Научная статья на тему 'Межмуниципальное сотрудничество: зарубежный и отечественный опыт'

Межмуниципальное сотрудничество: зарубежный и отечественный опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
межмуниципальное сотрудничество / межмуниципальная кооперация / ассоциации муниципальных образований / intermunicipal cooperation / inter-municipal cooperation / associations of municipalities

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулешко М. Я.

Зарубежный опыт свидетельствует о широком использовании механизма межмуниципального сотрудничества. Как правило, он развивается в трех направлениях: организация эффективного горизонтального взаимодействия органов местного самоуправления по решению актуальных социально-экономических проблем развития муниципальных образований; формирование и защита общих интересов муниципальных образований в национальных и международных организациях местных властей; организация эффективного взаимодействия международного межмуниципального сотрудничества. Многие организационные формы взаимодействия между муниципальными образованиями сходны с российскими: это как давно известные российскому праву ассоциации, союзы муниципальных образований, договоры о сотрудничестве, так и относительно новые для отечественного законодательства межмуниципальные некоммерческие организации и хозяйственные общества. При этом необходимо отметить, что за рубежом как правовые возможности, так и практика использования данных форм муниципалитетами значительно шире. Это касается как в управленческой, так и экономической сферы. Так, например, за рубежом, в отличие от России, весьма активную роль в обсуждении и принятии национального и субнационального законодательства играют ассоциации муниципальных образований. Также ими осуществляется создание коммерческих и некоммерческих организаций, обслуживающих несколько муниципальных образований. Опыт межмуниципального сотрудничества в условиях рыночной экономики в нашей стране не такой большой, однако, эта работа проводится. В статье описывается опыт межмуниципального сотрудничества в западных странах, России в целом, а также в Центральной группе районов Красноярского края, в частности. Рассматриваются позитивные и негативные стороны межмуниципальной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intermunicipal cooperation: foreign and domestic experience

Foreign experience testifies to the widespread use of the mechanism of inter-municipal cooperation. As a rule, it develops in three directions: organization of effective horizontal interaction of local self-government bodies to solve urgent socio-economic problems of the development of municipalities; formation and protection of the common interests of municipalities in national and international organizations of local authorities; organization of effective interaction of international inter-municipal cooperation. Many organizational forms of interaction between municipalities are similar to Russian ones: these are both associations, unions of municipalities, cooperation agreements that have long been known to Russian law, and intermunicipal non-profit organizations and business societies that are relatively new to domestic legislation. At the same time, it should be noted that abroad both the legal possibilities and the practice of using these forms by municipalities are much wider. This applies both in the managerial and economic spheres. For example, associations of municipalities abroad, unlike in Russia, play a very active role in the discussion and adoption of national and subnational legislation. They also create commercial and non-profit organizations serving several municipalities. The experience of inter-municipal cooperation in a market economy in our country is not so great, however, this work is being carried out. The article describes the experience of inter-municipal cooperation in Western countries, Russia in general, as well as in the Central Group of districts of the Krasnoyarsk Territory, in particular. The positive and negative aspects of inter-municipal cooperation are considered.

Текст научной работы на тему «Межмуниципальное сотрудничество: зарубежный и отечественный опыт»

Кулешко М.Я.

Аспирант ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», кафедра организации и управления наукоемкими производствами.

Межмуниципальное сотрудничество: зарубежный и отечественный опыт

Для Российской Федерации взаимодействие между органами местного самоуправления, ставящее во главу угла местное экономическое развитие, может стать важным фактором выживания и конкурентоспособности территорий в нестабильных экономических условиях. попытки формировать объединенную политику для соседних муниципальных образований предпринимаются давно, и зарубежные страны накопили здесь интересный опыт [1].

право органов местного самоуправления на сотрудничество при осуществлении их полномочий, в том числе на вступление в рамках закона в ассоциации с другими органами местного самоуправления для решения задач, представляющих общий интерес, зафиксировано в Европейской хартии местного самоуправления [2].

