Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как инструмент региональной политики: Крымский аспект'

Стратегическое планирование как инструмент региональной политики: Крымский аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1255
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / региональное развитие / экономический рост / программирование.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нехайчук Юлия Серафимовна, Нехайчук Дмитрий Валериевич

Изучены основные цели, задачи, объекты и направления современной государственной региональная политики в России. Доказана множественность направлений региональной политики, основными компонентами авторами выделены экономическая политика, социальная политика, а также демографическая и экологическая политика. Рассмотрено применение стратегическое планирование на примере нового субъекта Российской Федерации – Республики Крым. Проанализированы современные и накопившиеся проблемы нового субъекта. Делаются выводы о необходимости выбора «модернизационного» сценария развития республики. Достижение ожидаемого развития Крыма будет прогнозируется путем реализации комплекса интегральных стратегических целей, среди которых прежде всего Внедрение интенсивной модели экономического роста а также развитие территории как национального и международного центра туризма и рекреации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Нехайчук Юлия Серафимовна, Нехайчук Дмитрий Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как инструмент региональной политики: Крымский аспект»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х________________________

4. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников // Вопросы экономики. 2006. №1.

5. Новиков М. Россия занимает второе место в мире по числу мигрантов// Российская газета от 12.09.2013. - Электронный ресурс: www/rg.ru/2013/09/12/migrant-site.html

6. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник «Труд и занятость». 2013. - Электронный ресурс: http://www.gks.ru

© А.Ю. Михайлов, 2015

УДК 332.4

Нехайчук Юлия Серафимовна

канд. экон. наук, доцент КФУ им. В.И. Вернадского,

г.Симферополь, РФ E-mail: elekobec@mail.ru Нехайчук Дмитрий Валериевич канд. экон. наук, доцент КФУ им. В.И. Вернадского,

г.Симферополь, РФ E-mail: dimchikn@mail.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:

КРЫМСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

Изучены основные цели, задачи, объекты и направления современной государственной региональная политики в России. Доказана множественность направлений региональной политики, основными компонентами авторами выделены экономическая политика, социальная политика, а также демографическая и экологическая политика. Рассмотрено применение стратегическое планирование на примере нового субъекта Российской Федерации - Республики Крым. Проанализированы современные и накопившиеся проблемы нового субъекта. Делаются выводы о необходимости выбора «модернизационного» сценария развития республики. Достижение ожидаемого развития Крыма будет прогнозируется путем реализации комплекса интегральных стратегических целей, среди которых прежде всего Внедрение интенсивной модели экономического роста а также развитие территории как национального и международного центра туризма и рекреации.

Ключевые слова

стратегическое планирование, региональное развитие, экономический рост, программирование.

Россия переживает сегодня момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства. Эти явления в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития [1, с. 45].

В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами. Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения

107

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и национальный контекст [2, c. 3537].

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.

Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал возможности государственной помощи [3, с. 87].

Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:

1. Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.

2. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

3. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.

4. Экологическая политика, предполагающая улучшение экологической ситуации в регионе.

Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических

целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования [4-6].

Можно выделить два ключевых направления совершенствования государственной региональной политики в РФ:

1. Усиление региональных аспектов социально-экономической политики.

2. Совершенствование федеральной региональной социально-экономической политики.

Цели региональной экономической политики Правительства России носят долговременный характер и связаны со стратегическим направлениями социально-экономического развития страны. Главными целями региональной экономической политики Правительства России являются:

- укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;

- повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;

- всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально-ориентированной экономики [8].

Для достижения этих целей Правительство должно решить следующие задачи:

- обеспечить работоспособность основных систем жизнеобеспечения, научно-производственного потенциала, федеральных и региональных инфраструктурных систем, преодолеть спад производства прежде всего в наиболее развитых опорных регионах, свести к минимуму социальный и экономический ущерб от свертывания неконкурентноспособных производств;

- содействовать созданию в каждом регионе субъекте Федерации ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;

- содействовать восстановлению нарушенных межгосударственных и межрайонных экономических связей, остающихся рациональными в новых условиях;

- развивать общероссийский рынок как интегрированную систему региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- сократить разрыв в уровнях социального и экономического развития регионов - субъектов

108

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____

Федерации путем активной поддержки отсталых и депрессивных территорий;

- решить острые социально-экономические проблемы регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов, восстановить хозяйственный потенциал Чеченской республики;

- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных центрах и индустриальных районах;

- принять меры к урегулированию миграции населения, обеспечить расселение переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

При косвенных методах проведения региональной политики государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными - это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования регионального развития включают:

- создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

- привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики;

- компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

- предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

- установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

- применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

В сложившейся ситуации, когда, большая часть субъектов Федерации не в состоянии выйти из кризиса собственными средствами, значимость разработки и последовательного осуществления региональной политики становится одним из решающих моментов сохранения целостности, экономической и политической независимости государства.

