• Начавшаяся было демократизация социальной, экономической и общественной жизни (пусть урезанная и явно урезаемая) все же способствовала проявлению демократических процессов и в школе. Однако школа, следуя принципу упрощения в учебной модели всего богатства мира, упростила и демократизацию, сводя ее к повторению модели управляемой государством демократии (на ограниченность такого подхода указывал еще Гессен). Реальная демократия в обществе и само гражданское общество начинаются со школы. Именно в ней легче всего воссоздать для детей культурную
практику прямой демократии в школе («горизонтальной», а не «вертикальной»), где детско-взрослое сообщество само планирует, организует, обеспечивает и контролирует общий процесс жизнедеятельности, в которой нет разделения на лидеров и основную равнодушную массу, на показательное (или имитирующее) самоуправление детей и фактическую власть администрации школы, а действуют эффективное соуправление детей и взрослых и гуманные нормы сотрудничества, опирающиеся на демократическое поведение и открытую, совместную экспертизу процессов.
Соловей О. В.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗОВ И БИЗНЕСА -ОСНОВНОЙ ПУТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Одной из главных проблем вузовской науки является ее неадаптивность к рыночным условиям. Руководители предприятий отмечают, что выпускники высших профессиональных учебных учреждений не адаптированы к работе на производстве. Работодателям приходится тратить средства и время на переподготовку выпускников, что они считают неприемлемым условием.
Главной причиной неприспособленности выпускников к работе на производстве является отсутствие четкого механизма взаимодействия между вузами и бизнесом, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Еще в СССР - высшее образование не имело принципиально важного звена - обратной связи с потребителями своих услуг, с реальными запросами экономики. При всей фундаментальности отечественного высшего образования, все еще «слабо важное звено - обратная связь с его потребителями, производством, а точнее с бизнесом» [3, с. 48].
В условиях экономики знаний одной из приоритетных задач деятельности университета является формирование «партнерских отношений» и создание устойчивой сети «сотрудничающих организаций», заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве в области подготовки
90
высококвалифицированных кадров, укрепления материально-технического обеспечения учебного процесса, проведении совместных НИОКР, модернизации производства и выпускаемой продукции и т. п. [1, 2, 6].
Чтобы эта деятельность была максимально успешной, необходимо понять, как построить так называемые «отношения, основанные на взаимном влиянии и обучении, где стороны не просто работают параллельно, а приспосабливаются к потребностям друг друга и учитывают опыт эффективной работы своих партнеров».
Одним из механизмов, позволяющих обеспечить качественно новую структуру выпускаемых системой профессионального образования кадров, адекватную потребностям бизнес-сообщества, является стратегическое партнерское сотрудничество. Основная цель данного сотрудничества - повышение качества подготовки специалистов.
Стратегия - это руководство, ориентир или направление развития организации, дорога из настоящего в будущее; принцип поведения; перспектива; особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента [5].
Что касается однозначности понимания термина "стратегическое партнерство", то его офи-
© Соловей О. В., 2009
Стратегическое партнерство вузов и бизнеса..,
циального определения не существует в мировой практике.
В данной статье под стратегическим партнерством вуза и предприятия понимаются договорные отношения, содержащие следующие характерные элементы:
1. план подготовки специалистов для бизнеса с учетом перспектив развития отрасли и предприятия;
2. фактическое заключение договоров между вузом и бизнесом на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом требований предприятия;
3. совместная организация базы для проведения производственно-технологической практики студентов;
4. проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), привлечение ученых вуза к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению;
5. привлечение сотрудников предприятий к учебному процессу (лекции и практические занятия, руководство практикой, курсовым и дипломным проектированием).
6. создание в вузе новых и оснащение имеющихся учебно-научных лабораторий;
7. организационное, материально-техническое и финансовое содействие привлечению к научной работе «целевых» студентов и аспирантов;
8. заключение договоров на трудоустройство выпускников;
9. наличие коллегиальных экспертно-ана-литических и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и бизнеса.
В каждом конкретном случае договор о стратегическом партнерстве должен формироваться исходя из двусторонних интересов, образуя в комплексную программу взаимодействия диполя «вуз - предприятие», которая может изменяться и корректироваться по мере изменения внешних условий [5].
Предприятия бизнес-сообщества - партнеров можно разделить на 3 типа:
1. Ведущие стратегические партнеры, имеющие долголетний опыт сотрудничества с вузом в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на основе долгосрочных договоров, создания специализированных организационных структур (учебно-научные центры, лаборатории), в проведении совме-
стных научно-исследовательских работ.
