Научная статья на тему 'Методика оценки интегрального уровня бизнес уклада электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия)'

Методика оценки интегрального уровня бизнес уклада электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕСУКЛАД / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ БИЗНЕСУКЛАДА / РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ЭНЕРГЕТИКА / «BUSINESS SETUP» / INTEGRATED ASSESSMENT OF «BUSINESS SETUP» / DISTRIBUTED POWER COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курочкин Д. С., Тульчинская Я. И.

Разработан научно-методический подход к оценке интегрального уровня бизнесуклада электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия). Показано, что итоговые значения уровня бизнесуклада инфраструктуры, системы менеджменты и компетенций персонала для централизованной части электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия) выше аналогичных факторов для распределенной энергетики. Численное значение интегральной оценки уровня бизнесуклада электроэнергетического комплекса Республики составило 4,87 (конец 4-го бизнесуклада, 1985-1987 г.г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACH TO THE ASSESSMENT OF «BUSINESS SETUP» LEVEL OF ELECTRICITY INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The authors developed a scientific and methodical approach for evaluating the integral level of «business setup» of power complex in the Republic of Sakha (Yakutia). It is shown that the totals level of «business setup» of infrastructure, management and staff competence for centralized power complex of the Republic of Sakha (Yakutia) above similar factors for distributed power complex. The numerical value of the integral assessment of the level of the total power complex of the Republic is 4.87 (the late of 4th «business setup», 1985-1987).

Текст научной работы на тему «Методика оценки интегрального уровня бизнес уклада электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия)»

УДК 338.46:621.31

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНТЕГРАЛЬНОГО УРОВНЯ БИЗНЕС УКЛАДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Курочкин Д.С., к.э.н., доцент. E-mail dskurochkin@mail.ru Тульчинская Я.И., к.э.н., соискатель. E-mail: yanka_t@hotmail.com Национальный Исследовательский Университет «Московский Энергетический Институт»

Разработан научно-методический подход к оценке интегрального уровня бизнесуклада электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия). Показано, что итоговые значения уровня бизнесуклада инфраструктуры, системы менеджменты и компетенций персонала для централизованной части электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия) выше аналогичных факторов для распределенной энергетики. Численное значение интегральной оценки уровня бизнесуклада электроэнергетического комплекса Республики составило 4,87 (конец 4-го бизнесуклада, 1985-1987 г.г.).

Ключевые слова: бизнесуклад; интегральная оценка уровня бизнесуклада; распределенная энергетика.

METHODICAL APPROACH TO THE ASSESSMENT OF «BUSINESS SETUP» LEVEL OF ELECTRICITY INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Kurochkin D., Ph.D., associate professor Tulchinskaya Y., Ph.D.

National Research University «Moscow Power Engineering Institute»

The authors developed a scientific and methodical approach for evaluating the integral level of «business setup» of power complex in the Republic of Sakha (Yakutia). It is shown that the totals level of «business setup» of infrastructure, management and staff competence for centralized power complex of the Republic of Sakha (Yakutia) above similar factors for distributed power complex. The numerical value of the integral assessment of the level of the total power complex of the Republic is 4.87 (the late of 4th «business setup», 1985-1987).

Keywords: «business setup», integrated assessment of «business setup»; distributed power complex.

Методология определения интегрального уровня бизнесуклада электроэнергетического комплекса (ЭЭК) России описана в [5] и заключается в раздельной интегральной оценке инфраструктуры, системы менеджмента и человеческих ресурсов с последующей интегральной оценкой уровня бизнесуклада системы с назначением весовых коэффициентов для рассматриваемых факторов.

Инфраструктура ЭЭК Республики Саха (Якутия) может быть представлена следующими основными компонентами: Генерация электроэнергии; Транспорт электроэнергии (линии электропередач); Система управления комплексом (системный оператор); Система контроля и учета электроэнергии.

Определение состояния инфраструктуры в целом обязывает подробно рассмотреть ее подсистемы. При этом для распределенной энергетики понятие «системный оператор» не применимо и потому исключается из рассмотрения.

Генерация электроэнергии. Рассчитаем интегральный уровень бизнесуклада генерирующей части ЭЭК Якутии. Подавляющая часть активов в генерации принадлежит ОАО АК «Якутскэнерго», которая занимает одно из первых мест в РФ по площади обслуживания (территория Якутии составляет 1/5 часть России) и по протяженности ЛЭП различных классов напряжения (свыше 20 тыс. км). Кроме того, энергосистема Якутии обладает самым большим в стране количеством дизельных электростанций - в ОАО АК «Якутскэнерго» их 168, 125 из которых объединены в дочернюю компанию ОАО «Сахаэнерго».

Энергетика Якутии развертывается в сложнейших природноклиматических условиях: почти вся Республика лежит в зоне вечной мерзлоты, а амплитуда колебаний температуры превышает 100 градусов (зимой до минус 60°С, а летом до плюс 40°С).

