Научная статья на тему 'Стратегическое управление развитием имиджа колледжа: имиджевая политика и позиция организации типо на примере КГКП "Костанайский строительный колледж" на рынке образовательных услуг'

Стратегическое управление развитием имиджа колледжа: имиджевая политика и позиция организации типо на примере КГКП "Костанайский строительный колледж" на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖДіЦ ИМИДЖДіК САЯСАТЫ / ТИіМДіЛіК / САИАСЫ / КОЛЛЕДЖДі ТАНЫТУДЫ АРТТЫРУ / ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА КОЛЛЕДЖА / ПОВЫШЕНИЕ УЗНАВАЕМОСТИ КОЛЛЕДЖА / COLLEGE IMAGE POLICY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КАЧЕСТВО / QUALITY / INCREASING THE COLLEGE''S POPIDAR APPEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамшин А. Ж.

В данной статье рассматривается управление реформированием имиджевой политики колледжа. Представлены элементы, формирующие имидж учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic management of the college image development: image policy and position of a TandPE organization in education market on the example of "Kostanay Construction College"

This article containst the ideas on management of the college image policy reforming, as well as the elements that form the image of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление развитием имиджа колледжа: имиджевая политика и позиция организации типо на примере КГКП "Костанайский строительный колледж" на рынке образовательных услуг»

Л.Ж. Шамшин,

директор, КГКП «Костанайский строительный колледж»

He?ii?i свздер: колледждщ нмидждт саясаты, титдшк, сапасы, колледждi танытуды арттыру.

Ключевые слова: имиджевая политика колледжа, эффективность, качество, повышение узнаваемости колледжа.

Keywords: college image policy, efficiency, quality, increasing the college's popular appeal.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИМИДЖА КОЛЛЕДЖА:

ИМИДЖЕВАЯ ПОЛИТИКА И ПОЗИЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТИПО НА ПРИМЕРЕ КГКП «КОСТАНАЙСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УСЛУГ

Ацдатпа

Осы макал ада колледждщ имидждж са-ясатын кайта куруды бас кару карастыры-лады. Оку орныньщ имиджш калыптасты-рудьщ элементтер1 усынылды.

Аннотация

В данной статье рассматривается управление реформированием имиджевой политики колледжа. Представлены элементы, формирующие имидж учебного заведения.

Annotation

This article containst the ideas on management of the college image policy reforming, as well as the elements that form the image of the educational institution.

O?

Я

Современные тенденции в сфере обра- ^ зования Республики Казахстан и задачи, § стоящие перед ее различными уровнями, ^ вызывают необходимость переосмысле- 2

hQ

ния их роли, функций и места в общей системе образования, выработки новых g подходов в их дальнейшем развитии [1, с. § 174]. Деятельность КГКП «Костанайский w строительный колледж» направлена на § модернизацию технического и професси- м онального образования, подготовку и переподготовку кадров для строительной от- §

О

расли региона, внедрение инновационных « технологий в образовательный процесс.

В настоящее время в колледже ведется подготовка специалистов в области тех-

нического и профессионального образова- ^ ния по 6 специальностям 8 квалификациям. Наиболее востребованными на рынке труда Костанайской области являются ч

такие, как «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с квалификациями техник-строитель, специалист по сухому методу строительства, каменщик и др. Подготовкой специалистов данного профиля в области занимаются и другие учебные заведения, поэтому пристальное внимание колледж уделяет формированию имиджевой политики.

Термин «имидж» в нашем лексиконе начал активно использоваться примерно с середины 90-х годов прошедшего века; вначале в основном в политологической сфере. Сейчас термин «имидж» используется не только применимо к человеку, но и к иным объектам и явлениям (имидж продукта, имидж учебного заведения) [2, с. 106] .

На сегодняшний день в период модернизации системы технического и профессионального образования наиболее актуальным является вопрос формирования и ведения имиджевой политики организаций образования. Безусловно, имиджевая политика - важный инструмент управленческой деятельности учебного заведения и привлечения его ресурсного потенциала < [3, с. 152].

со В 2016 году впервые была утверждена

с

^ Программа по повышению узнаваемости 2 Костанайского строительного колледжа на период 2016-2018 годы «Колледж на новом § уровне». Реализация данной программы 2 имела положительный эффект для форми-м рования устойчивого общественного мне-§ ния. В соответствии с программой были « реализованы задачи, которые способство-§ вали укреплению взаимодействия со сред-§ ствами массовой информации и целевой « аудиторией колледжа (с абитуриентами, ^ ВУЗами-партнерами, студентами, выпуск-^ никами, преподавателями и т.д.), а именно: м • разработан механизм информиро-^ вания общественности о результатах О учебно-производственной, научно-мето-^ дической и общественной деятельности

^ колледжа;

©

• усовершенствована работа по наполняемости официального веб-сайта строительного колледжа, как одного из первоисточников получения информации;

• создана устойчивая система взаимодействия с работодателями в Костанай-ской области, сообщества организаций ТиПО, СМИ.