В зарубежной практике в основном действуют договорные, контрактные механизмы, которые позволяют формировать партнёрские отношения и синхронизировать местную политику в разных направлениях: обеспечение населения определёнными услугами, развитие инфраструктурных проектов, дорожное строительство, земельные отношения, социальные программы и многое другое. подобные механизмы позволяют получать больший эффект за счёт экономии на масштабе, которая может достигаться в том числе и в результате формирования совокупного спроса от нескольких поселений.

Это реализуется путем следующих способов межмуниципального взаимодействия [4]:

- добровольное сотрудничество;

- межмуниципальные соглашения;

- перераспределение полномочий на субнациональном (региональном) или общенациональном уровне.

Ассоциативные формы межмуниципального сотрудничества получили за рубежом наибольшее развитие, причём ассоциации и

№33 2022

Almanac CRIMEA

советы создаются в зарубежных странах не столько с целью защиты политических прав муниципалитетов и продвижения их интересов (хотя это и является актуальным), сколько для:

- развития управленческих технологий (создание различных органов, от координирующих до управляющих);

- защиты профессиональных интересов муниципальных служб (например, ассоциация пожарных бригад, Финляндия);

- объединения ресурсов муниципалитетов в форме различных коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов при ассоциациях для оказания услуг муниципалитетам [5].

Формы хозяйствующих субъектов за рубежом аналогичны российским, однако возможности участия в них муниципальных образований шире. Кроме того, в иностранных государствах для управленческой деятельности создаются различные ассоциации и объединения.

Межмуниципальное сотрудничество в зарубежных странах дает возможность для изучения накопленного опыта и понимания процессов, происходящих в сфере местного самоуправления и являющихся общими для всех экономически развитых стран. В качестве иллюстрации форм и методов межмуниципального сотрудничества приведем примеры сотрудничества органов местного самоуправления в нескольких странах Европы и США (таблица 1) [1; 5; 6; 14-16].

Исходя из приведенных в таблице данных можно сделать вывод о том, что в западных странах межмуниципальные объединения имеет четкий правовой статус, а их деятельность достаточно подробно регламентирована и контролируется как государством, так и местным сообществом.

Разнообразный и продолжительный опыт работы таких объединений сформировал базовые принципы, нарушение которых сделает межмуниципальное взаимодействие неперспективным:

- сохранение самостоятельности органом местного самоуправления;

- добровольность объединения (недопустимость к принуждению);

- политическая и экономическая целесообразность (выгода) объединения.

при этом практика развития такого взаимодействия очень позитивно оценивается со стороны самих муниципалитетов. Это связано с тем, что существенно улучшаются показатели работы местного самоуправления.

Региональная и отраслевая экономика 95

Таблица 1. Формы межмуниципального взаимодействия в странах Европы и США.

Формы ММС из зарубежной практики Характеристика Область деятельности Страна

Межмуниципальные советы Самостоятельные финансовые и административные органы Сотрудничество муниципалитетов по вопросам создания сети больниц и санаториев, элек-тро - и водоснабжения, профессионального образования, защиты детей, оказания помощи инвалидам Финляндия

Синдикаты Межмуниципальные ассоциации со статусом юридического лица, имеют собственные бюджеты (из обязательных взносов членов-ком-мун, субсидий из государственного бюджета, займов, а также частично из сборов платежей за пользование услугами), но правом устанавливать собственные налоги не обладают. Руководят работой синдиката комитет, формируемый из представителей входящих в его состав коммун, и председатель синдиката. Особо выделяются смешанные синдикаты, в которые могут входить не только муниципалитеты, но также и департаменты (территориальные единицы государственного управления), и общественные организации Могут решать любые местные вопросы Франция, Испания

Дистрикты Ассоциации, близкие к синдикатам, но предусматривающие более высокую степень интеграции муниципалитетов. Руководит дистриктом совет и председатель, решение которых обязательно для всех членов - участников. Основное отличие дистрикта от синдиката - элементы фискальной самостоятельности. Формами его финансового обеспечения, наряду со взносами участников, субсидиями из госбюджета, займами и сборами платежей с населения за пользование услугами, могут являться также собственные налоги дистрикта, вводимые решением его Совета. Кроме того, муниципалитеты - члены дистрикта могут взамен членских взносов перечислять дистрикту часть местных налогов по установленной советом дистрикта ставке. Могут решать любые вопросы, но преимущественно переданные государственные полномочия Франция

