eee-region.ru/article/6818/
Qli.l
The effectiveness of the implementation of state programs (based on the materials of the Samara region)
Государственное и муниципальное управление Авторы
Волконская Анна Генриховна
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Россия, Самарский государственный аграрный университет [email protected] Мамай Оксана Владимировна
доктор экономических наук, декан экономического факультета Россия, Самарский государственный аграрный университет [email protected] Курлыков Олег Игоревич
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Россия, Самарский государственный аграрный университет [email protected] Аннотация
Государственные программы выступают важнейшим инструментом стратегического управления территориями. По численности населения Самарская область занимает 11 место среди регионов России и 4 место среди регионов Приволжского федерального округа. В 2020 году в Самарской области реализовывались 50 госпрограмм. Оценка эффективности госпрограмм как документов стратегического планирования проведена на основе анализа степени достижения стратегических показателей (индикаторов), плановые значения которых установлены в федеральных и региональных документах
стратегического планирования, национальных и федеральных проектах, планах действий долгосрочного характера, указах и решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В результате исследования было выявлено, что в Самарской области можно говорить об эффективной региональной политике в соответствующих сферах социально-экономического развития региона, однако оценка выполнения целевых индикаторов при реализации государственных программ Самарской области позволила обосновать необходимость комплексного подхода и периодического уточнения критериев оценки.
Ключевые слова
Самарская область, Приволжский федеральный округ, государственные программы, эффективность, результативность, целевое использование, индикаторы, стратегические показатели, тактические показатели.
Рекомендуемая ссылка
Волконская Анна Генриховна , Мамай Оксана Владимировна , Курлыков Олег Игоревич Эффективность реализации государственных программ (на материалах Самарской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4.(68), Номер статьи: 6818. Дата публикации: 23.11.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6818/
Authors
Volkonskaya Anna Genrikhovna
PhD in Economics, Head of the Department of Management and Marketing Russia, Samara State Agrarian University [email protected] Mamay Oksana Vladimirovna
Doctor of Economics, Dean of the Faculty of Economics Russia, Samara State Agrarian University [email protected] Kurlykov Oleg Igorevich
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Marketing
Russia, Samara State Agrarian University
Abstract
State programs are the most important tool for strategic management of territories. In terms of population, the Samara region ranks 11th among the regions of Russia and 4th among the regions of the Volga Federal District. In 2020, 50 state programs were implemented in the Samara region. Evaluation of the effectiveness of state programs as strategic planning documents was carried out on the basis of an analysis of the degree of achievement of strategic indicators (indicators), the planned values of which are established in federal and regional strategic planning documents, national and federal projects, long-term action plans, decrees and decisions of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation Federation. As a result of the study, it was revealed that in the Samara region we can talk about an effective regional policy in the relevant areas of the socio-
economic development of the region, however, the assessment of the implementation of target indicators in the implementation of state programs of the Samara region made it possible to substantiate the need for an integrated approach and periodic refinement of the assessment criteria.
Keywords
Samara Region, Volga Federal District, state programs, efficiency, intended use, indicators, strategic indicators, tactical indicators.
Suggested Citation
Volkonskaya Anna Genrikhovna , Mamay Oksana Vladimirovna , Kurlykov Oleg Igorevich The effectiveness of the implementation of state programs (based on the materials of the Samara region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6818. Date issued: 23.11.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6818/
Введение
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2014 г. N0172^3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» государственная программа Российской Федерации (госпрограмма) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Следовательно, государственная программа - система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. Реализация государственных программ должна вести к повышению результативности использования бюджетных средств. В связи с этим особо актуальными становятся оценка эффективности госпрограмм, анализ проблем, возникающих при их реализации, и выработка предложений по исправлению ситуации.
Методика. Результаты и обсуждения
В Самарской области проживает 3154,2 тыс. чел., это составляет более 2% населения России и более 10% населения Приволжского федерального округа. По численности населения Самарская область занимает 11 место среди регионов России и 4 место среди регионов Приволжского федерального округа.