В результате реализации программы наблюдается повышение популярности имиджа и укрепление авторитета Костанайского строительного колледжа.

Вместе с тем, фундаментальные изменения, происходящие в государстве, в частности, модернизация системы технического и профессионального образования, придают особую важность и актуальность проведению активной и эффективной имиджевой политики [4, с. 78].

На наш взгляд, необходимость формирования имиджа колледжа определяется следующими причинами:

• сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных организаций строительного профиля Костанайской области в борьбе за набор обучающихся и сохранение контингента;

• позитивный имидж облегчает доступ организации образования к лучшим финансовым, информационным, человеческим ресурсам и т. д.;

• имея сформированный позитивный имидж, организация образования становится более привлекательной для педагогов, мастеров производственного обучения, так как способна в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и дальнейшее профессиональное развитие;

• устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения организацией образования определенной силы - то есть, создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учебного заведения, в том числе к инновационным процессам.

Костанайскому строительному коллед-

Ш)

жу необходимо расширять свои позиции в сфере образовательного сотрудничества, подкрепляя свою деятельность проведением активной имиджевой политики. В колледже неизбежно должна активизироваться информационно-презентационная и рекламно-имиджевая деятельность. При этом строительный колледж должен стараться не просто информировать о себе своих потенциальных абитуриентов и партнеров в различных сферах деятельности, но и делать акцент на своих реальных достижениях и конкурентных преимуществах.

Механизм реализации реформирования имиджевой политики колледжа определен в проекте, основной целью которого является повышение узнаваемости колледжа на рынке образовательных услуг Костанайской области. Задачи проекта направлены на достижение следующих показателей:

• создание системы продвижения имиджа колледжа для всех общественных аудиторий: работодателей, потенциальных абитуриентов, обучающихся и т.д.;

• создание системы продвижения имиджа колледжа в средствах массовой информации;

• объединение усилий структурных подразделений с целью создания положительного имиджа колледжа и определения наиболее эффективных путей его продвижения с использованием современных информационных рекламных технологий;

• разработка внутреннего имиджа колледжа, совершенствования корпоративной культуры;

• проведение целенаправленной и систематической работы по мониторингу общественного мнения и характера представлений общественности об уровне привлекательности колледжа.

Состав коалиции, созданной для реформирования имиджевой политики,

включает руководителя проекта - директора, рабочую группу в составе заместителя директора по научно-методической работе, проводника; заместителя директора по информационным технологиям; заместителя директора по учебной работе; заведующих отделениями. Созданная коалиция ориентируется на процессный подход к управлению, основанный на принципах системы менеджмента качества. Особое значение отводится усилению взаимодействия с социальными партнерами колледжа.

С целью повышения эффективности и качества процесса управления реформирования имиджевой политики запланировано обучение кадрового состава по образовательной программе курсов повышения квалификации педагогических кадров "Эффективное управление организацией технического и профессионального образования. Система менеджмента качества в образовании на основе международного стандарта ISO 9001" (ИСО).

В ходе реализации проекта возможны риски, связанные с непониманием реформирования имиджевой политики, низким уровнем готовности коллектива, возможностями узко собственнического интереса. Возможности устранения данных рисков в ходе реализации проекта включают в себя постоянное разъяснение о необходимости изменений для улучшения имиджа колледжа, обучение инициативной группы, участие в конференциях, тренингах; выявление препятствующих в проведении реформ, применение кардинальных мер.

Реализация данного проекта строится на основе принципов системы менеджмента качества и стандартов:

• вовлечение всех сотрудников;

• процессо-ориентированный подход;

• системный подход к управлению.

Все направления программы реформирования имиджевой политики реализуются за счет целенаправленных и

Сз? S

К <

т О

СП £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

разносторонних действий колледжа, его структурных подразделений, преподавательского состава и общественности, в том числе:

• реализации инновационных, исследовательских и образовательных программ (в т.ч.полиязычного обучения через внедрение в учебно-воспитательный процесс междисциплинарной интеграции; внедрения образовательных программ, основанных на модульно-компе-тентностном подходе и т.д.);

• коллективного и индивидуального общения представителей колледжа, в т.ч. при реализации различных проектов, проведении конкурсов профессионального мастерства, конференций, форумов;

• максимально разносторонней и интенсивной публикации (в том числе на электронных, сетевых ресурсах) научно-методических трудов, результатов исследований, учебно-методических и других материалов;

• контактов со структурами власти, с общественными организациями;

• контактов с предприятиями и

^ ^ 1

специалистами производственной сфе-< ры, структурами и представителями бизнес-сообщества, как в масштабах Коста-23 найской области, так и за ее пределами, в т.ч. и на международном уровне;

3

^ • реализации спортивных, молодеж-

но

^ ных проектов;

• информирование научной и образовательной общественности, а также ши-

§ роких слоев населения о повседневной

м деятельности колледжа, передовом опыте

3 в различных сферах деятельности и осу-

О ществляемых им общественно значимых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программах, в том числе в сфере между-

н народного сотрудничества, в печатных,

5! электронных и Интернет- изданиях.

