Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как форма и метод государственного и муниципального управления'

Стратегическое планирование как форма и метод государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
874
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА / STRATEGY PLANNING / STATE / ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измалков С. А., Богданов Д. С.

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы формированию системы стратегического планирования и основные направления развития ее реализации на региональном и муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic planning as the form and method of state and municipal government

The article is about analyze of theoretical and methodological approach for the generation system of the strategy planning on the region and municipal level.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как форма и метод государственного и муниципального управления»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФОРМА И МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИЗМАЛКОВ С.А.,

кандидат экономических наук, консультант, Министерство экономразвития Ставропольского края, e-mail: sizm.83@mail.ru;

БОГДАНОВ Д.С.,

кандидат экономических наук, главный специалист, Министерство экономразвития Ставропольского края, е-mail: bogdanov@stavinvest.ru

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы формированию системы стратегического планирования и основные направления развития ее реализации на региональном и муниципальном уровне.

Ключевые слова: стратегическое планирование; государство; экономика.

The article is about analyze of theoretical and methodological approach for the generation system of the strategy planning on the region and municipal level.

Keywords: strategy planning; state; economy.

Коды классификатора JEL: R11, R51, R58.

Необходимость разработки государством концептуальных документов, определяющих моделирование социально-экономических процессов в долгосрочной перспективе назрела достаточно давно.

Практика показывает, что, по крайней мере в условиях российских реалий, за последние 20 лет «рыночных» отношений произошла полная и системная деградация социальной сферы. Поэтому общегосударственное понимание, видение ориентиров, которые необходимы обществу в целом, а также стимулирование «полезных» экономических процессов есть первостепеннейшая задача власти как федерального, так и муниципального уровня.

Последние 2-3 года в России наметились определенные попытки выстраивания некой системы планирования, как на федеральном, так и на муниципальном уровне, однако, по большому счету, разработанные документы носят декларативный характер, неактуальны и нежизнеспособны. На сегодняшний день, официально-доступными к ознакомлению являются, по меньшей мере, 29 стратегий, программ и концепций, разработанных органами исполнительной власти Российской Федерации.

По мнению научного сотрудника Центра развития НИУ ВШЭ В. Дементьева: «Из 29 действующих стратегий лишь при формировании 16 использовались основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция 2020), в том числе сценарные условия и макроэкономические показатели» [2].

Говоря о самой Концепции 2020 необходимо справедливо отметить, что на сегодняшний день она не может служить ориентиром развития экономики и социальной сферы современного российского государства.

Очевидно, что Стратегия - 2020 и Программа развития России, разрабатываемые ведущими научными центрами (вузами) страны будут более выверенными, обоснованными и действительно стратегическими документами, определяющими экономическую и социальную политику на десятилетие вперед.

Однако только наличие Стратегии и Программы, пусть даже разработанных представителями крупных научных школ, при активном участии общественности, не гарантирует адекватной и соразмерной реакции низших эшелонов власти.

В этой связи необходима жесткая координация деятельности всех органов власти, всей вертикали, в целях решения глобальных задач, которые стоят перед государством.

С другой стороны, нельзя говорить, что возможна новая структура по образу и подобию Госплана СССР, которая бы четко расписывала и регламентировала действия всех звеньев управления. Речь идет о неком аналитическом центре (объединении бизнеса, государственных структур, науки и общества) по координации стратегических ори-

© С.А. Измалков, Д.С. Богданов, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

98

С.А. ИЗМАЛКОВ, Д.С. БОГДАНОВ

ентиров и приоритетов, стимулированию со стороны государства действий, направленных, в конечном счете, на повышение благосостояния каждого члена общества.

Безусловно, подобные действия должны коррелировать с рыночными процессами, что требует в первую очередь наличие соответствующей законодательной базы. И здесь необходимо отметить важность вступления в силу Закона о государственном стратегическом планировании, принятие которого в очередной раз затягивается [1].

Другим немаловажным фактором развития и становления системы стратегического планирования в России является, на наш взгляд, финансовая составляющая, поскольку на реализацию конкретных мероприятий необходимы деньги. В этой связи нужно сопрягать стратегические документы с бюджетом, чего в современных условиях будет достичь очень непросто. Это в полной мере относится и к региональному, особенно муниципальному уровню, где существует серьезный кадровый вакуум, который со временем, учитывая негативные демографические тенденции, будет только усиливаться. По сути администрации поселений особенно периферийных субъектов федерации не могут выработать полнокровного и жизнеспособного документа, в отсутствии современных специалистов в области экономики, юриспруденции и менеджмента. И это одна из наиболее острых проблем, поскольку на наш взгляд, разработка общероссийских документов стратегического характера должно начинаться с глубокого анализа муниципальных проблем и ориентиров развития муниципалитетов, воплощенных в качественных и понятных формах. Только такой подход обеспечит согласование стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации с документами стратегического планирования территориального развития [4].

