Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕКРЕАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TOURISM / STRATEGIC PLANNING / RECREATION / ECONOMIC GROWTH / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Статья посвящена анализу качества стратегического управления развитием туристско-рекреационной сферы на федеральном уровне. Актуальность темы состоит в том, что развитие туристических и рекреационных зон оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Изменчивость геополитических и макроэкономических условий требует поиска и использования инновационных, более эффективных методов стратегического планирования, так как условия на уровне регионов отличаются разнообразием. Предмет исследования - стратегия развития туристско-рекреационной деятельности. Цель - выявление направлений повышения качества стратегического планирования туристско-рекреационной деятельности. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что региональные стратегии туристско-рекреационной деятельности должны иметь общую основу, но учитывать ситуационные особенности и ограничения, сложившиеся на рынке услуг. Стратегия должна определять долгосрочные цели, направления, принципы и методы действия органов управления в экономической, социальной и экологической сферах, комплексно учитывать возможности и интересы всех хозяйствующих субъектов и населения региона. В этом случае развитие туризма будет способствовать рациональному изменению структуры экономики, повышению ее эффективности ключевых экономических агентов, рационализации природопользования. Результатом работы является анализ научно-теоретических и нормативно-правовых основ стратегического планирования сферы турима и рекреации в России, оценка некоторых статистических показателей на федеральном уровне за период 2015-2018 гг. На основе анализа были определены основные положения стратегического планирования на федеральном уровне, которые повысят устойчивость развития отрасли. Направления будущих исследований связаны с параметрами кластерного преобразования территорий с туристско-рекреационной специализацией в условиях усиливающихся процессов экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RECREATION DEVELOPMENT STRATEGIC PLANNING AT THE FEDERAL LEVEL IN RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the strategic management quality of the tourist and recreational sphere development at the federal level. The study is relevant because tourism and recreation development affects significantly the socio-economic development of the subjects in the Russian Federation. The variability of geopolitical and macroeconomic conditions requires the searching and using innovative, more effective methods of strategic planning, since conditions at the regional level are diverse. The article is focused on the development strategy for tourism and recreational activities and aimed at identifying the ways to improve quality of strategic planning. The hypothesis of the study assumes that regional strategies for tourism and recreational activities should have a common basis but take into account the situational features and restrictions prevailing in the service market. The strategy should define longterm goals, directions, principles and methods of action of management bodies in the economic, social and environmental spheres, and consider the opportunities and interests of all economic entities and the population of the region. In this case, the tourism development will contribute to a rational change in the structure of the economy, increase its efficiency of key economic agents, and rationalize environmental management. An analysis of the scientific, theoretical and regulatory framework for strategic planning of tourism and recreation in Russia and an assessment of some statistical indicators at the federal level for the period 2015-2018 are results of the work. Based on the analysis, the author determines main provisions of strategic planning at the federal level that will increase the industry development sustainability. The directions of future research are related to the parameters of cluster transformation of territories with tourist and recreational specialization in the conditions of increasing processes of economic integration.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ»

ОБОРИН Матвей Сергеевич УДК 348

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10104

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ); Сочинский государственный университет (Сочи, РФ);

доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Статья посвящена анализу качества стратегического управления развитием туристско-ре-креационной сферы на федеральном уровне. Актуальность темы состоит в том, что развитие туристических и рекреационных зон оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Изменчивость геополитических и макроэкономических условий требует поиска и использования инновационных, более эффективных методов стратегического планирования, так как условия на уровне регионов отличаются разнообразием. Предмет исследования - стратегия развития туристско-рекреационной деятельности. Цель - выявление направлений повышения качества стратегического планирования туристско-рекреационной деятельности. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что региональные стратегии туристско-рекреационной деятельности должны иметь общую основу, но учитывать ситуационные особенности и ограничения, сложившиеся на рынке услуг. Стратегия должна определять долгосрочные цели, направления, принципы и методы действия органов управления в экономической, социальной и экологической сферах, комплексно учитывать возможности и интересы всех хозяйствующих субъектов и населения региона. В этом случае развитие туризма будет способствовать рациональному изменению структуры экономики, повышению ее эффективности ключевых экономических агентов, рационализации природопользования. Результатом работы является анализ научно-теоретических и нормативно-правовых основ стратегического планирования сферы турима и рекреации в России, оценка некоторых статистических показателей на федеральном уровне за период 2015-2018 гг. На основе анализа были определены основные положения стратегического планирования на федеральном уровне, которые повысят устойчивость развития отрасли. Направления будущих исследований связаны с параметрами кластерного преобразования территорий с туристско-рекреационной специализацией в условиях усиливающихся процессов экономической интеграции.