На территории Самарской области находится уникальная двухъядерная Самарско-Тольяттинская агломерация, в которой проживает более 86% населения области.
В 2020 году реализовывались 50 госпрограмм. По информации Министерства управления финансами (МУФ) общий объём бюджетных ассигнований, направленных на финансирование госпрограмм, составил в 2020 году 207,8 млрд. рублей, что выше
уровня 2019 года на 10,8%. Из них средства областного бюджета - 154,15 млрд. руб. (на 5,1% выше уровня 2019 года), средства федерального бюджета - 53,6 млрд. руб. (на 30% выше уровня 2019 года).
Доля бюджетных расходов, осуществляемых с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, несколько снизилась и составила в 2020 году 93,36% (в 2019 году - 95,86%).
У службы мировых судей 100% расходов осуществлялось с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования (в 2019 году - у двух органов исполнительной власти: службы мировых судей и департамента ветеринарии). У 15 органов исполнительной власти доля программных расходов была выше, чем в среднем по региону: министерства транспорта и автомобильных дорог (99,96%), министерства здравоохранения (99,94%), министерства сельского хозяйства и продовольствия (99,61%), министерства труда, занятости и миграционной политики (99,59%), министерства управления финансами (99,49%), министерства экономического развития и инвестиций (99,4%), министерства образования и науки (98,98%), министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования (98,86%), департамента информационных технологий и связи (98,9%), управления государственной архивной службы (98,11%), министерства спорта (97,31%), управления государственной охраны объектов культурного наследия (96,99%), государственной жилищной инспекции (96,6%), министерства социально-демографической и семейной политики (95,46%), министерства строительства (94,93%).
В структуре расходов, направленных в 2020 году на финансирование госпрограмм за счет средств областного бюджета и поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, более половины (58,1%) были направлены на финансирование социальной сферы, 21,1% - на финансирование транспортной инфраструктуры, 8,6% -на развитие жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры, 3,1% - на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Оценка эффективности госпрограмм как документов стратегического планирования проведена на основе анализа степени достижения стратегических показателей (индикаторов), плановые значения которых установлены в федеральных и региональных документах стратегического планирования, национальных и федеральных проектах, планах действий долгосрочного характера, указах и решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В рамках госпрограмм было предусмотрено достижение 94 стратегических показателей (индикаторов). Из всей совокупности стратегических показателей (индикаторов) значения 53 показателей (56,4% от общего количества стратегических показателей (индикаторов)) превысили запланированный уровень, 16 показателей (17%) -соответствуют запланированным значениям, 25 показателей (26,6%) - не достигли запланированного уровня.
У 64% госпрограмм степень достижения стратегических показателей (индикаторов) (среднее значение по всем стратегическим показателям (индикаторам) госпрограммы) превысила запланированный уровень или соответствует запланированным значениям,
что свидетельствует об эффективности региональной политики в соответствующих сферах социально-экономического развития региона.
Степень достижения стратегических показателей (индикаторов) 14 госпрограмм ниже 100% (в 2019 году - 13 госпрограмм) (табл. 1).
