ЛИВИЙСКО-РОССИЙСКОЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
A.C. АБОУСАИДА
Кафедры всеобщей истории Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая ,6,117198 Москва, Россия
В статье рассмотрены проблемы и перспективы технико-экономического сотрудничества Ливии и России, а также новые тенденции ливийско-российских экономических отношений.
После распада СССР в 1991 г. прежняя модель его внешнеэкономических связей подверглась кардинальной ломке. Волюнтаристские попытки российского руководства одномоментно перевести существовавшую систему торгово-экономических отношений с зарубежными странами, и с Ливией в том числе, на рыночную основу обернулись резким снижением товарооборота и свертыванием инвестиционного сотрудничества.
Этот обвал, как отмечает российский африканист В. Лопатов в статье «Нужна ли нам Африка» [1], - следствие не какой-либо одной причины, а комплекса обстоятельств, связанных с политическими и экономическими переменами в России. Сказалась, прежде всего, «переоценка внешнеполитических приоритетов, проявившаяся в резкой переориентации на взаимодействие с западными странами в ущерб всем, в том числе экономическим отношениям, отношениям со вчерашними союзниками и друзьями» [2].
Действием санкций ООН интересам России был нанесен огромный ущерб. Заметим, что несмотря на санкции, в Ливии остались западные фирмы. Даже многие американские бизнесмены не уехали, а лишь сменили «крыши» компаний. Россия же практически полностью ушла с ливийского рынка. Фактически Москва единственная поспешила выполнить санкции Совета Безопасности.
Между тем, в условиях жесточайшей блокады, рассчитанной на то, что привыкшие к достатку люди повернут свое недовольство против руководства страной, народ Джамахирии, наоборот, еще больше сплотился вокруг своего вождя. Опираясь на собственные силы, страна активно развивалась. В Триполи, например, появились роскошные современные отели на побережье, город строится с невиданной быстротой, здесь бурлит торговая жизнь.
В 1997 г. был разработан план реформирования экономики. Более того, исходя из собственных финансовых и технологических возможностей, Ливия pea-
лизовала грандиозный проект переброски пресных подземных вод по трубопроводам с юга страны на север, что позволит насытить водой плодородные земли северных районов и решить продовольственную и другие проблемы страны на много лет вперед. Проект, вызвавший много споров среди ливийских и иностранных специалистов в области экологии, гидрогеологии, инженерии и сельского хозяйства, оказался значительно фондоемким. Однако руководство страны, чей ВВП на душу населения самый высокий в Африке, а ежегодные доходы от продажи нефти составляют 9 млрд. долл. [3], пошли на необходимые затраты, так как осуществление проекта означало создание новых рабочих мест, разработку уникальных технологий прокладки трубопроводов в пустыне и подготовку национальных специалистов.
Колебание мировых цен на нефть позволило Джамахирии смягчить негативные последствия международных санкций для национальной экономики, однако положение в стране далеко от нормального. Уровень безработицы превышал в 1999 г. 30%, инфляция составляла 25% в год [4]. Ливийское руководство полагает, что привлечение иностранных инвестиций с непременным условием найма местных рабочих и служащих поможет стране справиться с безработицей и другими проблемами.
В 1996 г. лидер ливийской революции М. Каддафи обратился к российской стороне с предложением возобновить экономическое сотрудничество в прежнем объеме, заявив при этом, что принято решение освоить 10-11 млрд. долл. на строительство крупных объектов в Ливии. Россия в лице тогдашнего своего президента Б.Ельцина выразила готовность вернуться в Ливию. Визит в Триполи заместителя председателя правительства РФ О. Давыдова в 1996 г. заложил основу для этого. В ходе визита были определены приоритетные направления сотрудничества, в том числе - проекты расширения на условиях «под ключ» ТЭС «Западное Триполи» на два блока по 300 мегаватт каждый, строительство новых ЛЭП и ремонт опор старых, совместная разработка нефтяных месторождений, строительство и инженерное обслуживание газопроводов, сооружение участка железной дороги протяженностью 400-500 км, жилищное строительство. Общая стоимость проектов превышает 10 млрд. долл. Была достигнута принципиальная договоренность о создании в Москве совместной инвестиционной компании для привлечения ливийских инвестиций в экономику России и финансирования проектов двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
В 1996 г. началось строительство по подготовленному Россией техникоэкономическому обоснованию второй очереди металлургического комплекса в районе г. Мисурата мощностью 1,7 млн.т стали в год на основе доменного процесса с возможностью расширения до 5 млн. т [5]. Тогда же Москва и Триполи подписали соглашение о строительстве и модернизации российскими подрядчиками крупных объектов топливно-энергетического комплекса Ливии. Речь идет об электростанциях, высоковольтных линиях электропередач, ТЭЦ, нефте-и газопроводах, а также о разведке и добыче нефти. Общая стоимость этих контрактов составляет от 1,5 до 2 млрд. долл. [6].
