АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ М.А. Чаплыгина, А.С. Паронян, А.А. Алехина
Аннотация. Рассмотрены показатели инвестиционного потенциала и риска муниципальных образований, инвестиционной привлекательности региона и муниципальных образований Курской области.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, риск, органы власти, уровень инвестиционной привлекательности.
Использование в практике регионального управления показателей инвестиционного климата территориальных административных единиц при распределении инвестиций может способствовать получению положительного результата от соответствующей деятельности [8. - С. 179].
В литературе приводятся инструменты изучения инвестиционной привлекательности: рейтингового агентства «Эксперт-РА» (методики экономического еженедельника «Эксперт») и СОПС Минэкономразвития; ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата; рассмотрение инвестиционной привлекательности по критерию «доходность-рискованность инвестиций» [3].
Отмеченные методики позволяют исследовать инвестиционную привлекательность регионов-субъектов РФ. Так, результаты исследования инвестиционного климата в 2012-2013 гг. по данным рейтингового агентства «Эксперт» показал, что Курская область входит в
категорию 3В1 «Пониженный потенциал - умеренный риск», вместе с такими экономически развитыми и активными областями, как Калужская, Ярославская, Ленинградская и рядом других. По показателю «Инвестиционный потенциал» область занимает 36, а по показателю «Инвестиционный риск» - 16 место среди всех субъектов РФ [9].
Отраженные данные приводят к выводу о невозможности решения приоритетных задач инвестиционного развития Курской области на основе саморегуляции рынка, который в региональной экономике в целом ха-растеризуется весьма низкой степенью форсированности и развитости, а также без исследования инвестиционного потенциала и риска муниципальных образований, для оценки которых можно предложить использование факторов, сформированные в две группы (таблица 1).
Инвестиционная привлекательность муниципальных образований Курской области одна из составных частей инвестиционной политики региона, с помощью которой она непосредственно может влиять на объем, структуру и темпы регионального производства, ускорение внедрения инновационных технологий и решение социальных проблем [4,9].
Стратегией социально-экономического развития Курской области определено, что инвестиционная политика области направлена на то, чтобы создать для инвесторов благоприятные и прозрачные условия ведения бизнеса [5,7].
Производственный фактор:
- средняя стоимость основных производственных фондов предприятия;
-коэффициент ввода основных производственных фондов;
- коэффициент годности основных производственных фондов;
- рост производства промышленной продукции;
- средний объем отгруженной продукции;
- доля объема производства муниципального образования в объеме производства региона.
Трудовой фактор:
- численность населения в трудоспособном возрасте;
- среднесписочная численность одного предприятия; -среднемесячная заработная плата. Потребительский фактор:
- среднемесячный доход одного жителя;
- объем бытовых услуг на душу населения;
- объем платных услуг на душу населения;
- выручка от реализации продукции на одного жителя. Социальный фактор:
- число рождаемости на 1000 человек населения;
- число медицинского персонала на 1000 жителей;
- обеспеченность населения больничными койками на 1000 жителей;
- обеспеченность жилплощадью на одного жителя;
-ввод в действие жилых помещений, включая индивидуальное строительство, в расчете на одного жителя; -число зарегистрированных браков на 1000 человек; -численность детей в дошкольных и школьных учреждениях на 100 мест;
-охват дошкольными учреждениями детей от 1,5 до 6 лет;
- охват школьными учреждениями учащихся._
Факторы эффективности производства:
- фондоотдача;
- фондорентабельность;
- производительность труда;
- фондовооруженность труда;
- рентабельность продаж;
- рентабельность производства. Макроэкономические факторы:
- темпы роста производства продукции;
- объем реализации продукции на экспорт. Фактор инвестиционной политики власти в регионе:
- средняя сумма инвестиций на одно предприятие за счет бюджетов всех уровней;
- удельный вес бюджетных инвестиций в общей их сумме. Финансовый фактор:
- количество предприятий и организаций, учтенных в статре-гистре Росстата;
- сумма прибыли одного предприятия;
- удельный вес прибыльных организаций;
- количество частных предприятий и организаций учтенных в статрегистре Росстата;
- государственная и региональная поддержка (инвестиции за счет федерального бюджета);
- доступ к зарубежному финансированию. Инфраструктурный фактор:
-уровень развития транспортной инфраструктуры региона;
- уровень развития коммунальной инфраструктуры региона. Природно - экологический фактор: -экономико-географическое расположение региона;
- удельный вес уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем объеме отходов от стационарных источников.
