Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЯ МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МАКРОПОДСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плетнева Александра Евгеньевна

В статье рассмотрены вопросы стратегического планирования региона, его элементы, понятие стратегии, ее особенности и успешность развития, макроподсистемы стратегического управления регионом. На основе анализа были выделены проблемы стратегического планирования региона, а также выявлены задачи дальнейшего исследования. Проанализировав изученные материалы, мы выделим несколько проблем эффективного стратегического планирования на региональном уровне. Решением этих проблем станет разработка стратегий социально-экономического развития регионов, содержащих приоритеты и цели, которые характеризуют реалистичный образ желаемого будущего, которого может достичь субъект РФ, но определение образа должно включать количественные и (или) качественные показатели достижения плана ценности, отражающие реализацию цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плетнева Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRATEGIC PLANNING OF THE REGION’S DEVELOPMENT

The article considers the issues of strategic planning of the region, its elements, the concept of strategy, its features and success of development, macro-systems of strategic management of the region. Based on the analysis, the problems of strategic planning of the region were identified, as well as the tasks of fur ther research were identified. After analyzing the materials studied, we will highlight several problems of effective strategic planning at the regional level. The solution to these problems will be the development of strategies for the socio-economic development of regions containing priorities and goals that characterize a realistic image of the desired future that a subject of the Russian Federation can achieve, but the definition of the image should include quantitative and (or) qualitative indicators of achieving the value plan that reflect the implementation of the goal.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

УДК 338.266.4 ББК 67.400.7

DOI 10.47475/2618-9852-2021-16311

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

А. Е. Плетнева*

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье рассмотрены вопросы стратегического планирования региона, его элементы, понятие стратегии, ее особенности и успешность развития, макроподсистемы стратегического управления регионом. На основе анализа были выделены проблемы стратегического планирования региона, а также выявлены задачи дальнейшего исследования. Проанализировав изученные материалы, мы выделим несколько проблем эффективного стратегического планирования на региональном уровне. Решением этих проблем станет разработка стратегий социально-экономического развития регионов, содержащих приоритеты и цели, которые характеризуют реалистичный образ желаемого будущего, которого может достичь субъект РФ, но определение образа должно включать количественные и (или) качественные показатели достижения плана ценности, отражающие реализацию цели.

Ключевые слова: регион, стратегия, стратегия местного развития, стратегическое планирование, макроподсистема.

FEATURES OF STRATEGIC PLANNING OF THE REGION'S DEVELOPMENT

A. E. Pletneva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article considers the issues of strategic planning of the region, its elements, the concept of strategy, its features and success of development, macro-systems of strategic management of the region. Based on the analysis, the problems of strategic planning of the region were identified, as well as the tasks of further research were identified. After analyzing the materials studied, we will highlight several problems of effective strategic planning at the regional level. The solution to these problems will be the development of strategies for the socio-economic development of regions containing priorities and goals that characterize a realistic image of the desired future that a subject of the Russian Federation can achieve, but the definition of the image should include quantitative and (or) qualitative indicators of achieving the value plan that reflect the implementation of the goal.

Keywords: region, strategy, local development strategy, strategic planning, macro-subsystem.

Стратегическое планирование и управление страной и ее регионом — это процесс, который включает определение долгосрочных целей социально-экономического развития, вопросов, связанных с достижением этих целей, выделение приоритетных направлений экономического развития, основополагающих принципов механизмов управления, а также инструментов механизмов управления и институциональной системы для обеспечения реализации управленческих решений. Стратегическое планирование является уникальным инструментом в области государственного управления, а также в области права и экономики. Однако по мере того, как региональные экономики становятся все более

интегрированными в систему международных экономических отношений, процесс разработки стратегий должен учитывать роль цели в глобальной экономической структуре [9].

Д. С. Львов, А. Г. Гранберг и А. П. Егоршин определяют стратегическое планирование как процесс разработки плана развития региона с помощью формулирования целей, задач и механизмов управления регионом [5].

Стратегическим планированием является особая форма реальной деятельности человека, начиная от планирования, заканчивая результатом, это разработка стратегических решений, выраженная в виде прогнозов, проектов программ и планов.

Реализация цели и стратегии управления обеспечивает эффективную работу органов управления в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся условиям. В качестве основной цели стратегического планирования можно выявить разработку стратегий развития социально-экономических систем.

