УДК 336.226.212.2
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
Анастасия Владимировна Тедер, к. э. н., доцент Ксения Николаевна Козлова
ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
В статье рассматривается необходимость земли для физических и юридических лиц, формы оплаты за пользование земельными участками согласно Земельного кодекса РФ.
В статье в соответствии с нормативно-законодательной базой рассматривается экономическая сущность земельного налога и обосновывается необходимость его уплаты, говорится о том, что он относится к местным налогам и поэтому представительные органы муниципальных образований разных регионов могут устанавливать свои налоговые льготы, ставки, порядок и сроки уплаты налога. Описана методика исчисления земельного налога.
В результате анализа предложений различных авторов по совершенствованию механизма исчисления и уплаты земельного налога в России, в частности, по налоговым льготам и увеличению ставки земельного налога по отдельным категориям земельных участков, делается вывод о выпадающих доходах местных бюджетов. Обосновывается не увеличение ставок по земельному налогу и увеличение льгот на местном уровне, а пересмотр кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка в том случае, если собственники земельных участков считают, что кадастровая стоимость земли необоснованно увеличена.
Раскрыто понятие кадастровой стоимости объекта согласно Федерального стандарта оценки №4 «Определение кадастровой стоимости». Особое внимание в статье обращается на неправильное исчисление кадастровой стоимости земельных участков, которая влияет на величину земельного налога.
В заключение статьи авторы делают выводы о том, что при пересмотре величины кадастровой стоимости земельного участка сумма земельного налога может уменьшиться и без предоставления дополнительных налоговых льгот.
Ключевые слова: земля, земельный налог, налоговые льготы, кадастровая стоимость, кадастровая стоимость земельного участка.
Земля является важнейшим природным ресурсом, основой нашего существования. Если она используется физическими и юридическими лицами для строения частного дома, размещения коммерческих и инфраструктурных объектов, для ведения личного под-
собного и сельского хозяйства и других целей, то за нее следует уплачивать земельный налог. Так земельный налог призван возмещать местным властям расходы по благоустройству окружающей территории, а также стимулирует собственников и пользователей земельных
участков использовать их эффективно.
В настоящее время формами платы за использование земли согласно ст. 65 Земельного Кодекса РФ являются земельный налог и арендная плата [1]. Также в земельном кодексе отмечается, что «основными целями платности пользования природными ресурсами являются: повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании земель и других природных ресурсов; создание материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов; изыскание дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов».
Земельный налог занимает важное место в налоговой системе РФ. Несмотря на невысокую долю в общем объёме доходных поступлений, он является одним из источников формирования местных бюджетов.
Налог на землю только с одной стороны является простым для исчисления - кадастровая стоимость земли умножается на ставку налога и долю в праве собственности, с учетом времени владения земельным участком. С другой стороны, сложность в исчислении земельного налога заключается в том, что он относится к местным налогам, а они имеют свою специфику, т.к. устанавливаются и регулируются одновременно и налоговым кодексом РФ, и нормативно-правовыми актами
представительных органов муниципальных образований. При этом представительные органы муниципальных образований разных субъектов РФ могут устанавливать свои налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога в пределах, установленных 31 главой НК РФ, что будет отличаться между регионами. Также, могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В настоящее время большинство авторов в качестве улучшения механизма исчисления и уплаты земельного налога в России предлагают совершенствовать налоговые льготы и увеличение ставки земельного налога по некоторым категориям земельных участков.
Так, например Курков И.И. [4] и Каримов И.Я предлагают следующие направления совершенствования по земельному налогу [3]:
- индексация по необлагаемому минимуму до 50 000 руб.;
- установление льгот для лиц, представленных в п.5 ст. 391 НК РФ только на один земельный участок на всей территории РФ. Включить в этот перечень пенсионеров;
- освобождение физических лиц, имеющих земельные участки
л
площадью не более 800 м , от уплаты земельного налога;
- повышение ставки земельного налога для пустующих земель;
- применение к незастроенным участкам для жилищного строительства через год после оформления прав на участок двукратной ставки налога на землю, а в течение следующих двух лет увеличение налога в четыре раза;
- введение моратория на изъятие земель сельскохозяйственного назначения у научных организаций и вузов, опытно-экспериментальных и учебно-опытных хозяйств, в том числе для жилищного строительства;
- увеличение предельной налоговой ставки для прочих земельных участков с 1,5% до 3%.
Чтобы реализовать на практике законодательно данные предложения, необходимо, чтобы данные мероприятия устраивали не только население с позиции уменьшения суммы налога или освобождения от него, но и муниципальные образования.
Так, если индексировать необлагаемый минимум с 10 000 руб. до 50 000 руб., для населения это окажется незначительной суммой, а для местных бюджетов ощутимой. Если освободить от уплаты земельного налога граждан, владеющих земель-
л
ными участками не более 800 м , то, как и в предыдущем случае, у местных бюджетов появятся выпадающие доходы, которые ничем не компенсируются и муниципальные образования в полной мере не смогут осуществлять свои полномочия.
