08.00.05 УДК 338.46
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
© 2019
Расул Аликадиевич Амиров, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика» Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена вопросам формирования эффективной стратегии развития высшего образования страны, обосновывается важность ее принятия в виде отдельного документа стратегического планирования, разрабатываемого в рамках целеполагания по отраслевому принципу на федеральном уровне. Материалы и методы: теоретической основой данной работы является методика стратегического управления, разработанная известным ученым-экономистом, специалистом в области экономической стратегии, доктором экономических наук, профессором, иностранным членом РАН В. Л. Квинтом.
Результаты: проведен анализ современного состояния и перспектив развития отечественной высшей школы. Проведен OTSW-анализ системы высшего образования страны. Определены особенности разработки стратегии развития высшего образования, представлена иерархия уровней системы стратегии применительно к стратегии развития отечественного высшего образования.
Обсуждение: в статье особое внимание уделяется «профессиям будущего», о необходимости их определения на основе прогнозных потребностей экономики и социальной сферы на ближайшие 15-20 лет, разработке новых образовательных программ, по которым будет осуществляться подготовка необходимых специалистов в вузах страны. Обсуждается важность закрепления в предлагаемой стратегии развития высшего образования страны вопросов кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Заключение: в предлагаемой автором стратегии должны быть отражены состояние и перспективы развития отрасли, с определением положения России в мировом образовательном пространстве, современные вызовы и угрозы, стоящие перед отраслью, определены стратегические приоритеты, цели и задачи, механизмы и этапы реализации стратегии, предложены сценарии развития системы образования, определены источники ресурсного обеспечения мероприятий по реализации стратегии, ожидаемые результаты и мониторинг ее реализации. Ключевые слова: высокотехнологичные сектора промышленности, высшее образование, глобальный прогноз, конкурентоспособность, OTSW-анализ, подготовка кадров, «профессии будущего», развитие экономики, стратегия, финансирование высшего образования, экспорт образовательных услуг.
Для цитирования: Амиров Р. А. Стратегия развития высшего образования в России // Вестник НГИЭИ. 2019. № 8 (99). С. 105-117.
DEVELOPMENT STRATEGY FOR HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
© 2019
Rasul Alikadievich Amirov, Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor at the chair of economics
Dagestan State University of National Economy, Makhachkala (Russia)
Abstract
Introduction: the article is devoted to the formation of an effective strategy for the development of higher education in Russia, the importance of its adoption in the form of a separate document of strategic planning developed within the framework of the goal-setting on the sectoral principle at the Federal level.
Materials and Methods: the theoretical basis of this work is the method of strategic management, developed by the famous scientist-economist, expert in the field of economic strategy, doctor of economic Sciences, Professor, foreign member of the Russian Academy of Sciences V.L. Kvint.
Results: the analysis of the current state and prospects of development of national higher education has been carried out. OTSW-analysis of the higher education system of the country. Features of development of strategy of development of the higher education are defined; the hierarchy of levels of system of strategy in relation to strategy of development of the domestic higher education is presented.
Discussion: the article focuses on the «professions of the future», the need to determine them on the basis of the projected needs of the economy and social sphere for the next 15-20 years, the development of new educational pro-
105
grams, which will be training the necessary specialists in the universities of the country. The importance of fixing the issues of staffing of high-tech sectors of industry in the proposed strategy of development of higher education of the country is discussed.
Conclusion: the strategy proposed by the author should reflect the state and prospects of the industry development, with the definition of Russia's position in the world educational space, modern challenges and threats facing the industry, identify strategic priorities, goals and objectives, mechanisms and stages of the strategy implementation, propose scenarios for the development of the education system, identify sources of resource support for the implementation of the strategy, the expected results and monitoring of its implementation.
Keywords: high-tech industry sectors, higher education, global perspectives, competitiveness, OTSW-analysis, training, «professions of the future», economic development, strategy, financing of higher education, export of educational services.
For citation: Amirov R. A. Development strategy for higher education in russia // Bulletin of NGIEI. 2019. № 7 (98). P. 105-117.
Введение
В соответствии с мировыми тенденциями все более усиливается практическая значимость теории стратегирования в формировании долгосрочного развития компании, отрасли, региона, страны.
Опыт показывает, что наибольшего экономического благополучия достигают те страны, которые обладают эффективными стратегиями развития образования. В них особое внимание уделяется высшему образованию, т. к. именно ему принадлежит ключевая роль в воспроизводстве и развитии человеческого капитала, в решении стратегических задач социально-экономической модернизации страны.
Стратегической целью проводимой государством политики в сфере образования является повышение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества в целом и каждого гражданина в частности.
Материалы и методы
В основу разработки стратегии развития высшего образования, представляемой в данной статье, легла концепция стратегической системы управления В. Л. Квинта.
