Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России: новый взгляд'

Экономическая безопасность России: новый взгляд Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1307
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ECONOMIC SECURITY / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA / NATIONAL SECURITY / COMPLEX ASSESSMENT OF ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамахов Владимир Александрович, Косов Юрий Васильевич

В статье представлена рецензия на монографию М.И. Кротова и В.И. Мунтияна «Экономическая безопасность России: Системный подход». В монографии рассматриваются вопросы, связанные с системой категорий и закономерностей, раскрывающих содержание и пути обеспечения экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Economic Security of Russia: a New Look

The article provides a review of monograph of M.I. Krotov and V.I. Muntiyan “Economic security of Russia: System sing content and ways of ensuring economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России: новый взгляд»

Шамахов В. А., Косов Ю. В.

Экономическая безопасность России: новый взгляд

Э01 10.22394/1726-1139-2017-6-195-200 РЕФЕРАТ

В статье представлена рецензия на монографию М.И. Кротова и В.И. Мунтияна «Экономическая безопасность России: Системный подход». В монографии рассматриваются вопросы, связанные с системой категорий и закономерностей, раскрывающих содержание и пути обеспечения экономической безопасности России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

экономическая безопасность, социально-экономическая система России, национальная безопасность, комплексная оценка экономического развития, инновационная модель

о; <

> <

Shamakhov V. A., Kosov Yu. V.

The Economic Security of Russia: a New Look

ABSTRACT

The article provides a review of monograph of M.I. Krotov and V.I. Muntiyan "Economic security of Russia: System sing content and ways of ensuring economic security of Russia.

KEYWORDS

economic security, social and economic system of Russia, national security, complex assessment of economic development, innovative model

Кротов М. И., Мунтиян В. И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М. И. Кротов, В. И. Мунтиян. СПб. : Изд-во НПК «РОСТ», 2016. 336 с. 36 илл.

ISBN 978-5-98217-095-8

В издательстве «РОСТ» вышла монография «Экономическая безопасность России: Системный подход», подготовленная руководителем аппарата комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Михаилом Иосифовичем Кротовым и доктором экономических наук, профессором, членом-корреспондентом НАНУ Валерием Ивановичем Мунтияном, посвященная системе категорий и закономерностей, раскрывающих содержание и пути обеспечения экономической безопасности России. Работы известных экономистов М.И. Кротова и В.И. Мунтияна, посвященные проблемам экономического развития и безопасности, традиционно привлекают внимание как специалистов, так и заинтересованных лиц глубоким знанием вопросов, связанных

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РОССИИ

СИСТЕМНЫЙ подход

Санкт-Петербург 20Т6

^ с обеспечением экономической безопасности. В настоящей монографии авторы ™ обосновывают необходимость изучения экономической безопасности как сложной X системы, которая должна функционировать на принципах полного гомеостаза. ^ Для определения понятий необходимо уточнить, что когда авторы рассматривают ^ национальную безопасность как систему, то по отношению к ней надсистемой вы-< ступает международная безопасность, а подсистемами выступают экономическая, политическая, экологическая, военная и другие виды национальной безопасности. Когда же авторы рассматривают экономическую безопасность как систему, то по отношению к ней надсистемой выступает национальная безопасность, а подсистемами выступают инвестиционно-инновационная, ресурсно-сырьевая, финансовая, производственная, демографическая, энергетическая, внешнеэкономическая, макроэкономическая, продовольственная, социальная, эколого-экономическая, коммуникационно-транспортная, военно-экономическая и другие виды экономической безопасности. Также необходимо отметить, что подсистема — это составная часть системы, обладающая определенной автономностью, состоящая из множества взаимодействующих элементов, но она не обладает целостностью системы, в структуре которой находится [1, с. 35].

Исследователи уверены, что для адекватного восприятия и глубокого, системного понимания реального уровня экономической безопасности государства, для построения целостной модели, разработки реалистичного прогноза и на его основе оптимальной стратегии социально-экономического развития необходимо сначала получить четкое представление о следующих факторах: характере, уровне и источниках внешних и внутренних угроз экономической безопасности; жизненно важных интересах в социально-экономической сфере государства; наличии ресурсов для создания систем и механизмов обеспечения безопасности, способных отразить возникающие угрозы, защитить и реализовать национальные интересы государства; закономерностях формирования, организации и функционирования систем обеспечения безопасности их развития сообразно изменяющимся геоэкономическим, геополитическим и геостратегическим, климатическим, геологическим и другим условиям [1, с. 44].

