Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РЕГИОНЕ'

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Землянкина Алена Сергеевна

В статье рассматривается вопросы внедрения стратегического управления на отечественных предприятиях хлебопекарной промышленности, проанализирована система стратегического управления ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», предложены рекомендации по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF BREAD AND BAKERY PRODUCTION IN THE REGION

The article discusses implementation issues of strategic management at the domestic enterprises of the baking industry, was analyzed the strategic system of management in Orenburg bakery and recommendations were given for its improvement.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РЕГИОНЕ»

прибыли, использования ресурсов, качества оказываемых услуг (рисунок 2).

По этой причине целесообразно при получении результатов применения моделей оптимизации отдельных

логистических бизнес-процессов по какому-либо критерию оптимальности рассчитывать изменение более общих экономических показателей функциональных областей логистики.

Рисунок 2. Причинно-следственные связи экономических показателей

Список литературы

1. Altendorfer, K., Minner, S. (2012), Optimal composition of number and size of machines in a multi-stage make to order system with due dates, International Journal of Production Research 50(3): 603-621.

2. Arnold, J., Minner, S., Moroccu, M. (2011), A continuous time dynamic optimal control manufacturing problem, International Journal of Inventory Research 1(3-4): 248-261.

3. Altendorfer, K., Minner, S. (2011), Simultaneous optimization of capacity and planned lead times in a two-stage production system with different customer due dates, European Journal of Operational Research 213(1): 134-146.

4. Klosterhalfen, ST, Dittmar, D., Minner, S. (2013), An integrated guaranteed- and stochastic service approach to inventory optimization in supply chains, European Journal of Operational Research 231(1): 109-119.

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ХЛЕБА _И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РЕГИОНЕ

Землянкина Алена Сергеевна

Аспирантка, Оренбургский Государственный Аграрный Университет, г. Оренбург

SCIENTIFIC BASES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF BREAD AND BAKERY PRODUCTION IN THE REGION Zemlyankina Alyona Sergeevna, postgraduate student, Orenburg State Agrarian University, Orenburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопросы внедрения стратегического управления на отечественных предприятиях хлебопекарной промышленности, проанализирована система стратегического управления ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», предложены рекомендации по ее совершенствованию.

ABSTRACT

The article discusses implementation issues of strategic management at the domestic enterprises of the baking industry, was analyzed the strategic system of management in Orenburg bakery and recommendations were given for its improvement.

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура, производство хлеба и хлебобулочных изделий, планирование, эффективность.

Keywords: strategic management, organizational structure, production of bread and bakery products, planning, efficiency.

В последнее время состояние предприятий пищевой промышленности в России часто становится темой для обсуждения среди представителей власти и бизнеса. Среди проблем, с которыми сталкивается данная отрасль, упоминаются вопросы связанные со стратегическим управлением, а также конкуренции со стороны зарубежных компаний. Тем не менее, во многих случаях стратегическому управлению не уделяется должного внимания.

Цель проводимого исследования - определить научные основы стратегического управления производством хлеба и хлебобулочных изделий на региональном уровне, в связи с чем, была поставлена задача - изучить процесс реализации стратегического управления на хлебопекарном предприятии Оренбургской области - ОАО «Оренбургский хлебокомбинат».

Хлебопекарная промышленность является одной из приоритетных отраслей Оренбургской области и развивается в направлении внедрения в производство новых видов изделий лечебного и диетического назначения. Особое значение данной отрасли обусловлено тем, что хлебопечение является социально значимой отраслью экономики нашей страны. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба и реализующих их по сниженным ценам или с минимальной наценкой, решают важную стратегическую задачу - обеспечивают дешевым хлебом население страны.

Основными производителями хлеба и хлебобулочных изделий в области являются ЗАО «Хлебопродукт-2» (г. Оренбург), ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», ЗАО «Городской торг» (г. Бузулук), ООО «Бузулук-мука», ЗАО «Орский хлеб», ОАО «Новотроицкий комбинат хлебопродуктов», ЗАО «Хлебопродукт ДМВ» (г Орск), ОАО «Орская макаронная фабрика», ООО «Медногорский хлебокомбинат». Эти предприятия производят свыше 60% от общего объема выпуска хлебопродуктов, изготовленных организациями, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, что является одной из особенностей развития хлебопекарной отрасли, а именно - концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях [3].

Проблема внедрения стратегического управления на отечественных предприятиях хлебопекарной промышленности заключается, на наш взгляд, в отсутствии реальных организационных механизмов построения системы стратегического управления. Формирование организационного механизма главным образом зависит от совместимости «стратегической структуры» и действующей организационной структуры.