В мае 1997 г. Государственная Дума РФ разработала проект закона «О развитии сотрудничества с СНЛАД», который должен был упразднить ограничения на торгово-экономические отношения двух стран. Однако проект был отвергнут Советом Федерации. Тем не менее, в октябре того же года России и Ливии уда-
лось достичь соглашения о российском участии в ряде североафриканских проектов, охватывающих сферы телекоммуникаций, транспорта, строительства нефте-и газопроводов. Ливия также подтвердила свою готовность обсудить с Россией планы сотрудничества в модернизации ливийского центра ядерных исследований «Таджура» и строительстве центра космических исследований.
В октябре 1997 г. возглавлявший российско-ливийскую комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству министр РФ по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу заявил, что отношения между двумя странами, наконец, выходят из кризисного состояния. Он сказал, что Россия более не намерена терять свои позиции на ливийском рынке, где «мы крепко стояли на ногах в течение последних четырех десятилетий» [7].В это же время Москва объявила, что начинает переговоры с Триполи на экспертном уровне о реконструкции центра атомных исследований «Таджура», сооружении станций космической связи, строительстве железной дороги и метро.
В 1998 г. ливийцы объявили о широчайшем индустриальном фронте работ, которым Ливия располагает и проектах, которые она может реально предложить зарубежным компаниям. Наиболее дорогая часть плана связана с поисковыми работами в нефтяной области и развитием нефтеперерабатывающего комплекса страны. Это проекты строительства нефтеперегонного завода в городе Себха, а также реконструкция и развитие НПЗ в городах Завия, Тобрук и Рас-Лануф. Кроме того, предусматривается активизация поисковых газовых работ на ряде участков, а также разработка нефтяного поля Аль-Фарадж. Общая стоимость программ превышает 4,5 млрд. долл.
Следующая группа проектов затрагивает гражданскую авиацию. Ливийская национальная авиакомпания нуждается примерно в 25 аэробусах международного класса, предполагаемые затраты на которые составят около 2,5 млрд. долл. В стоимостную часть проекта, связанного с авиацией, на тот момент не было включено строительство и оборудование центра по обслуживанию самолетов и подготовке кадров для нужд гражданского флота, а также работы по ремонту и восстановлению аэродромов с тем, чтобы они соответствовали современным международным стандартам.
Огромный транспортный проект включает строительство железнодорожных путей в районе Рас-Джейр-Исмаит и Аль-Хейша-Шаати - Себха. Согласно этому проекту будут сооружены 554 моста, 96 вокзалов, уложено около 7 млн. железобетонных шпал на протяжении 3170 километров железнодорожных дорог. В соответствии с проектом Ливия намерена закупить около 250 локомотивов, более 8,5 тыс. железнодорожных вагонов и оборудовать магистральные пути системами связи и сигналов. Стоимость проекта оценивается специалистами в 4 млрд. долл. [8]. Российские компании вполне могли бы участвовать в осуществлении существенной части этих планов.
В октябре 1999 г. в Москве состоялась третья сессия российско-ливийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, по итогам которой был подписан протокол ее сопредседателями: главой МЧС С. Шойгу и секретарем народного комитета по делам энергетики A.C. аль-Бадри.
