EDN: CCJLZU
Е.В. Плотникова - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.V. Plotnikova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of state and municipal governance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
К.С. Жилина - обучающаяся факультета государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.S. Zilina - student at the faculty of state and municipal administration, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Е.С. Трифонова - обучающаяся факультета государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.S. Trifonova - student at the faculty of state and municipal administration, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ STRATEGIC PLANNING OF RURAL DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Рассмотрены роль и значение сельских территорий и выделены основные проблемы в их развитии. Представлен анализ документов стратегического планирования в области устойчивого и комплексного развития сельских территорий. В рамках целепола-гания рассмотрена Стратегия устойчивого развития сельских территорий в Российской Федерации на период до 2030 года, систематизированы ее задачи и проведен анализ целевых показателей. В рамках прогнозирования исследованы прогнозируемые тенденции сельского развития, которые представлены в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. В рамках программирования проведен анализ государственных программ комплексного развития территорий в Российской Федерации и Краснодарском крае. Рассмотрены основные цели субсидирования сельского развития и уровни достижения целевых показателей региональной подпрограммы. Сделаны выводы о государственной политике в области развития сельских территорий и ее взаимосвязи с системой стратегического планирования.
Abstract. The role and importance of rural areas are considered and the main problems in their development are highlighted. The analysis of strategic planning documents in the field of sustainable and integrated rural development is presented. As part of the goal-setting, the Strategy of Sustainable Rural Development in the Russian Federation for the period up to 2030 is considered, its tasks are systematized and an analysis of target indicators is carried out. Within the framework of forecasting, the projected trends of rural development are studied, which are presented in the Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2036. As part of the programming, an analysis of state programs for the integrated development of territories in the Russian Federation and the Krasnodar Territory was carried out. The main objectives of subsidizing rural development and the levels of achieving the targets of the regional subprogram are considered. Conclusions are drawn about the state policy in the field of rural development and its relationship with the strategic planning system.
Ключевые слова: Сельские территории, стратегическое планирование, целеполагание, стратегия, прогнозирование, программирование, государственная программа, подпрограмма, субсидии, целевые показатели.
Keywords: Rural areas, strategic planning, goal setting, strategy, forecasting, programming, state program, subprogram, subsidies, targets.
Под сельскими территориями понимают территории, население которых занимается преимущественно сельским хозяйством в рамках фермерского сектора и личных подсобных хозяйств. Значение таких территорий стремительно растет в условиях глобализации вместе с усилением роли как природных, так и территориальных ресурсов в развитии страны. В настоящее время в Российской Федерации развитие сельских территорий считается одним из главных направлений повышения уровня и улучшения качества жизни населения, а также снижения уровня бедности и развития аграрного сектора.
В соответствии с федеральными законодательными актами под сельскими территориями понимаются сельские поселения и межселенные территории, которые объединены общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений. Конкретный перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории каждого региона определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. К основным и характерным чертам такого рода территорий относят значительное преобладание различных видов аграрной деятельности, децентрализованную инженерную инфраструктуру, наличие личного подворья у жителей, которое определяет стиль и образ жизни сельского населения и др. При этом, следует отметить, что сельские территории выполняют многообразные функции - производственную, пространственно -коммуникационную, социально-демографическую, экологическую, рекреационную, этническую, и др. [6, 8].
Однако в развитии сельских территорий существует комплекс острых проблем, обусловленный низким уровнем развития сельской инфраструктуры, в том числе системы здравоохранения, образования, дорожного хозяйства и т.д. В связи с этим уровень и качество жизни сельских жителей существенно уступает городскому уровню. Между городской и сельской местностью усиливается информационный и инновационный разрыв. Непривлекательные условия сельской жизни приводят к миграционному оттоку населения, прежде всего молодежи, что в свою очередь порождает кадровую проблему [7]. В этих условиях является целесообразной разработка государственной политики устойчивого и комплексного развития сельских территорий, которая будет способствовать раскрытию их социально-экономического потенциала и обеспечит эффективное выполнение ими значимых общенациональных функций.
В современных условиях для решения указанных проблем сельского развития, разработки и реализации государственной политики территориально-отраслевого развития создана система стратегического планирования, которая формируется в соответствии с Федеральным законом №172 от 28 июня 2014 г. и включает в себя разработку документов в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования [1]. Реализация документов стратегического планирования обеспечивает необходимый процесс регулирования развития отраслей и территорий, позволяющий достигнуть намеченных стратегических приоритетов.
