5
UJ
S ^
О UJ
Z
О X
о
SC rt
■X
■X *
364
Одной из таких мер, значение которой сложно переоценить, является Стратегия по повышению финансовой грамотности населения до 2023 г., утвержденная Правительством РФ [7]. Согласно данной Стратегии каждый гражданин РФ обязан думать о долгосрочных сбережениях и формировать их для себя, осторожно и рационально действовать на рынке финансовых услуг и т.д. Данное распоряжение сразу же сформировало ряд вопросов, потребовавших скорейшего разрешения, а именно откуда учителя, врачи, продавцы, доярки, физики - ядерщики, моряки и представители иных профессий возьмут данные специальные знания и навыки формирования своей подушки финансовой безопасности.
Для реализации данной Стратегии стартовали разные федеральные и региональные программы повышения финансовой грамотности, Интернет-олимпиады, основной аудиторией которых, к сожалению, является подростки и молодежь - социальные группы, меньше всего уязвимые от финансовых посягательств.
Федеральный проект Минфина "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" предусматривает обучение лиц "третьего возраста", в основном такие тренинги проводятся в Центр социального обслуживания населения, на базе соответствующих факультетов высших учебных заведений, но мы вынуждены констатировать, что проводимой работы недостаточно.
На сегодняшний день назрела необходимость так называемой постпрофессиональной подготовки, которая наряду с другими направлениями будет включать в себя образовательный курс повышения финансовой грамотности лиц, в скором времени выходящих на пенсию.
Для этого должен быть подготовлен Единый образовательный стандарт подготовки, разработаны и утверждены соответствующие методические рекомендации, закреплен перечень государственных органов и организаций, обязанных проводить подобную подготовку, ус-
тановлена обязанность работодателя представлять перечень лиц, готовящихся к выходу на пенсию, и нести расходы за обучение будущих пенсионеров.
Позволительно ли будет сравнивать предложенное нами, но читается же в общеобразовательных школах курс "Основы безопасности жизнедеятельности", так вот, по нашему мнению, соответствующая финансовая подготовка взрослых граждан, завершающих свою трудовую карьеру, и будет выступать такими основами безопасности их будущей жизнедеятельности.
Примечания:
1. Теория социальной работы [Электронный ресурс]; методические рекомендации к практическим занятиям для студентов специальности 040101 - Социальная работа / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Курганский государственный университет; [сост.:Е.А.Легенчук, Д.В. Лсгснчук, И.Ю. Менщикова]. Элекгрон. текстовые дан. (тип файла: pdf; размер: 2.05 Mb). -Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2006. 69 с.
2. Альперович В. Д. Социальная геронтология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, - 557 с.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / Официальная статистика /Старшее поколение / Демографические показатели / 2018 / http://www.gks.ru/wps/wcm/ con nect/ross tat_ma in/rosstat/ru/
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / Официальная статистика / Старшее поколение / Занятость и безработица /2018 /http://www.gks.ru/wps/wcm/conriect/ ro5Stat_main/ro$stat/ru/
5. Репецкая (О. О. Ёиктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершенных в отношении лиц пожилого возраста г автореф. дис, ... канд. юрид. наук.-М., 2010.-26 с.
6. Судакова Т. М. Личность потерпевшего от региональной преступности и факторы, детерминирующие их викгимизацмю // Виктимологическая характеристика региональной преступности и её предупреждение / под ред. проф. А. Л. Репецкой,-М.: Academia, 3009. - 302 с.
7. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. Ый 2039 - р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы"// Собрание законодательства РФ. -02.10.2017. - № 40. - Ст. 5894.
STRATEGIC PLANNING FOR DIGITAL AGRICULTURE
Timofeeva Natafya Sergeevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. FHippova, Ulan-Ude, Republic of Buryatia
In article highlights the issues of improving strategic planning for the development of digital agriculture. The author analyzes the legalacts in the field of digitalagriculture development, wises issues ofthe modern development of agriculture in the region, groups municipalities by the level of agricultural development and information
technology. The study proposes the process of developing a strategic plan for the development of the agricultural sector, which takes into account the features of digital agriculture.
Keywords: strategic planning; digital agriculture; features of the agricultural industry; grouping of municipalities; the process of strategic planning.
