Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / АНАЛИЗ / ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY / MANAGEMENT METHODS / ANALYSIS / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабутин Д.В.

В статье рассматриваются сущность и этапы стратегического управления. Рассмотрены методы стратегического планирования в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT AS A COLLABORATION OF ASSOCIATED MANAGEMENT PROCESSES

The article discusses the nature and stages of strategic management. Considered methods of strategic planning in the organization.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

УДК 658.5.011

Лабутин Д.В. студент магистратуры направление «Менеджмент» «Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ» Россия, Санкт-Петербург Научный руководитель Дроздов С.М. профессор, кандидат экономических наук СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Аннотация: в статье рассматриваются сущность и этапы стратегического управления. Рассмотрены методы стратегического планирования в организации.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия, методы управления, анализ, планирование.

Labutin D. V. master's student «Management»

«Baltic state technical University VOENMEKH»

Russia, St. Petersburg Scientific Director Drozdov S. M.

Professor, candidate of economic Sciences STRATEGIC MANAGEMENT AS A COLLABORATION OF ASSOCIATED MANAGEMENT PROCESSES Annotation: the article discusses the nature and stages of strategic management. Considered methods of strategic planning in the organization.

Keywords: strategic management, strategy, management methods, analysis, planning.

В современном мире стратегическое управление играет важную роль, так как в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации на рынке, организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения. Эта стратегия должна быть направлена на контроль изменений, происходящих внутри организации, а также на увеличение потенциала, что, в конечном счете, должно быть преимуществом среди конкурентов на рынке. При выборе стратегии важно определить, какие экономические, политические, социальные, научно-технические, и другие факторы оказывают влияние на развитие организации в будущем, в перспективе. В связи с этим актуальность стратегического управления организацией в современных российских условиях значительно возросла.

Текущее состояние экономики России и других стран мира, экономическая конъюнктура российского рынка находятся в отрицательной зоне вследствие повышенного влияния таких событий и фундаментальных факторов, как: геополитический кризис, снижение объема экономики,

нисходящая тенденция на мировом нефтяном рынке, рост индекса потребительских цен, ухудшение платежного баланса, снижение золотовалютных резервов, ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

В рамках этой глобальной проблемы важно сформулировать четкое представление о стратегическом управлении как совокупности взаимосвязанных управленческих процессов.

Стратегическое управление предполагает поиск путей устойчивого и безопасного развития организации в долгосрочной перспективе в условиях меняющейся внешней среды.

К основным особенностям стратегического управления относятся:

- направленность на повышение потенциала прибыльности операционной деятельности в перспективе и на этой основе увеличение стоимости и обеспечение непрерывности ведения бизнеса;

- нацеленность на создание конкурентных преимуществ на основе индентификации и формировании ключевых факторов успеха;

- высокий динамизм к изменениям экономической среды и гибкость;

- множественность целей развития, позволяющих устранять возможные перекосы в бизнес-модели и поддерживать необходимую устойчивость.

Весь процесс стратегического управления можно разбить на 5 этапов: стратегический анализ, определение миссии и целей, разработка либо выбор уже существующей стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии [1].

В современных условиях в теории и практике стратегического управления существует большое количество инструментов и методов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, а также конкретные условия применения.

Для принятия управленческих решений в рыночных условиях применяют следующие методы стратегического управления: управление на основе ранжирования задач, управление по слабым и сильным сигналам, управление в условиях стратегических неожиданностей, управление посредством выбора стратегических позиций, управление стратегическим набором. Для большинства компаний рекомендуется использовать метод, основанный на управлении на основе ранжирования задач и управления по сильным и слабым сигналам, а также в процессе принятия решений включить управление посредством выбора стратегических позиций.

Использование методов и инструментов стратегического управления должно обеспечивать предприятию эффективное функционирование и максимизацию прибыли.

Роль методов в организации управленческой деятельности особенно важна, так как с их помощью мы можем ориентироваться в многочисленных стратегиях, выделять, классифицировать и группировать их, разрабатывать

типовые схемы поиска, выбора и реализации стратегий [2].

На примере современного технологичного предприятия машиностроительной отрасли проведен анализ стратегического планирования.

Предприятие имеет несколько направлений деятельности: производство трубопроводной арматуры, производство арматуры общепромышленного назначения, производство арматуры для атомных электростанций.

Развитие стратегического планирования на предприятии вызвано:

• Отсутствием структурированного планирования различных задач;

• Отсутствием возможности контролировать реализацию задач по

срокам;

• Отсутствием ответственности за несоблюдение согласованных

сроков;

• Отсутствием согласованного взаимодействия в совместных задачах.

Высшим руководством предприятия перед трудовым коллективом

были поставлены цели:

• Создание единой системы стратегического планирования

(методология Хосин Канри);

• Переход от формальных планов работ к проектному планированию;

• Достижение завершения проектов в согласованные сроки.