Таблица 1 - Показатели инвестиционного потенциала и риска муниципальных образований
Первая группа факторов Показатели инвестиционного потенциала муниципального образования
Вторая группа факторов Показатели инвестиционного риска муниципальных образований
Производственный фактор: Природно-экологический фактор:
-коэффициент выбытия основных производственных фондов; - коэффициент износа основных производственных фондов. -выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников. Финансовый фактор: удельный вес убыточных предприятий и организаций в экономике региона; -сумма убытка одного убыточного предприятия; -кредиторская задолженность; -дебиторская задолженность; -доля просроченной кредиторской задолженности в процентах от общей суммы; - доля просроченной дебиторской задолженности в процентах от общей суммы.
Трудовой фактор: -уровень зарегистрированной безработицы в процентах от численности трудоспособного населения; -коэффициент изменения численности работающих.
Потребительский фактор:
-число умерших на 1000 человек; -зарегистрировано разводов на 1000 человек; -число семей, состоящих на учете для получения жилья на 1000 человек -миграционное снижение населения.
Для этого требуется усиление роли Администрации Курской области в инвестиционной сфере, корректировка экономико-региональной политики, поиск расширенно-оптимального сочетания рыночного и государственного регулирования. Для достижения результатов следует определять границы и принципы участия Администрации Курской области в инвестиционном процессе муниципальных образований с учетом специфики развития региональной экономики.
К принципам участия региональных органов власти в инвестиционной деятельности можно отнести следующие:
1. Повышение роли региональных органов власти в активизации инвестиционных процессах.
Здесь следует учитывать, что степень расширения административного участия имеет объективные пределы. Данные пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост деятельности органов власти в региональной экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их оттоку.
2. Формирование стратегических приоритетов инвестирования и конкурентоспособных территориально-производственных кластеров.
Для этого необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на региональном рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких инновационных технологий.
Расчет показателей инвестиционной привлекательности по административным единицам Курской области был проведен по методике СОПС Минэкономразвития (рисунок 1).
При расчете интегрального уровня инвестиционной привлекательности муниципальных образований целесообразнее для расчетов использовать следующую формулу:
Yipr =Y ip • (max Zr-Yir)
где Yipr- уровень инвестиционной привлекательности;
Yip - уровень инвестиционного потенциала;
maxZr - максимальное значение степени риска, округляемое до ближайшего целого значения в большую сторону;
Yir - уровень инвестиционного риска.
При этом можно получить значения как отрицательные, так и положительные.
Учитывая проведенные исследования, полученные данные были обобщены в таблицу 2.
При определении инвестиционной привлекательности муниципальных образований Курской области учитывалась группировка, представленная в таблицах 1 и 2 и на рисунке 1. Нами выявлено, что наиболее привлекательными для инвестирования являются: города Курск, Курчатов, Железногорск, Льгов, Щигры, а также Октябрьский, Суджанский, Железногорский, Золотухин-ский, Мантуровский и Обоянский районы.
Наиболее привлекательные для инвесторов сферы в исследуемом регионе считается: электроэнергетика, чёрная металлургия, производство строительных материалов, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, аграрный сектор экономики и пищевая промышленность.