СТРА ТЕГИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
в статье освещаются вопросы совершенствования стратегического планиро вания развития цифрового сельского хозяйства. Автором проведен анализ нормативно правовых актов в области развития цифрового сельского хозяй ства, поднимаются вопросы современного развития сельского хозяйства в регионе, проведена группировка муниципальных образований по уровню развития сельского хозяйства и информационных технологий. В ходе исследования предлагается процесс разработки стратегического плана развития аграрной отрасли, который учитывает особенности цифрового сельского хозяйства.
Ключевые слова: стратегическое планирование; цифровое сельское хозяй ство; особенности аграрной отрасли; группировка муниципальных образований; процесс стратегического планирования.
Стратегическое планирование - это центральное звено стратегического управления, позволяющее определять цели, задачи и будущее состояние отрасли региона, и страны в целом. 8 условиях цифровизации, использование традиционных методов разработки стратегических планов развития сельскохозяйственной отрасли, не в полной мере обеспечивает нужного результата. Традиционные методы стратегического планирования в основном ориентированы на исправление уже существующих пробелов в деятельности отрасли. При этом возникает необходимость создания такого механизма стратегического планирования, который позволит сельскохозяйственной отрасли не только своевременно решать появившиеся проблемы, но и спрогнозировать их и в будущем избежать.
В современных условиях одним из основных направлений совершенствования стратегического планирования развития сельского хозяйства может стать использование цифровых технологий и информационных систем, позволяющие осуществлять построение моделей развития отрасли, учитывающие многие показатели, в том числе финансовые, развитие деятельности сельского хозяйства.
Понятие "цифровое сельское хозяйство" появилось в нашем обиходе в конце XX века [1, 53], при этом данный термин до сих пор остается размытым. Сегодня термин цифровое сельское хозяйство используют многие, и каждый имеет свое видение данного понятия: "от электронного документооборота до Интернета вещей и технологий блокчейн". В современном мире процесс цифровизации не только актуален, но и необходим. Новые технологии, ноу-хау, электронные площадки (агропрогноз, агрорынок, агрофинансы, агроэк-спорт) - это все, без чего на сегодняшний момент очень сложно производить конкурентоспособную продукцию, особенно в сельскохозяйственной отрасли. 8 научном сообществе у многих ученых возникает интерес к цифровой экономике, поскольку это будущее нашей страны.
Для обработки первичной информации в исследовании использовались общенаучные приемы синтеза и анализа; абстрактно-ло-гический, экономико-математические методы экономических исследований, а также использованы программы Ехсе! и STATISTICA.
УДК 338.012 ВАК РФ 08.00.05
& Тимофеева Н, С, 2019
05
т—I
о cu
-О о. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го 2
i
365
ТИМОФЕЕВА Наталья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент,
кафедра Менеджмента, Бурятская государственная сельскохозяйс гее иная академия имени В. Р. Филиппова, Улан-Удэ, Республика Бурятия
UJ
S ^
О UJ
Z
О X
о sc rt
■X
■X *
366
В сельскохозяйственной отрасли процесс разработки стратегических планов очень сложный и многогранный, поскольку в отличие от других отраслей сельское хозяйство имеет множество специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке стратегии. В литературе по аграрному менеджменту различными учеными (К,П. Яичко, Н,В, Банникова, A.M. Нехланова, М.Б. Туманова) сформулированы разные особенности в сельскохозяйственной отрасли, которые необходимо учитывать при разработке стратегического плана. Всю совокупность особенностей можно упорядочить в рисунке 1.
Специфические особенности сельскохозяйственного производства
Стратегическое планирование развития сельского хозяйства
Зависимость аграрной отрасли от природно-климатических условий
Различие в качестве плодородия земельных участков
Ограничение в повышении цен на сельскохозяйственную продукции: пропорционально промышленной продукции
Изменения в демографической и социально-культурной среде
Высокий уровень риска в аграрной отрасли
Технология производства связана с живыми микроорганизамами. растениями и животными
Территориальная сосредоточенность производства, удаленность структурных подразделений от центра, что осложняет сбор и переработку информации
Рисунок 1 Специфические особенности сельскохозяйственного производства
Представленные специфические особенности сельскохозяйственного производства необходимо обязательно учитывать при разработке стратегического плана аграрной отрасли, поскольку они существенно влияют на процесс разработки, выбор и реализацию стратегии развития сельского хозяйства, В условиях перехода на цифровое сельское хозяйство учитывать специфические особенности развития аграрной отрасли при разработке стратегии недостаточно. Здесь следует отметить направления развития цифрового сельского хозяйства, на которые также необходимо ориентироваться при стратегическом планировании развития аграрной отрасли (рис. 2).
