Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЮГА СИБИРИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЮГА СИБИРИ Текст научной статьи по специальности «Рыбное хозяйство. Аквакультура»

CC BY
0
0
Поделиться
Ключевые слова
стратегическое планирование / технологическое развитие / рыбоперерабатывающий завод / аквакультура / импортозамещение.
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЮГА СИБИРИ»

Борисов Д. В.

к.э.н., н. с.

Борисова О. В.

д.э.н., доцент, гл.н.с. Алтайской лаборатории СибНИИЭСХ СФНЦА РАН

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЮГА СИБИРИ

Ключевые слова: стратегическое планирование, технологическое развитие, рыбоперерабатывающий завод, аквакультура, импортозамещение.

Keywords: strategic planning, technological development, fish processing plant, aquaculture, import substitution.

Рыбопромышленный комплекс Российской Федерации играет значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, его деятельность должна быть направлена на формирование в России инновационно-ориентированной экономики, способной формировать экономическую независимость и обеспечить конкурентоспособность экономики нашей страны, защиту национальных интересов на мировом продовольственном рынке и достойный уровень жизни населения. Однако достижение этих целей невозможно без стратегического планирования и управления технологическим развитием отрасли.

Стратегическое планирование развития рыбопромышленного комплекса основывается на ряде программных документов, разработанных для отрасли и для агропромышленного комплекса в целом. Основой стратегического планирования развития агропромышленного комплекса является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»1, выполнение которой идёт достаточно сложно, несмотря на принятие ряда подпрограмм и увеличение их государственного финансирования. По итогам кассового исполнения ресурсного обеспечения Государственной программы в 2016 году неосвоенные средства федерального бюджета в размере 5151,8 млн. руб. были возвращены на счета Федерального казначейства. По мнению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, основными причинами неосвоения средств федерального бюджета в полном объеме являются несвоевременное представление субъектами Российской Федерации необходимого для получения субсидий пакета документов, несоблюдение достаточного объема финансирования в целях обеспечения уровня софинансирования расходных обязательств субъектами Российской Федерации и др.2 Импорт рыбы и морепродуктов сократился в 2016 г. на 10,6% (до 358,6 тыс. т) и составил в 2016 г. 6,5% от всего импорта продовольственных товаров. В 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года выросли объемы экспортных поставок из Российской Федерации мороженой рыбы - на 9% (до 1316,8 тыс. т).

Стратегические цели развития агропромышленного комплекса определяются на основе Доктрины продовольственной безопасности, согласно которой население страны должно быть обеспечено безопасной рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов, при этом устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов должно производиться в объёмах не менее установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов3. В рамках выполнения задач военно-экономического обеспечения обороны, поставленных в Военной доктрине РФ, задачей отрасли является сохранение и обновления несни-жаемых запасов продовольственных товаров4. Активное освоение Арктических регионов РФ будет проходить на основе специальной государственной программы, среди задач которой: повышение качества жизни населения, разработка средств для надёжного функционирования систем жизнеобеспечения, к которым относится и устойчивое обеспечение продовольствием5.

1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - http://www.mcx.ru

2 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - http://www.mcx.ru

3 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 120 от 01.02.2010 г. / Администрация Президента РФ. - http://kremlin.ru ^^/6752

4 Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5.02.2010 г. -http://www.kremlin.ru/ref_notes/461

5 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366. - http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html

Учитывая названные цели, были определены задачи развития в Российской Федерации рыболовства и рыбоводства в «Стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года»1. В ней намечено к 2020 г. увеличить душевое потребление рыбы в стране до 17-17,5 кг, в том числе за счёт аквакультуры до 5-6 кг (по нормам потребления - 25 кг в год - из-за отсталости отрасли достигнуть достаточно быстро невозможно).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В 2016 году общий улов рыбы и добыча других водных биоресурсов в России составили 4812 тысяч тонн, увеличившись за год на 6,8%. Основную долю в структуре улова составляет рыба - 94,3% в натуральном выражении, или 4525 тысяч тонн, примерно 40% экспортируют. Переработанную рыбу закупают по импорту уже по более высоким ценам. Это связано с тем, что производителям становится невыгодно поставлять товары на внутренний рынок по более низкой цене. Поставки продукции на экспорт являются более выгодными. В 2016 году потребление рыбы в России снизилось с 22,3 до 19 килограммов на человека по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составило 76% от медицинской нормы питания. Основная причина снижения потребления рост цен на рыбную продукцию: импортная рыба подорожала в среднем на 30% из-за увеличения затрат на доставку и изменения валютного курса, отечественная рыба подорожала в среднем на 15%2.