Авторы рекомендуют разработчикам стратегических документов учитывать тот факт, что сложные закрытые, целостные системы противодействуют внешним действиям, особенно революционного характера [1, с. 45].

М.И. Кротов и В.И. Мунтиян справедливо утверждают, что социально-экономическая система России — это большая, сложная, открытая система, и одно дело — в экономической лаборатории провести теоретический эксперимент, а другое — реальная жизнь. Ведь данная система не находится в абсолютном вакууме, на нее постоянно воздействуют возмущающие факторы как внутренней, так и внешней среды, которые проявляются в целой веренице разного рода вызовов, рисков, угроз и опасностей. Поэтому когда при превышении порогового значения система теряет устойчивость, внешние силы не будут ждать, когда она войдет в новое устойчивое состояние, а, наоборот, в данный момент усилят воздействие негативных возмущающих факторов, чтобы ослабить иммунитет и гомеостаз системы, направить ее на другую траекторию развития, затянуть время ее выхода в новое устойчивое состояние. Вот почему нужна надежная, постоянно функционирующая система экономической безопасности государства, именно она способна нейтрализовать данные угрозы и своевременно скоординировать, а при необходимости скорректировать траекторию выхода системы на новое устойчивое состояние [1, с. 49]. Сложно не согласиться, что в условиях объективно формирующегося глобального информационного пространства существо проблемы международной информационной безопасности коренится в лавинообразном процессе развития и внедрения новейших информационных, телекоммуникационных и кибернетических технологий [1, с. 56].

Особенно привлекает внимание предложенная авторами монографии методи- ^ ка по анализу экономической безопасности и ее подсистемы, которая оценива- ™ ется по стобалльной шкале. Принято считать, что 100% — это уровень абсолют- X ной экономической безопасности, а 0% — уровень абсолютной опасности. В рам- § ках этой шкалы промежуток от 0 до 19% будет равен самой опасной критической ^ зоне, промежуток от 20 до 39% — опасной зоне, промежуток от 40 до 59% — не- < удовлетворительной зоне, промежуток от 60 до 79% — удовлетворительной зоне и промежуток от 80 до 100% — оптимальной зоне [1, с. 68]. По итогам анализа комплексной оценки системы экономической безопасности в разрезе ее основных подсистем за 2013, 2014, 2015 гг. в Российской Федерации показывает, что все эти три года экономическая безопасность находилась в неудовлетворительной зоне.

Проведенная комплексная оценка экономической безопасности России и ее подсистем выявила наиболее слабые звенья экономической безопасности, прежде всего инвестиционно-инновационную и демографическую, так и наиболее благополучные сферы: энергетическую, финансовую, продовольственную. Основное влияние на динамику всех подсистем экономической безопасности в современных условиях оказывает финансово-экономический кризис. Поэтому системный подход к решению проблемы и комплекс антикризисных мер — главный инструмент повышения экономической безопасности России на современном этапе [1, с. 127].

В этой связи исследователи верно отмечают, что занижение, как и завышение оценки действительного уровня экономической безопасности, весьма опасно. От точности диагноза, поставленного социально-экономической системе, от правильности и объективности определения реального уровня экономической безопасности будет зависеть и правильность принятия управленческого решения, а также прогноз тенденций и сценарий дальнейшего развития экономики страны [1, с. 69].

Авторы монографии убеждены, что первостепенный вопрос, который требует безотлагательного решения, это создание спроса на инновации на внутреннем рынке, прежде всего, спрос на инновации должна формировать отечественная бизнес-среда, бизнесу необходимо осознать, что «тучные» годы прошли, и поэтому не только для развития, но и для выживания необходимы инновации. И это также требование времени — мир вошел в эпоху инноваций [1, с. 69].

Ведь очень важным фактором для обеспечения экономической безопасности является способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Главную роль в этих процессах следует отводить развитию производственного капитала — капитала созидательного и производительного. Развитие производственного капитала — это создание новых рабочих мест, насыщение рынка качественными товарами и услугами, удовлетворение в конечном итоге потребностей населения и обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства [1, с. 67].

Обнадеживает тот факт, что проведенный ведущими специалистами системный анализ экономической безопасности подтверждает, что в России есть необходимые предпосылки для инновационной модели экономического развития. Для этого действительно необходимо развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение, космос, ОПК), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики; укрепление оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства, обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе, совершенствование их кадрового потен-

^ циала и выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения; преодо-™ ление тенденции деградации и структурной деформации научного потенциала стра-X ны, создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных ^ для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд государства и потреб-^ ностей экономики страны на особый период [1, с. 103].