Основное внимание было уделено нефтегазовой отрасли. Был подписан также контракт на строительство крупного газопровода между АО «Зангаз»
(новое название компании «Зарубежнефтьгазстрой») и госкомпанией Sirt Oil Company. Трубопровод длиной около 117 км протянется вдоль побережья Средиземного моря на северо-западе Ливии. Стоимость проекта - 154 млн. долл. и 9,5 млн. ливийских динар, что не выдерживает сравнения с проектом, доставшимся итальянской компании ENI.
В этой связи следует отметить, что ливийское руководство проявляет дифференцированный подход в предоставлении подрядов. В первую очередь международные тендеры выигрывают те, кто поддерживал Ливию в годы действия санкций. Так, М. Каддафи пообещал итальянским корпорациям приоритетное отношение при определении подрядчиков в период после отмены санкций, так как Италия всегда была одним из крупнейших торговых партнеров Ливии. В структуре ливийского импорта и экспорта доля Италии соответственно 32 и 20% [9]. Поэтому один из наиболее крупных проектов в нефтегазовой области достался итальянской компании ENI, которая разработала план строительства газопровода стоимостью 3,8 млрд. долл. из Ливии в Италию по дну Средиземного моря [10].
Глава ливийского МИД отмечал в ходе своего визита, что Ливия «заинтересована в возвращении на ее рынок российских нефтяных компаний, чьи технологии разведки и добычи нефти превосходят западные», также он высоко отозвался о российских транспортных средствах и других сторонах ливийско-российского сотрудничества. По его мнению, Ливия в приоритетном порядке заинтересована в присутствии российских компаний в своей экономике. Однако количество россиян в Ливии сейчас значительно меньше, чем американцев и англичан. На что глава МИД РФ И. Иванов немедленно отреагировал: «Это надо исправить» [И].
Ливийцы предложили российским компаниям ЮКОС, ЛУКОЙЛ и «Зару-бежнефть» принять участие в оценке перспективности и в возможном освоении ряда нефтяных месторождений. Как стало известно, ЛУКОЙЛ ознакомился с пятью участками и решил, что они неперспективны. Впрочем, в компании отметили, что «хлопать дверью не намерены, и переговоры продолжаются». «За-рубежнефть», просмотрев характеристики двух участков, начала работы на одном из них. Еще два участка, возможно, примет в разработку ЮКОС [12]. «За-рубежнефть» предложила ливийской стороне осуществить прогнозную оценку всей ливийской территории на предмет запасов нефти и газа с тем, чтобы выделить приоритетные направления работ.
Как заявил министр по чрезвычайным ситуациям РФ С. Шойгу в интервью российским журналистам в 2001 г., между российскими и ливийскими компаниями будет подписан ряд договоров по возведению в Ливии объектов нефтяной и газовой промышленности на сумму более 600 млн. долл.
Российские внешнеэкономические организации используют благоприятную конъюнктуру, складывающуюся на ливийском рынке. Так, «Технопромэкспорт» добился контракта на расширение ТЭС «Триполи-Запад», выиграл международный тендер на участие в строительстве ЛЭП напряжением в 400 кВ и обеспечение электрооборудованием распределительных систем. Объединение пересмотрело предполагаемую стоимость работ с целью повышения конкурентоспособности своего предложения. Продолжаются переговоры о поставках оборудования и материалов для распределительных электросетей.
Подписан контракт стоимостью 3,8 млн. долл. в год между «Атомэнерго-экспортом» и дирекцией Центра ядерных исследований «Таджура» на реконструкцию системы водоснабжения центра [13]. Указанная российская организация готова обеспечить данный объект запчастями для эксплуатации его отдельных систем. Возможно использование российской техники при строительстве АЭС «Султан». Следует заметить, что ядерная энергетика - та сфера, в которой Ливия не рассчитывает на помощь Запада; в силу этого у России здесь, на наш взгляд - широкие возможности для сотрудничества.