В 2016 году снизилась переработка рыбы и выпуск рыбы живой, свежей или охлажденной составил 902 тыс. тонн или 76,9% по отношению к предыдущему году. Производство ракообразных немороженных составило в 2016 г. 52,2 тыс. тонн или 78,0% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года3.

Благодаря такой ценовой политике в 2016 году оборот организаций рыболовства и рыбоводства составил 290,9 млрд. рублей, что в действующих ценах на 11,1% больше, чем в 2015 году. Согласно данным Росстата, сальдированный финансовый результат организаций рыбной отрасли в действующих ценах составил 83 млрд. рублей, что на 43% больше показателя 2015 года. За данный период прибыль организаций отрасли выросла на 30,2% - до 83,3 млрд. рублей. Доля прибыльных организаций за 2016 год составила 88,1 против 82,3% в 2015 году. Объем валовой добавленной стоимости в рыбной отрасли в основных ценах за 2016 год составил 217,8 млрд. рублей, что на 6,6% больше 2015 года. Вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП Российской Федерации составил 218 млрд. рублей, на 7% больше 2015 года4.

В этих условиях возрастает роль развития аквакультуры на континентальных территориях России, объем производства которой в 2016 г. составил 173,9 тыс. тонн, посадочного материала - 31,3 тыс. тонн. В первом полугодии 2017 года продукция аквакультуры превысила 71 тыс. тонн, что на 12% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Это объясняется позитивной динамикой совершенствования нормативной базы в соответствии с правоприменительной практикой по формированию рыбоводных участков и предоставление их в пользование. Государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предусмотрено увеличение объема производства продукции аквакультуры к 2020 году до 232,2 тыс. т5.

Структура отрасли по территории России неравномерна: практически половина предприятий отрасли расположена в Дальневосточном федеральном округе, 14,5 % - в Северо-Западном федеральном округе, доля Сибирского федерального округа составляет 6,0%.

Богатейшие водные ресурсы Сибирского федерального округа позволяют развивать разнообразные направления аквакультуры, которая специализируется на разведении и выращивания различных видов рыб. В товарной аква-культуре в настоящее время развиваются три основных направления: прудовое, индустриальное и пастбищное рыбоводство, приобретает популярность разведение и других водных животных - креветок, моллюсков и растений. Во многих регионах особое внимание уделяют осетроводству.

Производство ракообразных в Сибирском федеральном округе 2010 г. по 2012 г. увеличилось на 30%, но в последующий период снизилось и в настоящее время составляет 1034 тонн, новых предприятий по производству продукции данного вида не открывается.

За анализируемый период общая численность предприятий и организаций Сибирского федерального округа, работающих в сфере рыбоводства (аквакультуры) увеличилась на 55,2 %, количество предприятий в сфере рыбоводства увеличилось с 143 до 222 или в полтора раза. В Сибирском федеральном округе открылись предприятия данной отрасли во всех регионах, за исключением Республики Тыва и Омской области6. Больше всего рыбоводческих предприятий сосредоточено в Новосибирской области - 59, Алтайском крае - 40, Кемеровской области - 26. Однако в основном это малые предприятия.

В целом по Российской Федерации численность работников в сфере рыбоводства сократилась за 10 лет на 12,1%, в Сибирском федеральном округе, напротив, увеличилась на 46,8%. Наибольшее увеличение: в Алтайском крае -в 2,9 раза, в Красноярском крае - в 2 раза, в Кемеровской, Омской областях и Республике Хакассия - в 1,6 раза. Со-

1 Стратегия развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года. - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_98465/

2 Луцева-Эр О. Обзор российского рынка рыбы и рыбной продукции. - http://www.foodmarket.spb.ru/current.php?article=2444

3 Социально-экономическое положение России. 2016 год. Уточнённые итоги / Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/social/Utoch-osn-12-2016.pdf

4 В 2016 году прибыль организаций рыболовства и рыбоводства в России выросла на 30,2% до 83,3 млрд. рублей. - http:// fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/17494-v-2016-godu-pribyl-organizatsij-rybolovstva-i-rybovodstva-v-rossii-vyrosla-na-30-2-do-83-3-mlrd-rublej

5 Об аквакультуре. - http://fish.gov.ru/otraslevaya-deyatelnost/akvakultura

6 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с. - Раздел 15.1

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

кращение численности работающих в отрасли «рыбоводство» произошло в Республике Тыва, Забайкальском крае, Иркутской и Томской областях.