Ключевые слова: туризм, стратегическое планирование, рекреация, экономический рост, конкурентоспособность.

Для цитирования: Оборин М.С. Стратегическое планирование развития сферы туризма и рекреации на федеральном уровне // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №1. С. 35-43. DOI: 10.24411/19950411-2020-10104.

Дата поступления в редакцию: 15 января 2020 г. Дата утверждения в печать: 26 марта 2020 г.

Matvey S. OBORIN udc 348

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10104

Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia); Sochi State University (Sochi, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected] ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-4281-8615

THE RECREATION DEVELOPMENT STRATEGIC PLANNING AT THE FEDERAL LEVEL IN RUSSIA

Abstract. The article is devoted to the analysis of the strategic management quality of the tourist and recreational sphere development at the federal level. The study is relevant because tourism and recreation development affects significantly the socio-economic development of the subjects in the Russian Federation. The variability of geopolitical and macroeconomic conditions requires the searching and using innovative, more effective methods of strategic planning, since conditions at the regional level are diverse. The article is focused on the development strategy for tourism and recreational activities and aimed at identifying the ways to improve quality of strategic planning. The hypothesis of the study assumes that regional strategies for tourism and recreational activities should have a common basis but take into account the situational features and restrictions prevailing in the service market. The strategy should define long-term goals, directions, principles and methods of action of management bodies in the economic, social and environmental spheres, and consider the opportunities and interests of all economic entities and the population of the region. In this case, the tourism development will contribute to a rational change in the structure of the economy, increase its efficiency of key economic agents, and rationalize environmental management. An analysis of the scientific, theoretical and regulatory framework for strategic planning of tourism and recreation in Russia and an assessment of some statistical indicators at the federal level for the period 2015-2018 are results of the work. Based on the analysis, the author determines main provisions of strategic planning at the federal level that will increase the industry development sustainability. The directions of future research are related to the parameters of cluster transformation of territories with tourist and recreational specialization in the conditions of increasing processes of economic integration.

Keywords: tourism, strategic planning, recreation, economic growth, competitiveness.

Citation: Oborin, M. S. (2020). The recreation development strategic planning at the federal level. Service and Tourism: Current Challenges, 14(1), 35-43. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10104. (In Russ.). Article History Disclosure statement

Received 15 January 2020 No potential conflict of interest was reported by the

Accepted 26 March 2020 author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/ by-sa/4.0/

Планирование развития туристско-ре-креационной деятельности является основой эффективного функционирования систем управления различных уровней: федерального, регионального, локального. В настоящее время акцент стратегического управления смещается в сторону субъектов РФ, обладающих условиями формирования основной или альтернативной специализации в сфере туризма и рекреации. Объективными предпосылками данного подхода является различный уровень потенциала регионов страны, наличие специфических проблем, связанных с макроэкономическими рыночными условиями отдельной территории, и состоянием лидирующих предприятий отрасли, которые практически невозможно учитывать при разработке единой стратегии развития туристско-ре-креационной деятельности. Качественная взаимосвязь федерального и регионального планирования может быть обеспечена на основе глубокого анализа текущей ситуации отрасли отдельного субъекта, инфраструктурной и институциональной среды, эффективности локальных организационно-экономических механизмов, которые могут иметь отличия в зависимости от пространственной организации предприятий турист-ско-рекреационной сферы, кластерного и сетевого взаимодействия.

