Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ИННОВАЦИИ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Михаил Тимофеевич, Абазиева Камилла Григорьевна, Самыгин Сергей Иванович

Авторы статьи отмечают, что в последние десятилетия высшее образование в России пребывает в состоянии реформирования. Реформирование затрагивает и управление высшим учебным заведением. В связи с этим авторы работы в рамках данной статьи обращаются к рассмотрению инноваций в принятии управленческих решений в системе высших образовательных учреждений. По мнению авторов, инновации в управления вузом представляют собой методы управления системой высшего учебного заведения, которые позволяют организации достигать высоких результатов, применяя меньшее количество ресурсов. Среди инноваций авторы работы выделяют: структурно-управленческие, изменения организационно-правовой формы вуза, краудсорсинг и бенчмаркинг. Применение тех или иных инноваций в управлении вузом должны быть соотнесены со стратегиями планирования по развитию, на основе анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Михаил Тимофеевич, Абазиева Камилла Григорьевна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN MAKING MANAGEMENT DECISIONS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The authors of the article note that in recent decades, higher education in Russia has been in a state of reform. The reform also affects the management of a higher education institution. In this regard, the authors of the work within the framework of this article turn to the consideration of innovations in making managerial decisions in the system of higher educational institutions. According to the authors, innovations in university management are methods of managing the system of a higher education institution that allow an organization to achieve high results using fewer resources. Among the innovations, the authors of the work highlight: structural and managerial, changes in the organizational and legal form of the university, crowdsourcing and benchmarking. The use of certain innovations in university management should be correlated with development planning strategies based on an analysis of the internal and external environment of an educational institution of higher education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 18-22 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):18-22

Проблемы управления

Научная статья УДК 33.338

doi: 10.22394/2079-1690-2021-1-4-18-22

ИННОВАЦИИ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Михаил Тимофеевич Белов1, Камилла Григорьевна Абазиева2, Сергей Иванович Самыгин3

1 2, 3Ростовский государственный! экономический! университет (РИНХ], Ростов-на-Дону, Россия

ibelov717@yandex.ru

2abazieva_kamilla@mail.ru

3serq1952@mail.ru

Аннотация. Авторы статьи отмечают, что в последние десятилетия высшее образование в России пребывает в состоянии реформирования. Реформирование затрагивает и управление высшим учебным заведением. В связи с этим авторы работы в рамках данной статьи обращаются к рассмотрению инноваций в принятии управленческих решений в системе высших образовательных учреждений. По мнению авторов, инновации в управления вузом представляют собой методы управления системой высшего учебного заведения, которые позволяют организации достигать высоких результатов, применяя меньшее количество ресурсов. Среди инноваций авторы работы выделяют: структурно-управленческие, изменения организационно-правовой формы вуза, краудсор-синг и бенчмаркинг. Применение тех или иных инноваций в управлении вузом должны быть соотнесены со стратегиями планирования по развитию, на основе анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения высшей школы.

Ключевые слова: инновации, управление, управленческие решения, инновации в управлении, инновационное развитие, управление организацией, образование, высшая школа, инновационное обеспечение образовательного процесса

Для цитирования: Белов М. Т., Абазиева К. Г., Самыгин С. И. Инновации в принятии управленческих решений в системе высших образовательных учреждений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 18-22. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-18-22.

Problems of Management

Original article

INNOVATIONS IN MAKING MANAGEMEN T DECISIONS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Mikhail T. Belov1, Ramilla G. Abazieva2, Sergey I. Samygin3

1 2, 3Rostov state economic university (RINH), Rostov-on-Don, Russia

ibelov717@yandex.ru

2abazieva_kamilla@mail.ru

3serq1952@mail.ru

Abstract. The authors of the article note that in recent decades, higher education in Russia has been in a state of reform. The reform also affects the management of a higher education institution. In this regard, the authors of the work within the framework of this article turn to the consideration of innovations in making managerial decisions in the system of higher educational institutions. According to the authors, innovations in university management are methods of managing the system of a higher education institution that allow an organization to achieve high results using fewer resources. Among the innovations, the authors of the work highlight: structural and managerial, changes in the organizational and legal form of the university, crowdsourcing and benchmarking. The use of certain innovations in university management should be correlated with development planning strategies based on an analysis of the internal and external environment of an educational institution of higher education.

