Научная статья на тему 'Стратегическое планирование развития информационных технологий в Краснодарском крае'

Стратегическое планирование развития информационных технологий в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Налейкина Анастасия Юрьевна

В статье раскрывается понятие и смысл стратегического планирования развития информационных технологий в Краснодарском крае. Также описаны способы реализации данной политики и указаны основные показатели прогноза развития информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование развития информационных технологий в Краснодарском крае»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Налейкина А.Ю.

Налейкина Анастасия Юрьевна - студент, кафедра государственного и муниципального управления, факультет управления, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация: в статье раскрывается понятие и смысл стратегического планирования развития информационных технологий в Краснодарском крае. Также описаны способы реализации данной политики и указаны основные показатели прогноза развития информационных технологий. Ключевые слова: информационные технологии, стратегическое планирование, сферы управления, администрация.

УДК 005.96

Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением информационных технологий.

Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики в целом связана с развитием информационных технологий. По данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет высокий уровень корреляции с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий [1, с. 5].

Краснодарский край, являясь одним из наиболее густонаселенных регионов России, в силу объективных причин

превратился в мощный центр производства и потребления информации независимо от способов ее передачи и распространения. Краснодарский край по темпам экономического роста и инвестиционной привлекательности входит в десятку динамично развивающихся регионов России.

Особую важность приобретает информатизация сферы управления, так как она не только повышает эффективность управления на всех его уровнях, но и позволяет увеличить эффективность целенаправленной деятельности человека в других сферах [3].

Однако в настоящее время в сфере развития информационных технологий имеется ряд проблем:

- обострившийся в последние годы дефицит кадров;

- недостаточно высокая популярность профессий отрасли информационных технологий;

- недостаточное количество ведущихся в стране исследований мирового уровня в области информационных технологий;

- недостаточный спрос на информационные технологии со стороны государства;

- недостаточный уровень координации действий органов государственной власти и институтов развития по вопросам развития информационных технологий;

- слабое использование возможностей государственно-частного партнерства в области обучения и исследований.

Необходимыми условиями увеличения вклада России в мировой рынок и укрепления позиций страны в глобальном разделении труда в области информационных технологий является стратегическое планирование. Позволяющие улучшить условия для развития отрасли при сохранении возможностей ее свободного рыночного развития.

Для повышения эффективности государственного управления необходимым условием является стратегическое планирование. Документы стратегического планирования основополагающие при формировании направлений государственной политики, а также в регулировании и определении направлений развитии отраслей, процессов,

сфер деятельности. В соответствии с данными документами происходит модернизация отраслей, внедрение положительных тенденций и исключение негативного опыта.

В Краснодарском крае стратегическое планирование регулируется Федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ», данный документ координирует деятельность государственного и муниципального стратегического управления и устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Также в Краснодарском крае стратегическое планирование регулируется законом Краснодарского края "О

стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае". Настоящий Закон устанавливает правовые основы процесса стратегического планирования в Краснодарском крае, полномочия органов государственной власти Краснодарского края в сфере стратегического планирования, регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Краснодарского края, а также мониторинга и контроля за реализацией документов стратегического планирования в Краснодарском крае. Данный документ стратегического планирования направлен на:

- в рамках целеполагания - на обоснование целей, задач, приоритетов социально-экономического развития территорий;

- в рамках прогнозирования - на разработку научно -обоснованных представлений о возможных вариантах развития рисков, определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций социально-экономического развития территорий;

- в рамках планирования и программирования - на достижение целей, приоритетов социально-экономического

развития территорий, содержащихся в документах целеполагания [2].

Так, для стратегического планирования по реализации информационных технологий в Краснодарском крае являются документы: в рамках целеполагания - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в рамках прогнозирования - прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, в рамках планирования и программирования - государственная программа РФ развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года.

Основными направлениями реализации стратегии является:

- Развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий, предполагает собой

совершенствование физико-математического образования и подготовки в сфере информационных технологий, поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям, и увеличение их общего количества. В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в образовательном процессе также необходимо сфокусироваться на развитии у студентов инженерных специальностей бизнес-навыков и навыков предпринимательства.

- Стимулирование работы высококвалифицированных специалистов отрасли информационных технологий в

России. В условиях значительной нехватки высококвалифицированных профессионалов на рынке информационных технологий в качестве временной меры необходимо стимулировать миграцию таких специалистов в Россию, также необходимо содействовать возвращению высококвалифицированных российских специалистов, обучающихся или работающих в области информационных технологий за границей.

- Популяризация информационных технологий как сферы деятельности. В рамках Стратегии профильным объединениям некоммерческого сектора и медиасектору необходимо сосредоточить внимание на популяризации деятельности в сфере информационных технологий.

- Улучшение институциональных условий развития отрасли

информационных технологий. Важным направлением является совершенствование работы государственных институтов защиты интеллектуальной собственности в области информационных технологий. Сервисы защиты должны быть доступными, удобными и обеспечивать интеграцию в наиболее распространенные в мире международные системы учета результатов интеллектуальной деятельности.

- Международное сотрудничество и поддержка экспорта, подразумевает под собой разработку высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, ориентированной в первую очередь на мировой рынок.

