Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова М.А.

Стратегическое планирование как элемент системы управления организациями появился в середине XX в. Внедрение стратегического планирования в систему высшего образования России началось в 90-х гг. XX в. как инструмент преодоления кризиса вузовского образования в связи с изменившимися внешними условиями. Стратегическое планирование в системе высшего образования является обязательным элементом управления вуза, что закреплено на законодательном уровне. Ориентиром для формирования стратегического планирования в системе высшего образования могут выступать стандарты и рекомендации по обеспечению качества на европейском пространстве высшего образования (ESG). Стратегическое планирование может иметь несколько этапов, но среди обязательных необходимо отметить такие, как целеполагание, выбор приоритетного направления, привлечение к разработке заинтересованных лиц, среди которых должны быть студенты, выбор критериев оценки, реализация, контроль и обратная связь. Основные принципы, на которые необходимо ориентироваться при стратегическом планировании, исходят как из внутренних факторов, так и из внешних условий. Выявленные проблемы системы высшего образования, как правило, критикуются, однако, по мнению автора, критика нуждается в уточнении, а именно в умении предложить решение выявленных проблем. И если выявление проблем, как правило, кроится в прошлом, поскольку принимаемые управленческие решения были актуальны для прошедшего времени, то в настоящем и будущем стоит устремить свой взор в сторону будущего, а именно к прогнозируемым вариантам развития системы высшего образования. Действенным механизмом прогнозирования является именно стратегическое планирование вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AS A FACTOR OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT

Strategic planning as an element of the organization management system appeared in the middle of the 20th century. The introduction of strategic planning into the system of higher education in Russia began in the 90ies of XX century as a tool to overcome the crisis of higher education in connection with the changed external conditions. Strategic planning in the system of higher education is an obligatory element of university management, which is regulated by legislation. The Standards and Recommendations for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG) can serve as a guideline for the formation of strategic planning in the higher education system. Strategic planning can have several stages, but among the mandatory ones are goal setting; choosing a priority direction; involving interested parties in the development, including students; choosing evaluation criteria; implementation; control, and feedback. The main principles to be guided by in strategic planning come from both internal factors and external conditions. The identified problems of the higher education system are usually criticized, however, according to the author, criticism needs to be clarified, namely, the ability to offer a solution to the identified problems. While the identification of problems is usually rooted in the past, since the managerial decisions made were relevant for the past context, at present and in the future it is worth looking towards the predicted options for the development of the higher education system. Thus, strategic planning of universities serves as an effective forecasting mechanism.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.1.14 УДК 378.014.5:005.51

М.А. Ларионова

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегическое планирование как элемент системы управления организациями появился в середине XX в. Внедрение стратегического планирования в систему высшего образования России началось в 90-х гг. XX в. как инструмент преодоления кризиса вузовского образования в связи с изменившимися внешними условиями. Стратегическое планирование в системе высшего образования является обязательным элементом управления вуза, что закреплено на законодательном уровне. Ориентиром для формирования стратегического планирования в системе высшего образования могут выступать стандарты и рекомендации по обеспечению качества на европейском пространстве высшего образования (ЕЭС).

Стратегическое планирование может иметь несколько этапов, но среди обязательных необходимо отметить такие, как целеполагание, выбор приоритетного направления, привлечение к разработке заинтересованных лиц, среди которых должны быть студенты, выбор критериев оценки, реализация, контроль и обратная связь.

Основные принципы, на которые необходимо ориентироваться при стратегическом планировании, исходят как из внутренних факторов, так и из внешних условий.

Выявленные проблемы системы высшего образования, как правило, критикуются, однако, по мнению автора, критика нуждается в уточнении, а именно в умении предложить решение выявленных проблем. И если выявление проблем, как правило, кроится в прошлом, поскольку принимаемые управленческие решения были актуальны для прошедшего времени, то в настоящем и будущем стоит устремить свой взор в сторону будущего, а именно к прогнозируемым вариантам развития системы высшего образования. Действенным механизмом прогнозирования является именно стратегическое планирование вузов.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегическое планирование, система высшего образования, программа стратегического развития вуза.

Введение. Начало развития концепции стратегического менеджмента принято относить к середине XX в., связывая это с выходом в свет в 1944 г. книги «Теория игр и экономическое поведение», которая оказала влияние на формирование стратегического планирования в бизнесе [1].

Джон Чайлд, подчеркивает важность, не только целей и задач, но и самих средств достижений. Он понимает под стратегией «совокупность фундаментальных или принципиально важных решений относительно целей и средств предприятия» [2].

Артур Томпсон определяет стратегию как совокупность действий и подходов, направленных на решение поставленных задач. Автор указывает на то,

© Ларионова М.А., 2023 Ларионова Мария Александровна - канд. юрид. наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», аспирант кафедры менеджмента ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», e-mail: mariyaL1885@gmail.com.

что стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и реактивной (адаптирующейся) [3].