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, - это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований - созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Рассмотрим стратегическое планирование на примере нового субъекта Российской Федерации -Республики Крым.

Стратегия экономического и социального развития Республики Крым до 2020 года (далее -

109

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

Стратегия) разработана Советом Министров Республики Крым.

Необходимость разработки Стратегии вызвана отрицательными тенденциями социальноэкономического развития Республики Крым, прогнозируемым снижением его социальной эффективности, неэффективностью территориальной структуры экономики, углублением диспропорций между территориями полуострова и, в целом, низкой конкурентоспособностью экономики Республики Крым. Несмотря на значительный природный, экономический, научный и кадровый потенциал, РК входит в число регионов с относительно невысоким уровнем регионального производства и высокой территориальной неравномерностью развития.

Решение накапливающихся проблем требует системного подхода, который позволил бы предотвратить усиление структурных диспропорций, достичь сбалансированности развития экономики Республики Крым как составляющей народнохозяйственного комплекса РФ, устойчивого роста благосостояния населения региона на основе максимально эффективного комплексного использования его конкурентных преимуществ.

Стратегия определяет пути преодоления кризисных тенденций и отставания в социальноэкономическом развитии Республики Крым с перспективой преобразования в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса.

Стратегия обосновывает стратегические приоритеты социально-экономического развития полуострова на основе анализа современных тенденций, выявления проблем и угроз развитию Республики Крым; определяет цели, задачи и инструменты их реализации, определяет этапы реализации.

Стратегия учитывает внутрирегиональную специализацию территорий полуострова и направлена на преодоление чрезмерного разрыва между территориями путем активизации точек роста в менее развитых регионах, формирования интегрированных экономических структур на кластерной основе.

Вследствие реализации Стратегии к 2020 г. ожидается увеличение валового регионального продукта республики в 1,8 раза по сравнению с 2010 годом, производительности труда - в 1,8 раза, заработной платы наемных работников - в 2,4 раза, инвестиций в основной капитал - в 3,8 раза.

Принятие Стратегии экономического и социального развития Республики Крым на 2014-2020 годы позволяет достичь существенного улучшения инвестиционного климата в регионе, повышения эффективности государственной политики регионального развития, действенной координации усилий отраслевых министерств и ведомств, местного самоуправления территорий республики.

Говоря об основных проблемах социально-экономического развития Республики Крым, необходимо отметить, что социально-экономическое положение Крымского федерального округа оценивалось следующим образом (в пересчете на рубли по среднему курсу соответствующего года):

- объем совокупного валового регионального продукта в 2011 году - 190,3 млрд. рублей;

- объем валового регионального продукта на душу населения в 2011 году - 81,3 тыс. рублей (совокупный валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации на душу населения -316,6 тыс. рублей);

- объем промышленной продукции (работ, услуг) по итогам 2013 года - 107,1 млрд. рублей;

- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2013 году - 66,3 млрд. рублей;

- величина инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году - 28,3 тыс. рублей (в среднем по Российской Федерации - 90,3 тыс. рублей);

- численность постоянного населения на 1 января 2013 года - 2340,1 тыс. человек;

- уровень общей безработицы в 2013 году, рассчитанный по методологии Международной организации труда, в Республике Крым - 5,8 процента экономически активного населения, в г.Севастополе - 5,9 процента (в среднем по Российской Федерации - 5,5 процента);

- уровень зарегистрированной безработицы в 2013 году в Республике Крым - 1,6 процента, в г.Севастополе - 0,6 процента (в среднем по Российской Федерации - 1,2 процента);

- размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2013 году, выплачиваемой работникам в Республике Крым, - 11400 рублей, в г.Севастополе - 12400 рублей (в среднем по Российской Федерации - 29960 рублей).

110

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_________

Таким образом, основные социально-экономические показатели развития регионов Крымского федерального округа не достигают среднероссийских значений.

Одним из наиболее весомых преимуществ Крыма является его геополитическое и геоэкономическое положение, которое возлагает на республику ответственную миссию представительства РФ в Черноморском регионе. Крым расположен на пересечении дорог между Европой и Азией: важные железнодорожные и автомобильные магистрали, морские и авиапорты обуславливают выгодные условия для внешнеэкономического сотрудничества РК с соседними странами. Существенным фактором региональной конкурентоспособности крымской экономики является естественно-культурный комплекс Крыма: уникальное географическое положение (длина береговой линии составляет 1120 км, из них пляжи - 517 км), разнообразный ландшафт (Крымские горы), благоприятный климат, богатство природного потенциала (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), историко-культурный потенциал (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), рекреационный потенциал (100 месторождений минеральных вод, 22 месторождения лечебных грязей).

