые поставки нефти и заставить Международные нефтяные компании вернуться (или впервые выйти) на рынок Ливии. Никто точно не знает размер ущерба, причиненного нефтяной инфраструктуре страны. Многие скважины не использовались уже достаточно долго, другие просто не были надлежащим образом закрыты. Все это может привести к необходимости серьезного ремонта объектов инфраструктуры. Ожидается, что в ближайшее время в страну постепенно вернутся международные нефтяные компании, которые заключали контракты в период правления Каддафи.
Британская British Petroleum (ВР), немецкая Royal Dutch Shell, итальянская ENI, российские «Татнефть» и «Газпром нефть» уже объявили о возврате в Ливию.
Однако для того, чтобы достичь уровня добычи в размере 3 млн. баррелей в день, который был до режима Каддафи, Ливии необходимо новое правительство, способное стимулировать международные инвестиции. В настоящее время распределение доходов от добычи нефти выглядит следующим образом: 90% получает правительство и 10% - нефтяные компании. По словам аналитиков, в целях поощрения увеличения объемов добычи и переработки подобное соотношение должно составлять 70% к 30%.
Кроме того, по оценкам экспертов, в ближайшие 6-7 лет Ливии предстоит вложить не менее 30 млрд. долл. в модернизацию нефтегазовой промышленности, поскольку в период многолетнего действия санкций страна не имела доступа к современным технологиям.
Все это потребует огромных финансовых средств. В этих условиях новое руководство Ливии, очевидно, вынуждено будет продолжить курс либерализации и модернизации экономики страны, реформирования финансовой системы, создание условий, способствующих привлечению иностранного капитала.
Экономика, Статистика и Информатика
61
№6, 2012
Литература
1. Смирнова Г.И. Опыт ливийской революции (преобразование социально-экономических и политических структур). М. 1992, с. 80.
2. БИКИ, № 62, 2 июня 2004; MEED, 29 Oct/ - 4 Nov., 2004, v.48, № 44, с. 5.
3. www.Kom.ru
4. www.iimes.ru
5. MEED, 29 October, v.48, № 44, 2004.
6. The Middle East and North Africa, 2005, 51-st Edition, L.2005, с. 823.
7. MEED, 16-22 July, 2004, v.48, № 29.
8. Deloitte. Новые реалии нефтегазовой отрасли - 2012.
References
1. Smirnova G.I. Experience of the Libyan revolution (transformation of socio-economic and political structures). M. 1992, s. 80.
2. BIKI, № 62, 2 iyunya 2004; MEED, 29 Oct/ - 4 Nov., 2004, v.48, № 44, s. 5.
3. www.Kom.ru
4. www.iimes.ru
5. MEED, 29 October, v.48, № 44,
2004.
6. The Middle East and North Africa,
2005, 51-st Edition, L.2005, s. 823.
7. MEED, 16-22 July, 2004, v.48, № 29.
8. Deloitte. New realities of the oil and gas industry - 2012.
№6, 2012
62