Высокая роль туристско-рекреационной сферы в повышении качества жизни населения, рост спроса на данные услуги со стороны государства и населения способствовали актуализации вопросов стратегического планирования ее развития на федеральном уровне. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о значимости данной сферы услуг для всех субъектов рынка. Изучением научно-теоретических основ стратегического потенциала туристско-рекреационной сферы и проблемами его оценки в региональной практике занимались: Л.И. Гонтаржевская [3], Ю.А. Дорошенко [6], Т.И. Ткаченко [13], С.Ю. Цехла [16], Д.К. Шевченко [17], О.Е. Афанасьев, М.С. Оборин и Е.Ю. Шман [12]. Вклад иностранных ученых представлен работами таких авторов, как Дж. Кросли [8], Л. Дуайер [7], К. Голднер [5], Дж. Холлоуэй [15], М. Ка-мисоглу [9], М. Стейблер [11], Дж. Трайб [14].

Научно-теоретический вклад в проблемы развития туристско-рекреационной сферы является значительным и фундаментальным, вместе с тем динамика изменения условий внешних среды способствует постоянному поиску эффективных региональных стратегий для отрасли, основы которых формируются на федеральном уровне. Сложность и изменчивость рыночных условий, негативное влияние геополитических факторов усиливают роль государства как основного субъекта и потребителя туристско-рекреационных услуг. Планирование развития отрасли на длительную перспективу основывается на системе регулирующих мер, среди которых основное значение принадлежит:

1. Нормативно-правовым: система нормативно-правовых актов стратегического характера, среди которых следует отметить связанные с туризмом, санаторно-курортным комплексом, здравоохранением1.

2. Программно-целевым: региональные программы развития туристско-рекре-ационной деятельности, среди который приоритет отдан комплексным программам территориального развития и кластерному подходу. Программы направлены на комплексное пространственное преобразование стратегически значимых курортных территорий и объектов, которые развивают социальную и экономическую сферы субъектов РФ. В качестве примера можно привести проведение зимней Олимпиады

1 Указ Президента РФ от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы), утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2018 №872-Р; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9.10.2007 №1351; Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2019 №254; Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2018г. №2581-Р; Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2019 №2852-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 №941-Р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.».

в городе Сочи в 2014 году, которая способствовала продвижению территории в качестве международного круглогодичного курорта, делового, спортивного и финансового центра. Согласно Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы» во многих регионах страны создаются кластеры, ориентированные на определенные виды туризма: лечебно-оздоровительный, круизный, историко-культурный, отмечена высокая значимость данного подхода, так как он обеспечивает высокий коммерческий эффект в бизнес-среде, который распространяется на региональные системы.

3. Финансово-инвестиционным: распределение бюджетных средств и капитала на условиях взаимовыгодного частно-государственного партнерства. Следует отметить, что задачи, определенные нормативно-правовыми актами, направлены на целевое инвестирование в основной капитал субъектов санаторно-курортного комплекса, курортов и иных материальных объектов, функции которых связаны с оказанием туристско-ре-креационных услуг, содержат показатели результативности экономических агентов.

Региональная отечественная и зарубежная практика показала недостаточную эффективность мер, осуществляемом на высшем уровне Правительства и Министерств. Высокие результаты в субъектах РФ связаны с оптимизацией и выходом в зону безубыточной работы основных предприятий сферы туризма и рекреации, что обеспечивается совокупными усилиями федеральной и региональной власти, обоснованной системой льгот и субсидий, основанием для которых являются финансово-экономические и бизнес-планы экономических агентов, система показателей оценки деловой активности. Результативные механизмы в региональной практике должны сочетать административные и рыночные методы с учетом конкретной ситуации и локальных ограничений. Отдельная группа механизмов связана с ресурсным обеспечением стратегического развития отрасли, оптимизацией потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы. Растущий спрос и требования к качеству

услуг в туризме обуславливает построение стратегических взаимоотношений с потенциальными потребителями, их сегментирование по социально-демографическим, территориальным и иным критериям. Геополитическое давление оказало влияние на динамику и маршруты туристских потоков, выявило дополнительный спрос в регионах страны на туристско-рекреационные услуги в различных ценовых категориях, что является основой усиления бизнес-активности известных курортов, здравниц, рекреационных и развлекательных комплексов.