Таблица 1 - Перечень госпрограмм, степень достижения стратегических показателей (индикаторов) которых ниже 100 процентов
Наименование госпрограммы
Ответственный
исполнитель
госпрограммы
Степень достижения стратегических показателей
(индикаторов),
%
Причины
недостижения
запланированных
значений
стратегических
показателей
(индикаторов)
«Чистая вода» на 2019 - 2024 годы
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
99,85
Отсутствие ввода в
эксплуатацию
объекта
коммунальной
инфраструктуры
«Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области» на 2020 -2025 годы
Министерство промышленности и торговли Самарской области
97,9
Снижение индекса физического объёма оборота розничной торговли в Самарской области (по отношению к предшествующему году) в связи введением
ограничительных мер в условиях распространения коронавирусной инфекции
«Развитие промышленности Самарской области и повышение её конкурентоспособности до 2023 года»
Министерство 95,9
промышленности и торговли Самарской области
«Строительство, Министерство 95,5
реконструкция и образования и науки
капитальный ремонт Самарской области
образовательных
учреждений Самарской
области» до 2025 года
Снижение индекса производства в обрабатывающих производствах в связи с
приостановлением во время действия ограничительных мер на фоне
распространения новой
коронавирусной инфекции деятельности дилерской сети АО «АВТОВАЗ», переносом сроков реализации готовой продукции на АО «РКЦ
«Прогресс», уменьшением объёмов заказов на рынке
электрического оборудования и нахождением АО «Росскат» в стадии ликвидации
Снижение доли обучающихся, занимающихся в первую смену, в связи с
необходимостью изменения режима работы
образовательных
организаций в
условиях
распространения
коронавирусной
инфекции
«Обеспечение правопорядка в Самарской области на 2014-2023 годы»
Департамент по 95,5
вопросам
правопорядка и
противодействия
коррупции Самарской
области
«Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области на 2014-2024 годы»
Министерство 93,1
промышленности и торговли Самарской области
Создание
благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014 — 2030 годы
Министерство 92,8
экономического
развития и
инвестиций
Самарской области
Увеличение количества зарегистрированных преступлений на территории Самарской области в связи с осложнением криминогенной ситуации в регионе и повышением уровня преступности, связанной с использованием информационных технологий
Отсутствие финансирования за счёт средств областного бюджета мероприятий госпрограммы
Значительное ухудшение макроэкономических условий (высокая волатильность на фондовых рынках, ослабление курса национальной валюты, падение цен на энергоресурсы), обусловленное негативным влиянием на экономику области событий, связанных с распространением новой
коронавирусной инфекции
«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Самарской области» на 2014 -2023 годы
Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области
88,5
Недостаточность
бюджетных
ассигнований,
направляемых на
обновление
устаревшего парка
пожарных
автомобилей,
оснащение
подразделений
противопожарной
службы области
современным
пожарно-техническим
вооружением и
строительство
пожарных депо в
местностях,
находящихся за
пределами
нормативного
времени прибытия
противопожарных
подразделений.
Плановые значения
стратегических
показателей
(индикаторов)
госпрограммы
установлены в
соответствии с
плановыми
значениями
аналогичных
показателей
(индикаторов)
госпрограммы РФ
«Защита населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций,
обеспечение
пожарной
безопасности и
безопасности людей
на водных объектах,
рассчитанными МЧС
России как среднее
значение по всем
субъектам
Российской
Федерации
«Развитие инфраструктуры градостроительной деятельности на территории Самарской области» на 2016 — 2023 годы
Министерство 87,0
строительства Самарской области
«Развитие Министерство 77,6
здравоохранения в здравоохранения
Самарской области на Самарской области 2014 - 2023 годы»
Реализация мероприятий госпрограммы рассчитана на период до 2022 года и соответственно 100 % достижение значения стратегического показателя возможно в конце указанного срока. При этом плановое значение стратегического показателя (индикатора) установлено на уровне 100% исходя из требований Градостроительного кодекса РФ
В результате неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространения новой
коронавирусной инфекции, снизилась рождаемость, увеличилась смертность, в том числе смертность населения трудоспособного возраста.
