Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТОЯЩЕГО'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТОЯЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / национальная безопасность / национальные интересы / модернизация / конкурентоспособность / strategic planning / national security / national interests / modernization / competitiveness
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТОЯЩЕГО»

Мунтиян В.И.

д.э.н., профессор, Институт Внешэкономбанка

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО И РЕАЛИЗАЦИЯ НАСТОЯЩЕГО

Ключевые слова: стратегическое планирование, национальная безопасность, национальные интересы, модернизация, конкурентоспособность.

Keywords: strategic planning, national security, national interests, modernization, competitiveness.

При рассмотрении вопросов создания эффективной системы стратегического планирования следует исходить из того, что Россия имеет свой собственный национальный опыт, который необходимо использовать для решения ключевых проблем в области модернизации национальной экономики и обеспечения национальной безопасности страны.

Приведем несколько примеров из деятельности выдающихся представителей теоретической и практической школ стратегического планирования и управления, которые были прорывными не только для отечественной экономики, но и внесли существенный вклад в развитие мировой экономической науки и практики.

Так, лауреат нобелевской премии по экономике 1973 года В.В. Леонтьев, получивший ее за разработку метода «затраты - выпуск и проведение анализа межотраслевых балансов», еще в 1920-х гг., разработал математическую модель межотраслевого баланса.

Н.Д. Кондратьев в 1930-х гг. сформулировал основы методологии стратегического планирования и обосновал закономерность, в соответствии с которой до начала повышающей волны нового долгосрочного цикла наблюдается значительное увеличение числа научных открытий и значимых изобретений, которые затем воплощаются в нововведения, распространение которых способствуют преодолению кризиса и ускорению темпов экономического роста1.

На основе методологии, разработанной группой ученых под руководством Г.М. Кржижановского, в апреле 1918 года Российской академии наук была поручена разработка плана электрификации, а уже в 1920 году был принят план ГОЭЛРО. Следует отметить, что основы данного плана были разработаны в России еще до начала Первой мировой войны 1914 года. Для справки, с 1899 г. до 1914 г. прошло семь Всероссийских электротехнических съездов, на которых обсуждались проекты о создании единой энергетической системы России. План ГОЭЛРО оказался настолько удачным, что его пытались применить у себя передовые страны Европы, но не смогли.

Система стратегического планирования в СССР достигла наибольшего своего развития в 1950-1970-х гг. На основе матричной модели формировалась система планов развития народного хозяйства Советского Союза - долгосрочного перспективного плана, пятилетних и годовых планов.

В СССР стратегическое планирование стало центральным звеном планирования и управления во всех звеньях народного хозяйства, важнейшим инструментом обеспечения высоких темпов развития экономики, повышения уровня жизни, укрепления оборонной мощи страны и решения других социально-экономических проблем. Была разработана успешная для того времени система планов, которые разрабатывались на основе «Методических указаний к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР». Данные Методические указания постоянно совершенствовались и утверждались постановлением Государственного планового комитета Совета Министров СССР.

Методические указания состояли из 22 разделов. Интересно отметить, что первый раздел был посвящен планированию развития науки и техники, а второй раздел - планированию повышения эффективности общественного производства, в которых были изложены основные направления улучшения методов разработки и обоснования планов развития науки и техники, а также внедрения в производство результатов научных исследований. В планах всех отраслей народного хозяйства должно было предусматриваться ускорение темпов научно-технического прогресса и обеспечение единой технической политики, широкое использование возможностей, создаваемых научно-технической революцией для ускорения развития производительных сил .

Особый вклад в развитие стратегического управления и планирования внес академик Глушков В. М. Он еще в 1960-х годах предложил автоматизированную систему управления - ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством). «Внедрение ОГАС позволило мгновенно и точно получать любую, даже самую детализированную информацию обо всем, что

1 Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика, 2002.

2 Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР / Госплан СССР. - М.: Экономика, 1974. - С. 5.

происходит в народном хозяйстве, и на основе этого быстро вырабатывать оптимальные плановые и управленческие решения»1.

Необходимо подчеркнуть, что существовало навязанное нам мнение, что основная проблема в экономике Советского Союза состоит в том, что она «командная». Понятно, что определенные изъяны, недоработки, перегибы, да и ошибки в системе плановой экономики имели место и оказывали определенное негативное влияние на социально-экономическое развитие страны. Но это еще не означает, что сама система стратегического управления и планирования была неадекватной. Ведь как утверждают разработчики системы, «ОГАС не «командует» экономикой, а «командует» лишь потоками информации о состоянии экономики, помогает организовать и осуществить решение планово-управленческих задач» [там же].

