ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК / UDC 332.122:338.43:332.055.2
ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
PROBLEMS OF INTEGRATED RURAL TERRITORY DEVELOPMENT
Носов А.В., кандидат экономических наук, доцент, проректор по научно-исследовательской работе Nosov A.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,
Vice Rector for Research Позубенкова Э.И., кандидат экономических наук, доцент Pozubenkova E.I., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет»,
Пенза, Россия FSBEI HE Penza State Agrarian University, Penza, Russia E-mail: [email protected]
Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации возможно только через устойчивое комплексное сельское развитие. Правительство определило стратегическую цель по увеличению вдвое объема экспорта до 45 млрд. долларов к 2024 году. Ее достижение предстоит осуществить труженикам агропромышленного комплекса. Поэтому создание эффективных рабочих мест, трудоустройство молодых специалистов, достойный уровень заработной платы, комфортное проживание, развитие социальной инфраструктуры являются ключевыми направлениями работы органов власти всех уровней и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства. Объективно необходимой стала разработка программы комплексного развития сельских территорий. После обсуждения и дискуссий в Правительстве федерального уровня и в регионах, на форумных и общественных площадках она утверждена Постановлением Правительства РФ № 696 от 31 мая 2019 года. Целями государственной программы в ближайшей перспективе являются сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне 25,3%; достижение соотношения среднемесячных располагаемых доходов сельского и городского домохозяйств до 80%; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%. Государственная программа рассчитана до 2025 года и базируется на целевых индикаторах федеральной программы «Социальное развитие села», а также подпрограммы и ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». В основу положена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года. Каждый субъект имеет свои территориальные особенности. На материалах Пензенской области выявлены проблемы комплексного развития сельских территорий и обозначены основные приоритеты.
Ключевые слова: комплексное развитие, программа, сельские территории, проектное управление.
Ensuring food security of the Russian Federation is possible only through sustainable integrated rural development. The government has set a strategic goal to double its export volume to $ 45 billion by 2024. Its achievement is to be carried out by the workers of the agricultural complex. Therefore, the creation of effective jobs, the employment of young professionals, a decent level of wages, comfortable living, and the development of social infrastructure are key areas of work for government bodies at all levels and for private business in the form of public-private partnerships. The development of a program for the integrated development of rural territories became objectively necessary. After discussion and debate in the Government of the federal level and in the regions,
on forum and public platforms, it was approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 696 of May 31, 2019. The goals of the state program in the near future are to maintain the share of the rural population in the total population of the Russian Federation at the level of 25.3%; achieving a ratio of average monthly disposable incomes of rural and urban households up to 80%; an increase in the share of the total area of comfortable residential premises in rural settlements to 50%. The state program is designed until 2025 and is based on target indicators of the federal program "Social Development of the Village", as well as the subprogram and departmental target program "Sustainable Development of Rural Areas". It is based on the Strategy for Sustainable Development of Rural Areas of the Russian Federation until 2030. Each subject has its own territorial features. Based on the materials of the Penza region, the problems of the integrated development of rural territories are identified and the main priorities are identified. Key words: integrated development, program, rural areas, project management.
Введение. Комплексное развитие сельских территорий - это целенаправленный процесс долговременного развития производственно-экономической, социально-демографической, культурной, природоохранной, рекреационной сферы села, образующих единую систему.
В основе разработки новой государственной программы по комплексному развитию сельских территорий положены результаты анализа текущего их состояния, проведенного Министерством сельского хозяйства РФ.
В рамках этой работы был осуществлен аудит 133 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает более 37 миллионов человек. Исследование велось по сферам, определяющим уровень комфорта жизнедеятельности и быта сельского населения: доступность социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, состояние жилищных условий [3, 4].
Цель исследований состоит в выявлении проблем комплексного развития сельских территорий Пензенского региона, препятствующих росту численности сельского населения.
Условия, материалы и методы. Исследования на основе аналитического метода подтвердили остроту накопившихся проблем, которые актуальны для Пензенского региона. Материалы исследования свидетельствуют, что по состоянию на 01.01.2019 общая численность населения Пензенской области составила 1318103 чел., из них: городское население - 905388 чел. (68,7%) и сельское население - 412715 чел. (31,3%), проживающее в 1384 населенных пунктах Пензенской области. Ежегодная естественная убыль населения составляет свыше 7 тыс. человек. Депопуляционные процессы, низкий уровень жизни селян, дискриминация аграрного труда, глубокие демографические проблемы приводят к неустойчивому развитию сельских территорий региона [5, 6].