Совокупное влияние отрицательной динамики данных показателей отразилось на снижении ожидаемой продолжительности жизни населения
«Совершенствование системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Самарской области» на 2018 -2024 годы
Министерство 77,2
энергетики и
жилищно-
коммунального
хозяйства Самарской
области
«Содействие занятости населения Самарской области» на 2019-2023 годы
Министерство труда, 74,3 занятости и миграционной политики
Самарской области
Значения
стратегических
показателей
(индикаторов) «Доля
твердых
коммунальных
отходов,
направленных на
утилизацию, в общем
объеме
образованных
твердых
коммунальных
отходов» и «Доля
твердых
коммунальных
отходов,
направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов» утверждены на федеральном уровне без учёта графика ввода мощностей по утилизации и обработке твердых коммунальных отходов,
предусмотренного Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами в Самарской области
Рост уровня регистрируемой безработицы в связи с замедлением темпов
экономического развития в условиях введения
ограничительных мер в связи с
распространением
коронавирусной
инфекции
«Формирование Министерство 73,0
земельных участков имущественных
для предоставления отношений
гражданам, имеющим Самарской области
трех и более детей, в
Самарской области»
на 2015-2021 годы»
Темп роста количества сформированных в 2020 году земельных участков ниже темпа роста количества многодетных граждан, поставленных на учёт для бесплатного предоставления земельного участка
«Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2030 годах»
Министерство 55,6
лесного хозяйства, охраны окружающей среды и
природопользования Самарской области
Отсутствие ввода в
эксплуатацию
объектов,
незавершение работ по берегоукреплению
Оценка эффективности госпрограмм как документов бюджетного планирования осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе оценивается степень выполнения программных мероприятий, на втором этапе - эффективность реализации госпрограммы как отношение степени достижения тактических показателей (индикаторов) госпрограммы к уровню финансирования программных мероприятий.
Для госпрограмм, содержащих в своем составе подпрограммы, иные программы и планы мероприятий, их эффективность рассчитывается как средняя взвешенная оценок всех входящих в их состав подпрограмм, иных программ и планов мероприятий по удельному весу объемов финансирования соответствующих подпрограмм, иных программ и планов мероприятий.
В 2020 году в целях более объективной оценки эффективности реализации госпрограмм были внесены изменения в методики комплексной оценки эффективности их реализации, в соответствии с которыми из расчётов исключаются те мероприятия, на финансирование которых в полном объёме не были доведены лимиты бюджетных обязательств, в том числе по причине формирования неиспользуемых остатков бюджетных ассигнований в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 25.03.2020 № 99-р «Об обеспечении сбалансированности в ходе исполнения областного бюджета в 2020 году» (далее - распоряжение 99-р), а также тактические показатели (индикаторы), которые характеризуют степень выполнения данных мероприятий.
В 2020 году в рамках госпрограмм была предусмотрена реализация 1349 мероприятий, из которых 1233 мероприятия (91,4% от общего количества мероприятий) выполнены в полном объёме, 21 мероприятие (1,6%) выполнено не в полном объёме, 95 мероприятий (7%) не выполнены. При этом из общего количества невыполненных мероприятий 28 мероприятий (порядка 30%) не выполнены в связи с недоведением в полном объёме лимитов бюджетных обязательств на их финансирование в соответствии с распоряжением 99-р, из которых 25 мероприятий в соответствии с методиками
соответствующих госпрограмм не участвуют в расчёте эффективности их реализации. Кроме того, в соответствии с методиками 4 мероприятия не участвуют в оценке эффективности реализации соответствующих госпрограмм по иным причинам: 2 мероприятия - в связи с недоведением в полном объёме лимитов бюджетных обязательств по причине отсутствия софинансирования за счет средств федерального бюджета (госпрограмма «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года»), 1 мероприятие - в связи с недоведением в полном объёме лимитов бюджетных обязательств по причине отсутствия заявок от организаций на предоставление грантов (госпрограмма «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2015 — 2024 годы), 1 мероприятие - в связи с отсутствием финансирования за счет средств областного бюджета (госпрограмма «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2024 года).
Таким образом, с учётом специфики методик отдельных госпрограмм, в полном объеме выполнены мероприятия 25 госпрограмм. Наиболее значимые из них представлены в таблице 2. Для сравнения в 2019 году в полном объёме выполнены мероприятия 21 госпрограммы.