Keywords: innovation, management, management decisions, innovation in management, innovative development, organization management, education, high school, innovative support of the educational process

For citation: Belov M. T., Abazieva K. G., Samygin S. I. Innovations in making management decisions in the system of higher educational institutions. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4):18-22. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-18-22.

© Белов М. Т., Абазиева К. Г., Самыгин С. И., 2021

Проблемы управления

Белов М. Т., Абазиева К. Г., Самыгин С. И. Инновации в принятии управленческих решений...

В последние десятилетия мы активно наблюдаем за трансформациями, которые происходят в различных социальных институтах. Данные изменения связаны с тем, что вызовы социальной реальности побуждают социальные институты давать определенную обратную реакцию на то, что происходит в обществе. Институт образования не является исключением и активно реагирует на все внешние изменения. В последние десятилетия высшее образование в России пребывает в состоянии реформирования: введение трехуровневой системы образования в России (бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации], формирование и внедрение компетент-ностного подхода в обучении студентов, выстраивание профессиональных траекторий студенческой молодежи, использование различных инновационных технологий в процессе обучения в высшей школе, регулярное обновление ФГОС по различным направлениям обучения, использование вузами собственных стандартов обучения по определенным направлениям обучения, перевод ключевых направлений деятельности на проектную основу, развитие академической мобильности среди обучающихся вузов, а также развитие системы прогнозирования и поддержки принятия управленческих решений для вузовского образования1.

Все внедряемые изменения в образовательном пространстве вузов направлены на улучшение качества образования. На наш взгляд, улучшение качества образования напрямую зависит от инноваций в управлении в системе высших образовательных учреждений, поскольку именно новые методики и технологии в управлении образовательным учреждением помогают высшей школе выходить на новый уровень, быть эффективным драйвером экономического развития страны.

В связи с тем, что тема реформирования высшего образования является актуальной и значимой, вполне естественно, что к проблеме реформирования обращаются многие исследователи. Когнитивный интерес исследователей направлен на проблему объединения вузовского и послевузовского образования, формирование стратегий непрерывного образования, ориентированность современной системы образования на рынок труда [1; 2]. Предметом исследований ученых становится компетентностный подход в обучении [3; 4; 5]. Огромный интерес у исследователей вызывают инновационные технологии в образовательном пространстве вуза [6]. В связи с реформированием института образования, ученые обращают свое внимание на вопросы системы управления образовательной организацией, осуществляя поиск моделей и стратегий эффективного управления вузом [7; 8; 9].

Анализ научных источников по выбранному проблемному полю показал, что рассмотрение вопросов реформирования высшего образования является очень актуальным направлением в рамках социогуманитарных исследований. В связи с реформированием системы высшего образования важно понимать, какие новации в управлении вузом могут повлиять на повышение качества образования, а также повысить конкурентоспособность вуза среди других учебных заведений. В связи с этим в рамках данной научной работы мы обращаемся к рассмотрению инноваций в принятии управленческих решений в системе высших образовательных учреждений.

Для того, чтобы понять, что включают в себя инновации в управлении вузом, обратимся к тому, что подразумевает под собой термин «инновации». «Инновации - это новшества, нововведения в промышленных, институциональных, финансовых, научно-технических и других областях» [10]. Управленческие инновации - это практики и технологии, которые организация использует как замену реализующимся механизмам управления, что позволяет улучшить выполнение поставленных перед сотрудниками организации задач [11]. Исходя из приведенных определений, инновации в управлении институтом образования представляют собой методы управления системой высшего учебного заведения, которые позволяют организации достигать высоких результатов, применяя меньшее количество ресурсов [12].

