Научная статья на тему 'Анализ системы стратегического планирования бюджетно-финансовой политики'

Анализ системы стратегического планирования бюджетно-финансовой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный бюджет / документы стратегического планирования / целеполагание / прогнозирование / планирование и программирование / стратегия / государственная программа / state budget / strategic planning documents / goal setting / forecasting / planning and programming / strategy / state program.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Плотникова, З. А. Хачак, А. О. Феофилова

В статье проведен анализ документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере бюджетно-финансовой политики в рамках целеполагания, прогнозирования, программирования и планирования. Рассмотрены цели, задачи, мероприятия в данной сфере и ожидаемые результаты их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRATEGIC PLANNING SYSTEM BUDGET FINANCIAL POLICIES

The article analyzes the documents of strategic planning of the Russian Federation in the field of fiscal policy in the framework of goal-setting, forecasting, programming and planning. The goals, objectives, activities in this area and the expected results of their implementation are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ системы стратегического планирования бюджетно-финансовой политики»

средством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

Для достижения данной цели предусматриваются такие стратегические приоритеты и направления развития как:

- создание широких возможностей для секьюритизации финансовых активов;

- повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке;

- развитие организованного финансового рынка и консолидация биржевой инфраструктуры;

- развитие учетных институтов;

- совершенствование правового регулирования финансового рынка;

- предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке; и др.[4].

Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития финансового рынка представлены в таблице 1.

Таблица 1. Ожидаемые результаты реализации Стратегии развития финансового рынка

РФ на период до 2020 года

Целевой показатель 2016 г. 2020 г.

Капитализация публичных компаний, трлн руб. 32,3 170

Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, % 97,8 104

Биржевая торговля акциями, трлн руб. 31,4 240

Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, % 95,1 146

Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн руб. 1,2 19

Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, % 3,6 12

Активы инвестиционных фондов, трлн руб. 0,8 17

Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов, трлн руб. 0,6 12

Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, % 4,2 18

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн руб. 0,7 3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн чел. 0,8 20

Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % 5,2 12

Следовательно, основным результатом реализации указанных предложений должны стать изменение инвестиционного поведения населения и привлечение сбережений граждан на финансовый рынок, а также эффективная реализация пенсионной реформы.

Ключевым инструментом управления государственными финансами является государственный бюджет. Он состоит из централизованного бюджета и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые посту-

пления, а расходной - затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и

др. [5].

Федеральный бюджет в Российской Федерации планируется на трехлетний период. В соответствии с проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годы» можно выделить показатели, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Прогноз доходов и расходов государственного бюджета РФ, тыс. руб. [2]

Показатель 2021 г.

Доходы 20 978,0

Нефтегазовые доходы 8 018,2

Ненефтегазовые доходы 12 959,8

Расходы 20 026,0

Общегосударственные вопросы 1 539,8

Национальная оборона 3 160,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 295,9

Национальная экономика 2 813,7

Жилищно-коммунальное хозяйство 187,6

Образование 881,3

Культура, кинематография 122,1

Здравоохранение 855,9

Социальная политика 4 757,7

Физическая культура и спорт 49,4

Таким образом, приоритетной статьей расходов федерального бюджета на прогнозируемый период будет оставаться обеспечение социальной политики Российской Федерации. Приоритетной статьей доходов бюджета станут ненефтегазовые доходы.

Инструментом реализации Стратегии и достижения прогнозных показателей явля-

ется государственная программа, разрабатываемая в рамках планирования и программирования - «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков на 2013-2020 годы», общая характеристика которой представлена в таблице 3.

Таблица 3. Общая характеристика государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков на 2013-2020 годы»_

Показатель Содержание

Координатор Министерство финансов Российской Федерации

Цель Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка

Задачи - создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, повышения эффективности бюджетных расходов; - совершенствование нормативно-правового регулирования и методологического обеспечения бюджетного процесса в Российской Федерации, планирования и исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и формирования бюджетной отчетности, системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; - обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления государственными и муниципальными финансами; - повышение эффективности, конкурентоспособности и прозрачности налоговой системы Российской Федерации; и т.д.

Бюджет 8069027531,4 тыс руб

Источники финансирования Федеральный бюджет

В целом реализация данной государственной программы обеспечивает сбалансированность федерального бюджета и эффективность бюджетных расходов. В частности, в подпрограмме «Обеспечение сбалансированности федерального бюдже-

та и повышение эффективности бюджетных расходов» представлены следующие меры:

- снижение зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов;

- достижение соответствия расходных обязательств федерального бюджета источникам их финансового обеспечения в долгосрочном периоде;

- повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг [3].

Ожидаемые результаты от реализации мероприятий данной подпрограммы представлены в таблице 4.