Сообщества (коммун, агломераций, городские сообщества) Степень фискальной самостоятельности сообществ повышается от сообществ коммун к городским сообществам. Последние предусматривают наиболее тесную межмуниципальную интеграцию и наибольшую степень участия государства в стимулировании сотрудничества. Создаются с целью активизации экономического развития муниципалитетов - членов сообщества путем разработки и реализации совместного проекта развития. Их задача - согласование интересов муниципалитетов в области экономического и территориального развития, для повышения эффективности реализации проектов, связанных, например, с жилищным строительством, развитием дорожно-транспортной сети, управлением службами общего значения и т. д. Франция

Региональное агентство развития Межмуниципальный управляющий орган в форме некоммерческой организации. Решения, принимаемые объединенными органами, обязательны для всех членов объединения Ориентировано на решение узкого, проектно-ори-ентированного круга задач, но в то же время наделено правом поиска инвестиционных проектов, налаживания контактов с бизнес-сообществом. Штутгарт (Германия)

Чикагское ме-трополитенское агентство по планированию Коллегиальный межмуниципальный орган, решения агентства носят рекомендательный характер, для реализации они должны пройти через законодательные органы штата, округа и муниципалитета Координация планирования территориального развития муниципалитетов Чикагского ме-трополитенского ареала США

Совместные администрации Объединенные органы управления. Управляет таким органом (организацией) совет директоров из представителей муниципалитетов. Персонал, как правило, нанимается в одном из муниципалитетов. Совет директоров отвечает за исполнение бюджета и общее управление организацией (а в отдельных случаях - и за формирование и утверждение бюджета организации). Финансируются из взносов муниципалите-тов-членов, но частично также и за счет специальных государственных дотаций, стимулирующих развитие межмуниципальной кооперации Контроль за пищевыми продуктами, реализация мер по созданию рабочих мест для молодежи, создание отстойников для сбора отходов нефтепродуктов и химических отходов, создание свалок, организация общественного транспорта, содержание душевнобольных, создание домов для престарелых граждан, кризисных центров и т п. Дания Германия

Передача полномочий по соглашению от муниципалитета муниципалитету Передача полномочий с финансированием при взаимодействии крупного муниципалитета городского типа с развитой инфраструктурой и небольшого муниципалитета, расположенного вблизи города Сферы муниципальной деятельности не ограничены (по крайней мере, данных об ограничении нет) Германия

Центры, институты, бюро, общества, НИИ Некоммерческие организации. Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств со-финансирования муниципалитетами - членами кооперации, а также за счет грантовых средств государства и отдельных коммерческих проектов. - Развитие компьютерных систем в муниципалитетах, - подготовка сотрудников местных органов власти, - осуществление специальных исследований в сфере управленческого менеджмента, - опытно-конструкторские работы с перспективой использования их результатов в общественном секторе, - осуществление функций межбиблиотечного коллектора для муниципальных библиотек и т. п. Дания

Кредитная ассоциация местных властей Некоммерческая организация для стимулирования муниципалитетов к реализации инвестиционных проектов. Средства аккумулируются из взносов муниципалитетов - участников и государственных субсидий. Ассоциация предоставляет кредиты муниципалитетам и межмуниципальным организациям для строительства установок центрального отопления, электростанций, установок для газовых компаний, заводов по сжиганию отходов, строительства социального жилья для пенсионеров, лечебниц, центров дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов и для других общественных нужд Дания

Кооперативное общество Объединение муниципалитетов или их органов в форме НКО. Цель данного объединения не в получении прибыли, а в объединении усилий по реализации совместных задач. Поэтому право голоса в них не зависит от внесенного капитала, один участник - один голос. Ответственность членов определяется только уставом кооператива. Сферы не ограничены Дания

