ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
УМАВОВ Ю.Д.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
В статье рассматривается проблема повышения эффективности функционирования АПК региона, как стратегически значимой сферы стабилизации социально-экономического положения в обществе, практически определяющей уровень жизни населения в условиях рынка.
Ключевые слова: АПК региона, стратегическое управление, модернизация региональных АПК Республики Дагестан, модель, управление ресурсным потенциалом, потенциал, организационно-экономический механизм, аграрная сфера, агропромышленное производство.
цмлуоу уи.л.
STRATEGIC MANAGEMENT AND MODERNIZATION OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
The problem of increase of efficiency of functioning of agrarian and industrial complex of the region, as strategically significant sphere of stabilization of economic and social situation in the society, almost defining a population standard of living in the conditions of the market is considered in article.
Keywords: Region agrarian and industrial complex, strategic management, modernization of regional agrarian and industrial complexes of the Republic of Dagestan, model, management of resource potential, potential, organizational and economic mechanism, agrarian sphere, agro-industrial production.
Агропромышленный комплекс призван решать многие социально-экономические проблемы страны. За последнее время в области управления сельским хозяйством и АПК произошли радикальные изменения, которые требуют своего теоретического осмысления в плане формирования эффективного механизма управления стратегическим потенциалом отрасли. К сожалению, в стороне остались проблемы АПК тех регионов, которые, как Республика Дагестан, не занимают решающего места в общероссийском разделении труда, но имеют свое развитое сельское хозяйство. В то же время развитие их национальных моделей сельского хозяйства происходило еще в прошлые века и опиралось на тот ресурсный потенциал, который в настоящее время (в условиях растущей конкуренции) не позволяет отрасли развиваться полноценно и эффективно. Для создания высокоэффективного сельского хозяйства в таких системах требуется разработать на теоретическом уровне механизм активизации ресурсного потенциала.
Решение данной проблемы необходимо для решения политических, социальных, экологических и экономических задач общества. Оно необходимо для разработки и реализации экономической политики государства в области аграрной сферы национального хозяйства — с целью решения важных и неотложных задач, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, а в перспективе обеспечения полной потребности населения в продуктах питания в соответствии с научно-обоснованными медицинскими нормами потребления, нормализации нарушенного воспроизводства во всех сферах села, сдерживающего развитие всего национального хозяйства, повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Вся система целей и задач может быть представлена следующей схемой (рис.1).
Агропромышленный комплекс является стержнем функционирования и укрепления внутреннего рынка, занимает важное место в создании конкурентоспособной рыночной экономики. Агропромышленная политика при ее правильном или неправильном построении способна превратить страну либо в мощную экономическую державу, либо в слаборазвитую страну с небольшим бюджетом и низкими макроэкономическими показателями.
Рис. 1. Система целей и задач управления ресурсным потенциалом АПК
Для большинства регионов России агропромышленный комплекс является одной из важнейших составляющих экономического потенциала их социально-экономических систем. В некотором смысле типичным в этом плане регионом является Республика Дагестан, экономика которой традиционно имела аграрную направленность. Потенциал, сосредоточенный в АПК, используется недостаточно эффективно. Необходимо пересмотреть организационно-экономический механизм управления ресурсным потенциалом АПК.
Рис. 2. Структура организационно-экономического механизма управления ресурсным потенциалом АПК
На основе проведенного исследования предлагается структура организационно-экономического механизма управления ресурсным потенциалом АПК, которая концептуально может быть представлена в виде схемы (рис. 2).
Регион представляет собой целостный объект управления в единстве экономических его сторон. Значение региона как объекта управления существенно возрастает в условиях суверенизации регионов и перехода к рыночному хозяйству. В регионы перемещается вся тяжесть практического осуществления экономических реформ.
В условиях формирования рыночных отношений при необходимости решения продовольственной проблемы не только в целом по России, но и в ее регионах возникает необходимость принципиальных изменений хозяйственного механизма, перехода на экономические методы управления экономикой, в т. ч. и аграрной сферой. При этом важным шагом является создание равных экономических условий для всех видов и форм хозяйственной деятельности [2].