< Особое внимание уделено в монографии социальным аспектам. Отмечается, что приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере должно стать формирование значительной доли среди населения среднего класса, достаточной для того, чтобы средний класс стал надежной буферной зоной между двумя крайними полюсами в обществе, между бедными и богатыми [1, с. 122].

В монографии привлекает внимание ведущих экономистов анализ механизма эффективной реализации стратегии безопасного и устойчивого развития, который предусматривает некоторые общие для всех сфер реального сектора составляющие, такие как система государственной поддержки стратегически ориентированных отраслей; производства, обеспечивающие импортозамещение; разнообразные формы и источники непрямого стимулирования; максимальное стимулирование инвестиционно-инновационного потенциала; системы государственно-частного партнерства, конкретные программы, проекты, современные технологии и информация [1, с. 192].

Особый интерес представляет раздел, посвященный механизмам функционирования системы обеспечения экономической безопасности, который осуществляется путем эффективных трансформационных преобразований и проведения модернизации экономической сферы государства, на основе своевременного и рационального государственного регулирования экономических отношений через экономическую, социальную, финансовую, промышленную, бюджетную, денежно-кредитную, структурную, институциональную, инновационно-инвестиционную, научно-техническую, информационную, аграрную, внешнеэкономическую, военно-техническую, правоохранительную политику. Приоритетами по формированию механизма обеспечения экономической безопасности государства должны стать: утверждение научно обоснованных концептуальных и нормативно-правовых основ экономической безопасности; принятие стратегии обеспечения экономической безопасности России в современных условиях; формирование научно обоснованной системы количественных и качественных измерений экономической безопасности; создание эффективной системы государственного управления по обеспечению экономической безопасности страны как на центральном, так и региональном уровне, а также обеспечение необходимого взаимодействия и координации центральной и региональной систем [1, с. 193].

Экономисты приходят к выводу, что, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия интегрирована в мировую хозяйственную систему, поэтому ее безопасность не может анализироваться вне связи с безопасностью других государств. При этом следует учитывать, что мир усложняется и изменяется: на наших с вами глазах формируются новый мировой порядок, новая архитектура мировой безопасности и новая система мировых координат. Поэтому необходимо знать, какое место занимает Россия в мировой системе новых координат международной безопасности, каковы ее реальный потенциал и мощь, какова ее способность к выживанию и защите своих национальных интересов [1, с. 200].

Проведенный сравнительный анализ подтверждает принципиальный вывод авторов о том, что на международном уровне экономическая безопасность, как и безопасность в целом, является неделимой. Попытки подорвать экономическую безопасность великой державы — России со стороны других великих держав и объединений — США и ЕС — через гонку вооружений, санкций и т.п. будут лишь взаимно истощать их потенциалы. В результате другие страны мира вырвутся вперед, получат статус великой державы (Пакистан, Иран), а некоторые (Китай,

Индия) — сверхдержавы. Эти страны становятся главными партнерами России по ^ Большой Евразии. В итоге будет переформатирована вся международная архитек- ™ тура. В этих условиях России и ее близким союзникам необходимо рассчитывать X на внутренние резервы, на собственный нераскрытый экономический потенциал. § В этом главное условие упрочнения геополитической роли России, повышения ее ^ мощи и роста благосостояния населения [1, с. 222]. <

М.И. Кротов и В.И. Мунтиян выделяют основную причину усиления нестабильности мирового развития, которой является цикличность мировой экономики, стихийность ее рыночной системы и несовершенство механизмов функционирования мирового хозяйства, а также колоссальный разрыв между уровнем развития научно-технического прогресса и духовным развитием человечества. Таким образом, человечество оказалось в системе сложных некогерентных колебательно-вибрационных процессов, не просто дисгармонирующих с биосферой, а создающих своего рода резонанс на планете, характеризующихся неустойчивостью, турбулентностью, хаотичностью, повышенным уровнем конфликтности и низким уровнем научного предвидения и прогнозирования, что в конечном итоге без принятия правильных мер может привести к катастрофе планетарного масштаба.

Существенное влияние на развитие процессов нестабильности и хаотичности в мире оказывает стремление США любой ценой сохранить возникшую после развала СССР монополию на планетарное лидерство. Это проявляется в отказе от равноправного партнерства с Россией и другими странами, всяческом противодействии сотрудничеству Европейского и Евразийского союзов, формированию Большой Евразии в целом, разрушении целого ряда государств Ближнего и Среднего Востока, богатых ресурсами, стимулирующем развитие международного терроризма, стремлении нарушить военно-стратегическое равновесие между США, НАТО и Россией, навязывании населению мира принципов западной «демократии» [1, с. 239].