Акционерные общества Открытые АО. Муниципалитеты не несут ответственности по долгам АО, но представители муниципалитетов- участников входят в управляющие органы АО. В области противопожарной безопасности отряды пожарной команды (пожарные бригады), спасательные бригады, предприятия по установке центрального отопления, строительству местной электростанции, межмуниципальных очистных сооружений. Дания

Товарищество Закрытая форма партнерства муниципалитетов. Капитал складывается из взносов участников и взятых товариществом кредитов. Муниципалитеты несут полную и прямую субсидиарную ответственность по долгам товарищества. В обозначенном примере руководство музеем осуществляет исполнительный комитет (по 1 представителю от каждого муниципалитета и по 1 представителю от общественности - исторических ассоциаций этих муниципалитетов). Финансовое обеспечение музея осуществляется как за счет предпринимательской деятельности, так и за счет субсидий от муниципалитетов - участников товарищества на осуществление конкретных проектов музея. Межмуниципальное учреждение культуры (Межмуниципальный музей) Дания

Компания с ограниченной ответственностью (КОО), Общество с ограниченной ответственностью КОО и - предприятия закрытого типа с совместной долевой собственностью, уставной капитал которой формируется из вносов муниципал итетов-участников. КОО - акции могут свободно продаваться, но КОО имеет фиксированный уставной капитал (не ниже установленной нормы), в этом есть некая гарантия для муниципалитетов - участников от коммерческих рисков. ООО - ограниченный состав участников. - Компания с ограниченной ответственностью по переработке отходовнефтяной промышленности и химических отходов - Страховая пенсионная компания с ограниченной ответственностью для местных органов самоуправления (пенсионное страхование сотрудников местных и региональных органов) - Компания по снабжению природным газом (КОО) (осуществляет координацию существующих в стране газовых компаний и ведет от их имени переговоры по закупке газа у поставщиков). - Страховая компания местных органов самоуправления - все виды страхования от убытков для муниципалитетов (страхование зданий, автомобилей, гражданской ответственности, домовладений, пособий и т. п. - Межмуниципальное вывозу и утилизации твердых бытовых отходов Дания Болгария

Частная компания Коммерческое предприятие, сходное по ответственности с компанией с ограниченной ответственностью, но вместо акций выпускаются именные сертификаты, которые также не могут свободно продаваться. Риски для муниципалитетов, как и в ООО - в объеме их капиталовложения. Область деятельности та же, что и у ООО Дания

Покупка услуг одним муниципалитетом у другого Цены на эти услуги устанавливаются в рамках переговоров и заключенного соглашения о межмуниципальном сотрудничестве. Приобретение услуг социальных учреждений, но могут приобретаться услуги и из других сфер, при условии, что для их предоставления не была создана межмуниципальная служба (приобретение услуг профессиональных психологов для нуждающихся в таких услугах детей; предоставление услуг кризисного центра для жертв домашнего насилия; приобретение услуг пожарных бригад). Дания

Так, например, в Баварии при межмуниципальном сотрудничестве:

- более 40% муниципалитетов отмечают улучшение экономической ситуации;

- почти треть муниципальных образований выполняет более широкий спектр задач, чем это было им под силу в одиночку.

А если рассматривать Германию в целом, то более 83% ее муниципальных образований считают, что в будущем значение межмуниципального взаимодействия возрастет [6].

Наряду с преимуществами указанного сотрудничества, как и в любом процессе всегда есть и определенные риски. К ним можно отнести:

- различная степень готовности муниципалитетов к той или иной работе;

- не возможность единоличного принятия решения муниципалитетом по вопросу его компетенции, исполнение которого передано другому муниципальному образованию или их ассоциации;

- неравноправие в союзе муниципалитетов (игнорирование интересов более мелких муниципальных образований);

- опасность снижения возможностей управления и контроля за выполнением полномочий, делегированных муниципалитетом другому юридическому лицу.