Внутрирегиональная экономическая специализация Республики Крым определяется спецификой размещения продуктивных сил полуострова, в пределах чего выделяются следующие специализированные субрегионы:

- рекреационные субрегионы (г. Ялта, г. Алушта, г. Евпатория, г. Саки - около 50 % рекреационных учреждений Крыма, 60 % койко-мест, около 75 % оздоровленных на территории республики граждан);

- сельскохозяйственные субрегионы (Красногвардейский, Джанкойский, Симферопольский районы -62 % произведенной сельхозпродукции Республики);

- промышленные субрегионы (г. Симферополь, г. Красноперекопск, г. Армянск, г. Керчь - совокупно свыше 60 % объема промышленной продукции Крыма и около 80 % экспорта товаров и услуг);

- транспортные центры (железнодорожные - г. Джанкой, г. Симферополь, г. Феодосия, г. Керчь; автомобильные - г. Красноперекопск, г. Джанкой, г. Симферополь, г. Керчь; воздушные - г. Джанкой, г. Симферополь, г. Керчь; морские - г. Черноморское, г. Евпатория, г. Ялта, г. Феодосия, г. Керчь).

Неравномерность природно-ресурсного, производственного и социального потенциала территорий Республики Крым, а также их экономическая специализация и уровень развития инфраструктуры стали причиной диспропорциональности внутрирегионального развития полуострова. В целом, с учетом показателей социально-экономического развития, а также существующего природно-ресурсного, производственного, демографического, социального, экологического потенциала административные территории Крыма разделяются следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Группирование территорий Республики Крым по достигнутому уровню развития и имеющемуся потенциалу

Уровень социальноэкономического развития Имеющийся потенциал

Высокий Средний Низкий

Высокий г. Ялта, г. Алушта г. Феодосия г. Судак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний Симферопольский, Сакский районы, г. Симферополь, г. Евпатория Красногвардейский, Джанкойский, Красноперекопский Кировский, Советский, Черноморский районы, г. Керчь Первомайский, Раздольненский районы

Низкий Бахчисарайский район Ленинский район Белогорский, Нижнегорский районы

По данным Министерства экономики РК

Наличие территорий с разным уровнем развития является причиной их дальнейшей сегрегации вследствие активного перераспределения ресурсов в пользу крупных городов и мощных экономических центров, углубляя отсталость остальных территорий и усиливая монофункциональность малых населенных

111

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____

пунктов. Разница в потенциалах приводит к большим разрывам в уровне социального развития территорий, что, в свою очередь, усиливает миграционные процессы и ухудшает демографический потенциал менее развитых субрегионов.

Разнообразие направлений экономической специализации РК создает предпосылки для стабильного экономического, социально-ориентированного развития региона, однако, вместе с тем, порождает и проблемы, связанные с определением его адекватного места во внутриукраинском и международном разделении труда.

Анализ динамики показателей социально-экономического развития Республики Крым в условиях отраслевой специализации региона, которая сложилась в последние десятилетия), позволяет выделить ряд следующих системных проблем социально-экономического комплекса республики.

Неравномерность размещения имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристскорекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий Республики Крым определяет их специализацию и разделение по функциональным признакам на рекреационные, промышленные и аграрные субрегионы, что неизбежно усиливает диспропорциональность социальноэкономического развития в пределах РК. Происходит активное перераспределение ресурсов в пользу крупных городов и мощных локальных монофункциональных экономических центров. Растущая диспропорциональность социально-экономического развития территорий полуострова усиливается экономической отсталостью проблемных субрегионов, обуславливает дотационность бюджетов и обостряет социальную ситуацию на территории большинства административно-территориальных единиц Республики Крым.

Конкурентоспособность санаторно-курортного и туристского комплекса (СКТК) Республики Крым в сравнении с панъевропейскими зонами отдыха, туризма и реабилитации неуклонно падает. Неорганизованность и тенизация СКТК, которые приводят к неудовлетворительному качеству туристических, сопутствующих услуг и нерациональному использованию рекреационного потенциала республики, низкому уровню развития рекреационной инфраструктуры и транспортного обслуживания рекреантов, неудовлетворительное эколого-санитарное состояние курортов, нерациональное и неэффективное использование земель рекреационного назначения и природных лечебных ресурсов региона угрожают снижением статуса полуострова как современного, высокоэффективного, конкурентоспособного рекреационного комплекса общегосударственного и международного значения. Конкурентные позиции Крыма, по сравнению с ближайшими зарубежными курортными зонами, дополнительно ухудшает нерациональное соотношение между качеством предоставляемых туристско-рекреационных услуг и агрессивной ценовой политикой (ориентированной исключительно на рост цен), со стороны их предоставителей.