Понимание области стратегии развития у вовлеченного лица означает распределение мероприятий и ресурсов для принятия основных долгосрочных стратегических целей, задач и решений в форме, необходимой для их достижения.

Поскольку реорганизация территории требует наличия организации местного самоуправления, стратегического планирования элементов, новое территориальное образование должно стать самодостаточным в финансовом смысле.

Стратегическое планирование региона состоит из нескольких элементов, которые связаны между собой, таких как:

1) формирование целей и критериев развития;

2) классификация проблем региона для их последующего решения;

3) изучение внешней и внутренней среды развития региона;

4) классификация и анализ конкурентных преимуществ региона;

5) выбор альтернативных вариантов развития.

Разработка стратегических планов развития

изучаемого региона является сложной и практической задачей, решение которой возможно совместными усилиями местного руководства и ученых, занимающихся изучением вопросов регионального управления.

В современном понимании стратегия должна, прежде всего:

— содержать четкие цели, достижение которых является объединяющим для участников процесса в достижении общего результата местного развития;

— поощрять общественную инициативу;

— сосредотачивать основные усилия в нужное время в нужном месте;

— предусматривать гибкость поведения в достижении максимального результата;

— вести координированное руководство;

— описывать порядок действий;

— предоставлять гарантированные ресурсы [8].

Успешность стратегии региона будет зависеть

от наличия таких признаков, как:

— организация на основе партнерства и широкого участия;

— достижение высокого уровня общественного консенсуса, эффективности и делового подхода;

— мобилизация большого количества заинтересованных сторон из всех сфер жизнедеятельности общества;

— применение мощного аналитического инструментария;

— понимание того, что от качества одной завершенной фазы процесса стратегического планирования зависит успешность следующей фазы;

— общая согласованность процесса.

С позиции системного подхода регион как объект стратегического управления можно рассмотреть, как совокупность шести взаимосвязанных макроподсистем:

— региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;

— производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме АПК), производящие валовой региональный продукт;

— агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;

— социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;

— финансовая сфера, которая отвечает за обеспечение бюджета региона, за связи экономических отраслей региона с другими регионами;

— управленческая сфера включает в себя различные федеральные, региональные и муниципальные органы власти, реализуемые различные управленческие решения в регионе [10].

Проанализировав понятие и особенности стратегического управления регионом, рассмотрев точки зрения различных ученых на формирование стратегий развития регионом, можно выделить некоторые проблемы, которые возникают при стратегическом управлении определенным регионом.

Все организационные вопросы можно объединить в одну главную проблему, которая заключается в разнице между полномочиями, выделяемыми государственным и муниципальным учреждениям, и ресурсами (финансовыми, кадровыми и т. д.), выделяемых на осуществление этих полномочий.

Наличие экономических проблем при стратегическом планировании региона можно связать с различием между форматом, в котором государство готово принимать инвестиции, и форматом, в котором предприниматели готовы рассматривать себя как способ заработать деньги. Ранее механизмы государственно-частного партнерства редко внедрялись, и крупные компании неохотно в них участвовали. Это было связано с тем, что государственные программы часто непривлекательны для инвесторов, поскольку их интересы не учитываются при постановке

стратегических целей. Однако в настоящее время все чаще предприниматели участвуют в проектах государственно-частного партнерства, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие региона.

Экономические проблемы региона связаны с тем, что наблюдается падение доходов населения. По данным Росстата доходы россиян в I квартале 2021 года упали на 3,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Уменьшение наблюдается четвёртый квартал подряд. За семь последних лет доходы россиян упали на 10,6 %. По оценкам МВФ, по ВВП на душу населения с 2010 года Россия переместилась с 56-го места на 68-е [5].

В целом правовые вопросы характеризуются отсутствием детализации и формы в общей правовой базе процесса стратегического планирования. В законодательной среде наблюдаются существенные недоработки в региональном законодательстве относительно стратегического планирования, а это, в свою очередь, приводит к противоречиям.

В 2015-2017 годах была сформирована основа регулирования правовых актов, являющаяся базовой для процессов стратегического планирования и управления, в соответствии с которыми осуществляется мониторинг и контроль за реализацией документов стратегического планирования.