- Исследовательская деятельность в области информационных технологий, за счет стимулирования проведения компаниями исследований и разработок, в том числе в области повышения эффективности применяемых информационно-технологических решений компаниями других отраслей.

- Приоритетные направления исследований и разработок в области информационных технологий. В рамках Стратегии необходимо четко обозначить приоритетные направления государственной политики по исследованиям и разработкам в области информационных технологий на долгосрочную и краткосрочную перспективы, которые станут ориентиром для всех органов власти и институтов развития, имеющих отношение к научно-исследовательской деятельности, а также добиться синергетического эффекта от инвестиций государства и частных компаний в исследования и разработки. Результатом станет научно-технический задел по

приоритетным направлениям развития российской отрасли информационных технологий.

- Поддержка развития малого бизнеса. На ранних стадиях развития проектов ощущается недостаток возможностей получения финансирования. Необходимо увеличение объемов доступных инструментов финансирования, включая грантовое финансирование.

- Стимулирование появления лидеров отрасли информационных

технологий мирового масштаба. Задача может быть решена путем целенаправленной поддержки при помощи рыночных механизмов со стороны государства признанных лидеров российской отрасли информационных технологий, имеющих перспективы глобального развития, а также путем стимулирования динамичного развития средних компаний, которые уже добились успеха на глобальном рынке.

- Информатизация экономики и долгосрочный заказ на информационные технологии со стороны государства. Заключается в обращении внимания на недостаточное количество современных государственных стандартов.

- Обеспечение информационной безопасности. Необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение информационной безопасности не только государственных органов власти, но и других организаций и граждан, проживающих на территории России.

- Повышение грамотности населения в области информационных технологий. Необходима совместная работа государства и бизнеса по повышению компьютерной грамотности населения, включая обучение людей старшего и среднего возраста компьютерным навыкам, в том числе навыкам работы в сети "Интернет".

- Статистическое обеспечение и актуализация классификаторов отрасли информационных технологий. Для повышения эффективности управленческих решений необходимо развитие государственной системы учета статистики отрасли, включающее в себя в том числе

коррекции форм Федеральной службы государственной статистики. [1]

Таким образом входе осуществления цели и решения вытекающих из нее задач запланированы следующие результаты. (таблица 1)

Таблица 1. Основные показатели прогноза развитияинформационных технологий(млрд рублей)

2011 г. отчет 2020 г. 2030 г. 2020 г. к 2011 г., % <*> 2030 г. к 2011 г., % <*>

1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 2 вар. вар. 1 2 вар. вар.

Объем рынка информационных технологий в том числе: рынок аппаратных средств рынок программных средств рынок услуг 648,6 1748,42082,94102,65640,4164,1195,3269,6374,8 332,5 770 862,3 1440,91753,1134,4150,5175,8213,9 132,1 462,1 582,5 1375 2073,3223,6281,3 467 719,9 184,1 516,3 638,1 1286,6 1814 178,7221,1312,5451,9

При развитии экономики по консервативному сценарию (вариант 1) в 2030 году прогнозируется рост рынка информационных технологий в 2,7 раза по сравнению с 2011 годом, до 4102,6 млрд. рублей. Наибольший объем сохранит рынок аппаратных средств. Объемы продаж будут расти в соответствии с ростом потребительского спроса, рыночной активностью, ростом доходов населения.

В структуре будут происходить изменения в сторону снижения доли аппаратных средств при росте доли рынка программных средств и рынка услуг. Переход на формирование рынков программных продуктов и предоставления услуг будет основной тенденцией развития информационных технологий.

В инновационном сценарии (вариант 2) предполагается повышение инвестиционной привлекательности сектора за счет внедрения современных технологий.

При активизации предпринимательской деятельности, росте доходов населения, ускорении промышленного производства ожидается повышение темпов развития информационных технологий. Объем рынка информационных технологий увеличится в 3,7 раза по сравнению с 2011 годом. (таблица 2)

Таблица 2. Структура рынка информационных технологий,

%

2011 г. отчет 2020 г. 2030 г.

1 2 вар. вар. 1 2 вар. вар.

Объем рынка информационных технологий, % в том числе: рынок аппаратных средств рынок программных средств рынок услуг 100 100 100 100 100 51 ,2 44 41 ,4 35,1 31 ,1 20,4 26,5 28 33,5 36,8 28,4 29,5 30,6 31,4 32,1

Основные тенденции изменения структуры сохранятся. Однако темпы изменения структуры возрастут по сравнению с консервативным сценарием, в результате чего доля рынка программных средств и рынка услуг в инновационном сценарии будет выше, чем в консервативном сценарии развития [4].

Реализация данной стратегии является сложным и трудоемким процессом, который регулируется за счет федерального законна и должен исполняться четко и правильно в соответствии со всеми документами и включать в себя этапы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что реализации стратегии по планированию развития информационных технологий улучшит экономику и повседневную жизнь людей как по всей России, так и в Краснодарском крае.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ».

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

3. Закон Краснодарского края от 6 ноября 2015 г. № 3267-K3 «О стратегическом планировании и индикативных планах социально-экономического развития в Краснодарском крае».

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 04.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.