В трудах Генри Минцберга содержится концепция стратегия, которую принято именовать как единство 5П:

1) план - контролируемые определенные действия;

2) прием, в значении тактического хода - определялась как краткосрочная стратегия, нацеленная на предвосхищение действий соперника;

3) поведенческая модель, рассматривается как устойчивый вариант действия;

4) позиция в контексте к другим участникам или условиям, или позиционная модель;

5) перспектива как выражение основного способа деятельности организации [4].

Таким образом, Минцберг указал на многогранность стратегии как экономической категории, моделируя ее и как план, и как набор действий, и как способ деятельности, дающей конкурентное преимущество.

Ричард Кох значительно дополнил идеи Генри Минцберга, добавив еще две школы [5], а именно ресурсная школа и школа преимуществ «материнства» (школа корпоративной стратегии).

Весьма интересный подход к определению стратегии у ресурсной школы, рассматривающей стратегию как намерение, определяя ее как деловые способности, а также выход за пределы.

Идея заключается в том, что есть сильная приверженность по отношению к достижению цели при любых затратах. Кроме этого, в организации существует общее представление о способах и методах решения поставленных задач. Для этого формируются специфические сильные деловые способности, свойственные конкретной компании.

Данные и метод. В качестве основного метода исследования выступил метод дедукции, где стратегическое планирование рассматривается как общее явление, применяемое во многих предприятиях и системах управления. Рассматривая его теоретические характеристики, автор адаптировал данное понятие для системы высшего образования в целом и вуза в частности. Также автором применялся метод формальной логики при анализе программ стратегического развития вузов, а также критериев оценивания деятельности вузов при проведении мониторинга и формировании рейтинга успешности.

Результаты исследования. Кризисные явления системы управления связаны не только в сфере коммерческого оборота, но и в социально значимых системах, таких как образование. Система высшего образования не является исключением, в особенности если учитывать тенденцию структурного изменения сущности функционирования университетов как субъектов рынка, при этом имеется определенное отставание от изменившихся условий. В настоящей статье под системой высшего образования автор подразумевает совокупность образовательных

организаций, реализующих программы высшего образования, поскольку внедрение стратегического управления в вузах подразумевает и стратегическое планирование развития системы высшего образования в целом.

Стратегическое планирование вошло в систему высшего образования России относительно недавно, в начале 90-х гг. XX в. Необходимость стратегического планирования в системе высшего образования детерминирована различными факторами: изменение системы финансирования высшего образования, изменение внешней среды и запросов общества и рынка, рассмотрение университетов региона как «центров» привлечения инвестиций и квалифицированных специалистов и др.

В научной литературе встречаются различные подходы к пониманию стратегического планирования. Некоторые авторы предпочитают исходить из описательного подхода, указывая на такие элементы, как постановка целей; выработка стратегии; определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач [6].

Также можно найти определение стратегического планирования через функциональные свойства, целевые показатели и способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды [7].

В литературе встречаются и такие понятия, как стратегическое планирование региональных систем образования. Объектом такого стратегического планирования в регионе выступает региональная система образования, которая рассматривается как совокупность образовательных структур. Исходя из этого определяется и предмет стратегического планирования, который включает в себя миссию, концепцию и тип стратегии развития системы образования в регионе [8].

Специфика сферы образования как объекта стратегического планирования заключается в ее целевом предназначении: создание условий для доступного качественного образования населению [9]; рассмотрение объекта управления в качестве сферы полномочий органов публичной власти [10]; поли-субъектность системы образования, где опосредованно связаны общим интересом государство и общество [11]; образование выступает в качестве специфической системы, которая характеризуется безостановочным воспроизводством циклов, в результате чего появляются новые исходные данные [12].

Стратегическое планирование имеет соответствующие этапы и порядок формирования. В данном случае процесс стратегического планирования можно разделить на несколько этапов: аналитика внутренних и внешних условий (SWOT-анализ, PETS-анализ), формирование, подготовка, согласование и реализация концепции, изложенной в документах стратегического планирования.

Определяя стратегию как структуру работы управляющей системы [13], можно выделить такие этапы, как формулирование, внедрение и контроль[14].

Некоторые авторы выделяют сразу девять этапов формирования стратегии:

1. Миссия организации.

2. Ценности и цели организации.

3. Оценка и анализ внешней среды.

4. Управленческий анализ выгодных и удачных сторон в деятельности организации.

5. Альтернативные варианты стратегии.

6. Определение стратегии.

7. Реализация стратегического плана.

8. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением.

9. Оценка стратегического плана [15].

И в то же время само по себе стратегическое планирование не является панацеей, однако оно способствует определению долгосрочного характера деятельности управляющей системы, упорядочиванию ее внутренней структуры [16].

С точки зрения законодательного регулирования процесса разработки стратегического планирования развития системы высшего образования стоит обозначит такие нормативные акты, как Закон о стратегическом планировании [17], который содержит легальное определение понятия стратегического планирования, требования к содержанию проектной документации по разработке стратегического планирования.