Учитывая, что вступающие в союз или ассоциацию муниципальные образования изначально имеют разный кадровый, экономический, территориальный и финансовый потенциал, как правило, крупные муниципалитеты занимают в нем доминирующее положение. В противовес этому в международной практике межмуниципального взаимодействия предусматривается такая система голосования, которая не позволяет принимать решения одним муниципальным образованием, даже если оно кратно больше остальных и по территории и по численности населения.

Рассмотрим межмуниципальное сотрудничество в нашей стране. Европейская хартия местного самоуправления в России была ратифицирована путем принятия Федерального закона от 11.04.1998 г. N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» [3].

правовую основу межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации составляют Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) [7], Федеральный закон от 12.01.1996 года № 7 «О некоммерческих организациях» [8], а также специальные федеральные законы, например, Федеральный

№33 2022

Almanac CRIMEA

закон от 26.07.2017 г. N0 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» [11].

Однако наиболее значимые изменения в законодательстве по данному вопросу произошли в 2020 году. Законом Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»[9], впервые на конституционном уровне закреплено положение о вхождении органов муниципальной власти в единую систему публичной власти. Теперь законодательно определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [10].

Действующим законодательством России предусмотрены следующие формы межмуниципального сотрудничества Рис 1:

1) договорная форма предусматривает заключение двух- и многосторонних межмуниципальных договоров (соглашений) о сотрудничестве;

2) межмуниципальные хозяйственные общества создаются муниципалитетами для совместного решения различных вопросов местного значения;

3) муниципальные образования могут участвовать в иных объединениях (ассоциациях, союзах), а также создавать межмуниципальные некоммерческие организации - автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды.

Межмуниципальное сотрудничество осуществляется как в пределах Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, так и в международном контексте путем участия в международных органах и ассоциациях, заключение договоров и соглашений о внешнеэкономическом и приграничном сотрудничестве с зарубежными муниципалитетами и иными территориальными об-

Рисунок 1. Формы межмуниципального сотрудничества.

Региональная и отраслевая экономика 103

разованиями, дружественные (побратимские) связи, приграничное сотрудничество и т.п.

Цели межмуниципального сотрудничества, как правило, связаны с объединением ресурсов для решения вопросов местного значения и обменом информацией практического характера. При этом межмуниципальное сотрудничество может охватывать экономическую, культурную, жилищно-коммунальную, дорожно-транспортную и иные сферы.

подобное взаимодействие позволяет использовать следующие преимущества рис. 2:

Экономия от масштаба проявляется вместе с ростом числа потребителей услуги. при этом стоимость оказания услуги снижается за счет уменьшения постоянных затрат, а количество юридических лиц, оказывающих данную услугу может быть оптимизировано.

Возможность улучшить качество оказываемых услуг при объединении финансовых возможностей муниципалитетов достигается при сохранении затрат на прежнем уровне при снижении себестоимости оказания услуги. появляется резерв для приобретения, например, более технологичного оборудования, получения более качественного образования и т. д.

Кооперация в предоставлении отдельных услуг позволяет решить проблему несовпадения территорий их предоставления. Это позволяет исключить ситуации, когда услуга, предоставляемая одним муниципальным образованием, используется жителями другого муниципалитета, но ее стоимость с их стороны не возмещается. примером такой ситуации может служить обслуживание пригородных маршрутов автобусной сетью города.

Еще одним преимуществом такого сотрудничества является обеспечение функционирования межмуниципальной инфраструктуры, которая исторически была унаследована тем или иным муниципалитетом. Инструменты межмуниципальной кооперации позволяют решить вопрос совместного управления такой инфраструктурой.

Объединение муниципальных образований увеличивает шансы на привлечение инвестиций путем:

- создания более крупных объектов, что как правило заинтересовывает инвесторов;

- организации совместного потребления услуг;

- более эффективного маркетинга территории.

Также межмуниципальному объединению могут быть предложены для реализации социально и экономически значимые проекты для регионального уровня, финансируемыми из регионального

Рисунок 2. Преимущества межмуниципального сотрудничества.

Рисунок 3. Проблемы межмуниципального сотрудничества.

или федерального бюджета.