Изучаются возможности для организации совместного предприятия по выпуску оборудования для металлургии, химической промышленности и аграрного комплекса. Планируется создание ливийско-российской инвестиционной компании. Ливия представила проект соглашения о поощрении и защите инвестиций. «Трансстрой» и «Машиноэкспорт» направят своих специалистов в Ливию для изучения проекта строительства железных дорог на побережье и в южных районах страны с целью возможного последующего участия в нем российских организаций. Ливийская сторона выражала заинтересованность в создании троллейбусных линий в городах Бенгази и Мисурата. Возможно сотрудничество в строительстве линии сборки машин «скорой помощи» и реанимации на базе автомобиля «Газель» [14].
Стороны намерены активизировать сотрудничество по проекту «Ливсат», предусматривающему создание и вывод на орбиту многоцелевого спутника гражданского назначения. Ливийская сторона проявила заинтересованность в налаживании сотрудничества с российскими партнерами в деле освоения нетрадиционных источников энергии (ветровой и солнечной).
Содействию развитию двусторонних экономических связей должно послужить создание совместной торгово-промышленной палаты, а также участие в торговых выставках, проводимых на территории России и Ливии [15].
С отменой санкций в отношении Ливии стремительно расширяется дискуссия о возможности и необходимости возобновления военно-технического сотрудничества России с Ливией. В Ливии уже работает несколько совместных комиссий. Российским специалистам предстоит большая работа по дефектации имеющегося в Ливии парка российского вооружения и военной техники, оценке возможности продления их ресурсов, проведения ремонта и модернизации.
Протокол четвертого заседания российско-ливийской межправительственной комиссии (МПК) по научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству, состоявшегося в ноябре 2000 г. в Триполи, предусматривает ряд мер по активизации двустороннего сотрудничества в нефтегазовой, финансовой и промышленной сферах. В частности, стороны договорились провести в 2001 г. переговоры по вопросу создания российско-ливийского инвестиционного банка. Ливийская и российская делегации согласились с необходимостью активизации переговоров на уровне заинтересованных организаций по обеспечению начала деятельности ливийско-российской холдинговой инвестиционной компании. Эта компания, как предполагается, будет вкладывать капиталы в проекты, осуществляемые не только на территориях России и Ливии, но и в других странах.
Среди наиболее крупных проектов - завершение строительства ТЭС «Три-поли-Запад», а также строительство нефте- и газопроводов, которые свяжут Ливию с Италией и соседним Тунисом. По словам С. Шойгу, в ближайшее вре-
мя МЧС планирует начать работу по подготовке создания в Ливии регионального противоминного центра для обучения специалистов по разминированию.
Российский министр отметил, что ситуация в сфере российско-ливийского сотрудничества значительно улучшилась. На сегодняшний день между сторонами установились «более энергичные и доверительные отношения, и фактически можно говорить о начале нового этапа сотрудничества между Россией и Ливией». «Вместе с тем, - указал министр, - в настоящее время ведется серьезная работа по урегулированию проблемы ливийского внешнего долга». «Решение этой проблемы имеет огромную важность для дальнейшего развития российско-ливийских торгово-экономических отношений, и в этом направлении уже сделаны первые шаги», - подчеркнул С. Шойгу.
В сентябре 1999 г. правительство Ливии организовало в Триполи международный симпозиум. В нем приняли участие более 100 промышленников и финансистов из разных стран, в том числе и из России. Первоочередные потребности Ливии были оценены в 9 млрд. долл. Секретарь (министр) по вопросам планирования, торговли и финансов Дж. Аз. Тальхи сообщил, что ливийское правительство в 2001-2005 гг. надеется получить частные инвестиции на общую сумму 14 млрд.долл. для реализации промышленных и сельскохозяйственных проектов. Объем всех капиталовложений за указанный период должен составить 35 млрд. долл. [16].
Выступая на симпозиуме, директор Ливийского управления по иностранным инвестициям (основано в 1997 г. после начала реализации плана реформирования экономики) Б.А. Зенбиль отметил, что «поощрение иностранных инвестиций имеет крайне важное значение для Ливии». Ее правительство намерено привлечь капитал прежде всего в туризм, инфраструктурные отрасли, сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность и, конечно, нефтегазовый сектор. Крупная ставка делается на создание в Триполи свободного порта, что должно способствовать его превращению в важный центр перевалки внешнеторговых грузов, следующих из Европы в Северную Африку и обратно. Одной из форм строгого контроля над характером инвестиций является создание совместных предприятий с обязательным привлечением ливийских партнеров из частного и общественного секторов.