Так, в частности, на основе положений указанного закона мы можем определить, что для стратегического планирования развития высшего образования необходимо учесть несколько элементов: целеполагание; прогнозирование сценариев развития; вероятностные отклонения; избрание и выделение приоритетных направлений развития; процесс корректировки возникающих отклонений или учет изменившейся ситуации; формирование критериев качественных и количественных показателей для соответствующего контроля; осуществление мониторинга реализации программы; включенность в реализацию стратегической программы всех подразделений вуза; осуществление контроля по итогам реализации и анализ отклоняющихся показателей.

Стоит обратить внимание, что фактически законодательное регулирование высшего образования в императивном порядке закрепило обязательность разработки программы стратегического развития вузов в форме локальных актов. Соответствующие положения нашли свое отражение в п. 2 ст. 89 Закона об образовании [18], где под управлением системой образования подразумевается также и включение стратегического планирования.

Стратегическое планирование развития системы высшего образования само по себе может преследовать сразу несколько целей: повышение конкурентоспособности университетов, формирование уникальности и модульности системы высшего образования, реализация программ высшего образования на

основе клиентоориентированности, уход от решения исключительно внутренних задач университетов, учет внешней среды, принятие управленческих задач на опережение и т.д.

Определяя критерии классификации стратегического планирования развития системы высшего образования, мы предлагаем выделить, в зависимости от прогнозирования планируемого результата, трансформационные, продуктивные, функциональные.

В зависимости от территориального охвата реализации стратегического планирования можно разделить на федеральные, региональные, муниципальные.

В зависимости от типа управления системы высшего образования расширяются ли полномочия руководителей среднего звена, привлекается ли к управлению частный сектор и негосударственные организации, можно говорить о типе «нового общественного управления».

В случае если система администрирования основана на принципе распре -деленного управления процессами, когда не существует жесткой вертикальной иерархии, но при этом сохраняется ответственность за каждым участником проекта перед заказчиком, то здесь мы можем говорить о «зонтичной» [13] модели управления.

Как правило, авторы, рассматривая тему стратегического планирования управления вуза, не дают ему четкого определения, используя данный термин в контексте целевых установок деятельности и развития вуза, таких как повышение конкурентоспособности на национальном и мировом рынке [19], получение конкурентных преимуществ [20].

Обобщая все вышесказанное, автор предлагает рассмотреть стратегическое планирование управления вуза как часть стратегического планирования развития системы высшего образования, в качестве специального вида управленческой деятельности с множественным (полисубъектным) составом управленцев (ректоры вузов, руководители органов управления в системе высшего образования и др.), нацеленной на формирование конкурентных преимуществ вуза, учитывающей внутренние факторы и адаптирующейся к внешним условиям.

Определяя вектор стратегического планирования развития системы высшего образования, руководитель может ориентироваться на «Стандарты и рекомендации по обеспечению качества на европейском пространстве высшего образования (ESG)» (одобрено Конференцией министров в мае 2015 г.) [21], которые сгруппированы по трем направлениям: стандарты для внутреннего обеспечения качества, стандарты и рекомендации для внешнего обеспечения качества, стандарты для агентств по обеспечению качества. Указанные стандарты были в приняты в контексте социально-экономического развития, которое требует научных подходов, а возрастающие потребности в развитии навыков и умений требуют от высшего образования новых решений.

Расширяющийся доступ к системе высшего образования позволяет вузам использовать разнообразный, индивидуальный опыт.

В качестве основополагающих принципов, которые должны быть учтены при разработке стратегического планирования, мы можем выделить следующие: синергия и интеграция образовательных и научных процессов, смена командной работы, сотрудничество, выстраивание образовательного процесса на основе научно-исследовательской деятельности, непрерывность, открытость, дифференциация, вариативность образования [22], опережение системы содержания высшего образования, содействие формированию образовательных кластеров [23] и др.

Стратегическое планирование в полной мере можно назвать одним из механизмов повышения уровня эффективности деятельности вуза. Данная позиция основывается на положениях Закона об образовании, который ввел понятие «мониторинг в системе образования», целью которого является повышение результативности деятельности учебных заведений, вектор развития которого направлен на модернизацию образовательного процесса; расширение границ включенности в научную деятельность [24]; налаживание международного сотрудничества высших учебных заведений с зарубежными партнерами; повышение конкурентоспособности отечественного высшего образования [25].

Опосредованное воздействие мониторинга как метода оценки эффективности деятельности вуза определяется тем, что от результатов мониторинга зависят управленческие решения. Так, в частности, согласно п. 6 ст. 24 Закона об образовании, образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет». Однако в исключительных случаях образовательная организация может быть и ликвидирована или реорганизована путем присоединения к иному вузу, о чем речь пойдет дальше.

Реализация мониторинга деятельности образовательных организаций системы высшего образования, при ретроспективном анализе, указывает на одну из важнейших проблем, при отсутствии стратегического планирования управления вузом фактически приводит к его неэффективности и неконкурентоспособности, что, в свою очередь, влечет принятие управленческого решения о ликвидации или присоединении к иному вузу. Мониторинг деятельности вузов начался только в 2013 г., при этом в разные годы проводился по разным методикам, о чем будет представлена информация ниже.