Вопросы сочетания возможностей и высоких затрат, требуемых для технологического и инфраструктурного подъема отрасли, связаны с оценкой и анализом экономических ресурсов, в том числе негативных природных и социальных факторов, снижающих темпы преобразования потенциала профильных субъектов бизнеса. Формированию и моделированию эффективных механизмов реализации стратегических альтернатив устойчивого роста туристско-рекреационной сферы уделяли внимание такие ученые, как Д.И. Асланов [1], С.И. Берлин [2], И.А. Гунина [4], Ю.А. Дорошенко и другие.

Механизм создания и реализации экономического потенциала определен как наиболее результативный, системный по своему характеру и включающем меры, исполняемые на федеральном, региональном, субрегиональном, местном и отраслевом уровнях, что предполагает высокий уровень взаимодействия и координации управленческих систем [1]. При этом отмечено, что целесообразна тактическая детализация в форме мер, рекомендаций и регламентов как комплекс действий на каждом уровне управления. Экономический механизм автор считает наиболее эффективным в удовлетворении социальных потребностей в туристско-рекреационной сфере для различных категорий потребителей, в том числе уязвимых групп, что входит в государственную политику. Инструментальная основа представлена методами организации функционирования и развитии туристических предприятий, их адаптации к изменяющимся экологическим, рыночным, нормативно-правовым, институциональным, технологическим условиям.

Важным аспектом влияния на отрасль являются административно-территориальные и рыночные границы, ограничивающие количественные пределы туристско-рекреационных услуг. Это проявляется в том, что недостаточно высокий уровень жизни населения субъекта негативно влияет на спрос, делает недоступными многие виды туристско-рекреационных услуг на локальном рынке [2]. Другой аспект заключается в том, что рекреационные услуги имеют почти несоизмеримый, но бесспорный социальный эффект, являясь неотъемлемой частью воспроизводства рабочей силы. Экономические и правовые границы рынка в сфере туристско-рекреационных услуг определяются финансово-экономической и социальной политикой в сфере регулирования туристско-рекреационной деятельности.

Справедливо утверждение о том, что результативность механизма регулирования экономического потенциала предприятий находится в прямой зависимости от создания соответственных условий для его оптимальной реализации на микро-, макро-и мезомасштабном уровнях [4]. По мнению ряда авторов, стратегия стабильного развития многих регионов России в современных условиях требует учета альтернативной туристско-рекреационной специализации, способствующей диверсификации про-мышленно ориентированных экономик, усиление сферы услуг, ориентированных на повышение уровня здоровья, снижение заболеваемости и улучшение социально-демографических характеристик населения.

Качество стратегии определяется предвидением и учетом условий и факторов, которые только появились и не успели оказать влияние на тенденции развития отрасли, формированием альтернативных сценариев и механизмов их реализации в конкретных рыночных условиях [10]. Стратегическое планирование основывается на создаваемых услугах и продуктах в туристско-рекреаци-онной сфере, которые будут конкурентоспособными и иметь ценность для потребителя. Наибольшим туристическим потенциалом обладают те регионы страны, в которых исторически сформировалась туристско-рекреа-ционная основа коммерциализации данного направления, значительные разнообразные и уникальные природные факторы, при-

меняемые в лечебных, восстановительных, профилактических целях.

Развитие туризма содействует гармонизации социально-экономического развития региона, делая возможным формирование конкурентоспособного и самобытного рыночного продукта и использованием архаичных исчезающих явлений национальной культуры, объектов культурного наследия, которые мало востребованы жителями региона. Стратегия определяет перечень основных долгосрочных целей и задач, устанавливающих направление будущих действий, а также объем и принципы распределения ресурсов, необходимых для достижения целей. Из-за специфики и масштаба стратегических целей их прямое достижение часто невозможно из-за ограниченного недостатка ресурсов, который определяет длительность временных интервалов, определяющих горизонты для достижения запланированных результатов. На государственном уровне стратегические макроэкономические показатели, такие как ВВП и темпы его роста, промышленное и сельскохозяйственное производство, инфляция и доход на душу населения обычно устанавливаются в качестве целевых ориентиров.

