Научная статья на тему 'Сотрудничество Европейского союза со странами Магриба'

Сотрудничество Европейского союза со странами Магриба Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Европейского союза со странами Магриба»

Сотрудничество европейского союза со странами Магриба в энергетической сфере

Смирнова Г. И.

Статья посвящена стратегии ЕС в энергетической сфере после кризиса, к которому привело прекращение Украиной на рубеже2008-2009 годов транспортировки газа в Европу. Евросоюз, стремясь повысить энергобезопасность своей экономики и диверсифицировать источники поставок энергоносителей, увеличивает закупки у своих традиционных поставщиков — Алжира и Ливии. Таким образом, ЕС пытается уменьшить энергозависимость от России, из которой поступает половина потребляемого европейцами газа. В статье анализируются конкретные проекты, которые европейские компании намерены осуществить в нефтегазовой отрасли Алжира и Ливии.

После кризиса, к которому привело прекращение Украиной на рубеже 2008-2009 гг. транспортировки газа в Европу, страны Евросоюза предприняли ряд мер по повышению своей энергобезопасности:

— создали в каждой из стран-членов ЕС стратегические запасы газа на 120 дней автономного использования;

— приспособили внутренний газовый рынок ЕС и внутреннюю газотранспортную систему для переброски газа наиболее нуждающимся странам;

— была максимально увеличена добыча газа внутри самого Европейского Союза. Так, Великобритания увеличила поставки газа на континент;

— антикризисные меры включали также ограничение спроса на газ в тех отраслях, где контракты на поставки газа на промышленные объекты могли быть приостановлены или существовала возможность перевода энергетических и промышленных объектов на альтернативное топливо.

Еще в 2007 г. в ЕС была разработана программа на период до 2020 г., которая предусматривала:

— повышение энергобезопасности европейской экономики;

— сокращение к 2020 г. в одностороннем порядке

выбросов парниковых газов на 20% по сравнению с 1990 г.;

— доведение доли возобновляемых источников энергии в общем балансе энергопотребления до 20%;

— повышение на 20% энергоэффективности экономики за счет внедрения новых энергосберегающих технологий и создания режима максимального благоприятствования для предпринимательства в этой сфере1.

Кризис заставил страны ЕС активизировать выполнение этой программы. Январские события 2009 г. стимулировали также внутриевропейскую дискуссию об энергозависимости ЕС от России и возможных путях ее снижения. В настоящее время половина потребляемого европейцами газа идет из России. В этой связи проект единой позиции Европейского Союза, разработанный для саммита «Россия — ЕС» в Стокгольме, гласил: «ЕС должен подтвердить роль России как ключевого энергетического партнера. Саммит должен послужить возможностью подчеркнуть необходимость восстановить доверие и обеспечить предсказуемость энергетических поставок»2.

Такая позиция свидетельствует о стремлении ЕС получить гарантии от России в отношении того, что перебоев с поставками газа, как это случилось

Смирнова Галина Ивановна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН; e-mail: [email protected]

в январе 2009 г., больше не будет. Страны Евросоюза очень обеспокоены возможностью повторения кризиса и намерены приложить немалые усилия для его предотвращения. Поэтому на передний план для них выходят вопросы энергобезопасности. Евросоюз стремится диверсифицировать источники поставок энергоносителей, в том числе за счет увеличения закупок у Алжира и Ливии. Последняя по разведанным запасам нефти занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК. Достоверные запасы нефти оцениваются в 29,5 млрд. баррелей (около 2% мировых запасов).

Отказавшись от производства ОМУ, добившись снятия санкций, после выхода из международной изоляции, Ливия расширяет сотрудничество с ЕС, в том числе в энергетической сфере. В стадии обсуждения находится «Программа сотрудничества ЕС с Ливией», рассчитанная на период с 2011 по 2014 гг., в рамках которой ЕС готов выделить ливийской стороне 60 млн. евро. Программа включает в себя пункты о развитии политического и культурного диалога, создании зоны свободной торговли ЕС — Ливия, значительной активизации двустороннего сотрудничества в области энергетики, транспорта, в вопросах миграции, защиты окружающей среды и взаимодействия в юридической области.