Согласно Протоколу по итогам проведения мониторинга высших учебных заведений от 13.12.2013 г. № ДЛ-33/о5пр [26], было принято два серьезных управленческих решения: об утверждении списка организаций, нуждающихся в оптимизации деятельности и об утверждении перечня образовательных организаций, являющихся неэффективными и нуждающимися в реорганизации. В первый список вошли 31 головной вуз и 15 филиалов. Во второй список были включены 135 головных вузов и 244 филиала.

В 2014 г., межведомственная комиссия рекомендовала учредителям проводить работу по повышению эффективности деятельности вузов [27].

За период с 2015 по 2021 г. протоколы решений межведомственной комиссии уже не публиковались, однако были представлены некоторые данные об участии вузов в проведении мониторинга.

За период с 2014 по 2016 г. представлены такие сведения, как количество учебных заведении, принявших участие в мониторинге, количество учебных заведений, выполнивших более 4 показателей или менее 4 показателей, организации, находящиеся в стадии реорганизации или ликвидации [28] (рисунок).

На основании данных, представленных на рисунке, мы можем прийти к выводу, что результаты мониторинга являются основанием для принятия управленческих решений для органов власти, как проведение государственного контроля (надзора), так и определение дальнейшей судьбы самого заведения: реорганизация или ликвидация. Следовательно, критерии, по которым проводится мониторинг, являются стратегическими показателями, сообразно которым вузы должны разрабатывать свои программы развития, с целью демонстрации своей эффективности и вовлеченности в научную деятельность, а также в международные связи.

Внедрение мониторинга деятельности вузов неразрывно связано с введением такого явления, как установление рейтинга, демонстрирующий результативность работы вуза. Составление рейтингов в системе образования является важным инструментом открытости вузов для потребителей, а также важным показателем результатов независимой оценки качества образования [29].

Сегодня международные и российские научные рейтинги в сфере образования используются очень часто в рекламных и маркетинговых целях и являются также одним из неформальных инструментов общественного контроля. Среди авторитетных рейтингов хочется отметить и новый московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета».

В топ-100 рейтинга за 2021 г. вошли три российских участника: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (19-е место), Санкт-Петербургский государственный университет (36-е место) и МФТИ (44-е место). В целом в рейтинг были включены 22 российских вуза [30].

Одним из механизмов достижения стратегического развития вуза является разработка программы стратегического развития. Внимание автора привлекли программы стратегического развития российских вузов, вошедших в топ-100 рейтинга. Особенность программ развития указанных вузов заключается в том, что они или утверждаются распоряжением Правительства РФ, или согласовываются с учредителем.

Так, на сегодняшний день программа развития МГУ была утверждена Распоряжением Правительства РФ в 2010 г. [31] и 2021 г.[32]. Программы развития принимаются на период 10 лет. Особенностью программы 2010 г. являлось то, что в нее был включен раздел о стратегической цели. В программе 2021 г. такой раздел отсутствует. Если стратегия до 2020 г. имела приоритет становления конкурентоспособности МГУ в международном сообществе, вхождение в топ-100 вузов мира, то целевые показатели до 2030 г. ориентированы на «внутреннюю» отечественную образовательную среду, в связи с чем отдается приоритет созданию сетевого взаимодействия с российскими вузами, повышение уровня подготовки научных кадров. Результатом реализации программы стратегического развития МГУ до 2020 г. явилось следующее:

1. Вхождение в топ-100 международного рейтинга «Три миссии вуза».

2. Увеличение доли иностранных студентов (в 2019 г. цифра приближалась к 10 тыс.) [33].

3. Открытие нового факультета - космических исследований.

4. Участие в Федеральной научно-технологической программе развития цифровых интеллектуальных технологий и др.

Программа развития Санкт-Петербургского государственного университета была одобрена Распоряжением Правительства РФ [34] на период до 2020 г. В качестве стратегической цели программы избрано признание института в России и за рубежом, центр инновационной деятельности, вхождение в мировую элиту классических университетов и обеспечение государственной политики инновационного развития России. Итогом реализации программы стало следующее:

1. Вхождение в топ-100 вузов международного рейтинга «Три миссии вуза».

2. Увеличение количества иностранных студентов почти на 80 % от предыдущего отчетного периода.

3. Повышение среднего балла по ЕГЭ для поступающих по бюджету с 76,3 балла (в 2009 г.) до 92,4 балла (в 2019 г.).

4. Увеличение количества студентов, прошедших обучение по программе «Два диплома» с зарубежными вузами, с 19 тыс. чел. в 2009 г. до 70 132 тыс. чел. в 2019 г., а также иные позитивные результаты приведены в отчете университета по итогам реализации программы стратегического развития [35].

Программа стратегического развития Московского физико-технического института (государственный университет) была утверждена ректором МФТИ в 2013 г. и согласована с Министерством образования и науки Российской Федерации. Наименование самой программы фактически определило суть стратегической цели, а именно повышение конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров до 2020 г. Стратегической целью МФТИ является создание исследовательского университета международного уровня, который входит в Топ-100 ведущих вузов мира, привлечение ученых с мировым именем, интеграция с ведущими учеными страны из сетевой структуры базовых организаций, приоритет работы по развитию фундаментальных исследований, применение полученных результатов на практике.

