КАДРЫ
Взаимодействие государства, бизнеса и высшей школы — приоритет отраслевого образования
б.а. лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д-р техн. наук, профессор
Условием успешной реализации приоритетных проектов развития транспортного комплекса является опережающая профессиональная подготовка кадров. Опережающая не только в плане соответствия количества специалистов широкому спектру востребованных в отрасли специальностей, но и соответствия их уровня ключевым компетенциям в современной инновационной сфере деятельности. Это определяет генеральную стратегическую цель инновационного развития любого транспортного вуза — непрерывное совершенствование содержания образования на основе усиления фундаментальной подготовки, интеграции учебного процесса и научных исследований, использования результатов исследований в образовательных программах. А это недостижимо без активного участия работодателей — как государственных структур, так и предпринимательских.
В успешной реализации приоритетного национального проекта «Образование» в равной степени должны участвовать государство, бизнес и учебные заведения. Более того, государство и бизнес, как считает президент РФ В.В. Путин, должны совместно вырабатывать критерии оценки качества подготовки специалистов, формировать номенклатуру востребованных специальностей. России сегодня нужна конкурентоспособная образовательная система, без которой становится реальной угроза отрыва качества образования от современных требований.
Базовые ценности отраслевой системы образования формировались на протяжении полутора веков. Сегодня специалистов для транспортного комплекса готовят 20 высших и 80 средних специальных учебных заведений, в которых обучаются свыше 300 тысяч человек.
По оценке Министерства образования и науки, система профессионального образования на транспорте по качеству подготовки кадров является одной из лучших в стране. Тем не менее, учебные заведения отрасли испытывают определенные затруднения в подготовке специалистов с квалификационными характеристиками, отвечающими требованиям работодателей.
Система транспортного образования требует модернизации, в которой в
равной степени заинтересованы учебные заведения и представители деловых кругов. Нужны новые механизмы участия бизнеса в формировании заказа на подготовку специалистов, образовательном процессе и разработке Государственных образовательных стандартов, совершенствовании системы целевой подготовки кадров.
В этой связи хочу особо подчеркнуть: все вопросы обеспечения кадров предполагается решать в рамках Ассоциации высших учебных заведений транспорта Российской Федерации, организационно оформившейся в июле 2005 года на базе зарекомендовавшей себя с положительной стороны Ассоциации железнодорожных вузов. Преемственность помогла вновь созданной ассоциации в полной мере проявить работоспособность и доказать свою необходимость для транспортного комплекса страны. Проявить настолько весомо, что Министерство транспорта РФ готово предоставить ей возможность участия в реализации некоторых своих программ и проектов. Это:
• выработка государственной политики в области кадрового обеспечения транспорта;
• подготовка предложений по формированию федеральной законодательной базы, обеспечивающей развитие кадрового потенциала транспорта;
• разработка Федеральной (отраслевой) программы (Концепции) государственно-частного партнерства в области подготовки кадров;
• формирование плана приема в вузы и целевой подготовки кадров для предприятий всех форм собственности;
• развитие на базе транспортных вузов отраслевых центров переподготовки, повышения квалификации и аттестации персонала транспорта;
• формирование плана НИОКР с участием представителей вузов в конкурсных комиссиях по отбору проектов и заявок в планы НИОКР, научно-технических и инновационных программ;
• создание на базе транспортных вузов независимых учебно-аттестационных и сертификационных центров Минтранса и многие другие важные направления в деле опережающей подготовки специалистов для динамично развивающегося транспортного комплекса страны.
Более активному и заинтересованному участию работодателей и бизнеса в образовательном процессе должна способствовать модернизация нормативно-правовой базы профессионального образования, в первую очередь внесение поправок в действующий Налоговый кодекс. Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ подготовил соответствующий зако-
Все вопросы обеспечения кадров предполагается решать в рамках Ассоциации высших учебных заведений транспорта Российской Федерации. Министерство транспорта РФ готово передать ей ряд
своих функций в вопросах подготовки кадрового потенциала и науки.
КАДРЫ •
нопроект, создающий более благоприятный налоговый климат для всех участников образовательного процесса. А пока новый закон не принят, учебные заведения, предприятия и коммерческие структуры должны находить новые формы взаимовыгодного сотрудничества в рамках действующего законодательства.
Серьезным шагом в этом направлении следует считать целевую контрактную подготовку кадров для транспорта с использованием банковского образовательного кредита.
Разработан конкретный механизм внебюджетного финансирования целевой подготовки кадров для транспорта. Этот вопрос — один из самых актуальных, в первую очередь для железнодорожного комплекса страны. За счет целевой подготовки происходит комплектование самых отдаленных транспортных предприятий, куда кроме уроженцев тех местностей на постоянную работу никто не поедет.