Наиболее характерным примером для региональных предприятий хлебопекарной промышленности и для ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» в частности является сохранение в качестве основы линейно-функциональной структуры организации. В ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» сокращены в настоящее время технические отделы и усиливается роль маркетинговых и коммерческих служб, однако при всех изменениях сохраняется традиционная схема распределения полномочий и ответственности.

На предприятии была создана служба маркетинга, которая занимается преимущественно рекламой и сбытом готовой продукции

Начиная с середины 1990-х годов на фоне удорожания ресурсов и резкого сокращения возможностей повы-

шения цен на реализуемую продукцию, сохраняется перегруженность оперативной деятельности высшего звена управления предприятия. Изменения внутренней организационной структуры ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» носят во многом хаотичный характер.

Характерная черта современного менеджмента организации - это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения [1, с. 13].

Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что в основном получают прибыль выше среднеотраслевой только фирмы, которые разрабатывают стратегию.

Стратегическое управление - это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контроллингу стратегии организации [2]. Оказаться без стратегического управления - значит подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Стратегическое управление носит сложный характер и требует учета множества факторов. Оно позволяет выявить круг проблем, стоящих перед предприятием, и некоторый набор различных способов их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор должен сформироваться в систему.

Рассмотрим стратегию управления ОАО «Оренбургский хлебокомбинат».

Главной целью ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» является объединение экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов его участников (акционеров) для удовлетворения потребностей в продукции и услугах общества и извлечения прибыли. В соответствии с этой целью предприятие осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: выработка и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий; торгово-коммерческая деятельность; а также в порядке диверсификации осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» способно по своим производственным мощностям выпускать в сутки до 100 тонн хлебобулочной и кондитерской продукции. Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции - более 40 наименований хлеба, батонов и булочных изделий, более 200 наименований кондитерских изделий. Вся предлагаемая к реализации продукция сертифицирована в соответствии с законодательством России.

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» применяет преимущественно отечественные традиционные технологии и считает своим достижением сохранение технологий приготовления массовых видов хлебобулочных изделий - пшеничного хлеба и хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки. Объемы производства продукции хлебокомбината за последние шесть лет представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика объема выпуска продукции ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за 2007-2014 гг.

Показатель Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Объем производства, тонн в том числе: 4194,0 4316,0 4261,0 4360,0 4551,2 3838,0 3883,9 3961,5

хлеб и хлебобулочные изделия; 3449,0 3438,0 3438,0 3493,0 3628,6 3019,7 3139,5 3193,2

кондитерские изделия; 745,0 878,0 823,0 867,0 922,6 818,3 744,4 768,3

Темп роста объема выпуска продукции, в % в том числе: 100,0 102,9 98,7 102,3 104,4 84,3 101,2 102,0

хлеба и хлебобулочных изделий; 100,0 99,7 100,0 101,6 105,5 83,2 104,0 101,7

кондитерских изделий 100,0 117,9 93,7 105,3 106,4 88,7 91,0 103,2

По данным представленной таблицы видно, что в суммарном выражении превалирует производство хлебопекарной продукции - 80,6%, производство кондитерской продукции составляет 19,4% общего объема (по данным 2014 г.). Объем производства продукции с 2007 по 2014 гг. сократился на 5,5%, что связано в основном с ростом конкуренции на региональных рынках хлебобулочных и кондитерских изделий. На снижение объемов производства продукции предприятия повлияло также и сокращение сумм инвестирования, которые за восьмилетний период были сокращены практически в два раза (табл. 2).

Стратегия ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» состоит в увеличении мощностей производства, а также в улучшении качества продукции, она направлена на производство наиболее востребованных сортов хлеба, постоянного обновление дизайна выпускаемой продукции, внедрение эффективных новаторских идей в области производства и продаж. Так, технологическая служба завода постоянно сотрудничает с технологами фирм г. Москвы и г. Санкт-Петербурга с целью повышения уровня знаний по использованию нового сырья и новых современных технологий. Продолжается работа над упаковкой продукции. В 2012 г. был изменён вид упаковки на хлеб и булочные изделия. Эта продукция теперь упаковывается в красочные пакеты с клипсой на новом оборудовании, что значительно продляет сроки годности реализуемых изделий.

Основные проблемы, с которыми сталкивается хлебокомбинат, - это всевозрастающая конкуренция на рынке хлеба и хлебобулочных изделий г. Оренбурга и высокая доля ручного труда, которая по предприятию составляет около 50%, а на некоторых производственных участках доходит и до 100%. Наличие высокой доли ручного труда связано с неудовлетворительным техническим состоянием хлебокомбината. В результате, для выработки одной тонны хлебобулочной продукции 7-10 наименований приходиться использовать труд 6-8 человек, вместо 23 на современном оборудовании.

