Научная статья на тему 'Земельные ресурсы какоснова эффективной региональной экономики'

Земельные ресурсы какоснова эффективной региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Л. Н., Юрьева О. В.

В статье показана необходимость совершенствования процессов регулирования, путем дифференцированного подхода к земельной региональной политике и повышения экономического потенциала за счет роста эффективности использования земельных ресурсов региона на основе факторов земельной ренты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельные ресурсы какоснова эффективной региональной экономики»

6(141)- 2010

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАКОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Л. Н. БОРИСОГЛЕБСКАЯ,

доктор экономических наук, профессор, первый проректор - проректор по научной работе E-mail: [email protected]

О. В. ЮРЬЕВА, аспирант кафедры мировой и национальной экономики Курского государственного технического университета,

ведущий специалист E-mail: [email protected] ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Курской области

Показана необходимость совершенствования процессов регулирования путем дифференцированного подхода к земельной региональной политике и повышения экономического потенциала за счет роста эффективности использования земельных ресурсов региона на основе факторов земельной ренты.

Ключевые слова: региональная экономика, инвестиционная активность, экономический потенциал, эффективность земельных отношений, использование земельных ресурсов.

Важной задачей региональной экономики является повышение экономической самостоятельности регионов. Огромная роль в ее решении принадлежит политике государственного регулирования, направленной на стимулирование инвестиционной активности и увеличение экономического потенциала территорий. В связи с этим возрастает необходимость в исследовании факторов, способных повлиять на экономическое положение региона. К числу таких факторов можно отнести результаты государственного управления земельными ресурсами, связанные со становлением земельных отношений и повышением эффективности использования земель.

Земельные ресурсы являются средством производства, объектом долгосрочных вложений, гаран-

том инвестирования в экономику региона, территорией для организации производства, средой проживания населения, что определено в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации, в долгосрочных и среднесрочных программах развития. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. отражено, что развитие рынков земли и иной недвижимости направлено на создание институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности [4].

Результатом управления земельными ресурсами должно стать создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики. Данное положение закреплено в Федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002—2008 годы)» [9, 10].

Функционирование рынка земли, формирование многообразия прав собственности на землю, обеспечение социально-экономической стабильности развития земельных отношений и наличие адекватной нормативно-правовой базы способствуют большей инвестиционной привлека-

тельности регионов. В то же время нерешенность земельно-имущественных проблем приводит к потере потенциальных инвесторов.

Гарантии прав на землю, развитие рынка земли позволяют [3]:

• обеспечить долгосрочное вложение средств и обеспечить стабильный прирост капитала;

• повысить собственные активы, увеличить капитализацию предприятия, потому что предприятие со сформированной недвижимостью стоит дороже как полноценная частная собственность;

• расширить возможность получения кредита в банке. По закону об ипотеке разрешено выдавать кредит под залог недвижимости, если она находится в частной собственности, а также в аренде или хозяйственном ведении с согласия собственника;

• приблизиться к международным стандартам финансовой отчетности, согласно которым в раздел активов «недвижимость» обязательно должна быть включена стоимость земельного участка.

Таким образом, возрастает роль земельных ресурсов как одного из наиболее эффективных и перспективных объектов долгосрочных и надежных капитальных вложений, инвестирования. Гарантии прав на землю способны снизить инвестиционные риски и повысить инвестиционный потенциал территории. Поэтому развитие региона должно основываться на повышении эффективности земельных отношений и учитывать в нем особенности землепользования. Данные положения подтверждают результаты проведенного анализа зависимости инвестиционной активности и показателей эффективности земельных отношений в региональном разрезе по Центральному федеральному округу на основе корреляционно-регрессионого метода.

В качестве показателей инвестиционной активности (табл. 1) использовались региональные данные об инвестициях в основной капитал на единицу площади территории субъекта Российской Федерации (Г). Эффективность земельных отношений представлена показателем сделок с земельными участками на единицу площади территории субъекта Российской Федерации (X) [1].