Управление агропромышленным производством представляет собой единую систему, в которой ее элементы, органы управления разных уровней тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. В то же время управленческие функции как на федеральном, так на региональном и местном уровнях должны иметь определенные разграничения, которые исключали бы «разрыв» этих функций и тем самым не нарушали системности управления. Нахождение оптимума между разграничением управленческих функций и теснотой их связей — непременное условие обеспечения как частичного, так и общего равновесия в экономическом развитии.
Важнейшей задачей АПК Республики Дагестан является формирование определенного продовольственного фонда и стимулирования производства такого количества и качества продукции, которая удовлетворяла бы потребности населения в продуктах питания в соответствии с его покупательной способностью. Механизм разрешения данной задачи во многом зависит от управленческих структур.
Управление производством можно рассматривать как особую сферу экономических отношений. И если рынок — механизм, сводящий товаропроизводителей и потребителей, то управление должно быть звеном, обеспечивающим в оптимальных пропорциях такое взаимодействие. Выполнение этих функций в переходный к рынку период становится делом повышенной сложности и ответственности. Поиск новых форм управления, формирования концепций дальнейшего развития аграрной сферы превращаются в вопрос особой актуальности. Агропромышленный комплекс относится к разряду сложных, многоцелевых производственно-экономических систем, который был и остается трудно управляемым объектом. Такое положение объясняется множеством состояний, которые может принимать система в процессе своего функционирования [6].
Эффективность функционирования АПК во многом определяется обоснованностью и отла-женностью устойчивых связей и отношений между отраслями и характером сложившихся контактов на межотраслевом уровне производства. Настройка данного «аппарата» строится на использовании различных экономических импульсов административных инструментов, законодательных актов, которые должны учитывать особенности каждого рынка, его историческую специфику, структуру экономики, форму государственного устройства и т. д. [1].
Для эффективного осуществления своей деятельности надо, прежде всего, реально оценить положение в экономике и только потом определить механизм управления. При этом все решения должны быть обусловлены экономической целесообразностью и эффективностью, необходимо последовательно совершенствовать не только механизм реализации организационных принципов управления, но и взаимосвязан их с экономическими «рычагами», которыми располагают республиканские и районные органы, найти формы оптимизации функционирования всего агропромышленного производства республики.
Агропромышленный комплекс на современном этапе представлен следующими организационно-правовыми формами хозяйствования.
1. Государственный сектор включает сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на базе федеральной или республиканской собственности. Сфера деятельности этих предприятий и организаций включает в себя производство сельскохозяйственной продукции для республиканских нужд, проведение государственной политики в области семеноводства и племенного животноводства, внедрение передовых технологий, проведения научных исследований и проектно-изыскательных работ, подбор кадров.
2. Коллективные сельскохозяйственные предприятия с коллективно-долевой формой собственности представлены предприятиями, земля и средства производства которых поделены на пай или доли, которые затем объединили свои доли или сохранили свой статус колхоза, но для каждого члена предприятия рассчитан его пай.
3. Кооперативный сектор представлен в основном потребительскими предприятиями и организациями с кооперативной формой собственности — выполнявшими различные функции, но не имеющими технологических связей с сельским хозяйством. Они созданы путем добровольного объединения своего имущества на основе членства в данном кооперативном образовании в целях совместного производства обеспечения своих хозяйственных потребностей.
4. Акционерный сектор представляет предприятия, созданные на основе объединения вкладов участников акционерного общества с целью осуществления производственной деятельности и получения прибыли. Тут в основном перерабатывающие, заготовительные, агросервис-ные, обслуживающие предприятия, которые приватизировались по второму варианту.
5. Фермерский сектор создается путем передачи крестьянам земли и имущества или выходом из коллективно-долевого предприятия со своим паем.
6. Мелкотоварный сектор представлен совокупностью небольших хозяйств, средства производства и продукция которых принадлежит гражданам на правах индивидуальной частной собственности.
Агропромышленный комплекс Республики Дагестан характеризуется многоукладностью, множеством предприятий разных форм собственности и направлений деятельности, между которыми, однако, отсутствуют взаимосвязь и взаимодействие; многие из них не нашли своей «ниши» в экономике республики.
