Научная статья на тему 'Стратегическое планирование повышения занятости и качества жизни населения российских регионов'

Стратегическое планирование повышения занятости и качества жизни населения российских регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
632
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / НЕУРБАНИЗИРОВАННЫЕ РЕГИОНЫ / ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / STRATEGIC PLANNING / TAXATION SYSTEM / QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION / NON-URBAN REGIONS / ENERGY AND TECHNOLOGY CLUSTER / LABOR RESOURCES / ENERGY PROVISIONING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Коновалов В. В., Погребняк Р. Г., Погребняк О. Ю.

В статье рассмотрены факторы, характеризующие качество жизни населения России. Представлены приоритетные направления диверсификации экономики отдаленных и труднодоступных регионов страны с целью повышения занятости и качества жизни населения. Предложена стратегия повышения жизненного уровня населения посредством создания энерготехнологических кластеров на базе использования локальных видов топлива и трудового потенциала местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AND IMPROVEMENT OF EMPLOYMENT AND QUALITY OF LIFE OF POPULATION IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article overviews factors characterizing the quality of life of the population of the Russian Federation. The author priorities directions for diversification of economy of distant regions and regions that a hard to reach with a purpose of improvement of employment and quality of life of the population. The author suggests A strategy to improvement of the level of life of the population using the creation of energy and technology clusters based on usage of local types of fuel resources and labor potential of local population.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование повышения занятости и качества жизни населения российских регионов»

этом уровень безработицы в КЧР превышает средний по СКФО показатель на 2,6% и составляет 9,6%; а средний уровень доходов в республике ниже среднероссийского на 21%.

Характеристика основных производственных средств на 01.01.2012 г. (табл.1) как показатель технологического состояния экономики свидетельствует о возможности реализации в республике проектов развития экономики с инвестициями в обновление основных фондов не превышающих среднероссийский уровень. Степень загрузки производственных мощностей в КЧР составляет 64,3%, что говорит о имеющемся резерве и возможности экономии инвестиций в оборудование.

Используя данные эмпирических исследований возможностей входа на рынок и методику расчета барьера входа на рынок Д.Бейна, расчитываемый через индекс концентрации четырех крупнейших производителей и продавцов, находящихся на рынке, мы определили, что на территории КЧР имеются умеренные и низкие барьеры входа для пишевого производства, в частности, мукомольной промышленности (концентрация 28% и возможная норма прибыли 18,2%), производства консервной продукции (25% и 28% соответствено) и строительной отрасли, в частности производства цемента (33% и 21,3%).

Относительное преимущество в издержках приобретает лесопромышленный комплекс КЧР (лесная и деревообрабытывающая промышленность), пищевая промышленность и сельское хозяйство, которые, по нашим расчетам, относятся к низкоконцентрированным отраслям и даже при наличии крупных компаний в этих отраслях продолжает действовать конкурентный механизм взаимодействия.

Учитывая природные возможности региона в качестве приоритетных направлений трансформации экономики КЧР мы определяем развитие сферы услуг и специализированных санаторно-курортных организаций, которые будут выступать заказчиками продукции

смежных отраслей: пищевого производства, сельского хозяйства, гостиничного хозяйства, сферы гостеприимства и общественного питания.

Состояние производственной инфраструктуры оценено нами как критическое для обрабатывающих производств и машиностроения, в меньшей степени для добывающих производств, в удовлетворительной степени для энергетики, пищевой промышленности, торговли и сферы услуг.

В качестве первого элемента экономической политики, проводимой на уровне региона и направленной на повышение комфортности проживания граждан,мы рассматриваемвозможности модернизации производственной инфраструктуры КЧР, связанной с развитием дорожной сети, что особенно важно для сельских территорий, строительства баз отдыха и санаторно-курортных организаций. Строительство дорог позволит расширить деятельность туристического кластера иустановить устойчивые связи с соседними регионами, делая республику более привлекательной с точки зрения логистических возможностей.

Литература:

1. Болонин А.И., Лайпанов К.Д. Детерминантыформирования-стратегийразвитиярегиональныхсоциально-экономическихсистемву словияхотраслевойинтеграции // Микроэкономика - 2013. № 4

2. Болонин А.И., Ахметжанова Л.Р. Оценка принципов стратегического планирования и методов стратегического финансового анализа состояния электроэнергетической отрасли // Вестник академии, 2010. №4.

3. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. М.: Омега-Л, Ника-Центр, 2008.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Коновалов В.В., д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Погребняк Р.Г., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации Погребняк О.Ю., к.э.н., специалист ЗАО «Донау Лаб Москва»

В статье рассмотрены факторы, характеризующие качество жизни населения России. Представлены приоритетные направления диверсификации экономики отдаленных и труднодоступных регионов страны с целью повышения занятости и качества жизни населения. Предложена стратегия повышения жизненного уровня населения посредством создания энерготехнологических кластеров на базе использования локальных видов топлива и трудового потенциала местного населения.

Ключевые слова: стратегическое планирование, система налогообложения, качество жизни населения, неурбанизированные регионы, энерготехнологический кластер, энергоснабжение, трудовые ресурсы.

STRATEGIC PLANNING AND IMPROVEMENT OF EMPLOYMENT AND QUALITY OF LIFE OF POPULATION IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Konovalov V., doctorate degree of economic sciences, professor, Financial University by the Government of the Russian Federation Pogrebnyak R., doctorate degree of economic sciences, docent, professor at «Regional economics and geography» Department of Financial

University by the Government of the Russian Federation Pogrebnyak O., candidate degree of economic sciences, expert at ZAO «Donay Lab Moskva»

The article overviews factors characterizing the quality of life of the population of the Russian Federation. The author priorities directions for diversification of economy of distant regions and regions that a hard to reach with a purpose of improvement of employment and quality of life of the population. The author suggests A strategy to improvement of the level of life of the population using the creation of energy and technology clusters based on usage of local types offuel resources and labor potential of local population.

Keywords: strategic planning, taxation system, quality of life of the population, non-urban regions, energy and technology cluster, energy provisioning, labor resources.

Устойчивое социально-экономическое развитие России невозможно без обеспечения государством оптимального качества жизни населения. Качество жизни - понятие, используемое в экономике и других сферах исследования, которое основывается на оценке удовлетворенности человека определенным набором условий и характеристик жизни, включающих качество здравоохранения и образования, уровень доходов, комфорт жилища и др.

Однако Россия занимает 105 место среди 111 стран мира по

Индексу качества жизни (ИКЧ) [1] (напомним, что Индекс качества жизни (ИКЧ - англ. quality-of-life index) разработан компанией Economist Intelligense Unit для составления рейтинга стран по ИКЧ на основании анализа девяти основных факторов качества жизни человека). Это говорит о назревшей проблеме повышения качества жизни населения нашей страны.

В настоящей статье предпринята попытка на основе анализа природно-ресурсного и человеческого потенциала разработать

стратегию повышения занятости и качества жизни населения неурбанизированных территорий, которые слабо осваиваются и развиваются. Это малые города, а также удаленные, труднодоступные территории, которые занимают около 60% территории России. В основном это дотационные районы, отличающиеся высоким уровнем безработицы, низким качеством медицинского обслуживания, образования, жилья.

Критическим звеном таких локальных поселений является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), которое характеризуется отсутствием централизованного теплоснабжения, ненадежностью бесперебойного топливо- и энергоснабжения - главного условия энергетической безопасности. Так, удаленные территории европейского Севера (Архангельская область с Ненецким автономным округом и др.) на 93% обеспечиваются энергоресурсами на основе привозного топлива: 56 электростанций обеспечивают 160 населенных пунктов, где суммарно проживает около 33 тыс. человек [2].

Система энергообеспечения этих территорий изначально дорога. Бюджет имеет большие расходы по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающией организации - около 700 млн. рублей в год в связи с тем, что государство гарантирует тариф для конечного потребителя 2-4 руб./кВт'"ч, себестоимость же производимой электроэнергии составляет 19-36 руб./кВт'"ч. Это является важным фактором слабого развития названных территорий: нет дешевой энергии - нет развития территории.

Кроме того, неэффективное использование ресурсов объясняется высокой степенью изношенности коммунально-бытовых инженерных сетей и оборудования, в результате чего имеются огромные потери воды, тепла, топлива. Так, если в крупных городах (Москва, Пермь, Воронеж) на подачу воды на этажи жилых домов тратится 1 кВт'"ч/м3 воды, то в Воркуте в 3,2 раза больше.

Суровым климатом обусловлена и необходимость в дополнительных финансовых затратах на топливо с целью поддержания оптимальных параметров теплоносителя в системах ЖКХ ввиду более низких температур наружного воздуха и длительности отопительного периода по сравнению со средним по стране.