С использованием аппарата математической статистики составлено уравнение регрессии:

7= 10,2-Х— 15 466. (1)

Проверка модели на адекватность позволила отвергнуть гипотезу Нд о несоответствии заложенных в уравнении регрессии связей реально сущес-

Таблица 1

Показатели, характеризующие инвестиционную активность и эффективность земельных отношений в регионах Центрального федерального округа в 2008 г.

Инвестиции Сделки с земель-

на единицу ными участками

№ п/п Регион площади региона, млн на ед. площади региона,

руб. /тыс. км2 ед. /тыс. км2

¥ Ж

1 Белгородская обл. 2 714,5 2 408,2

2 Брянская обл. 610,7 3 152,8

3 Владимирская обл. 1 128,0 2 294,9

4 Воронежская обл. 1 115,8 1 170,2

5 Ивановская обл. 673,8 2 620,6

6 Калужская обл. 874,8 880,5

7 Костромская обл. 188,2 1 074,2

8 Курская обл. 976,4 1 369,1

9 Липецкая обл. 2 347,5 2 933,5

10 Московская обл. 8122,7 2 721,7

11 Орловская обл. 967,7 443,7

12 Рязанская обл. 734,7 995,3

13 Смоленская обл. 449,7 998,1

14 Тамбовская обл. 806,9 1 212,7

15 Тверская обл. 392,3 1 016,3

16 Тульская обл. 1 184,6 934,9

17 Ярославская обл. 1 034,9 2 219,8

18 г. Москва 636 842,7 64 030

твующим, поскольку расчетный ^-критерий Фишера больше табличного = 5 714,3 > ^ = 4,49), значения ¿-статистик свидетельствуют о статистической надежности коэффициентов регрессии (/ =75,6>/ =2,92). Коэффициент детерминации

Р кр

Я2 =0,99, поэтому связь между исследуемыми показателями можно охарактеризовать как весьма высокую.

Проведенное исследование показывает, что привлекательность инвестиционного климата во многом зависит от эффективности земельных отношений. В то же время ни в одной из методик анализа инвестиционного климата и типологии регионов не учтены факторы управления земельными ресурсами регионов и Российской Федерации в целом. Таким образом, при определении показателей, характеризующих инвестиционный климат, необходимо учитывать показатели эффективности земельных отношений в регионах. Государственное управление земельными ресурсами должно отталкиваться от неоднородности развития земельных отношений в субъектах Российской Федерации, учитывать различия регионов по большинству экономических параметров эффективности земельной реформы.

Один из наиболее простых способов типологии регионов — их ранжирование в зависимости от значений одного или группы показателей, характеризующих изучаемое явление [6]. Типология регионов по показателям эффективности земельных отношений при таком способе состоит в дифференциации регионов либо непосредственно по интегральному показателю, либо с помощью составления системы показателей и группировки их методом кластерного анализа. Ограничимся единственным показателем, оказывающим непосредственное влияние на инвестиционную активность — количество сделок с земельными участками в расчете на единицу площади региона (ед. /тыс. км2). На основе данного показателя каждому региону ЦФО присваивается ранг (место), причем ранг 1 присваивается региону с наивысшим значением показателя. Далее регионы распределяются на три группы с одинаковым ранговым интервалом (табл. 2). Первая группа регионов характеризуется высокими показателями эффективности земельных отношений, вторая группа — средними значениями,

Таблица 2

Классификация регионов Центрального Федерального округа по показателям эффективности земельных отношений

Группа регионов Характеристика

Первая группа: Москва, Брянская, Липецкая, Московская, Ивановская, Белгородская области Для этих регионов характерна высокая эффективность земельных отношений, за счет чего формируется инвестиционно привлекательный климат. Для данного типа характерна высокая поддержка региональными органами власти становления земельных отношений и развития рынка земли.

Вторая группа: Владимирская, Ярославская, Курская, Тамбовская, Воронежская, Костромская области Для данных регионов характерна средняя эффективность земельных отношений. В этих регионах органы власти субъекта Российской Федерации оказывают недостаточную поддержку развитию земельных отношений, что может сказаться в дальнейшем на их инвестиционной привлекательности.