На симпозиуме с большой речью выступил ливийский лидер М. Каддафи [17]. Он заявил, что Ливия не потерпит спекулятивных инвестиционных сделок, подобных имевшим место в Восточной и Юго-Восточной Азии в 1997 г., когда капитал направляли на финансовые рынки этих государств, а не на реализацию проектов. М. Каддафи привлек внимание участников симпозиума к принятию его страной в 1996 г. нового законодательства, защищающего иностранных вкладчиков капитала.
Грандиозный промышленно-строительный план Ливии представляет собой огромное поле будущей деятельности для российских компаний. Среди возможных направлений сотрудничества между Россией и Ливией - строительство и модернизация предприятий черной и цветной металлургии, реконструкция инженерных сетей Центра атомных исследований «Таджура», сооружение газопровода Брега-Зуэтин и станции космических связей с последующим запуском искусственных спутников Земли.
Для осуществления всех этих проектов, а, возможно, и других, имеется ряд факторов, которые, безусловно, будут положительно влиять на развитие дву-
сторонних связей. Важнейшим среди них, на наш взгляд, является то, что прошлый опыт нашего экономического сотрудничества оставил в Ливии добрую память о России, характерный профессиональный стиль, почерк терпеливого и гибкого партнера.
Наметившееся в последнее время стремление России наверстать упущенные возможности по переводу экономических отношений с ВСНЛАД на подлинно взаимовыгодную основу и придать этим связям более динамичный характер способствовало реанимированию деятельности ливийско-российской МПК по научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству. Признана несостоятельной и абсурдной идея прекращения военно-технических связей с Ливией, был облегчен доступ в страну российскому частнопредпринимательскому капиталу.
Имеются и объективные предпосылки для углубления дружественных связей между нашими странами: сравнительная территориальная близость, освоенный рынок, знакомство ливийских покупателей с российскими товарами, наличие контактов и личностных связей, необходимость эксплуатационной поддержки действующих объектов сотрудничества.
Огромное значение для функционирования двусторонних отношений имеет наличие развитого договорно-правового обеспечения экономических связей между нашими странами. Договорно-правовая база российско-ливийских отношений начала обновляться в ходе визита в Москву в июле 1995 г. министра энергетики СНЛАД A.C. Бадри. Были подписаны Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве (подписано 22.07.95 с продлением на новый пятилетний период, если ни одна из сторон не уведомит другую в письменной форме не менее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия о своем намерении прекратить его действие или внести в него изменения); Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (подписано 22.07.95 с условием аналогичным первому соглашению); Межправительственный протокол в области использования атомной энергии в мирных целях (подписан 30.05.75, бессрочный).
Документ Соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве предусматривает сотрудничество в следующих областях: энергетике, черной металлургии, машиностроении, геологоразведке, добыче нефти и газа, транспорте и связи, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, охране окружающей среды, здравоохранении, туризме, подготовке технических и научных кадров, торговле, планировании, науке и технике, опреснении морской воды, в т. ч. с использованием атомной энергии, а также других областях, представляющих взаимный интерес.
Данный документ заменил Соглашение между Правительством СССР и Правительством Ливийской Арабской Республики, которое действовало с 04.12.72, и Торговое соглашение между СССР и ЛАР (заключено 20.05.74). При этом необходимо отметить, что он в значительной мере расширил области сотрудничества. Так, Соглашение 1972 г. предусматривало сотрудничество в разведке, добыче и переработке нефти, в различных отраслях промышленности, некоторых областях сельского хозяйства, в области жилищного строительства, проведении исследований и изыскательских работ по определению запасов рудных ископаемых, составлению геологической карты и гидрогеологических
исследований, развитии морского рыболовства, в области здравоохранения и подготовке ливийских национальных кадров для различных отраслей промышленности и, в особенности, для нефтяной промышленности.
Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству заменило Соглашение 1974 г. о Межправительственной советско-ливийской комиссии (МПК) по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества, которая фактически не действовала с 1986 г.