После снятия санкций Ливия провела 4 лицензионных раунда, заключила ряд контрактов на разведку и добычу нефти и газа. С компаниями, выигравшими тендер, подписываются контракты на условиях «Соглашения о разделе продукции и долевом участии в производстве» (ЕР8А). В настоящее время осуществляется третий этап — ЕР8А-3. Его условия предполагают возмещение затрат по нефтеразработке за счет планируемой продукции, равное участие партнеров — Национальной нефтяной корпорации (ННК) и иностранного подрядчика в расходах по обустройству открытого месторождения. Распределение доходов осуществляется по скользящей шкале, при этом часть, отчисляемая подрядчику, освобождается от уплаты налогов и арендной платы за разработку место-рождения3. ННК была вынуждена выдвинуть такие условия после того, как работы по договорам в рамках ЕР8А-1 и ЕР8А-2 принесли незначительные результаты. Соглашения в рамках ЕР8А-3 были подписаны с компаниями «Шелл» (Дания), ОМВ (Австрия), «Тоталь» (Франция), «Аджип» (Италия), «Репсол» (Испания) и другими.

Компании, которые выиграли контракты на ранних раундах, уже в течение пяти лет проводят исследовательские работы, в том числе бурение скважин. Значительных успехов достигла канадская компания «Веренекс» (Verenex), которая представила Национальной нефтяной корпорации Ливии обширный план развития участка 47 на территории своей концессии в бассейне Гадамес. Контракт на его освоение «Веренекс» выиграла в ноябре 2008 г. в рамках лицензионного раунда EPSA от 2005 г. Запасы нефти комплексного месторождения на этом участке оцениваются в 2,15 млрд. баррелей. К 2011 г. намечается добывать здесь 50 тыс. баррелей нефти и 50 млн куб. футов газа в сутки.

Весной 2008 г. «ЮК/Датч Шелл групп» (UK/ Dutch Shell Group) пробурила первую скважину (из 18) в бассейне Сурт. Здесь она действует на основе соглашения о разведочных работах на газ от 2005 г. В конце 2008 г. компания начала исследования на участке 89. Подряд она выиграла в декабре 2007 г в результате проведения третьего раунда торгов.

Компания «Бритиш Петролеум» в связи с истощением месторождений нефти в Северном море, намеревается начать в 2010 г. разведочные работы и провести бурение скважин на шельфе в Ливии в 2011-12 гг., а первую продукцию получить в 2018 г. Стоимость работ оценивается в 2 млрд. долл., что будет самым дорогостоящим проектом, когда-либо осуществлявшимся компанией. По мнению экспертов, потенциальные запасы нефти на шельфе довольно велики, а существующие месторождения с 70-х годов разрабатывались недостаточно эффективно.

Другие иностранные нефтяные компании активизировали свою деятельность на территории Ливии. Среди них «ПетроКанада», испанская «Репсол», консорциум, в который входят американская «Оксидентл» и австрийская ОМВ. Следует сказать, что после смягчения американских санкций участие в международном тендере на концессионную разработку нефтяных и газовых месторождений приняли американские компании. Сейчас в Ливии действуют компании, входящие в состав «Оэйсиз Груп» — «Коноко/Филлипс», «Амерада Хесс» и «Ма-ратон Ойл Компани». Так что европейским компаниям придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны крупных американских фирм.

В ближайшие годы с помощью иностранных компаний в Ливии намечено увеличить добычу нефти до 1,3 млн. б/д за счет осуществления следующих проектов:

Компания Месторождение Нефтеносный бассейн Добыча в 2008 г., тыс. б/д Планируемая добыча (дата) тыс. б/д

Оксидентл-ОМВ Нафура-Акила Сурт 45 300 (2015 г.)

103 а 11

103 d 20

29/74 27

ПетроКанада Амаль Сурт 30 75 (2015 г.)

Ed Dib Farigh

Тбилиси, Г нани, Эн — Нага Сурт 70 125 (20132015 гг.)

Репсол F/R, NC-115 Мурзук 10 70 (2012 г.)

TNC-186 Мурзук 95 125 (2012 г.)