Фактическое вхождение вуза в топ-100 рейтинга «Три миссии университета» демонстрирует положительный результат реализации программы развития.

Анализ стратегических программ трех лидирующих российских вузов продемонстрировал, что, во-первых, программы развития имеют контекстный характер, отражающий актуальное положение самого вуза, и учет внешних факторов; во-вторых, при планировании избирались именно те показатели, которые способствуют повышению конкурентоспособности и востребованности оказываемых услуг; в-третьих, стратегическое планирование развития высшего образования выполнило важную функцию, как прогностическую, так и адаптивную.

Таким образом, необходимость в стратегическом планировании управления вузами обусловлена не только внешними условиями или внутренними факторами, но и законодательным регулированием и международными стандартами эффективности вузов при формировании соответствующих рейтингов.

Заключение. Стратегическое планирование как часть стратегического управления способствует оптимальному развитию системы высшего образования. Благодаря стратегическому планированию система высшего образования способна трансформироваться и адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, учитывать внутренние факторы, способна преодолевать кризисные явления.

В качестве авторского определения предлагается рассмотреть стратегическое планирование управления вуза как часть стратегического планирования развития системы высшего образования, в качестве специального вида управленческой деятельности, с множественным (полисубъектным) составом управленцев (ректоры вузов, руководители органов управления в системе высшего образования и др.), нацеленной на формирование конкурентных преимуществ вуза, учитывающей внутренние факторы и адаптирующейся к внешним условиям.

В свою очередь стратегическое планирование развития вузов стоит выстраивать сообразно установленным Правительством РФ критериям эффективности деятельности высший учебных заведений, а также международным стандартам качества высшего образования. С одной стороны, это повысит престиж и значимость конкретного вуза, с другой, предотвратит его возможную

судьбу быть реорганизованным и ликвидированным как неэффективный вуз. Как было отмечено в настоящей статье, за период с 2013 по 2021 г. было ликвидировано более 130 вузов и более 200 филиалов, которые были признаны неэффективными. При разработке стратегического планирования развития системы высшего образования в целом и вузов в частности мы можем предположить, что это эффективный механизм для сохранения конкурентоспособности вузов и развития системы высшего образования.

Список литературы

1. Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент. Концепции: учеб. пособие / Высшая школа экономики; Высшая школа менеджмента. - М.: Бизнес Элайнмент, 2009. - 239 с.

2. Child J. Organizational structure, environment and performance: the role of stratégie choice // Sociology. - 1972. - № 6(3). - P. 1-22.

3. Томпсон А. А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1998.

4. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 684 с.

5. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент. - М.: ЭксМо, 201. - 429 с.

6. Стратегическое планирование развития строительной организации / А.Н. Асаул, И.Е. Морозов, Н.И. Пасяда, В.И. Фролов; Ин-т проблем экон. возрождения; С.-Петерб. гос. архит.-строит. ун-т. - СПб., 2009. - 166 c.

7. Ушакова О.А., Иневатова О.А., Дедеева С.А. Стратегическое планирование: учеб. пособие / Оренбург. гос. ун-т. - Оренбург, 2015. - 258 c.

8. Шерри Н.С., Симаева И.Н. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации: моногр. / Балт. федер. ун-т им. Иммануила Канта. -Калининград, 2010. - 223 c.

9. Саливон И.И. Управление системой образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sistemoy-obrazovaniya-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 15.10.2021).

10. Гаврилова М.В., Данилова Н.В. Управление системой образования региона [Электронный ресурс] // Вестник РУК. - 2016. - № 1 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sistemoy-obrazovaniya-regiona (дата обращения: 17.10.2021).

11. Игнатова Е. В. Управление системой образования в условиях его реформирования [Электронный ресурс] // Изв. вузов. Социология. Экономика. Политика. - 2010. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sistemoy-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-reformirovaniya (дата обращения: 17.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ивахненко Е.Н. Отечественное образование как система и объект управления [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2018. -№ 8-9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennoe-obrazovanie-kak-sistema-i-obekt-upravleniya (дата обращения: 17.10.2021).

13. Балобанов А.Е., Клюев А.К. Стратегическое планирование развития университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2002. -№ 2(21). - С. 19-27.

14. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. - СПб.: Питер, 2000.

15. Менеджмент: учеб. пособие / С.А. Черникова, Н.А. Миронова, Е.М. Мыльникова, Н.П. Нагибина; Перм. гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова. - Пермь, 2016. - 162 с.

16. Алферова Л.В., Королева Л.А., Нагорная О.С. Стратегическое планирование и управление качеством высшего образования: международные стандарты и национальная специфика // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2018. - № 1. - С. 4-17.

17. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федер. закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // «Российская газета». -2014. - 3 июля. - № 146.

18. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Фе-дер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021). - URL: www.pravogov.ru (дата обращения: 10.11.2021).

19. Колосова Т.В., Малыгина Е.Н. Инструменты реализации стратегии развития вузов лидеров инноваций [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-realizatsii-strategii-razvitiya-vuzov-lid-erov-innovatsiy (дата обращения: 25.10.2021).

20. Шушарина Т. Е., Гаффорова Е. Б. К вопросу использования методологии управления проектами при реализации стратегии вуза [Электронный ресурс] // Вестник ТГЭУ. - 2014. - № 2 (70). - URL: https://cyberle-ninka.ru/article/n/k-voprosu-ispolzovaniya-metodologii-upravleniya-proektami-pri-realizatsii-strategii-vuza (дата обращения: 25.10.2021).

21. Стандарты и рекомендации для обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.enqa.eu/indirme/esg/ESG %20in %20Russian_by %20NCPA.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

22. Белан Е.П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза: автореф. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 2007. - 24 с.

23. Ищук Т.Л. Формирование стратегии развития высшей школы в экономике знаний: автореф. ... д-ра экон. наук. - Томск, 2010. - 48 с.

24. Примерный перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений [Электронный ресурс]: утв. Минобрнауки России 19.06.2012 г. - URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 05.11.2021).

25. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими деятельность по программам высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020 г. № 860. - URL: https://docs.cntd.ru/document/565667130 (дата обращения: 05.11.2021).

26. Протокол заседания межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от

13.12.2013 г. № ДЛ-33/05пр [Электронный ресурс]. - URL: https://monitoring.mi-ccedu.ru/iam/2013/pdf/Protocol_2013-12-13.pdf (дата обращения: 05.11.2021).

27. Протокол заседания межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от

22.12.2014 г. № ДЛ-57/05пр [Электронный ресурс]. - URL: https://moni-toring.miccedu.ru/iam/2014/pdf/protocol_2014-12-22.pdf (дата обращения: 05.11.2021).

28. МИРЭА - российский технологический университет, главный информационно-вычислительный центр. - URL: https://monitoring.miccedu.ru/ (дата обращения: 06.11.2021).

29. Гриб В.В. Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки // Государственная власть и местное самоуправление. -2021. - № 4. - С. 3-8.

30. Три миссии университета. Результаты рейтинга [Электронный ресурс]. - URL: https://mosiur.org/ (дата обращения: 18.11.2021).

31. Об одобрении программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2010г. № 1617-р (ред. от 15.08.2018) // Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 44, ст. 5701.

32. О согласовании программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова до 2030 года» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2021г. № 1494-р // Собр. законодательства РФ. - 2021. - № 24 (ч. II), ст. 4536.

33. Заседание Попечительского совета МГУ [Электронный ресурс]. -URL: https://www.msu.ru/news/zasedanie-popechitelskogo-soveta-mgu2019.html (дата обращения: 28.11.2021).

34. О программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Пра-

вительства РФ от 07.10.2010 № 1696-р(ред. от 30.01.2020)// Собр. законодательства РФ. - 2010. - № 42, ст. 5415.

35. Итоги реализации программа развития СПбГУ до 2020 года и план до 2030 года. - URL: https://spbu.ru/sites/default/files/programma_razvitiya_pre-sentation.pdf (дата обращения: 28.11.2021).

References

1. Konstantinov G.N. Strategicheskii menedzhment. Kontseptsii [Strategic management. Concepts]. Moscow, Biznes Elainment, HSE, GSOM SPbU, 2009, 239 p.

2. Child J. Organizational structure, environment and performance: The role of strategic choice. Sociology, 1972, no. 6 (3), pp. 1-22.

3. Thompson A. Strategic management: Concepts and cases (Russ. ed.: Tompson A.A., Striklend A.Dzh. Strategicheskii menedzhment. Iskusstvo razrabotki i realizatsii strategii. Moscow, IuNITI, 1998).

4. Mintzberg H., Lampel J.B., Quinn J.B., Ghoshal S. The strategy process (Russ. ed.: Mintsberg G., Kuinn Dzh.B., Goshal S. Strategicheskii protsess. St. Petersburg, Piter, 2001, 684 p.).

5. Lapygin Iu.N., Lapygin D.Iu. Strategicheskii menedzhment [Strategic management]. Moscow, EksMo, 201, 429 p.

6. Asaul A.N., Morozov I.E., Pasiada N.I., Frolov V.I. Strategicheskoe planirovanie razvitiia stroitel'noi organizatsii [Strategic planning for the development of a construction organization]. St. Petersburg, Institute for Economic Revival Problems, St Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2009, 166 p.

7. Ushakova O.A., Inevatova O.A., Dedeeva S.A. Strategicheskoe planirovanie [Strategic planning]. Orenburg, Orenburg State University, 2015, 258 p.

8. Sherri N.S., Simaeva I.N. Strategiia razvitiia obrazovaniia v regione Rossiiskoi Federatsii [Strategy for education development in the RF regions]. Kaliningrad, IKBFU, 2010, 223 p.

