Научная статья на тему 'Инновационная модель экспортной специализации как фактор обеспечения технологической безопасности России'

Инновационная модель экспортной специализации как фактор обеспечения технологической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / технологическая безопасность / национальные интересы / инновационная модель / экспорт / специализация / оценка / технологическое прогнозирование. / economic security / technological security / national interests / innovation model / export / specialization / eval- uation / technological forecasting.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель экспортной специализации как фактор обеспечения технологической безопасности России»

Куклина Е.А.

д.э.н., профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС

jeakuklina@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭКСПОРТНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Ключевые слова: экономическая безопасность, технологическая безопасность, национальные интересы, инновационная модель, экспорт, специализация, оценка, технологическое прогнозирование.

Keywords: economic security, technological security, national interests, innovation model, export, specialization, evaluation, technological forecasting.

В современных условиях системных сдвигов, вызовов и угроз технологическая безопасность является одним из важнейших аспектов национальной безопасности, создающей условия и ресурсы для защиты национальных интересов и обеспечения экономического суверенитета. В системе национальной безопасности государства технологическая безопасность выступает материально-технической базой формирования всех остальных видов безопасности (экономической, финансовой, информационной), т.е. является необходимым условием достижения приемлемого уровня безопасности.

Необходимо отметить, что в настоящее время существуют различные дефиниции категории, которая, stricto sensu обозначает национальную безопасность в технологической сфере / технологическую безопасность государства.

Так, например, М.И. Кротов и В.И. Мунтиян, рассматривая экономическую безопасность государства с позиций системного подхода, одной из ее подсистем признают инвестиционно-инновационную безопасность как «состояние экономической среды в государстве, которое стимулирует отечественных и иностранных инвесторов вкладывать средства в расширение производства и в новации в стране, способствует развитию высокотехнологичного производства, интеграции научно-исследовательской и производственной сфер с целью роста эффективности, углубления специализации национальной экономики на создание продукции с высокой долей переработки и добавленной стоимости, повышению доли реализации инновационной продукции, а также наличию экономических, производственных и технологических условий, позволяющих экономике страны осуществлять нововведения на основе собственных ресур-сов»1.

Важнейшим содержанием технологической безопасности является обеспечение научно-технической и технологической независимости государства от внешних угроз; недопущение или ограничение проникновения на территорию государства морально устаревших технологий, наносящих вред экономике, экологии, и здоровью человека.

Актуальность исследований в области технологической безопасности Российской Федерации обусловливается, по нашему мнению, следующими ключевыми факторами:

• усилением значения технологической составляющей в развитии экономики вследствие возрастающей зависимости экономического роста от параметров инновационного развития;

• необходимостью создания высокоразвитой эффективной национальной системы как фундаментальной основы обеспечения технологической безопасности государства.

Обеспечение технологической безопасности должно осуществляться по двум направлениям: во-первых, создание собственной технологической базы; во-вторых, привлечение в производство передовых зарубежных технологий, создавая прорывные товарно-технологические блоки, формируя собственные ниши в мировом товарном и инновационно-технологическом пространстве.

В настоящее время проблемы оценки технологической безопасности государства в методологическом отношении разработаны недостаточно, но можно выделить три основные ее направления.

1. Сравнительная оценка развития научного потенциала государства и применяемых технологий, их места, роли и возможности в мировой науке, технике и производстве.

2. Оценка состояния и уровня технологического развития производства, определяемого основными экономическими параметрами инновационности и инвестиционности реального сектора экономики, развитием научно-инновационной системы государства, возможностями и эффективностью ее функционирования.

3. Разработка государственной научно-технической политики и системы мер по ее реализации на основе государственной научно-инновационной программы, включающей финансирование из всех источников разработки и реализации на предприятиях системы инноваций и оценку их эффективности в виде повышения национальной технологической и экономической безопасности; системы экономического стимулирования инновационных процессов в коммерческих структурах.

1 Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. - СПб.: РОСТ, 2016. - С. 257-258.

96

В современных условиях социально-экономического развития России состояние и динамика технологической безопасности испытывает жесткий прессинг инновационного развития, поэтому проблемы обеспечения технологической безопасности государства следует рассматривать, по нашему мнению, в контексте реализации инновационной модели развития.

Критериальная оценка уровня экономической безопасности предполагает учет и определение значений показателей, характеризующих состояние научно-технологического и инновационного потенциала страны, возможности сохранения и развития ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость государства на стратегически важных направлениях научно-технологического прогресса.

В настоящее время в качестве основного оценочного показателя уровня технологической безопасности государства используется, как правило, доля собственного производства машин и оборудования, соответствующая, как минимум, 70% потребности в них.