Так иностранные инвестиции в 2013 г. составили 78,2 млн. долларов. Основной объём иностранных инвестиций был направлен в сельское хозяйство - 70,5%, в транспорт и связь - 26,1%. В экономику Курской области инвестируют компании Армении, Белоруссии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Гибралтара, Италии, Казахстана, Кипра, Люксембурга, Панамы, Польши, Сербии, Украины, Финляндии, Чешской Республики [5].
Pot _ Pot __Risk - His
-Л U Z-i п st -Л U п St
Т.к7
СО"
Интегральный уровень инвестиционного потенциала региона (^f^) Интегральный уровень регионального инвестиционного некоммерческого риска
. Pot Pot . Pot Pot . Pot Pot \s''r" _ Kit Xlit + к2t X2U +'"+knt Xnit _ Risk Risk . Risk Risk . Risk Risk Risk _ Kit Xlit + К 2t X2U +'" + Kmt Xmit
it . Pot « Pot « Pot kn k:, k,„ y\ it « Risk « Risk « Risk klt +k2t + -+kmt
х,
Х2
Хп
Значения п частных факторов формирования инвестиционного
Xi.
Х2
Х„
Значения т частных факторов формирования инвестиционного
1 1
, Pot k« , Pot k2, J Pot К nt , Risk ки , Risk к2, j Risk Knit
Коэс| )фициенты значимости n частных факторов инвестиционного потенциала региона Коэффициенты значимости т частных факторов регионального инвестиционного некоммерческого риска
Рисунок 1 - Алгоритм формирования интегрального уровня инвестиционной привлекательности региона, разработанная сотрудниками Совета по изучению производительных сил [1]
Таблица 2 - Распределение муниципальных образований Курской области по уровню инвестиционной привле-
Самые непривлекательные территории Непривлекательные территории Уровень привлекательности ниже среднего Уровень привлекательности выше среднего Привлекательные территории Самые привлекательные территории
Горшеченский, Курский, Курчатовский, Льговский, Медвенский, Пристенский, Хомутовский, районы Беловский, Большесолдатский, Глушковский, Дмитриевский, Касторенский, Конышевский, Кореневский, Поныровский, Рыльский, Солнцевский, Тим-ский, Фатежский, Черемсинов-ский районы г. Льгов, г. Щигры, Золотухинский, Советский, Мантуровский, Обо-янский, Суджанский, Щигровский, Железногорский, районы Октябрьский район г. Курск, г. Железногорск г.Курчатов
Таблица 3 - Инвестиционная привлекательность муниципальных образований Курской области
Риск Потенциал^--^ Самый высокий Высокий Выше среднего Ниже среднего Низкий Самый низкий
Самый низкий Горшеченский, Льговский, Медвенский, Советский и Щигровский районы Беловский, Конышевский, Поныровский, Пристенский, Советский, Тимский, Фатежский и Хомутовский районы Большесолдатский, Глушковский, Дмитриевский, Касторенский, Кореневский, Мантуровский, Рыльский и Черемси-новский районы Золотухинский и Обоянский районы
Низкий Курчатовский район Курский район г. Щигры Железногорский район Суджанский район
Ниже среднего г. Льгов, г. Щигры г.Курск
Выше среднего Октябрьский район
Высокий
Самый высокий г. Курчатов г. Железногорск
Инвестиции в инновационные технологии производства продукции будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию регионально экономического роста. Такой подход признан мировой практикой оправданным способом преодоле-
ния препятствия экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов [6].
На наш взгляд, высокую степень приоритетност Администрации Курской области следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей региональной экономики, а именно элек-
троэнергетике и черной металлургии в г. Курчатов и г. Железногорск, Железногорский район, пищевой промышленности в областном и районных центрах, сельскому хозяйству и производству пищевых продуктов в городах Льгов, Фатеж, Щигры, Желензногорск и в Зо-лотухинском, Мантуровском, Обянском, Октябрьском и Суджанском районах.