Конкурентоспособность промышленного комплекса Республики Крым ограничена ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой ориентации (химическая), монопольного положения предприятий на локальных (местных) рынках (перерабатывающая, пищевая промышленность); преимуществ геополитического расположения Крыма и наличия Черноморского флота России как целевого потребителя продукции машиностроения (судостроения); гарантированного спроса теневого сектора рекреационных услуг и домашних хозяйств на строительные услуги и материалы и т. п. Ситуацию усложняют устаревшая материально-техническая база, высокий уровень изношенности основных производственных фондов и устаревшие технологии; высокие показатели энерго- и ресурсоемкости промышленного производства; доминирование производства сырья, полуфабрикатов и продукции промежуточного потребления; низкий уровень товарной диверсификации промышленного производства. Неудовлетворительным остается уровень внедрения энергосберегающих технологий, технологических инноваций и мер по экологизации производства на промышленных предприятиях РК.

Значительными являются противоречия между развитием промышленности, вызывающим загрязнение окружающей среды, и развитием СКТК и сельскохозяйственного комплекса, требующими соблюдения чистоты окружающей среды, обусловленные применением в промышленности экологически агрессивных, устаревших и ресурсоемких производств, которые усиливают антропогенное влияние на окружающую среду и выводят земли из сельскохозяйственного и рекреационного использования, а также

112

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х__________________

диспропорциями развития промышленного комплекса, которые заключаются в повышенном удельном весе производств добывающей, химической и машиностроительной областей.

Высоким является уровень энергозависимости экономики РК, что обусловлено удаленностью региона от центров энергоснабжения РФ и значительными потерями в сетях при передаче электроэнергии, истощением существующих месторождений топливно-энергетических ископаемых и медленной разработкой новых залежей на шельфе Черного и Азовского морей, недостаточным использованием промышленной переработки отходов и «экологической» энергетики.

Сельскохозяйственный комплекс ориентирован на обеспечение продукцией растениеводства и животноводства преимущественно локальных внутренних рынков, которые обслуживают санаторнокурортный и туристский комплекс. В краткосрочном периоде сезонные ценовые всплески на сельскохозяйственную продукцию обеспечивают ее производителям и сбытовой сети высокие уровни прибыли, что в средне- и долгосрочном периоде усиливает диспропорциональность сельскохозяйственного производства. Несоответствие отраслевой структуры сельского хозяйства агроклиматическим предпосылкам его специализации в пределах РФ препятствует эффективному использованию природного биопотенциала республики, который позволяет развивать конкурентоспособное сельскохозяйственное производство для обеспечения жителей полуострова и рекреантов экологически чистой продукцией. Ситуацию усложняют увеличение импорта сельскохозяйственной продукции и слабая экспортная ориентация сельскохозяйственного производства; низкий уровень переработки сельскохозяйственной продукции отечественного производства и ее несоответствие международным стандартам качества; отсутствие современной инфраструктуры аграрного рынка; неэффективное использование орошаемых земель; низкая инвестиционная привлекательность и неудовлетворительное состояние внедрения инноваций в сельскохозяйственном производстве; систематические нарушения земельного законодательства и злоупотребления в сфере земельных отношений.

Недостаточно эффективно используется транзитный и транспортный потенциал Республики Крым в общемировом (межконтинентальном), региональном (межгосударственном) и внутреннем (региональном) масштабах, что обусловлено невысокой пропускной способностью морских портов, железнодорожных сетей, неразвитостью системы международных транспортных коридоров, несоответствием транспортноэксплуатационных характеристик дорог современным требованиям, высоким уровнем изношенности основных производственных фондов, в первую очередь, подвижного состава, чрезмерной ориентацией транспортного комплекса региона на обеспечение межрегиональных и международных перевозок (что составляет до 80 % общего объема транспортных услуг) и т. п.. Отмеченные проблемы могут стать помехой на пути реализации стратегических преимуществ Крыма как одного из транзитно-транспортных центров Черноморского региона, усиливают транспортно-коммуникационную изолированность отдельных территорий полуострова, усложняют процессы формирования интегрированного внутреннего рынка Республики Крым на основе оптимизации транспортно-логистических схем, тормозят реализацию экспортного потенциала РК.

Низкий уровень эффективной реализации существующего экономического потенциала, ориентация на замкнутость и самодостаточность локального (местного) производства тормозят развитие внутреннего рынка Республики Крым и ограничивают экспортную ориентированность региональной экономики. Ослабленность межрегиональных промышленно-кооперационных связей в пределах республики и с остальными регионами РФ приводит к концентрации ограниченных местных ресурсов в локальных центрах экономического роста.

Отрицательные тенденции демографического и социального развития Республики Крым обусловлены: отрицательным природным и положительным миграционным приростом населения (прежде всего в курортных городах); ухудшением демографического положения сельскохозяйственных территорий и упадком социально-культурной сферы в сельской местности; высоким уровнем трудового миграционного прироста в промышленных городах и регионах; увеличением удельного веса пенсионеров (свыше 23 % среди населения Крыма), что усиливает демографическую нагрузку на лиц трудоспособного возраста.

Характерными для Республики Крым остаются значительные территориальные диспропорции уровня и качества жизни населения между городами и сельской местностью, между курортными территориями

113

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

Южного берега Крыма и проблемными районами Присивашья. Дисбалансы рынков труда республики усиливаются сезонным характером занятости, прежде всего на предприятиях СКТК; распространением теневой и непродуктивной занятости (в сфере строительства, транспортного сообщения, СКТК, торговли, отдельных подотраслей пищевой промышленности).