Для эффективного управления вузом выделяют такие черты управления, как контакт с потребителями образовательных услуг, небольшой управленческий штат и простые формы управления вузом [13]. Эффективное управление вузом подразумевает «обратную связь» между выпускниками и вузами. К такой «обратной связи» вуза и выпускников учебного заведения можно отнести мониторинг трудоустройства выпускников вузов, который ежегодно проводится высшими учебными заведениями. Во многих вузах существуют отделы, департаменты, центры карьеры, которые помогают студентам пройти практику и трудоустроиться после окончания вуза, также в рамках их работы выполняется и мониторинг трудоустройства выпускников. Особой важностью для управления вузом обладает постоянное взаимодействие высших учебных заведений, которые обучают студентов знаниям, умениям, навыкам, необходимым им для профессиональной деятельности

1 Бюллетень о сфере образования. Реформа высшего образования: отечественный и зарубежный опыт (июнь 2017). URL: https://ac.gov.ru/pubHcations/topics/topic/4411?page=2

Problems of Management

Belov M. T., Abazieva K. G., Samygin S. I. Innovations in making management decisions...

с учреждениями, предприятиями, организациями, которые трудоустраивают выпускников вузов после получения профессионального образования. Данное взаимодействие может быть связано с созданием базовых кафедр в вузе от определенных предприятий, сотрудничество учебного заведения с организацией посредством заключения целевых договоров, создание технопарков на базе учебных заведений, включение работодателей в члены государственных аттестационных комиссий, написание выпускных квалификационных работ студентов по заказам работодателей. Именно эти механизмы помогают обучающимся получить прикладные навыки для успешного трудоустройства и качественного выполнения профессиональной деятельности.

Среди инноваций в принятии управленческих решений в системе высших образовательных учреждений можно выделить структурно-управленческие инновации, изменения организационно-правовой формы вуза, краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений в вузе и бенчмаркинг.

Касаясь структурно-управленческих инноваций в вузе можно отметить такие, как внедрение новых форм (создание внутри вуза академий, институтов, укрупнение кафедр внутри структурных подразделений, формирование дирекций институтов и академий, назначение руководителей основных профессиональных образовательных программ] и методов организации труда в высшем учебном заведении (проведение онлайн-курсов дисциплин, введение дистанционных форм работы со студентами] [14; 15]. К структурно-управленческим инновациям можно отнести экономические новации: заключение эффективных контрактов с фиксацией целевых показателей сотрудников, оценка студентами работы профессорско-преподавательского состава в рамках индивидуального рейтинга сотрудников вуза. Также можно отметить, что к структурно-управленческим инновациям можно отнести социальные нововведения. Например, предоставление мест в общежитиях молодым ученым, прохождение оплачиваемых стажировок.

К изменениям организационно-правовой формы вуза необходимо отнести создание новых по своей правовой сути структур, например, создание автономных учреждений. К одним из инноваций в управлении вузом можно отнести краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений в вузе и бенчмаркинг. Краудсорсинг в высшем учебном заведении представляет собой привлечение профессорско-преподавательского состава к решению задач через усиление их творческой активности. Например, совместное проведение (администрация вуза и рабочая группа] опроса-мониторинга или фокус-группы по удовлетворенности работников вуза условиями труда, что поможет администрации вуза выработать дальнейшие управленческие решения по данному вопросу. Бенчмаркинг позволяет высшему учебному заведению проанализировать лучшие практики и адаптировать их в условиях работы конкретного вуза. К примеру, сейчас важно и актуально развитие сквозных технологий, которые ориентированы на формирование рынков будущего, сделана ставка на взаимодействие корпораций с научными и образовательными организациями. В связи с этим, вузы стремятся к применению сквозных технологий. В настоящее время в Иннополисе разработана и начала реализовываться программа дополнительного профессионального образования. На практических занятиях слушатели, куда входят и преподаватели вузов, смогут проанализировать образовательные программы высшего образования, а также получат обратную связь от экспертов по обновленным рабочим программам дисциплин (РПД) с целью внедрения в данные документы необходимых цифровых компетенций, которым должен обучиться студент в течение своей подготовки в высшей школе.