Противоположная ситуация по сравнению с северными регионами на юге нашей страны. Так, в Краснодарском крае более 50% населения проживает в поселках и небольших городах численностью до 25 тыс. человек. Они используют 30-35% суммарного

энергопотребления региона. Централизованного теплоснабжения здесь почти нет, около 60% электроэнергии и 72% природного газа край импортирует.

Наблюдается дефицит надежного бесперебойного электроснабжения: в отдельных населенных пунктах электричество отключается на 5-10 часов в сутки. Местные жители вынуждены переходить на дизельные генераторы, что существенно осложняет экологическую обстановку в рекреационной зоне. Около пятнадцати муниципальных образований с шестнадцатью процентами населения края испытывают дефицит электроэнергии в силу географических и природно-климатических причин - сложность прокладки сетей в горной местности, высокий износ сетевого хозяйства и др. Все это нарушает энергетическую безопасность (в первую очередь, надежность энергоснабжения) таких регионов.

Ориентация топливно-энергетического баланса удаленных и труднодоступных регионов России на энергоснабжение на привозном топливе снизило их энергетическую и экономическую безопасность, что вызывает необходимость диверсификации топливно-энергетического баланса этих территорий с учетом максимального использования потенциала самообеспечения регионов местными возобновляемыми видами топлива. Это направление развития экономики неурбанизированных территорий, обладающих большими его запасами, по нашему мнению, является стратегическим рычагом повышения занятости и качества жизни населения.

Наиболее перспективным видом местного топлива, производство которого нарастает большими темпами, является биотопливо, которое производится из растительного сырья. Это жидкое топливо первого поколения - биоэтанол и биодизель, которые используются в качестве добавок к традиционному моторному топливу, и твердое топливо второго поколения - пеллеты (древесные гранулы), производимые из древесины и отходов деревообрабатывающей промышленности для энергетических целей. При этом наша страна имеет позитивные условия для развития этой отрасли, так как владеет не только значительными запасами ископаемого топлива, но и биомассы для производства биотоплива.

Учитывая большой потенциал местных видов топлива, энергоснабжение энергодефицитных территорий с децентрализованным энергоснабжением рационально организовать посредством создания региональных интегрированных комплексов локальной энергетики и

Рис. 1. Стратегия самообеспечения региона биотопливом

ТЯАШРОЯТ БШШЕВВ Ш ЯШВТА | №6 2013 |

279

Таблица 1. Лесные ресурсы России

Регионы Лесистость территорий 2010 г., % Общий запас древесины, млн м3

2009 г. 2010 г. 2010 к 2009 %

Российская Федерация 46,6 83573 83454 100,1

1 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 250 до 700 млн. м3

Центральный ФО 35,2 3965 3989 102,5

Владимирская область 51,8 270 269 99,6

Калужская область 45,4 269 269 100,0

Московская область 42,4 402 419 104,2

Смоленская область 41,8 319 329 103,1

Ярославская область 46,0 284 291 102,5

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Новгородская область 64,4 591 553 93,6

Псковская область 38,3 333 333 100

Южный ФО 9,7 782 781 99,9

Краснодарский край 20,2 352 354 100,6

Приволжский ФО 36,7 5874 5867 99,9

Удмуртская Республика 46,8 324 324 100,0

Нижегородская область 48,0 574 569 99,1

Уральский ФО 38,5 8040 8107 100,8

Челябинская область 29,4 403 406 100,7

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Республика Хакасия 49,7 474 474 100,0

Алтайский край 22,6 551 550 99,8

Кемеровская область 60,3 677 679 100,3

Новосибирская область 26,7 513 531 103,5

Омская область 32,3 622 622 100,0

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Сахалинская область 67,4 635 635 100,0

2 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 700 до 1500 млн. м3

Центральный ФО 35,2 3965 3989 102,5

Костромская область 74,2 719 716 99,6

Тверская область 54,8 781 775 99,2

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Республика Карелия 52,7 974 970 99,6

Ленинградская область 56,9 835 829 99,3

Приволжский ФО 36,7 5874 5867 99,9

Республика Башкортостан 39,9 825 823 99,8

Кировская область 63,7 1289 1281 99,4

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Республика Алтай 48,6 838 838 100,0

Республика Тыва 49,8 1186 1179 99,4

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Камчатский край 42,7 1210 1224 101,2