Одной из главных задач для успешного развития регионального АПК в условиях развития рыночных отношений является создание эффективной системы организации управления всеми звеньями АПК и его отдельными предприятиями, т. к., несомненно, управление является резервом повышения эффективности деятельности АПК. АПК как сложный и многоцелевой объект нуждается в управлении со стороны государства, которое руководило и направляло его деятельность. Государственные органы управления должны иметь функции, позволяющие создать благоприятные экономические условия для сельскохозяйственного производства и всего АПК, обеспечивающие проведение прогрессивной аграрной политики.
В решении основной задачи АПК страны немаловажная роль принадлежит государственным и хозяйственным органам управления. В системе органов государственного управления выделяют органы общей компетенции (правительство РФ, администрации субъектов Федерации); функциональные органы (Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Центральный банк РФ, Министерство юстиции РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, другие министерства и ведомства). Органы общей компетенции осуществляют руководство всеми отраслями народного хозяйства в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством. Функциональные органы координируют деятельность отраслевых органов в соответствии с возложенными на них функциями управления. Государственное руководство агропромышленным производством в Республике Дагестан возложено на Министерство сельского хозяйства. Для реализации возложенных на них задач и функций органы государственного управления АПК используют определенные меры экономического регулирования, включая бюджетные ассигнования на развитие определенных отраслей и сфер предпринимательства, налоговую политику и др.
Основными задачами управления АПК Республика Дагестан являются:
- разработка и реализация в соответствии с федеральным и республиканским законодательством совместно с заинтересованными федеральными и республиканскими органами исполнительной власти в пределах их компетенции мер по государственному регулированию производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также продовольственного рынка, обеспечению безопасности пищевых продуктов и качества сельскохозяйственной продукции, развитию инвестиционной деятельности, производственной, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечению социальной защиты работников и охраны труда в сельском хозяйстве;
- содействие формированию в сельском хозяйстве рыночных отношений, развитию предпринимательства, кооперации, агропромышленной интеграции, организации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- проведение аграрных преобразований и участие в осуществлении земельной реформы в сельской местности;
- проведение государственной политики в области ветеринарной службы и обеспечение безопасности продукции животноводства и соблюдения карантина растений;
- проведение государственной политики и осуществление государственного управления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, химизации и мелиорации земель, карантина растений и семеноводства сельскохозяйственных культур, защиты сельскохозяйственных растений от вредных организмов племенного животноводства, а также в пределах компетенции — в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве;
- проведение единой государственной политики в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, препаратами ветеринарного назначения;
- проведение государственной политики в области развития инженерно-технической системы сельского хозяйства.
Государственные органы управления АПК в регионах называются по-разному — департаментами, комитетами, управлениями сельского хозяйства. В региональных управлениях обычно имеются отделы растениеводства, животноводства и племенного дела, механизации и электрификации, инвестиций финансового регулирования, ветеринарии и госветинспекции, подготовки кадров, госинспекции по закупкам и качеству продукции, гостехнадзор. Штатная чис-
ленность работников региональных управлений сельского хозяйства чаще всего колеблется от 70 до 100 человек, финансируются они за счет регионального бюджета. В административных районах функционируют районные управления сельского хозяйства, в которые обычно входит группа специалистов (агрономы, зоотехники, инженеры, экономисты, юристы и др.) численностью 8-15 человек. Возглавляет ее начальник управления, который одновременно является одним из заместителей главы администрации. Региональные органы управления АПК осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных администрациями областей (краев) и районов.
Важную роль в системе АПК страны играют различные хозяйственные и научные учреждения, которые призваны содействовать успешному развитию аграрного сектора.
Потеря управляемости народным хозяйством особенно негативно отразилась на агропромышленном комплексе как наиболее сложной системе, функционирование которой происходит под влиянием закономерностей экономического, социального и биологического характера. В значительной степени это связано с отсутствием структур управления, адекватных сложности управляемой системы, а также необходимых при этом стратегий, концепций и программ развития, что, в свою очередь, приводит к нерациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов.
Основным звеном в системе обеспечения стратегии развития агропромышленного комплекса должны стать органы управления на региональном уровне, деятельность которых по выполнению оперативных и стратегических задач следует разграничить.
Оперативные задачи по обеспечению бесперебойного и эффективного годового хозяйственного цикла должны решать функциональные подразделения, имеющие в своем распоряжении определенные финансовые ресурсы (оперативный бюджет) и строящие работу на основе оперативных планов. Цель оперативного управления — получение эффекта в краткосрочном периоде.