Мы согласны с мнением авторов, представленным выше, что в настоящее время в соответствии с
п.5 ст. 391 НК РФ налоговая база изменяется в меньшую сторону на сумму размером 10 000 руб., являющуюся необлагаемой суммой на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования, что трактуется таким образом, что данные льготные категории граждан имеют право на налоговый вычет в каждом муниципальном образовании, т.е. могут иметь несколько участков на территории РФ и платить неполную стоимость налога, но фактически этими участками могут пользоваться третьи лица, не имеющие льгот, поэтому необходимо ввести налоговый вычет только на один земельный участок на всей территории РФ.
Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, которые имеют право на льготу по земельным участкам, на сегодняшний день практически не осталось, поэтому в перечень льготников необходимо включить неработающих пенсионеров, т.к. они также являются малообеспеченными и используют свои земельные участки для выращивания продукции растениеводства и животноводства, для обеспечения продуктами питания своих семей. При этом число льготных категорий налогоплательщиков не увеличится.
Чтобы пополнить бюджет, иметь возможность предоставлять льготы пенсионерам и использовать земельные участки эффективно, необходимо для земель сельскохозяйственного назначения, на которых длительное время не осуществ-
ляются сельскохозяйственные работы, увеличить ставку земельного налога до 1,5% и приравнять эти земли к прочим земельным участкам.
Субъектам малого или среднего предпринимательства можно предоставить налоговую льготу, которая будет заключаться в уплате земельного налога в течение трех лет с момента предоставления им земельных участков по ставке 0,3%, а после истечения трех лет налоговая ставка будет устанавливаться в полном размере - 1,5%. Это позволит заинтересовать предпринимателей в приобретении земельных участков. Данная льгота будет выгодна и предпринимателю, и местным органам власти.
Если бы выпадающие доходы местных бюджетов от предоставления льгот компенсировались другими источниками, то можно было бы говорить об уменьшении налогооблагаемой базы или уменьшении ставки налога. Но так как при предоставлении льгот местные бюджеты не пополняются, то нет возможности уменьшать ставки налога.
В настоящее время сумма земельного налога рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. Под кадастровой стоимостью согласно Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» №4 понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой
оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности» [6].
Кадастровая стоимость земельного участка выражает его нормативную цену, рассчитанную в зависимости от категории и месторасположения земли [2].
В настоящее время в большинстве случаев кадастровая стоимость земельных участков необоснованно увеличена, она утверждается постановлением губернатора и на сегодняшний день не объективна, т.к. не учитывает реальной рыночной стоимости, проводится с применением разных технологий без выезда на место и личного обследования оценщика.
Юридическая практика с начала 2014 года показала, что встречаются расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью до 3050% [5].
Увеличение кадастровой стоимости земельного участка приводит к неоднократному увеличению земельного налога, невозможности нести бремя содержания участка, прекращению инвестиционных проектов.
Кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка должна исходить из его реальной рыночной стоимости. В большинстве случаев не учитываются место-
положение земельных участков, его транспортная доступность, рельеф, конфигурация, затопляемость и т.д. Поэтому заинтересованные физические и юридические лица, которые считают, что по их земельным участкам установлена необоснованная кадастровая стоимость (рассчитана неверно и завышена), могут оспорить ее, согласно ч.1 и 2 ст.24.18 ФЗ №135 от 29.07.98 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Об оценочной деятельности в РФ»,
обратившись к организациям, имеющим соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности, и провести независимую оценку кадастровой стоимости земельного участка, после чего она должна быть внесена в учетную систему кадастровой стоимости. В результате пересмотра кадастровой стоимости земельного участка ее величина может сократиться в разы, что приведет к уменьшению суммы земельного налога.
Библиографический список
1. Земельный кодекс Российской Федерации в новой редакции с комментариями. Ст. 65 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zkodeksrf.ru/gl-10/st-65-zk-rf, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Кадастровая стоимость земельного участка: установление, расчет, оспаривание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.landatlas.ru/help/kadastrovaya-stoimost-zemelnogo-uchastka.htm#ixzz4ffNAQ4yG, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. Каримов И.Я. Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в России / И.Я. Каримов // Инновационная наука. - 2016. - №3. - С.119-123.
4. Курков И.И. Анализ основных направлений совершенствования механизма исчисления и уплаты земельного налога в России / И.И. Курков // Вестник современной науки. -2015. - №5. - С.74-79.
5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: ФЗ от 29.07.1998 № 135 ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) - Режим доступа: СПС КонсультантПлюс, по договору. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Определение кадастровой стоимости (ФСО №4): Федеральный стандарт оценки от 22.10.2010 № 508 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.labrate.ru/laws/ 20101022_prikaz_mert_508_fso-4_kadastrovaya.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
E-mail: [email protected]
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА
Тел.: +7 (81153) 7-17-72