УДК 338.262.8:664.66
Кунашева З. А., Яхутлов А. А.
Kunasheva Z. A., Yakhutlov A. A.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
STRATEGIC PLANNING IN DEVELOPING THE ENTERPRISE IN BREAD-BAKING INDUSTRY
Статья подводит некоторые итоги изучения использования приемов стратегического планирования на предприятии как адаптивного процесса, учитывающего различные изменения, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия с целью повышения результативности его деятельности. Авторы рассматривают процесс стратегического планирования на предприятии как управленческий процесс, направленный на создание и поддержание стратегического равновесия между целями, его потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития.
В статье приводится анализ, оценка и выбор стратегических альтернатив развития предприятия как направления повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Реализация перспективных целей осуществляется, как правило, с помощью стратегического планирования, основная задача которого обеспечить внедрение нововведений и приспособить деятельность предприятия к изменяющимся условиям внешней среды. С этой целью авторами проанализированы тенденции развития хлебопекарной промышленности. На основе миссии определены краткосрочные цели открытого акционерного общества «Прохладненский хлебозавод», а также сформулированы долгосрочные цели развития предприятия.
Следующий этап процесса стратегического планирования предполагает анализ среды, так как основой для определения миссии и цели предприятия является изучение внутренних и внешних условий функционирования предприятия. В качестве сильных сторон деятельности предприятия определены: профессионализм руководящего и производственного персонала, высокое качество выпускаемой продукции, надежная связь с поставщиками сырья, стабильная и прибыльная деятельность предприятия, широкий ассортимент и хорошая репутация на рынке производителей хлеба.
This article is summarized some results of study of using methods of strategic planning on the enterprise as am adaptive process taking info consideration different changes in internal and external environment with the aim of increasing the results of its activity.
Authors investigate the process of strategic planning on an enterprise as a managerial process directing on the creation and supporting of strategic balance between aims, its potential possibilities and probable perspectives of development. In the article it is done the analysis and selection of strategic alternatives of enterprise development as the direction of increasing the effectiveness of productive — economic activity. Realization of perspective aims are carried out as rule with the help of strategic planning, the main task of which is to provide the introduction of innovations and to adapt enterprise activity to cha n-geable conditions of environment. By means of this aim authors are analyzed tendencies of development of bread-making industry. On the basis of mission it was determined short-term goals for joint-stock company «Prohladny baking plant». The next stage of strategic planning is assumed the environmental analysis as the basis for determining mission and goal of enterprise is the study of internal and external conditions of functioning of enterprise. As the strong sides of enterprise activity are determined as the following professionalism of managerial and production staff high quality of manufactured products, reliable communications with suppliers, profitable and stable activity of an enterprise, a wide range of assortment and a good reputation on the bread making market.
Проанализированы и выявлены следующие слабые стороны деятельности предприятия: высокая степень изношенности оборудования и, как следствие, неравномерная загрузка производственной мощности; снижение оборотного капитала.
Для поддержания уровня конкурентоспособности на рынке хлебопекарной промышленности авторы предлагают возможным использование стратегии роста и ограниченного роста.
Ключевые слова: стратегическое планирование, внутренняя среда, внешняя среда, стратегическое управление, хлебопекарное предприятие.
It was analysed and revealed the following weaknesses of the company: high depreciation of equipment and as a consequence uneven load capacity; decrease of working capital.
For supporting the level of competitiveness on the market of bread-making industry authors suggest possible use of strategy growth and limited growth.
Key words: strategic planning, internal environment, external environment, strategic management, bread-baking enterprise.
Кунашева Зара Ахъедовна -
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 690 46 34 E-mail: [email protected]
Яхутлов Астемир Ауесович -
магистрант, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 715 63 36 E-mail: [email protected]
Kunasheva Zara Akhedovna -
Candidate of Economic Sciences, Associate Professors, Department of Organization management, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 690 46 34 E-mail: [email protected]
Jahutlov Astemir Auesovich -
Undergraduate, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Ko-kov», Nalchik Tel.: 8 928 715 63 36 E-mail: [email protected]
В условиях динамизма внешней среды одной из наиболее актуальных проблем для предприятий хлебопекарной промышленности является разработка методических основ стратегического планирования, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность.