Третья группа: Тверская, Смоленская, Рязанская, Тульская, Калужская, Орловская области Низкие показатели эффективности земельных отношений снижают инвестиционную привлекательность этих регионов, инвестиционный риск выше, чем в предыдущих регионах, так как не развит рынок земли. В данных субъектах Российской Федерации региональные органы власти слабо влияют на развитие земельные отношений.

третья группа регионов характеризуется низкими показателями.

Данная группировка служит основой для проведения дифференцированной государственной инвестиционной политики в зависимости от положения, которое занимают регионы по показателю эффективности земельных отношений. Это предполагает включение данного фактора при разработке системы показателей или интегрального показателя социально-экономического положения регионов, проведение их типологии с учетом данного фактора и формулирование основ региональной политики. Одной из интегральных оценок, используемых Министерством регионального развития РФ, является типология регионов Российской Федерации на основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» [5]. В соответствии с проведенным исследованием целесообразно включить фактор эффективности земельных отношений в систему показателей, рассматриваемых данной Концепцией.

В свою очередь проведение земельной реформы также должно учитывать региональные различия по показателям эффективности земельных отношений. В Федеральном законе от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» закреплено, что при приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, цена на них устанавливается субъектами Российской Федерации в определенных пределах для каждой группы регионов. Данные пределы зависят от численности населения субъектов РФ [10]. Принятый критерий не учитывает в полной мере экономические показатели землепользования регионов, поэтому применение параметров эффективности земельных отношений может восполнить такой институциональный пробел.

Другой важной составляющей политики регионального развития и снижения уровня неоднородности регионов является повышение эффективности использования земельных ресурсов субъекта Российской Федерации (табл. 4). Учитывая то, что в ЦФО практически во всех регионах сельскохозяйственные земли составляют примерно 70—80 % всех земель, то повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель регионов путем целенаправленного воздействия органов власти субъектов Российской Федерации является особенно актуальной задачей.

Для повышения экономического потенциала территории необходимо проводить диагностику состояния использования земель, выявлять факторы, влияющие на эффективность, разрабатывать стратегическую политику, направленную на экономический рост региона путем повышения эффективности землепользования. Поэтому исследование факторов, влияющих на результаты использования земель, является весьма актуальным. Рассмотрим влияние показателей земельной ренты на результаты использования земель в регионе. Сформированная система показателей, адаптирована к данным, содержащимся в статистических сборниках, и представлена в табл. 3.

Таблица 3

Система показателей, влияющих на эффективность использования земель в регионе

Первый блок включает показатели, характеризующие распределение земель по формам собственности, развитие рынка земли, распределение земельных ресурсов по их функциональному назначению

Блок показателей

Второй блок — показатели, характеризующие плодородие и местоположение земельных участков

Третий блок — показатели, характеризующие эффективность дополнительных затрат на земельный участок

Показатель

Доля земель, используемыхдля сельскохозяйственного назначения, в общей площади региона. Доля сельскохозяйственных угодий на единицу площади региона. Доля пашни на единицу площади сельскохозяйственных угодий. Доля земель оформленных в собственность, в аренду на единицу площади сельскохозяйственных угодий. Доля земель, вовлеченная в рыночный оборот на единицу площади сельскохозяйственных угодий. Количество заключаемых сделок на рынке земли, приходящихся на 1 га или на 1 жителя. И другие

Балл бонитета почв. Удаленность от рынков сбыта. Удаленность от основных магистралей. Протяженность коммуникаций. Удаленность от областного центра. Удаленность от промышленно развитых территорий.

Доля эродированных земель на ед. площади сельскохозяйственных угодий. И другие

Численность работников, занятых в сельском хозяйстве на единицу площади сельхозугодий. Основные фонды сельскохозяйственных организаций на единицу площади сельскохозяйственных угодий. Количество внесенных минеральных удобрений под урожай соответствующего года.