Тоталь Мабрук Сурт 23 35 (2010 г.)

Оэйсиз Груп Ваха Сурт 350 600 (2014 г.)

Веренекс Участок 47 Гадамес 50 (2011 г.)

ВСЕГО 681 1380

Источник: MEED, 9-15 January, 2009, v. 53, № 2, c. 39.

В свете отсутствия крупных открытий в рамках раундов EPSA и задержки в осуществлении программы развития ливийское руководство пересмотрело намеченные показатели добычи нефти до 2 млн. баррелей к 2012 г. и 3 млн. — к 2015 г.

Ливия после выхода из международной изоляции и начала проведения рыночных реформ планирует стать крупнейшим поставщиком газа в Европу, подтвержденные запасы которого составляют 46 трлн куб. футов. Однако распределительная система страны, хотя и включает около тысячи километров трубопроводов, не в состоянии обеспечить нарастающий спрос. Поэтому разрабатываются планы строительства новых газопроводов. Ливийское руководство одобрило выделение 2,6 млрд. долл. на разведку нефти и расширение инфраструктуры нефте- и газодобычи.

Итальянская «ЭНИ» и государственная энергетическая компания «Энагаз» инвестировали 5 млрд. долл. в строительство газопровода от месторождения Мелита в Италию и Францию мощностью 280 млрд. куб. футов газа в год. Проект получил название Western Libyan Gas Project (WLGP). Открытие его состоялось в 2004 г. Компании «Газ де Франс» и итальянские «Эдисон Газ» и «Энержиа» (Energia) подписали соглашения о ежегодных закупках 140 млрд. куб. футов газа. Ливия объявила о начале добычи природного газа на одном из крупнейших месторождений Ат-Тахиди, в бассейне, открытом в 2005 г. Запасы газа в Ливии еще слабо изучены.

Алжир по доказанным запасам нефти (1,5 млрд. т) занимает третье место в Африке, уступая лишь Нигерии и Ливии. Добыча нефти составляет 2 млрд. б/д, что значительно превышает квоту ОПЕК. 90% добываемой нефти экспортируется в Западную Европу, в основном в Италию, Францию и Германию. Значительная часть территории страны не изучена,

и, по некоторым оценкам, извлекаемые запасы могут составить 28 млрд. барр. Господствующее положение в нефтедобыче принадлежит государственной компании СОНАТРАК и ее дочерним предприятиям. Она разрабатывает самое крупное алжирское месторождение Хасси Мессауд с запасами 5,4 млрд. баррелей, то есть более половины всех доказанных запасов нефти в стране.

В соответствии с алжирским законодательством, иностранные компании имеют право работать на территории Алжира только на условиях заключения соглашения о разделе продукции с СОНАТРАК. Иностранные компании могли в ассоциации с любым алжирским предприятием получить право на эксплуатацию углеводородных месторождений, открытых в результате совместных геологоразведочных работ, после оплаты стоимости аренды и налогов. В случае, если совместное предприятие берет в эксплуатацию уже открытое месторождение, иностранный участник для получения права на его разработку должен возместить часть затрат на геологоразведочные работы. Законодательством предусматривается предварительная продажа иностранным нефтяным компаниям части продукции в случае обнаружения углеводородов на исследуемой территории. С января 2006 г. заработал новый закон, способствующий активизации деятельности иностранных инвесторов. Однако 1-го августа 2006 г. в него были внесены поправки, согласно которым доля государственной СОНАТРАК во всех проектах по разведке и разработке месторождений, а также транспортировке нефти и газа, должна составлять не менее 51%. Ранее этот показатель находился в диапазоне от 20 до 30%4.

Тем не менее, иностранным компаниям де-юре предоставлены значительные возможности работать в Алжире, независимо от государственной

компании. Алжирские власти проводят аукционы, на которых выставляются участки для проведения геологоразведочных работ. Алжир нуждается в дополнительном капитале и современных технологиях для поддержания давления в пластах и увеличения уровня добычи на существующих месторождениях. В стране, наряду с алжирскими, действуют компании: «Амерада Хесс», «Анадарко», «Бритиш Петролеум», «Энагаз», «ЭНИ», «Газ де Франс», «Петронас», «Петро Канада», «Тоталь», «Винтерсхаль», «Сепса», «Эндеза» и другие.

