УДК 369.032
Рева В.А.
студент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный
экономический университет»
ЭФФЕКТИВНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Статья посвящена анализу опыта эффективного стратегического управления в области межмуниципального взаимодействия в Свердловской области. Рассмотрены вызовы и перспективы данного процесса, освещены ключевые стратегические проекты в различных сферах, таких как экономика, социальная сфера и инфраструктура. Исследование базируется на анализе нормативных актов и академических источников, а также предоставляет рекомендации для дальнейшего улучшения межмуниципального сотрудничества.
Ключевые слова: стратегическое управление; межмуниципальное взаимодействие; региональное развитие; экономические кластеры; социальная инклюзия; инфраструктурные проекты; Свердловская область.
Reva V.A. student
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Economic University"
EFFICIENT STRATEGIC MANAGEMENT OF INTER-MUNICIPAL INTERACTION IN THE SVERDLOVSK REGION: EXPERIENCE AND
PERSPECTIVES
Abstract. The article explores the experience of efficient strategic management in the field of inter-municipal interaction in the Sverdlovsk region. Challenges and prospects of this process are discussed, highlighting key strategic projects in various areas such as the economy, social sphere, and infrastructure. The research is based on the analysis of regulatory acts and academic sources, providing recommendations for further improvement of inter-municipal cooperation.
Keywords: Strategic management; Inter-municipal interaction; Regional development; Economic clusters; Social inclusion; Infrastructure projects; Sverdlovsk region.
В условиях современного общества, региональное развитие становится ключевым фактором обеспечения устойчивости и процветания. В этом контексте, межмуниципальное взаимодействие играет существенную роль в формировании эффективной стратегии развития. Сфера муниципального управления в Свердловской области становится объектом внимания, когда речь идет о повышении эффективности и достижении стратегических целей.
В своей истории Свердловская область формировала традиции межмуниципального взаимодействия, соответствующие изменяющимся условиям и потребностям регионального развития. Отражением этого стали различные нормативно-правовые акты, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, который стал основой для регулирования отношений между муниципалитетами.
Значительным этапом стал период, начиная с принятия Налогового кодекса Российской Федерации, который внёс важные изменения в систему финансирования местных бюджетов. Эти изменения подчеркнули важность координации и сотрудничества между муниципалитетами для обеспечения устойчивого финансового положения и реализации совместных проектов.
В контексте успешных практик сотрудничества стоит выделить федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Этот закон стал отправной точкой для разработки и реализации программ и проектов, направленных на интеграцию инвалидов в общество, вовлечение их в активную жизнь, что стало возможным благодаря усилиям муниципалитетов. Другим важным элементом стал приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2014 № 500-н, предоставляющий рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах. Это стало отправной точкой для создания инновационных программ поддержки на местном уровне в Свердловской области.
Стратегическое планирование в контексте межмуниципального сотрудничества играет ключевую роль в определении общих целей и направлений развития. Это неотъемлемая часть успешного управления, позволяющая муниципалитетам выстраивать согласованные стратегии, выявлять общие интересы и обеспечивать сбалансированный подход к решению сложных задач. Региональные стратегии, определенные в результате стратегического планирования, выступают основой для проектов и программ, направленных на развитие экономики, социальной сферы и инфраструктуры.
Один из ключевых стратегических проектов в области экономики в Свердловской области — развитие промышленных кластеров. Этот проект включает в себя создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, стимулирования инноваций и совместного использования
ресурсов муниципалитетов с целью создания устойчивого экономического роста.
В области социальной сферы выделяется проект "Социальная инклюзия". Он ориентирован на создание условий для полноценного участия всех слоев населения в общественной жизни, обеспечение доступа к образованию, здравоохранению и культурным мероприятиям. Проект направлен на улучшение качества жизни граждан и содействие социальной стабильности в регионе.
Ключевым проектом в области инфраструктуры становится "Уральский Транспортный Коридор". Эта стратегическая инициатива нацелена на оптимизацию транспортной системы в регионе, улучшение доступности и связанности муниципалитетов, что способствует развитию торговли, туризма и общей интеграции региональной экономики.
Внедрение подобных стратегических проектов демонстрирует не только важность стратегического планирования, но и его непосредственное влияние на эффективное межмуниципальное взаимодействие.
В настоящее время межмуниципальное сотрудничество в Свердловской области сталкивается с рядом вызовов и препятствий, которые оказывают влияние на эффективность взаимодействия. Прежде всего, необходимо отметить финансовые ограничения, которые могут сдерживать реализацию проектов и программ. Изменчивость законодательной базы также представляет собой вызов, требующий постоянного адаптивного подхода со стороны муниципалитетов. Кроме того, нередко наблюдается недостаточная координация и коммуникация между администрациями, что затрудняет решение общих задач.
Несмотря на текущие вызовы, существует ряд перспектив, которые могут содействовать развитию межмуниципальных отношений в регионе. Важным аспектом является углубление интеграции в рамках региональных проектов, обеспечивающих совместное использование ресурсов и оптимизацию затрат. Внедрение технологий и цифровых решений в управлении муниципалитетами также может способствовать более эффективному взаимодействию. Развитие образовательных программ и обмен опытом между муниципалитетами создаст базу для улучшения навыков и знаний в сфере муниципального управления.
В завершение, межмуниципальное сотрудничество в Свердловской области является неотъемлемой частью стратегического управления региональным развитием. Анализ вызовов и перспектив подчеркивает необходимость постоянного совершенствования механизмов взаимодействия муниципалитетов. В условиях изменяющейся среды, с учетом опыта других регионов и применяя современные технологии, можно сформировать устойчивую основу для реализации общих стратегических целей и обеспечения благосостояния жителей региона.
Использованные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 03.08.2021), (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.06.2022) //Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, С.3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) //Собрание законодательства Российской Федерации», 07.08.2000, N 32, С. 3340
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2014 № 500-н «Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг».
5. Бураканова, Э. Р. Муниципальное право, как комплексная и самостоятельная отрасль права // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2021. — № 1 (53). — С. 169-172. — URL: https://www.eHbrary.ru/item.asp?id=44679499
6. Киркунова, А. О. К вопросу муниципального права как отрасли российского права / А. О. Киркунова, И. Р. Аминов // E-SCIO. — 2021. — № 1 (52). — С. 313-318. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44673569
7. Лопаткин, М. С. История и перспективы развития местного самоуправления в России // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 36. — С. 2807-2811. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46403776
8. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 1. С. 61-77.
9. Костенко О. В., Оленин О. А. Жизненный цикл экономического кластера // Фундаментальные исследования. 2021. № 4. С. 92-97.