9. Salivon I.I. Upravlenie sistemoi obrazovaniia v usloviiakh modernizatsii [Management of the education system in modernization conditions]. Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia v Rossii, 2016, no. 38, available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/upravlenie-sistemoy-obrazovaniya-v-usloviyah-modernizatsii (accessed 15.10.2021).

10. Gavrilova M.V., Danilova N.V. Upravlenie sistemoi obrazovaniia regiona [Management of region educational system]. Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii, 2016, no. 1 (23), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenie-sistemoy-obrazovaniya-regiona (accessed 17.10.2021).

11. Ignatova E.V. Upravlenie sistemoi obrazovaniia v usloviiakh ego reformirovaniia [Management of education system in the conditions of its reforming]. Izvestiia vuzov. Sotsiologiia. Ekonomika. Politika, 2010, no. 4, available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sistemoy-obrazovaniya-v-usloviyah-ego-reformirovaniya (accessed 17.10.2021).

12. Ivakhnenko E.N. Otechestvennoe obrazovanie kak sistema i ob"ekt upravleniia [Domestic education as a system and an object of management]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, no. 8-9, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ otechestvennoe-obrazovanie-kak-sistema-i-obekt-upravleniya (accessed 17.10.2021).

13. Balobanov A.E., Kliuev A.K. Strategicheskoe planirovanie razvitiia universiteta [Strategic planning for university development]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2002, no. 2 (21), pp. 19-27.

14. Mintzberg H., Ahlstrand B.B., Lampel J. Strategy safari: A guided tour through the wilds of strategic management (Russ. ed.: Mintsberg G., Al'strend B., Lempel D. Shkoly strategii. Strategicheskoe safari: ekskursiia po debriam strategii menedzhmenta. St. Petersburg, Piter, 2000.).

15. Chernikova S.A., Mironova N.A., Myl'nikova E.M., Nagibina N.P. Menedzhment [Management]. Perm, Perm State Agro-Technological University, 2016, 162 p.

16. Alferova L.V., Koroleva L.A., Nagornaia O.S. Strategicheskoe planirovanie i upravlenie kachestvom vysshego obrazovaniia: mezhdunarodnye standarty i natsional'naia spetsifika [Strategic planning and quality management of higher education: International standards and national specificity]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve, 2018, no. 1, pp. 4-17.

17. O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii [On strategic planning in the Russian Federation]. Federal Law dated 28.06.2014 No. 172-FZ (rev. 31.07.2020). Rossiiskaia gazeta, 03.07.2014, no. 146.

18. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii [On education in the Russian Federation]. Federal Law dated 29.12.2012 No. 273-FZ (rev. 02.07.2021), available at: www.pravogov.ru (accessed 10.11.2021).

19. Kolosova T.V., Malygina E.N. Instrumenty realizatsii strategii razvitiia vuzov liderov innovatsii [Development strategy universities innovation leader]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2015, no. 11, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7instrumenty-realizatsii-strategii-raz-vitiya-vuzov-liderov-innovatsiy (accessed 25.10.2021).

20. Shusharina T.E., Gafforova E.B. K voprosu ispol'zovaniia metodologii upravleniia proektami pri realizatsii strategii vuza [On the question of the project management methodology using in the university strategy executing]. Vestnik Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta, 2014, no. 2 (70), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ispolzovaniya-metodologii-upravleniya-proektami-pri-realizatsii-strategii-vuza (accessed 25.10.2021).

21. Standards and guidelines for quality assurance in the European higher education area. Available at: https://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2015/11/ ESG_2015.pdf (accessed 10.11.2022).

22. Belan E.P. Strategicheskoe upravlenie razvitiem regional'nogo universiteta kak issledovatel'sko-orientirovannogo vuza [Strategic management of a regional university development as a research-oriented university]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Rostov-on-Don, 2007, 24 p.

23. Ishchuk T.L. Formirovanie strategii razvitiia vysshei shkoly v ekonomike znanii [Forming development strategy for higher education in the knowledge economy]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Tomsk, 2010, 48 p.

24. Primernyi perechen' kriteriev obshcherossiiskoi sistemy otsenki effektivnosti deiatel'nosti vysshikh uchebnykh zavedenii [Provisional criteria list of all-Russian system to evaluate effectiveness of higher education institutions]. Available at: http://fgosvo.ru (accessed 05.11.2021).

25. Ob utverzhdenii pokazatelei, kharakterizuiushchikh obshchie kriterii otsenki kachestva uslovii osushchestvleniia obrazovatel'noi deiatel'nosti organizatsiiami, osushchestvliaiushchimi deiatel'nost' po programmam vysshego obrazovaniia [On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of educational activities implementation by organizations carrying out activities under higher education programs]. Order of the RF Ministry of Education and Science dated 31.07.2020 No. 860, available at: https://docs.cntd.ru/do-cument/565667130 (accessed 05.11.2021).