При этом отсутствует законодательное закрепление обязательств выпускника, который обучался за счет средств федерального бюджета и должен отработать в отрасли определенный срок. Подготовка кадров за счет банковского образовательного кредита снимает и эти проблемы: железнодорожные предприятия, как и ранее, направляют «целевиков» для обучения в вузы. Далее (и в этом принципиальная новизна предлагаемой формы подготовки кадров) заключается трехсторонний договор между работодателем (предприятием), Транскредитбанком и «целевиком». В течение пяти лет банк обязуется финансировать обучение (с предоплатой за каждый семестр) студента в вузе, включая оплату проживания в общежитии, выплату стипендии, соцобеспечение. Студент принимает на себя обязательство после окончания вуза вернуться на предприятие и отработать на нем от трех до пяти лет (в зависимости от срока погашения предприятием кредита).
Подобные формы подготовки кадров финансируются предприятиями не из прибыли — это средства, которые выделяются для подготовки и переподготовки персонала компании. Транскредитбанк тоже заинтересован в таком механизме подготовки кадров для ОАО «РЖД», поскольку владеет главными активами компании. Поэтому кредит устанавливается минимальный — ученический.
Если выпускник по каким-либо причинам откажется вернуться на предп-
Руководители ОАО «РЖД», других видов транспорта неоднократно
заявляли, Что отрасль ощущает острую потребность в квалифицированных кадрах, хорошо знакомых со всеми видами транспорта, а не только с отдельными сегментами, в менеджерах, способных сформировать и реализовать масштабные инфраструктурные проекты.
риятие, юридические отношения он будет выяснять не с вузом или предприятием, а с банком, который сумеет удержать выплаченные суммы, причем процент по выданному кредиту будет уже не ученическим, а коммерческим.
Нельзя недооценивать роль банковского кредита и при целевой подготовке за счет бюджетного финансирования, которое сегодня лишь на четверть обеспечивает полноценную подготовку кадров для транспорта. Разницу эту также можно компенсировать за счет банковских кредитов по такой же, как и в предыдущем случае, схеме. И тем самым также обеспечить стопроцентное возвращение «целевиков» на предприятия.
Подобная форма подготовки кадров одобрена руководством компании ОАО «РЖД», но практического применения пока не получила.
Министр транспорта РФ И.Е. Левитин — один из идеологов использования такого механизма для финансирования не только в сфере образования, но и в транспортном секторе российской экономики в целом. Достаточно вспомнить его суждения о концессиях в сфере платных автодорог и городского транспорта, строительства морских и речных портов и аэропортов, железнодорожных объектов и путей. Об этом министр говорил на открытой лекции для будущих молодых руководителей железнодорожной отрасли, студентов, аспирантов, слушателей Высшей шко-
лы экономики и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки, профессорско-преподавательского состава Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
Нет необходимости доказывать, что партнерство транспортных вузов и бизнеса является важным фактором эффективного кадрового обеспечения и научного сопровождения Транспортной стратегии России. Достаточно вспомнить, что подготовка квалифицированных кадров, соответствующих тенденциям развития транспортного комплекса страны, требует не только оптимизации учебного процесса, но и укрепления материально-технической базы вузов. На устаревшем оборудовании, тренажерах, образцах техники специалистов нового поколения не подготовить. Министерство транспорта уделяет большое внимание этой проблеме, но в полном объеме без поддержки транспортных компаний и представителей бизнеса ее не решить.
Первый заместитель председателя правительства РФ Д.А. Медведев на недавней встрече с представителями деловых кругов подчеркнул, что для реализации национального проекта «Образование» учебные заведения должны финансироваться из трех источников — государством, коммерческими структурами и за счет собственных средств. Дополнительные инвестиции в образование принесут бизнесу и работодате-
• КАДРЫ
Исполкому Ассоциации вузов транспорта поручено разработать
и направить на согласование план первооЧередных и перспективных
мероприятий по привлечению бизнеса к участию в кадровом
обеспеЧении Транспортной стратегии России.
лям выгоду в виде самого надежного капитала — грамотных, высококвалифицированных специалистов, деятельность которых будет умножать доходы транспортных предприятий и компаний.
То же самое можно сказать о дополнительном инвестировании вузовской науки. Потенциал ее должен быть использован с максимальной эффективностью для отрасли, ведь успех в реализации крупнейших (в том числе международных) транспортных проектов во многом определяется эффективностью их научного сопровождения.
Руководители ОАО «РЖД», других видов транспорта неоднократно заявляли, что отрасль ощущает острую потребность в квалифицированных кадрах, хорошо знакомых со всеми видами транспорта, а не только с отдельными сегментами, в менеджерах, способных сформировать и реализовать масштабные инфраструктурные проекты. Именно с этой целью на базе Российской академии путей сообщения МИИТа начата подготовка по программе государственно-частного партнерства.