Стратегическое планирование отражено в главной цели организации в

области качества, а именно создание высококачественной, конкурентоспособной продукции, соответствующей современному техническому уровню, удовлетворяющей требованиям потребителей и обеспечивающей стабильное улучшение финансового положения организации при ее реализации. Таким образом, высшее руководство предприятия ставит стратегическую цель, достижение которой будет способствовать дальнейшему стратегическому развитию и успешной деятельности организации.

Одной из задач также является - развитие системы «Стратегического планирования» организации на основе Х-матриц управления, продолжая работы по организации проектного управления на предприятии с применением Microsoft Project. За счет повышения качества планирования и реализации проектов развития управленческих и производственных процессов, развития системы непрерывных улучшений для повышения качества продукции предприятия, постоянный контроль и мониторинг через «центр проектов» на основе MS Project, добиться достижения главной цели -увеличение объема реализации продукции на 10% по отношению к предыдущему году[3].

На предприятии сформирована рабочая группа стратегического планирования из директоров по направлениям во главе с генеральным

директором. Проведено теоретическое и практическое обучение рабочей группы методологии Хосин Канри (Hoshin Kanri).

Этапы стратегического планирования

2015 - Обучение Хосин Канри, Формирование Х-матрицы

2016 - Развитие компетенций ответственных в дирекциях в соответствии с методологией планирования, учета, мониторинга проектов. Обучение MS Project.

2017-2018 - Развитие методологии планирования проектов (адаптация стандартной методологии к специфике служб, внедрение дополнительных показателей (физический % завершения), индикаторов, ключевых вех), Управление ресурсами (планирование трудоемкости работ, загрузка ресурсов, перераспределение задач, выравнивание загрузки), Внедрение организационно распорядительного документооборота проектного управления (распоряжения о рабочей группе проекта, протоколы совещаний по проектам), Интеграция информационных систем (MS project и 1С документооборот) с целью повышения качества данных (оперативность, достоверность).

Понятие Хосин Канри - «Стратегическое планирование» Задачи стратегического планирования на основе методологии Хосин Канри:

1. Декомпозиция целей для определения взаимосвязи ключевых показателей и систематизации сфер полномочий и ответственности;

2. Формирование X-матриц для увязки полномочий и сфер ответственности со стратегическими целями организации и разработка мероприятий по их достижению;

3. Создание информационных центров для регулярного мониторинга степени достижения стратегических целей и основных производственных показателей, и принятия корректирующих мер.

Итак, чтобы улучшить экономическую ситуацию и в будущем продолжать наращивать объемы реализации, установлены стратегические задачи (СТРАТЕГИИ):

1. Изучить рынок новых видов арматуры

2. Разработать, освоить и выполнить постановку арматуры

3. Организовать работы по поставкам арматуры

4. Совершенствовать систему ценообразования на арматуру АЭС

5. Войти в состав поставщиков для проектируемых и реконструируемых АЭС

Далее определены необходимые ТАКТИКИ:

1. Участие в тематических мероприятиях по производимой продукции (выставки, конференции, семинары, публикации в СМИ)

2. Отработка методики выбора перспективных направлений при разработке новой продукции

3. Эффективное использование ресурсов

4. Разработка и актуализация системы ценообразования, позволяющая работать в конкурентной среде

5. Постоянная работа с проектными организациями атомной энергетики, с эксплуатирующими предприятиями

Далее заполнены ПРОЕКТЫ/ПРОЦЕССЫ, то, что необходимо сделать, чтобы реализовать намеченные тактики:

1. Поставка электромагнитных клапанов для АЭС

2. Поставка дисковых затворов для АЭС

3. Поставка сильфонной арматуры АЭС

4. Поставка взрывозащищенных электромагнитных клапанов.

Затем прописаны прогнозируемые финансовые результаты, то есть собственно, то, для чего это делается. Руководство четко понимает, в чем будет выражаться результат всей деятельности. Конечным результатом стратегии, прежде всего, должны быть деньги.

За время использования методологии Хосин Канри, с 2015 г. по 2018 г., структурировано планирование различных задач, выполняется контроль реализации задач по срокам, назначена ответственность за несоблюдение согласованных сроков и согласовано взаимодействие в совместных задачах.

Реализация мероприятий позволила повысить результативность стратегического управления на рассматриваемом современном технологичном предприятии.

Использованные источники:

1. Лытнева, Н.А., Ярош О.Н. Анализ стратегического управления развитием организаций в современных российских условиях // Международный научный журнал «Символ науки», - 2017. - №2. - С. 90-93.

2. Полищук, М.П. Особенности стратегического управления и моделирования стратегического анализа в коммерческих организациях / М.П. Полищук // Инновационное развитие. - 2017. - № 5. - С. 60-62.

3. Руководство по качеству. Системы Менеджмента Качества РК-2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.