Наряду с преимуществами в сегодняшних реалиях нашей страны муниципальное сотрудничество кроме неоспоримых преимуществ испытывает и ряд рисков, которые при образовании объединения необходимо соотносить с предполагаемыми выгодами рис. 3:

Финансовое обеспечение межмуниципальной кооперации позволяет разделить административные расходы между участниками объединения, например затраты на оплату труда сотрудников или на оборудование в созданном совместном органе.

Снижаются удельные затраты, улучшается качество предоставляемых услуг за счет привлечения к работе более квалифицированных кадров. Также появляется возможность привлекать средства целевых специализированных грантов, предназначенных для развития межмуниципального сотрудничества.

Основная часть доходов указанных коопераций формируется из средств местных бюджетов. при этом всегда ключевым является вопрос - в каких пропорциях производятся эти отчисления. В большинстве случаев данные отчисления формируются исходя из подушевых показателей, однако возможны и другие варианты.

Скоординированная и отстроенная работа межмуниципальной кооперации безусловно повысит экономические показатели территории.

Услуги, предоставляемые при межмуниципальном сотрудничестве, могут широко варьироваться. Это могут быть:

- услуги ЖКХ (водоснабжение, водоотведение, вывоз отходов и т. д.);

- социальные услуги (образование, социальная защита населения и т. д.);

- обмен административными ресурсами (специалистами, юридическими услугами и т. д.); и др.

Однако, в разных территориях нашей страны межмуниципальное сотрудничество имеет разный охват территории.

Для примера рассмотрим Центральную группу районов Красноярского края. Она представляет собой моноцентрическую агломерацию, состоящую из городов Сосновоборск, Дивногорск, Железно-горск, Емельяновского, Сухобузимского, Берёзовского, Балахтинского, Большемуртинского районов с центром - город Красноярск.

Каждое из муниципальных образований, имеет свою исторически сложившуюся производственно-хозяйственную инфраструктуру, а также свою специализацию (рис. 4) [12].

Анализ производственной базы рассматриваемых муниципалитетов показывает, что на территории Центральной группы районов

№33 2022

Almanac CRIMEA

края сфера межмуниципального взаимодействия остается практически не охваченной. Об этом свидетельствуют и ответы на запросы в городские и районные администрации, сделанные в рамках проводимого исследования. Муниципальным администрациям предлагалось заполнить разработанный опросный лист, включающий в себя информацию о:

- специализации муниципалитета;

- реализуемых значимых проектах на территории района;

- ограничениях, с которыми приходится сталкиваться;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-реализуемых или планируемых к реализации межмуниципальных проектах;

- имеющихся ограничениях (проблемах) социально-экономического развития.

Следует отметить, что на практике не все администрации муниципальных образований заинтересовались в анализе собственной работы и поиске путей развития. Развернутые ответы на запросы прислали только половина муниципалитетов. Остальные районные администрации сделали отсылку на принятые ими прогнозы социально-экономического развития, размещенные на официальных сайтах муниципальных образований.

По результатам ответов на запросы ни один из муниципалитетов не обозначил участие в межмуниципальном сотрудничестве.

Учитывая обширную территорию Центральной группы районов края, неравномерность заселения территории, а также изношенность инфраструктуры, считаем, что для развития межмуниципальной кооперации здесь имеются серьезные предпосылки (обслуживание коммунального хозяйства, дорожной инфраструктуры и т. д.).

Что касается межмуниципального взаимодействия в части коммерческих организаций, которые могут кооперироваться для решения взаимовыгодных задач, то учитывая, что Красноярская агломерация моноцентрична, организации, расположенные в муниципалитетах Центральной группы районов и входящие в данную агломерацию, учитывая близость к краевому центру, так или иначе ориентированы на город Красноярск.

Учитывая, что в городе Красноярске миллионное население с несоизмеримо большими доходами, чем в близлежащих населенных пунктах, развитая транспортная инфраструктура, логично, что производственные и сельскохозяйственные организации соседних районов находят рынки сбыта своей продукции именно в краевом центре. Здесь расположены фирменные магазины и точки продажи практически всех крупных и средних сельхозтоваропроизводите-

Региональная и отраслевая экономика 107

Альманах КРЫМ

№33 2022

Рисунок 4. Специализация основных предприятий Центральной группы районов Красноярского края.