Исходя из проведенного анализа, мы видим, что инновации в управлении вуза опираются на педагогическую, социальную, экономическую и организационно-управленческую системы. Подчеркнем, что инновации в принятии управленческих решений в системе высших учебных заведений должны быть соотнесены со стратегиями планирования по развитию, на основе анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения высшей школы. На наш взгляд, комплексное использование инноваций позволит вузу добиваться наивысших результатов.

Список источников

1. Старыгина А. М. Институциональные изменения в Российской системе высшего образования в контексте модернизации // Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. №2 (199]. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/institutsionalnye-izmenemya-v-rossiyskoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii (дата обращения: 07.10.2021].

2. Кротенко Т. Ю. Выбор стратегии непрерывного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №7 (41]. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-strategii-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.10.2021].

2G

State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4)

Проблемы управления

Белов М. Т., Абазиева К. Г., Самыгин С. И. Инновации в принятии управленческих решений...

3. Русинова Н. П. Готовность обучающихся к реализации проектной технологии как условие формирования профессиональной компетентности // Ученые записки ЗабГУ. 2018. № 6. С. 44-51.

4. Резник С. Д., Вдовина О. А. Профессиональные компетенции преподавателя современного университета: механизмы управления формированием и развитием // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2017. № 1. С. 67-83.

5. Бондин В. И., Латышева А. Т., Самыгин С. И. Формирование компетенций преподавателя высшей школы: компетентностная парадигма образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 3. С. 19-22.

6. Косицкая Ф. Л. Основные тренды в современном российском высшем образовании (по материалам зимней школы преподавателей - 2020] // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-trendy-v-sovremennom-rossiyskom-vysshem-obrazovanii-po-materialam-zimney-shkoly-prepodavateley-2020 (дата обращения: 08.10.2021].

7. Шишлова Е. Э., Мирзоева А. М. Университет как конкурентоспособная образовательная организация // Высшее образование в России. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-kak-konkurentosposobnaya-obrazovatelnaya-organizatsiya (дата обращения: 08.10.2021).

8. Хван В. В., Бринза В. В., Филиппов Д. В. Реорганизация университета и трансформация структуры управления его социальным комплексом // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 4 (116). С. 40-51.

9. Майер Г. В. Исследовательский университет: принципы, среда, инновации, традиции. Исторический аспект // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 6-12.

10. Грищенков А. И., Дмитриева Е. А., Легченко М. А. Инновации - определение, классификация, стадии // Вестник БГУ. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-opredelenie-klassifikatsiya-stadii (дата обращения: 09.10.2021).

11. Гребнев Е. Т. Управленческое нововведение. М.: Экономика, 1985. 159 с.

12. Ермакова С. Г. Взаимосвязь стратегий инновационного развития высшего учебного заведения и качества образования выпускников // Вестник Академии. 2015. № 2. С. 18-25.

13. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Под ред. Л.И. Евенко. М., 1996.

14. Гафиатулина H. X., Абдулаева Э. С., Самыгин С. И. Специфика онлайн-обучения в российском образовательном пространстве высшей школы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 24-28.

15. Karapetyan E. A., Gafiatulina N. Kh., Efimova V. M., Yaksa N. V., Luginina A. G., Prokhorenko O. N. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society // Revista Genero e Direito. 2020. Т. 9. № 4. С. 830-845.

References

1. Starygina A. M. Institutional changes in the Russian system of higher education in the context of modernization. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2017;(2). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-izmeneniya-v-rossiyskoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii [Accessed 07.10. 2021]. (In Rus.).