Таблица 4. Ожидаемые результаты подпрограммы «Обеспечение сбалансированности федерального бюджета и повышение эффективности бюджетных расходов»_

Показатель 2016 г. (факт) 2020 г. (план)

Наличие бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период (да=1, нет=0) 0 1

Охват бюджетных ассигнований федерального бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования, % 53,3 90

Отношение количества принятых нормативных правовых актов, направленных на расширение практики оказания государственных (муниципальных) услуг негосударственными организациями и внедрение конкурентных принципов финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, к общему количеству проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию в указанных целях, % 100

Наличие общероссийских базовых перечней государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (да=1, нет=0) 1

Наличие федеральных перечней государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (да=1, нет=0) 1

В целом реализация мероприятий госу- денежно-кредитной политики, продолже-дарственной программы позволит обеспе- ние реализации программы приватизации, чить эффективное, ответственное и про- а также увеличение минимального уровня зрачное управление общественными фи- норматива перечисления дивидендов по нансами. принадлежащим государству акциям,

Анализ документов стратегического обеспечение равных конкурентных усло-планирования в сфере бюджетно- вий для различных групп экономических финансовой политики показал, что ее при- агентов и улучшение условий ведения ле-оритетными направлениями на перспекти- гального бизнеса, а также реформирование ву являются координация фискальной и налогообложения нефтяного сектора.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ (ред. от 31.12.2017). О стратегическом планировании в Российской Федерации.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г. №2071-р. О внесении в Госдуму законопроекта о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/118535.

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №320 (ред. от 29.03.2018). Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

4. Государственная информационная система «Управление» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gasu.gov.ru

5. Плотникова Е.В., Сташок Ю.В., Бормотова А.С. Инструменты управления государственными финансами // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 146-149.

6. Русинова Ю.С. Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации / Ю.С. Русинова, Е.В. Плотникова // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы ГУмеждународной научно-практической конференции. - 2016. - С. 331-335.

7. Хачак З.А., Зайцева М.В. Влияние экономического кризиса на формирование бюджета Российской Федерации // В сборнике: Экономика и управление в условиях современной России. Материалы всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 310314.

ANALYSIS OF STRATEGIC PLANNING SYSTEM BUDGET FINANCIAL POLICIES

E.V. Plotnikova, senior lecturer

Z. A. Khachak, student

A.O. Feofilova, student

Trubilina Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article analyzes the documents of strategic planning of the Russian Federation in the field of fiscal policy in the framework of goal-setting, forecasting, programming and planning. The goals, objectives, activities in this area and the expected results of their implementation are considered.

Keywords: state budget, strategic planning documents, goal setting, forecasting, planning and programming, strategy, state program.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Е.В. Плотникова, старший преподаватель А.А. Яснова, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10241

Аннотация. В статье определена роль в экономике и выявлены основные проблемы развития строительного комплекса Краснодарского края. Проведен анализ документов стратегического планирования Краснодарского края в сфере развития строительного комплекса, в том числе рассмотрены цели, задачи, приоритеты и ожидаемые результаты его развития.

Ключевые слова: строительный комплекс, Краснодарский край, стратегия, прогноз, государственная программа, ожидаемые результаты.

Строительный комплекс один из межотраслевых хозяйственных комплексов, представляющий собой общность отраслей материального производства и проектно-изыскательских работ, которые обеспечивают воспроизводство основных фондов. В Краснодарском крае строительный комплекс Краснодарского края - один из важнейших секторов экономики Кубани, поскольку в нем формируется 18% валового регионального продукта и до 16% налоговых поступлений, отчисляемых в бюджетную систему региона.

Стратегические направления развития строительного комплекса края обуславливаются основными приоритетами социально-экономического развития края на долгосрочную перспективу и местом строительного комплекса в экономике края. Высокие и устойчивые темпы экономического роста обеспечивают три приоритетных комплекса экономики края -агропромышленный, транспортный, ку-рортно-рекреационный и туристический. Однако ни один из этих комплексов не может развиваться без участия строительного комплекса. Таким образом, необходимым условием реализации всех поставленных задач является наличие современного высокоэффективного строительного комплекса. В частности, повышение качества жизни населения невозможно без увеличения объемов жилищного строи-

тельства. Повышение качества и эффективности функционирования регионального строительного комплекса на основе использования соответствующих инструментов государственного регулирования является одной из наиболее актуальных задач строительства [5].

В настоящее время в развитии краевого строительного комплекса существует ряд проблем, в том числе недостаточный объем финансирования, дефицит современных производственных мощностей, низкий уровень доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, административные барьеры в строительной отрасли. С целью решения данных проблем в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в сфере развития строительного комплекса разработаны и реализуются следующие документы стратегического планирования Краснодарского края:

- в рамках целеполагания - Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года;

- в рамках прогнозирования - Прогноз социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период до 2030 года;

- в рамках планирования и программирования - Государственная программа Краснодарского края «Социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.