Указанные направления развития цифрового сельского хозяйства позволяют осуществить переход сельхозтоваропроизводителей на новый уровень производства с использованием !Т-технологий и могут использовать в качестве инструмента при разработке страте-
гического плана развития аграрной отрасли.
Немаловажное значение для комплексной разработки стратегического плана является и нормативная база в области развития сельского хозяйства и цифровой экономики. Стратегические документы в области развития аграрной отрасли и цифровой экономики представлены на рисунке 3.
Разных ученых и исследователей [2,93] интересует, насколько предложенные стратегические документы в области цифровой экономики обеспечат эффективное развитие цифровизации во всех отраслях нашей страны. При этом большинство склоняются к недостаткам существующей программы нашей страны. Программа направлена на то, чтобы к 2024 году Россия стала одним из мировых лидеров в области информационной безопасности.
Многие исследователи убеждены, что программа "Цифровая экономика Российской Федерации"в очередной раз отстаивает интересы отдельных сторон и никак не направлена на эффективное развитие цифровой экономики в нашей стране. Поэтому необходимо внести определённые коррективы в данную программу. Обеспечить населению бесплатное обучение в области цифровой экономики. Обозначить конкурентные преимущества в глобальной цифровой экономике. Определить текущее состояние цифровой экономики нашей страны. Наметить предложения по формированию структур, отвечающих за реализацию цифровой экономики России.
То, что касается стратегических документов в области сельского хозяйства, на сегодняшний момент государством проведена огромная работа, разработано множество стратегических планов развития сельского хозяйства. Но поскольку мы говоримо развитии цифрового сельского хозяйства, то здесь следует отметить полное отсутствие взаимосвязи Программы "Цифровая экономика РФ" со стратегическими документами в области развития сельского хозяйства. Существует необходимость разработки Программы "Цифровое сельское хозяйство Российской Федерации", либо выделить в существующей программе раздел, кото-
рый будет рассматривать аспекты развития информационных технологий в аграрной отрасли.
Направления развития цифрового сельского хозяйства
Стратегическое планирование развития сельского хозяйства
Освоение технологий геопоэицироеания,
«точного» земледелия, мониторинг состояния сельскохозяйственной техники и другое
Создание информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве
Дистанционное зондирование земли, гиперслектральная аэрофотосъемка, данные прогноза погоды и другое
Активная инвестиционная политика в части 1Т-технологий консалтинг и обработка данных
Интеграция и многоукладные формы сотрудничества
Цифр с оз я окопом и ка
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2017 г № 1632-р
Рисунок 2 Направления развития цифрового сельского хозяйства
Это касается, в первую очередь, сельского хозяйства региона, поскольку развитие аграрной отрасли страны зависит от развития отрасли в регионе. Рассмотрим развитие сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях Республики Бурятия. Аграрное производство в Республике Бурятия играет важную роль в экономике региона, так как 41% населения республики проживает в сельской местности. В структуре сельскохозяйственного производства преобладает отрасль животноводства. При этом с 2012 года доля продукции растениеводства сокращается (с41,3%в2012 г. до 32,2% в 2018 г.), а доля продукции животноводства соответственно увеличивается {с 58,7% в 2012 г. до 63,5% в 2018 г.).
Рассмотрим объемы и структуру производства продукции сельского хозяйства в муниципальных образованиях региона {табл. 1}.
Табличные данные показывают, что муниципальные образования республики имеют различные объёмы сельскохозяйственного
производства, некоторые районы существенно отстают друг от друга по всем показателям, указанным в таблице. Доля сельских муниципальных районов в общем объеме производства продукции сельского хозяйства значительно колеблется и зависит от природно-климатических, почвенных и социально-экономических условий конкретных районов. Лидерами в производстве продукции сельского хозяйства являются Джидинский, Бичурс-кий, Мухоршибирский, Тарбагатайский и Кабанс-кий районы.