Таблица 2 - Перечень госпрограмм, мероприятия которых выполнены в полном объеме
№ п/ п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наименование госпрограммы
«Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 20142030 годы
«Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2019-2030 годы
«Развитие государственной гражданской службы Самарской области на 2020 - 2025 годы»
«Развитие муниципальной службы в Самарской области» на 2016 - 2023 годы
«Реализация государственной национальной политики в Самарской области (2014 - 2023 годы)»
«Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области» на 2017 - 2025 годы
«Государственная поддержка собственников жилья» на 2014 - 2023 годы
Ответственный исполнитель госпрограммы
Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области
Департамент внутренней политики Самарской области
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
8. «Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области» на 2014-2023 годы
9. «Формирование комфортной городской среды на 2018-2024 годы»
10. «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года
11. «Обеспечение правопорядка в Самарской области на 2014-2023 годы»
12. «Противодействие коррупции в Самарской области» на 2014 - 2023 годы
13. «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений» на 2014 - 2023 годы
14. «Развитие мировой юстиции в Самарской области» на 2014 - 2023 годы
15. «Развитие архивного дела в Самарской области» на 2019 - 2023 годы
Министерство строительства Самарской области
Департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области
Министерство управления финансами Самарской области
Служба мировых судей Самарской области
Управление государственной архивной службы Самарской области
16. «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2015 - 2025 годы
17. «Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области» на 2020 - 2025 годы
18. «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2023 года»
Министерство культуры Самарской области
Министерство экономического развития и инвестиций Самарской области
Степень выполнения мероприятий 9 госпрограмм составила от 90 до 100 процентов (табл. 3). В 2019 году в диапазоне от 90 до 100 процентов были выполнены мероприятия 13 госпрограмм.
Таблица 3 - Перечень госпрограмм, степень выполнения мероприятий которых составила от 90 до 100 процентов
№ Наименование госпрограммы
п/
п
1. «Содействие занятости населения Самарской области» на 2019-2023 годы
Ответственный
исполнитель
госпрограммы
Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области
Степень
выполнения
мероприятий,%
98,2
8.
«Развитие здравоохранения в Самарской области на 2014 - 2023 годы»
«Развитие социальной защиты населения в Самарской области» на 2014 - 2023 годы
«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Самарской области» на 2014 - 2023 годы
«Доступная среда в Самарской области» на 2014 - 2025 годы
«Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах»
«Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020-2025 годы»
«Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года»
«Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2014 - 2024 годы
Министерство 97,0
здравоохранения Самарской области
Министерство 95,1
социально-демографической и семейной политики Самарской области
Департамент по 95,0
вопросам
общественной
безопасности
Самарской области
Министерство 94,5
социально-демографической и семейной политики Самарской области
Министерство лесного 93,3 хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Министерство 91,7
сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Министерство лесного 90,9 хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Департамент 90,2
информационных технологий и связи Самарской области
Степень выполнения мероприятий 13 госпрограмм составила менее 90% (табл. 4). В 2019 году менее, чем на 90%, выполнены мероприятия 5 госпрограмм.
Таблица 4 - Перечень госпрограмм, мероприятия которых выполнены менее чем на 90 процентов
№ Наименование госпрограммы
п/
п
Ответственный
исполнитель
госпрограммы
Степень
выполнения
мероприятий,%
1. «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)»
2. «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» до 2025 года
3. «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2023 года
4. «Чистая вода» на 2019 — 2024 годы
5. «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года»
6. «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2023 годы»
7. «Повышение эффективности управления имуществом Самарской области» на 2014 -2023 годы»
8. «Развитие лесного хозяйства Самарской области на 2014 — 2030 годы»
9. «Установление на местности, описание местоположения границ муниципальных образований Самарской области, границ Самарской области» на 2014-2021 годы
10. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Самарской области» на 2014 — 2022 годы
11. «Совершенствование системы
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Самарской области» на 2018 -2024 годы
Министерство 89,6
транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Министерство 88,9
образования и науки Самарской области
Министерство 87,8
строительства
Самарской области
Министерство 87,5
энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Министерство культуры 86,7 Самарской области
Министерство спорта 85,3 Самарской области
Министерство 81,8
имущественных отношений Самарской области
Министерство лесного 76,2 хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Министерство 50
имущественных отношений Самарской области
Министерство 43,5
энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
27,3
12. «Оздоровление Волги.
Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения» на 2019 -2024 годы
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
13. «Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области» на 2014 — 2024 годы
Министерство промышленности и торговли Самарской области
0
В 2020 в рамках госпрограмм было предусмотрено достижение 1060 тактических показателей (индикаторов).
Из всей совокупности тактических показателей (индикаторов):
• значения 371 показателя (35% от общего количества тактических показателей (индикаторов) превысили запланированный уровень,
• значения 532 показателей (50,2%) соответствуют запланированным значениям,
• значения 130 показателей (12,3%) не достигли запланированного уровня;
• 27 показателей (2,5%) не выполнены.
Как показало исследование анализа уровня финансирования мероприятий госпрограмм, не все программы получили должное финансирование.
По информации МУФ уровень освоения бюджетных средств, направленных на финансирование госпрограмм, составил 94,3%, в том числе средств областного бюджета - 93%, средств, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета -
Менее, чем на 90% освоены бюджетные средства в рамках 14 госпрограмм. Наиболее значимые из них представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Перечень госпрограмм, в которых бюджетные средства освоены менее, чем на 90 процентов
98%.
п
№ Наименование госпрограммы п/
Ответственный
исполнитель
госпрограммы
Уровень освоения бюджетных средств, %
1. «Установление на местности, описание Министерство
местоположения границ муниципальных имущественных
образований Самарской области, границ отношений Самарской
Самарской области» на 2014 - 2021 годы области
87,2
2. «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 20152025 годы
Министерство культуры Самарской области
85,28
«Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» до 2025 года
Оздоровление Волги. Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения» на 2019-2024 годы
Министерство 84,65
образования и науки Самарской области
Министерство 83
энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
5. «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года»
Министерство культуры Самарской области
73,8
6. «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025
7. «Совершенствование системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Самарской области» на 20182024 годы
8. «Развитие муниципальной службы в Самарской области» на 2016 — 2023 годы
9. «Развитие государственной гражданской службы Самарской области на 2020-2025 годы»
10. «Противодействие коррупции в Самарской области» на 2014 - 2023 годы
Министерство 72,3
строительства Самарской области
Министерство 68,85
энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Администрация 27
Губернатора Самарской области
Администрация 24,6
Губернатора
Самарской области
Департамент по 17,8
вопросам
правопорядка и
противодействия
коррупции Самарской
области
По остальным госпрограммам уровень освоения бюджетных средств составил от 90% до 99,9%.
Основными причинами неполного освоения бюджетных средств, направленных на финансирование госпрограмм, и невыполнения (выполнения не в полном объёме) отдельных программных мероприятий являются:
• формирование неиспользуемых остатков бюджетных ассигнований в соответствии с распоряжением 99-р;
• отмена ранее запланированных мероприятий в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в условиях распространения коронавирусной инфекции;
• неисполнение подрядчиками обязательств по государственным контрактам;
• непредставление получателями субсидий необходимых подтверждающих документов;
• позднее заключение муниципальных контрактов, признание несостоявшимися аукционов.
Причинами неполного освоения средств областного бюджета являются также экономия по результатам проведенных конкурсных процедур и итогам выполнения работ и изменение численности получателей социальных выплат.
Таким образом, значения показателя эффективности, рассчитанные с учетом направленных на реализацию госпрограмм средств как отношение степени достижения тактических показателей (индикаторов) госпрограммы к уровню финансирования программных мероприятий, сложились следующим образом.