Также в ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» действует стратегия развития - предприятие осуществляет планомерную работу по повышению конкурентоспособности своей продукции: проводится анализ востребованности продукции потребителями и соответственно меняется ассортимент предлагаемой продукции. Например, хлеб «Бородинский», изготавливаемый из муки ржаной обойной, был заменен на хлеб «Бородинский заварной», выпекаемый на основе густой ржаной закваски, солодовой заварки с добавлением патоки, сахара и кориандра. Хлеб имеет насыщенный аромат, сладковатый вкус и сохраняет свою свежесть в течение 5 дней, в результате чего его продажи были увеличены на 20-25%.

Стратегическое планирование является одним из опорных пунктов процесса стратегического управления в

Таблица 2

Динамика инвестиционных затрат на обновление оборудования ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» за 2007-2014 гг.

Показатель Годы Отклонения 2014 г. от 2007 г., +/- 2014 г. в % к 2007 г.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Инвестиционные затраты всего, тыс. руб. в том числе на оборудование для производства: 8581,0 3010,0 4873,6 6258,9 3496,6 4560,3 4662,1 4440,6 -4140,4 51,7

хлеба и хлебобулочных изделий 7036,1 2347,8 3752,7 3817,9 2762,3 3785,0 3869,8 3687,8 -3348,3 52,4

кондитерских изделий 1544,9 662,2 1120,9 2441,0 734,3 775,3 792,3 752,8 792,1 51,3

связи с тем, что стратегию можно представить как детальный всесторонний комплексный план, составляемый для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей.

В ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» стратегический план разрабатывается с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

Стратегический план ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» обосновывается обширными исследованиями и фактическими данными, поэтому на предприятии постоянно проводится сбор и анализ огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п.

В дальнейшем процесс реализации стратегии ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» должен быть разделен на два этапа:

а) процесс стратегического планирования, предполагающий, что стратегический план и решения по нему принимаются высшим руководством ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» на основе выбора наиболее эффективных стратегий развития предприятия с учетом региональных особенностей хлебопекарной отрасли;

б) процесс стратегического управления, предполагающий реализацию определённой стратегии во времени и переформулирование данной стратегии в свете новых обстоятельств.

В результате деятельности предприятия необходима постоянная корректировка принятых управленческих решений и соответственно стратегического плана, постоянный контроль за его выполнением.

ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» необходимо переориентировать действующую управленческую стратегию на стратегию развития через диверсификацию, которая в отличие от интеграционного роста, предполагает выход за рамки отраслевой технологической цепочки, используя возможности, открывающиеся вне зоны традиционной деятельности предприятия. Диверсификация деятельности является одним из самых распространенных и перспективных направлений роста и развития организаций, а в некоторых случаях - это единственный путь пред-

приятия к выживанию. Большое количество фирм, начинавших свою деятельность в качестве узкоспециализированных предприятий, с течением времени сталкивается с необходимостью принятия решения о диверсификации своей деятельности.

Таким образом, в современных условиях повышения конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочных изделий и недостатка рабочей силы наличие ручного труда в отрасли существенно снижает основные экономические показатели деятельности предприятий хлебопекарной промышленности области. Это требует пересмотра стратегии управления производством в хлебопекарной отрасли. Стратегия роста и увеличения производства однородной продукции требует совершенствования в направлении дифференцированного роста и фокусирования.

Главное условие эффективного функционирования системы стратегического управления производством хлеба и хлебобулочных изделий - это осуществление планирования на постоянной основе и привлечение внимания к нему со стороны руководства предприятия, его умение доказать необходимость планирования, привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг квалифицированных сотрудников.

Основной идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению производством хлеба и хлебобулочных изделий в регионе, является перенос центра внимания высшего руководства всех уровней управления АПК и особенно руководителей хозяйствующих субъектов на внешнюю среду, в сторону вопросов стратегии.

Список литературы

1. Кабанова А.А. Особенности стратегического управления [Текст] / Кабанова А.А. // Электронное научное периодическое издание «Системное управление». - 2012. - № 2 (1б). - С. 13.

2. Лукьянова Н.А. Конкурентные стратегии в менеджменте: учебное пособие [электронный ресурс] / Н.А. Лукьянова - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 100 с.

3. Статистический ежегодник «Промышленное производство Оренбургской области'2012»: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. [Текст]. - Оренбург, 2012. - С. 202.

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК С УЧЁТОМ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ (НА ПРИМЕРЕ _ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

Жаков Владимир Владимирович

ФГБ ОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МГУПС (МИИТ)), старший преподаватель кафедры, «Экономика и управление на транспорте», г. Москва

THE ASSESSMENT OF THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF RAIL CONTAINER TRAFFIC WITH ANALYZING OF THE CURRENT STATE OF THE MARKET OF TRANSPORT SERVICES IN THE EUROPEAN COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE UK)

Zhakov Vladimir, Moscow State University of Railway Engineering, head lecturer at the Chair of economics and management in transport, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.