Для разработки стратегических направленийдля; региона необходимо муниципальные образования сгруппировать по уровню развития
Нормативно-правовые акты стратегического планирования в области развития сельского хозяйства и цифровой экономики
Сельское хозяйство
Стратегия развития информационного о^цеглва в
Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г № 203 «О стратегии развития информационного обшества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»
ФЗ "О развитии сельского хозяйства" ог 29.12.2006 N 264-ФЗ (С измен. ОТ 01.07.2017 № 144-Ф31
Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Презедента РФ dt 30 01.2010 г. № 120
Стратегия устойчивого развития сельски* территорий РФ на период до 2030 г., утвержденная Распоряжением Пгаяитепьстяя РФ птО?(1??(Ш г м 151 л
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 Г.. утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г № 1662-р
Концепция устойчивого развития сельских территорий
РФ на период до 2020 года4 утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 г. N 2136-р
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвервденная Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013г. N 593
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 (с измен, от 31.03.2017 г. № 396)
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.03.2017 года №996
05
т—I
о cu
-О а. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го
a 2
S
367
Рисунок 3 - Нормативно-правовые акты стратегического планирования в области развития сельского хозяйства и цифровой экономики
Таблица 1 - Объемы и структура производства продукции сельского хозяйства по сельским муниципальным образованиям региона на 01.01.2018 г.
№ Муниципальное образование Размеры поголовья скота, пол. Валовой сбор зерна, т Валовой надой молока, т Производство скота,т Объем производства с/х, тыс. руб.
1 Баргузинский 15410 11034 8345 324 7731
2 Баунтовский 3830 1112 1901 167 12804
3 Бичурский 24485 42981 25530 762 25297
4 Джидинский 37370 55714 27429 2110 35518
5 Ёравнинский 30450 12962 14716 2030 11990
6 Заиграевский 15230 12414 15047 330 6970
7 Закаменский 48520 6608 17162 1530 4825
8 Иволгинский 13770 10922 12352 415 5662
9 Кабанский 24550 28440 34976 1620 14644
10 Кижингинский 20475 5651 12478 205 4029
11 Курумканский 17030 18205 10428 420 14836
12 Кяхтинский 21420 22163 16763 798 13569
13 Муйский 430 0 193 0 0
14 Мухоршибирский 31340 58059 27639 2800 31842
15 Окинский 17005 0 4246 93 0
16 Прибайкальский 5480 7462 6281 300 3734
17 Северо-Байкальский 1100 245 600 0 182
18 Селенгинский 21785 14629 17807 930 9331
19 Тарбагатайский 11770 25613 1572 730 14308
20 Тункинский 25260 10456 20891 210 5865
21 Хоринский 19240 15612 14729 910 11274
Специфические особенности сел ьскох оз я ист венного производства
Направления развития цифрового сельского хозяйства
сельского хозяйства, что позволит учесть особенности развития каждой сельской территории. Нами был использован метод кластерного анализа системой 5ТАТ15~ПСА. Данные, указанные в таблице 1, были использованы для кластеризации районов республики. Таким образом, в исследовании были использованы следующие показатели:
х, - размеры поголовья скота, гол.;
хг-валовой сбор зерна, т.;
х^ - валовой надой молока, т.;
х4- производство ско-Ш т.;
х,- объем производства сельского хозяйства, тыс. руб.
Исследование показало, что всю совокупность муниципальных образований можно разделить на три группы. В первую группу вошли районы с высоким уровнем развития сельского хозяйства - Бичурский, Джидинский, Кабанский и Мухоршибирский районы. Во вторую группу вошли районы со средним уровнем развития сельского хозяйства - Баргузинский, Ёравнинский,Заиграевс-кий, Закаменский, Иволгинский, Кижингинс-
кий, Курумканский, Кяхтинский, Прибайкальский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункин-ский,Хоринский районы. 6 третью группу вошли районы с низким уровнем развития сельского хозяйства - Баунтовский, Муйский, Окинский и Се-веро-Байкальский районы.
Рассматривая муниципальные образования по уровню развития цифровых технологий в сельскохозяйственных организация, можно также определить несколько групп районов. К лидерам по развитию информационных технологий относятся районы с высоким уровнем развития сельского хозяйства. К догоняющим районам относится вторая группа со средним уровнем развития сельского хозяйства, И к начинающим относят районы с низким уровнем развития сельского хозяйства. Это конечно, в первую очередь, связно с тем, что государством датируются в основном только крупные сельхозтоваропроизводители, а небольшие хозяйства вынуждены самостоятельно выходить на новые технологии.