По нашему мнению, заслуживает внимания методика оценки экономической безопасности в целом и всех ее подсистем, по 100-балльной (стопроцентной) шкале исходя из того, что 100% соответствует уровню абсолютной экономической безопасности, а 0% - уровню абсолютной опасности. Согласно предложенной шкале, оценка от 0% до 19% характеризует самую опасную (критическую) зону; оценка в диапазоне 20-39% - опасную зону; 40-59% - неудовлетворительную зону; 60-79% - удовлетворительную зону; 80-100% - зону оптимума. Оценочные процедуры выполняются на основе разработанной математической модели по оценке угроз экономической безопасности России, для которой предложен математический аппарат в виде линейно-аддитивной модели, предназначенной для определения пороговых значений и их агрегирования. Данный подход базируется на формальном выделении параметров, их суммировании на основе определяемых экспертным путем «весов» различных параметров и получении итоговой количественной оценки1.

Таблица 1

Динамика уровня экономической и инвестиционно-инновационной безопасности Российской

Федерации за период 2013-2015гг. (в %)

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Примечание

Экономическая безопасность 58,3 56,2 53,2 Нахождение в неудовлетворительной зоне; тенденция позитивная

Инвестиционно-инновационная безопасность 53,5 56,2 32,5 2013-2014 гг. - неудовлетворительная зона, тенденция негативная; 2015 г. - вхождение в опасную зону

Таким образом, в 2015 г. Российская Федерация по уровню технологической (инвестиционно-инновационной) безопасности вошла в опасную зону, что является индикатором наличия серьезных проблем в этой сфере.

Как представляется, в современных условиях глобальных вызовов и угроз одним из ключевых факторов обеспечения технологической безопасности России является реализация инновационной модели экспортной специализации, а в качестве оценочных показателей уровня обеспечения технологической безопасности могут использоваться следующие показатели: доля (удельный вес) экспорта технически и технологически сложной продукции в общем объеме экспорта; доля экспорта наукоемких и интеллектуальных услуг, и в первую очередь, инжиниринговых, технических, компьютерных, образовательных.

Таблица 2

Группировка специализаций российского экспорта по продуктовым сегментам на основе применения передовых технологий и инновационных решений

Интеллектуальная специализация Экспорт наукоемких и интеллектуальных услуг, включая инжиниринговые, компьютерные, образовательные, связанные с реализацией объектов промышленной собственности

Высокотехнологичная специализация Экспорт традиционных высокотехнологичных видов продукции и услуг оборонного, атомного и авиакосмического комплексов на основе усиления инновационной составляющей их развития и применения прорывных технических решений

Нетрадиционный высокотехнологичный экспорт, включая продукцию ИКТ, нано- и биотехнологий

Специализация в области капиталоемкого производства, где важны ключевые компетенции и эффект масштаба Экспорт энергосилового оборудования, продукции тяжелого машиностроения, турбореактивных двигателей, автомобилей железнодорожного оборудования и др.

Экспорт кооперационной продукции, произведенной в рамках международных производственно-технологических цепочек, в том числе продукции сборочных производств с участием иностранного капитала при достижении необходимого уровня локализации

Специализация, имеющая при-родно-географическую основу Экспорт возобновляемых природных ресурсов (продукции лесного, сельского хозяйства, рыболовства)

Экспорт транспортных услуг, прежде всего услуг международного транзита

Экспорт туристических и рекреационных услуг

Специализация, основанная на повышении технологической интенсивности добычи и переработки сырья Экспорт сырья и первичных материалов

Экспорт продуктов глубокой переработки сырья и материалов

Экспорт готовой продукции с использованием новых материалов и компонентов с улучшенными свойствами

1 Кротов М.И., Мунтиян В.И. Экономическая безопасность России: Системный подход. - СПб.: РОСТ, 2016. - С. 72-73.

97

«Основные направления развития экспорта в Российской Федерации на период до 2030 года»1 ставят достаточно амбициозную цель - достижение лидирующих позиций в мировом экспорте и вхождение к 2030 г. в пятерку ведущих экспортеров наряду с КНР, США, Германией и Японией. Поставленная цель предполагает формирование и эффективную практическую реализацию модели экспортной специализации, обозначенную в документе как «ресурсно-инновационная модель». Группировка специализаций российского экспорта по продуктовым сегментам на основе применения передовых технологий и инновационных решений, разработанная в соответствии с «Основными направлениями...», приведена в табл. 2.

У Российской Федерации сегодня еще есть реальный шанс совершить инновационно-технологический прорыв и приступить к реализации эффективной экспортной политики, ориентируясь не столько на западные технологии, сколько на самостоятельную разработку новых технологических принципов и опережающее освоение базисных технологий шестого технологического уклада. Но это требует включения в повестку дня принятие ряда неотложных мер, которые заключаются в следующем.