Представим исторический экскурс становления и развития высшего образования в России. Следует отметить, что первые европейские университеты появились в XI-XШ вв.: Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Лиссабонский, Мадридский и др. В России же первые высшие учебные заведения появились намного позже (XVП-XVШ вв.): Славяно-греко-латинская академия, 1687 г. (г. Москва); Школа математических и навигационных наук, 1701 г. (г. Москва); Морская академия, 1715 г. (г. Санкт-Петербург); Академический университет при Академии наук, 1724 г. (г. Санкт-Петербург); Горное училище, 1733 г. (г. Санкт-
Петербург); Морской кадетский корпус, 1752 г. (г. Санкт-Петербург); Московский университет, 1755 г. (г. Москва).
Из представленных 7 первых наиболее известных вузов страны 3 были основаны в г. Москве, 4 - в г. Санкт-Петербурге. Следовательно, именно в этих двух городах произошло становление университетского образования России, формирование стратегии развития отечественного высшего образования.
В 1914 году в стране всего функционировало 72 высших учебных заведения, в 1917 году - 150, в конце 1927 года - 90, в 1940 г. - 481, в 1990 г. - 514, в 2000 г. - 965, в 2010 г. - 1115, в 2018 г. - 741.
Следует отметить, что вторая половина ХХ века являлась периодом наиболее бурного развития высшего образования во всем мире, отмечался беспрецедентный рост обучающихся в высших учебных заведениях, их количество достигло столько, сколько и в целом за всю историю человечества. «Так, за 30 лет, в период с 1955 по 1986 гг., количество поступивших в вузы Франции возросло в 7 раз, Швеции и Австрии более чем в 9 раз, Испании в 15 раз, Таиланда и Индонезии более чем в 30 раз, Кении и Нигерии более чем в 100 раз и др.» [1].
По мнению И. Валлерстайна, массовость высшего образования затронула его качество, привела к существенному увеличению нагрузки преподавателей, снижению исследовательской активности в совокупности с ростом набора их обязанностей [2].
В последние десятилетия отечественное высшее образование находится в состоянии постоянной трансформации, вызванной необходимостью интеграции в мировое образовательное пространство, повышения качества предоставляемых образовательных услуг, повышения конкурентоспособности российских вузов на международной арене, а также
общими изменениями социально-экономического характера, произошедшими в стране.
В 90-е годы прошлого столетия высшее образование страны оказалось в очень тяжелом положении, произошло существенное сокращение бюджетного финансирования, снижение реальной заработной платы, падение социального статуса педагогических работников, ухудшение материально-технической базы вузов. Все это, несомненно, отразилось на качестве высшего образования. При этом высшее образование в переходный период стало как никогда массовым и доступным, появилось большое количество негосударственных вузов, отмечался рост государственных вузов, увеличивалось число их филиалов и представительств. За 10 лет, в период с 1990 г. (514 вузов, 2 824,5 тыс. студентов) по 2000 г. (965 вузов, 4741,4 тыс. студентов) в стране количество вузов увеличилось на 87 %, а численность обучающихся - на 68 %.
Выпускники ряда вузов не обладали необходимыми компетенциями, были слабо подготовленными, следовательно, не востребованными на рынке труда. При сложившейся ситуации было сложно говорить о массовой подготовке квалифицированных кадров, необходимых для решения задач технологической модернизации, структурной перестройки и формирования инновационной экономики в стране [3]. С 2008 года в стране началось первое сокращение числа вузов (за период 2008-2009 гг. - 20 вузов), в последующем с 2012 г. по итогам ежегодного мониторинга эффективности российских вузов (и их филиалов), проводимого Минобрнауки РФ, сокращение стало еще более внушительным. Так, в период с 2012 г. (количество вузов всего - 1 046) по 2017 г. (всего - 766 вузов)в стране сократилось 280 вузов, т. е. в среднем ежегодно их количество сокращалось более, чем на 55 вузов.
Современные вузы постепенно становятся самостоятельными экономическими субъектами, а сама система высшей школы выступает органической частью экономики, оперативно реагирующей на ее структурные изменения.
В 2006-2014 гг. в стране происходило формирование федеральных университетов (ФУ) (всего -10 вузов), а в 2008-2010 гг. - национальных исследовательских университетов (НИУ) (29 вузов). Данные вузы являются мощными современными научно-образовательными центрами, имеют особый статус, им предоставлены большие академические свободы, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, а также приоритетное финансирование из федерального и региональных бюджетов.
Кроме ФУ и НИУ, также вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования следующие вузы: МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, СПбГМТУ, РАНХиГС, РУДН, МГИМО (У) МИД России, Фи-нуниверситет, ВАГШ ВС РФ, Военная академия МО РФ, Академия ФСО России, ВАВТ Минэкономразвития России, РУТ (МИИТ) [4].
Вузам страны постепенно начинают предоставляться все большие академические свободы, и эту тенденцию необходимо продолжить. Общеизвестно, что одним из ключевых принципов деятельности вузов США и Западной Европы на протяжении многих столетий является «университетская автономия».
В целях достижения показателя «вхождение к 2020 г. не менее 5 российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов», закрепленного в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [5] Минобр-науки России был запущен Проект по повышению конкурентоспособности ведущих университетов страны среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100» (Проект 5-100, участниками которого в настоящее время является 21 университет, в которых обучаются более 360 тыс. студентов), целью которого является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ [6].