Стратегическое управление регионом совершенствуется за счет правового регулирования, которое оказывает влияние на вопросы формулирования целей и задач планирования, на показатели программ планирования. В настоящее время наиболее актуально развитие цифровых процессов, которые влияют на оценку и развитие систем стратегического планирования регионом.

В перспективной задаче дальнейших исследований представляется необходимым проанализировать показатели социально-экономического развития, так или иначе характеризующие экономику региона, чтобы разделить их на категории, которые будут учитывать, насколько эти экономические показатели отражают реальную действительность развития региона.

Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать следующие выводы: совершенствование системы регионального стратегического планирования на основе ряда показателей социально-экономического развития позволит реализовать решения с точки зрения наличия соответствующих финансовых и экономических возможностей в регионе, заинтересованности в коммерческих структурах, расположенных в регионе, и решения проблем в области, для усиления стратегической деятельности региона

также может быть перенаправлено на реализацию приоритетов страны, для решения проекта между проблемами, которые важны для каждой отдельной производственной области, но могут быть решены только на основе взаимодействия между ними.

Проанализировав изученные материалы, мы выделим несколько проблем эффективного стратегического планирования на региональном уровне. Итак, на сегодняшний день к числу проблем стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития на региональном уровне можно отнести:

— отсутствие единого методологического и категориального аппарата устойчивого социально-экономического развития региона;

— отсутствие стратегий социально-экономического развития на федеральном уровне;

— общая тенденция к принятию новых стратегий социально-экономического развития региона, а также частые изменения в них нарушают принципы долгосрочных планов [3].

Решением этих проблем станет разработка стратегий социально-экономического развития регионов, содержащих приоритеты и цели, характеризующих реалистичный образ желаемого будущего, которого может достичь субъект РФ, но определение образа должно включать количественные и (или) качественные показатели достижения плана ценности, отражающие реализацию цели

Для повышения экономической специализации области необходимо, прежде всего, сохранить и компенсировать выпадающие факторы элементов местной конкурентоспособности, а также новое социальное измерение экономического развития (с акцентом на накопление человеческого капитала и развитие социальной инфраструктуры) [4].

По сути, план действий по реализации стратегии является документом, тесно связанным со стратегией, но, конечно, не повторяющим ее. Его роль состоит в том, чтобы усовершенствовать стратегию и подробно раскрыть цели и задачи, шаг за шагом реализуемые. План работы можно интерпретировать как «дорожную карту» для реализации стратегии, устанавливающую цели и задачи, содержащиеся в стратегии, на каком этапе необходимо достичь/решить [7].

В отличие от стратегии, определенные виды деятельности могут идолжны быть включены в план. Кроме того, план служит связующим звеном между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами, обеспечивая «связь» со стратегией муниципальной программы [1].

Таким образом, стратегия социально-экономического развития может принести пользу

обществу только в том случае, если она осуществляется муниципалитетом населения в качестве «социального контракта», согласие на продукт отвечает интересам каждого. А это, в свою очередь, необходимо для активного участия всех

должностных лиц в этом процессе на начальном этапе стратегии развития, и не стоит спешить отказываться от существующей стратегии, когда политическая ситуация меняется на местном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головина, Т. А. Цифровая трансформация публичного управления в России / Т. А. Головина, А. В. Щеголев // Лидер (Люди. Идеи. Достижения. Единство. Результат) : сб. ст. I Управленческого форума Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. — Сургут : Сургутский гос. ун-т, 2019. — С. 22-26.

2. Грищук, В. А. Стратегическое планирование в муниципальном образовании : учеб. пособие / В. А. Гри-щук. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2016. — 119 с.

3. Доменко, Ю. Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю. Ю. Доменко, И. С. Упоров, Н. Н. Малькова // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 23. — С. 2265-2269.

4. Карпов, В. В. Развитие подходов к стратегическому планированию устойчивого социально-экономического развития Омской области / В. В. Карпов, Р. И. Чупин // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2020. — № 4 (36). — С. 27-33.

5. Когда в экономике не всё идёт по плану. — URL: https://www.pravda.ru/economics/1616719-ekonomik/?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения 14.05.2021).

6. Львов, Д. С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д. С. Львов, А. П. Егоршин, А. Г. Гран-берг. — Москва : Экономика, 2005. — 603 с.