Активизация инвестиционной роли региональных органов власти должна заключаться в следующем:
-создание продвинутого положительного инвестиционного климата области,
-обеспечение притока денежных средств в приоритетно-развивающиеся секторы региональной экономики,
-создание условий для привлечения инвестиций в целях дальнейшего роста экономики;
- продолжение способствованию развитию малого и среднего бизнеса на основе трансфера социальных и новых технологических инноваций;
-диверсификации экономического сектора посредством создания «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных и административно-управленческих ресурсов Курской области;
- создание благоприятной социальной среды и условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и обеспечения стабильности уровня жизни населения региона на основе устойчивого сбалансированного развития экономики области.
Грамотно проводимая инвестиционная политика Администрацией Курской области будет позитивно влиять и содействовать стратегическому планированию, разработке качественно-приоритетному законодательству и привлечению инвестиций в Курскую область
[4].
Для этого можно рассматривать инновационно -прорывную стратегию развития региона, включающую три перспективных направления:
- «ресурсный регион»;
- «индустриально-инновационный центр»;
- «возвращение агропромышленного статуса».
«Инновационно-прорывная» стратегия развития
области основывается на трех основополагающих идеях: развитие и совершенствование рыночных механизмов финансово-хозяйственной деятельности, кластерного развития научно-технического и производственного потенциала, усиления государственного стратегического управления.
Стратегическим направлением в промышленности является активная диверсификация промышленного комплекса области с опережающим ростом отраслей, выпускающих конечную продукцию, так называемых пропульсивных отраслей.
В результате создания и развития конкурентоспособных отраслевых промышленных кластеров будет осуществлен переход от моноструктуры в промышленности к полиструктуре за счет опережающего развития обрабатывающих производств, обладающих наиболее высоким отраслевым мультипликатором и выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Это сможет поспособствовать возрождению отечественного машиностроения на новейшей технологической базе и использовать эту отрасль, как фундамент для модернизации всех отраслей экономики региона.
При реализации «инновационно-прорывного» сценария к 2020 г. в структуре ВРП снизятся доля энергетики на 5,9% и доля добычи полезных ископаемых на 1,5%, увеличится доля обрабатывающих производств на 7,4% [5,9].
Таким образом, по нашему мнению активизация инвестиционной роли региональных органов власти
должна сконцентрироваться на более важную составляющую: инвестиционную поддержку общественного производства, ориентированную на прогрессивную структурную перестройку, являющейся стимулированием инвестиционной деятельности экономических субъектов региона, которое предполагает отработку оптимальных форм и методов экономического регулирования, активное содействие развитию механизмов аккумуляции финансовых средств инвесторов и их трансформации в производственные инвестиции экономики Курской области, а также в развитие наукоемких производств, инновационных технологий и жизнеобеспечивающих отраслей.
Список использованных источников
1 Гришина И.В. Региональные особенности инвестирования в современной России: методология и результаты исследования // Финансы и кредит.-2006.-№ 6(210). - С. 46-57.
2 Гольштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. -220 с.
3 О некоторых вопросах структуры и организации деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 25.10. 2007 № 701.
4 Об утверждении примерного положения о региональном инвестиционном фонде: приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.05.2011 № 254.
5 Областная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области на 2011-2015 годы».
6 Скулова Г.Г, Смирнов М.А., Кузьбожев Э.Н. Устойчивость территориальных производственных систем // Известия Курск ГТУ.-2008. №3(24).-С.117-122.
7 Концепция долгосрочного - социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
8 Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Изд-во АЛЬПИНА БИЗНЕС БУКС, 2007.-328 с.
9 Прогноз Социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.
10 Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 400с.
Информация об авторах
Чаплыгина Марина Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, тел. (4712) 54-47-25.
Паронян Артюш Степанович, доктор экономических наук, профессор кафедры анализа, аудита и статистики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 53-14-25.
Алехина Анжелика Александровна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел. (4712) 53-79-98.