ОАО АК «Якутскэнерго» является основным гарантирующим поставщиком электрической энергии в Республике Саха (Якутия),

осуществляет деятельность во всех четырех энергорайонах, изолированных друг от друга: Центральном, Западном, Южно-Якутском, Северном. На 1 января 2013 года установленная электрическая мощность объектов ОАО АК «Якутскэнерго» составляет 1300 МВт, тепловая - 1190 Гкал/ч. Протяженность высоковольтных линий по цепям - 24 642 км. [4] В состав ОАО АК «Якутскэнерго» входят Каскад Вилюйских ГЭС им. Е.Н. Батенчука, Якутская ГРЭС и Якутская ТЭЦ.

Транспортировку электроэнергии обеспечивают три предприятия электрических сетей (Якутские городские, Западные и Центральные электрические сети). Энергосбытовые организации осуществляет реализацию электрической и тепловой энергии и услуг ЖКХ на всей территории Республики.

Энергетические показатели ТЭС были достигнуты в 50-е годы прошлого столетия. Именно это время можно считать расцветом ТЭС, что соответствует 4-му бизнесукладу с его численным значением, равным 4,3. Учитывая, что ГЭС относится к возобновляемой энергетике, и что производство энергии за счет гидроресурсов со временем будет возрастать, ГЭС следует позиционировать, как технологию 6-го бизнесуклада с численной оценкой, равной 6,2. Основным источником электроэнергии распределенной энергетики Якутии являются дизельные электростанции (ДЭС). Массово производство ДЭС пришлось на 50-60-е годы XX в. Таким образом, ДЭС следует определять, как технологию 4-го биз-несуклада с численной оценкой 4,3.

Для расчета интегрального уровня бизнесуклада генерирующей части централизованной части ЭЭК Якутии (ЦЭ) [4] (Табл. 1) необходимо определить вклад каждого типа генерации с учетом его доли в производстве электроэнергии (мощностный подход к определению уровня бизнесуклада). Значения весовых коэффициентов (ВК) принимаем равными относительным значениям производства

Табл. 1. Расчет интегрального уровня БУ генерирующей части ЦЭ Якутии

№ Наименование Про-во электроэнергии Уровень БУ Инт. уровень БУ

млн кВт ч о.е. %

1 Якутская ГРЭС 1580,75 0,416 41,61 4,3 1,8

2 Якутская ТЭЦ 54,838 0,014 1,44 4,3 0,06

3 Каскад Вилюйских ГЭС 2139,58 0,563 56,32 6,2 3,5

4 ДЭС ЗЭС 6,849 0,002 0,18 4,3 0,008

5 ДЭС ЦЭС 17,029 0,004 0,45 4,3 0,019

ОАО АК «Якутскэнерго» 3799,05 1,000 100 5,369

электроэнергии различными типами электростанций. Вклад каждого типа электростанций в интегральную оценку уровня БУ определятся произведением ВК на установленное значение уровня биз-несуклада для этого типа электростанций.

Таким образом, интегральный уровень бизнесуклада генерирующей части ЦЭ Якутии равен 5,37, что соответствует 5-ому биз-несукладу. То есть интегральная оценка свидетельствует о том, что большая часть электроэнергии генерируется на основе современных, но начинающих устаревать технологий.

Подавляющее большинство генерирующих мощностей в распределенной энергетике Якутии принадлежат ОАО «Сахаэнерго». В структуре производства тепловой энергии основную долю занимает ТЭЦ п. Депутатский Усть-Янского района. ОАО «Сахаэнерго» обеспечивает бесперебойным теплом и электроэнергией жителей 17 районов Республики - территорию в 2,2 млн. кв. км с населением 130 тыс. человек.

В состав предприятия входят 124 электрические станции, в том числе 117 дизельные, 3 газопоршневые, 4 газомикротурбинные, две солнечные электростанции, ветроэлектрическая установка, 4 котельные и ТЭЦ. Общая установленная мощность энергообъектов составляет 188 МВт электрической и 92,6 Гкал/час тепловой энергии. Протяженность линий электропередачи составляет 1850 километров, количество трансформаторных подстанций насчитывает 823 единицы. В структуре производства электрической энергии основную долю занимают дизельные станции.

Ввиду того, что выработка энергии и тепла происходит за счет разных видов топлива, и, следовательно, за счет различных технологий, то определение уровня бизнесуклада генерирующей части распределенной энергетики можно проводить с позиции ресурснофинансовых показателей.

Общие затраты на топливо в 2011 году составили 2231,213 млн руб. Основным видом используемого топлива является дизельное топливо, в отчетном году его потребление составило 65,269 тыс. тонн.

