Научная статья на тему 'Стратегическое управление и его составляющие'

Стратегическое управление и его составляющие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛИ / СТРАТЕГИИ / ВОЗМОЖНОСТИ / ЛИДЕР / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / PURPOSES / STRATEGY / OPPORTUNITIES / LEADER / CORPORATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова М. А.

Статья раскрывает мнения различных течений менеджмента о современном стратегическом мире. Она посвящена проблемам стратегического управления и современным научным достижениям в стратегиях. Различные части стратегического управления сегодня перерастают в глобальную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT AND ITS COMPONENTS

This article consists of different parts of management-learning. It is about problems in the field of management, activities in this field and modern scientific achievements. Different parts of managements became a global system.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление и его составляющие»

^^^Аграрный вестник Урала №5 (84), 2011 г

экономика

таблица 3

группировка сельхозпредприятий курской области в зависимости от нагрузки пашни на трактор в 2009 г.

Нагрузка пашни на 1 трактор, га Урожайность, ц Рентабельность производства (без субсидий), % Себестоимость 1 ц, руб.

Менее 141 34,6 16,8 292,91

От 141 до 200 30,6 4,8 279

От 201 до 270 32,6 5,9 315

271 и более 28,6 0,3 319,34

(табл. 3). Выявлено, что в группе с меньшей нагрузкой пашни на трактор зернопроизводители тоже имеют более высокую урожайность (34,6 ц) и рентабельность (16,8 %) при сопоставимой себестоимости производства (292,91 руб.).

Анализ данных, приведенных в табл. 2 и 3, показывает, что те сельхозорганиза-ции, которые обеспечены техникой в большей степени, при рациональном ее использовании имеют более высокие результаты производственно-хозяйственной деятельности. Однако при всем желании большинство сельхозорганизаций не в состоянии самостоятельно выйти на интенсивный путь развития зернового производства. И тому есть ряд веских причин. Так, снижение инвестиций в сельское хозяйство в целом и в зерновой подкомплекс в частности привело к необходимости привлечения в эту сферу АПК заемного капитала. В 2009 г. его доля в структуре источников финансирования сельхозорганизаций Курской области возросла до 82 %. Привлечение же новых кредитов на более интенсивное обновление МТП невозможно без государственного вмешательства. Причина этому проста: при невысокой рентабельности в 2009 г. зернового производства (7 %) и сельского хозяйства в целом (2,1 %) сельхозтоваропроизводители не могут нести тяжелое бремя взятых кредитов, ставки процентов по которым увеличились вследствие финансового кризиса. При этом не стоит забывать и о продолжающемся ценовом диспаритете на

технику и зерно, что также способствует сокращению на нее платежеспособного спроса.

Выводы. Рекомендации.

Как показывают вышеприведенные исследования, обеспечение зернового подкомплекса достаточным количеством техники является весомым резервом повышения его эффективности, способным значительно увеличить валовой сбор зерновых за счет введения в сельскохозяйственный оборот заброшенной пашни, улучшения ее обработки и проведения мероприятий в лучшие агротехнологические сроки. Вполне понятно, что это приведет к снижению себестоимости зерна, а в совокупности (в основном за счет увеличения объемов реализации) позволит серьезно улучшить показатели эффективности зернопроизводства.

В сложившейся неблагоприятной финансово-экономической ситуации в стране обеспечить сельхозтоваропроизводителей денежными средствами для финансирования воспроизводства МТП можно также за счет увеличения государственной

поддержкой АПК. Для этого потребуется предоставление большого объема государственных кредитов, обеспечение за счет субсидий снижения уровня процентов по целевым кредитам, которые не должны превышать 5 %, а также более широкое развертывание в АПК программы лизинга.

Вполне понятно, что величина выделяемых средств зависит от финансовых возможностей регионов. Поэтому, учитывая ограниченность свободных бюджетных средств, их, на наш взгляд, нужно будет направить в первую очередь в те хозяйства, где они могут быть израсходованы с максимальным эффектом. Курская область, зерновое хозяйство которой характеризуется высоким природно-экономическим потенциалом, является выгодным вложением государственных средств, за счет которых можно добиться значительного повышения эффективности сельского хозяйства не только в самой области, но и в соседствующих с ней регионах.

Литература

1. Дзуганов В. Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства на современном этапе // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 3. С. 15-18.

2. Сельское хозяйство Курской области (2005-2009). Статистический сборник. Курск, 2010. 195 с.

стратегическое управление и его составляющие

М. А. ИВАНОВА, ассистент, УрГЭУ-СИНХ

620144 , г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45

Ключевые слова: цели, стратегии, возможности, лидер, корпоративная культура. Keywords: purposes, strategy, opportunities, leader, corporative culture.

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационными технологиями, глобализацией бизнеса и адаптацией компаний в этих непростых условиях обусловливает возрастание важности менеджмента.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия

и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Анализ финансового состояния — обязательная составляющая стратегического менеджмента любой компании. Задача такого анализа — определить, каково наше состояние сегодня, какие параметры работы компании являются приемлемыми (и их необходимо сохранять на сложившемся уровне), какие являются неудовлетворительными и требуют оперативного вмешательства. Иными словами, чтобы успешно двигаться дальше, компании необходимо знать, почему ее состояние ухудшилось и как исправить положение.

Целесообразность проведения экономического анализа заключается в том, что без комплексного анализа хозяйственной деятельности в условиях неопределенности сложно управлять всеми процессами на предприятии, принимать верные решения.

В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой планирования деятельности предприятия.