На микроуровне разработка стратегии рассматривается в контексте формирования бизнес-плана предприятия; включает в себя стратегию борьбы с конкурентами, маркетинг, инновационные и инвестиционные процессы. Создание стратегии является результатом планирования, которое понимается как алгоритм действий и взаимосвязей исполнителей, ресурсов, пространственных и временных ориентиров. Непосредственно стратегическое планирование обеспечивает координацию целей и задач, доходов и расходов производителей и потребителей, государства и домашних хозяйств, экспортеров и импортеров.

Стратегическое планирование позволяет определить изменения баланса социальных и производительных сил в регионе, важных с точки зрения определения качественно-количественных параметров спроса. Целевая функции стратегического планирования развития туристско-рекре-ационной сферы региона заключается в определении факторов, определяющих

привлекательность туристического продукта или туристического сервиса на данной территории, его туристической рекреационный потенциал, который является фактором стабильного экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Объектом стратегического планирования развития туристско-рекреационного потенциала региона является внедрение инновационных, организационных и технологических решений для привлечения и обслуживания туристов, активизация применения информационно-коммуникационных технологий, механизмов обеспечения и увеличения качества сервиса для туристов.

В связи с этим значительно повышаются роль и значение факторов транспортной доступности и качества транспортной инфраструктуры, развитие материально-технической базы туристско-рекреационной сферы, наличие и качество трудовых ресурсов, а также учет экологических ограничений. Разработка стратегии развития туристско-рекреационного потенциала должна реали-зовываться с применением инструментов индикативного планирования, которые являются инструментальной платформой стратегического планирования. Система индикаторов позволяет обеспечивать мониторинг реализации программы мер с периодами и планируемыми значениями.

Показатели также имеют территориальную привязку, воплощенную в реальных объектах туристической инфраструктуры, прогнозируемых точках экономического роста региона, связанных с сосредоточением в них объектов туризма и инфраструктуры, введением инновационных, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Стратегия должна учитывать необходимость проведения ряда культурных мероприятий, направленных на популяризацию основной цели стратегии развития туристического сектора региона, тем самым оказывая широкую социальную поддержку населению и хозяйствующим субъектам, которые часто скептически относятся к развитию туризма в регионе, где они живут. В программах целевого и кластерного преобразования территорий необходим научно обоснованный подход к предупреждению угроз чрезвычайного антропогенного давления и эффективности механизмов полу-

чения экономических выгод для всех субъектов экономических отношений, вовлеченных в туристическую деятельность. Объектом стратегического планирования может быть специализированный кластер, инфраструктура, объекты размещения или оказания ту-ристско-рекреационных услуг.

Система стратегического планирования и формирования сценарных вариантов развития туристско-рекреационной деятельности должна быть гибкой, оперативно реагировать на глобальные изменения внешней среды, новые задачи государственного управления. Стратегия развития туризма ориентирована на конкурентоспособность отрасли, стабилизацию спроса за счет доступности услуг различным категориям населения, повышения эффективности нормативно-правового и экономического регулирования.

Проведем анализ деятельности в сфере туризма на федеральном уровне за период 2015-2018 гг. Для анализа будет использован система ЕМИСС, откуда будут позаимствованы итоги въездного туризма в РФ за выбранный период времени, а также итоги выезда российских граждан. Из предложенных данных в системе ЕМИСС были отобраны страны, лидирующие по количеству въездов в РФ человек за период 2015-2018 года именно с целью туризма. Таким образом, составлен рейтинг из 10 стран, который представлен в табл. 1.