Для расчета интегрального уровня бизнесуклада генерирующих мощностей распределенной энергетики Якутии необходимо определить вклад каждого типа топлива с учетом его доли в стоимости производства всего объема электроэнергии (Табл. 2) [1] (финансово-ресурсный подход к определению уровня бизнесуклада). Значения ВК принимаем равными относительным значениям производства электроэнергии различными типами электростанций. Вклад каждого типа ресурсов в интегральную оценку уровня бизнесукла-да определятся произведением ВК на установленное значение уровня бизнесуклада для этого типа ресурса.

Таким образом, интегральный уровень бизнесуклада генерирующей части распределенной энергетики Якутии (РЭ), равен ~4,4, что ниже общего интегрального уровня бизнесуклада энер-

гетики региона.

Транспорт электроэнергии (линии электропередач - ЛЭП).

Учитывая, что сетевой комплекс РФ, в основном, был сформирован к 1985 году и, к сожалению, за последнее время не претерпел каких-либо существенных изменений, можно принять, что уровень бизнесуклада ЛЭП равен 4,5 (4-ый бизнесуклад, 1960 год).

Система управления комплексом (системный оператор). В 1967 было создано Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ЕЭС СССР (настоящее название «Системный оператор ЕЭС»), технологическое наполнение которого, по существу, не претерпело никаких изменений. На территории Республики Саха (Якутия) у ОАО “СО ЕЭС” есть свое представительство [3]. Так как некоторые районы Республики являются зоной децентрализованного энергоснабжения технологическое управление на этой территории осуществляется ОАО “АК “Якутскэнерго”. Поэтому можно принять, что уровень бизнесуклада системного оператора равен 4,6 (4ый бизнесуклад, 1967 год).

АСКУЭ. Построение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии в ОАО АК «Якутскэнерго» было завершено только 25 сентября 2012 г. (последняя введена в эксплуатацию на Каскаде Вилюйских ГЭС) [4]. Первое поколение АСКУЭ было внедрено в начале 80-х годов, а третье поколение (с использованием телеизмерений, оптоволоконных систем и т.д.) - в середине 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время рынок АСКУЭ оценивается как устойчиво растущий [2]. Каких-либо серьезных прорывных технологий для решения задач АСКУЭ не предполагается. Именно поэтому можно принять, что уровень бизнесуклада АСКУЭ равен 5,3 (5-ый бизнесуклад, 1995 год).

Для расчета интегрального уровня бизнесуклада инфраструктуры централизованной части ЭЭК Якутии (Табл. 4) необходимо определить вклад ее компонент с учетом их весовых коэффициентов (ВК), численные значения которых назначены, исходя из соотношений ориентировочных стоимостей этих компонент.

Таким образом, интегральный уровень бизнесуклада инфраструктуры ЦЭ Якутии равен 4,99 (начало 5-го бизнесуклада).

При этом оценка инфраструктуры распределенной энергетики Якутии, охватывающей два из 4-х энергорайонов, покажет более низкий уровень бизнесуклада ввиду ряда факторов, отраженных в Табл. 5. В частности, АСКУЭ внедрено как пилотный проект только в 2012 г. в одном из обслуживаемых населенных пунктов, что позволяет оценить систему контроля и учета соответствующую 4му уровню БУ.

Таким образом, интегральный уровень бизнесуклада распределенной энергетики Якутии равен 4,46 (середина 4-го бизнесук-лада).

Оценка системы менеджмента и человеческих ресурсов электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия).

Табл. 2. Основные первичные энергоносители и бизнесуклады

Бизнесуклады (БУ)

1 2 3 4 5 6

1785-1830 гг. 1830-1880 гг. 1880-1930 гг. 1930- 1980 гг. 1980 -2040гг. 2040- ...

Первичный энергоноситель

Вода, Ветер Древесина Уголь Нефть Природный газ Возобновл. источники

Значение уровня БУ

1.5 2,5 3,5 4,5 5,5 6,5

Табл. 3. Объёмы использованных ОАО «Сахаэнерго» видов энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении за 2011 год.

№ Виды топлива Ед. изм. Объем Стоимость тыс. руб. О.е. Уровень БУ Инт. Уровень БУ