2. Партнеры, взаимодействие с которыми началось или возобновилось недавно и имеет хорошие перспективы развития.
3. Организации, с которыми соглашения о стратегическом партнерстве заключены в текущем году.
Ученый совет вуза ежегодно осуществляет сбор данных для расчета показателей эффективности стратегического партнерства.
Критерии оценки эффективности реализации сотрудничества между вузами и бизнесом:
1. Количество заключенных договоров на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров (особенно долгосрочных).
2. Финансовая помощь стратегического партнерства (оборудование, ремонт, издание учебно-методической и научной литературы, поддержка совместных предприятий, финансирование НИОКР).
3. Фактическое участие работников предприятий в учебном процессе.
4. Создание совместных научно-образовательных структур (научных и учебных лабораторий, центров).
5. Реальное участие предприятий в подготовке новых курсов и образовательных программ.
6. Участие работодателей в оценке качества образовательных программ и выпускников.
Статистика оценок качества выпускников вузов со стороны работодателей пока не существует. Это обусловлено практически отсутствием связи работодателей с выпускающими кафедрами вузов.
Важными направлениями взаимодействия вуза и бизнеса являются тесное сотрудничество в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов.
Основные направления подготовки кадров - целевое обучение на основе трехсторонних (вуз-студент-предприятие) и двухсторонних договоров (вуз-предприятие), организация производственной практики, трудоустройство выпускников, разработка профессиональных стандартов, формирование компетентностной модели специалиста, создание совместных научно-образовательных структур (технопарки, технополисы, инновационные центры), организация НИОКР.
Целевая подготовка специалистов позволяет получить высококвалифицированные кадры, необходимые работодателям.
На техническом Совете, организованном в мае 2009 г. УрГУПС руководители железной дороги отметили, что сегодня необходимы специалисты-универсалы. Выдавая целевое направление и заключая договор с вузом, предприятие должно заранее указывать, каким требованиям должен отвечать специалист.
Работодатели осознают важность заключения долгосрочных договорных отношений на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров как необходимое условие улучшения качества подготовки специалистов. Проведенное исследование системы бизнес - образования за 2006, 2007 и 2008 годы на промышленных предприятиях Челябинской области позволяет сделать вывод, что руководители предприятий заключают с вузами лишь единичные договора сроком на 1 год, ежегодно снижаются и затраты на подготовку и повышение квалификации персонала.
На промышленных предприятиях, которые имеют в своей структуре учебные центры, осуществляется более тесное взаимодействие между бизнесом и учреждениями высшего профессионального образования. Учебные центры осуществляют переподготовку, получение 2-ой профессии, стажировку молодых специалистов и повышение квалификации кадров, привлекая преподавателей ведущих вузов.
Незначительное включение отдельных субъектов, в качестве которых выступают предприятия - работодатели в организационно-экономические отношения вуза приводит к тому, что их интересы при осуществлении образовательной деятельности учебного заведения учитывается не полностью. Недостаточный учет этих интересов является важнейшим фактором, негативно влияющим на конечные результаты деятельности вуза.
Основной проблемой практически отсутствия взаимодействия промышленных предприятий и учреждений высшего профессионального образования на договорной основе, как отмечают руководители предприятий, является недостаточное финансирование.
Большая часть сотрудничества промышленных предприятий и учебных заведений заключается в организации производственной практи-
ки для студентов. Исключение составляют предприятия железнодорожного транспорта.
В последнее время дорога остро нуждалась в кадрах ведущих профессий. На 2009 год обеспечение специалистами с высшим профессиональным образованием выполнено на 100 %.
Партнерство транспортных вузов и бизнеса является важным фактором инновационного развития отрасли, кадрового обеспечения и научного сопровождения транспортной стратегии России [4, с. 41].
Взаимодействие между предприятиями железнодорожного транспорта и учреждениями высшего профессионального образования строятся на деловой конструктивной основе. Большое внимание уделяется подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров на договорной основе.
Для нужд железнодорожного транспорта учреждения высшего профессионального образования готовят работников ведущих профессий. Южно-Уральская и Свердловская железная дорога заключают договора с ведущими железнодорожными учебными заведениями: УрГУПС, СамГУПС, ОмГУПС, СГУПС и МИИТ.