1. Должно быть осуществлено перераспределение экономических ресурсов в науку и образование, фундаментальные и прикладные исследования, где будут формироваться новые технологические принципы как фундаментальная основа шестого технологического уклада.

2. Крайне необходимы изменения в социальных и институциональных системах, которые способствовали бы массовому внедрению технологий шестого технологического уклада и распространению соответствующих стандартов потребления и поведения потребителей.

3. Не должна полностью исключаться стратегия заимствования западных технологий, т.к. она связана с меньшими издержками, чем разработка новых технологических принципов.

4. Период объективной стагнации западных экономик необходимо использовать для импортозамещения и расширения внутреннего рынка.

5. Одним из главных векторов развития экономики России должен стать поиск нового позиционирования на

« 2

рынках, развитие новых производств на основе ограниченного числа прорывных промышленных технологий. .

Этот комплекс мер позволит России получать технологическую ренту и не только финансировать на ее основе расширенное воспроизводство нового технологического уклада, но и провести модернизацию традиционных отраслей экономики.

Стратегическое значение имеет создание в стране действенной системы технологического прогнозирования в рамках национальной научно-технологической политики, адекватной современным вызовам и угрозам технологической и национальной безопасности.

В настоящее время основными документами, которые формируют национальную систему прогнозирования в России, являются долгосрочные прогнозы научно-технологического развития (до 2025 г. и 2030 г.). Анализ этих документов, выполненный Центром научно-технической экспертизы РАНХиГС, показал, что они не выполнили ни одной из поставленных задач, которые стоят перед документами стратегического уровня, обосновывающими научно-технологическую политику государства. Основными причинами этого, по оценкам экспертов, является отсутствие в числе приоритетов важнейших научно-технологических направлений, обладающих высоким потенциалом индустриализации, необоснованная оценка конкурентоспособности российских заделов на глобальном технологическом рынке, отсутствие кадрового обеспечения реализации выбранных приоритетов, отсутствие спроса на прорывные результаты со стороны отечественных предприятий промышленного сектора .

Основные выводы

1. Ключевыми факторами, обусловливающими актуальность исследований в области технологической безопасности России, в настоящее время является усиление значения технологической составляющей в развитии экономики вследствие возрастающей зависимости экономического роста от параметров инновационного развития и необходимость создания высокоразвитой эффективной национальной системы как фундаментальной основы обеспечения технологической безопасности государства.

2. Формирование системы технологической безопасности в Российской Федерации должно осуществляться в двух направлениях: создание собственной технологической базы; привлечение в производство передовых зарубежных технологий, создавая прорывные товарно-технологические блоки, формируя собственные ниши в мировом товарном и инновационно-технологическом пространстве.

1 Основные направления развития экспорта на период до 2030 года (проект). -http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ аер8Уоа/2015020513#

2 Куклина Е.А. Технологическая безопасность России как ключевой элемент системы национальной безопасности в условиях формирования нового технологического уклада: прогностический аспект // Стратегическое управление в сфере национальной безопасности России: планирование и прогнозирование: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 22 мая 2015 г. / Под общей ред. д-ра полит. наук А.В. Шевченко. - М.: Проспект, 2016. - С. 92-93.

Национальная научно-технологическая политика «быстрого реагирования»: рекомендации для России: аналитический доклад / Н.Г. Куракова, В.Г. Зинов, Л.А. Цветкова, О.А. Еремченко, А.В. Комарова, В.М. Комаров, А.В. Сорокина, П.Н. Павлов, В.А. Коцюбинский. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - С. 8.

3. Вследствие того, что состояние и динамика технологической безопасности России сегодня испытывает жесткий прессинг инновационного развития, проблемы обеспечения технологической безопасности государства следует рассматривать в контексте реализации инновационной модели развития.

4. В современных условиях глобальных вызовов и угроз одним из ключевых факторов обеспечения технологической безопасности России является реализация инновационной модели экспортной специализации.

5. В качестве оценочных показателей уровня обеспечения технологической безопасности могут использоваться такие показатели, как доля экспорта технически и технологически сложной продукции в общем объеме экспорта; доля экспорта наукоемких и интеллектуальных услуг (в первую очередь, инжиниринговых, технических, компьютерных, образовательных).

6. У современной России есть шанс совершить инновационно-технологический прорыв и приступить к реализации эффективной экспортной политики, ориентируясь не столько на западные технологии, сколько на самостоятельную разработку новых технологических принципов и опережающее освоение базисных технологий шестого технологического уклада, но это требует включения в повестку дня принятие ряда неотложных мер, позволяющих получать технологическую ренту.

7. Стратегическое значение имеет создание в рамках национальной научно-технологической политики действенной системы технологического прогнозирования, адекватной современным вызовам и угрозам технологической и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.