1 Дизельное топливо тонн 65 269 2 008 146 0,900 4,5 4,05

2 Газ тыс. м3 2 495 6 988 0,003 5,5 0,02

3 Уголь тонн 33 543 183 014 0,082 3,5 0,29

4 Нефть тонн 2 853 33 044 0,015 4,5 0,07

Итого: 2 231 213 1 4,42

Табл. 4. Результаты расчета интегрального уровня БУ инфраструктуры ЦЭ Якутии

№ Компонента ВК*, о.е. Уровень БУ Интеграл, уровень БУ

1. Г енерация 0,4 5,37 2,15

2. ЛЭП 0,3 4,5 1,35

3. СО 0,2 4,6 0,96

4. АСКУЭ 0,1 5,3 0,53

Итого 4,99

Табл. 5. Результаты расчета интегрального уровня БУ инфраструктуры

РЭ Якутии

№ Компонента ВК*, о.е. Уровень БУ Интеграл, уровень БУ

1. Г енерация 0,4 4,4 1,76

2. ЛЭП 0,4 4,5 1,8

3. СО - - -

4. Системы контроля и учета 0,2 4,5 0,9

Итого 1,0 4,46

В настоящее время организация современной системы менеджмента регламентируется единым комплексом международных стандартов (МС): серии 180 9001, 180 19011, 180 14001, 0Н8А8 18001, 180 50001 (середина 5-го бизнесуклада). Таким образом, если организация внедрила и сертифицировала свою систему менеджмента (СМ) на соответствие требованиям всех перечисленных МС, то численное значение уровня бизнесуклада системы менеджмента составит 5,50.

Если ни в одной из организаций ЭЭК в практику управления не будут внедрены требования ни одного из перечисленных выше МС, то интегральный уровень бизнесуклада системы менеджмента (СМ) и человеческого капитала (ЧК) будет соответствовать интегральному уровню инфраструктуры этой отрасли.

ОАО АК «Якутскэнерго» заявляет о построении интегрированной системы менеджмента как основном приоритете в области корпоративного управления [4]. Организация сертифицирована на соответствие ряду стандартов: МС 180 9001:2008, МС 180 14001:2004, МС 0Н8А8 18001:2007 (дата сертификации 21 февраля 2013 г.).

При этом сертификаты получены только головной организацией. Филиалы управляются в рамках систем менеджмента, не проходивших сертификацию. В частности, ОАО «Сахаэнерго» не обладает ни одним из указанных выше сертификатов. Интегральная оптимистическая оценка уровня бизнесуклада системы менеджмента централизованной части ЭЭК Якутии не превысит 5,0 (граница 4-го и 5-го бизнесуклада, 1988-1990 гг.). Энергокомпании распределенной энергетики Якутии, также не проводили сертификацию систем менеджмента. Следовательно, интегральная оценка СМ распределенной энергетики равна 4,46 (середина 4-го бизнесуклада).

Учитывая тот факт, что оценки уровня бизнесуклада любой экономической системы, вообще, и ЭЭК Якутии, в частности, носят приблизительный характер, а также исключительную сложность оценки уровня такого недетерминированного фактора, как человеческий капитал, в первом приближении примем, что уровень человеческого капитала (ЧК) численно равен уровню системы менеджмента ЭЭК Якутии. Таким образом, интегральная оценка ЧК централизованной части ЭЭК Якутии равна 5,0 (граница 4-го и 5-го биз-несуклада), а сектора распределенной энергетики - 4,46 (середина 4-го бизнесуклада).

Интегральная оценка уровня бизнесуклада ЭЭК Якутии.

После того, как произведены интегральные оценки уровней бизнесуклада для инфраструктуры (4,99 и 4,46), СМ (5,0 и 4,46) и ЧР (5,0 и 4,6), для установления интегральной оценки уровня биз-несуклада ЭЭК Республики Саха (Якутия) необходимо рассчитать интегральные оценки уровня бизнесуклада для централизованной части ЭЭК Якутии и распределенной энергетики, далее применить к ним коэффициенты 0,7 и 0,3 соответственно (определены на основе доли присутствия на рынке):

БУЭЭК = БУцЭ • 0,7 + БУРЭ • 0,3 (1)

Применительно к полученным результатам (численные значения уровней бизнесукладов рассмотренных факторов практически равны) варьирование значений весовых коэффициентов не приводит к существенному изменению конечного результата. С учетом изложенного, интегральная оценка уровня бизнесуклада ЦЭ Якутии (БУцэ) на настоящий момент равна 5,0 (граница 4-го и 5-го биз-несуклада), сектора распределенной энергетики (БУрэ) равна 4,46 (середина 4-го бизнесуклада).

В итоге, интегральная оценка уровня бизнесуклада энергетики Якутии равна:

БУээк = 5,0 • 0,7 + 4,46 • 0,3 = 4,84 (2)

В последнее время наблюдается существенный рост депопуля-ционных процессов на обширных территориях России, особенно в ее азиатской части. Депопуляция протяженных территорий несет прямую угрозу целостности страны, усугубляемую высоким демографическим давлением со стороны азиатских государств. Для того чтобы удержать и приумножить численность населения в регио-

нах, богатых природными ресурсами, необходимо повышать уровень жизни на данных территориях, развивая инфраструктуру, в том числе инфраструктуру децентрализованной энергетики, призванной обеспечивать возможность удовлетворения потребностей современного цивилизованного человека. Другими словами, следует способствовать становлению нового бизнесуклада, повсеместно внедряя не только технологические новшества, но и актуальные системы менеджмента, способные обеспечивать энергоэффективное взаимодействие узкоспециализированных видов созидательной деятельности.