По 37 госпрограммам значение показателя эффективности составило более 100 %, по 1 госпрограмме - 100%, по 7 госпрограммам - от 90% до 100%, по 5 госпрограммам -меньше 90%.
Комплексная оценка эффективности реализации госпрограмм осуществлялась в соответствии с критериями комплексной оценки эффективности, установленными Порядком, с учётом степени выполнения мероприятий и расчётного значения показателя эффективности.
В соответствии с критериями комплексной оценки эффективности:
• 25 госпрограмм (50%) признаны высокоэффективными,
• 9 госпрограмм (18%) признаны эффективными,
• 16 госпрограмм (32%) признаны низкоэффективными.
В 2019 году высокоэффективными признаны 20 госпрограмм (41%), эффективными - 12 госпрограмм (24%), низкоэффективными - 17 госпрограмм (35%).
Основными причинами низкой эффективности реализации госпрограмм являются:
• невыполнение на должном уровне капитальных расходов в виде строительства и реконструкции объектов из-за нарушения сроков формирования пакетов исходно-разрешительной документации для проектирования ряда объектов;
• нарушение сроков проведения работ на объектах, в том числе в связи с выявлением необходимости выполнения дополнительных работ;
• поздние сроки заключения контрактов;
• невыполнение подрядными организациями обязательств по заключенным контрактам;
• отсутствие положительных заключений государственной экспертизы и разрешительной документации на проектирование и реконструкцию объектов. Это характерно для мероприятий госпрограмм «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы)», «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года», «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» до 2025 года, «Развитие лесного хозяйства Самарской области на 2014-2030 годы», «Чистая вода» на 20192024 годы, «Оздоровление Волги. Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения» на 2019-2024 годы, «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области на 2014-2022 годы, «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014 — 2022 годы, «Повышение эффективности управления имуществом Самарской области» на 2014-2023 годы, а также подпрограммы «Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта на 2014 — 2023 годы» госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 — 2023 годы»;
• невыполнение или выполнение не в полном объеме отдельных мероприятий в связи с отсутствием (недостаточностью) финансирования программных мероприятий за счет средств областного бюджета, в том числе в связи с формированием неиспользуемых остатков бюджетных ассигнований в соответствии с распоряжением 99-р (госпрограммы «Развитие жилищного строительства в Самарской области» на период до 2023 года, «Развитие инфраструктуры градостроительной деятельности на территории Самарской области» на 2016-2023 годы», «Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области» на 2014-2024 годы, «Совершенствование системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Самарской области» на 2018-2024 годы, «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2022 годы, «Развитие культуры в Самарской области на период до 2024 года»).
Заключение
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что из всей совокупности стратегических показателей (индикаторов), характеризующих эффективность региональной политики в соответствующих сферах социально-экономического развития региона, выполнены полностью или превысили запланированный уровень 73,4% стратегических показателей (индикаторов).
Из всей совокупности тактических показателей (индикаторов), характеризующих эффективность деятельности органов исполнительной власти по реализации в рамках госпрограмм своих полномочий, выполнены полностью или превысили запланированный уровень 85,2% тактических показателей (индикаторов).
Снизилась доля расходов, осуществляемых с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования (с 95,86% в 2019 году до 93,36% в 2020 году). При этом уровень освоения органами исполнительной власти бюджетных средств, направленных на финансирование госпрограмм, увеличился с 87% в 2019 году до 94,3% в 2020 году.
Снизилось количество низкоэффективных госпрограмм (с 17 госпрограмм в 2019 году до 16 госпрограмм в 2020 году).
Из всей совокупности мероприятий, предусмотренных к реализации в рамках госпрограмм, в полном объёме выполнены 91,4% мероприятий.
У 13-ти органов исполнительной власти - ответственных исполнителей госпрограмм все реализуемые ими госпрограммы признаны высокоэффективными и эффективными.