Усложняется экологическая ситуация: нерационально используется существующий природноресурсный потенциал РК - рекреационный, биоклиматический, минерально-сырьевой, энергетический, прежде всего, в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной и др.); отсутствуют системные природоохранные меры по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов. Обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразивные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности - в прибрежной рекреационной зоне, повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения.

Быстрыми темпами усиливается техногенная нагрузка на окружающую природную среду промышленных зон Крыма, повышается удельный вес экологически опасной химической и машиностроительной промышленности, что отрицательно сказывается на имидже РК как рекреационнокурортной зоны, ухудшает инвестиционный климат. Обостряется проблема утилизации бытовых отходов. Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку, делают невозможным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования, могут вызвать сокращение продолжительности курортного сезона и рекреационного потока.

Особенности геостратегического статуса Черноморского региона, его определяющая роль в вопросах поддержания стабильности и безопасности, беспрепятственного транзита энергоносителей, обеспечение внешнеэкономических коммуникаций, обуславливают, с одной стороны, высокий потенциал регионального развития, а, с другой, - высокие риски, связанные со стремлением наиболее влиятельных государств мира контролировать черноморское пространство.

Перечисленные проблемы формируются на фоне значительной активизации экономического развития стран Черноморского региона. Дополнительные трудности в реализации стратегических целей Крыма создают риски, которые являются производными от геоэкономических процессов в Черноморском регионе.

Доминантой экономического развития региона является растущая конкуренция между черноморскими странами. Санаторно-курортный и туристский, транспортно-логистический и сельскохозяйственный секторы экономики, признанные ключевыми для Крыма, определены как приоритетные сферы развития во всех странах Черноморского региона. Таким образом, социальноэкономическое развитие Республики Крым будет происходить в условиях жесткой конкуренции - за инвестиции, транзитные функции, товарные потоки, рынки сбыта.

Нехватка ресурсов и неравномерность экономического развития, конфликты и влияние третьих стран станут препятствием для черноморских государств в использовании синергии экономического сотрудничества, многостороннее сотрудничество в регионе будет рассматриваться как вторичное на фоне отношений черноморских стран с Европейским Союзом.

Настоящая Стратегия призвана создать благоприятные условия для последовательного разрешения приведенных выше противоречий.

Возможные сценарии развития Республики Крым

1. «Инерционный» сценарий: сохранение «status quo»

«Инерционный» сценарий развития Республики Крым предполагает использование имеющегося в регионе санаторно-курортного, туристического, аграрного, промышленного, транспортного, транзитного, ресурсного потенциалов на основании экстенсивного типа экономического роста, инерционным путем, при сохранении «status quo» в структуре экономики и факторах ее развития. При таком сценарии, меры государственного управления в отношении развития Республики Крым будут сориентированы на улаживание конфликтов и устранение отрицательных социальных последствий кризисных ситуаций,

114

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

возникающих вследствие консервации хронических проблем развития Крыма.

«Инерционный» сценарий развития Республики Крым будет сопровождаться нарастанием системных рисков, отрицательные последствия воздействия которых в долгосрочном периоде будут неуклонно усиливаться. Среди них:

- Перекладывание финансовых обязательств по решению основных социально-экономических проблем регионального развития на государство. Увеличивается риск конфликта по линии «Центр -регион», создаются предпосылки для формирования патерналистских ожиданий и распространения политических спекуляций.

- Консервация экстенсивного типа развития системы рекреационных услуг, рост антропогенной нагрузки, снижение качества услуг при одновременном сохранении агрессивной ценовой политики и отсутствии прогресса в диверсификации пакета рекреационно-туристических услуг. Это вызовет уменьшение заинтересованности и спроса потребителей на рекреационно-туристические услуги полуострова и ускорит отток как отечественных, так и иностранных туристов и рекреантов (в первую очередь из стран СНГ) на другие курорты Черноморского региона и мира в целом.

- Усиление несоответствия между функциями и имиджем рекреационного региона и наличием вредных производств со значительной техногенной нагрузкой на окружающую природную среду. Ухудшение экологической ситуации вследствие сохранения экстенсивного типа хозяйствования увеличит риск потери Крымом имиджа и статуса «оздоровительного центра», а в долгосрочном периоде - будет способствовать нарастанию на территории республики рисков чрезвычайных ситуаций техногенноэкологического характера.

