Научная статья на тему 'Стратегическое планирование в Российской Федерации на современном этапе развития национальной экономики'

Стратегическое планирование в Российской Федерации на современном этапе развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ (СБЕ) / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ / СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашина Ольга Николаевна

Представлены направления развития стратегического планирования в РФ, проведено обобщение нормативных документов, которыми должны руководствоваться социально-экономические системы при формировании стратегических планов, более подробно рассмотрен ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование в Российской Федерации на современном этапе развития национальной экономики»

Список литературы

1. Обзор рынка хлеба и хлебобулочных изделий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advertology.ru/article102793.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Россия 2015: стат. справочник [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rus15.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий. Текущая ситуация и прогноз 2015-2019 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alto-group.ru/, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт питания" РАМН [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ion.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

E-mail: nauka@vgsa.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, Великолукская ГСХА

Тел.: (81153) 7-28-51

УДК 338.26(470)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ольга Николаевна Квашина, к. экон наук, доцент

ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки

Представлены направления развития стратегического планирования в РФ, проведено обобщение нормативных документов, которыми должны руководствоваться социально-экономические системы при формировании стратегических планов, более подробно рассмотрен ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».

Ключевые слова: стратегические бизнес-единицы (СБЕ), стратегическое планирование, принципы стратегического планирования, эффективность функционирования системы планирования, бюджетный прогноз, среднесрочный прогноз.

В мировом сообществе распространенным инструментом политической деятельности, определяющим вектор развития конкретной территории, является стратегическое планирование. В Российской Феде-

рации стратегическое планирование прошло достаточно долгий эволюционный путь - от дореволюционной России до современности (табл.1).

Табл. 1 - Становление стратегического планирования в России

Период Экономическ ие субъекты Инструменты стратегического плани-

государство организации рования

Дореволюционный (с 1860 г.) Составление и реализация планов экономического развития, внешнеэкономические планы как часть политических планов взаимодействия с военными союзниками Неформальные стратегии повышения конкурентных преимуществ, выход на новые рынки, освоения новой продукции и т.д. Простейший статистический анализ, неформализованная оценка

Советский период Директивное планирование народнохозяйственного комплекса Отсутствие самостоятельности в формировании и реализации стратегических планов Пятилетнее планирование, межотраслевой баланс модели размещения производительных сил, экстраполяции

Современная РФ Комплексные стратегические планы развития отраслей и регионов, стратегии социально-экономического развития регионов, государства в целом Стратегические планы развития отдельных функциональных областей (производство, финансы, маркетинг, инновации), часто объединяемые в рамках общего стратегического плана развития субъекта хозяйствования Стратегические матрицы, СВОТ-анализ, исследование конкурентных преимуществ, методы сценарного планирования и прогнозирования, методы экспертных оценок и т.д.

На протяжении двух последних десятилетий стратегическое планирование превратилось в политизированную площадку, для некоторых регионов в не реальный инструмент развития территории, а как новомодный подход к планированию, который формируется по образу и подобию федерального документа.

В то же время региональные политические режимы в России ас-симетричны как по своей динамике, так и по наличию конкуренции в процессе принятия решений между заинтересованными субъектами. В связи с этим и стратегическое планирование может представлять со-

бой реальный инструмент согласования интересов и оказывать влияние на формирование и развитие региональной публичной политики. Однако отсутствие конкуренции между заинтересованными субъектами в процессе принятия решений не позволяет расценивать стратегическое планирование в России в качестве реального фактора, оказывающего влияние на публичную политику в регионе.

Нельзя с уверенностью сказать о том, что стратегия занимает центральное место для определения вектора развития отдельного региона, но многие субъекты РФ активно применяют методы стратегического

планирования в процессе управления развитием территории. При этом практика каждого региона является своеобразной и уникальной, в том числе ввиду асимметричности региональных политических режимов.