Литература:

1. Лапшина О.И. Инновационный менеджмент: уч. пособие /

О.И. Лапшина. - Иваново: ГОУВПО “Ивановский гос. энергетический ун-т им. В.И. Ленина”, 2009. - 152 с.

2. Отчет «Исследование конъюнктуры рынка АСКУЭ» 2009 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://firstdiplom.ru/primer/ mark1.pdf

3. Официальный сайт ОАО «СО ЕЭС» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://so-ups.ru./index.php?id=about

4. Официальный сайт ОАО АК «Якутскэнерго» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.yakutskenergo.ru/

5. Лозенко В.К. Научно-методический подход к оценке уровня технологического уклада электроэнегетической отрасли России / [Текст] / В.К. Лозенко, Я.И. Тульчинская // Вестник ЮРГТУ (НПИ).

- 2013. - № 1. - С. 16-29 . - ISSN 2075-2067

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Коновалов В.В., д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Погребняк Р.Г., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Погребняк О.Ю., к.э.н., специалист ЗАО «Донау Лаб Москва»

В статье рассмотрены факторы, характеризующие качество жизни населения России. Представлены приоритетные направления диверсификации экономики отдаленных и труднодоступных регионов страны с целью повышения занятости и качества жизни населения. Предложена стратегия повышения жизненного уровня населения посредством создания энерготехнологических кластеров на базе использования локальных видов топлива и трудового потенциала местного населения.

Ключевые слова: стратегическое планирование, система налогообложения, качество жизни населения, неурбанизированные регионы, энерготехнологический кластер, энергоснабжение, трудовые ресурсы.

STRATEGIC PLANNING AND IMPROVEMENT OF EMPLOYMENT AND QUALITY OF LIFE OF POPULATION IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Konovalov V., doctorate degree of economic sciences, professor, Financial University by the Government of the Russian Federation

Pogrebnyak R., doctorate degree of economic sciences, docent, professor at «Regional economics and geography» Department of Financial University by the Government of the Russian Federation

Pogrebnyak O., candidate degree of economic sciences, expert at ZAO «Donay Lab Moskva»

The article overviews factors characterizing the quality of life of the population of the Russian Federation. The author priorities directions for diversification of economy of distant regions and regions that a hard to reach with a purpose of improvement of employment and quality of life of the population. The author suggests A strategy to improvement of the level of life of the population using the creation of energy and technology clusters based on usage of local types offuel resources and labor potential of local population.

Keywords: strategic planning, taxation system, quality of life of the population, non-urban regions, energy and technology cluster, energy provisioning, labor resources.

Устойчивое социально-экономическое развитие России невозможно без обеспечения государством оптимального качества жизни населения. Качество жизни - понятие, используемое в экономике и других сферах исследования, которое основывается на оценке удовлетворенности человека определенным набором условий и характеристик жизни, включающих качество здравоохранения и образования, уровень доходов, комфорт жилища и др.

Однако Россия занимает 105 место среди 111 стран мира по Индексу качества жизни (ИКЧ) [1] (напомним, что Индекс качества жизни (ИКЧ - англ. quality-of-life index) разработан компанией Economist Intelligense Unit для составления рейтинга стран по ИКЧ на основании анализа девяти основных факторов качества жизни человека). Это говорит о назревшей проблеме повышения качества жизни населения нашей страны.

В настоящей статье предпринята попытка на основе анализа природно-ресурсного и человеческого потенциала разработать стратегию повышения занятости и качества жизни населения неурба-

низированных территорий, которые слабо осваиваются и развиваются. Это малые города, а также удаленные, труднодоступные территории, которые занимают около 60% территории России. В основном это дотационные районы, отличающиеся высоким уровнем безработицы, низким качеством медицинского обслуживания, образования, жилья.

Критическим звеном таких локальных поселений является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), которое характеризуется отсутствием централизованного теплоснабжения, ненадежностью бесперебойного топливо- и энергоснабжения - главного условия энергетической безопасности. Так, удаленные территории европейского Севера (Архангельская область с Ненецким автономным округом и др.) на 93% обеспечиваются энергоресурсами на основе привозного топлива: 56 электростанций обеспечивают 160 населенных пунктов, где суммарно проживает около 33 тыс. человек [2].

Система энергообеспечения этих территорий изначально дорога. Бюджет имеет большие расходы по компенсации выпадающих доходов энергоснабжающией организации - около 700 млн. рублей в год в связи с тем, что государство гарантирует тариф для конечного потребителя 2-4 руб./кВт’”ч, себестоимость же производимой электроэнергии составляет 19-36 руб./кВт’”ч. Это является важным фактором слабого развития названных территорий: нет дешевой энергии - нет развития территории.