Для реализации данного проекта оказывается серьезная государственная финансовая поддержка, общий объем финансирования в период 2013-2017 гг. составил 50,2 млрд рублей (в том числе в 2017 году - 10,3 млрд рублей), что позволило достичь серьезных результатов в продвижении российских вузов в мировых рейтингах. В 2017 году 11 университетов страны вошли в Т0П-100 и 17 - в Т0П-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов [7].
С 2009 г. по настоящее время единственной формой выпускных экзаменов в школах страны и основной формой вступительных экзаменов в высшие учебные заведения является Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Введение ЕГЭ значительно повысило образовательную миграцию молодежи, происходит серьезный отток талантливых выпускников школ из различных регионов в основном в вузы гг. Москвы, Санкт-Петербурга и др. В том числе с целью повышения привлекательности реги-
ональных вузов для абитуриентов с 2015 г. в России формируется сеть опорных региональных университетов. Опорные университеты должны осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений в соответствии с запросами региональных экономик, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития регионов [8]. Формирование данных вузов позволит уменьшить разрыв, образовавшийся между передовыми и менее развитыми вузами страны. По итогам двух этапов конкурсного отбора (в 2015 г. и в 2017 г.) опорными региональными университетами признаны 33 вуза.
Результаты
Присоединение России к Болонскому процессу способствовало интеграции отечественной высшей школы в европейское и мировое образовательное пространство. «Болонский процесс и явля-
ющееся его результатом Европейское пространство высшего образования ... сделали европейское высшее образование более видимым на глобальной карте» [9]. Россия подписала Декларацию 19 сентября 2003 г. и вступила в Болонский процесс. С 2009 года Российская Федерация официально перешла на двухуровневую систему высшего образования бакалавриат - магистратура (undergraduate-graduate).
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [10] система высшего образования в стране сегодня имеет трехуровневое построение (высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации).
В таблице 1 представлены детально уровни высшего образования в РФ.
Таблица 1. Уровни высшего образования в Российской Федерации Table 1. Levels of higher education in the Russian Federation
Уровень высшего образования / Education Level
Сущность, сроки обучения / Value, years of education
I уровень/ Level I
II уровень / Level II
Бакалавриат является базовым уровнем высшего образования, его освоение возможно при наличии среднего общего образования. Срок обучения в вузе составляет 4 года, выпускнику выдается диплом о высшем образовании, присваивается квалификация «бакалавр» / Bachelor's degree is a basic level of higher education, its development is possible in the presence of secondary general education. The term of study at the university is 4 years, the graduate is issued a diploma of higher education, is awarded the qualification of «bachelor»
Магистратура - это вторая ступенью двухуровневой системы образования, по сути является дальнейшей специализацией, для ее освоения необходимо наличие высшего образования любого уровня. Реализация программ возможна как в вузах, так и в научных организациях. Срок обучения составляет 2 года, выпускнику выдается диплом о высшем образовании, присваивается квалификация «магистр». / Magistracy is the second stage of a two-level education system, in fact, is a further specialization, for its development requires higher education of any level. The implementation of programs is possible both in universities and scientific organizations. The term of study is 2 years, the graduate is issued a diploma of higher education, awarded the qualification of «master degree».
Специалитет - традиционная для россиян система высшего образования, выпускников готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Освоение программ возможно при наличии среднего общего образования. Срок обучения в вузе, как правило, составляет 5 лет, выпускнику выдается диплом о высшем образовании, присваивается профессиональная квалификация / Specialist degree - a traditional Russian system of higher education, graduates are prepared for professional activities in a particular industry. The development of programs is possible in the presence of secondary general education. The term of study at the university, as a rule, is 5 years, the graduate is issued a diploma of higher education, professional qualification
Подготовка кадров высшей квалификации включает программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры -стажировки. Докторантура в настоящее время выведена из перечня образовательных программ и уровней образования и регулируется законодательством о научной деятельности / Training of higher qualification includes a program of training of teaching staff in graduate school (the graduate school), programs of internship, program of assistentura-internships. Doctorate is currently removed from the list of educational programs and levels of education and is regulated by the legislation on scientific activity Источник: составлено автором
III уровень / Level III
Таким образом, высшее образование в РФ имеет разноуровневую структуру, которая отличается по содержанию и продолжительности обучения, для освоения каждого из уровней требованием выступает установленный образовательный ценз.
Опыт развитых стран в области финансирования высшего образования достаточно разнообразен. В России пока еще не столь развиты эндаумент-фонды (фонды целевого капитала), получившие широкое распространение в зарубежной практике, размер которых, например, в ведущих университетах США превышает десятки миллиардов долларов (Гарвард - 35,9 млрд долл., Йель -23,9 млрд долл., Стэнфорд и Принстон - 21,4 и 21,0 млрд долл. [11]); в Великобритании они меньше, но также значительны (Оксфорд - 4,2, Кембридж - 5,5 млрд евро) [12].
Государства стремятся быть более привлекательными для иностранных студентов, их привлечение является не только альтернативным источником дохода для университетов, позволяющим покрывать часть текущих расходов, но и существенным фактором экономического развития принимающих их для обучения стран [13].