Целеполагание представляет собой деятельность по определению и обоснованию целей, задач и приоритетных направлений развития РФ, регионов, муниципалитетов, межотраслевых комплексов, отраслей и сфер
государственного и муниципального управления. В рамках целеполагания на федеральном уровне разрабатывается 7 документов, из которых непосредственно цели и задачи отраслей и сфер социально-экономического развития определяются в отраслевых стратегиях. Так, в настоящее время важнейшим действующим отраслевым документом стратегического планирования является Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Она направлена на планомерное улучшение качества и повышение уровня жизни сельского населения на основе раскрытия потенциала сельских территорий. В Стратегии установлены основы государственной политики развития сельской местности, которая представляет собой совокупность правовых, финансово-экономических и организационных инструментов управления. Формирование политики заключается в определении целей, задач, приоритетных направлений и целевых показателей развития. Так, в качестве стратегических целей выступают:
- формирование условий для эффективного и устойчивого развития сельских территорий, выполнение ими национальных функций и решение задач сельского развития;
- достижение стабильного увеличения численности сельского населения и создание условий для ее роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни и уменьшения миграционного оттока населения;
- достижение социальных параметров в сфере занятости сельских жителей, повышение уровня и качества их жизни;
- увеличение объема производства аграрной продукции, а также рациональное использование земельных и лесных ресурсов [2].
Все вышеперечисленные цели должны обеспечить стабильное развитие и повышение уровня привлекательности сельских территорий в рамках социально-экономического развития страны. Поэтому для их достижения стратегия предусматривает решение комплекса задач, которые можно разделить условно на 5 групп:
1. Социальное развитие сельских территорий, включающее в себя улучшение демографической ситуации, совершенствование социальной инфраструктуры, обеспечение доступности социальных услуг для сельского населения, всестороннее развитие культурной среды, создание условий для социализации и самореализации сельской молодежи.
2. Экономическое развитие сельских территорий, предполагающее оптимизацию размещения сельскохозяйственных отраслей, развитие аграрного туризма, диверсификацию сельской экономики, развитие малых форм хозяйствования в АПК и сельскохозяйственной кооперации.
3. Развитие сельской инфраструктуры - заключается в совершенствовании и развитии жилищной, дорожно-транспортной и инженерно-коммунальной инфраструктуры сельских территорий, а также расширении доступа сельского населения к услугам современных средств связи.
4. Повышение эффективности организации сельского управления - предполагает совершенствование кадрового, методического и научного обеспечения сельского развития, повышение эффективности деятельности органов сельского самоуправления и развитие институтов гражданского общества.
5. Управление территориальными ресурсами - включает в себя обеспечение рационального использования природных ресурсов и доступа сельского населения к ним, эффективное управление земельными, водными и лесными ресурсами, а также охраняемыми территориями [10].
Оценка достижения стратегических целей и задач осуществляется на основе системы целевых показателей, фактические и плановые значения которых приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Целевые показатели Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ
Целевой показатель 2013 год, факт 2030 год, план
Численность сельского населения, тыс. чел. 37228,8 35006,2
Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения, лет 69,2 75,6
Миграционный прирост сельского населения, тыс. чел. -176,8 -74,1
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств, % 60,0 90,0
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в сельских населенных пунктах, кв. м / чел. 24,7 33,0
Удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованной всеми видами благоустройства, % 26,0 45,0
Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности, ед. 175 184
Удельный вес общеобразовательных организаций в сельской местности, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, % 77,9 95,0
Удельный вес зданий (помещений) учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, находящихся в неудовлетворительном состоянии, % 26,1 20,0
Доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % 22,0 37,3
Доля сельских домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету с домашнего компьютера, % 49,8 85,0
Доля сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог, % 69,2 80,0
Проанализировав данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод о том, что благодаря намеченной политике удастся лишь уменьшить отток из сельской местности, так как планируется сокращение численности сельского населения к 2030 году на 2,2 млн чел. или на 6 %. Так, миграционный отток сельского населения должен сократиться в 2,4 раза или на 102,7 тыс. человек. Также планируется рост располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств в среднем на душу населения, средней жилой площади на 1 сельского жителя,
уровня ее благоустройства, рост показателей в сфере здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, связи и дорожного хозяйства.