Стратегическое планирование как инструмент развития значительно расширяет набор применяемых инструментов. Однако, по данным Министерства регионального развития России, современные инструменты в системе государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно. Этому способствует ряд причин, в том числе:

- наличие единой нормативной документации по составлению стратегических планов;

- открытость и прозрачность горизонта планирования;

- организация контроля по выполнению плановых показателей.

На современном этапе формирования рыночных отношений разработки системы планов (рис.1) для эффективной реализации обозначенного стратегического поведения организации, отрасли, муниципального образования или региона недостаточно.

Может возникнуть ряд проблем, например, разобщенность системы планов и системы управления. В частности, расширяя сферу хозяйственной деятельности, организуя выход на новые рынки, необходимо привлекать дополнительный персонал. И, наоборот, уход из неперспективных зон хозяйствования и закрытие нерентабельных производств, урезание ассортимента товаров, не

пользующихся спросом, приводят к сокращению кадрового состава. Именно поэтому и возникает необходимость успешного объединения общей стратегии бизнеса и способов организационного управления человеческими ресурсами.

С 11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В России появились единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Безусловно, их выполнение потребует серьезного изменения методов работы экономического блока, как Правительства, так и региональной власти, а также органов местного самоуправления.

Примечательно, что стратегическое планирование в нашей стране затрагивает все уровни управления. Анализируя определение стратегического планирования, обозначенное в законе, хочется обратить внимание на то, что участниками стратегического планирования выступают все основные субъекты, а претворяемые планы должны обеспечивать национальную безопасность Российской Федерации.

Что же нового ждет россиян с началом действия данного закона? Во-первых, будет работать единая система стратегического планирования - документы на всех уровнях должны быть согласованы по целям, задачам, приоритетам и показателям достижения целей.

Рис. 1 - Разработка системы планов

Рис. 2 - Система стратегического планирования в Российской Федерации

Во-вторых, временной горизонт стратегического планирования составит от 6 до 12 лет.

В-третьих, вместо федеральных целевых программ будут разрабатываться государственные программы, для отраслей внедряться отраслевые и межотраслевые стратегии.

В-четвертых, в единую систему стратегического планирования включены муниципальные образования.

И самое главное, в законе четко и подробно прописаны цель, задачи, принципы организации и порядок проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.

Становится очевидным, что весь процесс составления стратегического плана будет происходить с вовлечением в него как руководите-

лей, экспертов, так и основных исполнителей плана.

Вся система стратегического планирования будет строиться на основе государственных программ с учетом специфики субъекта, обозначенных целей, поставленных задач и временного периода (рис.2).

Очевидно, что принципы согласования интересов и ответственности, на которых строится современный процесс стратегического планирования, будут индикаторами внедрения публичности внедряемого документа - стратегического плана. Также в современных реалиях - это новая институциональная основа процесса стратегического планирования в регионах и муниципалитетах, при которой изменяется качество отношений между ключевыми субъектами политики.

Список литературы

1. Григорьева, С.Н. Стратегическое планирование как инструмент муниципального управления [Электронный ресурс] / С.Н. Григорьева // Государственное управление межотраслевого взаимодействия и перспективного планирования Псковской области: [официальный сайт]. - URL: http://mvpp.pskov.ru/teksty-ofitsialnykh-vystuplenii (12.02.2011)

2. Знаменская, К.Н. Разработка стратегического выбора муниципального образования: учеб. пособие / К.Н. Знаменская. - М.: ФГНУ «Российский учебный центр государственного муниципального управления», 2007.- 184 с.

3. Стратегия развития Российской Федерации до 2020 г. / Центр стратегических разработок // Коммерсант. - 2009. - №5. - С.14-19.

4. Тургель И.Д. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально - экономическим развитием региона [Электронный ресурс] / Т.Д. Тургель, В.Б. Батиевская // ЧиновникЪ.иара.ги: [сайт]. - URL: http://chinovnik.uapa.ru/modern/ article.php?id=473 (12.02.2011).

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ от 28.06.2014 №172-ФЗ // СПС Консультант Плюс, по договору. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

E-mail: nauka@vgsa.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, Великолукская ГСХА

Тел.: (81153) 7-28-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.