Министр энергетики и горнодобывающей промышленности Чакиб Хелил заявил: Алжир намерен затратить в период с 2009 по 2014 годов на финансирование энергетических проектов 69 млрд. , а до 2020 года — еще 120 млрд. долларов5. Эти капиталовложения должны были пойти на финансирование всей ключевой для АНДР отрасли: добычу, переработку, строительство новых трубопроводов и новых

терминалов для торговли сжиженным газом и т.д. С января по май 2009 г. Алжир заключил контрактов на поставку оборудования и строительство в нефтегазовой отрасли на 8,2 млрд. долл. Это было почти равно сумме контрактов, заключенных странами ССАГПЗ, Ираном и Ираком вместе взятых, составлявшей 8,5 млрд. долл.

Ниже приведены данные о компаниях, которые намеревались осуществлять проекты в нефтегазовой отрасли и их стоимости. Компании, выигравшие контракты на добычу нефти и газа на концессионной основе в 2005 г., намерены развивать соответствующую инфраструктуру. Многие иностранные компании изъявляют желание участвовать в этих проектах, в частности на территориях концессий «Газ де Франс» Туат (Тоиаі), в блоке испанской «Реп-сол» в районе Реган (Б^аппе) и в блоке французской «Тотал» в Тимимаун (Тішішоип).

Проект Компания Стоимость (млн. долл.)

Нефтеперерабатывающие предприятия Эль-Мерк Petrolac (Англия) 2270

Разработка месторождения Мензель Леджмет Ист Saipem (Италия) 1800

Газоперерабатывающий завод Гасси Тавиль JGC (Япония) 1500

Увеличение мощности нефтеперерабатывающего завода в Скикде Samsung Engineering (Южная Корея) 1200

Трубопроводная система Эль-Мерк ABB Sarpi (Switzerland/Algeria Petrojet) (Египет) 637

Инфраструктурные проекты Эль-Мерк Orascom Construction Industries (Египет) 400

Экспортный терминал Арзев Saipem (Италия) 268

Работы по электрификации Эль-Мерк Kharif (Алжир) 99

Другие работы по обустройству Эль-Мерк Siemens (Германия) 27

Источник: MEED, 29 May — 9 June 2009, v. 53, № 22, p. 21.

Алжир имеет развитую транспортную инфраструктуру, в которую входят 6,9 тыс. км трубопроводов, проложенных по территории страны, и международные газопроводы, общей протяженностью 2,3 тыс. км. Есть две крупнейшие международные магистрали — трубопроводы Trans Mediterranean (Transmed) пропускной способностью 900 млрд. куб. футов в год (1 фут = 0,3 м) и Maghreb-Europe Gas

(MEG) — 350 млрд. куб. футов в год. Магистраль Transmed проходит по территории Алжира и Туниса, а оттуда по подводному трубопроводу под Средиземным морем газ поступает в Сицилию и континентальную Италию. Крупнейшая итальянская газовая компания «Снам» приобретает 680 млрд. куб. футов в год по контракту, срок которого истечет в 2018 г. Запланированная модернизация трубопровода обеспечит увеличение его

пропускной способности до 1 трлн. куб. футов в год. В свою очередь через MEG поставляется газ с месторождения Хасси Рмель (460 млрд. куб. футов в год) на Пиренейский полуостров через Марокко. Протяженность этой магистрали 1,6 тыс. км, из которых 269 км — под Гибралтарским проливом. Газопровод соединяет Алжир с испанским городом Кордова и подключен к транспортным системам Испании и Португалии.