Кроме того, неэффективное использование ресурсов объясняется высокой степенью изношенности коммунально-бытовых инженерных сетей и оборудования, в результате чего имеются огромные потери воды, тепла, топлива. Так, если в крупных городах (Москва, Пермь, Воронеж) на подачу воды на этажи жилых домов тратится 1 кВт’”ч/м3 воды, то в Воркуте в 3,2 раза больше.

Суровым климатом обусловлена и необходимость в дополнительных финансовых затратах на топливо с целью поддержания оптимальных параметров теплоносителя в системах ЖКХ ввиду более низких температур наружного воздуха и длительности отопительного периода по сравнению со средним по стране.

Противоположная ситуация по сравнению с северными регионами на юге нашей страны. Так, в Краснодарском крае более 50% населения проживает в поселках и небольших городах численностью до 25 тыс. человек. Они используют 30-35% суммарного энергопотребления региона. Централизованного теплоснабжения здесь почти нет, около 60% электроэнергии и 72% природного газа край импортирует.

Наблюдается дефицит надежного бесперебойного электроснабжения: в отдельных населенных пунктах электричество отключается на 5-10 часов в сутки. Местные жители вынуждены переходить на дизельные генераторы, что существенно осложняет экологическую обстановку в рекреационной зоне. Около пятнадцати муниципальных образований с шестнадцатью процентами населения края испытывают дефицит электроэнергии в силу географических и природно-климатических причин - сложность прокладки сетей в горной местности, высокий износ сетевого хозяйства и др. Все это нарушает энергетическую безопасность (в первую очередь, надежность энергоснабжения) таких регионов.

Ориентация топливно-энергетического баланса удаленных и труднодоступных регионов России на энергоснабжение на привозном топливе снизило их энергетическую и экономическую безо-

пасность, что вызывает необходимость диверсификации топливноэнергетического баланса этих территорий с учетом максимального использования потенциала самообеспечения регионов местными возобновляемыми видами топлива. Это направление развития экономики неурбанизированных территорий, обладающих большими его запасами, по нашему мнению, является стратегическим рычагом повышения занятости и качества жизни населения.

Наиболее перспективным видом местного топлива, производство которого нарастает большими темпами, является биотопливо, которое производится из растительного сырья. Это жидкое топливо первого поколения - биоэтанол и биодизель, которые используются в качестве добавок к традиционному моторному топливу, и твердое топливо второго поколения - пеллеты (древесные гранулы), производимые из древесины и отходов деревообрабатывающей промышленности для энергетических целей. При этом наша страна имеет позитивные условия для развития этой отрасли, так как владеет не только значительными запасами ископаемого топлива, но и биомассы для производства биотоплива.

Учитывая большой потенциал местных видов топлива, энергоснабжение энергодефицитных территорий с децентрализованным энергоснабжением рационально организовать посредством создания региональных интегрированных комплексов локальной энергетики и биотехнологий (кластеров) посредством объединения производства биотоплива из местного сырья (в основном, отходов сельскохозяйственного производства и деревообработки), с транспортной и энергетической инфраструктурой.

Эти кластеры создаются за счет собственных или привлеченных средств инвестора любой формы собственности и выполняют полный цикл работ по проектированию, строительству и эксплуатации: технологических комплексов, производящих биотопливо из местного сырья; энергетического оборудования, работающего на этом топливе; систем энергоснабжения региона.

В настоящее время разработана «Стратегия ресурсосбережения на базе использования биотоплива на период до 2030 года» (СИБ-2030) как подсистема государственной «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (ЭС-2030), принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Стратегия СИБ-2030 предусматривает создание в энергодефицитных регионах интегрированных комплексов локальной энергетики и биотехнологий для самообеспечения регионов биотопливом.

Процесс формирования основных приоритетов и параметров стратегии включает пять этапов, определяющих особенности алгоритма ее формирования и реализации (рис. 1).

На первом и втором этапах производится сбор исходных дан-

Таблица 1. Лесные ресурсы России

ных по ресурсной базе территории, составляются балансы по энергопотреблению, позволяющие на основе анализа полученных данных выявить региональные резервы и потенциал ресурсосбережения на базе самообеспечения топливом производственных структур и системы ЖКХ региона.

По полученным результатам на стадии третьего этапа разрабатывается стратегия энергосбережения, отражающая ключевые направления и показатели энергоэффективного развития, в том числе за счет резервов использования местных видов топлива.

На четвертом этапе формируются мероприятия стратегии, представляющие собой определенную методическую основу схемы энергоснабжения.

Важнейшим является пятый этап - разработка «Стратегии ресурсоосбережения на базе использования биотоплива на период до 2030 года» (Стратегия самообеспечения региона биотопливом СИБ-2030).

Базисными положениями стратегии ресурсосбережения в регионе на долгосрочную перспективу являются: системность; целе-полагание; адаптивность к новым условиям и вызовам времени; принципы и механизмы ее реализации.