А самое главное - это тот факт, что система стратегического планирования продемонстрировала свою результативность на практике. Таких результатов не смогла повторить ни одна страна мира. Так, согласно статистическим данным, приведенным директором НИИ статистики Госкомстата России, профессором В.М. Симчерой, «среднегодовые темпы прироста ВВП в России за период 1922-1953 гг. составили 14,3%, за период 1953-1964 гг. - 15,3%, за период 1964-1985 гг. - 9,0%, за период 1985-1991 гг. - 4,8%»2.

Мы убеждены в том, что надо было не отказываться от уникального национального опыта в сфере стратегического планирования, а совершенствовать его в соответствии с требованиями современности и в соответствии с инновационными циклами. Тем более, что многие элементы, методы, способы и механизмы из национального опыта нашей страны, были заимствованы другими странами мира, включая и развитые страны. Правильное использование накопленного опыта с учетом современных вызовов и на основе передовых информационных технологий позволит повысить эффективность и качество государственного управления, уровень глобальной конкурентоспособности национальной экономики и обеспечить защиту национальных интересов России в изменяющемся мире.

Профессор М.И. Кротов обращает особое внимание на то, что в учебниках истории западных и ряда постсоветских стран, искажают объективные факты из истории бывшего Союза, «СССР предстает чуть ли не примитивной колониальной державой. Как будто не было самой высокой в мире образованности населения, обеспечения его бесплатным отдельным жильем, мощной индустрии и науки, подъема уровня социально-экономического развития других республик СССР»3.

«Наиболее высокие темпы роста ВПП (валовой промышленной продукции) по десятилетиям в России наблюдались в 1921-1930 гг. (среднегодовой прирост 32,6%) и в 1931-1940 гг. (среднегодовой прирост - 16,3%)»4.

Прогнозные оценки свидетельствуют о том, что актуальность проблематики стратегического планирования будет только возрастать из-за:

- разрушительных процессов в миропорядке и системе международной безопасности;

- системного кризиса мировой капиталистической системы и неспособности свободного рынка преодолеть системные кризисы и обеспечить социальную и экологическую безопасность;

- глобальных трансформационных преобразований, противостояния между глобализацией и регионализацией, формирования новых интеграционных объединений;

- исчерпаемости природных ресурсов;

- перехода к интегральному социокультурному строю;

- революций, связанных с бионикой и психонетикой;

- роста глобальных вызовов, угроз и чрезвычайных ситуаций, климатических изменений и экологических опасностей.

Мнеян М. Г. предупреждает нас о том, что: «переход в новое состояние, перманентно порождает специфические угрозы и вызовы современному человечеству, в том числе для биологического выживания индивидов. Мир сжался во времени и пространстве, взаимозависимость привела к взаимоуязвимости»5.

Без эффективно функционирующей системы стратегического управления и планирования стране с этими вызовами и угрозами не справиться, тем более в одиночку. Нужно интегрироваться с другими странами для нейтрализации и минимизации угроз планетарного масштаба.

Мы утверждаем, что: «не имея перед собой осмысленного образа будущего, основанного на фундаментальных законах мироздания и духовно-нравственных принципах, мы не только снижаем эффективность и качество управления, но и подвергаем огромному риску субъекты и объекты стратегического планирования»6.

Следует отметить, что, к большому сожалению, работа по восстановлению системы стратегического планирования в России по неоправданным причинам надолго задержалась. Поэтому, принятие Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», безусловно, является хоть и запо-

1 Капитонова Ю.В., Летичевский А. А. Парадигмы идеи академика В.М. Глушкова. - Киев: Наукова думка, 2003. - С. 182.

2

Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, периодические циклы. - М.: Экономика, 2007. - С. 328.

3 Кротов М.И. Распад СССР и Беловежское соглашение в исторической памяти // Проблемы современной экономики. 2021. -

№ 4.

4 Симчера В.М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, периодические циклы. - М.: Экономика, 2007. - С. 133.

5 Мнеян М.Г. Динамический образ инноваций: Алгоритмы инновационного развития. - М.: Витус-К, 2006. - С. 70.

6 Мунтиян В.И., Нехаев С.А. Система методологии и логика стратегического планирования // Экономические стратегии. -М., 2018. - Т. 20, № 8(158). - С. 34-41.

здалым, но положительным вкладом в процесс создания системы стратегического планирования. За время действия ФЗ создано значительное количество документов стратегического планирования, но вместе с тем складывающаяся ситуация и развитие НТП требует своевременной модернизации системы стратегического планирования. Для этого необходимо создать новую адаптивную комбинаторику системы стратегического планирования, в которой будут сочетаться национальные интересы и общечеловеческие ценности, специальная методология и новые методы научного познания, а также современные технологии.