Для опережающей подготовки необходима постоянная тесная связь с практикой, с транспортными предприятиями. Она существует уже сегодня. С руководством ОАО «РЖД», например, с начальниками дорог, другими руководителями транспортных предприятий.
На состоявшемся в мае-июне 2007 года форуме в Сочи в беседе с ректорами вузов президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин высказал конкретные пожелания по подготовке новых специалистов — знакомых с различными видами транспорта, с багажом менеджерских знаний, имеющих более тесную связь с деятельностью предприятий транспорта. Специалистов, владеющих новыми подходами к управлению транспортным хозяйством, конструированию транспортных систем, специалистов по строительству нового вида верхнего строения пути.
Так, сегодня строятся новые железные дороги в Монголии, на Ямале, в других местах. А вузы, по мнению В.И. Якунина, еще не стали поставщиками новых технологий строительства и специалистов, владеющих этими технологиями.
В чем же конкретно должно проявляться опережение в подготовке кадров для транспорта России? Прежде всего, в открытии новых, востребованных практикой специальностей, вооружении будущих специалистов новыми, самыми современными знаниями. В этой связи высказывалось пожелание ректорского корпуса — вернуться к определению потребности в подготовке кадров. И не только со стороны наших традиционных заказчиков (ОАО «РЖД», Трансстрой, метрополитен), но и со стороны частных структур.
Возможно ли такое? В США ежегодно публикуется прогноз востребованности кадров на пять лет вперед. Значит, возможно. И железнодорожники могли бы проявить инициативу в этом вопросе. Однако пока практически не изучен вопрос потребности бизнес-структур в кадрах.
Признанный сторонник идеи государственно-частного партнерства, министр транспорта РФ И.Е. Левитин так сформулировал принцип востребованности: не вуз должен искать средства на подготовку будущего специалиста, надо добиться положения, когда выстроится очередь из желающих вложить деньги в вузовское образование.
Возможно, такое и случится когда-нибудь, а пока что заключено Соглашение о стратегическом партнерстве между Ассоциацией высших учебных заведений транспорта и Союзом транспортников России. Исполкому Ассоциации вузов транспорта поручено разработать и направить на согласование план первоочередных и перспективных мероприятий по привлечению бизнеса к участию в кадровом обеспечении Транспортной стратегии России.
При этом большие надежды возлагаются на проверенный временем вариант подготовки — целевой. С использованием существующих форм, но для предприятий всех форм собственности, внедрению внебюджетных форм целевой подготовки, в том числе с использованием банковского образовательного кредита.
Но чтобы это заработало на полную мощь, необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ, способствующие активному учас-
тию бизнеса в этом перспективном виде подготовки кадров.
Все настойчивей напоминает о себе Болонское соглашение. Как одна из стран, его подписавших, Россия обязана выполнить все требования соглашения к 2010 году. Только сделать это необходимо с учетом сохранения высокого качества подготовки кадров. Для транспорта это требование номер один.
Какие меры потребуются в первую очередь? Во-первых, надо сохранить в Государственных образовательных стандартах нового поколения положения о необходимости подготовки специалистов для транспортного комплекса, особенно по специальностям, связанным с обеспечением эксплуатационного процесса. Во-вторых, расширить практику подготовки бакалавров и магистров по заявкам предприятий всех форм собственности. В-третьих, развивать и совершенствовать формы академической и профессиональной мобильности преподавателей, ученых и студентов транспортных вузов.
Все эти меры окажутся напрасными, если предприятия транспорта не востребуют нового вида специалистов — бакалавров и магистров. Судя по сегодняшнему положению, такой готовности пока не наблюдается.
Нельзя не заметить, что серьезные перемены в подготовке для транспорта специалистов завтрашнего дня не совсем вписываются в существующие формы функционирования вузов. В этих условиях, по мнению ректорского корпуса, видится обоснованным и целесообразным для транспортных вузов переход к форме управления в виде Автономного учреждения (АУ). С этой целью предстоит создать при исполкоме Ассоциации вузов транспорта рабочую группу по выработке конкретных механизмов формирования и использования целевого капитала вузов с привлечением бизнес-структур.
Дело это новое, в деталях еще неясное, и поэтому исполкому Ассоциации вузов транспорта поручено организовать учебу проректоров вузов транспорта по подготовке к переходу в АУ.
Модернизируется транспорт, модернизируется образование в стране — мы живем в эпоху больших перемен. В таких условиях неизбежно возникают проблемы, нерешенные вопросы. И есть уверенность, что наиболее эффективное их решение возможно в рамках новой структуры — Ассоциации вузов транспорта России.