В рамках прогнозирования осуществляется разработка научно обоснованных представлений о направлениях, результатах и показателях, рисках и угрозах развития объекта. В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года указывается, что развитие сельских территорий, улучшение качества жизни населения, поддержка фермеров и развитие сельских кооперативов будут играть важную роль в снижении бедности в долгосрочной перспективе. Также устойчивое развитие сельских территорий указывается как один из основных факторов, который определяет прогнозируемую динамику развития АПК в долгосрочном периоде [1, 12].
В рамках программирования осуществляется формирование и исполнение программ федерального, регионального и муниципального уровней, которые направлены на достижение целевых ориентиров, установленных в документах целеполагания. В соответствии с этим любая программа содержит в себе совокупность мероприятий, согласованных по задачам, срокам, исполнителям и ресурсам, что в будущем позволяет обеспечить скоординированное достижение поставленных целей и эффективное решение задач социально-экономического развития. Таким образом, можно сделать вывод о том, что программы выступают как инструменты реализации установленных в отраслевых стратегиях стратегических приоритетов [10].
Так, ключевыми инструментами реализации Стратегии сельского развития являются государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и соответствующие региональные программы (подпрограммы). Федеральная программа включена в направление госпрограмм «Комфортная и безопасная среда для жизни». Основные сведения о программе представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные сведения о федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий» [3]
Показатель Содержание
Куратор программы Абрамченко В.В. - заместитель Председателя Правительства РФ
Ответственный исполнитель Патрушев Д.Н. - министр сельского хозяйства РФ
Период реализации Этап I: 2020-2021 гг. Этап II: 2022-2030 гг.
Цели программы 1 Сохранение к 2031 г. доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне 25 %
2 Достижение к 2031 г. соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 70 %
3 Повышение к 2031 г. доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 54 %
Направления (подпрограммы) 1 Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения
2 Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях
3 Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях
4 Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий
Объем финансирования Объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета за весь период исполнения 121 900 млн руб.
В состав государственной программы входит 4 основных направления (подпрограммы), в рамках которых реализуется 5 федеральных проектов и 2 комплекса процессных мероприятий (таблица 3).
По данным, представленным в таблице 3, инструментами реализации направлений является проектное и процессное управление. Проектный принцип дает возможность в совокупности развивать сельские территории, целенаправленно повышая их социально-экономический потенциал. Организация процессного управления осуществляется только в рамках последнего направления. При этом задачами комплексов процессных мероприятий являются повышение уровня заинтересованности и участия сельского населения в реализации мероприятий данной программы, проведение мониторинга фактического состояния сельских территорий, создание и ведение информационных ресурсов сельских территорий. При этом участие субъектов РФ в федеральной программе носит заявительный характер [5].
Таблица 3 - Структура федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий»
Направление (подпрограмма) Федеральные проекты (ФП), комплексы процессных мероприятий (КПМ)
Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения ФП «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений»
Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях ФП «Содействие занятости сельского населения»
Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях ФП «Современный облик сельских территорий» ФП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» ФП «Благоустройство сельских территорий»
Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий КПМ ««Организация и проведение мероприятий всероссийского значения, направленных на популяризацию и поощрение достижений в сфере развития сельских территорий» КПМ «Выполнение бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства РФ, государственных заданий по информационному, аналитическому и методологическому обеспечению комплексного развития сельских территорий»
По данным, представленным в таблице 3, инструментами реализации направлений является проектное и процессное управление. Проектный принцип дает возможность в совокупности развивать сельские территории, целенаправленно повышая их социально-экономический потенциал. Организация процессного управления осуществляется только в рамках последнего направления. При этом задачами комплексов процессных мероприятий являются повышение уровня заинтересованности и участия сельского населения в реализации мероприятий данной программы, проведение мониторинга фактического состояния сельских территорий, создание и ведение информационных ресурсов сельских территорий. При этом участие субъектов РФ в федеральной про-
грамме носит заявительный характер [5].