щ Реализация Программы предполагает

§ организацию следующих основных меи

О роприятии:

• РЫ-сопровождение всех значимых

§ мероприятий колледжа (приглашение

3

представителей телекомпаний, рассылка пресс-релизов, публикация материалов на наиболее рейтинговых сайтах);

• организация пресс-конференций, круглых столов, различных форумов, повышающих имидж колледжа и способных привлечь представителей СМИ;

• создание высокотехнологичных компьютерных средств, коммуникаций для оперативного производства и тиражирования информации о колледже;

• организация экспозиционно-выста-вочной деятельности;

• поддержка инновационной деятельности;

• повышение эффективности связей с общественностью и трудоустройства студентов и выпускников;

• защита от недостоверной информации о колледже;

• разработка бренда, логотипа, кодекса корпоративной этики.

Мероприятия по реализации имиджевой политики КГКП «Костанайский строительный колледж» включают в себя внедрение программ, основанных на мо-дульно-компетентностном подходе, разработанных НАО «Холдинг Кэсшкор»; положительную стабильную динамику заключения договоров с работодателями (заключение договоров с организациями, являющимися крупными предприятиями в строительной сфере в г.Астана, Алматы, Шымкент); увеличение доли обучающихся, обеспеченных местами прохождения практики на базе предприятия; информатизацию образования; открытие учебного центра на базе колледжа, укрепление материально-технической базы; введение в учебный процесс инновационной технологии инженерного компьютерного проектирования САПР (системы автоматизированного проектирования) с изучением профессиональных программ КОМПАС 3 Б, Лира, Мономах, Автокад для всех технических специальностей; внедрение на факультативных занятиях

Ш

нового программного продукта компании «АСКОН» КЕКОААЯСШТЕСТиКЕ; создание сетевого взаимодействия со структурами других колледжей, электронной библиотеки колледжа с возможностью дистанционного доступа; продвижение бренда колледжа; увеличение доли высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории от общего количества педагогов; участие студентов колледжа в региональных и национальных конкурсах профессионального мастерства \УогШ8кШ8; популяризация сайта 81тсо1. кг; мониторинг общественного мнения и характера целевой аудитории об уровне привлекательности колледжа и многое другое.

Планируемым результатом внедрения проекта является улучшение и обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых колледжем, основываясь на ожиданиях заказчиков; укрепление корпоративной культуры; обеспечение доступности информации о событиях, происходящих в колледже, для разных целевых аудиторий: для работодателя - это гарантированное качество подготовленных высококвалифицированных кадров, что является необходимым условием для экономического роста предприятий и экономики области в целом; для обучающихся - гарантированное освоение необходимых компетенций, востребованных на рынке труда, более широкого спектра квалификаций, значительное повышение конкурентоспособности выпускника; для колледжа - повышение престижа, изменение имиджа и, следовательно, развитие инвестиционной привлекательности учебного заведения [5, с. 190].

Реализация проекта позволяет обеспе-читваь эффективное функционирование колледжа в рыночной среде, выполнить государственный заказ по набору абитуриентов, внедрять инновационные технологии в учебный процесс и, в том числе,

успешно управлять развитием имиджа колледжа в образовательной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаймуханова С. Д., Кенжебаева З.С. Модернизация образования Республики Казахстан: состояние и перспективы развития // Успехи современного естествознания. -2014. -№ 5-1. - С. 174-178;

URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/ article/view?id=33872 (дата обращения: 26.02.2018).

2. Батракова Л.Г. Формирование эффективного имиджа образовательного уч-реждения//Ярославский педагогический вестник-2013.-№4,- T.I (Гуманитарные науки).- С.99-106.

3. Какоткина Е.А. Формирование и использование имиджа регионального вуза на основе концепции имиджевой политики вуза//Вестник экономики, права и социологии-2016.-№3. С152-156.

4. Моисеева Н.К. Совокупность представлений выявлена на основе концепции построения системы формирования имиджа// Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждени-я.-1999.-№5.-С.78

5. СидороваВ.Л. Управление формированием и распространением имиджа вуза: дис....канд.социол.наук.-Белгород, 2011.-190 с.

6. Тултабаева С.Ч. Управление изменениями// электронная презентация http://www.almau.edu.kz/. Астана, 2017.

7. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. Серия: теория менеджмента/ И.К. Адизес, Питер, 2013,-384с.

8. КоттерДж.Управление изменениями Sense of Urgency // Leadership Excellence. 2008. Vol. 25. p. 10.

9. Руководство по разработке и защите проектов //Алматы Менеджмент Университет. Высшая Школа Бизнеса. Алматы, 2017.-25с.

S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.