Очень важным условием обеспечения эффективности и надежности работы системы стратегического планирования является создание единого сбалансированного, целостного комплекса, состоящего из базиса взаимозависимых между собой мировоззренческих, духовных, идеологических, методологических, правовых, технологических, информационных потоков стратегического управления устойчивым развитием Российской Федерации.

В условиях неопределенности, турбулентности и хаотизации мирохозяйственных процессов очень важно, чтобы базис стратегического управления и планирования формировался на общепринятых единых духовно-нравственных, этнокультурных и исторических ценностях многонационального народа России.

В Стратегии национальной безопасности РФ высказана озабоченность о том, что «в целях получения преимуществ ряд государств оказывает на Россию и ее партнеров открытое политическое и экономическое давление»1.

Чтобы противостоять внешнему давлению на Россию, правильно обеспечить сопряжение социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, необходимо создать специальную методологию стратегического планирования, представляющую единство общемировоззренческих, общеметодологических, общенаучных принципов, а также методов диалектического цивилизационного и системного подходов и теории безопасности. И уже на основе новой методологии следует формировать современную и эффективную систему стратегического управления и планирования.

Вопросы обеспечения национальной безопасности необходимо рассматривать системно и комплексно, через взаимосвязи всех структурно-логических компонентов национальной безопасности.

Очень важная роль должна отводится стратегическому планированию как инструменту внешней политики государства, направленному на предотвращение конфликтов уже на ранней стадии их зарождения, на принятие своевременных мер по поддержанию мира, международной стабильности и безопасности, обеспечение мирного сосуществования стран и народов.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации четко определено, что: «главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы ...» [там же].

Особое значение в создавшихся условиях должно быть уделено вопросам обеспечения экономической безопасности страны.

Совместно с Кротовым М.И. нами была проведена оценка уровня экономической безопасности России с позиций системного анализа и предложено научное видение путей обеспечения экономической безопасности2. В этом исследовании нами обнаружена диспропорция, оказывающая негативное влияние на рост российской экономики. Ее суть заключается в нарушении общеэкономической пропорции на макроуровне, что приводит в свою очередь к нарушению внутрипроизводственной пропорции и на микроуровне, а также наличие разрыва эквивалентно-обменных потоков между сферой обращения и сферой производства, между реальным сектором экономики и виртуальным.

Безусловно, главные эффекты от внедрения полноценной системы стратегического планирования страна получит прежде всего за счет повышения качества и эффективности как госуправления, так и бизнеса, решения ключевых проблем в области модернизации национальной экономики, инновационно-технологического развития страны, повышения уровня глобальной конкурентоспособности и реализации приоритетных национальных программ и проектов. Очень важно, что в совокупности данные эффекты будут стимулировать процессы интеллектуализации производства, что в свою очередь создаст спрос в обществе на непрерывный образовательный процесс. Таким образом, будет создана объективная необходимость перехода на следующий модернизационный этап хозяйственного развития - в экономику знаний.

Мы считаем, что для обеспечения необходимой стране динамики экономического роста основные усилия экономической политики государства следует сосредоточить на преодолении демографического кризиса, на факторах стратегического управления, инвестиций и инноваций.

Для успешного решения стратегических задач на системном уровне необходимо разработать новую стратегию развития. Она должна быть направлена на перезагрузку существующей, и структурную трансформацию социально-экономической модели. Также должен быть обеспечен переход от краткосрочных целей к долгосрочным стратегическим целям развития, чтобы обеспечить выживание в условиях как реальных, так и гипотетических угроз и опасностей.

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2

См.: Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. - СПб.: РОСТ, 2016. - 336 с.

Выводы

1. Необходимо разработать и утвердить новую Методологию стратегического планирования с учетом собственного национального опыта, мировой практики и современных научных достижений в сфере стратегического управления.

2. К решению проблем стратегического планирования необходимо подходить с единых методологических подходов, обеспечивающих реализацию научных принципов, комплексность и системность процессов стратегического управления на всех уровнях и горизонтах стратегического планирования, при соблюдении национальных приоритетов и национальных интересов Российской Федерации.

3. Необходимо повысить уровень обеспечения национальной безопасности, суверенитета и экономической независимости государства за счет снижения зависимости от внешних источников финансирования, поставки сырья и материалов, критических технологий и ресурсов.

4. Необходимо ликвидировать структурные диспропорции и провести модернизацию национальной экономики, повысить качество жизни и обеспечить социальную справедливость за счет повышения эффективности и качества государственного управления и регулирования, решения проблем занятости населения и повышения уровня доходов и социальных стандартов.

5. Необходимо разработать методику определения количественных и качественных показателей оценки эффективности функционирования системы стратегического планирования и ее вклада в обеспечение социально-экономического развития и повышения уровня национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.