Результативность производственно-
хозяйственной и финансовой деятельности и достижение устойчивого финансового состояния зависят от эффективности работы хозяйствующего субъекта на рынке. Это предполагает постоянное изучение и определение руководством высшего звена вопросов формирования и поддержания конкурентных преимуществ. Как правило, существует множество способов для реализации благоприятных возможностей, которые могут быть у предприятия и которые предлагает внешнее окружение. Поэтому руководство должно оценить все возможные стратегии, шансы их реализации с
учетом внешних факторов и внутренних возможностей и выбрать стратегию, позволяющую достигать желаемое состояние с наименьшим риском [3, с. 105].
Таким образом, действие многочисленных рыночных факторов на деятельность хлебопекарных предприятий требует разработки стратегий их развития, построения эффективной системы стратегического планирования на основе развития функциональных сфер, отвечающих за полноту представления продукций хлебопекарного предприятия на рынке [2, с. 186].
Хлебопекарная промышленность представлена большим количеством хозяйствующих субъектов, различных по потенциалу, объёмам и ассортименту выпускаемой продукции. В настоящее время увеличение цен на сырье, продолжающийся рост тарифов на энергоносители, износ оборудования и использование низкотехнологичных систем
производства приводят к росту издержек предприятия. Как следствие, ресурсы предприятия (материальные, финансовые, трудовые и др.) используются неэффективно, и происходит частичное снижение производительности труда.
Уровень конкуренции на хлебопекарном рынке, по оценкам специалистов, невысок, если исходить из соотношения количества субъектов хлебопечения на количество жителей. Основные поставщики кондитерских изделий - это крупные хлебозаводы, кондитерские фабрики и пищекомбинаты. В большей степени большая часть продукции распределяется в регионе, где находится само предприятие. Это связано, прежде всего, с тем, что готовая продукция отличается относительно небольшими сроками хранения и достаточно большим количеством таких предприятий, представленных почти в каждом населенном пункте России.
Хлебопечение является социально-значимой отраслью экономики. Основными производителями этой продукции являются региональные хлебозаводы, такие, как ОАО «Прохладненский хлебозавод», а также кондитерские фабрики и комбинаты.
ОАО «Прохладненский хлебозавод» - это стабильно работающее и динамично развивающееся предприятие, производящее продукцию высокого качества. Является одним из лучших в Кабардино-Балкарской Республике. Постоянная работа над расширением ассортимента выпускаемой продукции позволяет в настоящее время производить 21 наименование хлебной и более 49 наименований булочной продукции. Кондитерским цехом предприятия вырабатывается более 85
наименований кондитерских изделий. Ежегодно выпускается более 3660 тонн хлебобулочной и 98 тонн кондитерской продукции. Имеет сеть собственных магазинов (8), через которые реализуется до 35% вырабатываемой продукции. Доля ОАО «Прохладненский хлебозавод» по выручке от реализации продукции в отрасли незначительна, но занимает значительную долю в собственном регионе.
Рассмотрим некоторые аспекты процесса стратегического планирования на предприятии.
В первую очередь, стратегическое планирование предполагает определение миссии. Миссией ОАО «Прохладненский хлебозавод» является удовлетворение спроса потребителей в высококачественной продукции.
Стратегические ориентиры ОАО «Прохладненский хлебозавод»:
- снабжение населения качественными хлебобулочными изделиями в объёме, ассортименте и номенклатуре, способствующих достижению медицинских норм потребления;
- увеличение конкурентоспособности выпускаемой хлебобулочной продукции;
- комплексная модернизация отрасли и ускоренное внедрение инноваций;
- увеличение финансовой устойчивости предприятия.
На основе миссии определяются краткосрочные цели (охватывает период до 1 года), которые предполагается достичь в пределах планового периода.
Краткосрочные цели являются основой для определения долгосрочных целей предприятия (период более одного года), которые представлены в таблице 2.
Таблица 1 - Краткосрочные цели ОАО «Прохладненский хлебозавод» на 2015 г.