Результаты и обсуждение Исследования подтвердили, что важным и сложным остается вопрос жилья. На селе это не менее острая проблемы, чем в городе. Правительство РФ планирует предложить работникам АПК привлекательные условия для улучшения жилищных условий - льготную ипотеку до 3% годовых, а также повышение благоустройства жилого фонда сельского населения посредством увеличения доли жилых помещений, имеющих доступ ко всем видам коммунальных услуг. В настоящее время этому критерию соответствует только 32,5% всего сельского жилого фонда, целевой индикатор госпрограммы планируется довести до уровня 50%.
Выявлены проблемы водоснабжения и водоотведения. Объем очищаемых вод составляет 77,1% всего водопотребления области. Охват населения централизованным водоснабжением в городах и рабочих поселках - 100%, в сельских населенных пунктах - 70%. Причем 33% общей протяженности сетей водоснабжения имеют степень износа более 60% [7, 8].
На приведение сетей водоснабжения и водоотведения до нормативного состояния необходимо финансирование в сумме 11195 млн. руб. В 2018 году на реализацию мероприятий по водоснабжению и водоотведению из бюджета области выделено только 95,3 млн. руб. В 2019 году в рамках исполнения мероприятий государственной программы Пензенской области «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Пензенской области на 2014-2022 годы» ремонт седей водоснабжения будет производиться с использованием субсидий областного бюджета. Работы по ремонту 88 объектов будут проводиться на территории 63-х муниципальных образований. Объем софинансирования из регионального бюджета составит 104,1 млн. руб., однако это лишь малая часть общей суммы требуемых средств.
Развитие инженерной инфраструктуры села сопряжено с функционированием качественной сети автомобильных дорог. Общая протяженность автомобильных дорог регионального, муниципального и местного значения составляет 16241,5 км, из них автомобильных дорог местного значения - 11299,8 км.
Учитывая, что развитие сельскохозяйственного производства в сельской местности напрямую связано с развитием сельских территорий, в регионе проводится реконструкция и строятся новые автомобильные дороги общего пользования, связывающие сельские населенные пункты, а также предусматривается строительство подъездов к объектам сельхозпроизводства [9,10].
Бюджетным законодательством определен размер средств регионального дорожного фонда, который подлежит обязательному направлению на данные цели - не менее 5% от общего объема поступлений в дорожный фонд транспортного налога и акцизов на нефтепродукты.
Предоставление средств муниципалитетам осуществляется в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014-2017 годы и на период до 2022 года» государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы». При этом согласно условиям программы, из бюджета региона выделяются средства в размере 99% от стоимости строительно-монтажных работ. Муниципалитеты должны обеспечить софинансирование строительства сельхоздорог в объеме всего 1%.
По состоянию на начало 2019 года в Пензенской области осталось всего 29 сельских населенных пунктов с числом жителей более 100 человек, которые не имеют устойчивой связи с дорогами с твердым покрытием. Поставлена задача -до 2024 года обеспечить данные села качественными дорогами. В 2020 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции предусмотрено 307,4 млн. руб., в том числе 68,7 млн. руб. - средств федерального бюджета, в 2021 году -соответственно 326,3 млн. руб. и 71,6 млн. руб. [3, 4].
Достижение цели программы по сохранению доли сельского населения в общей численности населения страны сопряжено с обеспечением селян качественной медицинской помощью. Начиная с 2015 года, на территории региона осуществляются организационно-структурные мероприятия по формированию первичной медико-санитарной помощи посредством оптимизации существующих объектов. В результате для оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в муниципальных районах Пензенской области функционируют:
- 10 районных больниц;
- 17 участковых больниц, в том числе 4 - за пределами районных центров;
- 69 врачебных амбулаторий;
- 303 ФАП и 204 фельдшерских пункта;
- 253 домовых хозяйства первой помощи [11, 12].