Ведущим экспортером образовательных услуг является США, в данной стране обучается больше всего иностранных студентов (свыше 1 млн чел., из более чем 200 государств), и их количество ежегодно растет, доход от их присутствия составляет более 30 млрд долл. в год. Ежегодный доход от иностранных студентов в Австралии составляет более 18 млрд долл. Великобритания зарабатывает более 7 млрд евро, это не считая платы за обучение студентами-иностранцами.
Объем расходов граждан КНР на обучение за рубежом ежегодно составляет более 39,7 млрд долл. [14].
В последние годы в России все активнее на государственном уровне поднимаются вопросы развития экспорта образовательных услуг.
В 2017 г. Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Согласно данному приоритетному проекту к 2025 г. численность иностранцев, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования страны (по очной форме), должна достигнуть 710 тыс. человек (увеличение более чем в 3 раза), доходы, полученные от экспорта российского образования, должны составить более 370 млрд рублей.
В «майском» указе Президента России (от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.») [15] говорится о необходимости увеличения не менее чем в 2 раза количества иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в России.
Согласно данным Росстата [16], на начало 2017/18 уч.г. в вузах и научных организациях страны обучалось более 260 тыс. чел. (более 6 % от общего количества студентов), основная часть из них - это граждане стран СНГ, Балтии и Грузии -191,6 тыс. чел. (более 73 % от общего количества иностранных студентов). Из всех иностранных государств больше всего в РФ обучается студентов из Казахстана - 52,7 тыс. человек (более 20 % от общего количества иностранных студентов).
Приток иностранных студентов в российские вузы необходимо рассматривать как серьезный источник инвестиций в экономику страны.
Наличие отраслевой стратегии или стратегии развития региона (субъекта) страны на долгосрочный период определяет вектор их развития [17], способствует инвестиционной привлекательности данной отрасли, либо региона.
По мнению В. Л. Квинта, «стратегия - это система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации» [18]. Он же отмечает, что «конечной целью стратегии является развитие социально-экономической системы, направленное в конечном итоге на повышение качества жизни людей» [19].
На рисунке 1 представлены ключевые составляющие, учитываемые при разработке стратегии развития системы образования в целом и стратегии развития высшего образования в частности.
Учет глобальных, отраслевых и региональных прогнозов крайне важен при разработке каждой стратегии.
Современное образование преобразовывается в мобильную и открытую систему. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов способствовало формированию новой парадигмы образования. Т. Л. Клячко и С. Г. Си-нельников-Мурылев отмечают о возникновении в будущем и получении все большего распространения виртуальных онлайн-университетов, «которые в том числе станут частью ведущих мировых университетов, и распространение в системе образования универсального (английского) языка повлекут
за собой уход с рынка многих вузов, как в развитых, так и в развивающихся странах. В перспективе до 2050 г. ведущие университеты станут глобальными (транснациональными) как за счет развития на их базе виртуальных университетов, так и путем со-
здания сетевых университетов с включением в них национальных университетов многих стран» [12]. По мнению авторов, количество студентов в данных университетах будет достигать от 200 до 500 тысяч человек.
Рис.1. Разработка стратегии развития системы образования Fig. 1. Development of education system development strategy Источник: составлено по материалам исследования [20]
По мнению ректора Финансового университета при Правительстве РФ М. А. Эскиндарова «по мере развития системы «университетов онлайн» ... страны начнут делать упор не на собственные системы высшего образования, а на глобальные системы» [21].
Создание подобных университетов будет способствовать самостоятельному формированию образовательной траектории.
На рис. 2 представлена система стратегии развития высшего образования, разработанная на
основе универсальной системы стратегии, сформированной В. Л. Квинтом, и отражающая взаимосвязь разных уровней стратегии.
Процесс разработки стратегии начинается с поиска, выявления и анализа трендов и закономерностей. При выявлении ключевых трендов для развития сферы образования в целом, высшего образования в частности необходимо просканировать глобальный уровень, международный уровень, а также национальный и региональный (субъектный) уровни [23].
Рис. 2. Система стратегии Fig. 2. Strategy system Источник: составлено по материалам исследования [23]
Представленная система стратегии отражает взаимосвязь уровней стратегии. Не учет особенностей, трендов и закономерностей вышестоящего уровня стратегии влечет неактуальность и неэффективность каждой нижестоящей стратегии, снижается ее ценность и прикладное значение. Эффективной стратегии присуща гибкость, быстрое реагирование на новые вызовы. В каждую из стратегий на различных уровнях иерархии стратегии в последующем вносятся необходимые корректировки с учетом глобальных и международных процессов, ситуации в стране, в регионе, изменений в отрасли и т. д.
Стратегия как общий план развития и концепция позиционирования высшего учебного заведения предполагает видение перспективы на пять и более лет и является документом, подлежащим опубликованию на его официальном сайте. Значимость стратегии вузов подтверждается мировой практикой - ее наличие, содержание которой коррелирует со стратегическими планами государства, является обязательным условием для создания и дальнейшего функционирования вузов, получения государственной аккредитации и сумм бюджетных ассигнований в большинстве стран Евросоюза и других государствах [24].