Количество внесенных органических удобрений под урожай соответствующего года. И другие

Для выявления наиболее значимых факторов составляется уравнение регрессии. В качестве целевой функции используется урожайность зерновых культур (¥), аргументы функции представлены следующими показателями:

• доля земель, переданных в собственность, аренду, уставный капитал на единицу площади сельхозугодий (XI), %;

• количество сделок с земельными участками, приходящихся на единицу площади сельско-хозяйственныхугодий {XI), ед. /тыс. га;

• доля невостребованных земель, которыми не распорядились на единицу площади сельскохозяйственных угодий (ХЗ), %;

• доля эродированных земель на единицу площади сельскохозяйственных угодий (ХА), %;

• численность работников, занятых в сельском хозяйстве, на единицу площади сельскохозяйс-твенныхугодий (Х5), чел. /тыс. га;

• основные фонды крупных и средних коммерческих организаций, приходящиеся на ед. площади сельхозугодий (Х6), млн руб. /тыс. га;

• внесено органических удобрений сельскохозяйственными организациями под урожай соответствующего года (XI), тыс. т;

• внесено минеральных удобрений сельскохозяйственными организациями под урожай соответствующего года (Ж), тыс. ц;

• удаленность от областного центра (Х9), км;

• удаленность от промышленно развитых территорий (ДО), км.

Основные факторы, влияющие на эффективность использования земель, были определены с использованием корреляционно-регрессионной модели на материалах Курской области за 2008 г.: И=23,9-0,29Х3+0,41Х6+0,27Х7+0,27Х8-0,14Х10, (2) Показатели Хх,Х2, Х4, Х5, Х9 исключены из модели как статистически не значимые коэффициенты регрессии.

Коэффициент множественной корреляции, полученной математической модели ^=0,81, множественный коэффициент детерминации №=0,65, поэтому мы можем сделать выводы о высокой связи между целевой функцией И и аргументами X.. Множественный коэффициент детерминации свидетельствует о том, что доля вариации целевой функции на 65 % обусловлена изменением аргументов, входящих в многофакторную регрессионную модель. Проверка ее на адекватность позволяет отвергнуть гипотезу Н0 о несоответствии заложенных в уравнении множественной регрессии связей реально существующим, поскольку рас-

Таблица 4

Значение основных показателей эффективности использования земель в регионе в 2008 г.

(по материалам Курской области)

№ п/п Район Показатель

XI Х2 ХЗ Х4 Л5 Х6 XI Л8 Х9 Х10 И

1 Беловский 88,8 2,1 11,2 0,04 35,3 15,5 56,2 36,3 80,0 70,0 29,9

2 Большесолдатский 43,7 0,6 31,1 0,05 24,3 4,0 20,0 47,7 60,0 40,0 26,5

3 Глушковский 39,4 0,8 16,4 0,03 42,4 33,7 42,9 27,7 110,0 50,0 34,2

4 Горшеченский 39,2 0,5 27,5 0,06 8,4 3,4 20,8 32,2 120,0 90,0 21,9

5 Дмитриевский 33,1 0,6 46,1 0,04 3,8 2,4 2,9 23142,0 90,0 30,0 22,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Железногорский 17,7 0,5 46,1 0,03 22,8 29,3 19,0 16,5 95,0 10,0 23,6