Маркетинг 1. Увеличение доли рынка на 1,5% 2. Рост объёма продаж на 5%
Финансы 1. Увеличение капитальных вложений в обновление основных производственных фондов, логистическую инфраструктуру хлебопекарного производства за счет привлечения иных источников заемных средств. 2. Поддержание достигнутого уровня финансового положения
Продукция 1. Увеличить выпуск хлебобулочных изделий лечебного, профилактического и функционального назначения до 130 тыс. тонн
Организация 1. Разработка структуры отдела маркетинга
Персонал 1. Внедрение программы подготовки и переподготовки кадров без отрыва от производства 2. Улучшение условий труда и отдыха работников акционерного общества
Таблица 2 - Долгосрочные цели ОАО «Прохладненский хлебозавод» до 2017 года
Маркетинг 1. Расширение доли рынка в течение 3 лет на 5% 2. Рост объёма продаж хлебобулочных продуктов на 15% 3. Повышение конкурентоспособности выпускаемой хлебобулочной продукции
Финансы 1. Сохранение уровня общей ликвидности 2. Повышение экономической рентабельности до 10% 3. Увеличение рентабельности собственного капитала до 15% 4. Повышение финансовой устойчивости предприятия 5. Повышение уровня прибыльности
Продукция 1. Обеспечение населения качественными продуктами в объёме, ассортименте и номенклатуре, необходимых для достижения научно обоснованных норм потребления 2. Определение и внедрение мероприятий по улучшению качества продукции
НИОКР 1. Комплексная модернизация отрасли и ускоренное внедрение инноваций
Персонал 1. Разработка и внедрение новой кадровой политики 2. Оказание финансовой помощи в получении 2-3 работникам высшего профессионального образования
Стратегическое управление предполагает анализ среды, так как состояние внутренней и внешней среды определяет миссии и цели предприятия, служит основой для определения стратегии поведения.
Анализ и оценка среды предполагает рассмотрение трех ее составляющих:
• макроокружения;
• непосредственного окружения;
• внутренней среды предприятия [1, с.7].
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) ОАО «Прохладненский хлебозавод» проводится с целью, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если успешно организует производственно-хозяйственную деятельность, и какие негативные моменты может преподнести внешнее окружение и как их можно преодолеть.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т. п. Непосредственное окружение ОАО «Прохладненский хлебозавод» анализируется по следующим основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.
Анализ внутренней среды ОАО «Прохладненский хлебозавод» позволяет выявить потенциальные возможности, на которые может рассчитывать предприятие в условиях конкуренции для достижения намеченных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т. е. определить направленность производственно-
хозяйственной деятельности. Оценка сильных и слабых сторон предполагает исследование внутренних условий и возможностей ОАО «Прохладненский хлебозавод».
Обобщив результаты анализа внешней и внутренней среды, предприятие должно изучить и выбрать варианты развития из 4-х стратегических альтернатив: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание.
Анализ и оценка производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Прохлад-ненский хлебозавод» свидетельствуют, что для предприятия характерно устойчивое развитие и, вследствие этого, можно рекомендовать использование стратегии ограниченного роста. Предприятие осуществляет свою производственную деятельность в достаточно зрелой отрасли.
Также предполагается возможным и использование стратегии роста, то есть наращивание темпа специализации с целью увеличения разнообразия выпускаемой продукцию. Это предполагает проведение модернизации основных средств, используемых в производстве.
Основные направления повышения эффективности стратегического планирования в ОАО «Прохладненский хлебозавод»:
1. Выявить возможности для быстрой адаптации предприятия к изменениям во внешней среде и с целью достижения большей гибкости.
2. Усилить работу предприятия по следующим направлениям:
- увеличение качества продукции и географии присутствия общества на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий Кабардино-Балкарской Республики и России;
Таблица 3 - Оценка сильных и слабых сторон ОАО «Прохладненский хлебозавод»
Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
Организация Высокий уровень квалификации руководящих работников и производственных рабочих предприятия Отсутствие действенной мотивации сотрудников в развитии предприятия
Производство Высокое качество выпускаемой продукции. Наличие уникальных комплексов, позволяющих производить продукцию, отвечающую самым высоким требованиям рынка. Наличие сертификатов качества. Наличие надежных связей с поставщиками сырья Высокая степень износа, особенно в части оборудования. Неравномерная загрузка имеющихся производственных мощностей
Финансы Стабильная прибыльность предприятия Снижение чистого оборотного капитала и, как следствие, снижение финансовой устойчивости предприятия
Инновация Стабильная разработка и внедрение новых технологий Длительный период окупаемости
Маркетинг Хорошая репутация предприятия на рынке производителей хлеба, хлебобулочных изделий. Высокая оценка выпускаемой продукции потребителями. Широкий ассортимент выпускаемой продукции.