лей (овощи, злаковые, мясо крупного рогатого скота, свиней и птицы), рыбного хозяйства, перерабатывающих производств, пиломатериалов и др. [10].

при этом практически во всех районах Центральной группы имеются крупные и средние предприятия, которые могут взаимодействовать производствами, расположенными в соседних районах.

Например, взаимовыгодное взаимодействие:

- растениеводческих хозяйств с птицефабриками на предмет кормовой базы;

- сельскохозяйственных предприятий с продавцами ГСМ;

- производителей пиломатериалов с лесозаготовительными организациями;

- производителей сельскохозяйственной продукции с перерабатывающими предприятиями и т. д.

Безусловно, в существующих реалиях провинциальных муниципальных образований: дефиците местных бюджетов, изношенности коммунальной инфраструктуры, объектов образования и здравоохранения, необеспеченностью квалифицированными кадрами в ключевых сферах жизнедеятельности, низком уровне зарплат, высоком

№33 2022

Almanac CRIMEA

удельном весе пенсионеров и т. д., руководителям на местах бывает не до новых способов организации хозяйственной деятельности муниципалитетов, в том числе межмуниципальной кооперации.

Возможно, переход к межмуниципальному сотрудничеству, учитывая все его положительные стороны, необходимо развивать с уровня субъекта или даже федерального уровня.

Библиографический список:

1. Леонов С.Н. Закономерности и особенности реализации селективной региональной политики зарубежных стран / С.Н. Леонов, О.В. Сидоренко // Пространственная экономика. 2011. № 1. С. 67-80. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-i-osobennosti-realizatsii-selektivnoy-regionalnoy-politiki-zarubezhnyh-stran/viewer

2. Европейская хартия местного самоуправления ETS №122 (Страсбург, 15.10.1985) // ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/2540485/ (Дата обращения: 15.08.2022).

3. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»// ГАРАНТ // URL: https://base.garant.ru/2559224/? ysclid=l6uj3ep5m6446145488 (Дата обращения: 15.08.2022).

4. Барабаш Е.С. Зарубежный опыт организации межмуниципального взаимодействия // Известия ИГЭА, 2012, №3, с.69-73. // URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_17776797_72724740.pdf

5. Попов Д.А. Межмуниципальное сотрудничество: опыт зарубежных стран и перспективы развития в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление, 2008. № 2. С. 21-25. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11640052

6. Исупова С.С. Межмуниципальное сотрудничество в Германии: виды и формы, преимущества и риски / С.С. Исупова, Э. Маркварт // Местное право. - 2009. № 9-10. С. 19-30. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15271930_68547189.pdf

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // ГАРАНТ // URL: https://base. garant.ru/186367/?ysclid=l60gav6jqa733692622 (Дата обращения: 19.08.2022).

8. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ // URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/?ysclid=l6zwh5nnb8420533293 (Дата обращения: 19.08.2022).

9. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // URL: https://base.garant.ru/ 73742836/?ysclid=l60gdaevvc551776113 (Дата обращения: 19.08.2022).

10. Белякова Г. Я., Кулешко М. Я. Межмуниципальное сотрудничество: перспективы и проблемы //Бюллетень транспортной информации. 2021. № 4/310 С. 15-26. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49269573&ysclid=l78orzjn90777524778

11. Об основах приграничного сотрудничества: федеральный закон от 26.07.2017 No 179-ФЗ // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42132 (Дата обращения: 19.08.2022).

12. Рейтинг крупнейших компаний Красноярского края в разрезе муниципальных образований // Информационная система СПАРК // URL: https://spark-interfax.ru/ statistics/region/04000000000?ysclid=l75tfcu9og817137559 (Дата обращения: 23.08.2022).