Выполнение стратегических задач — обеспечение экономического роста и развития — поручается специальным подразделениям, выделяемым по программно-целевому принципу. Они должны располагать необходимыми финансовыми ресурсами (стратегический бюджет) и строить свою деятельность в соответствии с программами (проектами) развития. Цель стратегического управления — создание потенциала для рентабельного, конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе. Для достижения целей и решения задач стратегического управления должны разрабатываться три основных направления: построение рациональных структур управления, стратегическое управление, стратегическое планирование и дифференцированное распределение финансовых ресурсов.
По первому направлению стратегического управления целесообразно формировать матричную структуру, сочетающую преимущества линейно-функционального и программно-целевого управления, которая позволит:
- оказывать существенное влияние на достижение намеченных конечных результатов региональными органами управления;
- повышать устойчивость функционирования всей системы и обеспечить ее развитие;
- решать территориально-производственные и социальные вопросы;
- способствовать вертикальной интеграции отраслей АПК;
- обеспечивать эффективность взаимодействия предприятий и организаций АПК.
При разработке программно-целевой составляющей структуры управления основное внимание должно уделяться не столько совершенствованию отдельных управленческих звеньев, сколько организационному взаимодействию элементов системы в целом.
Подразделения стратегического управления должны ориентироваться на ту или иную политику развития регионального АПК, заложенную в таких документах, как концепции и целевые программы (второе направление стратегического управления).
В условиях ограниченных финансовых ресурсов в основу преобразований может быть положена стратегия поляризованного развития, суть которой заключается в том, что имеющиеся инвестиции концентрируются и направляются на формирование «точек роста», а также обеспечение мультипликативного эффекта от вложенных средств и осуществленных мероприятий. Основой данного типа является эффект мультипликатора от концентрации финансовых ресурсов на предприятиях, в отраслях и сферах деятельности АПК, в которых в силу их специфики и наиболее благоприятных условий он будет максимальным.
Применимость стратегии данного типа к региональным АПК определяется тем, что в их составе имеются отрасли и сферы деятельности, вложения средств в развитие которых отражается на эффективности большинства производственных структур комплекса, обеспечивая значительный подъем общего уровня.
В ближайшей перспективе объем ресурсов в сельском хозяйстве будет крайне ограниченным. В этой связи инвестиции в основной капитал и финансирование формирования оборотных средств необходимо сконцентрировать в точках развития сельского хозяйства, в которых
процесс производства будет осуществляться на интенсивной основе. В качестве точек роста могут выступать: машинно-технологические станции; племенные животноводческие и семеноводческие хозяйства; репродуктивные и птицеводческие предприятия, опытно-производственные и учебные хозяйства, базовые хозяйства по первоначальному освоению и дальнейшему распространению нововведений и т. д. В большинстве остальных предприятий производство придется вести при минимуме ресурсов, т. е. относительно экстенсивно. В настоящее время процесс экстенсификации сельского хозяйства в большинстве регионов протекает стихийно, вызывая крайне нежелательные последствия. Стихийность процесса необходимо перевести в целенаправленное русло. В качестве цели может быть определено формирование стабильности в сельском хозяйстве. Под стабильным сельским хозяйством мы понимаем экономически и биологически устойчивую и экономическую безопасную развивающуюся агросистему. Такие свойства системы обеспечиваются:
- созданием в границах сельскохозяйственных предприятий диверсификационных производственных систем с относительно замкнутым циклом производства;
- использованием ресурсосберегающих технологий, в т. ч. основанных на применении дешевых источников энергии;
- отбором и сочетанием видов сельскохозяйственных культур и пород скота, максимально адаптированных к местным почвенно-климатическим условиям;
- максимально возможной заменой химических удобрений и средств защиты растений на органические и биологические;
- максимальным использованием природных кормовых угодий.
Уровень интенсивности сельскохозяйственного производства на предприятиях может существенно колебаться в зависимости от их платежеспособности. Однако в любом случае производство на каждом предприятии необходимо вести с применением соответствующих приемов, способов и технологий. В стратегическом отношении в качестве «точек роста» можно также рассматривать предприятия перерабатывающей промышленности, воздействие на которые с помощью инвестиций позволит управлять становлением и развитием всей технологической цепи, обеспечивая мультипликативный эффект в АПК в целом.