7 Золотухинский 57,5 1,7 31,2 0,04 17,4 4,9 26,9 22,2 40,0 40,0 21,9

8 Касторенский 49,1 0,8 35,9 0,04 17,6 6,4 3,3 27,1 130,0 75,0 17,5

9 Конышевский 31,3 0,5 25,5 0,02 7,8 1,3 0,0 16,5 75,0 25,0 23,6

10 Кореневский 55,5 1,0 40,6 0,03 38,7 19,0 37,1 56,6 103,0 25,0 31,0

11 Курский 43,9 1,2 51,8 0,06 24,3 13,6 6,8 28,7 15,0 5,0 21,9

12 Курчатовский 28,1 0,5 31,9 0,06 9,2 8,8 4,1 13,6 40,0 7,0 25,0

13 Лговский 40,3 0,7 45,1 0,05 17,4 5,0 23,1 23,9 63,0 5,0 21,1

14 Мантуровский 50,4 0,7 27,9 0,05 17,7 3,1 17,5 31,0 68,0 68,0 23,1

15 Медвенский 55,1 1,2 22,6 0,06 24,7 8,8 21,3 40,0 30,0 30,0 26,5

16 Обоянский 40,0 0,7 38,5 0,05 15,5 6,2 5,0 32,1 60,0 60,0 26,7

17 Октябрьский 14,5 0,2 17,3 0,07 6,1 3,9 0,0 21,6 20,0 20,0 26,2

18 Поныровский 65,6 2,3 34,4 0,03 17,1 16,0 0,0 21,5 60,0 60,0 21,9

19 Пристенский 50,1 1,0 46,3 0,02 4,6 2,9 0,0 12,6 65,0 65,0 22,5

20 Рыльский 44,8 0,5 26,4 0,03 16,9 5,1 29,0 41,3 107,0 25,0 27,2

21 Советский 52,6 1,1 28,7 0,04 14,3 6,6 0,0 60,5 112,0 50,0 24,0

22 Солнцевский 22,4 0,3 20,9 0,04 12,9 4,1 5,3 17,8 60,0 30,0 18,6

23 Суджанский 72,8 1,8 27,2 0,05 24,2 8,3 25,1 28,9 100,0 10,0 27,0

24 Тимский 50,9 2,0 38,0 0,05 8,5 1,5 3,6 6,7 55,0 30,0 19,5

25 Фатежский 57,0 0,8 43,0 0,04 16,2 10,9 1,4 26,4 45,0 45,0 23,9

26 Хомутовский 32,1 0,7 34,8 0,03 7,0 1,2 0,1 1,6 120,0 40,0 18,5

27 Черемисиновский 57,9 1,6 42,1 0,04 21,5 5,6 19,2 59,4 75,0 25,0 22,6

28 Щигровский 58,8 1,0 38,7 0,04 11,1 6,2 6,0 36,0 45,0 5,0 21,3

четный ^-критерий Фишера больше табличного

(^,=8,1>^т =2,66).

4 р ' кр ' '

Результаты регрессионного анализа свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период на урожайность негативное влияние оказывали доля невостребованных земель, которыми не распорядились правообладатели, и удаленность от промышленно развитых центров. Положительное воздействие имеют такие показатели, как объем вносимых удобрений и основные фонды на единицу площади сельскохозяйственных угодий.

Удаленность от промышленно развитых центров, как свидетельствуют результаты анализа, сдерживает рост эффективности использования земель. Поэтому основой развития хозяйств выступают конкурентные преимущества, основанные на местоположении. Обладателями таких преимуществ становятся субъекты, которые ведут свое хозяйство на территории, примыкающей к центрам роста экономики региона — это города и промышленно развитые территории.

Планирование размещения производительных сил должно учитывать рентные условия землепользования, основанные на удаленности от высокоразвитых зон. Размещение «полюсов роста» на территории региона с низкими показателями эффективности использования земель позволит сельскохозяйственным производителям повысить свои конкурентные преимущества за счет развитости инфраструктуры, близости к рынкам сбыта, финансовым институтам, научно-исследовательским учреждениям, к источникам информации.

В свою очередь учитывать рентные факторы землепользования необходимо при размещении производительных сил в регионе. Цена земли на периферийных зонах низкая, поэтому данный факттакже повлияет на решение властей при территориальном планировании и размещении «полюсов роста». В качестве «полюсов роста» могут рассматриваться предприятия, сопряженные с сельскохозяйственным производством, прежде всего это предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.