- Нарастание территориальных диспропорций в развитии РК, повышение показателей развития рекреационных зон и промышленных территорий и упадок аграрных районов. Доминирование на территории республики замкнутых центров экономической активности рекреационно-туристического комплекса: административного центра (г. Симферополь) и нескольких крупных городов Южного побережья Крыма (Ялта, Алушта, Евпатория, г. Саки) вызовет отраслевую и территориальную переориентацию инвестиционных потоков в пользу локальных монофункциональных центров развития и «точечных» рекреационно-туристических проектов. Инвестиционные возможности других регионов Крыма (промышленных и аграрных) будут ограничены, что обусловит их депрессивность и обострит социальные проблемы (безработицу, падение показателей уровня жизни населения на местах и т.п.)

Согласно прогнозу экономического и социального развития РК до 2020 года при сохранении «status quo» ожидается устойчивое снижение эффективности социально-экономического развития республики. На фоне вероятного незначительного роста производительности труда и относительно высоких показателей экономического роста ожидаются ухудшение показателей социального развития и уровня жизни, повышение уровня тенизации экономики. При более высоких показателях развития СКТК, эффективность промышленности, сельского хозяйства, строительства будет демонстрировать тенденцию к снижению.

Риски развития «инерционного» сценария - потеря управляемости социально-экономическим комплексом, угрозы экологических и техногенных катастроф, неадекватность государственных финансов возрастающему уровню социальной нагрузки на бюджет республики, нарастание процессов экономической и социальной стагнации, усиление этнонациональной конфликтогенности в Крыму, ослабление межрегиональных производственно-кооперационных связей между Республикой Крым и другими регионами.

2. «Мобилизационный» сценарий: ставка на внешние источники развития.

При «мобилизационном» сценарии ориентация на мобилизацию потенциала административноуправленческой вертикали способствует целеустремленной концентрации финансовой выгоды от природных ресурсов и геостратегического положения Республики Крым, перераспределяя ее в пользу определенных приоритетных направлений в режиме «ручного управления». Эта модель привлекательна тем, что не нуждается в сложной и политически отягощающей реорганизации государственного аппарата, позволяет эффективно использовать имеющийся кадровый потенциал и отработанную культуру государственного управления. «Мобилизационный» сценарий эффективен в качестве антикризисной тактики и создает иллюзию достижения необходимого устойчивого результата при минимальных затратах

115

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

времени и ресурсов.

Вместе с тем концентрация на целях антикризисного менеджмента, отказ от формирования посткризисной модели устойчивого развития, попытки оптимизации сложившейся модели экономического и социально-политического развития, отказ от политики, направленной на изменение и повышение статуса Республики Крым в системе регионального и общенационального разделения труда, переориентация инвестиционных потоков в секторы, имеющие исключительно краткосрочную и среднесрочную отдачу, не дают адекватного ответа на вызовы, с которыми сталкивается РК.

Риск развития «мобилизационного» сценария - свертывание экономической инициативы и активности на уровне территориальных общин городов, сел и районов РК. Финансово-экономической отдачи от мер механической консолидации и концентрации хозяйственно-ресурсного потенциала будет недостаточно для осуществления экономического прорыва и преодоления экономического отставания, приостановки процессов декапитализации, деградации экономической и социальной инфраструктуры, отставания международной конкурентоспособности экономического комплекса республики. Будет усиливаться секторальная зависимость от внешних инвесторов и ТНК, возникнет риск превращения экономики республики в объект внешнего управления со стороны крупных геоэкономических сил.

3. «Модернизационный» сценарий: Успешный Крым в успешной России

«Модернизационный» сценарий предусматривает реализацию «Стратегии экономического и социального развития Республики Крым на 2011-2020 годы» с учетом закономерностей посткризисного развития мировой экономики.

«Модернизационный» сценарий базируется на эффективном использовании существующего в РК ресурсного потенциала на принципах интенсивного типа экономического роста. В частности, предполагается, что будут реализованы шаги, направленные на повышение конкурентоспособности экономики Республики Крым на основе инновациионно-инвестиционной модели экономики, социально сбалансированной и экологически-ориентированной политики опережающего развития, создание на территории Республики Крым комфортной и безопасной среды для проживания человека.

Реализация сценария предполагает осознание ограниченной эффективности сугубо государственных инструментов политики развития в современном открытом рыночном обществе и признание, что социально-экономическое развитие Крыма - результат совместных действий органов государственного управления, бизнеса и общин. Ориентиром должно стать создание условий для предпринимательской активности граждан, инновационного развития и достижения нового качества жизни в республике.

Приоритетами развития Р Крым в рамках «модернизационного» сценария станут:

- социально ориентированный, экологически безопасный экономический рост, устойчивость которого базируется на эффективном использовании всех видов имеющегося местного территориального потенциала;

- повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса РК эффективно «встроенного» в систему национального и международного геоэкономического пространства и разделения труда;

- достижение нового качества экономического роста за счет перехода к инновационноинвестиционной модели, внедрения наукоемких технологий, инноваций, других составляющих «экономики знаний»;

- ослабление территориальных диспропорций социально-экономического развития в пределах республики;

- рациональное использование местного природно-ресурсного и энергетического потенциала, преимуществ геополитического и географического расположения Крыма;

- опережающее развитие сфер и отраслей региональной экономики, создающих мультипликативный эффект и стимулирующих смежные производства.