Они оснащены технически, однако остро стоит проблема обеспеченности высококвалифицированными медицинскими кадрами. В частности, 77 ФАП не укомплектованы постоянными медицинскими работниками. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» от 07.05.2018 года № 204 одной из целевых установок является обеспечение оптимальной доступности для населения (в т. ч. для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь [4].
С этой целью в соответствии с Национальным проектом «Здравоохранение» в области разработан и утвержден региональный проект «Развитие оказания первичной медико-санитарной помощи». В рамках данного проекта должна быть сформирована сеть медицинских организаций первичного звена с учетом строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских пунктов в селах с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек и использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек.
Для повышения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности в рамках другого регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе государственной информационной системы в сфере здравоохранения Пензенской области» в 2019-2021 годах планируется оснастить автоматизированными рабочими местами все ФАП и ФП посредством подключения к региональной информационно-аналитической системе.
Данные меры должны положительно сказаться на ожидаемой продолжительности жизни сельских жителей нашего региона. Показатель у женщин в среднем превышает продолжительность жизни мужчин на 11 лет, составляя соответственно 78,60 и 67,79 лет. В целом по России данные показатели ниже, на уровне 76,71 и 65,92 лет. Однако в развитых странах типичное значение ожидаемой продолжительности жизни при рождении составляет практически 78 лет для мужчин и 82 года для женщин, с небольшими вариациями. В 2018 году Россия заняла только 110 место в мировом рейтинге по средней продолжительности жизни, которая остаётся низкой вот уже несколько десятилетий. Программа комплексного развития сельских территорий будет способствовать реализации социального принципа, связанного с воспроизводством жизнеобеспечения. При этом социальное воспроизводство должно быть расширенным, т.к. важно не только физическое увеличение сельского населения, но и изменение качества жизни крестьянского сообщества [13, 14].
Выводы. Программа комплексного развития сельских территорий в Российской Федерации предусматривает крупномасштабное финансирование в общем объёме порядка 2,3 трлн. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета - 1 трлн. рублей. Формирование механизма комплексного развития сельских территорий должно основываться на активной роли государства в рамках каждой из трех подсистем (экономической, социальной и экологической), обеспечивая решение сформулированных общих задач развития региона в результате применения интегрированного межведомственного подхода к достижению запланированных значений целевых показателей и реализации программных мероприятий [15].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // https://www.garant.ru/news/1275631/ (дата обращения 17.06.2019).
2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» // http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2018/412 (дата обращения 17.06.2019).
3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» // http://www.consultant.ru.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.
5. Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. 260 с.
6. Васильева О.П. Формирование стратегии инновационного развития региона // Нива Поволжья. 2017. № 3 (44). С. 114-120.
7. Трубилин А.И., Сидоренко В В., Михайлушкин П.В. Современные проблемы и приоритеты социального развития села // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. Т. 61. № 5 (365). С. 23-26.
8. Теоретико-методологические подходы к формированию системы развития предприятий, комплексов, регионов: монография / Под. общ. ред. Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. 136 c.
9. Ахмадов P.P. Эффективное функционирование социальных услуг основа развития человеческого капитала // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. С. 33-37.
10. Зубарева Л.В. Инструментарий управления развитием сельскохозяйственного региона // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. С. 69-72.
11. Сулимин В.В., Ляшенко Е.А., Шведов В.В. Регулирование и организационно-экономические механизмы в формировании инвестиционной привлекательности в развитии АПК России // Московский экономический журнал. 2017. № 3. URL: https://qje.su/category/ekonomika-apk/page/2/ (дата обращения 09.09.2019).
12. Саттарова, Г.А. Современные приоритеты региональной аграрной политики // Проблемы экономики, управления и права в общегосударственном и региональном масштабах: сборник статей У Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. С. 157-160.
13. Проблемы и основные направления повышения эффективности функционирования АПК региона в условиях глобализации и импортозамещения / Под. общ. ред. О.А. Столяровой и P.P. Юняевой. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. 236 с.
14. Фомин А.А., Донцов А.В., Лукьянова Т.С. Устойчивое развитие сельских территорий // Московский экономический журнал. 2017. № 5. URL:https://qje.su/category/ekonomika-apk/page/2/ (дата обращения 09.09.2019).
15. Уланова О. И. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности РФ // Нива Поволжья. 2018. № 2 (47). С. 56-65.