2. Krotenko T. Yu. The choice of a strategy for lifelong education. Innovacionnaya ekonomika: per-spektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative economy: prospects for development and improvement. 2019;7(41). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-strategii-nepreryvnogo-obrazovaniya [Accessed 07.10. 2021]. (In Rus.].

3. Rusinova N. P. The readiness of students to implement project technology as a condition for the formation of professional competence. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Pedagogicheskie nauki = Scientific notes of ZabGU. Series: Pedagogical Sciences. 2018;(6):44-51. (In Rus.].

4. Reznik S. D., Vdovina O. A. Professional competencies of a teacher of a modern university: mechanisms of management of formation and development. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie = Bulletin of Moscow University. Series 20. Pedagogical education. 2017;(1):67-83. (In Rus.].

5. Bondin V. I., Latysheva A. T., Samygin S. I. Formation of the competencies of a higher school teacher: the competence paradigm of education. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, socio-economic and social sciences. 2020;(3]:19-22. (In Rus.].

Problems of Management

Belov M. T., Abazieva K. G., Samygin S. I. Innovations in making management decisions...

6. Kositskaya F. L. The main trends in modern Russian higher education (based on the materials of the winter school for teachers - 2020). Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review = Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2020;(3). Available from:

https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-trendy-v-sovremennom-rossiyskom-vysshem-obrazovanii-po-materialam-zimney-shkoly-prepodavateley-2020 [Accessed 08.10. 2021]. (In Rus.).

7. Shishlova E. E., Mirzoeva A. M. University as a competitive educational organization. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2016;(4). Available from:

https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-kak-konkurentosposobnaya-obrazovatelnaya-organizatsiya [Accessed 08.10. 2021]. (In Rus.)

8. Khvan V. V., Brinza V. V., Filippov D. V. Reorganization of the university and transformation of the management structure of its social complex. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2018;(4):40-51. (In Rus.).

9. Mayer G. V. Research University: Principles, Environment, Innovation, Tradition. Historical aspect. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2021;(2):6-12. (In Rus.).

10. Grishchenkov A. I., Dmitrieva E. A., Legchenko M. A. Innovations - definition, classification, stages. Vestnik BGU = Bulletin of BSU. 2014;(3). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-opredelenie-klassifikatsiya-stadii [Accessed 07.10. 2021]. (In Rus.).

11. Grebnev E. T. Management innovation. Moscow: Economics;1985. (In Rus.).

12. Ermakova S. G. The relationship between the strategies of innovative development of a higher educational institution and the quality of education of graduates. Vestnik Akademii = Bulletin of the Academy. 2015;(2):18-25. (In Rus.).

13. Peters T., Waterman R. In search of effective management. Moscow; 1996. (In Rus.).

14. Gafiatulina N. Kh., Abdulaeva E. S., Samygin S. I. The specifics of online education in the Russian educational space of higher education. Gymanitarnye, socialno-ekonomicheskie i obchestvennye nayki = Humanities, socio-economic and social sciences. 2020;(6):24-28. (In Rus.).

15. Karapetyan E. A., Gafiatulina N. Kh., Efimova V. M., Yaksa N. V., Luginina A. G., Prokhorenko O. N. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society. Revista Género e Direito. 2020;9(4):830-845.

Информация об авторах

M. Т. Белов - канд. социолог. наук, доц., зав. кафедрой «Управление персоналом и социология»; К. Г. Абазиева - докт. экон. наук, проф. кафедры «Управление персоналом и социология»; С. И. Самыгин - докт. социолог. наук, проф. кафедры «Управление персоналом и социология».

Information about the authors

M. T. Belov - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Personnel Management and Sociology;

K. G. Abazieva - Doctor of Economics, Professor of the Department of Personnel Management and Sociology; S. I. Samygin - Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department of Personnel Management and Sociology.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.10.2021; одобрена после рецензирования 02.11.2021; принята к публикации 03.11.2021.

The article was submitted 18.10.2021; approved after reviewing 02.11.2021; accepted for publication 03.11.2021

22

State and Municipal Management. Scholar Notes. 2021;(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.