Таблица 2. OTSW-анализ системы высшего образования страны Table 1. OTSW-analysis of the country's higher education system
Возможности / Opportunities
1. Повышение качества высшего образования / Improving the quality of higher education
2. Повышение социального статуса педагогических работников, принятие дополнительных мер поддержки / Improving the social status of teachers, taking additional measures of support
3. Расширение спектра образовательных услуг / Expanding the range of educational services
4. Экспорт образовательных услуг / Export of educational services
5. Развитие международного сотрудничества (реализация совместных проектов, расширение существующей практики «двойных дипломов» и др.) / Development of international cooperation (implementation of joint projects, expansion of the existing practice of «double diplomas», etc.)
6. Международная аккредитация образовательных программ / International accreditation of educational programs
7. Усиление позиций российских вузов в основных мировых рейтингах университетов / Strengthening the position of Russian universities in the world's major University rankings
8. Развитие государственно-частного партнерства / Development of public-private partnership
9. Налаживание в вузах системы коммерциализации научных исследований и разработок / Establishment of a system of commercialization of research and development in universities
Внешняя среда / External environment
Угрозы /Threats
1. Сокращение бюджетных мест в вузах / Reduction of budget places in universities
2. Ухудшение демографической ситуации, следовательно, сокращение количества будущих абитуриентов /
Deterioration of the demographic situation, hence the reduction in the number of future entrants
3. Возрастающая конкуренция на мировом рынке образовательных услуг (отток наиболее талантливых абиту-риентов, студентов, преподавателей) / Increasing competition in the world market of educational services (outflow of the most talented applicants, students, teachers)
4. Повышение стоимости обучения / Increasing the cost of training
5. Невостребованность в ближайшем будущем ряда профессий, по которым осуществляется подготовка в вузах/ Lack of demand in the near future of a number of professions for which training is carried out in universities.
Внутренняя среда / Internal environment
Сильные стороны /Strengths
1. Государственная поддержка системы высшего образования /State support for higher education
2. Сложившиеся мощные университетские комплексы (ведущие классические университеты страны с особым правовым статусом - МГУ, СПбГУ; федеральные университеты, НИУ, вузы-участники проекта«5-100», региональные опорные вузы и др.) / Existing powerful university complexes (the leading classical universities of the country with a special legal status - Moscow State University, St. Petersburg State University; federal universities, research institutions, universities participating in the project 5-100, regional support universities, etc.)
3. Возможность непрерывного образования / Opportunity for continuing education
4. Серьезный научный потенциал вузов, сформировавшиеся научные школы / Serious scientific potential of universities, formed scientific schools
Слабые стороны /Weaknesses
1. Низкий уровень владения иностранными языками преподава-телями и студентами / Low level of foreign language proficiency of teachers and students
2. Ограниченность автономии вузов / Limited autonomy of universities
3. Слабое взаимодействие ведущих вузов страны с менее развитыми вузами / Weak interaction of the country's leading universities with less developed universities
4. Невысокие позиции вузов в международных рейтингах / Not high positions of universities in international rankings
5. В целом низкая интеграция с наукой, производством и бизнесом / In general, low integration with science, industry and business
6. Неразвитость механизмов государственно-частного партнерства / The lack of development of mechanisms of state-private partnership
7. Старение профессорско-препода-вательского состава / Ageing of the teaching staff
8. Низкий уровень коммерциали-зации научных исследований и разработок вузов / Low level of commercialization of research and development of universities
Источник: составлено автором
Отправной точкой и важнейшим инструментом в разработке стратегии выступает стратегический анализ, целью которого является консолидация информации о внутренней и внешней среде, оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение, определение альтернатив развития, влияния на стратегический выбор.
Один из самых распространенных методов стратегического планирования «SWOT -анализ» В. Л. Квинт предлагает рассматривать в другом порядке «OTSW--анализ» (Opportunities, Threats, Strengths и Weaknesses), следовательно, анализ начинается с внешней, а не с внутренней среды. OTSW-анализ намного лучше соответствует процессу формирования стратегического видения, приоритетов и целеполагания, так как более эффективно подготавливает компании, регионы и страны к неожиданно возникающим возможностям или угрозам [25].
В таблице 2 представлен OTSW-анализ системы высшего образования страны.
Обсуждение
В быстро меняющемся мире, в условиях надвигающейся технологической сингулярности очевидно, что в скором будущем ряд профессий исчезнет, появятся новые актуальные профессии. На основе прогнозных потребностей экономики и социальной сферы на ближайшие 15-20 лет необходимо определение профессий будущего, разработка новых образовательных программ, по которым будет осуществляться подготовка необходимых специалистов в вузах страны.
Достаточно интересным является «Атлас новых профессий» [22], составленный совместно Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», авторами в данном атласе сделана серьезная попытка определения новых востребованных профессий в различных отраслях экономики (профессии будущего), а также интеллектуальных и рабочих профессий, устаревающих в ближайшем будущем (профессии-пенсионеры).
В Атласе выделены 32 устаревающие интеллектуальные профессии, перечислим некоторые из них: бухгалтер, сметчик, менеджер по кредитам, статистик, библиотекарь, турагент, юрисконсульт, нотариус, банковский операционист, риэлтор, журналист, логист, системный администратор, провизор и др.