Целевая подготовка специалистов - основа обеспечения инженерными кадрами ОАО «РЖД» [4, с. 40].
Вопрос взаимодействия с вузами, особенно с УрГУПС, имеет достаточно широкий аспект деятельности.
Железная дорога взаимодействуют с учреждениями высшего профессионального образования по организации производственной практики.
С целью совершенствования организации работы по прохождению студентами производственной практики, повышая ее эффективность, в 2008 году на железной дороге были проведены целевые проверки по организации прохождения практики студентами в структурных предприятиях дороги, по итогам которых состоялось совместное совещание службы управления персоналом и представителей УрГУПС.
Дорога поставила вопрос о формировании целевого заказа, где основу должны составлять интересы дороги, а интересы образовательного учреждения должны быть вторыми.
Руководители, из числа заместителей начальника дороги и начальников служб участвуют в работе государственных аттестационных
комиссий, привлекаются к проведению занятий со студентами.
В целях реализации единой стратегии и практической деятельности в сфере подготовки кадров, развития каждого из действующих образовательных учреждений и существенного улучшения кадрового обеспечения транспортных процессов создается Ассоциация транспортных образовательных учреждений Уральского федерального округа и Пермского края.
Цель создания Ассоциации - развитие региональной структуры многоуровневой, непрерывной и личностно-ориентированной системы подготовки персонала предприятий транспортного комплекса.
Для нормативного и организационного обеспечения деятельности Ассоциации будет создан организационный комитет в составе представителей ГОУ ВПО УрГУПС, ГОУ СПО УрЖТ, Ассоциаций работников железнодорожного и промышленного транспорта.
Железную дорогу и ряд образовательных учреждений связывает тесное взаимодействие в области дополнительного профессионального образования и повышения квалификации руководителей и специалистов.
Повышение квалификации кадров железной дороги осуществляется на 90-95 % в вузах железнодорожного транспорта и их филиалах, остальная часть - в вузах других отраслей, министерств и ведомств, а также за границей.
Ежегодно увеличивается сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
В организации профессионального обучения кадров на железной дороге остается проблема планирования обучения, то есть его своевременность, обоснованность и отбор кандидатур.
Сравнительный анализ данных за 2007, 2008 годы показывает, что повышение квалификации руководителей выполняется выше запланированного, но при этом план по обучению специалистов и служащих не выполняется. Поэтому в ближайшее время необходимо решить проблему планирования обучения кадров.
Необходимо отметить постоянное участие руководителей предприятий железнодорожного транспорта в конференциях, выставках, проводимых УрГУПС и его филиалами. При этом неотъемлемым условием является совместное
обсуждение и реальное решение проблем учебных заведений.
На предприятиях железнодорожного транспорта ежегодно проводится аттестация руководителей и специалистов на соответствие занимаемой должности.
Необходимо отметить, что 98 % обследуемых соответствуют должности. Вследствие чего можно сделать вывод о высоком качестве обучения в вузах железнодорожного транспорта, что достигается благодаря тесному взаимодействию учебных заведений и железной дороги.
Аттестационная комиссия выявляет контингент, который нуждается в переподготовке и повышении квалификации, а также дает рекомендации о включении в резерв на вышестоящую должность и об увеличении оплаты труда.
Основная цель тесного взаимодействия железной дороги и учреждений ВПО состоит в том, чтобы с одной стороны - восполнить недостающий контингент за счет подготовки новых специалистов и переподготовки уже имеющих ту или иную специальность или профессию, а с другой стороны - повысить профессионализм работников всех уровней: ведущих руководителей дороги, специалистов и служащих.
Таким образом, взаимодействие рынка образовательных услуг с рынком труда происходит:
- через производственную практику студентов (причем в выигрыше не только вузы и студенты, но и работодатели, для которых это один из каналов подбора новых кадров);
- через систему повышения квалификации специалистов (своеобразная корректировка знаний и навыков в соответствии с запросами рынка труда);
- через привлечение к преподаванию специалистов предприятий;
- через целевую подготовку специалистов; через заявки работодателей на молодых
специалистов, в том числе персональные, через размещаемые в вузах предложения о вакантных рабочих местах (в том числе в форме «Дней карьеры», «Ярмарок вакансий»);
через «сигналы» рынка труда о востребованности специалистов вуза;
через системы эффективных коммуникаций вузов и бизнеса.
Необходимы инвестиции бизнес-сообщества в развитие высшей школы, на модернизацию профессионального образования, в том чис-