Современный руководитель любого предприятия должен в совершенстве владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь выделять цели своей деятельности, разрабатывать стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и отвечать за результаты своих решений.

Аграрный вестник Урала №5 (84), 2011 г.~<^Щ^

экономика

В современной литературе управление определяется как процесс целенаправленного воздействия субъектов управления на определенный объект управления с целью достижения оптимального конечного результата. В роли субъекта управления может выступать физическое или юридическое лицо, наделенное властными полномочиями, а в роли объекта управления — также физическое или юридическое лицо, а кроме того, социально- экономические системы и процессы, на которые направлено властное воздействие субъекта управления.

Цель управления — организация рационального использования материальных и трудовых ресурсов на базе научно обоснованных принципов для выполнения поставленных задач.

Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

• Общие цели вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.

• Конкретные цели определяются сферой и характером бизнеса.

• Стратегические определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.

• Текущие определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

Основные задачи управленческой деятельности:

1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой организации), выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации — корпорации, фирмы и т. п.

2. Формирование корпоративной культуры, т. е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении — не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал для четкого осознания стоящей перед организацией цели и активной, квалифицированной, добросовестной деятельности во имя ее достижения.

3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед ней проблем.

4. Формирование в фирме организационного порядка, т. е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями,

а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т. д., результативность управления ей.

5. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.

6. Четкое определение диагностики управления, или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшейуправляемостии—вполневероят-но — точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами — с другой. Хорошо известен феномен «директора цеха», когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.

7. Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т. п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля их выполнения.

8. Разработка системы контроля выполнения принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Общее управление обладает свойством общности и поэтому имеет определяющее значение для любого менеджера вне зависимости от должности в аппарате управления или от выполняемой в управленческом процессе функции. Фундамент этой общности составляют, прежде всего, принципы, отражающие мировоззренческую основу управленческой деятельности, а также сущность и содержание процессов управления, выполняя которые менеджеры ставят цели и организуют работу для их достижения.

В теории управления принято

различать внутреннее и внешнее управление.

1. Внутренним называют управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри нее. Орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в состав управляемой организации, в ее штат.

2. Внешним именуют управление, при котором управляющие воздействия поступают в управляемую систему извне. В этом случае управляющая система не входит в состав управляемой, выделена в самостоятельный внешний орган. Лица, осуществляющие внешнее управление, не включаются в штат управляемой организации, не являются ее работниками.

Принципы и процессы составляют базу для решения таких важнейших проблем управления, как разработка стратегии предприятия и всей системы его планов, реорганизация и реструктуризация, управление программами и проектами, управление в условиях кризисного развития и многих других. Практическое воплощение они получают во всех других управленческих направлениях, создавая реальную основу для управления любым предприятием как целостной системой. Необходимы они и для выполнения функций управления, формирующихся под воздействием разделения и специализации управленческого труда.

Управление как функция реализуется через выполнение особых управленческих действий — функций управления. Выделяют пять исходных функций управления — планирование, организация, мотивация, контроль и координирование.

1. Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

2. Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т. д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

3. Мотивация — это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста».

При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

4. Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

5. Координация — обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы предприятии, с целью установления взаимодействия в работе производственных подразделений и руководителей-специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее содержанием и объемом работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется.

В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно

представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогнозирование — планирование — контролируемая деятельность по реализации планов — учет и анализ результатов — коррекция прогнозов и планов.

Любое предприятие не может эффективно функционировать без рациональной организации производства и труда, четкой и взаимосвязанной работы всех подразделений и служб, согласованной деятельности менеджеров и исполнителей в соответствии с научно-обоснованными принципами, нормами и стандартами. Все эти положительные моменты могут обеспечиваться только эффективным управлением, основанным на знаниях, умениях, правах и оптимизации распределения и использования ресурсов на предприятии.

Планирование представляет очень важную функцию в системе управления предприятием. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших

рисунок 1

обобщенная схема управления

конечных результатов производства.

Для управления предприятием нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления предприятием является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления предприятием и контроля хода выполнения планов и производственных процессов.

Однако для управления предприятием нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью финансового анализа.

На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Финансовый анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления предприятием, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, финансовый анализ — это функция управления, которая обеспечивает обоснованность принятия стратегических решений.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕхАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИй в развитие сельскохозяйственных предприятий и их социальной и производственной инфраструктуры

о. Е. ивоНиН,

аспирант, Уральская ГСХА

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: инфраструктура АПК, анализ состояния производственной и социальной инфраструктуры АПК, инвестиции.

Keywords: agrarian and industrial complex infrastructure, the analysis of a condition of an industrial and social infrastructure of agrarian and industrial complex, investments.

Государство является одним из основных субъектов механизма развития социальной и производственной инфраструктуры сельскохозяйственных территорий, а также главным инициатором развития инфраструктурных отраслей, что особенно актуально для сельских территорий. От государства для решения инфраструктурных проблем села требуется разработка

эффективных научно-обоснованных методик совершенствования инфраструктурных отраслей, включающих организационные, правовые и экономические меры. Необходимо совершенствовать поддержку обслуживающих отраслей АПК финансовыми ресурсами, льготами, сглаживанием существующих трудноразрешимых проблем. Усиление конкурентоспособности

отечественной сельскохозяйственной продукции, возможно только с помощью сильных инфраструктурных отраслей.

Серьезной системной проблемой в сфере управления инфраструктурными объектами является ведомственная разобщенность управленческих функций, однако подчинение всей инфраструктуры одному управленческому органу не представляется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.