Как видно по данным из табл. 1, итог по странам с каждым годом имеет тенденцию роста и среднегодовой темп роста, таким образом, имеет показатель 119,3%. Однако следует выделить страны, въезд из которых имеет отрицательную динамику. Заметно, что в 2016 году въезд граждан Турции достаточно сильно снизился, показатель темпа роста составил всего 32,6%. В 2018 году динамика тоже отрицательная -91,5%. Также снижение можно наблюдать и в 2018 году - 91,5%. Из Германии количество туристов претерпело снижение в 2017 году - 88,9%, однако в 2018 году показатель заметно увеличился. В 2017 снижение количества туристов вышло и из Израиля -97,1%. Туристов из США стало меньше только в 2018 году - 84%, также как и туристов из Соединенного королевства - 94,7% и Испании - 95,2%.

Таблица 1 - ТОП-10 въезда иностранных граждан в РФ за 2015-2018 гг. (сост. по данным [18])

Table 1 - T0P-10 entry of foreign citizens to the Russian Federation for 2015-2018 years

Ранг Страна / Год 2015 2016 Темп роста, % 2017 Темп роста, % 2018 Темп роста, %

1 Китай 94 002 114 930 122,3 149 100 129,7 193 194 129,6

2 Германия 38 929 45 256 116,3 40 249 88,9 54 639 135,7

3 Израиль 23 536 30 578 129,9 29 678 97,1 33 394 112,5

4 Турция 23 529 7 684 32,6 11 248 146,4 10 293 91,5

5 Корея 16 197 19 915 122,9 44 286 222,3 65 630 148,2

6 Италия 15 304 16 599 108,4 17 472 105,3 20 384 116,7

7 Франция 13 839 15 615 112,8 17 307 110,8 21 656 125,1

8 США 12 112 12 622 104,2 16 825 133,3 14 138 84

9 Великобритания 11 549 12 274 106,3 12 341 100,5 11 683 94,7

10 Испания 6 023 6 909 114,7 8 081 116,9 7 694 95,2

Итого: 255 020 282 382 110,7 346 587 122,7 432 705 124,8

Так, можно сказать, что, не смотря на рост количества туристов с каждым годом, в 2018 году въезд туристов из 4 стран стал гораздо меньше, что может говорить о том, что эффективность действия стратегии развития туризма могла снизиться.

Также необходимо выделить такой важный показатель, как численность лиц, работающих в туристических фирмах за 2015-2017 года (данные за 2018 отсутствуют) по федеральным округам и стране в целом. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Численность лиц, работающих в туристических фирмах за 2015-2017 гг. (сост. по данным [18])

Table 2 - The number of people working in travel agencies for 2015-2017 years

Федеральный округ \ Год 2015 2016 Темп роста, % 2017 Темп роста, % Среднегодовой темп роста, %

Центральный 17 342 13 006 74,9 13 520 103,9 88,2

Северо-Западный 4 217 5 286 125,3 10 991 207,9 161,4

Южный 5 617 5 348 95,2 4 620 86,4 90,7

Северо-Кавказский 888 837 94,2 709 84,7 89,4

Приволжский 7 863 6 399 81,4 7 015 109,6 94,5

Уральский 4 220 3 373 79,9 3 780 112,1 94,6

Сибирский 5 267 4 067 77,2 4 831 118,8 95,8

Дальневосточный 2 253 1 653 73,4 1 762 106,6 88,4

Россия в целом 48 433 39 969 82,5 47 228 118,2 98,7

Обратимся к рассчитанному среднегодовому темпу роста по России в целом - как видно, показатель имеет отрицательную тенденцию - 98,7%. Но как можно заметить, по всем округам, кроме самого высокого и положительного результата численности рабочих в Северо-Западном ФО, который составил целых 161,4% (в 2017 году темп роста значительно увеличился), наблюдается низкий среднегодовой темп роста. В 2016 году наиболее всего проглядывается тенденция снижения, так как темпы роста по всем почти округам отрицательные.

Можно выделить следующие проблемы и ограничения стратегического харак-

тера туристско-рекреационной сферы: недостаточная обеспеченности трудовыми ресурсами, что отрицательно сказывается на отраслевой эффективности; высокие цены на размещение и транспортные услуги, которые негативно отражаются на спросе со стороны отечественных и зарубежных потребителей [18].