Следовательно, применение различных механизмов оценки эффективности госпрограмм на разных этапах их реализации позволяет повысить эффективность использования государственных финансов и способствует совершенствованию внешнего финансового контроля.
Список литературы
1. Belkina, E. Ecovillage as an instrument to attract the working population to the countryside / E. Belkina, M. Zaytseva, N. Galenko, A. Volkonskaya, O. Kurlykov // Indo American journal of pharmaceutical sciences. - 2019. - Vol. 3. - Pp. 6243-6248.
2. Бушнев, В.В. Государственные стратегии и программы развития инноваций и формирование инновационной сферы // Современное право. - 2016. - №8. - С. 2426.
3. Гоманова, Т. К. Оценка эффективности реализации государственных программ (на материалах Новосибирской области) / Т.К. Гоманова, З.А. Лукьянова, Е.Ю. Втюрина // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - №3 (67). Номер статьи: 6703. Дата публикации: 07.07.2021. -Режим доступа:https://eee-region.ru/article/6703/
4. Зозуля, А.В. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов / А.В. Зозуля, П.В. Зозуля, Т.Н. Еремина // Вестник Евразийской науки. -2020. - №1. - С. 1-12.
5. Mamai, O. Current Trends in Development of Public-Private Partnership in Agrarian Sector of Regional Economy / O. Mamai, R. Nekrasov, V. Parsova // Proceedings of the 2018 International Conference «Economic Science for Rural Development». - Vol. 47. -Jelgava, LLU ESAF, 2018. - Pp. 189-195.
6. Проект Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://карьеры-евразии.рф/upl-adedFiles/files/K-ntseptsiya_SPR.pdf
Интернет-ресурсы:
7. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.samregion.ru/
Bibliography
1. Belkina, E. Ecovillage as an instrument to attract the working population to the countryside / E. Belkina, M. Zaytseva, N. Galenko, A. Volkonskaya, O. Kurlykov // Indo American journal of pharmaceutical sciences. - 2019. - Vol. 3. - Pp. 6243-6248.
2. Bushnev, V.V.State strategies and programs for the development of innovations and the formation of the innovation sphere [Gosudarstvennye strategii i programmy razvitiya innovacij i formirovanie innovacionnoj sfery] // Modern Law.- 2016.-№. 8.-Pp. 24-26.
3. Gomanova, T. K. Evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs (based on materials from the Novosibirsk region) [Ocenka effektivnosti realizacii gosudarstvennyh programm (na materialah Novosibirskoj oblasti)] / T.K. Gomanova, Z.A. Lukyanova, E.Yu. Vtyurina // Regional economy and management: electronic scientific journal. - №3 (67). Art. № 6618. Date issued: 07.07.2021. - Available at: https://eee-region.ru/article/6703/
4. Zozulya, A.V. Modern problems of implementation of priority national projects [Sovremennye problemy realizacii prioritetnyh nacional'nyh proektov] / A.V.Zozulya, P.V.Zozulya, T.N.Eremina // Bulletin of Eurasian Science. - 2020. - No. 1. - Pp. 1-12.
5. 5. Mamai, O. Current Trends in Development of Public-Private Partnership in Agrarian Sector of Regional Economy / O. Mamai, R. Nekrasov, V. Parsova // Proceedings of the 2018 International Conference «Economic Science for Rural Development». - Vol. 47. -Jelgava, LLU ESAF, 2018. - P 189-195/
6. Draft Strategy for the Spatial Development of the Russian Federation for the Period up to 2030[Proekt Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda] [Electronic resource]. - URL: http: //careers-eurasia.rf/upl-adedFiles/files/K-ntseptsiya_SPR.pdf
Internet resources:
7. Official website of the Ministry of Economic Development and Investment of the Samara Region [Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya i investicij Samarskoj oblasti]/ - URL: https://economy.samregion.ru/