В дальнейшем они сами должны будут выступать источниками инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и сети по реализации продукции. При этом предполагается более тесное взаимодействие перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными, формирующими их сырьевую зону. Возможно перераспределение акций перерабатывающих предприятий в пользу сельскохозяйственных, создание потребительских кооперативов и агропромышленных интегрированных формирований.
Однако более приемлемой и распространенной формой решения проблемы могут быть стратегические альянсы. Формирование «точек роста» в АПК на базе перерабатывающих предприятий предполагает объединение их с сельскохозяйственными, торговыми и иными предприятиями в целостную систему с общими задачами и стратегией развития.
Стратегические альянсы позволят более полно использовать производственные мощности, расширять ассортимент выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места, повышать качество сырья и снижать его себестоимость.
Перерабатывающие предприятия, формируемые в качестве «точек роста», фактически будут выступать головными координаторами вертикальной интеграции.
Реконструкция системы управления региональными АПК на основе разграничения функций и освоения методов стратегического планирования требует соответствующего распределения бюджетных средств (третье направление стратегического управления). При этом целесообразно средства региональных аграрных бюджетов распределять по двум основным направлениям: непосредственно в производственную систему (предприятия АПК); на поддержку соответствующего состояния локальной внешней среды (сельской местности). В каждом из названных направлений формируются оперативный и стратегический бюджеты.
Стратегический бюджет поддержки предприятий АПК будет предназначаться для формирования «точек роста», кредитования приобретения основных средств и финансирования региональных программ, а оперативный — для кредитования пополнения оборотных средств, дотаций на продукцию и компенсации затрат, пополнение фонда страхования. Дотации целесообразно осуществлять в форме надбавок к ценам, дифференцированным в зависимости от особенностей природных и экономических условий ведения сельского хозяйства.
Средства стратегического бюджета, предназначаемые на поддержку развития сельской местности, направляются на создание новых рабочих мест, развитие кооперации хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, а оперативного бюджета — концентрируются главным образом на финансовом обеспечении процесса хозяйственного годового оборота в приусадебных хозяйствах населения. Таким образом, оперативная часть регионального бюджета будет распределяться относительно равномерно между предприятиями АПК и сельскими административными районами с некоторым приоритетом в выделении средств тем из них, ко-
торые расположены в неблагоприятных природно-климатических условиях. В то же время средства, предназначенные на цели развития, концентрируются в тех предприятиях и в тех сферах деятельности, где от них будет получен максимальный эффект.
АПК — важнейшая отрасль национального хозяйства, обеспечивающая первоочередные жизненные потребности населения в продуктах питания, осуществляющая занятость населения, поставляющая сырье для других отраслей национальной экономики и потребляющая продукцию других отраслей. Проблема повышения эффективности функционирования АПК, как стратегически значимой сферы стабилизации социально-экономического положения в обществе, практически определяющей уровень жизни населения в условиях рынка, является одной из центральных.
Литература
1. Батов, Г. Х. Управление региональным АПК //Экономика сельского хозяйства России. 2003. №12. С. 26.
2. Гудашев, В. Л. Стратегия развития регионального АПК (на примере Пензенской области) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. №2. С. 46.
3. Дохолян, С. В., Ибрагимова, З. А. Организационные аспекты процесса стратегического планирования на перерабатывающем предприятии АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. № 2. 2011. С. 168-179.
4. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З. Системный подход к формированию концепции развития агропро-довольственного комплекса региона // Проблемы развития АПК региона. 2012. № 3. С. 121-129.
5. Дохолян, С. В., Умавов, Ю. Д. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала аграрного сектора АПК с учетом этноэкономической составляющей региона // Финансовая экономика. № 6. 2012. С. 105-109
6. Мустафин, Д. М. Совершенствование организации управления сельскохозяйственным производством в районе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 12. С. 34.
7. Ушачев, И. Г. Развитие агропродовольственного сектора : основные направления и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. №1. С. 6-10.
8. Ушачев, И. Г. Формирование системы управления инновационной деятельностью в АПК // АПК : экономика и управление. 2005. № 3. С. 48.