Новый документ определил задачи Комиссии:
-рассмотрение вопросов состояния торгового, экономического и научно-технического сотрудничества между двумя странами;
-оказание содействия организациям, фирмам и деловым кругам обеих стран с целью развития и диверсификации торговых, экономических и научно-технических связей;
- контроль за выполнением действующих между двумя странами соглашений и рассмотрение вопросов, возникающих в ходе выполнения;
- подготовка предложений и рекомендаций с целью укрепления торговых, экономических и научно-технических связей между двумя странами, в т. ч. предложений по заключению новых соглашений в вышеуказанных областях;
- изучение возможностей и путей дальнейшего развития торгового, экономического и научно-технического сотрудничества.
Комиссия проводит свои заседания один раз в год, а в случае необходимости предусматривается проведение внеочередных заседаний. В ноябре 2002 г. прошло шестое заседание МПК.
Действует также межправительственный протокол о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. В соответствии с его положениями в Ливии на условиях «под ключ» построен и введен в эксплуатацию в 1982 г. Центр атомных исследований. Протокол в принципе сохраняет свою актуальность, хотя его практическая реализация и сталкивалась с серьезными трудностями, связанными с введением санкций ООН против Ливии.
Кроме этих соглашений действует еще и Долгосрочная программа экономического и научно-технического сотрудничества (подписана 14.10.85). В Документе содержится перечень возможных работ и объектов экономического и технического сотрудничества в области энергетики, тяжелой промышленности, нефти и газа, геологии, транспорта и связи, сельского хозяйства. Однако он носит в основном декларативный характер, не содержит конкретных обязательств сторон.
В 2000 г. вступило в силу соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой области и электроэнергетике. В стадии согласования находятся проекты соглашений «О поощрении и взаимной защите капиталовложений», «Об избежании двойного налогообложения», «О сотрудничестве между Центральным Банком России и Центральным Банком Ливии для обслуживания расчетов между Российской Федерацией и СНЛАД» [18].
Как представляется, у российско-ливийских экономических отношений есть хорошие перспективы. Несмотря на то, что в последние годы Ливия активно развивает экономическое сотрудничество с Западом, Россия вполне способна найти здесь свою нишу. Залогом успеха на этом направлении являются экономические связи, успешно развивавшиеся в советский период, объекты, построенные в стране
с помощью СССР, специалисты, получившие образование в СССР и обучающиеся сегодня в России, а также воспоминания, сохранившиеся в Ливии о братской помощи, которую получал ее народ от Советского Союза и которая помогла стране выстоять и заложить фундамент нынешних успехов в экономическом развитии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Российский экономический журнал. - М., 2000, № 9, с. 53.
2. Там же.
3. The Economist, February 7, 1998, p. 54.
4. БИКИ, 22.04.1999, № 47, c. 5.
5. Там же, 30.03.1996, № 35.
6. Известия, 01.08.2000.
7. Цит. по: Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 5, с. 33.
8. Данные приводятся по: Ближневосточная командировка. - М., 2000, с. 122.
9. БИКИ, 13.05.1997, № 55, с. 5.
10. Там же, 22.04.1999, № 47, с. 5.
11. Независимая газета, 02.08.2000.
12. Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 5, с. 34.
13. Russia Prepares to Revive Relations with Libya: http://www.russiajoumal.ru/fan/russia 626 4378ne.
14. ИТАР-ТАСС, 7.05.2002; Компас, № 19, с. 35.
15. Сведения о заключенных и планируемых контрактах приводятся по: БИКИ, 25.11.1999, с. 5.
16. Там же, 28.09.1999, № 113, с. 4.
17. Там же.
18. Российско-ливийские отношения.(справочная информация). МИД РФ. Департамент информации и печати // Информационный бюллетень, 4 мая 2001. - file://A: Документ 2 htm.
LIBIAN AND RUSSIAN TECHNICAL AND ECONOMIC COOPERATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
A.S. ABOUSAIDA
The World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia
The paper illustrates the problems and perspectives of the Libian and Russian technical and economic cooperation as well as the new tendencies of the Libian-Russian economic ties.