В рамках «модернизационного» сценария развития должны происходить:

- формирование новой региональной идентичности, комплиментарной и интегрированной в единое гуманитарное пространство страны под девизом «Успешный Крым в успешной России»;

- интенсивное внедрение современных моделей управления и реформирования экономики;

- создание новых региональных кластеров, которые обеспечат новое качество экономического роста

116

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______

и наращивание экспортного потенциала;

- переориентация части туристских потоков на курорты Крыма;

- увеличение доходов бюджета Республики Крым.

Стратегической целью развития Республики Крым является достижение устойчивого роста уровня и качества жизни крымчан на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей экологическую безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов РФ в Черноморском регионе.

Крым 2020 - это регион, который:

- является новатором по внедрению управленческих, социальных и технологических инноваций, направленных на стратегию опережающего развития, социальную консолидацию и формирование новой региональной идентичности;

- встал на путь экономического развития в качестве конкурентоспособного субъекта единого экономического пространства РФ и черноморского субрегиона;

- гарантирует безопасность жизни и пространство для реализации профессионального, кадрового и творческого потенциала граждан;

- создает комфортные условия для пребывания гостей региона - потребителей рекреационных услуг;

- является гарантом развития диалога культур в черноморском макрорегионе;

- обеспечивает сохранение биоразнообразия в природе;

- занимает лидирующие позиции в сфере внедрения модели устойчивого развития;

- способствует реализации международного транспортно-коммуникационного потенциала РФ в черноморском макрорегионе;

- входит в группу высокоразвитых регионов РФ по качеству жизни и уровню социальных стандартов;

Достижение приведенного видения будущего Крыма будет осуществляться путем реализации

комплекса интегральных стратегических целей:

1. Внедрение интенсивной модели экономического роста, в основе которой:

- кардинальное улучшение системы государственного управления и введение программно-целевого метода в систему планирования и развития;

- концентрация государственных капиталовложений на реализации общественно важных проектов в сфере коммунального хозяйства, водоснабжения, дорожного строительства, природоохранной деятельности и обеспечение экологической безопасности, что должно создать базовые условия для притока частных инвестиций в приоритетные отрасли крымской экономики;

- реструктуризация экономики с целью увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью и формирование на протяжении 3-5 лет конкурентоспособных кластеров в санаторнокурортной и туристической области, сельском хозяйстве и пищевой промышленности региона, в машиностроительной и судостроительной областях, энергетике и т. п.;

- создание финансово-инвестиционной инфраструктуры и привлечение целевых инвестиций; концентрация на инновациях, повышающих эффективность использования ресурсного и человеческого потенциала республики;

- ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание туристских и экспортно-импортных потоков, что создаст предпосылки для реализации рекреационного и промышленного потенциала Республики Крым и позволит ей занять соответствующее место в транспортно-логистической сети Черноморского региона.

2. Развитие Крыма как национального и международного центра туризма и рекреации -использование статуса национального центра рекреации в качестве «пропуска» на региональный и международный рынки туризма и рекреации. Формирование международных кластеров туризма и рекреации, инфраструктуры гостеприимности.

Обеспечение контролируемого и сбалансированного пространственного развития - выравнивание межрегиональных диспропорций, сбалансированное развитие за счет зонирования территорий и формирования локальных центров развития на кластерной основе, «экологизации» индустриальных районов и ревитализации территорий, не вовлеченных в хозяйственную деятельность.

117

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____________________

Обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам (образования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, административных услуг и т.п.), гарантирующего реализацию конституционных прав граждан Украины.

Обеспечение экологической безопасности - достижение европейских стандартов в сфере экологической безопасности, внедрение современных эколого-экономических режимов и зон природопользования, постепенный переход к самовоспроизводству природно-ресурсного потенциала.

Реализация приведенных стратегических целей будет осуществляться в рамках следующих направлений стратегии социально-экономического развития РК:

Реформирование санаторно-курортного и туристского сектора. Всесторонняя реализация потенциала санаторно-курортного лечения и туризма за счет внедрения инновационных технологий в рекреационную деятельность, развития новых сегментов рынка рекреационных услуг, оптимизации структуры рекреационного комплекса, снижения его отрицательного воздействия на состояние окружающей среды и природных ресурсов региона.

Формирование агросектора XXI века. Развитие высококачественного сельскохозяйственного производства на базе современных экологически чистых технологий, способного обеспечить продовольственную безопасность населения и рекреантов и повысить экспортный потенциал традиционных отраслей региона, а также возродить социальную сферу села.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модернизация отраслевой структуры промышленности. Создание конкурентоспособной промышленности на основании использования передовых достижений науки и техники в производственной деятельности, снижения материало- и энергоемкости производства, обеспечения соблюдения экологических норм, максимально эффективного использования производственных мощностей.