3 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 1500 до 2500 млн. м3

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Волого5ская область 69,7 1705 1695 99,4

Приволжский ФО 36,7 5874 5867 99,9

Пермский край 71,5 1704 1699 99,7

Уральский ФО 38,5 8040 8107 100,8

Свердловская область 68,7 2152 2142 99,5

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Республика Бурятия 63,4 2258 2239 99,2

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Приморский край 77,9 1906 1939 101,7

Амурская область 65,0 2057 2055 99,9

4 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 2500 до 3500 млн. м3

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Республика Коми 72,7 3061 3054 99,8

Архангельская область 54,0 2578 2688 104,3

Уральский ФО 38,5 8040 8107 100,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 53,8 3192 3266 102,3

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Забайкальский край 68,3 2720 2702 99,3

Томская область 62,0 2874 2858 99,4

5 класс - субъекты РФ с запасом древесины свыше 3500 млн. м3

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Красноярский край 45,1 11753 11742 99,9

Иркутская область 83,0 9144 9125 99,8

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Республика Саха (Якутия) 51,2 9152 8944 97,7

Хабаровский край 66,6 5207 5204 99,9

Таблица 2. Распределение субъектов РФ по общему запасу древесины, млн. м3

№ п/п 1 класс 250-700 2 класс 700-1500 3 класс 1500-2500 4 класс 2500-3500 5 класс свыше 3500

1 Владимирская область Костромская область Волого5ская область Республика Коми Красноярский край

2 Калужская область Тверская область Пермский край Архангельская область Иркутская область

3 Московская область Республика Карелия Свердловская область Ханты-Мансийский АО - Югра Республика Саха (Якутия)

4 Смоленская область Ленинградская область Республика Бурятия Забайкальский край Хабаровский край

5 Ярославская область Республика Башкортостан Приморский край Томская область

6 Новгородская область Кировская область Амурская область

7 Псковская область Республика Алтай

8 Краснодарский край Республика Тыва

9 Удмуртская Республика Камчатский край

10 Нижегородская область

11 Челябинская область

12 Республика Хакасия

13 Алтайский край

14 Кемеровская область

15 Новосибирская область

16 Омская область

17 Сахалинская область

биотехнологий (кластеров) посредством объединения производства биотоплива из местного сырья (в основном, отходов сельскохозяйственного производства и деревообработки), с транспортной и энергетической инфраструктурой.

Эти кластеры создаются за счет собственных или привлеченных средств инвестора любой формы собственности и выполняют полный цикл работ по проектированию, строительству и эксплуатации: технологических комплексов, производящих биотопливо из местного сырья; энергетического оборудования, работающего на этом топливе; систем энергоснабжения региона.

В настоящее время разработана «Стратегия ресурсосбережения на базе использования биотоплива на период до 2030 года» (СИБ-2030) как подсистема государственной «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (ЭС-2030), принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Стратегия СИБ-2030 предусматривает создание в энергодефицитных регионах интегрированных комплексов локальной энергетики и биотехнологий для самообеспечения регионов биотопливом.

Процесс формирования основных приоритетов и параметров стратегии включает пять этапов, определяющих особенности алгоритма ее формирования и реализации (рис. 1).

На первом и втором этапах производится сбор исходных данных по ресурсной базе территории, составляются балансы по энергопотреблению, позволяющие на основе анализа полученных данных выявить региональные резервы и потенциал ресурсосбережения на базе самообеспечения топливом производственных структур и системы ЖКХ региона.

По полученным результатам на стадии третьего этапа разрабатывается стратегия энергосбережения, отражающая ключевые направления и показатели энергоэффективного развития, в том числе за счет резервов использования местных видов топлива.

На четвертом этапе формируются мероприятия стратегии, представляющие собой определенную методическую основу схемы энергоснабжения.

Важнейшим является пятый этап - разработка «Стратегии ресурсоосбережения на базе использования биотоплива на период до 2030 года» (Стратегия самообеспечения региона биотопливом СИБ-2030).

Базисными положениями стратегии ресурсосбережения в регионе на долгосрочную перспективу являются: системность; це-леполагание; адаптивность к новым условиям и вызовам времени; принципы и механизмы ее реализации.

Разработано три этапа ее выполнения на период до 2030 г:

1) 2014-2017 гг. - ресурсно-инновационное развитие;

2) 2018-2023 гг. - инвестиционно-инновационная модернизация;

3) до 2030 г. - инновационное развитие.