26. Protokol zasedaniia mezhvedomstvennoi komissii po provedeniiu monitoringa effektivnosti obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniia ot

13.12.2013 g. № DL-33/05pr [Minutes of the interdepartmental commission meeting on monitoring effectiveness of higher educational institutions dated December 13,

2013 No. DL-33/05pr]. Available at: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2013/pdf/ Protocol_2013-12-13.pdf (accessed 05.11.2021).

27. Protokol zasedaniia mezhvedomstvennoi komissii po provedeniiu monitoringa effektivnosti obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniia ot

22.12.2014 g. № DL-57/05pr [Minutes of the interdepartmental commission meeting on monitoring effectiveness of higher educational institutions dated December 22,

2014 No. DL-57/05pr]. Available at: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2014/pdf/ protocol_2014-12-22.pdf (accessed 05.11.2021).

28. MIREA - rossiiskii tekhnologicheskii universitet, glavnyi informatsionno-vychislitel'nyi tsentr [MIREA: Russian technological university, main information and computing center]. Available at: https://monitoring.miccedu.ru/ (accessed 06.11.2021).

29. Grib V.V. Pravovoe razvitie obshchestvennogo kontrolia v sfere obrazovaniia i nauki [The legal development of public control in education and science]. Gosudarstvennaia vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2021, no. 4, pp. 3-8.

30. Tri missii universiteta. Rezul'taty reitinga [Three missions of the university. Rating results]. Available at: https://mosiur.org/ (accessed 18.11.2021).

31. Ob odobrenii programmy razvitiia federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia "Moskovskii gosudarstvennyi universitet imeni M.V. Lomonosova" do 2020 goda [On development program approval for Lomonosov Moscow State University up to 2020]. Decree of the RF Government dated 27.09.2010 No. 1617-r (rev. 15.08.2018). Sobraniia zakonodatel'stva RF, 2010, no. 44, art. 5701.

32. O soglasovanii programmy razvitiia federal'nogo gosudarstvennogo biudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia "Moskovskii gosudarstvennyi universitet imeni M.V. Lomonosova do 2030 goda" [On development program agreement for Lomonosov Moscow State University until 2020]. Decree of the RF Government dated 07.06.2021 No. 1494-r. Sobraniia zakonodatel'stva RF, 2021, no. 24 (pt. II), art. 4536.

33. Zasedanie Popechitel'skogo soveta MGU [MSU Board of Trustees meeting]. Available at: https://www.msu.ru/news/zasedanie-popechitelskogo-soveta-mgu2019.html (accessed 28.11.2021).

34. O programme razvitiia federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia "Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet" do 2020 goda [On the development program of Saint Petersburg State University up to 2020]. Decree of the RF Government dated 07.10.2010 No. 1696-r (rev. 30.01.2020). Sobraniia zakonodatel'stva RF, 2010, no. 42, art. 5415.

35. Itogi realizatsii programma razvitiia SPbGU do 2020 goda i plan do 2030 goda [Results of implementing the development program in Saint Petersburg State University until 2020 and the plan up to 2030]. Available at: https://spbu.ru/si-tes/default/files/programma_razvitiya_presentation.pdf (accessed 28.11.2021).

Оригинальность 86 %

Поступила 22.09.2022 Одобрена 17.10.2022 Принята к публикации 15.03.2023

M.A. Larionova

STRATEGIC PLANNING AS A FACTOR OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT

Strategic planning as an element of the organization management system appeared in the middle of the 20th century. The introduction of strategic planning into the system of higher education in Russia began in the 90ies of XX century as a tool to overcome the crisis of higher education in connection with the changed external conditions. Strategic planning in the system of higher education is an obligatory element of university management, which is regulated by legislation. The Standards and Recommendations for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG) can serve as a guideline for the formation of strategic planning in the higher education system.

Strategic planning can have several stages, but among the mandatory ones are goal setting; choosing a priority direction; involving interested parties in the development, including students; choosing evaluation criteria; implementation; control, and feedback.

The main principles to be guided by in strategic planning come from both internal factors and external conditions.

The identified problems of the higher education system are usually criticized, however, according to the author, criticism needs to be clarified, namely, the ability to offer a solution to the identified problems. While the identification of problems is usually rooted in the past, since the managerial decisions made were relevant for the past context, at present and in the future it is worth looking towards the predicted options for the development of the higher education system. Thus, strategic planning of universities serves as an effective forecasting mechanism.

Keywords: strategic management strategic planning, system of higher education, university strategic development program.

Received 22.09.2022 Approved 17.10.2022 Accepted for publication 15.03.2023

Maria A. Larionova - Cand. Sc. (Law), Associate Professor, Department of Legal Disciplines and Methods of Teaching Law, Perm State Humanitarian Pedagogical University; Postgraduate student of the Management Department, Perm State National Research University, e-mail: mariyaL1885@gmail.com.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Ларионова, М.А. Стратегическое планирование как фактор развития системы высшего образования / М.А. Ларионова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. -2023. - № 1. - С. 192-208.

Please cite this article in English as:

Larionova M.A. Strategic planning as a factor of higher education development. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 1, pp. 192-208 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.