Научная статья на тему 'Стратегическое управление регионом на основе ядрообразования с использованием методов территориального таксонирования'

Стратегическое управление регионом на основе ядрообразования с использованием методов территориального таксонирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЮС РОСТА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯДРО / ТАКСОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / МЕТОД ПОРЯДКОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ / GROWTH POLE / ECONOMIC CORE / TAXONOMICAL METHODS / METHOD OF SERIAL OPTIMIZATION / STRATEGIC REFERENCE POINTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертакова Юлия Владимировна, Клевцова Мария Геннадьевна, Непочатых Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены положения теории экономического ядра, являющиеся основой при разработке концепции структурных преобразований экономики. Авторами предложены для использования две модели управления экономической политикой региона при помощи формирования экономических ядер. При формализации первой модели использованы таксономические методы, способствующие выявлению потенциальных полюсов роста региона. Второй метод – порядковой оптимизации – позволяет совершенствовать организационно-экономическую политику региона путем перераспределения ресурсов между муниципальными районами. Выявлено, что одним из наиболее значимых стратегических ориентиров в ядрообразовании является финансовый потенциал. Авторами проведена оценка финансового потенциала и ресурсообеспеченности региона, что выступает основой разработки и совершенствования стратегии развития области. Результатом внедрения разработанных стратегических ориентиров ядрообразования в практику управления регионом является совершенствования социально-экономической политики Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF THE REGION ON THE BASIS OF CORE FORMING WITH USE OF METHODS OF TERRITORIAL TAXATION

In article provisions of the theory of the economic core, being a basis at developing of the concept of structural transformations of economy are considered. Authors offered to use two models of management of economic policy of the region by means of formation of economic cores. At formalization of the first model the taxonomical methods promoting identification of potential poles of growth of the region are used. The second method serial optimization allows to improve region organizational economic policy by redistribution of resources between municipal areas. It is revealed that one of the most significant strategic reference points in a core forming is financial potential. Authors carried out an assessment of financial potential and availability of resources, the region that acts as a basis of development and improvement of strategy of a development of the region. Result of introduction of the developed strategic reference points of a core forming in practice of management by the region is improvement of social and economic policy of the Kursk region.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление регионом на основе ядрообразования с использованием методов территориального таксонирования»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ НА ОСНОВЕ ЯДРООБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ТАКСОНИРОВАНИЯ

Ю. В. ВЕРТАКОВА, М. Г. КЛЕВЦОВА, О. Ю. НЕПОЧАТЫХ

В статье рассмотрены положения теории экономического ядра, являющиеся основой при разработке концепции структурных преобразований экономики. Авторами предложены для использования две модели управления экономической политикой региона при помощи формирования экономических ядер. При формализации первой модели использованы таксономические методы, способствующие выявлению потенциальных полюсов роста региона. Второй метод - порядковой оптимизации - позволяет совершенствовать организационно-экономическую политику региона путем перераспределения ресурсов между муниципальными районами. Выявлено, что одним из наиболее значимых стратегических ориентиров в ядрообразовании является финансовый потенциал. Авторами проведена оценка финансового потенциала и ресурсообеспеченности региона, что выступает основой разработки и совершенствования стратегии развития области. Результатом внедрения разработанных стратегических ориентиров ядрообразования в практику управления регионом является совершенствования социально-экономической политики Курской области.

Ключевые слова: полюс роста, экономическое ядро, таксономические методы, метод порядковой оптимизации, стратегические ориентиры.

Возрастающее значение регионов как субъектов экономической деятельности и конкурентных отношений порождает настоятельную необходимость в совершенствовании механизмов регионального и межрегионального взаимодействия как одного из важных факторов устойчивого развития. Исследование данного вопроса представлено в работах многих авторов [2; 3; 5]. В результате выяснено, что решение лежит в методах ядрообразования на региональном уровне.

Особенно важно формирование экономических ядер в депрессивных регионах, с целью совершенствования организационно-экономической политики региона [4; 8]. Сформированные экономические ядра региона потенциально могут существенно облегчить мониторинг реализации стратегического плана и способствовать выбору оптимальных путей развития области.

Главным критерием выявления стратегических ориентиров является определение финансового потенциала региона.