Стратегическое планирование развития цифрового сельского хозяйства
Нормативно-правовые акты стратегического планирования в области развития сельского хозяйства и цифровой
экономики
Анализ сельских территорий по уровню развития сельского хозяйства
Анализ сельских территорий по уровню развития цифровых технологий
Основные направления совершенствования системы стратегического планирования развития
цифрового сельского хозяйства региона *
Интеграция информационных ресурсов Министерства сельского хозяйства и регионов (МСХ)
Предоставление государственных сервисов и порталов для сельхоэтов аропро изводи те пей
Автоматизация технологических процессов в МСХ
Переход от управления АПК РФ в режиме «пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков
Рисунок 4 Процесс стратегического планирования развития цифрового сельского хозяйства
При разработке стратегического плана необходимо обязательно учитывать уровень раз-
вития каждой сельской территории, поскольку не все муниципальные образования имеют возможность достичь высоких показателей, стратегии должна корректироваться в зависимости от способностей территории [3, 145]. Также это следует учитывать при внедрении цифровых технологий в сельское хозяйство, инновационные технологии необходимо внедрять не только в высокоразвитые хозяйства, но и в те хозяйства, которые смогут догнать лидеров после внедрения технологий. Исходя из исследования, нами предлагается процесс стратегического планирования развития цифрового сельского хозяйства (рис. 4, см. выше).
Использование процесса стратегического планирования развития цифрового сельского хозяйства позволит эффективнее разрабатывать стратегические планы и принимать верные управленческие решения в аграрной отрасли.
Предложенный процесс стратегического планирования предполагает, что при разработке стратегии следует учитывать специфические особенности сельскохозяйственного производства, направления развития цифрового сельского хозяйства, нормативно-лраво-
вые акты стратегического планирования, а также необходимо проводить анализ сельских территорий по уровню развития сельского хозяйства и цифровых технологий. Все это в совокупности позволяет разработать направления совершенствования системы стратегического планирования развития цифрового сельского хозяйства региона. Разработанные рекомендации позволяют на практике осуществить последовательную разработку стратегического плана развития аграрной отрасли в условиях цифровизации.
Литература:
1. Ведут а E.H., Джакубова Т.Н. Стратегия цифровой экономики П Государственное управление. Электронный сборник. - Выпуск № 63. - 2017. -С. 43-56.
2. Дьяченко Û.8., Истомина Е.А. Теоретические основы цифровой экономики в документах стратегического планирования II Вестник Челябинс- ; кого государственного уни верситетл. - 2018. - №8 : (418). - С 90-102.
3. Тимофее Bei H.С. Стратегическое планирование как важнейший элемент менеджмента устойчивого развития сельских территорий // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2019. - № 1 (11). -С. 143-148.
05
т—I
о си
-О а. ш
СС
ь-
LU
о
аГ m
го 2
s
369
WAYS TO IMPROVE SOCIAL SECURITY
Urusova A vgustina Bifyalovna, PhD ofEconomics, Associate Professor, North-Caucasus State University ofHumanities and Technology, Cherkessk, Republic of Karachay-Cherkesskaya
The legislation of the Russian Federation constantly regulated in social welfare by creating all the necessary conditions for a decent residence of citizens, financial support for low-income families and persons living alone. Constantly expanding the boundaries of social services in the Russian Federation, at the expense of creating all the necessary conditions to improve the demographic situation. Regularly made new projects of normative-legal acts, which positively affect the bullets to improve State social assistance.
Keywords: social security; [tension system; socialprotection; social security; social l>enefits; cash flows; social insurance; State non-budgetary funds; balanced cash flow.
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Законодательные нормы Российской Федерации непрерывно регулируются в сфере социального обес печения создавая все необходимые условия для достойного проживания граждан, материального обеспечения малообеспечен ных семей и одиноко проживающих лиц. Постоянно расширяются границы социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, за счёт чего возникают все необходимые условия для улучшения демографического состояния страны. Регулярно вносятся проекты новых нормативно-правовых актов, которые положительно влияют на пули улучшения государственной социальной помощи.
Ключевые слова: социальное обеспечение; пенсионная система; социальная защита; социальное обеспечение; социальные выплаты;денежные потоки; со циальное страхование; государственные внебюджетные фонды; сбалансированный денежный поток.
В течение последнего года идет активная дискуссия по вопросам, связанным с обеспечением социальной защищенности населе-
УДК 33.29 ВАК РФ 08.00.05
0 Урусова A.b., 2019
УРУСОВА Августина Биляловна, кандидат экономических наук, доцент, Северо Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская республика