Реализация государственной политики в сфере развития сельских территорий Краснодарского края осуществляется в рамках региональной программы развития сельского хозяйства. В ее состав входит подпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий», рассчитанная на период с 2020 по 2025 годы. Основной целью данной подпрограммы является создание комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях. Для ее достижения предусмотрены 2 основные задачи: во-первых, обеспечение сельского населения доступным и комфортным жильем; во-вторых, создание и развитие сельской инфраструктуры. Решение указанных задач осуществляется на основе реализации комплекса мероприятий, которые заключаются в предоставлении субсидий на условиях софинансирования с местными бюджетами муниципальных образований Краснодарского края. В настоящее время субсидии предоставляются на следующие цели:
- строительство или приобретение жилого помещения гражданами, которые проживают на сельских территориях;
- организация благоустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;
- обеспечение электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- организация предоставления бесплатного дошкольного и общего образования в муниципальных образовательных учреждениях;
- организация культурно-массовых мероприятий и обеспечение жителей услугами учреждений культуры;
- создание условий для развития традиционного народного художественного творчества;
- формирование здорового образа жизни и развитие массовой физической культуры;
- создание условий для обеспечения услугами связи;
- капитальный ремонт объектов здравоохранения;
- реализация проектов по благоустройству общественных пространств сельских территорий;
- формирование проектной документации на строительство социальных объектов на сельских территориях.
В рамках подпрограммы в начале 2020 года также были выделены денежные средства на развитие инженерной инфраструктуры сельских территорий, в том числе на обеспечение газификации и водоснабжения сельских населенных пунктов, в том числе на строительство, реконструкцию и модернизацию распределительных газовых сетей и локальных водопроводов [4, 9].
За счет достижения целей и решения задач подпрограммы, а также реализации указанных мероприятий к 2025 г. планируется достижение следующих плановых значений целевых показателей (таблица 4).
Таблица 4 - Анализ достижения целевых показателей краевой подпрограммы «Комплексное развитие
сельских территорий» [11]
Год Доля сельского населения в общей численности населения Краснодарского края, % Уровень соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств, % Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах, %
план факт план факт план факт
2020 44,4 44,6 80,0 102,0 49,5 54,6
2021 44,4 44,1 80,0 103,3 49,6 53,9
2022 44,4 42,9 103,0 104,6 54,0 56,1
Как видно из таблицы 4, в 2021-2022 гг., несмотря на проводимую политику, не удалось сохранить показатель доли сельского населения на уровне 44,4 %, что приводит к ее постепенному снижению. Однако другие целевые показатели, которые отражают уровень и качество жизни жителей сельских населенных пунктов, ежегодно перевыполняются.
Организацию деятельности по достижению целевых показателей подпрограммы, а также подготовку различных предложений по объемам и источникам финансирования реализации ее мероприятий всегда осуществляет координатор программы - министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Плановый объем финансового обеспечения на осуществление мероприятий составляет 4321,7 млн. рублей за счет средств федерального бюджета (2297,9 млн. рублей или 53,2 % от общего объема средств), регионального бюджета (1487,9 млн. рублей или 34,4 %), местных бюджетов (334,3 млн. рублей или 7,7 %) и внебюджетных источников (201,6 млн. рублей или 4,7 %) [4].
Таким образом, проведенный анализ документов стратегического планирования позволил сделать вывод о том, что в настоящее время в сфере развития сельских территорий разработана целенаправленная государственная политика. В рамках целеполагания она включает в себя взаимосвязанную систему целей, задач, приоритетных направлений и механизмов их реализации. В рамках программирования установлены все необходимые атрибуты для достижения намеченных долгосрочных приоритетов - конкретные проекты, подпрограммы, мероприятия, сроки, исполнители и ресурсное обеспечение. В целом реализация государственной политики в этой сфере должна обеспечить комплексное и устойчивое развитие сельских населенных пунктов. При этом эффективность реализации документов стратегического планирования непосредственно зависит от правильно построенной бюджетной политики, а также системы мониторинга и контроля за достижением целевых индикаторов и целевым использованием выделенных финансовых ресурсов.
Источники:
1. Федеральный закон от 26 июня 2014 г. № 172. О стратегическом планировании в РФ.
2. Распоряжение Правительства РФ от 02 февраля 2015 г. №»151-р. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года.
3. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N° 696. Об утверждении государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий.
4. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 г. № 944. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
5. Агибалова В.Г. Проектный подход к социально-экономическому развитию сельских территорий в условиях усиления их многофункциональности // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: Материалы II Всероссийской (национальной научно-практической конференции с международным участием) / Под общей редакцией Сухановой С.Ф. - Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2018. - С. 12-15.
6. Артемова Е.И. Развитие сельскохозяйственной кооперации в Краснодарском крае / Е.И. Артемова, Е.В. Плотникова // Вестник Академии знаний. - 2018. - №27(4). - С. 41-47.