Для экономических ядер на начальном этапе формирования чаще всего используют таксономические методы, помогающие найти полюс роста. В зависимости от целей проводимого исследования, таксономические методы можно разделить на три группы: методы упорядочения, методы разбиения, методы выбора репрезентантов групп.

Таксономический показатель уровня развития первоначально в нашем исследовании использован для определения уровня экономического развития, достигнутого выбранной группой стран. Однако он настолько универсален, что может использоваться не только в исследованиях, относящихся к совокупности статистических единиц, но и при анализе свойств одной единицы.

При применении таксономических методов для определения потенциала развития области на первом этапе составлена матрица наблюдений. В состав матрицы входят такие показатели муниципальных районов Курской области, как: объем основных средств; вклад муниципального района в ВВП; товарооборот; инвестиции в муниципальный район; объем экспорта муниципального района.

В результате преобразований разброс значений потенциала муниципальных районов можно увидеть на рисунке 1.

На следующем этапе проведено выделение С = 0,404 - эталона привлекательности, который является радиусом «шара». Центрами тяжести выбраны значения - 0, 0,5 и 1, так как это крайние значения. В результате получено 5 групп, территориально объединенных по показателю потенциала развития (табл. 1).

Показатель потенциала объекта интерпретируется следующим образом: данный объект тем лучше, чем ближе значение показателя к единице, I группа имеет самый высокий потенциал развития, а V - самый низкий (табл. 2).

Экономическое благосостояние регионов РФ определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие

природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием. Метод порядковой оптимизации позволяет совершенствовать организационно-экономическую политику региона. На основе полученных данных определены «полюса роста» методом порядковой оптимизации.

■4я

- _ 1 1 1 Пґійіі

1026

21

19 — 0 ;053534?05

1 4 3

1Э _

1 ^ _ і

о

' V

- ю

ид.

э 5 і УН!

1

с 0,2 0,4 0,5 0 Г 8 1 1,2

1 - Беловский район

2 - Большесолдатский район

3 - Глушковский район

4 - Горшеченский район

5 - Дмитриевский район

6 - Железногорский район 7- Золотухинский район

8 - Касторенский район

9 - Конышевский район

10 - Кореневский район

11 - Курский район

12 - Курчатовский район 13- Льговский район

14 - Мантуровский район

15 - Медвенский район

16 - Обоянский район

17 - Октябрьский район

18 - Поныровский район

19 - Пристенский район

20 - Рыльский район

21 - Советский район

22 - Солнцевский район

23 - Суджанский район

24 - Тимский район

25 - Фатежский район

26 - Хомутовский район

27 - Черемисиновский район

28 - Щигровский район

Рис. 1. Показатели потенциала муниципальных районов Курской области

Полученные границы групп, полученные таксономическими методами

Таблица 1

I группа II группа III группа IV группа V группа

[0,904; 1] [0,597; 0,904] [0,404; 0,597] [0,096; 0,404] [0; 0,096]

В основе предлагаемого метода - аппроксимация изнутри структуры матрицы наблюдений. Относительная важность пунктов задается матрицей а = (а,) (/' = 1, ..., п;] = 1, ..., т). Целочислен-ность ау (/ = 1, ..., п;, = 1, ..., т) не предполагается, поэтому без ограничения общности можно

7 _ О. ■ ■

считать, что *-Ч-1 Ч = 11 (/' = 1, 3), и интер-

претировать а, как процент важности, приписываемой ,-ым участником /-му пункту. Следующим шагом идет процедура нахождения порядкового лага значений (в данном случае он равен 29,54, что можно увидеть в таблице 2).