Также отмечаются 25 устаревающие рабочие профессии, такие как: оператор call-центра, машинист, горняк, бурильщик, шахтер, прораб, инспектор ДПС и др.
Что касается профессий будущего, в атласе их выделено 186, некоторые из них: ИТ-медик, агро-
информатик/агрокибернетик, сити-фермер, оператор кросс-логистики, строитель «умных дорог», проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, технолог рециклинга летательных аппаратов, менеджер космотуризма, инженер-космодорожник, кос-мобиолог, космогеолог, проектировщик «умной среды», специалист по безопасности в наноинду-стрии, цифровой лингвист, сетевой юрист, кибер-следователь, системный горный инженер, прораб-вотчер, проектировщик доступной среды, экоанали-тик в строительстве, проектировщик-эргономист, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, менеджер краудфандинговых и краудин-вестинговых платформ, трендвотчер/форсайтер, специалист по краудсорсингу общественных проблем, ментор стартапов, эко-рециклер в металлургии, разработчик ИТ-интерфейсов в легкой промышленности, дизайнер виртуальных миров, дизайнер эмоций, бренд-менеджер пространств, дизайнер дополненной реальности территорий и др.
Некоторые предложенные в Атласе профессии в настоящее время выглядят фантастическими, вместе с тем ряд профессий, в условиях взятого курса на цифровизацию экономики, могут представлять определенный интерес и актуальность в ближайшем будущем.
Также следует отметить, что для подготовки специалистов по ряду перечисленных профессий необходима серьезная подготовка абитуриентов и в последующем студентов по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, вместе с тем в 2017 году только 9,4 % (более 57 тыс. человек) участников ЕГЭ выбрали для сдачи учебный предмет «Информатика и ИКТ».
В России в настоящее время на федеральном уровне в виде отдельного документа Стратегия развития системы образования страны на долгосрочный период (до 2025-2030 годов) не принята. Основным стратегическом документом, посвященным развитию системы образования в стране, является утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 государственная программа «Развитие образования», в состав которой входят 6 направлений (подпрограмм), в том числе направление (подпрограмма) «Реализация образовательных программ профессионального образования». Данное направление (подпрограмма) включает приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», реализацию отдельных мероприятий приоритетных проектов «Современная цифровая образовательная среда РФ»,
«Вузы как центры пространства создания инноваций», «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», а также ведомственный проект «Создание и ведение информационного портала, обеспечивающего расширение взаимодействия абитуриентов и образовательных организаций высшего образования, находящихся на территории РФ» (информационный портал «Поступай правильно»).
Правовые основы стратегического планирования в стране установлены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Согласно ст. 19 данного Закона отраслевые документы стратегического планирования РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти по решению Президента РФ или Правительства РФ в целях обеспечения реализации стратегий социально-экономического развития, национальной безопасности, научно-технологического развития, пространственного развития страны с учетом прогноза научно-технологического развития страны, стратегического прогноза, прогноза социально-экономического развития страны на долгосрочный период. Таким образом, законодательство не запрещает принятия на федеральном уровне отдельной комплексной стратегии развития системы образования страны на долгосрочный период (либо подотраслевой стратегии -стратегии развития высшего образования), как документа стратегического планирования, разрабатываемого в рамках целеполагания по отраслевому принципу. Ее разработка возможна по решению главы государства или правительства страны.
Заключение
Образование выступает главным фактором общественного и экономического прогресса современных государств. Образование является приоритетной отраслью российской экономики, системообразующим фактором стратегии развития государ-
ства, основой его национальной безопасности, определяет конкурентоспособность национальной экономики. Таким образом, данная отрасль заслуживает особого внимания, вполне обоснована необходимость принятия отдельной комплексной стратегии развития системы образования страны на долгосрочный период, либо если выделять подотрасле-вую стратегию - принятие стратегии развития высшего образования страны на долгосрочный период. Особое внимание в стратегии должно уделяться вопросам кадрового обеспечения высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики.
Данная Стратегия должна разрабатываться в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и др. Стратегия выступала бы некой основой и ориентиром для разработки и принятия государственных программ (подпрограмм) РФ и субъектов РФ и иных документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие сферы образования.
Основным инструментом реализации данной Стратегии являлись бы мероприятия государственной программы РФ «Развитие образования» и других программ.
В предлагаемой для принятия стратегии должны быть отражены состояние и перспективы развития отрасли, с определением положения России в мировом образовательном пространстве, современные вызовы и угрозы, стоящие перед отраслью, определены стратегические приоритеты, цели и задачи, механизмы и этапы реализации стратегии, предложены сценарии развития системы образования, определены источники ресурсного обеспечения мероприятий по реализации стратегии, ожидаемые результаты и мониторинг ее реализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эйхер Ж. К., Шевалье Т. Переосмысление проблем финансирования послесреднего образования // Высшее образование в Европе. 1992. Т. 17, № 1. С. 10-45.
2. Валлерстайн И. Европейский универсализм: риторика власти // Прогнозис. 2008. № 2. С. 3-56.