В контексте вышеизложенного представляется целесообразным рассмотреть опыт работы по формированию региональной модели стратегического планирования на примере Ставропольского края.

Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года (далее - краевая Стратегия), является основой для двадцати пяти отраслевых стратегий и программ, тридцати трех стратегий и программ развития муниципальных районов и городских округов, определяет условия развития человеческого потенциала, направления взаимодействия органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления Ставропольского края [1].

К первому июля текущего года в крае разработаны стратегические и программные документы на всех уровнях власти, в том числе на уровне каждого из 296 поселений Ставропольского края, что позволяет Правительству региона сегодня констатировать создание комплексной системы стратегического планирования края [5].

Выработку подходов к управлению экономическими процессами на муниципальном уровне, определение резервов повышения эффективности этого управления для достижения достойного качества жизни населения во многом осуществляет постоянно действующая межведомственная рабочая группа, которая на протяжении более двух лет занимается разработкой и анализом программных документов краевого и муниципального уровня, а также оказанием методической помощи органам исполнительной власти Ставропольского края и местного самоуправления региона.

В течение 2010 г. Правительством края велась серьезная работа по определению инвестиционных проектов, что дало возможность определить географию производства и равномерно распределить производственные силы с учетом социально-экономического положения и возможности территорий Ставропольского края.

Развитие ситуации в среднесрочной перспективе на краевом уровне смоделировано в Программе социальноэкономического развития края на 2010-2015 гг. В состав этого документа вошло 190 проектов: больше ста инвестиционных, около 50 инфраструктурных и 40 социальных. Они помогут краю создать более 47 тысяч новых рабочих мест, увеличить продолжительность жизни до 72 лет, довести долю инновационной продукции в ВРП края до 1/5 [4].

Анализа Программ поселений Ставропольского края продемонстрировал, что суммарный объем проектов муниципального уровня составил порядка 2000 единиц. К сожалению далеко не все проекты обеспечены проектносметной документацией, и это достаточно серьезная проблема, стоящая перед администрациями муниципальных образований.

Грядущее пятилетие является одним из самых сложных и ответственных для региона, поскольку на этот период заложено выполнение намеченных программ и планов, реализация избранных проектов, постепенный переход к «умной» экономике, основанной на территориально-кластерном принципе, на развитии имеющихся конкурентных преимуществ - в аграрной сфере, в промышленности, в переработке, логистике, туризме и рекреации [3].

Вместе с тем, краевая Стратегия безусловно, нуждается в периодической актуализации и адаптации к современным условиям. В этом смысле образование Северо-Кавказского федерального округа и утверждение окружной Стратегии нацелило Правительство Ставропольского края на корректировку в апреле 2011 г. краевой Стратегии с учетом сложившейся геополитической ситуации и новых экономических условий, в которых оказался наш регион.

В сентябре текущего года распоряжением Правительства края были утверждены изменения, вносимые в Закон Ставропольского края «О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы» (далее - Программа). Главная цель корректировки данного документа - это увеличение напряженности ее индикаторов, уточнение объемов финансирования краевых целевых и ведомственных целевых программ.

Таким образом, реализация амбициозных целей и задач, определенных Стратегией и Программой социальноэкономического развития Ставропольского края, позволит выявить «точки роста» региональной экономики, мобилизовать усилия для ее диверсификации и ускоренного развития территории, основанного на инновационном подходе, активизировать деятельность органов местного самоуправления, направить их действия в унисон общекраевой стратегической линии и сократить экономический диспаритет муниципалитетов, что в целом повысит инвестиционную привлекательность Ставропольского края.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КАК ФОРМА И МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО.

99

Рассмотренная нами модель планирования с достаточно отчетливой вертикалью стратегических документов безусловно не идеальна и еще должна доказать свою жизнеспособность однако уже сейчас она может быть принята за определенный макет социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. ДмитриевМ.Э., ЧистяковП.А. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов // Территориальное стратегическое планирование. 2010. № 11.

2. Закон Ставропольского края «О Программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы» от 24 декабря 2010 № 109-кз.

3. Крыловский А.Б. Стратегии как основа инвестирования: опыт территорий Северо-Кавказского федерального округа // Территориальное стратегическое планирование. 2010. № 11.

4. Литвинова А. Чиновники пишут программные документы без оглядки друг на друга // РБМаіІу, 16.02.2011.

5. http://www.stavinvest.ru/.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.