Стратегическое планирование развития туристско-рекреационной сферы на федеральном уровне должно осуществляться на основе:

- систематизации, упорядочения и кодификации законодательства с учетом разграничения полномочий с регионами;

- улучшение практического направления в системе получения высшего и среднего специального образования в сфере туризма;

- стимулирование инновационного процесса в сопутствующих и обслуживающих секторах материального производства, решения которых оптимизируют деятельность предприятий туристско-ре-креационной сферы (программные решения в сфере учета, управления, маркетинга, бронирования; системы оплаты и мобильные приложения выбора и формирования индивидуального набора услуг);

- внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности, которые обладать значительным потенциалом развития познавательных, образовательных, экс-

курсионных услуг для групп населения, у которых есть проблемы со здоровьем или ограничения передвижения;

создание учреждений культуры сме-шанноготипа,сналичиемвнихэколого-куль-турных туристских комплексов, включающих природно-ландшафтную территорию, музейную экспозицию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, торгово-ярмарочный комплекс, научно-исследовательский центр.

Качество стратегического планирования определяет высокие коммерческие и социальные результаты развития ту-ристско-рекреационной деятельности в регионах, способствует росту количества рентабельных предприятий и их привлекательности для инвестиций.

Список источников

1. Асланов Д.И. Исследование санаторно-курортного комплекса: теория и методология: Монография. Пятигорск: РИА-КМВ, 2011. 123 с.

2. Берлин С.И. Финансово-экономическая политика и рекреационная экономика: модели взаимодействия // Экономические науки. 2007. № 4. С. 128-132.

3. Гонтаржевская Л.И. Рынок туристических услуг в Украине. Донецк: Восточный издат. дом, 2008. 180 с.

4. Гунина И.А. Теория и методы формирования механизма развития экономического потенциала предприятия: Дисс. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Воронеж, 2005. 427 с.

5. Goeldner C.R. Tourism principles, practices, philosophies. N.Y.: John Wiley & Sons, Inc., 2009. 648 p.

6. Дорошенко Ю.А. Оценка и механизм управления экономическим потенциалом территории: Дисс. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Белгород, 1998. 484 c.

7. Dwyer L. Evaluating Tourism's Economic Effects: New and Old Approaches // Tourism Management. 2004. Vol. 25. Pp. 307-317.

8. Crossley J.C. Introduction to commercial recreation and tourism. Sagamore Publishing LLC. 2012. 27 p.

9. Kasimoglu M. Visions for Global Tourism Industry: Creating and Sustaining Competitive Strategies. InTeOp, 2012. 489 p.

10. Квинт В.Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. №7(79). С. 6-11

11. Stabler M. The Economics of Tourism. London: Routledge, 2010. 508 p.

12. Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю. Инвестиционная привлекательность регионов России для развития внутреннего туризма: проблема разработки оценочных показателей // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т.11. №3(73). С. 27-41. DOI: 10.22412/1995-042X-11-3-3.

13. Ткаченко Т.И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса: монография. Киев: Киевский нац. торговый ун-т, 2006. 536 с.

14. Tribe J. The Economics of Recreation, Leisure and Tourism. Butterworth-Heinemann, 2011. 509 p.

15. Holloway J.C. The Business of Tourism. Pearson Education Canada. 2009. 792 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Цехла С.Ю. Мониторинг финансовых показателей рекреационных предприятий Крыма // ФЫанси УкраУни. 2008. №2. С. 36-43.

17. Шевченко Д.К. Проблемы эффективности использования экономического потенциала. Владивосток: Изд-во ДвГУ, 1994. 156 с.

18. Шатько Е.А. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. №7. С. 65-67.

References

1. Aslanov, D. I. (2011). Issledovanie sanatorno-kurortnogo kompleksa: teoriya i metodologiya [Research of the Spa complex: theory and methodology]: А monograph. Pyatigorsk: RIA-KMV. (In Russ.)

2. Berlin, S. I. (2007) Finansovo-ekonomicheskaya politika i rekreacionnaya ekonomika: modeli vzaimodejstviya [Financial and economic policy and recreational economy: interaction models]. Ekonomicheskie nauki, 4, 128132. (In Russ.)