Разработано три этапа ее выполнения на период до 2030 г:

1) 2014-2017 гг. - ресурсно-инновационное развитие;

2) 2018-2023 гг. - инвестиционно-инновационная модернизация;

3) до 2030 г. - инновационное развитие.

Инструментами реализации стратегии СИБ-2030 должны явиться соответствующие федеральные (ФЦП) и региональные (РЦП) целевые программы. Мероприятия программ должны быть сбалансированы с доходной частью федерального бюджета с учетом прямых поступлений от хозяйствующих субъектов энергетического сектора и других инвестиций.

Ключевым показателем является наличие местных видов топлива для самообеспечения региона биотопливом. Для решения этой задачи классифицируем российские регионы по обеспеченности лесными ресурсами по субъектам Российской Федерации [3].

В качестве основных классификационных индикаторов примем показатели лесистости территорий и общего запаса древесины. Выделим субъекты РФ с общим запасом древесины более 250 млн. м3 (см. таблицу 1) и сгруппируем их в пять классов по показателю общего запаса древесины в диапазонах:

1 класс - от 250 до 700 млн. м3;

2 класс - от 700 до 1500 млн. м3;

3 класс - от 1500 до 2500 млн. м3;

4 класс - от 2500 до 3500 млн. м3;

5 класс - свыше 3500 млн. м3.

Стратегия самообеспечения региона биотопливом

СИБ-2030

---------ТЧ^ГГ--------

Этапы формирования стратегии СИБ-2030

ЦТ

Ключевые позиции приоритетов, ориентиров стратегии и результаты поэтапного вы.—, пол нения .—,

I

Ключевые позиции этапа

-V-

ЭТАП 1

101

тпг

ЭТАП 2

ОТ

Сбор исходных данных, определение формата стратегии

Л

ЭТАП 3

Составление ТЭБ региона, выбор оптимальных источников энергии

Л

Выбор приоритетных направлений стратегии

ЭТАП 4

=СЬ

Поиск резервов самообеспечения регионов топливом

ЭТАП 5

Результаты этапа

База данных по региону

-----Л-------

Региональные энег-робалансы

------Л--------

Концепция стратегии

-----:ГЬ—

Потенциал использования местных био-рерлзсов

Институциональные механизмы осуществления стратегии

рерц|С01

Стратегия самообеспечения региона биотопливом СИБ-2030

Регионы Лесистость территорий 2010 г., % Обший запас древесины, млн м3

2009 г. 2010 г. 2010 к 2009 %

Российская Федерация 46,6 83573 83454 100,1

1 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 250 до 700 млн. м3

Центральный ФО 35,2 3965 3989 102,5

Владимирская область 51.8 270 269 99,6

Калужская область 45,4 269 269 100,0

Московская область 42,4 402 419 104,2

Смоленская область 41,8 319 329 103,1

Ярославская область 46,0 284 291 102,5

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Новгородская область 64,4 591 553 93,6

Псковская область 38,3 333 333 100

Южный ФО 9,7 782 781 99,9

Краснодарский край 20,2 352 354 100,6

Приволжский ФО 36,7 5874 5867 99,9

Удмуртская Республика 46,8 324 324 100,0

Нижегородская область 48,0 574 569 99,1

Уральский ФО 38,5 8040 8107 100,8

Челябинская область 29,4 403 406 100,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Республика Хакасия 49,7 474 474 100,0

Алтайский край 22,6 551 550 99,8

Кемеровская область 60,3 677 679 100,3

Новосибирская область 26,7 513 531 103,5

Омская область 32,3 622 622 100,0

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Сахалинская область 67,4 635 635 100,0

2 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 700 до 1500 млн. м'

Центральный ФО 35,2 3965 3989 102,5

Костромская область 74,2 719 716 99,6

Тверская область 54,8 781 775 99,2

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Республика Карелия 52,7 974 970 99,6

Ленинградская область 56,9 835 829 99,3

Приволжский ФО 36,7 5874 5867 99,9

Республика Башкортостан 39,9 825 823 99,8

Кировская область 63,7 1289 1281 99,4

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Республика Алтай 48,6 838 838 100,0

Республика Тыва 49,8 1186 1179 99,4

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Камчатский край 42,7 1210 1224 101,2

3 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 1500 до 2500 млн. м3

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Волого5ская область 69,7 1705 1695 99,4

Приволжский ФО 36,7 5874 5867 99,9

Пермский край 71,5 1704 1699 99,7

Уральский ФО 38,5 8040 8107 100,8

Свердловская область 68,7 2152 2142 99,5

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Республика Бурятия 63,4 2258 2239 99,2

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Приморский край 77,9 1906 1939 101,7

Амурская область 65,0 2057 2055 99,9

4 класс - субъекты РФ с запасом древесины от 2500 до 3500 млн. м3

Северо-Западный ФО 52,5 10366 10410 100,4

Республика Коми 72,7 3061 3054 99,8

Архангельская область 54,0 2578 2688 104,3

Уральский ФО 38,5 8040 8107 100,8

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 53,8 3192 3266 102,3

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Забайкальский край 68,3 2720 2702 99,3