Дополнительные поставки газа в страны ЕС могут осуществляться по двум новым трубопроводам Медгаз (Medgas), связывающему Алжир с испанским городом Альмерия, по дну Средиземного моря и Галси (Galsi) — между Алжиром и Сардинией. В ноябре 2008 г. завершены алжирская (550 км) и подводная (210 км) части трубопровода Медгаз. Мощность трубопровода составит 8 млрд. куб. м газа в год с последующим увеличением до 16 млрд. Общая стоимость проекта — 900 млн. евро. Строительство трубопровода ведет международный консорциум «Медгаз», в который входят (в скобках — количество акций в %): Алжирская государственная нефте-газовая корпорация СОНАТРАК (36), испанские «Сепса» и «Ибердрола» (по 20), французские «Газ де Франс» и «Эндеза» (по 12). Ввод в эксплуатацию этого объекта позволит Алжиру увеличить поставки газа на внешний рынок до 85 млрд. куб. м к 2013-2014 г. (в настоящее время — более 60 млрд.)6.

По мнению западных аналитиков, ввод в строй трубопровода «Медгаз» будет способствовать реализации программы Европейского Союза по диверсификации поставщиков углеводородов и увеличению его энергобезопасности. Вместе с тем, как сообщал ИТАР ТАСС в декабре 2009 г., Алжир пока не готов пойти на уступки и заключить с ЕС стратегическое соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере на существующих условиях. По мнению алжирской стороны, соглашение в большей степени отвечает интересам Евросоюза. Требования Алжира заключаются в следующем:

— во-первых, алжирские граждане должны получить право беспрепятственно передвигаться по территории ЕС;

— во-вторых, предоставление свободного доступа на европейские рынки продукции алжирской энергетической отрасли (например, электроэнер-

------------ Ключевые слова -----------------------

Евросоюз, энергобезопасность, энергозависимость, энергоэффективность, диверсификация, сотрудничество, инфраструктура

гии), а также других отраслей.

На состоявшейся в столице Алжира встрече законодателей АНДР с представителями Парламентской Ассамблеи НАТО председатель Национального народного собрания парламента Алжира Абдельазиз Зиари выступил с критикой некоторых постулатов энергетической политики стран Запада. «В качестве страны-производителя и экспортера газа мы преследуем цель максимально обеспечить безопасность своих природных ресурсов и возможность их сбыта. Зачастую мы видим, что у некоторых наших партнеров из ЕС появилась досадная тенденция реализовывать свою энергетическую политику без учета интересов стран-поставщиков природного газа», — заявил А. Зиари7.

В заключение следует повторить, что поставки российского газа в страны ЕС обеспечивают около половины их потребностей. В последние годы увеличивается объем сотрудничества ЕС с такими традиционными поставщиками нефти и газа, как Алжир и Ливия. При этом необходимо учитывать, что многие алжирские и ливийские действующие месторождения истощены и требуют больших финансовых средств и самых современных технологий для увеличения производительности, а новые — начнут давать продукцию лишь через определенный интервал времени. Так что расширение сотрудничества с Алжиром и Ливией в нефтегазовой сфере, хотя и увеличит предложение углеводородов на европейском рынке, в ближайшем будущем вряд ли решит для ЕС проблему уменьшения зависимости от поставок из России.

Summary: The article is devoted to the strategy of the European Union in the sphere of energy after the crisis, which happened in 2008-2009years after stopping delivery of natural gas to Europe by Ukraine. It is shown, that the European Union is striving to diversity the sources of supplying with oil and natural gas by increasing the delivery from its traditional suppliers- Alger and Libya. Thus the European Union tries to decrease the dependence from Russia which it receives 50% of gas. The concrete projects which the European companies are

going to create in oil and gas branch of industry in Alger and

Libya are represented in the article. European Union energetic safety cooperation

--------------- Keywords ---------------

European Union, energy safety, energy efficiency,

diversification, cooperation, infrastructure

Примечания

1. ИТАР ТАСС. Компас № 1-2, 11 января 2010 г.

2. ИТАР ТАСС. Компас № 1-2, 11.01.2010.

3. www.bbc.co.uk/ .../090918_indepth_Libya.shtm/

4. http://www.iimes.ru/rus/stat/2001/10-05-09b.htm

5. MEED, 29 May — 4 June 2009, v. 53, № 22.

6. http://iimes.ru/rus/stat/2008 18-12-08a.htm; Пульс планеты, ИТАР ТАСС, 11.11.09.

7. Пульс планеты. ИТАР ТАСС, 25,11.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.