Для повышения эффективности использования земель необходимо также снижать количество земель, которыми не распорядились правообладатели. Механизм распоряжения землями предполагает передачу земельной доли в уставный капитал сельскохозяйственной организации, выдел земельного участка в натуре и осуществление хозяйственного использования, в том числе и осуществление операций с ним. Затрудняют реализацию данного механизма следующие аспекты земельной реформы [2]:

• не отлажен механизм передачи земель, оставшихся без хозяина, в государственную и муниципальную собственность;

• отсутствует полная достоверная информация о земельных участках или такая информация дублируется в различных государственных реестрах;

• институциональные ограничения, выраженные в огромном количестве нормативно-правовых актов, не способны дать четких правил распоряжения земельными участками;

• правообладатели земельныхдолей не способны оценить на уровне обывателя необходимость оформления и распоряжения земельными правами в условиях рынка;

• операции, связанные с выделом земельного участка в натуре, и введение его в хозяйственный оборот сопряжены с высокими издержками оформления, в ряде случаев они достигают до38 %от кадастровой стоимости.

Для введения земельных участков в хозяйственный оборот региональные органы власти могут создавать организации, оказывающие консультационные услуги, внедрять поощряющие механизмы в виде льготного налогообложения, субсидий и т. п.

Кроме того, региональные и муниципальные органы власти могут реализовать преимущественное право на покупку земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и тем самым разрешить ситуацию с «бесхозяйственными землями». В последующем путем передачи в аренду или путем продажи земельных участков они могут осуществлять регулирование дальнейшей трансформации земельной собственности и оборот земель на основе расщепления этих прав на отдельные правомочия, передачи их на возмездной основе во владение или пользование юридическим и физическим лицам для организации сельскохозяйственного производства [7].

Росту экономической эффективности использования земель способствуют также дополнитель-

ные вложения в виде краткосрочных и долгосрочных инвестиций. Проведенный анализ показал, что наибольшую отдачу дают инвестиции в удобрения, вносимые под урожай соответствующего года, и инвестиции в основные производственные фонды сельского хозяйства. Притоку инвестиций могут способствовать земельные ипотечные банки. Суть земельной ипотеки состоит в том, что залогодатель (собственник или арендатор земельного участка), может получить кредит под гарантию прав на землю. Следует отметить, что Земельный банк является новым типом кредитного учреждения в современной финансовой системе Российской Федерации.

Таким образом, введение мер, стимулирующих оборот земельных участков в регионе, проведение территориального планирования размещения производительных сил с учетом показателей земельной ренты, проведение ипотечной земельной политики будут способствовать повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель, что обеспечит рост экономического потенциала региона.

В заключение следует отметить, что эффективное управление земельными ресурсами является необходимой составляющей государственной региональной политики. Основные ее направления должны основываться на дифференцированном подходе к регулированию земельных отношений. В свою очередь повышение эффективности использования земель в регионе на основе факторов земельной ренты будет способствовать снижению дифференциации регионов и повышению эффективности региональной экономики.

Список литературы

1. Борисоглебская Л. Н., Юрьева О. В. Активность земельного рынка как фактор формирования благоприятного инвестиционного климата. Сборник научных трудов. Инновационная Россия: опыт регионального развития. Курский государственный технический университет. Курск. 2009. С. 20-25.

2. Борисоглебская Л. Н., Юрьева О. В. Институциональный подход к исследованию земельной реформы // Российское предпринимательство. 2009. № 10. С. 129-135.

3. Иванкина Е. Проблемы вовлечения в экономический оборот земельных участков под промышленными предприятиями // Общество и экономика. 2007. № 9-10. С. 86-122.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

5. Концепция социально-экономического развития регионов Российской Федерации //http:// www. ksocpol. rags. ra/files/konc_reg. htm.

6. Лукашин Ю., РахлинаЛ. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 3. С. 87-94.

7. Никонова Г. Л.Организационно-экономичес-кий механизм регулирования земельных отношений на региональном и муниципальном уровнях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 1. С. 40-41.

8. Об утверждении подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006—2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002—2008 годы)»: постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 560.

9. Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002—2008 годы): постановление Правительства РФ от 25.10.2001 № 745.

10. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от25.10.2001 № 137-ФЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.