Развитие транспортного потенциала. Достижение коммуникационной доступности каждого из населенных пунктов Крыма, диверсификация транспортного обеспечения крымчан и гостей региона, развитие транзитного потенциала для грузовых и пассажирских перевозок.

Создание среды, благоприятной для жизни. Снижение уровня бедности, сокращение социальной дифференциации населения, развитие системы образования с целью формирования высокоэффективного человеческого капитала в регионе, развитие системы здравоохранения, создание комфортных условий для жизни путем реализации эффективной государственной политики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и защиты прав потребителей, обеспечения граждан доступным жильем, соблюдения общественной безопасности.

Список используемой литературы

1. Абдулатипов Р.Г. Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики / Этнополит. Вестник. - 2005. - №1. - С. 5-21.

2. Адамеску А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России / Рос. экон. журнал - 2003. - С. 60-71.

3. Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов, выводы и предложения / Программа Европейского союза Тасис / Ред. Лавров А.М., Кашин В.К. - М, 2006.

4. Бачило И.А., Гренбэк В.Г. Проблемные регионы ресурсного типа - объекты государственного регулирования / Изв. РАН - 2004. - № 5. - С. 24-29.

5. Бойко И.В. Экономическая реформа и стратегия регионального развития / Вести Дальневосточного отделения РАН - 2003. - № 1. С. 3-12.

6. Вардомский Л. Региональная политика: проблемы и противоречия / Власть-2014.- № 11. - С. 41-46.

7 Гершкович Б.Я. Регион и его интересы /Вестник Пятигорского гос. лингв. ун-та, 2006. № 1. - С. 66-75.

8. Караваев В. Рег. инвест. политика: рос. проблемы и междунар. опыт / Вопросы экономики - 2005. - 5. -С.135-143.

9. Колосов В.А., Петров Н.В., Трейвиш А.И. Объективные и субъективные факторы дезинтеграц. тенденций в России (опыт качеств. оценки риска) / Геогр. проблемы стратегии устойчив. развития природ. среды и о-ва: Докл. сес. науч. сов. по фундам. геогр. пробл., Москва. - 2014. - С.140-148.

© Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехайчук, 2015

118

международный научный журнал «символ науки» УДК 332.02

№8/2015

ISSN 2410-700Х

Попова Алла Леонидовна

к.э.н., доцент Институт управления СПбГАУ Санкт-Петербург, РФ Email: prepais@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее распространённые в современной экономической теории подходы к определению понятия «ресурсный потенциал». Обосновывается необходимость теоретического обоснования понятия «ресурсный потенциал инновационных процессов». Обозначены некоторые особенности ресурсного потенциала АПК.

Ключевые слова

Экономика, ресурсный потенциал, АПК, инновационные процессы.

Термин «ресурсный потенциал» в научных исследованиях традиционно используется в отношении различных уровней территориальных производственных систем [1, с.130]. В соответствии с наиболее распространёнными в научной литературе определениями, ресурсный потенциал это:

- «Объем ресурсов, взятый в сопоставлении с народнохозяйственными потребностями, и с учетом возможностей расширения и пополнения этих ресурсов в долгосрочной перспективе, связывая его, с характеристикой источников ресурсов. Включает — запасы природных, материальных, финансовых, информационных ресурсов, а также население» [2, с. 14]);

- «Материальная основа производства, но в статике — до момента вовлечения ресурсов в производственный процесс. Ресурсы рассматриваются как исходная точка производственного процесса, их состав и сочетание разнообразны, в зависимости от характера производственного процесса, для обеспечения получения самых разнообразных конечных результатов труда. В состав ресурсного потенциала они включают: природные ресурсы, основные производственные фонды, трудовые ресурсы» [2, с. 15];

- «Совокупность природных и экономических ресурсов, участвующих в достижении конечного народнохозяйственного результата» [2, с. 35];

- «Совокупность трудовых природных и материальных затрат, которые определяют количеством, качеством и внутренней структурой каждого ресурса» [3, с. 183].

Таким образом, трактовки термина «ресурсный потенциал» варьируются от представления о нём как о исключительно количественной оценке совокупности ресурсов до определения его в качестве базового элемента производственного процесса, обладающего как количественными, так и качественными характеристиками. Второе представляется более полным и интересным с точки зрения современной теории управления социально-экономическими процессами.

Рассматривая ресурсный потенциал как элемент динамического процесса, возможно:

- избежать жёсткой территориальной привязки при определении ресурсного потенциала, что очень важно в условиях активизации интеграционных процессов в социально-экономических системах;

- учесть не только количественные, но и качественные изменения ресурсов в процессе их использования;

- оценить перспективы вовлечения новых внешних ресурсов, а так же создания внутренних ресурсов в рамках производственного процесса.

Так же данный аспект понятия «ресурсный потенциал» позволяет относить его к любому социальноэкономическому процессу, в том числе к процессу создания и внедрения инноваций.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.