Наиболее активно наращивается производство товарной рыбы в Иркутской области: с 2012 года производство увеличилось более чем в три раза. В 2016 году выращена 71 тонна товарной рыбы и 57 тонн икры и молоди. В общем объеме продукции аквакультуры 70% составляет лососевые (форель), 20% карповые, 7% осетровые и 3% сиговые (пелядь). Министерство сельского хозяйства Иркутской области ведет планомерную работу по формированию рыбоводных участков на территории области. По состоянию на 1 июня 2017 года в области уже насчитывается 34 рыбоводных участка, причём 19 из них посредством аукциона переданы в пользование на 25-летний срок.

Несмотря на принятие Министерством сельского хозяйства программ по развитию аквакультуры, занять существенную долю на мировом рынке продукции аквакультуры России пока не удалось - её доля на мировом рынке рыбной продукции аквакультуры в настоящее время составляет менее 0,5%. Лидером является Китай, доля которого составляет 67,3%, на втором месте - Индия - 5,4%, на третьем - Вьетнам - 2,6%1.

Фактическое производство товарной рыбы в России достигло 1,2 кг на человека при плановом показателе 5-6 кг. К 2020 году планируется нарастить производство отечественной товарной рыбы как минимум до 315 тыс. тонн.

Низкие темпы роста аквакультуры объясняются тремя причинами:

- высокой стоимостью на энергоносители в большинстве регионов СФО;

- неразвитым рынком высококачественных кормов для рыб (что можно решить с помощью программы им-портозамещения);

- высокой стоимостью внедрения новых технологий и новой техники для рыбоводства;

- недостаточными объемами производства отечественного оборудования для рыбоводства и рыбоперерабатывающей промышленности.

Интенсификация развития рыбоперерабатывающей промышленности в значительной степени зависит от применения инновационных технологий, на применение которых оказывают влияние такие факторы, как промышленная политика государства, государственное регулирование качества рыбы и иных видов сырья, уровень инвестиций в технологическое развитие отрасли. Именно эффективное управление инновационно-инвестиционными процессами на всех уровнях управления (национальном, региональном, межрегиональном, хозяйствующего субъекта) позволит реализовать стратегические задачи.

Анализ обеспечения технологической безопасности России в отношении пищевой промышленности показал, что данная цель не достигнута - на рынке оборудования для отрасли доля оборудования российского производства составляет лишь 13%, таким образом, наблюдается значительная зависимость от импортных технологий. За период с 2012 г. по 2016 г. производство оборудования для пищевой промышленности в Российской Федерации увеличилось на 30% и достигло 12,6 млрд. руб., однако одновременно импорт такого оборудования вырос на 20% и достиг 50,1 млрд. руб., то есть объём импорта в 4 раза превышает собственное производство2.

Возрастает роль промышленной политики государства, поэтому необходимо в разрабатываемой «Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 года» включить разделы, посвященные производству оборудования для рыбоперерабатывающих предприятий среднего и малого предпринимательства, ориентированных на работу в сельской местности, непосредственно в близости от рыбоводных предприятий. В программах по развитию сельскохозяйственного машиностроения необходимо уделить внимание производству оборудования для рыбоводных предприятий, которое в настоящее время в основном закупается по импорту. Здесь целесообразно использовать промышленный потенциал Сибирского федерального округа с целью сокращения транспортных расходов на поставку оборудования.

Таким образом, для инновационного развития рыбопромышленного комплекса на юге Сибирского федерального округа необходимо:

- разработать научное обеспечение отрасли, а именно: технологии рыбоводства, осетроводства, разведения ракообразных с учётом климатических особенностей территории; технологии производства и транспортирования кормов для рыб разнообразного способа содержания из местного растительного и животноводческого сырья; маркетинговые технологии продвижения рыбы и рыбной продукции на местном и межрегиональном рынках;

- развивать в Сибирском федеральном округе машиностроение для рыбоперерабатывающей промышленности и рыбоводных предприятий;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- в Стратегии развития АПК Сибирского федерального округа на период до 2035 года предусмотреть развитие государственно-частного партнёрства в рыбохозяйственном комплексе;

- создать в Сибирском федеральном округе координационный центр по инновационному развитию аквакульту-ры, который будет способствовать развитию отрасли с учётом региональной специализации сельского хозяйства; разработать среднесрочную межрегиональную программу по развитию отрасли.

- создать Межрегиональный центр по международной сертификации рыбной продукции.

1 Кашин В.И. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности - альтернатива сырьевому развитию АПК. -http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/upload/site2/document_news/000/lll/160/Materialy_k_parlamentskim_slushaniyam_21_marta_l_chast. pdf

2 Материалы парламентских слушаний на тему: «Законодательное обеспечение развития переработки сельскохозяйственной продукции». - http://komitet2-20.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/111160