13. Алпатов Ю.М. К вопросу о формировании концепции межмуниципального сотрудничества муниципальных образований // Аграрное и земельное право. 2008. № 2 (38). С. 31-35. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12867099_79267098.pdf

14. Петроградская А.А. Перспективные формы межмуниципального сотрудничества // Право и экономика. 2010. № 11. С. 7-13. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp ?id=15561810&ysclid=l78p09xw8m257722389

15. Пиндт Х. Столетний опыт кооперации в Дании // Российская муниципальная практика. 2009. № 8. С. 17-21. // URL: http://www.russmp.ru/stat09-8-4.php

Региональная и отраслевая экономика 109

16. Рагозина Л.Г. Межмуниципальное сотрудничество в России: перспективы развития с учетом адаптации зарубежного опыта к возможностям российского законодательства // Местное право. 2009. № 9-10. С. 31-42. // URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_15271931_24585397.pdf

References

1. Leonov S.N. Patterns and features of the implementation of the selective regional policy of foreign countries / S.N. Leonov, O.V. Sidorenko // Spatial Economics. 2011. № 1. P. 67-80. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-i-osobennosti-realizatsii-selek-tivnoy-regionalnoy-politiki-zarubezhnyh-stran/viewer

2. European Charter of Local Self-Government ETS № 122 (Strasbourg, 10/15/1985) // GARANT // URL: https://base.garant.ru/2540485/ (08.15.2022).

3. Federal Law № 55-FZ of April 11, 1998 "On the Ratification of the European Charter of Local Self-Government"// GARANT // URL: https://base.garant.ru/2559224/?ysclid=l6u-j3ep5m6446145488 (15.08.2022).

4. Barabash E.S. Foreign experience in organizing inter-municipal cooperation // Izvestia IGEA, 2012, № 3, P. 69-73. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17776797_ 72724740.pdf

5. Popov D.A. Intermunicipal cooperation: experience of foreign countries and prospects for development in the Russian Federation // Sport: economics, law, management, 2008. № 2. P. 21-25. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11640052

6. Isupova S.S. Intermunicipal cooperation in Germany: types and forms, advantages and risks / S.S. Isupova, E. Markvart // Local law. - 2009. № 9-10. P. 19-30. // URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_15271930_68547189.pdf

7. On the general principles of organizing local self-government in the Russian Federation: Federal Law № 131-FZ of October 6, 2003 // GARANT // URL: https://base.garant. ru/186367/?ysclid=l60gav6jqa733692622 (19.08.2022).

8. On non-profit organizations: Federal Law № 7-FZ of January 12, 1996 // URL: www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/?ysclid=l6zwh5nnb8420533293 (August 19, 2022).

9. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 N 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority" // URL: https://base.garant. ru/73742836/?ysclid= l60gdaevvc551776113 (08.19.2022).

10. Belyakova G.Ya., Kuleshko M.Ya. Intermunicipal cooperation: prospects and problems // Bulletin of transport information. 2021. № 4/310 P. 15-26. // URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=49269573&ysclid=l78orzjn90777524778

11. On the basics of cross-border cooperation: Federal Law № 179-FZ of July 26, 2017 // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42132 (08.19.2022).

12. Rating of the largest companies of the Krasnoyarsk Territory in the context of municipalities // SPARK Information System // URL: https://spark-interfax.ru/statistics/re-gion/04000000000?ysclid=l75tfcu9og817137559 (23.08.2022).

13. Alpatov Yu.M. To the question of the formation of the concept of intermunicipal cooperation of municipalities // Agrarian and land law. 2008. № 2 (38). P. 31-35. // URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_12867099_79267098.pdf

14. Petrogradskaya A.A. Perspective forms of inter-municipal cooperation // Law and Economics. 2010. № 11. P. 7-13. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15561810&ys-clid=l78p09xw8m257722389

15. Pindt H. Centenary experience of cooperation in Denmark // Russian municipal practice. 2009. № 8. P. 17-21. // URL: http://www.russmp.ru/stat09-8-4.php

16. Ragozina L.G. Intermunicipal cooperation in Russia: prospects for development taking into account the adaptation of foreign experience to the possibilities of Russian legislation // Local law. 2009. № 9-10. P. 31-42. // URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_15271931_24585397.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.