Безусловно, Российской Федерации следует использовать свое центральное географическое положение в Евразии. Поэтому она должна значительно больше уделять внимания формированию базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитию Северного морского пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также коммуникациям в рамках экономического пояса Шелкового пути [1, с. 241].

Сложно не согласиться с сожалениями авторов, что геофинансовая система поставила новые проблемы в области национальной экономической безопасности. Поэтому следует учитывать реальную раскладку мировых финансовых сил, а также природу мотивации и долговременные стратегические устремления ведущих игроков на мировой геофинансовой арене, необходимо понять их стратегический замысел. Россия нуждается в финансовой защите; система такой защиты должна строиться на новых финансовых и геофинансовых технологиях [1, с. 241].

Учитывая огромные геополитические и геостратегические потенциалы России, а также перспективы роста геоэкономического потенциала при безусловном обеспечении экономической безопасности государства, авторы монографии считают, что вызовы, угрозы и конфликты по отношению к России будут возрастать. Это объясняется тем, что в мире больше такого объема универсальных и природных ресурсов, а также такого жизненно важного пространства, как в России, просто не существует. Россия для сбережения своих потенциалов, национального богатства и сохранения своих позиций в геополитических координатах должна освоить новые геоэкономические, геофинансовые и информационные технологии [1, с. 244].

Авторы утверждают, что для поддержания экономической безопасности государства необходимо обеспечить достижение следующих стратегических целей:

^ обеспечение экономического роста и занятости населения, социально-полити-™ ческой, финансовой и ценовой стабильности, социально-справедливого уровня X распределения доходов, достижение высокой экономической эффективности ^ производства, эффективного использования ресурсов, обеспечение экономиче-^ ской свободы и здоровой конкуренции, равноправное участие страны в мировом < хозяйстве. Проведенный анализ роли России в современных геополитических, геоэкономических и геостратегических координатах показывает, что потенциал России все время будет только нарастать, тогда как в США и ЕС-28 он будет снижаться. Таким образом, реакцию Запада на собственную слабость также следует учитывать в качестве новых вызовов и угроз России, прежде всего давление в информационном и виртуальном пространстве, а также в санкциях, тормозящих рост других центров мировой экономики. Поэтому Россия, Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии будут объективно стремиться к взаимной поддержке для нейтрализации негативного влияния Запада. В итоге новый центр мирового развития будет формироваться вокруг глобальной идеи Большой Евразии, которая со временем обязательно будет воспринята и странами Европейского союза, вышедшими из-под доминирующего влияния США. Россия, обеспечив экономическую безопасность, имеет все необходимые предпосылки перехода на инновационную модель развития экономики, что даст возможность кардинально повысить эффективность, принимать равное участие в международном разделении труда и иметь доступ к мировому доходу (ренте), а также осуществлять эквивалентный товарообмен [1, с. 245].

Проведенное исследование демонстрирует многогранность, многофакторность, многофункциональность, многоуровневость и сложность системы экономической безопасности России. Монография рассчитана на достаточно широкий круг исследователей — представителей государственной власти России и стран СНГ, отвечающих за обеспечение экономической безопасности, научных работников и студентов, занимающихся данной проблематикой.

Литература

1. Кротов М. И., Мунтиян В. И. Экономическая безопасность России: Системный подход / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян. СПб. : Изд-во НПК «РОСТ», 2016.

References

1. Krotov M. I ., Muntiyan V. I . Economic security of Russia: System approach [Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Sistemnyi podkhod] / M. I. Krotov, V. I. Muntiyan. SPb. : Publishing house SPC «ROST», 2016. 336 p. (rus)

Шамахов Владимир Александрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Директор Доктор экономических наук Shamahov-VA@sziu.ranepa.ru

Косов Юрий Васильевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Заместитель директора Доктор философских наук Kosov-YuV@sziu.ranepa.ru

Shamakhov Vladimir Alexandrovich ^

North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg, ™

Russian Federation) X

Director §

Doctor of Science (Economy) ^

Shamahov-VA@sziu.ranepa.ru <

Kosov Yury Vasilyevich

North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg,

Russian Federation) Deputy Director Doctor of Science (Philosophy) Kosov-YuV@sziu.ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.