Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как предпосылка успешного социально-экономического развития'

Стратегическое планирование как предпосылка успешного социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЫНОК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / STATE / MARKET / STRATEGIC PLANNING / OPERATIONAL PLANNING / STRATEGIC GOALS / TACTICAL GOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратькова Александра Борисовна

В статье рассматривается проблема стратегического планирования как предпосылки успешной трансформации российской социально-экономической системы в новое состояние, отвечающее вызовам XXI века. Аргументируется точка зрения, согласно которой новый этап экономического развития требует, учитывая опыт зарубежных стран, качественного обновления стратегического планирования, его взаимосвязи с текущим планированием, как на федеральном, так и на уровне локальных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning as a prerequisite for success in social and economic development

The problem of strategic planning as a prerequisite for successful transformation of the Russian socioeconomic system into the new state meets the challenges of the 21st century. The point of view according to which the new phase of economic development requires, having analyzed the experience of foreign countries, qualitative renewal of strategic planning and its relationship with current planning, both at the federal and at the level of local economic systems, is argued.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как предпосылка успешного социально-экономического развития»

ком хозяйстве (2005-2008 годы). - М.: ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», 2009. - 115 с.

4. Руцкой А., Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт // АПК: экономика управления. - 2008. - №2. - 87 с.

5. Сушенцова С.С. Экономические условия кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств //

Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. - 2010. - №9 (14). - 298 с.

6. Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства // АПК: экономика управления. - 2008. - №7. - 93 с.

7. Экономика мира. Основные направления сельского хозяйства и промышленности мировой экономики. Глобальные проблемы человечества. -М.: АСТ, 2006. - 380 С.

УДК 330

Ратькова Александра Борисовна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается проблема стратегического планирования как предпосылки успешной трансформации российской социально-экономической системы в новое состояние, отвечающее вызовам XXI века. Аргументируется точка зрения, согласно которой новый этап экономического развития требует, учитывая опыт зарубежных стран, качественного обновления стратегического планирования, его взаимосвязи с текущим планированием, как на федеральном, так и на уровне локальных экономических систем.

Ключевые слова: государство, рынок, стратегическое планирование, текущее планирование, стратегические цели, тактические цели.

Успешная трансформация российской социально-экономической системы в новое состояние, отвечающее вызовам XXI века, предполагает формирование и реализацию стратегического планирования на всех уровнях управления экономики. Еще в 1994 году, на опубликованную Г. Минцбергом статью о закате стратегического планирования [8, с. 12-21], И. Ан-софф ответил: «Yes Henri, the original version of strategic planning is no longer with us» [1, с. 31-32]. Безусловно, первоначальная концепция стратегического планирования за время полувекового существования претерпела коренные изменения. Пожалуй, ни одна из форм реализации функций государства не подвергалась такой суровой критике и не была предметом такого пристального внимания как стратегическое планирование. Вектор движения стран с рыночной экономикой, как отмечает А. Яковлев, направлен к планированию экономических процессов на всех уровнях общественной структуры, поскольку рынок на определенной стадии своего развития порождает объективную необходимость стратегического планирования и прогнозирования в силу неопределенности рыночной среды [10, с. 12]. Очевидно, что рыночные механизмы имеют дело с множеством неизвестных, которые делают ожидания будущего очень неопределенным. Маркс называл эту неопределенность рынка «товарным фетишизмом». Кейнс в своей работе «Трактат о вероятности» исходил из несовершенства человеческих знаний о рынке и развивал теорию вероятностных суждений, с помощью которой лишь очень приблизительно можно предсказать ход событий [4]. Теория рациональных ожиданий так-

же пытается с помощью различных способов обработки информации составить представление о перспективах на будущее [7, с. 81-659; 9, с. 83169]. Исходя из данного контекста, отметим, что при всех концепциях рыночной экономики мы имеем дело с таким высоким уровнем неопределенности, которая делает традиционное понятие равновесной экономики весьма условным. Ситуация, когда неопределенность снижается, возникает в условиях формирования и реализации стратегического планирования, как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном и местном уровнях. Становится возможной сознательная постановка целей социально-экономического развития и координирующее воздействие государства на реализацию целевых функций. Разделяя точку зрения А. Яковлева, В. Кушлин подчеркивает: «Нет ни одной развитой страны в мире, где бы государственное планирование и управление экономикой не было бы поставлено на деловой основе» [6, с. 69]. Есть сведения, что в США имеются стратегические разработки с горизонтом прогнозирования в 100 лет. Они охватывают весь спектр мировой динамики, но имеют очевидную привязку к интересам прогнозирующей страны. Ученые Принстонского университета США считают необходимым сохранение перспективного планирования по наиболее важным направлениям (макропропорции, бюджетно-финансовая, инвестиционная, социальная политика) [5, с. 5]. Одной из предпосылок успешного развития экономики, отмечает С. Дза-расов, является создание системы стратегического планирования, приспособленного к условиям цивилизованного рынка [3, с. 213]. Практикуемая