- контроль за издержками деятельности, позволяющий оптимизировать финансовые результаты;
- на региональном уровне ориентировать систему закупок хлебобулочных изделий для государственных нужд на цели здорового питания населения.
Государственная поддержка намечаемых программных мероприятий обеспечит повы-
Литература
1. Багова Д.М. Стратегическое управление конкурентоспособностью отраслей предприятий региона // Экономика и современный менеджмент: проблемы и решения: Материалы Международной заочной науч. -практ. конф. Новосибирск. 2011. С. 6-10.
2. Бицуева М.Г. Отдельные аспекты стратегии совершенствования предпринимательской деятельности // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: Материалы Международной науч.-практ. конф. Тамбов, 2015.
3. Буздов З.З. Разработка критериев оценки эффективности агробизнеса // Экономика и социум. 2014. №3-4 (12). С. 185-188.
шение финансовой устойчивости хлебопекарной промышленности и ее инвестиционного потенциала с целью реализации направлений развития отрасли, сформулированных в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
References
1. Bagova D.M. Strategicheskoe upravlenie konkurentosposobnostyu otraslej predpriyatij regiona // Ekonomika i sovremennyj menedzh-ment: problemy i resheniya: Materialy Mezhdu-narodnoj zaochnoj nauch.-prakt. konf. Novosibirsk. 2011. S. 6-10.
2. Bitsueva M.G. Otdelnye aspekty strategii sovershenstvovaniya predprinimatelskoj deya-telnosti // Obrazovanie i nauka: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: Materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. Tambov, 2015.
3. Buzdov Z.Z. Razrabotka kriteriev otsenki effektivnosti agrobiznesa // Ekonomika i sotsium. 2014. №3-4 (12). S. 185-188.
4. Жемухов А.Х. Стратегия в системе менеджмента организации // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: Материалы Международной науч.-практ. конф. Научный центр «Диспут». 2015.
5. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2008. С. 400.
6. Планирование на предприятии: учебное пособие для студ. эконом. и технич. спец. вузов / Е.С. Вайс [и др.]. 4-е изд., стер. М.: КНО-РУС, 2011. 336 с.
7. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А., Рогова И.Н., Хутиева Е.С. Операционный менеджмент: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2011. 544 с.
8. Стратегическое планирование развития предприятия]: учебное пособие для вузов / В.И. Ляско. М.: «Экзамен», 2005.
9. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие (+СД с учебными материалами). СПб.: Питер, 2012. 352 с.
10. Шогенов Б.А., Жемухов А.Х. Теоретические проблемы стратегического планирования в экономических системах. Terra Econo-micus. 2007. Т. 5. № 2-2. С. 355-357.
4. Zhemukhov A.Kh. Strategiya v sisteme menedzhmenta organizatsii // Nauka segodnya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: Materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. Nauchnyj tsentr «Disput». 2015.
5. Lyubanova T.P., Myasoedova L.V., Olej-nikova Ju.A. Strategicheskoe planirovanie na predpriyatii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Ros-tov-na-Donu: Izdatelskij tsentr «MarT», 2008. S. 400.
6. Planirovanie na predpriyatii: uchebnoe posobie dlya stud. ekonom. i tehnich. spets. vuzov / E.S. Vajs [i dr.]. 4-e izd., ster. M.: KNO-RUS, 2011. 336 s.
7. Pivovarov S.E., Maksimtsev I.A., Rogo-va I.N., Khutieva E.S. Operatsionnyj menedzh-ment: uchebnik dlya vuzov. Standart tretego pokoleniya. SPb.: Piter, 2011. 544 s.
8. Strategicheskoe planirovanie razvitiya predpriyatiya: uchebnoe posobie dlya vuzov / V.I. Lyasko. M.: «Ekzamen», 2005.
9. Strekalova N.D. Biznes-planirovanie: uchebnoe posobme (+SD s uchebnymi materialami). SPb.: Piter, 2012. 352 s.
10. Shogenov B.A., Zhemukhov A.Kh. Teoreticheskie problemy strategicheskogo planirova-niya v ekonomicheskikh sistemakh. Terra Eco-nomicus. 2007. T. 5. №2-2. S. 355-357.