7. Меркулов, А. В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования: управленческий аспект / А. В. Меркулов // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — № 28 (2). — С. 163-169.

8. Мустафаева, У. С. Основные понятия и принципы стратегического управления и стратегического планирования местного развития / У. С. Мустафаева // Стратегии социально-экономического развития Северного региона Крыма до 2020 года : материалы I Всеросс. науч.-практ. конф. — Армянск, 2017. — С. 122-126.

9. Новоселов, А. С. Проблемы оценки показателей стратегического планирования социально-экономического развития региона / А. С. Новоселов, А. В. Фалеев // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2020. — № 1 (61). — URL: https://eee-region.ru/article/6101/ (дата обращения: 25.05.2021).

10. Токарева, П. В. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона: проблемы и перспективы развития / П. В. Токарева, Ю. Ю. Доменко // Московский экономический журнал. — 2020. — № 12. — С. 12.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Плетнева Александра Евгеньевна — магистрант Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. aleksandra.pletneva.98@mail.ru

*Научный руководитель: Грищук Владимир Андреевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. vova_303@mail.ru

REFERENCES

1. Golovina T. A., Schegolev A. V. Cifrovaya transformaciya publichnogo upravleniya v Rossii [Digital transformation of public administration in Russia]. Lider (Lyudi. Idei. Dostizheniya. Edinstvo. Rezul'tat) [The leader (People. Ideas. Progress. Unity. Result)]. Surgut, Surgut gos. un-t, 2019. Pp. 22-26. (In Russ).

2. Grishchuk V. A. Strategicheskoe planirovanie v municipal>nom obrazovanii [Strategic planning in municipal education: studies. stipend]. Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2016. 119 p. (In Russ).

3. Domenko Yu. Yu., Uporov I. S., Mal'kova N. N. Social'no-ekonomicheskoe razvitie regiona na osnove effektivno-go strategicheskogo planirovaniya [Socio-economic development of the region based on effective strategic planning]. Innovacii. Nauka. Obrazovanie [Innovations. The science. Education], 2020, no. 23, pp. 2265-2269. (In Russ).

4. Karpov V. V., Chupin R. I. Razvitie podhodov k strategicheskomu planirovaniyu ustojchivogo social'no-ekonomi-cheskogo razvitiya Omskoj oblasti [Development of approaches to strategic planning of sustainable socio-economic development of the Omsk region]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij [Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies], 2020, no. 4 (36), pp. 27-33. (In Russ).

5. Kogda v ekonomike ne vsyo idyot po planu. [When the economy is not going according to plan]. Available at: https://www.pravda.ru/economics/1616719-ekonomik/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_refer-rer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D, accessed 14.05.2021. (In Russ.).

6. L'vov D. S., Egorshin A. P., Granberg A. G. Strategicheskoe upravlenie: region, gorod, predpriyatie [Strategic management: region, city, enterprise]. Moscow, Ekonomika, 2005. 603 p. (In Russ).

7. Merkulov A. V. Strategicheskoe planirovanie social'no-ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya: upravlencheskij aspekt [Strategic planning of socio-economic development of a municipality: a managerial aspect]. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya [Natural sciences and humanities research], 2020, no. 28 (2), pp. 163-169. (In Russ).

8. Mustafaeva U. S. Osnovnye ponyatiya i principy strategicheskogo upravleniya i strategicheskogo planirovaniya mestnogo razvitiya [Basic concepts and principles of strategic management and strategic planning of local development]. [Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severnogo regiona Kryma do 2020 goda trategies for the socio-economic development of the Northern region of Crimea until 2020]. Armyansk, 2017, pp. 122-126. (In Russ).

9. Novoselov A. S., Faleev A. V. Problemy ocenki pokazatelej strategicheskogo planirovaniya social'no-ekonomich-eskogo razvitiya regiona [Problems of evaluation of indicators of strategic planning of socio-economic development of the region]. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal [Regional Economics and Management: an electronic scientific journal,. 2020, no. 1 (61), available at: https://eee-region.ru/article/6101/, accessed 25.05.2021 (In Russ.).

10. Tokareva P. V., Domenko Yu. Yu. Strategicheskoe planirovanie social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: problemy i perspektivy razvitiya [Strategic planning of socio-economic development of the region: problems and prospects of development]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 2020, no. 12, p. 12 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.