Таблица 2

при применении таксономических методов

Выделенные группы муниципальных районов

Г руппаI (> 0,904) Беловский муниципальный район Большесолдатский муниципальный район Глушковский муниципальный район Горшеченский муниципальный район Дмитриевский муниципальный район Золотухинский муниципальный район Касторенский муниципальный район Конышевский муниципальный район Кореневский муниципальный район Курский муниципальный район Льговский муниципальный район Мантуровский муниципальный район Обоянский муниципальный район Рыльский муниципальный район Солнцевский муниципальный район Тимский муниципальный район Хомутовский муниципальный район Черемисиновский муниципальный район Г руппа II (0,597-0,904) Курчатовский муниципальный район Медвенский муниципальный район Октябрьский муниципальный район Поныровский муниципальный район Суджанский муниципальный район Фатежский муниципальный район Щигровский муниципальный район

Г руппа III (0,404-0,597) Железногорский муниципальный район

Г руппаIV (0,096-0,404) Советский муниципальный район Г руппа V (< 0,096) Пристенский муниципальный район

Привлекательна предельная простота этого метода, но в то же время является основой для развития всех исследующих методов оптимизации ресурсов.

При анализе рассматривались стратегические ресурсы, выбранные по исходной важности объекта по отношению к Курской области (табл. 3).

Таблица 3

Технологическая таблица расчета показателей порядкового лага значений

Виды ресурсов MAX ММ Критерий оптимальности Лаг развития

Промышленный потенциал 54,558 -19,125 17,716 6,070

Сельскохозяйственный потенциал 52,948 -12,900 20,024 5,738

Транспортные ресурсы 51,305 -11,199 20,053 5,590

Знания 30,028 -7,642 11,193 4,340

Предпринимательский потенциал 53,770 -17,134 18,318 5,954

Трудовые ресурсы 33,554 -9,198 12,178 4,623

Сумма 159,105 -58,494 50,305 32,316

Ср. значение 5,386

Порядковый лаг значений 29,54

В результате анализа обеспеченности ресурсами муниципальных районов Курской области удалось получить интервал оптимального значения [29,54; 59,08]. Это говорит о том, что муниципальные районы, попавшие в этот интервал оптимально используют свои ресурсы.

Критические значения свидетельствуют о наличии в регионе муниципальных районов с дефицитом и профицитом ресурсов. Полученные результаты можно увидеть в таблице 4.

Суть метода порядковой оптимизации заключается в перераспределении ресурсов таким образом, чтобы все потоки ресурсов проходили через муниципальные районы с оптимальным значением ресурсов: входящим потоком будут служить «чрезмерное» количество ресурсов муниципальных районов, входящих в 5, 6 и 7 группу, и в дальнейшем рассредоточиваться в муниципальных районах 1, 2 и 3 групп, что можно увидеть на рисунке 2.

Таблица 4

области методом порядковой оптимизации

Группировка муниципальных районов Курской

Г руппа 1 (дефицит ресурсов) (-с»;-29,54] Большесолдатский муниципальный район Горшеченский муниципальный район Дмитриевский муниципальный район Золотухинский муниципальный район Льговский муниципальный район Поныровский муниципальный район Пристенский муниципальный район Солнцевский муниципальный район Тимский муниципальный район Хомутовский муниципальный район Черемисиновский муниципальный район Щигровский муниципальный район

Г руппа 2 [-29,54;0] Беловский муниципальный район Глушковский муниципальный район Конышевский муниципальный район Кореневский муниципальный район Курчатовский муниципальный район Мантуровский муниципальный район Октябрьский муниципальный район

Г руппа 3 [0;29,54] Касторенский муниципальный район Советский муниципальный район

Г руппа 4 [29,54;59,08] Обоянский муниципальный район Суджанский муниципальный район

Г руппа 5 [59,08;88,62] Медвенский муниципальный район Рыльский муниципальный район Фатежский муниципальный район

Г руппа 6 [88,62;118,16] Не попал ни один муниципальный район Курской области

Г руппа 7 (профицит ресурсов) [118,16;+®) Железногорский муниципальный район Курский муниципальный район

Рис. 2. Схема движения ресурсных потоков методом порядковой оптимизации

В результате исследования установлено, что правовые, организационные и экономические методы государственного регулирования рационального использования ресурсов Курской области нуждаются в корректировке и усовершенствовании.

Из полученных данных можно сделать вывод, что воздействуя на экономические ядра, можно достигнуть улучшения экономической ситуации Курской области. Для этого необходимо создание механизма муниципального заказа на ресурсы с целью рационального их использования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При применении метода порядковой оптимизации получены «лаги развития», значения которых

помогут спрогнозировать экономические показатели по Курской области при создании «экономического ядра» региона, путем синхронизации лагов с прогнозными значениями. В результате исследования получены следующие данные (табл. 5, 6).