Инструментами реализации стратегии СИБ-2030 должны явиться соответствующие федеральные (ФЦП) и региональные (РЦП) целевые программы. Мероприятия программ должны быть сбалансированы с доходной частью федерального бюджета с учетом прямых поступлений от хозяйствующих субъектов энергетического сектора и других инвестиций.

Ключевым показателем является наличие местных видов топлива для самообеспечения региона биотопливом. Для решения этой задачи классифицируем российские регионы по обеспеченности лесными ресурсами по субъектам Российской Федерации [3].

В качестве основных классификационных индикаторов примем показатели лесистости территорий и общего запаса древесины. Выделим субъекты РФ с общим запасом древесины более 250 млн. м3 (см. таблицу 1) и сгруппируем их в пять классов по показателю общего запаса древесины в диапазонах:

1 класс - от 250 до 700 млн. м3;

2 класс - от 700 до 1500 млн. м3;

3 класс - от 1500 до 2500 млн. м3;

4 класс - от 2500 до 3500 млн. м3;

5 класс - свыше 3500 млн. м3.

Анализ таблицы 1 позволяет ранжировать субъекты РФ по общему запасу древесины на 5 классов (см. таблицу 2) и сделать вывод о том, что 17 субъектов РФ располагают запасом древесины в объеме от 250 до 700 млн. м3, 9 - от 700 до 1500 млн. м3, 6 - от 1500 до 2500 млн. м3, 5 - от 2500 до 3500 млн. м3 и лишь 4 - свыше 3500 млн. м3.

Наибольший запас древесины на территории России имеют Красноярский край - 11742 млн. м3 , Иркутская область - 9125 млн. м3, Республика Саха (Якутия) - 8944 млн. м3 и Хабаровский край - 5204 млн. м3.

Это в основном удаленные и труднодоступные территории со слабо развитой транспортной инфраструктурой. Лесные богатства этих регионов позволяют создавать и развивать предлагаемые в настоящей работе «интегрированные комплексы локальной энергетики и биотехнологий» (кластеры), которые явятся «точками роста» названных территорий, освободят их от необходимость завоза ископаемых топлив, дадут большую экономию на транспортных

ТИАШРОКТ БШШЕЗБ Ш ШББЬА | №6 2013 | 281

затратах, обеспечат новые рабочие места местному населению.

Расчеты показали, что наиболее эффективно стратегию СИБ-2030 осуществлять для производства пеллет:

■ на 1 этапе (2014-2017 гг.) в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в существующих леспромхозах;

■ на 2 этапе (2018-2023 гг.) - расширять строительство биотопливных производств во всех районах лесопереработки с учетом максимального использования отходов;

■ на 3 этапе (до 2030 г.) - охват новых регионов. В местах недостаточного произрастания природной биомассы организовать посадку энергетических лесов (по опыту Германии) на специально выделенных для этих целей территориях.

Сырье для производства жидкого биотоплива целесообразно выращивать во всех регионах, где имеются простаивающие сельскохозяйственные земли.

Определены источники финансирования энергосберегающей и природоохранной политики России, инновационными направлениями которой являются использование новых рычагов привлечения инвестиций, определенных международным законодательством: средств от продажи квот на выбросы загрязняющих веществ, продукции и энергии, полученных из возобновляемых источников, в результате коммерческой деятельности информационных бирж отходов биомассы и др.

Для целей экономического стимулирования развития инновационных производств и параметров качества жизни населения целесообразно использовать также традиционные методы: льготное налогообложение и кредитование, субсидии, субвенции и др.

Налоговые льготы, вводимые в рамках этих регионов, позволят комплексно стимулировать как материальные, так и нематериальные характеристики качества жизни населения и содержат две группы преимуществ - экономические и социальные:

- экономические, когда они направлены на развитие инновационных отраслей экономики. Среди них могут быть: исключения из числа налогоплательщиков, исключения из объектов налогообложения и др.;

- социальные, которые направлены на поддержку малообеспеченных слоев населения.

Литература:

1. Качество жизни. Новая философская энциклопедия / Под редакцией В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001.

2. Гашо Е.Г., Рапецкая Е.В. От стратегий и программ к реальному энергосбережению / Сб. семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса». - М.: ИНП РАН, 2010.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. -2012. - М., 2012.

282 ТКАШРОКГ БШШЕББ Ш КШБТА | №6 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.