Томская область 62,0 2874 2858 99,4

5 класс - субъекты РФ с запасом древесины свыше 3500 млн. м3

Сибирский ФО 53,9 33610 33536 99,8

Красноярский край 45,1 11753 11742 99,9

Иркутская область 83,0 9144 9125 99,8

Дальневосточный ФО 48,0 20935 20763 99,2

Республика Саха (Якутия) 51,2 9152 8944 97,7

Хабаровский край 66,6 5207 5204 99,9

Рис. 1. Стратегия самообеспечения региона биотопливом

Таблица 2. Распределение субъектов РФ по общему запасу древесины, млн. м3

№ п/п 1 класс 250-700 2 класс 700-1500 3 класс 1500-2500 4 класс 2500-3500 5 класс свыше 3500

1 Владимирская область Костромская область Волого5ская область Республика Коми Красноярский край

2 Калужская область Тверская область Пермский край Архангельская область Иркутская область

3 Московская область Республика Карелия Свердловская область Ханты-Мансийский АО - Югра Республика Саха (Якутия)

4 Смоленская область Ленинградская область Республика Бурятия Забайкальский край Хабаровский край

5 Ярославская область Республика Башкортостан Приморский край Томская область

6 Новгородская область Кировская область Амурская область

7 Псковская область Республика Алтай

8 Краснодарский край Республика Тыва

9 Удмуртская Республика Камчатский край

10 Нижегородская область

11 Челябинская область

12 Республика Хакасия

13 Алтайский край

14 Кемеровская область

15 Новосибирская область

16 Омская область

17 Сахалинская область

Анализ таблицы 1 позволяет ранжировать субъекты РФ по общему запасу древесины на 5 классов (см. таблицу 2) и сделать вывод о том, что 17 субъектов РФ располагают запасом древесины в объеме от 250 до 700 млн. м3, 9 - от 700 до 1500 млн. м3, 6 - от 1500 до 2500 млн. м3, 5 - от 2500 до 3500 млн. м3 и лишь 4 - свыше 3500 млн. м3.

Наибольший запас древесины на территории России имеют Красноярский край - 11742 млн. м3 , Иркутская область - 9125 млн. м3, Республика Саха (Якутия) - 8944 млн. м3 и Хабаровский край -5204 млн. м3.

Это в основном удаленные и труднодоступные территории со слабо развитой транспортной инфраструктурой. Лесные богатства этих регионов позволяют создавать и развивать предлагаемые в настоящей работе «интегрированные комплексы локальной энергетики и биотехнологий» (кластеры), которые явятся «точками роста» названных территорий, освободят их от необходимость завоза ископаемых топлив, дадут большую экономию на транспортных затратах, обеспечат новые рабочие места местному населению.

Расчеты показали, что наиболее эффективно стратегию СИБ-2030 осуществлять для производства пеллет:

на 1 этапе (2014-2017 гг.) в Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в существующих леспромхозах;

на 2 этапе (2018-2023 гг.) - расширять строительство биотоп-ливных производств во всех районах лесопереработки с учетом максимального использования отходов;

на 3 этапе (до 2030 г.) - охват новых регионов. В местах недостаточного произрастания природной биомассы организовать посадку энергетических лесов (по опыту Германии) на специально выделенных для этих целей территориях.

Сырье для производства жидкого биотоплива целесообразно выращивать во всех регионах, где имеются простаивающие сельскохозяйственные земли.

Определены источники финансирования энергосберегающей и природоохранной политики России, инновационными направлениями которой являются использование новых рычагов привлечения инвестиций, определенных международным законодательством: средств от продажи квот на выбросы загрязняющих веществ, продукции и энергии, полученных из возобновляемых источников, в результате коммерческой деятельности информационных бирж отходов биомассы и др.

Для целей экономического стимулирования развития инновационных производств и параметров качества жизни населения це-

лесообразно использовать также традиционные методы: льготное налогообложение и кредитование, субсидии, субвенции и др.

Налоговые льготы, вводимые в рамках этих регионов, позволят комплексно стимулировать как материальные, так и нематериальные характеристики качества жизни населения и содержат две группы преимуществ - экономические и социальные:

- экономические, когда они направлены на развитие инновационных отраслей экономики. Среди них могут быть: исключения из числа налогоплательщиков, исключения из объектов налогообложения и др.;

- социальные, которые направлены на поддержку малообеспеченных слоев населения.

Литература:

1. Качество жизни. Новая философская энциклопедия / Под редакцией В.С. Стёпина. - М.: Мысль, 2001.

2. Гашо Е.Г., Рапецкая Е.В. От стратегий и программ к реальному энергосбережению / Сб. семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса». - М.: ИНП РАН, 2010.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. -2012. - М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.