Полученные данные свидетельствуют о том, что все факторы за исключением таких, как интеллектуальный и трудовой - имеют отрицательную тенденцию, а при воздействии на «полюса роста» показатели возрастут в среднем в 4 раза. В таблице 7 представлены сводные результаты проведенной аналитической интерпретации полученных данных.

Таблица 5

Применение синхронизации лага развития порядковой оптимизации в прогнозировании

[3 « £ ® и £ § а § с о Лаг развития Итого по Курской области (2012 г.) Итого по Курской области (прогнозное значение 2015 г.) Итого по Курской области (прогнозное значение после яд-рообразования методом порядковой оптимизации)

Промышленный потенциал 17,71632 6,069704 20178,9 203359,5 403947,7

Сельскохозяйственный потенциал 20,02403 5,737924 50644,25 477562,7 944541,9

Транспортные ресурсы 20,05287 5,590375 356871 680922,2 3626871

Знания 11,19305 4,339928 238,845 2546,766 5064,479

Предпринимательский потенциал 18,31791 5,954186 17462,06 140905,2 279163,8

Трудовые ресурсы 12,1782 4,623433 316,948 143451,9 146129,8

Таблица 6

Сравнительная оценка перспектив формирования экономического ядра Курской области

Виды ресурсов Единица измерения Итого по Курской области (прогнозное значение) Итого по Курской области (2012 г.) Темп роста Темп прироста Итого по Курской области (прогнозное значение после применения метода порядковой оптимизации) Темп роста Темп прироста

Промышленный потенциал млн. руб. 19090,45 20178,9 0,9460 -0,05393 115873,39 5,74 4,74

Сельскохозяйственный потенциал млн. руб. 43519,82 50644,2 0,8593 -0,14067 249713,31 4,93 3,93

Транспортные ресурсы руб. 62610,25 356871 0,1754 -0,82455 1580899,8 4,42 3,42

Знания тыс. чел. 294,7632 238,845 1,23411 0,23411 1279,2515 5,35 4,35

Предпринимательский потенциал млн. руб. 11921,28 17462,05 0,68269 -0,317306 70981,528 4,06 3,06

Трудовые ресурсы тыс. чел. 12216,04 316,948 38,5427 37,5427 1394,2427 4,39 3,39

Таблица 7

Обобщенная оценка стратегического ориентирования муниципальных районов города Курска

Группы муниципальных районов Характеристика финансового климата Рекомендации по принятию решений

I Высокий уровень развития инвестиционной инфраструктуры. Достаточный уровень обеспеченности квалифицированными кадрами. Высокий уровень потребления товаров и услуг. Ожидается повышение финансового потенциала и инвестиционной привлекательности региона Является наиболее финансово привлекательным районом. Предпочтительными направлениями с высоким уровнем эффективности являются: промышленное производство основных подотраслей; транспортная инфраструктура и связь; жилищное строительство в городской и пригородной зонах; торговля; массовое питание; бытовое обслуживание и медицина; страховой бизнес

II Высокий уровень развития промышленного производства Высокий уровень развития инвестиционной и коммерческой инфраструктуры, благоприятный предпринимательский климат. Наиболее высокий уровень урбанизации населения и обеспеченности кадрами. Высокая емкость потребительского рынка и факторов производства. Ожидаемая инвестиционная привлекательность в следующем периоде не изменится Является финансово привлекательной группой муниципальных районов, так как ожидается рост финансового потенциала. Предпочтительными направлениями инвестирования и кредитования после анализа проектов являются: промышленное производство, транспортная инфраструктура и связь; производство стройматериалов; жилищное строительство в пригородной и городской зонах; торговля; массовое питание и бытовое обслуживание; страховой бизнес. В ряде районов эффективны инвестиции в аграрный сектор экономики

III Высокий уровень развития аграрного сектора и промышленного производства. Хорошо развита инновационная деятельность, высокая обеспеченность кадрами. Средний уровень потребления товаров и услуг. Ожидаемая инвестиционная привлекательность в следующем периоде не изменится Является финансово привлекательной группой регионов, так как ожидается рост финансового потенциала. Предпочтительно кредитование и инвестирование в производственное и жилищное строительство. Инвестирование в добычу ресурсов