3. Амиров Р. А., Егоров Е. В. Высшая школа страны: вчера, сегодня, завтра // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5. С. 89-98.
4. Указ Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. № 1332 (ред. от 13.04.2018 г.) «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_79836/ (дата обращения: 21.04.2019).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_129346/(дата обращения: 21.04.2019).
6. Российское образование мирового класса / Проект 5-100 [Электронный ресурс]. URL: http://5top100.ru/ (дата обращения: 09.04.2019).
7. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования (2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/i6yH0TiCpoJ6dcd0zebKpxcts8ttFE42.pdf (дата обращения: 05.04.2019).
8. Амиров Р. А. Формирование сети опорных вузов как этап модернизации высшего образования страны и драйвер инновационного развития региональных экономик // Экономика и управление. 2017. № 5. С. 67-72.
9. Пункт 3 Будапештско-Венской декларации о Европейском пространстве высшего образования от 12 марта 2010 г. (Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area.March 12, 2010).
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения:21.04.2019).
11. U. S. and Canadian Institutions Listed by Fiscal Year 2014 Endowment Market Value and Change in Endowment Market Value from FY2003 to FY2014. - NACUBO, 2014.
12. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев С.Г. Стратегия для России: образование. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 118 с.
13. Амиров Р. А. Экспорт образовательных услуг как важнейший фактор повышения конкурентоспособности и экономического развития страны // Управленческое консультирование. 2018. № 8. С. 71-81.
14. Отчет EOL. China о тенденциях отправки на учебу за рубеж в 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eol.cn/html/lx/baogao 2013/pagel.shtml (дата обращения: 12.03.2019).
15. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения:21.04.2019).
16. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 200 c.
17. Алимурадов М. К., Власюк Л. В. Стратегирование - новая область профессиональных знаний // Управленческое консультирование. 2017. № 11. С. 154-159.
18. Квинт В. Л. К истокам теории стратегии. 200-летие теоретической работы генерала Жомини. СПб. : ИПЦ СЗИУ - фил. РАНХиГС, 2017. 52 с.
19. Квинт В. Л. Стратегирование в России и мире: ставка на человека // Экономика и управление. 2014. № 11. С.15-17.
20. Kvint V. Strategy for the Global Market: Theory and Practical Applications. New York, London: Routledge-Taylor&Francis, 2015. 520 p.
21. Стратегия развития высшего и среднего профессионального образования в России [Электронный ресурс]. URL: http://old.fa.ru/dep/umo/news/Pages/1_11.12.2012.aspx (дата обращения: 20.03.2019).
22. «Атлас новых профессий» - это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет [Электронный ресурс]. URL:http://atlas100.ru/about/ (дата обращения: 09.04.2019).
23. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М. : Бизнес Атлас, 2012. 627 с.
24. Варпаева И. А., Треушников Р. В. Бюджетирование деятельности вуза в рамках проектно-целевого подхода к управлению // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21, № 1. С. 30-44.
25. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7. С. 6-11.
Дата поступления статьи в редакцию 24.05.2019, принята к публикации 27.06.2019.
Информация об авторе:
Амиров Расул Аликадиевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика» Адрес: Дагестанский государственный университет народного хозяйства, 367008, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5 E-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Eicher J. C., Chevalier T. Pereosmyslenie problem finansirovaniya poslesrednego obrazovaniya [Rethinking the problems of financing post-secondary education]. Vysshee obrazovanie v Evrope [Higher education in Europe], 1992, Vol. 17, No. 1, pp. 10-45.
2. Wallerstein I. Evropejskij universalizm: ritorika vlasti [European universalism: the rhetoric of power]. Prognozis [Prognosis], 2008, No. 2, pp. 3-56. (In Russ.)
3. Amirov R. A., Egorov E. V. Vysshaya shkola strany: vchera, segodnya, zavtra [High School of the Country: Yesterday, Today, Tomorrow], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship], 2016, No. 5, pp. 89-98.
4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 sentyabrya 2008 g. No. 1332 (red. ot 13.04.2018 g.) «Ob utver-zhdenii perechnya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya, kotorye vprave razrabatyvat' i utverzhdat' samostoyatel'no obrazovatel'nye standarty po vsem urovnyam vysshego obrazovaniya» [Decree of the President of the Russian Federation No. 1332 dated of September 9, 2008 «On approval of the list of federal state educational institutions of higher education, which are entitled to develop and approve independently educational standards for all levels of higher education» (amended April 13, 2018)]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79836/(accessed: 21.04.2019) (In Russ.)
5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2012 g. No. 599 «O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» [Decree of the President of the Russian Federation No. 599 dated of May 7, 2012 «On Measures to Implement State Policy in Education and Science»] [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129346/ (accessed: 21.04.2019) (In Russ.)
6. Rossijskoe obrazovanie mirovogo klassa / Proekt 5-100 [World-class Russian education / Project 5-100] Available at: http://5top100.ru/(accessed: 09.04.2019). (In Russ.)