3. Gontarzhevskaya L. I. (2008) Rynok turisticheskih uslug v Ukraine [Tourism services market in Ukraine]. Doneck: Vostochnyj izdatel'skij dom. (In Russ.)

4. Gunina, I. A. (2005) Teoriya i metody formirovaniya mekhanizma razvitiya ekonomicheskogo potenciala predpriyatiya [Theory and methods of forming a mechanism for developing an enterprise's economic potential] : Doctor of Economics thesis. Voronezh. (In Russ.)

5. Goeldner, C. R. (2009) Tourism principles, practices, philosophies. N.Y. : John Wiley & Sons, Inc.

6. Doroshenko, Yr. A. (1998) Ocenka i mekhanizm upravleniya ekonomicheskim potencialom territorii [Assessment and mechanism for managing the economic potential of the territory]: Doctor of Economics thesis, Belgorod. (In Russ.)

7. Dwyer, L. (2004) Evaluating Tourism's Economic Effects: New and Old Approaches. Tourism Management, 25, 307-317.

8. Crossley, J. C. (2012) Introduction to commercial recreation and tourism. Sagamore Publishing LLC.

9. Kasimoglu, M. (2012) Visions for Global Tourism Industry: Creating and Sustaining Competitive Strategies. InTeOp.

10. Kvint, V. L. (2015) Razrabotka strategii: monitoring i prognozirovanie vnutrennej i vneshnej sredy [Strategy development: monitoring and forecasting the internal and external environment]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consultation], 7(79), 6-11. (In Russ.)

11. Stabler, M. (2010) The Economics of Tourism. London: Routledge.

12. Afanasiev, O. E., Oborin, M. S., & Shman, E. Yu. (2017). Investicionnaya privlekatel'nost' regionov Rossii dlya razvitiya vnutrennego turizma: problema razrabotki ocenochnyh pokazatelej [Investment attraction of Russian regions for the domestic tourism development: elaborating estimation indicators]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(3), 27-41. doi: 10.22412/1995-042X-11-3-3. (In Russ.).

13. Tkachenko, T. I. (2006) Ustojchivoe razvitie turizma: teoriya, metodologiya, realii biznesa [Sustainable tourism development: theory, methodology, and business realities]: A monograph. Kiev: T. Shevshenko Kyiv National University. (In Russ.)

14. Tribe, J. (2011) The Economics of Recreation, Leisure and Tourism. Butterworth-Heinemann.

15. Holloway, J. C. (2009) The Business of Tourism. Pearson Education Canada.

16. Tsekhla, S. Yu. (2008) Мониторинг финансових показателей рекреационных предприятий Крыма [Monitoring of the best indicators of recreational enterprises in Crimea]. Finansi Ukraini [Finance Of Ukraine], 2, 36-43. (In Russ.)

17. Shevchenko, D. K. (1994) Problemy effektivnosti ispol'zovaniya ekonomicheskogo potenciala [Problems of efficient use of economic potential]. Vladivostok: Izd-vo DGU. (In Russ.)

18. Shat'ko E. A. (2019) Analiz sovremennogo sostoyaniya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii [Analysis of the current state of tourism development in the Russian Federation]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 7, 65-67. (In Russ.)

ТУРААЙАЖЕСГ

TOURDIGEST

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА»

• Автотуризм - разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль (ГОСТ Р 57806-2017 «Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Общие требования»).

• Горнолыжный комплекс - целенаправленно формируемая совокупность технических, технологических, организационных средств, а также хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих активный и пассивный отдых потребителей, связанный с катанием со склонов с использованием спортивно-развлекательного инвентаря (горные лыжи, сноуборды,

тюбинги, санки и т. п.) (ГОСТ Р 55881-2016 «Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов»). • Горнолыжный туризм - активный вид отдыха на территории горнолыжного комплекса в спортивных, физкультурных, оздоровительных и рекреационных целях.

Продолжение — на стр. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.