IV Несмотря на относительно высокий уровень финансового потенциала группы общеэкономический потенциал низкий из-за недостаточного развития промышленного производства. Соответственно хуже развита инвестиционная и финансовая инфраструктура. Средний уровень потребления товаров и услуг. Ожидается некоторое снижение финансового потенциала группы Является финансово привлекательной группой регионов, так как ожидается рост финансового потенциала в долгосрочном периоде. Инвестиционная и кредитная активность в этой группе должна быть направлена в аграрный сектор экономики

V Недостаточно развито как промышленное, так и сельскохозяйственное производство. Низкий уровень развития инвестиционной и коммерческой инфраструктуры. Самый низкий уровень доходов и потребления товаров и услуг населения. В ближайший период улучшение инвестиционного климата не ожидается Инвестиционная и кредитная активность в этой группе должна быть ограничена в связи с неблагоприятным инвестиционным климатом и низкой эффективностью. Инвестирование и кредитование возможно лишь в особо эффективные проекты после тщательной экспертизы бизнес-планов

Делая выводы можно сказать, что для улучшения существующей ситуации необходимо осуществить следующие мероприятия [2]:

- усовершенствовать нормативно-правовую

базу;

- создать независимый государственный орган управления ресурсами;

- перенимать опыт муниципального регулирования в других государствах;

- признать перераспределение ресурсов приоритетной областью экономики на законодательном уровне;

- создать «экономическое ядро» региона;

- установка уровня экологических норм и стандартов;

- предоставление налоговых льгот и создание благоприятного инвестиционного климата;

- проведение круглогодичного мониторинга за состоянием ресурсов Курской области.

Данные мероприятия будут способствовать позитивному изменению состояния экономики Курской области и улучшат систему муниципального регулирования рационального использования ресурсов.

Литература

1. Березин Е. А. Оптимальное распределение ресурсов и элементы синтеза систем: учеб. пособие / под ред. В. В. Золотова. М., 1974.

2. Вертакова Ю. В., Харченко Е. В. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие. Курск, 2008.

3. Клевцова М. Г. Графическое моделирование пространственного развития региона // Известия ЮгоЗападного государственного университета. 2012. № 3-4. С. 82-85.

4. Кузьбожев Э. Н. [и др.] Анализ пространственных структур региональной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 24. С. 2-11.

5. Непочатых О. Ю., Клевцова М. Г. Применение таксономических методов для определения экономических ядер региона на примере Курской области // Теория практика трансформационных прогрессов в экономике регионов, отраслей и предприятий: сб. науч. стат. по мат-лам III Междунар. науч.-практич. конф. Курск, 2012.

6. Павлов К. В., Шишкин М. И. Теория экономического ядра. Ижевск, 1996.

7. Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях: методы таксономии и факторного анализа: учеб. пособие. М., 1980.

8. Положенцева Ю. С., Вертакова Ю. В. Направления формирования парадигмы устойчивого регионального развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2008. № 1. Т. 4. С. 12-17.

9. Российский статистический ежегодник - 2012. Статистический сборник. М., 2012.

* * *

STRATEGIC MANAGEMENT OF THE REGION ON THE BASIS OF CORE FORMING WITH USE OF METHODS OF TERRITORIAL TAXATION

Yu. V. Vertakova, M. G. Klevtsova,

O. Yu. Nepochatykh

In article provisions of the theory of the economic core, being a basis at developing of the concept of structural transformations of economy are considered. Authors offered to use two models of management of economic policy of the region by means of formation of economic cores. At formalization of the first model the taxonomical methods promoting identification of potential poles of growth of the region are used. The second method - serial optimization - allows to improve region organizational economic policy by redistribution of resources between municipal areas. It is revealed that one of the most significant strategic reference points in a core forming is financial potential. Authors carried out an assessment of financial potential and availability of resources, the region that acts as a basis of development and improvement of strategy of a development of the region. Result of introduction of the developed strategic reference points of a core forming in practice of management by the region is improvement of social and economic policy of the Kursk region.

Key words: growth pole, economic core, taxonomical methods, method of serial optimization, strategic reference points.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.