7. Doklad Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii o realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere obrazovaniya (2018 g.) [Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the implementation of state policy in the field of education (2018)]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://static.government.ru/media/files/i6yH0TiCpoJ6dcd0zebKpxcts8ttFE42.pdf (accessed: 05.04.2019). (In Russ.)
8. Amirov R.A. Formirovanie seti opornyh vuzov kak etap modernizacii vysshego obrazovaniya strany i drajver innovacionnogo razvitiya regional'nyh ekonomik [Formation of a Network of Flagship Universities as a Stage in the Modernization of National Higher Education and a Driver of Innovative Development of Regional Economies], Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2017, No. 5, pp. 67-72. (In Russ.)
9. Punkt 3 Budapeshtsko-Venskoj deklaracii o Evropejskom prostranstve vysshego obrazovaniya [Budapest-Vienna Declaration on the European Higher Education Area.], 12 marta 2010.
10. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (red. ot 13.07.2015 g.) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» [Federal law No. 273-FZ of December 29, 2012, «On Education in the Russian Federation» (amended July 13, 2015)]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (ac-cessed:21.04.2019) (In Russ.)
11. U. S. and Canadian Institutions Listed by Fiscal Year 2014 Endowment Market Value and Change in Endowment Market Value from FY2003 to FY2014. - NACUBO, 2014.
12. Klyachko T.L., Sinelnikov-Murylev S.G. Strategiya dlya Rossii: obrazovanie [Strategy for Russia: Education]. Moscow: Publ. «Delo» RANEPA, 2018. 118 p.
13. Amirov R.A. Eksport obrazovatel'nyh uslug kak vazhnejshij faktor povysheniya konkurentosposobnosti i ekonomicheskogo razvitiya strany [Export of Educational Services as the Most Important Factor of Competitiveness and Economic Development of the Country], Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting], 2018, No. 8, pp. 71-81. (In Russ.)
14. Otchet EOL. China o tendenciyah otpravki na uchebu za rubezh v 2013 [EOL report. China on the trends of sending to study abroad in 2013]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.eol.cn/html/lx/baogao2013/ pagel.shtml (accessed: 12.03.2019). (In Russ.)
15. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 g. No. 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 g.» [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated of May 7, 2018 «On National Goals and Strategic Tasks for the Russian Federation Development till 2024»]. [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_297432/ (accessed: 21.04.2019) (In Russ.)
16. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2017 [Russian Statistical Yearbook 2017: Statistical Handbook]. Moscow: Rosstat, 2017. 686 p. (In Russ.)
17. Alimuradov M. K., Vlasyuk L. I. Strategirovanie - novaya oblast' professional'nyh znanij [Strategizing as a New Field of Professional Knowledge]., Upravlencheskoe konsul'tirovanie [AdministrativeConsulting], 2017, No. 11, pp. 154-159. (In Russ.)
18. Kvint V.L. K istokam teorii strategii. 200-letie teoreticheskoi raboty generala Zhomini [To sources of the theory of strategy. 200 years of theoretical work of the general of Zhomini]. Saint-Petrburg: Publishing Center of NWIM - branch of RANEPA, 2017. 52 p. (In Russ.)
19. Kvint V. L. Strategirovanie v Rossii i mire: stavka na cheloveka [Strategic Planning in Russia and the World: Importance of Human Interactions], Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2014, No. 11, pp. 15-17.(In Russ.)
20. Kvint V. Strategy for the Global Market: Theory and Practical Applications. New York, London: Routledge-Taylor & Francis, 2015.
21. Strategiya razvitiya vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Strategy of development of higher and secondary vocational education in Russia] [Elektronniy resurs]. Available at: http://old.fa.ru/dep/umo/news/Pages/ 1_11.12.2012.aspx (accessed: 20.03.2019).
22. «Atlas novyh professij» - eto al'manah perspektivnyh otraslej i professij na blizhajshie 15-20 let [«Atlas of new professions» - is an almanac of promising industries and professions for the next 15-20 years] [Elektronniy resurs]. Available at: http://atlas100.ru/about/ (accessed: 09.04.2019). (In Russ.)
23. Kvint V.L. Strategicheckoe ypravlenie i ekonomika na globalnom formirueshemcia rynke [The Global Emerging Market: Strategic Management and Economics]. Moscow: Business Atlas, 2012. 627 p. (In Russ.)
24. Varpaeva I. A., Treushnikov R. V. Byudzhetirovanie deyatel'nosti vuza v ramkah proektno-celevogo pod-hoda k upravleniyu [Budgeting of the Higher Education Institution Activities within the Framework of the Project-Oriented Approach to Management]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet [International Accounting], 2018, Vol. 21, No. 1, pp. 30-34. (In Russ.)
25. Kvint V. L. Razrabotka strategii: monitoring i prognozirovanie vnutrennej i vneshnej sredy [Development of Strategy: Scanning and Forecasting of External and Internal Environments], Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting], 2015, No. 7 (79), pp. 6-11. (In Russ.)
Submitted 24.05.2019; revised 27.06.2019.
About the author:
Rasul A. Amirov, Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor at the chair of economics Address: Dagestan State University of National Economy, 367008, Russia, Makhachkala, D. Ataeva Str. 5 E-mail: [email protected]
Author have read and approved the final manuscript.