© Ратькова А.Б., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

229

Японией, Южной Кореей, Китаем, Вьетнамом, Индией, Бразилией и другими странами модель планирования во многом позаимствована из советской практики планирования (его положительные стороны), но не прямо, а в соответствии со специфическими условиями своей жизни. В этой связи она отличается от планирования в «командно-административной» системе. В этих странах фирмы и другие первичные звенья экономики сами разрабатывают свои текущие и перспективные планы-прогнозы, а местные и центральные органы их обобщают. В таком случае государство получает возможность видеть, что следует ожидать, и может предпринимать меры воздействия для достижения заданных целей. Главный источник роста, например, японской экономики состоял в том, что государство эффективно ею дирижировало. Для цели национального планирования (программирования) был создан специальный институт - Плановое экономическое агентство. С одной стороны, это не был советский Госплан, разрабатывающий единые на отраслевом и территориальном уровнях директивные плановые задания. С другой стороны, ничего похожего на laissez faire или невидимую руку рынка здесь тоже не было. Особенность этого института - мягкое планирование в условиях большей свободы рыночных отношений при полной прозрачности не только того, что есть, но и того, что будет через 5 или 10 лет. Японское плановое агентство прямых директив не издавало, но косвенно, с помощью цен, налогов, льгот, процентных ставок или прямого финансирования умело подстраивало экономическое развитие и рост под заранее разработанные плановые проектировки. В России, как отмечает А. Брыкин, нет действенной системы прогнозирования, планирования и оценки эффективности предпринимаемых государственным аппаратом мер, адаптированной к существующим реалиям. Свидетельство тому - прогнозы Минэкономразвития России в канун кризиса: они значительно разошлись с фактическими реалиями [2, с. 91]. Согласно теории управления, наличие стратегий и программ развития объектов всех уровней управления должно стимулировать их социально-экономическое развитие. Однако, как показала практика, наличие стратегий (различного уровня качества) еще не гарантирует достижения намеченных стратегических целей. Дело в том, что на новом этапе экономического развития приходится одновременно решать стратегические и тактические проблемы. Чтобы решить некоторую проблему, надо, по меньшей мере, знать, в чем она состоит, обнаружить само ее существование. Для этого надо определить цель развития и поставить задачу при помощи сформулированной цели. Любой экономический объект выполняет только те задачи, которые входят в систему его целей. Если мы сталкиваемся с тем, что некоторый объект не выполняет какую-

либо задачу или выполняет ее недостаточно эффективно то, прежде всего, необходимо установить входит ли ее осуществление в систему его целей и как соотносится эта цель с другими целями объекта, не противоречит ли она реализации более важных с точки зрения интересов данного объекта целей. Между тем, в условиях рыночной экономики, текущие задачи слабо работают, а порой даже противоречат долговременным стратегическим замыслам. Мероприятия, заложенные в стратегических программах, все больше расходятся с текущими планами, преимущества стратегического развития нивелируются. В данном контексте следует отметить необходимость строгой взаимосвязи стратегического и текущего (оперативного) планирования. Процесс стратегического планирования может быть результативным только тогда, когда все текущие программы в основе имеют программу стратегическую. Выполнение текущей программы должно оцениваться с позиции стратегических целей и задач. Кроме того, процесс текущего планирования должен быть ориентирован не только на стратегические цели, но и на факторы, их обусловившие. Текущее планирование должно носить стратегический характер, то есть иметь в основе те же самые предпосылки, ту же самую логику, что и стратегическое планирование.

Слабая взаимосвязь между стратегическим и текущим планированием, а порой и отсутствие ее, характерны не только для экономических систем локального, но и федерального уровня, когда стратегии и программы начинают жить своей, обособленной от текущего экономического развития, жизнью. Для изменения такого положения необходимо:

1) изменить само отношение к документам стратегического характера, которые реально должны стать руководством к текущим программам;

2) повысить уровень научной проработанности стратегий и программ;

3) конкретизировать каждую программу по срокам, исполнителям и объемам финансирования;

4) выработать стратегическую логику, то есть совокупность принципов, которые предопределяют процесс разработки, содержание, понимание и формы реализации стратегии развития;

4) обеспечить контроль выполнения мероприятий.

Несмотря на имеющиеся резервы в развитии научных и методологических основ стратегического планирования, в его законодательном и организационном сопровождении реальная российская практика стратегирования пока далека от совершенства. Новый этап экономического развития требует, учитывая опыт зарубежных стран, качественного обновления стратегического планирования, как на федеральном, так и на уровне локальных экономических систем. Оно должно быть гарантированно результативным в достижении поставленных целей

230

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

реализации функций государства в динамично развивающейся экономике.

Библиографический список

1. Ansoff H. Comment on Henry Mintzberg’s Rethinking Strategic Planning // Long Range Planing. - 1994. - Vol. 27. - № 3. - Р. 31-32.

2. Брыкин А. Важность обратных связей государственного управления // Экономист. - 2010. -№ 11. - С. 91-93.

3. Дзарасов С.С. Куда Кейнс зовет Россию? -М.: Алгоритм, 2012. - 304 с.

4. Keynes J.M. A Treatise on Probability. - London: Macmillan, 1973. - 225 с.

5. Кушлин В. Диапазон стратегических решений // Экономист. - 2004. - № 10. - С. 3-11.

6. Кушлин В. Институциональная среда инно-

вационной модернизации // Экономист. - 2011. -№ 11. - С. 65-73.

7. Lucas R.E. and Prescot E.C. Investment under uncertainty // Econometrica. - 1971. - № 39 (5) -P. 8-659.

8. Mintzberg H. Rethinking Strategic Planning. Part 1: Pitfalls and Fallacies // Long Range Planing. -1994. - Vol. 27. - №3. - Р. 12-21.

9. Sargent T. J. and Wallace N. Rational Expectations and the theory of economic policy. Journal of Monetary Economics 2(2). - 1976. - P. 83169.

10. Яковлев А. Об использовании в России опыта новых стран в формировании «институтов развития» и стимулировании инновационного экономического роста // Вопросы экономики. - 2004. -№10. - С. 32-54.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.