7. Белкина Е.Н., Зайцева М.В., Абрамян Р.Т. Проблемы развития и самореализации человеческого капитала сельских территорий // Московский экономический журнал. - 2018. - №5-3. - С. 24.
8. Горлова Е.А. Влияние муниципальной реформы на векторы устойчивого развития сельских территорий // Институты местной демократии в управлении экологически устойчивым развитием локальных территорий: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. - С. 97-102.
9. Зайцева М.В. Оценка современного состояния сельских территорий Краснодарского края // Итоги научно-исследовательской работы за 2017 год: сборник статей по материалам 73-й научно-практической конференции преподавателей. - 2018. - С. 439-440.
10. Плотникова Е.В. Программы регулирования аграрной экономики и сельского развития / Е.В. Плотникова. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2023. - 145 с.
11. Портал государственных программ Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://monitoring.krasnodar.ru/.
12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf.
EDN: BYSACR
Ю.В. Подопригора - к.э.н., доцент кафедры экономики, организации, управления строительством и жилищно-коммунальным комплексом, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Россия, [email protected],
Yu.V. Podoprigora - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics, organization, construction management and housing and communal complex, Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, Tomsk, Russia;
М.А Крапивко - магистрант архитектурного факультета, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Томск, Россия, [email protected],
MA Krapivko - master's student, faculty of architecture, Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, Tomsk, Russia.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Г. ТОМСКА В АСПЕКТЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF PUBLIC PASSENGER TRANSPORT IN THE CITY OF TOMSK IN THE ASPECT OF GREENING THE URBAN ENVIRONMENT
Аннотация. Система общественного транспорта играет важную роль в развитии городов, влияя на качество жизни населения и обеспечивая условия экономического роста. Однако многие города России сталкиваются с проблемой организации пассажирского транспорта, понижая его популярность, что становится причиной установления автомобильно-ориентированной политики внутри города. Такая система существенно повышает загазованность воздуха, нанося глобальный экологический ущерб жителям. Цель исследования - оценка современного состояния развития системы общественного транспорта города Томска и определение ключевых тенденций развития транспортной инфраструктуры в аспекте экологизации. В работе применены сравнительно-аналитический метод и системный подход. В статье отражены проблемы развития общественного пассажирского транспорта г. Томска. На основе показателей внутригородского транспортного обслуживания населения определены характеристики и износ подвижного состава общественного транспорта муниципального образования. Согласно стратегии транспортного развития региона, определены векторы транспортной политики на период до 2035 г. На примере рассматриваемого города выявлена роль общественного пассажирского транспорта в повышении индекса качества городской среды, формирующего социально-экономическое пространство города. Результаты исследования могут быть использованы для принятия мер, направленных на повышение значимости городского пассажирского транспорта и улучшение экологической обстановки в городах.
Abstract. The public transport system plays an important role in the development of cities, influencing the quality of life of the population and providing conditions for economic growth. However, many cities in Russia are faced with the problem of organizing passenger transport, reducing its popularity, which becomes the reason for the establishment of a car-oriented policy within the city. Such a system significantly increases air pollution, causing global environmental damage to residents. The purpose of the study is to assess the current state of development of the public transport system of the city of Tomsk and identify key trends in the development of transport infrastructure in terms of greening. The work uses a comparative analytical method and a systematic approach. The article reflects the problems of the development of public passenger transport in Tomsk. Based on the indicators of intracity transport services for the population, the characteristics and wear of the rolling stock of public transport of the municipality were determined. According to the strategy of transport development of the region, the vectors of transport policy for the period up to 2035 have been determined. Using the example of the city under consideration, the role of public passenger transport in increasing the quality index of the urban environment, which forms the socio-economic space of the city, has been identified. The results of the study can be used to take measures aimed at increasing the importance of urban passenger transport and improving the environmental situation in cities.
Ключевые слова: общественный пассажирский транспорт, электротранспорт, транспортная инфраструктура, индекс качества городской среды, экологизация.
Keywords: public passenger transport, electric transport, transport infrastructure, urban environment quality index, greening.
Общественный транспорт является неотъемлемой частью развития структуры современных городов, играя важную роль в обеспечении удобства и комфорта для жителей городских агломераций. Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро и монорельсовые железные дороги предоставляют безопасное, эффективное и экономичное обслуживание пассажиров.