Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / межмуниципальное взаимодействие / территориальное развитие / экономическая основа / инновации / проектная группа. / strategic management / intermunicipal cooperation / territorial development / economic foundation / innovations / project group.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рева В. А.

Статья рассматривает значимость стратегического управления межмуниципальным взаимодействием в современном контексте территориального развития. Автор анализирует сущность и задачи данного процесса, выявляя его влияние на эффективность предоставления услуг, оптимизацию ресурсов и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Особое внимание уделяется созданию благоприятной среды для инвестиций и внедрению инновационных подходов в управлении. Автор предлагает создание проектной группы для управления межмуниципальным взаимодействием в качестве эффективного инструмента анализа и реализации межмуниципальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF INTERMUNICIPAL COOPERATION

The article explores the significance of strategic management in intermunicipal cooperation in the context of contemporary territorial development. The authors analyze the essence and tasks of this process, highlighting its impact on the efficiency of service provision, resource optimization, and ensuring sustainable socio-economic development. Special attention is given to creating a favorable environment for investments and incorporating innovative approaches to governance. The authors propose the establishment of a project group for managing intermunicipal cooperation as an effective tool for analyzing and implementing intermunicipal projects.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ»

УДК 369.032

Рева В.А.

студент Молокова Е.Л., к.э.н.

доцент

кафедра «Государственное и муниципальное управление» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный

экономический университет»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

Аннотация. Статья рассматривает значимость стратегического управления межмуниципальным взаимодействием в современном контексте территориального развития. Автор анализирует сущность и задачи данного процесса, выявляя его влияние на эффективность предоставления услуг, оптимизацию ресурсов и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Особое внимание уделяется созданию благоприятной среды для инвестиций и внедрению инновационных подходов в управлении. Автор предлагает создание проектной группы для управления межмуниципальным взаимодействием в качестве эффективного инструмента анализа и реализации межмуниципальных проектов.

Ключевые слова: стратегическое управление, межмуниципальное взаимодействие, территориальное развитие, экономическая основа, инновации, проектная группа.

Reva V.A. student Molokova E.L., Ph.D. associate professor Department of State and Municipal Administration Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural

State Economic University"

STRATEGIC MANAGEMENT OF INTERMUNICIPAL

COOPERATION

Abstract. The article explores the significance of strategic management in intermunicipal cooperation in the context of contemporary territorial development. The authors analyze the essence and tasks of this process, highlighting its impact on the efficiency of service provision, resource optimization, and ensuring sustainable socio-economic development. Special

attention is given to creating a favorable environment for investments and incorporating innovative approaches to governance. The authors propose the establishment of a project group for managing intermunicipal cooperation as an effective tool for analyzing and implementing intermunicipal projects.

Keywords: strategic management, intermunicipal cooperation, territorial development, economic foundation, innovations, project group.

Стратегическое управление межмуниципальным взаимодействием представляет собой важный инструмент в развитии территориальных сообществ, направленный на повышение эффективности их взаимодействия. Рассмотрим сущность и задачи данного процесса.

В основе стратегического управления лежит стремление к долгосрочному и целенаправленному развитию взаимодействия между муниципалитетами. Это не просто набор изолированных действий, а целостная система, направленная на достижение общих целей и решение совместных задач. Эффективное стратегическое управление предполагает не только реакцию на текущие вызовы, но и планомерное формирование будущего развития территорий [3, с. 26].

Одной из основных задач стратегического управления является определение общих целей и приоритетов для межмуниципального сотрудничества. Это позволяет выстраивать согласованные стратегии развития, способствуя сближению интересов и потребностей различных муниципалитетов. Кроме того, стратегическое управление направлено на оптимизацию использования ресурсов, включая финансовые, технические и человеческие, для достижения максимальной эффективности в решении общих задач.

Другой важной задачей является создание прозрачной системы управления, способствующей доверию между участниками взаимодействия. Стратегическое управление предполагает разработку механизмов координации и обмена информацией, что способствует устойчивости и улучшению качества межмуниципальных отношений.

Важным аспектом является также формирование инновационного подхода в стратегическом управлении, включая в себя использование современных технологий и методов. Это позволяет участвующим муниципалитетам адаптироваться к изменяющимся условиям, активно внедрять передовой опыт и совместно искать инновационные решения для повышения конкурентоспособности и устойчивости своих территорий [4, с. 11].

Стратегическое управление межмуниципальным взаимодействием представляет собой слаженную систему, нацеленную на обеспечение согласованного и эффективного развития территорий. Его сущность и задачи заложены в стремлении к долгосрочному партнерству, обеспечивающему устойчивость и благополучие общества в целом.

Необходимым условием развития местного самоуправления служит наличие экономической основы. В муниципальных образованиях ключевыми составляющими развития экономики выступают местные бюджеты и так называемые градообразующие предприятия (промышленные, сельскохозяйственные и муниципальные предприятия). Большинство экспертов оценивают состояние местных бюджетов по всей России как кризисное.

Одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение реальной бюджетной самостоятельности муниципалитетов, то есть соответствия доходов всем расходным обязательствам, это было основной целью реформы местной власти [1, ^ 25]. Однако, по признанию экспертов, этих целей стране достичь не удалось.

Проблема приобрела всеобъемлющий характер. Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил перед Правительством РФ задачу подготовить предложения по изменению существующей пропорции доходов между бюджетами разных уровней [7, ^ 25].

Для анализа организации взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, необходимо оценить результаты работы местного самоуправления. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Необходимость стратегического управления межмуниципальным взаимодействием обусловлена тем, что: объединение усилий муниципалитетов позволяет эффективно использовать ресурсы, оптимизировать бюджетные расходы и повышать эффективность предоставляемых услуг. Многие проблемы, такие как экология, транспорт, социальная поддержка, могут требовать совместных усилий нескольких муниципалитетов для их решения.

Цели стратегического управления межмуниципальным взаимодействием: сокращение расходов, увеличение доходов через совместные проекты и программы. обеспечение более эффективного предоставления услуг и решение общих социальных проблем. создание благоприятной среды для инвестиций, развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности региона.

Перспективы стратегического управления обусловлены следующими факторами:

Устойчивое развитие: Способствование устойчивому социально -экономическому развитию региона.

Создание партнерств: Укрепление партнерских отношений между муниципалитетами, бизнес-сектором и общественными организациями. Инновационные решения:

Внедрение новых методов управления и технологий для улучшения качества государственных услуг.

Организация взаимодействия муниципального образования "город Екатеринбург" в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 26 Устава города Екатеринбурга реализуется. Ассоциация "Совет муниципальных образований Свердловской области", созданная в контексте выполнения федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", активно функционирует уже 18 лет.

Финансовое обеспечение реализации полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления Екатеринбурга традиционно -наиболее проблемный вопрос в муниципальном управлении. Не меньшее значение имеют проблемы определения указанных полномочий, их разграничение от полномочий государственных органов власти, внедрение в законодательство четких ответов на вопросы: кто, что и как в органах МСУ должен и может делать? кто и как за эту деятельность должен отвечать?

Одним из препятствий, мешающих полному раскрытию потенциала международного межмуниципального сотрудничества, является недостаточная разработка российского законодательства, охватывающего лишь вопросы взаимодействия приграничных муниципалитетов. Отдельные положения, касающиеся внешних связей муниципальных образований, представлены в различных законодательных актах. В дополнение к пункту 8 параграфа 1 статьи 17 Федерального закона № 131 -ФЗ, статья 11 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" также указывает, что муниципальные образования могут заниматься внешнеторговой деятельностью лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обозначив теоретические основы стратегического управления межмуниципальным взаимодействием и проанализировав действующую в настоящее время в МО г. Екатеринбург систему стратегического управления межмуниципальным взаимодействием в качестве рекомендаций по совершенствованию управления межмуниципальным взаимодействием предлагается создание проектной группы управления межмуниципальным взаимодействием, деятельность которой направлена на анализ эффективности и реализацию межмуниципальных проектов.

В заключение можно подчеркнуть, что стратегическое управление межмуниципальным взаимодействием представляет собой неотъемлемый

компонент современной системы управления территориальными сообществами. Наш анализ подчеркнул важность сближения интересов и ресурсов муниципалитетов для достижения общих целей и эффективного решения совместных задач. Прозрачность, инновации и стратегические партнерства становятся ключевыми элементами успешного межмуниципального взаимодействия.

В контексте местного самоуправления отмечается необходимость улучшения экономической основы муниципалитетов и реальной бюджетной самостоятельности. В этом контексте, создание проектной группы для управления межмуниципальным взаимодействием представляется перспективным шагом, способствующим более эффективной реализации межмуниципальных проектов.

Однако, несмотря на прогресс, препятствия, такие как недостаточная разработка законодательства в сфере межмуниципального сотрудничества, требуют внимания и дальнейших усилий в направлении их преодоления. Внедрение инновационных методов управления и активное взаимодействие на всех уровнях органов власти станут драйверами успешного развития территорий.

Таким образом, стратегическое управление в межмуниципальном контексте - это не только вызов, но и возможность для создания устойчивых и процветающих обществ, где совместные усилия направлены на общее благополучие.

Использованные источники:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 03.08.2021), (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.06.2022) //Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, С.3301.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) //Собрание законодательства Российской Федерации», 07.08.2000, N 32, С. 3340

3.Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

4.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2014 № 500-н «Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг».

5.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2021) «О некоммерческих организациях»

6.Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

7.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

8.Бабун Р. В. Управление агломерациями в условиях реформы местного самоуправления // Экономика и социология. 2016. № 1 (89). С. 249-267.

9.Богославец Д. М. Достоинства и недостатки Красноярской агломерации // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия «Экономика и управление». 2016. № 2 (17). С. 46-53.

10.Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 1. С. 61-77.

11.Костенко О. В., Оленин О. А. Жизненный цикл экономического кластера // Фундаментальные исследования. 2021. № 4. С. 92-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.